Научная статья на тему 'Некоторые вопросы взаимодействия органов следственного комитета Российской Федерации с оперативными подразделениями ФСИН России'

Некоторые вопросы взаимодействия органов следственного комитета Российской Федерации с оперативными подразделениями ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1224
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волков Д.Ю.

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия следователей Следственного комитета Российской Федерации с оперативными работниками уголовно-исполнительной системы в ходе рассмотрения материалов проверок и расследования уголовных дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Волков Д.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы взаимодействия органов следственного комитета Российской Федерации с оперативными подразделениями ФСИН России»

УДК 343.98:343.8

Некоторые вопросы взаимодействия органов Следственного комитета Российской Федерации с оперативными

подразделениями ФСИН России

Д. Ю. ВОЛКОВ - преподаватель кафедры уголовного процесса, криминалистики и оперативно-розыскной деятельности ВИПЭ ФСИН России

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия следователей Следственного комитета Российской Федерации с оперативными работниками уголовно-исполнительной системы в ходе рассмотрения материалов проверок и расследования уголовных дел.

Ключевые слова: взаимодействие правоохранительных структур; пенитенциарная преступность; расследование преступлений.

Some questions of interaction of Investigative Committee of the Russian Federation with the operational agencies of the Federal Penal Service of Russia

■ D. YU. VOLKOV - Lecturer of the Department of Criminal Procedure, Criminalistics and Operational Investigation of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia

The article discusses the interaction of the investigators of the Investigative Committee of the Russian Federation with the operatives of the penal system during the examination of the materials of inspections and the investigation of criminal cases.

Keywords: interaction of law enforcement agencies; penal criminality; investigation of crimes.

Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, совершенных в исправительных учреждениях, относится к категории сложных, что обусловлено процессуальным положением фигурирующих в нем лиц, которыми в большинстве своем являются осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, и их негативным отношением к правоохранительным структурам в целом.

Согласно статистическим данным ФСИН России в 2016 г. было зарегистрировано 960 преступлений (в 2015 г. - 940, +2,1 %), большая часть из которых совершена в исправительных колониях - 851 (в 2015 г. - 838, +1,5 %), из них: умышленных причинений тяжкого вреда здоровью - 47 (в 2015 г. - 49, -4,2 %), убийств - 10 (в 2015 г. - 18, -44,4 %), побегов - 101 (в 2015 г. - 123, -17,8 %), преступлений, связанных с дезорганизацией деятельности учреждений, - 195 (в 2015 г. -175, +11,4 %)1.

Представленные сведения указывают на стабильно высокий рост преступлений, совершенных в исправительных учреждениях. При этом необходимо учитывать, что ряд совершаемых преступлений остаются латентными. Наибольшую общественную опасность представляют деяния, посягающие на жизнь и здоровье человека и иные конституционные права, а также экстремистской и коррупционной направленности.

Данные обстоятельства обусловливают необходимость создания комплекса мер, направленных на эффективное расследование указанной категории преступлений. Одним из основных условий решения данной задачи является максимальное взаимодействие оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы и Следственного комитета Российской Федерации (СК РФ).

Основные направления деятельности комитета закреплены в приказе от 15.01.2011 г. № 2 «Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации»2. Согласно положениям данного документа в основе эффективного расследования и раскрытия преступлений лежит взаимодействие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в том числе и оперативны-

ми подразделениями ФСИН России. Непосредственная работа дежурного следователя должна осуществляться согласованно с экспертными и оперативными подразделениями.

На следователей и сотрудников оперативных подразделений возлагаются обязанности по обсуждению результатов производства первоначальных следственных действий (плана следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, по каждому уголовному делу; своевременное выявление и изъятие следов преступления, вещественных доказательств; установление возможных очевидцев, свидетелей).

Для раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений создаются постоянно действующие следственно-оперативные группы под руководством наиболее опытных работников. Аналогичным образом поступают и при производстве предварительного расследования по наиболее сложным уголовным делам и делам, которые предполагают большой объем следственных и иных процессуальных действий3.

Указанные направления работы получили широкое распространение при взаимодействии следователей СК РФ с оперативными подразделениями МВД России, ФСБ России, однако реже встречаются в совместной деятельности с подразделениями ФСИН России. С одной стороны, не так часто возникает необходимость в такой работе, но с другой - отсутствие практического опыта может привести к снижению эффективности такого взаимодействия.

Как правило, работа следователей СК РФ и оперативных работников ФСИН России идет в нескольких направлениях: работа по сообщениям об обнаружении признаков состава преступления (по материалам проверок) - суициды в местах лишения свободы, смерть осужденных в исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, следственных изоляторах, пожары и др.; работа по уголовным делам в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы, исполнение поручений и т. д.

После сообщения в СК РФ об обнаружении признаков состава преступления опера-

тивные работники в первую очередь обязаны принять меры по сохранению обстановки места происшествия без изменений, недопущению посторонних лиц, установлению очевидцев произошедшего, а также лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности.

В настоящее время имеются приказы о совместной деятельности органов СК РФ и МВД России, которые работают на месте происшествия, в том числе и в местах лишения свободы, но указанное обстоятельство не должно служить поводом для формального присутствия оперативных сотрудников ФСИН России при осуществлении следственно-оперативной группой своих обязанностей. Они также могут самостоятельно принять меры по раскрытию преступления и сбору материалов, имеющих доказательственное значение.

Даже на уровне получения объяснений оперативные работники ФСИН России обладают большим преимуществом перед сотрудниками полиции, поскольку имеют представление о лицах, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также налаженный психологический контакт со спецконтингентом4.

Именно на оперативных работниках ФСИН России лежит основная ответственность за целостность и сохранность места происшествия5, в том числе до момента проведения (в случае необходимости) повторного осмотра.

В ходе следственной работы автора статьи в органах СК РФ иногда возникали вопросы, связанные с несогласованностью действий различных подразделений ФСИН России. Так, при рассмотрении материала проверки по факту пожара в одном из учреждений место происшествия (возгорания) после первого осмотра было очищено, то есть все поврежденные предметы были вывезены на свалку, и повторный осмотр был проведен уже не в полном объеме, несмотря на указание по сохранению места происшествия. Во втором случае с опечатанного помещения, которое подлежало осмотру, были вскрыты пломбы, что могло свидетельствовать о проникновении в помещение посторонних лиц, возможно, с целью сокрытия предметов и следов, имеющих значение для органов предварительного следствия. Положительным моментом в данных ситуациях было то, что они не повлияли на результат следственной работы. Указанных обстоятельств можно было бы избежать при наличии четкой системы взаи-

модействия между следствием и оперативными службами.

Большую активность необходимо проявлять оперативным подразделениям ФСИН России и в раскрытии должностных преступлений, совершенных сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Основную часть работы берут на себя оперативные сотрудники подразделений отделов экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, ФСБ России, а деятельность оперативных работников ФСИН России часто сводится к сбору характеризующих материалов и служебной документации на лицо, совершившее преступление. В этой связи следует упомянуть о значительном законодательном ограничении компетенции должностных лиц ФСИН России при расследовании преступлений6. Отсутствие навыков взаимодействия приводит к недопониманию в совместной работе, допущению процессуальных ошибок, которые могут привести к тому, что виновное лицо не будет привлечено к уголовной ответственности. Так, оперативные подразделения ФСИН России иногда сталкиваются с тем, что по наработанным материалам выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовных дел, поскольку оперативные сотрудники не всегда правильно оценивают доказательственную базу и не в полном объеме проводят оперативно-розыскные мероприятия, чего можно было бы избежать при налаженных контактах со следствием. Вопросы возникают и из-за неумения отстаивать оперативными сотрудниками ФСИН России свою позицию, когда речь идет о принятии следователем процессуального решения.

В то же время имеет место и положительный опыт взаимодействия. Так, например, в соответствии с приказом СК РФ от 31.07.2014 г. № 65 «Об организации работы в Следственном комитете Российской Федерации по раскрытию преступлений, совершенных в прошлые годы»7 в ряде субъектов Российской Федерации были созданы аналитические группы по раскрытию преступлений прошлых лет, в которые были включены наиболее опытные сотрудники СК РФ, ФСИН России и МВД России. Подобная организация взаимодействия приносит положительные результаты. Так, в г. Ижевске было совершено убийство несовершеннолетней девочки. Ее труп с признаками удушения обнаружен в подъезде жилого дома. На причастность к совершению убийства в числе других лиц проверялась подружка по-

терпевшей - гражданка Р., однако вина ее доказана не была и предварительное следствие было приостановлено. Данное уголовное дело после изучения и обсуждения членами аналитической группы стало предметом рассмотрения на межведомственном оперативном совещании. С помощью компьютерной базы, имеющейся в распоряжении отдела криминалистики следственного управления, было выяснено, что Р. отбывает наказание за совершение убийства в одном из исправительных учреждений Удмуртской Республики. Участвовавшим в совещании сотрудникам данного территориального органа было предложено провести оперативные мероприятия с подозреваемой в условиях колонии. Начальнику учреждения было направлено соответствующее письменное поручение вместе с детальной обзорной справкой по уголовному делу. Результатом совместной работы стало раскрытие данного особо тяжкого преступления - Р. дала признательные показания, которые были проверены на месте и подкреплены иными объективными доказательствами8.

Также в качестве примера можно привести уголовное дело, которое расследовалось следственным отделом по г. Вологде в отношении осужденного Л., отбывавшего наказание в одном из исправительных учреждений Республики Коми за ранее совершенные кражи. В ходе совместной работы следователя с оперативными подразделениями полиции г. Вологды в оперативный отдел колонии была предоставлена информация о том, что Л. может быть при-частен к совершению убийства в 2004 г. на одной из канализационно-насосных станций города. После проведения оперативно-розыскных мероприятий оперативными работниками исправительного учреждения осужденный признался в содеянном, написал явку с повинной, впоследствии был признан виновным в совершении данного преступления и осужден по ч. 1 ст. 105 УК РФ9.

Еще одной из форм конструктивного взаимодействия с оперативными сотрудниками ФСИН России является привлечение их к осмотру отдельных открытых участков местности с целью поиска трупов, вещественных доказательств и др. Так, по двойному убийству, имевшему место в начале 2008 г. в Индустриальном районе г. Ижевска, установлен свидетель, который смог указать лишь примерно участок местности, где были скрыты трупы потерпевших. Поиск трупов был затруднен тем, что обозначенный участок

(поле и лесная полоса) имел внушительную площадь и находился под метровым снежным покровом. В связи с обращением следственного управления в оперативное управление УФСИН по Удмуртской Республике на помощь следственно-оперативной группе были направлены сотрудники уголовно-исполнительной системы, которые, прочесывая местность, по истечении нескольких часов обнаружили трупы потерпевших.

Таким образом, оперативные подразделения ФСИН России обладают значительным ресурсом, который обязан способствовать эффективному расследованию преступлений, совершаемых в местах лишения свободы. Иногда даже работники следственных органов не в силе дать правильную оценку результатам, которые могут быть получены в ходе совместной работы.

Залогом успешной деятельности, направленной на раскрытие преступлений оперативными сотрудниками ФСИН России, должна стать реализация основополагающего принципа оперативно-розыскной деятельности - наступательности. Своевременно и качественно проведенные оперативно-розыскные мероприятия и полученная информация позволяют создать доказательственную базу, которая будет закреплена в ходе следствия по уголовному делу и благоприятно повлияет на его исход - вынесение обвинительного приговора в отношении виновного лица.

Взаимодействие оперативных подразделений ФСИН России и СК РФ имеет большой потенциал, который должен быть направлен на организацию качественного расследования и раскрытия уголовных дел. Особенно хотелось бы выделить совместное направление работы по таким категориям дел, как пенитенциарные преступления, преступления прошлых лет, а также должностные преступления, совершаемые сотрудниками ФСИН России. Указанные возможности и направления деятельность следует закрепить на организационном и правовом уровне - необходимо издать совместный приказ, который регламентировал бы порядок совместных действий при обнаружении признаков состава преступлений, работе на местах происшествий, проведении первоначальных следственных действий, создании постоянно действующих следственно-оперативных групп, расследовании отдельных категорий преступлений (должностных, экстремистской направленности и др.) и т. д.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России : информ.-аналит. сб. (январь-декабрь 2016 г.). Тверь, 2017. С. 20-21.

2 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 См.: Бастрыкин А. И. Выступление на Всероссийском совещании руководителей следственных органов Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации об основных итогах работы в 2007 г. // Вестник Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации. 2008. № 1. С. 14.

4 См.: Спиридонова Ю. Н. Особенности уголовно-процессуальной деятельности в Федеральной службе исполнения наказаний // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики : материалы междунар. науч-практ. межведомств. конф. (16-17 июня 2016 г.) / под общ. ред. А. А. Вотинова. Самара, 2016. С. 607.

5 См.: Морозов Р. М. Производство следственного осмотра и допроса в исправительном учреждении: организация и тактика : учеб.-практ. пособие. М., 2012. С. 20.

6 См.: Колпакова Л. А., Ухова Е. В. Совершенствование уголовно-процессуальной деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы в стадии возбуждения уголовного дела // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. № 4 (20). С. 38.

7 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8 См.: Взаимодействие следственных органов с оперативными подразделениями УФСИН России по Удмуртской Республике по раскрытию и расследованию преступлений прошлых лет. URL: http://udm.sledcom.ru/folder/878447/ item/878476 (дата обращения: 01.02.2017).

9 См.: Уголовное дело № 4026211, 2010 г. // Архив Следственного отдела по г. Вологда СУ СК РФ по Вологодской области.

1 Sm.: Osnovnye pokazateli dejatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy FSIN Rossii : inform.-analit. sb. (janvar'-dekabr' 2016 g.). Tver', 2017. S. 20-21.

2 Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

3 Sm.: Bastrykin A. I. Vystuplenie na Vserossijskom soveshhanii rukovoditelej sledstvennyh organov Sledstvennogo komiteta pri Prokurature Rossijskoj Federacii ob osnovnyh itogah raboty v 2007 g. // Vestnik Sledstvennogo komiteta pri Prokurature Rossijskoj Federacii. 2008. № 1. S. 14.

4 Sm.: Spiridonova Ju. N. Osobennosti ugolovno-processual'noj dejatel'nosti v Federal'noj sluzhbe ispolnenija nakazanij // Ugolovno-ispolnitel'naja sistema na sovremennom jetape: vzaimodejstvie nauki i praktiki : materialy mezhdunar. nauch-prakt. mezhvedomstv. konf. (16-17 ijunja 2016 g.) / pod obshh. red. A. A. Votinova. Samara, 2016. S. 607.

5 Sm.: Morozov R. M. Proizvodstvo sledstvennogo osmotra i doprosa v ispravitel'nom uchrezhdenii: organizacija i taktika : ucheb.-prakt. posobie. M., 2012. S. 20.

6 Sm.: Kolpakova L. A., Uhova E. V. Sovershenstvovanie ugolovno-processual'noj dejatel'nosti organov i uchrezhdenij ugolovno-ispolnitel'noj sistemy v stadii vozbuzhdenija ugolovnogo dela // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2012. № 4 (20). S. 38.

7 Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

8 Sm.: Vzaimodejstvie sledstvennyh organov s operativnymi podrazdelenijami UFSIN Rossii po Udmurtskoj Respublike po raskrytiju i rassledovaniju prestuplenij proshlyh let. URL: http://udm.sledcom.ru/folder/878447/item/878476 (data obrashhenija: 01.02.2017).

9 Sm.: Ugolovnoe delo № 4026211, 2010 g. // Arhiv Sledstvennogo otdela po g. Vologda SU SK RF po Vologodskoj oblasti.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.