Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВЫСТАВКИ «ОТЦЫ И ДЕТИ: СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДИНАСТИЙ»'

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВЫСТАВКИ «ОТЦЫ И ДЕТИ: СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДИНАСТИЙ» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
72
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Челябинский музей изобразительных искусств / художественная династия: XX век: художественная форма / Chelyabinsk Museum of Fine Arts / artistic dynasty / 20th century / art form

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Козлова Наталья Александровна

В статье рассмотрены отдельные аспекты масштабной выставки «Отцы и дети: судьба и творчество художественных династий», состоявшейся в Челябинском музее изобразительных искусств (ЧГМИИ) в декабре 2022 феврале 2023 г. На ней были представлены произведения XX начала XXI в. 49 мастеров 17 творческих династий из собрания музея и мастерских художников. Особое внимание уделено работам, пополнившим в ходе подготовки выставки собрание ЧГМИИ. Экспозиция, построенная по «династическому» принципу, анализируется с точки зрения творческого диалога разных поколений художников участников выставочного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Козлова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC ASPECTS OF THE EXHIBITION “FATHERS AND CHILDREN: THE FATE AND CREATIVE WORK OF ARTISTIC DYNASTIES”

The article provides an overview of specific aspects of the exhibition “Fathers and Children: the Fate and Creative Work of Artistic Dynasties”, which presented works from the 20th to the early 21st centuries by 49 artists from 17 creative dynasties, from the collection of the Chelyabinsk Museum of Fine Arts and artists’ studios. Special attention is paid to the works that had enriched the collection of the State Central Museum of Contemporary History during the exhibitions preparation work. The exposition made according to the “ancestry” principle is analyzed through the creative dialogue of different generations of artists participants of the exhibition project.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВЫСТАВКИ «ОТЦЫ И ДЕТИ: СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДИНАСТИЙ»»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

THEORY AND PRACTICE OF FINE ART

EDN: TMUFNI УДК 7.03

SPECIFIC ASPECTS OF THE EXHIBITION "FATHERS AND CHILDREN: THE FATE AND CREATIVE WORK OF ARTISTIC DYNASTIES'

Natalia A. Kozlova

Chelyabinsk State Museum of Fine Arts Chelyabinsk, Russian Federation

Abstract: The article provides an overview of specific aspects of the exhibition "Fathers and Children: the Fate and Creative Work of Artistic Dynasties", which presented works from the 20th to the early 21st centuries by 49 artists from 17 creative dynasties, from the collection of the Chelyabinsk Museum of Fine Arts and artists' studios. Special attention is paid to the works that had enriched the collection of the State Central Museum of Contemporary History during the exhibitions preparation work. The exposition made according to the "ancestry" principle is analyzed through the creative dialogue of different generations of artists - participants of the exhibition project.

Keywords: Chelyabinsk Museum of Fine Arts; artistic dynasty; 20th century; art form.

Citation: Kozlova, N.A. (2023). SPECIFIC ASPECTS OF THE EXHIBITION "FATHERS AND CHILDREN: THE FATE AND CREATIVE WORK OF ARTISTIC DYNASTIES". IzobraziteV noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal' nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, № 3 (16), pp. 70-79.

А. Ю. Данилов Плод. 1993. Дерево, темпера, поталь

Челябинский государственный музей изобразительных искусств

A. Y. Danilov Fruit. 1993. Wood, tempera, potal

Chelyabinsk State Museum of Fine Arts

Н. А. Козлова

Челябинский государственный музей изобразительных искусств Челябинск, Российская Федерация

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВЫСТАВКИ «ОТЦЫ И ДЕТИ: СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДИНАСТИЙ»

В статье рассмотрены отдельные аспекты масштабной выставки «Отцы и дети: судьба и творчество художественных династий», состоявшейся в Челябинском музее изобразительных искусств (ЧГМИИ) в декабре 2022 - феврале 2023 г. На ней были представлены произведения XX - начала XXI в. 49 мастеров 17 творческих династий из собрания музея и мастерских художников. Особое внимание уделено работам, пополнившим в ходе подготовки выставки собрание ЧГМИИ. Экспозиция, построенная по «династическому» принципу, анализируется с точки зрения творческого диалога разных поколений художников - участников выставочного проекта.

Ключевые слова: Челябинский музей изобразительных искусств; художественная династия: XX век: художественная Форма.

Масштабный проект «Отцы и дети: судьба и творчество художественных династий. Искусство XX-XXI вв. из собрания Челябинского музея изобразительных искусств, мастерских художников и частных коллекций» (01.12.2022 - 19.02.2023) свел в едином пространстве произведения мастеров 17 династий. Вместе с классиками отечественного искусства и их наследниками экспозиция включала современных художников Челябинска, Уфы, Москвы, Санкт-Петербурга, Самары.

Временной круг выставки охватил XX столетие как наиболее целостно проявляющее образ отечественного искусства в собрании музея. Изначально предполагалось сделать в экспозиции две хронологические части: представить династии рубежа и первой трети XX в. и периода советского и постсоветского искусства. Их последующее объединение создало особый художественный симбиоз, который внес эмоциональную ноту в реакции участников проекта, когда они увидели и соотнесли свое присутствие в одном выставочном пространстве рядом с классиками отечественного искусства. Творчество признанных современных мастеров и молодых художников не осталось в тени великих.

Идея выставочного проекта выкристаллизовалась в процессе многолетнего научного изучения и каталогизации Челябинского музейного собрания. По итогам исследований был составлен и издан каталог отечественной живописи первой половины XX в. [10], в стадии завершения аналогичное издание по второй половине XX - началу XXI в. Идея «династического» рассмотрения коллекции предварительно была «опробована» на материале аналитических выставок 2010-х гг.: «Иллюзии реализма. XX век. Советское искусство 1930-1950-х гг. из собрания музея» (2011), «Ударным темпом, полным ходом! 80-летие выставки «Урало-Кузбасс в живописи» (2016-2017), «Без границ. Живопись 1920-1940-х гг. из собрания Челябинского музея изобразительных искусств» (20182019).

Выставка «Отцы и дети: судьба и творчество художественных династий» сложилась на пересечении сравнительных и хронологических подходов к систематизации музейной коллекции, дополненной произведениями из мастерских современных авторов. Ее экспозиционное решение было обусловлено архитектурными особенностями здания музея: размещение коллекции в Александровском зале1 с его с анфиладными зонами способствовало расположению экспонатов с учетом историко-художественных периодов. Каждая художественная династия получила свое обособленное пространство, маркированное семейной фамилией. Информационный блок выставки включал

На выставке были представлены художники:

Аникин Николай Дмитриевич (1944-1998);

Аникина Мария Николаевна (1980);

Данилов Юрий Петрович (1926-2006);

Данилов Александр Юрьевич (1959);

Дедова-Дзядушинская Марина Михайловна (1941-2021);

Дьяков Василий Николаевич (1935), Санкт-Петербург;

Дьякова Клавдия Ильинична (1941-2013);

Дьяков Иван Васильевич (1971), Санкт-Петербург;

Ишемгулов Дамир Нуритдинович (1943), Уфа;

Ишемгулов Айдар Дамирович (1976), Санкт-Петербург;

Качальский Станислав Болеславович (1915-1995);

Качальский Владимир Станиславович (1956), Санкт-Петербург;

Ко лесов Евгений Михайлович (1950-2022);

Ко лесов Сергей Евгеньевич (1983);

Колесова Екатерина Сергеевна (1986);

Кончаловский Петр Петрович (1876-1956);

Кончаловский Михаил Петрович (1906-2000);

Лансере Евгений Александрович (1848-1886);

Лансере Евгений Евгеньевич (1875-1946);

Николаев Валентин Филиппович (1900-1985);

Николаев Иван Валентинович (1940-2021);

Нечитайло Василий Константинович (1915-1980);

Нечитайло Ксения Васильевна (1942-2019);

Неясов Василий Андреевич (1926-1984);

Неясова-Гладышева Ольга Васильевна (1952);

Неясова-Хохлова Наталья Васильевна (1957), Самара;

Питиримов Владимир Николаевич (1954);

Питиримова Виктория Мухаметовна (1965);

Питиримова Анна Владимировна (1984), Санкт-Петербург;

Псищева-Шевченко Надежда Сергеевна (1881-1913);

Репин Илья Ефимович (1844-1930);

Репин Юрий Ильич (1877-1954);

Савочкин Сергей Яковлевич (1921-1988);

Савочкин Виктор Сергеевич (1946);

Савочкин Александр Викторович (1969);

Савочкина Екатерина Эдуардовна (1967);

Савочкина Наталья Викторовна (1980);

Савченкова Мария Владимировна (1917-2017);

Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884-1967);

Серова Любовь Анатольевна (1968);

Серова Дарья Александровна (1996);

Сурин Николай Федорович (1925-1993);

Сурин Дмитрий Николаевич (1960);

Фирсова Наталья Игоревна (2000), Москва;

Ходаев Павел Петрович (1946);

Ходаева-Шмидт Екатерина Павловна (1976), Москва; Шевченко Александр Васильевич (1883-1948); Шевченко Татьяна Александровна (1911-1997); Юрина Мария Викторовна (1982).

И. Е. Репин. Портрет Марии Осиповны Левен-фельд. 1913. Бумага, карандаш, сангина, уголь. 63,5x49

Челябинский государственный музей изобразительных искусств

I. Е. Repin. Portrait of Maria Osipovna Levenfeld. 1913. Paper, pencil, sanguine, charcoal 63,5x49

Chelyabinsk

State Museum of Fine Arts

Ю. И. Репин. Женский портрет (На веранде). 1910-е. Холст, масло. 62x97

Челябинский государственный музей изобразительных искусств

Yu. I. Repin. Portrait of a woman (On the veranda). 1910s. Oil on canvas. 62x97

Chelyabinsk

State Museum of Fine Arts

аннотационный текст, полный список из 49 фамилий художников, сведения каталожного типа на каждого автора, этикетки произведений, на мониторе транслировались 10 подкастов-бесед искусствоведов с художниками выставки.

Значительную часть экспозиции составили живопись и графика, собранные музейными сотрудниками в экспедиционных поездках в течение последних 40 лет. В частности, они вошли в блок «тихого искусства» 1920-1940-х гг., включавший работы А. В. Шевченко, Н. С. Псищевой-Шевчен-ко, 3. Е. Серебряковой, В. Ф. Николаева. Экспедиционный материал особенно важен и для представления имен художников второй половины XX в., когда музейное комплектование осуществлялось «выверенными» произведениями под контролем вышестоящих организаций. Между тем не вписывавшиеся в эстетические программы официального искусства художники (И. В. Николаев, М. М. Дедова-Дзядушинская, Д. Н. Ишемгулов, П. П. Ходаев, Н. Д. Аникин, А. Ю. Данилов, В. Н. Дьяков) необходимы для восстановления полноценной картины истории отечественного искусства.

Проект получил финансовую поддержку Министерства культуры Челябинской области, что позволило осуществить закупку ряда произведений и заполнить лакуны семейных коллекций, сделать выставку более содержательной. В результате проект дал возможность увидеть творческие диалоги художников - «отцов» и «детей» в пространстве искусства XX - начала XXI в., показать,

что каждая творческая семья живет по своим законам взаимодействия: принимая и следуя традициям «отцов»; вступая на дорогу пластических новаций, не порывая с традицией, или совершая отрыв от традиционного искусства. Как бы ни были виртуозны «отцы», «дети» отчаянно хотят не столько соответствовать, сколько идти своим путем, связанным с современными формами, приумножая культурный опыт предшествующих поколений.

Выставка включала работы представителей известных династий, «расстояние» между которыми нередко было минимальным. Например, экспозиционное соседство живописных произведений Ильи Репина и его сына Юрия демонстрировало параллельное обращение, независимо друг от друга, к модерну, к его выразительным средствам. Так, Илья Ефимович, отрицая новоявленные открытия европейского искусства, создал в 1913 г. свободный, не скованный условностями, слегка «демонический» образ Марии Левенфельд. Пластически точно он воспроизводит дух эстетизирующего модерна: виртуозно взбивая массу темных оконтуренных волос, он как бы растворяет «предмет» в орнаментальной стихии. Это образ противоречивого порывистого времени рубежа столетий в противовес традициям передвижничества.

Юрий Репин в портрете своей рыжеволосой жены («Женский портрет (На веранде)», 1910-е гг.) осознанно выявляет другую грань искусства модерна, близкую формам европейского Сецессиона [8].

Профильное изображение женщины выделяется из повседневной среды, а колористический дуэт декоративного синего пятна блузы с широкими рукавами и гибким орнаментом и бронзовой копны волос вносят суггестивный акцент. Если Юрий свободно работает в русле европейской эстетики, стилизуя модные образы, то Илья Ефимович сам становится «инструментом», создающим приемы эстетики нового времени.

В творческом диалоге Петр Петрович и Михаил Петрович Кончаловские («Портрет Всеволода Иванова», 1951; «Натюрморт с лимоном». 1956) безоговорочно понимают друг друга: сын следует за отцом, повторяет его жанровый и стилистический путь в эпоху советского реализма [6, с. 72]. И все же «бубнововалетский напор» Петра Кончаловского по-прежнему ощущается в живописной фактуре и колористике позднего советского портрета Всеволода Иванова, в его образной распахнутости.

Иной характер творческих взаимоотношений сложился в художественной династии, основанной Александром Васильевичем Шевченко -живописцем, графиком, теоретиком искусства. В начале XX в. в его графических миниатюрах с их декоративной стилистикой отозвались символизм и модерн («Весна. Эскиз росписи», 1908), как и в работах рано ушедшей жены Нины Сергеевны Псищевой-Шевченко («Сестры», 1906), работавшей параллельно. А в 1910-е гг. он тяготел к пластическим новациям кубизма, футуризма, лучизма и, более всего, неопримитивизма. Вместе с тем на протяжении всей творческой жизни он оставался приверженцем фигуративности, его работы с включением любых известных «измов», оставались классически выверенными («Пейзаж с домами», 1920-е) [1]. Его дочь, Татьяна Александровна, утверждаясь как художник, прошла непростой путь и смогла найти свою нишу, став мастером камерного портрета («Девочка в панаме», 1946). Она удачно совместила импрессионистические приемы с традициями реалистической школы, что сегодня позволяет отнести ее живопись к «поэтическому реализму» [11]. У Татьяны Шевченко Челябинский музей изобразительных искусств в 1982 г. приобрел коллекцию живописи и графики всей семьи, что существенно обогатило собрание.

Разнообразно представлена была на выставке едва ли не самая многочисленная творческая династия, включающая Евгения Александровича Лансере, Зинаиду Евгеньевну Серебрякову,

Валентина Филипповича и Ивана Валентиновича Николаевых, Марину Михайловну Дедову- Дзядушинскую. В их произведениях прослеживается, как менялось мироощущение человека в течение столетия. В бронзовой скульптуре «Бедуин» (1896), известный скульптор-анималист и путешественник Евгений Александрович Лансере (отец Зинаиды Серебряковой) точен в этнографической характеристике наездника, подробен, обстоятелен в описании его любимого животного - коня. Скульптура отражает его романтическое мировидение.

В работах Зинаиды Серебряковой начала XX в. («Птичий двор. Село Нескучное», 1910; Эскиз к картине «Беление холста», 1917) и ее брата Евгения Лансере («Батуми. Зеленый мыс», 1921) мир вещей полон идиллической созерцательности, но предчувствие перемен ощущается в незавершен-

А. В. Шевченко. Пейзаж с домами. 1920 - е.

Картон, масло. 34x42

Челябинский государственный музей изобразительных искусств

A.V. Shevchenko. Landscape with houses. The 1920s. Cardboard, oil. 34x42

Chelyabinsk Slate Museum of Fine Arts

В. Ф. Николаев. Гора Ай-Петри. Кон. 1920-х-нач. 1930-х. Холст, масло. 85x82

Челябинский государственный музей изобразительных искусств

V. F. Nikolaev. Mount Ai-Petri. The end of the 1920s the beginning. The 1930s. Oil on canvas. 85x82

Chelyabinsk State Museum of Fine Arts

ности, недосказанности образов, в эскизности как приеме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новый член династии - Валентин Николаев2, зять Зинаиды Серебряковой, ученик одного из родоначальников русского авангарда А. В. Лентулова, будучи театральным художником, в 1930-е гг. пишет пастозно и декоративно. В его безлюдном пейзаже «Гора Ай-Петри» (кон. 1920-х - нач. 1930-х) сдерживаемая живописная экспрессия проявляет состояние скрытой, непонятно откуда исходящей опасности.

В картине «Высотный дом на Котельнической набережной» (1975) Ивана Николаева (внук Зинаиды Серебряковой, благословленный ею [7, с. 11-18]) мир приобретает характер сна. Сохраняя геометрическую выверенность и узнаваемость места, художник заполняет пространство плотной атмосферой, в которой трудно дышать, но входы-выходы все же предложены - голубое небо, островок старого города с церковной колокольней.

Супруга Ивана Николаева - Марина Михайловна Дедова-Дзядушинская (1941-2021) - расширила формы деятельности представителей династии своим обращением к декоративно-прикладному искусству. Критик И. Азизян отмечала в ее творчестве «реально существующие и открываемые пути дальнейшего развития ряда искусств через их активное взаимодействие, взаимообогащение и взаимопроникновение и синтез» [5, с. 8]. Марина Михайловна - известный художник монументального и декоративно-прикладного искусства, работала совместно с И. В. Николаевым над росписями гостиницы

И. В. Николаев. Высотный дом на Котельнической набережной. 1975. Дерево, левкас, масло. 100x145

Челябинский государственный музей изобраз ительиых искусств

I. V Nikolaev. High-rise building on Kotelnicheskaya embankment. 1975. Wood, levkas, oil. 100x145

Chelyabinsk State Museum of Fine Arts

«Националь», оформляла станции московского метро «Боровицкая», «Отрадное», «Достоевская» и др. Приобретенным в музейное собрание произведениям Дедовой-Дзядушинской свойственна метафоричность художественного языка3. Они содержательно расширили коллекцию керамики второй половины XX в. ЧГМИИ. Сюжеты декоративных блюд «Полощут белье» (1977) и «На речке» (1977) корреспондируют с известной живописной работой 3. Е. Серебряковой «Беление холста», представляя эту ситуацию в духе внебытового, вневременного порядка. Включенный в экспозицию эскиз художницы к этой картине (1917), добавил диалогической переклички разных эпох.

Так, в экспозиции выставки в пределах одной художественной династии рождается характерная форма критически осмысленной реальности: от гармоничных образов Евгения Александровича и Евгения Евгеньевича Лансере, Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, через формальные эксперименты Валентина Филипповича Николаева и поиски концептуальности, открытого гротеска в живописи Ивана Валентиновича Николаева к объединяющему синтезу Марины Михайловны Дедовой-Дзядушинской.

Остро ощущается дух времени в творчестве художников династии Нечитайло-Савченковой. Если картина «Последний немец» (1944) Марии Владимировны Савченковой4, созданная по канонам соцреализма, убедительно повествует о событиях страшной и яростной войны, коснувшейся каждого из участников сцены «возмездия», изображенной на полотне, то лаконичный и сдержанный портрет доярки Т. С. Дроздовой, написанный ее мужем Василием Кирилловичем Не-читайло в конце 1950-х гг., заявляет о личностном признании трудового человека. Их дочь, Ксения Нечитайло, яркая художница поколения 1970-х, иронична к действительности («Рынок в Ялте», 1970-1972) примитивизирует образы, находясь в поиске современного героя.

В начале 1960-х гг. любуется красотой молодости и провозглашает достоинство человека Станислав Болеславович Качальский («Путевой рабочий Фарида Гатаулина», 1962). Позднее, в 1990-е гг., в период цивилизационного слома, его сын Владимир Станиславович Качальский уходит от конкретики реальности в беспредметные композиции, экспериментируя с различными техниками, заново строит мир как часть космических или архаических структур.

Сейчас движение искусства идет столь быстро, что на очень короткой дистанции можно увидеть проявление разных стилистических тенденций.

В художественной практике семейной триады Питиримовых одновременно сосуществуют классическая пейзажная акварель Владимира Питиримова («Сыростан», 2015), модернистская живопись Виктории Питиримовой («Мария Тере-зия», 2016) и цифровая графика их дочери Анны («Урожай», 2017), которую сама она называет «космическими плакатами-симулякрами». Закупленная в коллекцию музея живописная работа Виктории Мухаметовны Питиримовой «Мария Терезия» (из серии «Парк») расширяет поле творческой реализации художницы, представленной в музейной коллекции графическими листами. В них она избегает сюжетной конкретности, тяготеет к знаковости, тогда как в живописи сюжет проявляется в выбранной иронично-эстетской «игре» ритмами и ракурсами изображенных объектов.

Предельно близки в работе с формой отец и дочь Ходаевы. Яркий представитель уральского искусства Павел Петрович Ходаев смело обращается с живописной пластикой своих холстов. Начиная с 1980-х гг. музей пристально наблюдает за его творчеством, собирает коллекцию, которая пополнилась благодаря выставке картиной «Фуга № 6» (2006). Образ измененной реальности проявляется на холсте колористически выверенными живописными структурами. Фуга сконцентрировала в композиционной структуре полотна

ассоциативную множественность геометрических, колористических, композиционных начал, визуализирующих метод художника; она многозначна и вбирает в свой эстетический ареал искусство, стремящееся к чистоте формы. Методом отца следует его дочь Екатерина Шмидт, которая в работе «Введение во храм» (2022) ставит задачу запечатлеть на полотне саму сущность явления и опирается на символически трактуемую колори-стику и геометрию форм.

Василий Николаевич Дьяков и его сын Иван определяют свою творческую задачу как работу с формой. Для графика и скульптора Василия Николаевича это аналитическая исследование объекта на плоскости бумажного листа («Вечерний натюрморт», 1997) или реального объема в пространстве (скульптура «Равновесие», 1965) [3]. Художник широкого диапазона, Иван Дьяков в работе с горячими эмалями на меди совмещает технологические традиции старинной лиможской и современной живописной эмали. Занимаясь этим необычным искусством, он решает проблему создания сложносочиненной формы живописными средствами («Лики. Знаки», 2022). Живописность создает в эмалевых произведениях мастера пластически мощный образ, способствует монументализации. В работе «Лики. Знаки» Иван находит новое прочтение устоявшегося образа Троицы. Это произведение было закуплено музеем и обогатило немногочисленную коллекцию эмали.

Работы Дамира Нуритдиновича и Айдара Ишемгуловых полновесно представляют уфим-

М. В. Савченкова. Последний немец. 1944. Холст, масло.

Челябинский государственный музей изобразительных искусств

М. К Savchenkova. The last German. 1944. Oil on canvas.

Chelyabinsk State Museum of Fine Arts

В. M. Питиримова. Мария Терезия. 201 б. Холст, акрил, текстурная паста. 120x120

Челябинский государственный музей изобразительных искусств

V. М. Pitirimova. Maria Theresa. 2016. Canvas, acrylic, texture paste. 120x120

Chelyabinsk State Museum of Fine Arts

скую художественную школу и отсылают к открытиям авангарда начала XX в. Взаимодействие мастеров исчерпывающе показала экспозиция выставки: деревянная скульптура гармониста («Зима пришла - доставай гармонь!», 2016) и объект-грузовичок («Фермер, или Беременный головастик», 2004-2005) Айдара и «жители» «Башкирской деревни» (1966) Дамира составили общую сюжетно-стилистическую «семью». Вырубленные Айдаром из дерева скульптуры грубой формы тяготеют к народному искусству, а их раскраска повышает образную поэтику. В выборе художником стилистики проявляется ироничность, присущая современному искусству.

Ишемгуловы принадлежат одному «родовому» древу - культуре примитива, которая органична их художественной природе. Самобытные скульптуры Айдара Ишемгулова, закупленные музеем, расширяют стилистический и тематический диапазон коллекции скульптуры.

Акварельные зарисовки Юрия Петровича Данилова5 сохраняют архитектурную точность деталей, в которой проявляется профессиональное знаточество, но прежде всего в них отражается эмоциональное состояние автора и особая художественная атмосферность («Рига. Дворик с видом на костел», 1972; «Кострома. Торговые ряды», 1971).

Именно эти творческие характеристики, как сокровенный культурный опыт, унаследованы его сыном Александром Даниловым, они становятся его авторской особенностью, в том числе и в столь важной для него «книге художника» («Слепой дождь. Наблюдение июльских явлений», 1993-1995).

Александр Данилов - одна из знаковых фигур в уральском актуальном искусстве. Мультидис-циплинарный художник работает в графике и живописи, создает объекты, видео-арт, инсталляции, ленд-арт, особенно плодотворно занимается «книгой художника» [2, с. 81].

Рисунки тушью на рисовой бумаге из серий «Лодки», «Вода», «Дождь» (1999); скульптура из серии «Плоды» (1993) - единственный экземпляр абстрактной скульптурной формы в собрании; авторская книга «Сведения о банкротствах» (2009), продолжающая уникальную коллекцию «книги художника» в музее, пополнили незначительное музейное собрание актуального искусства 1990-х - начала 2000-х гг.

Экспозиционный раздел художников Савоч-киных развернул картину полувековой творче-

ской работы в различных графических техниках, начиная с родоначальника династии Сергея Яковлевича, представленного на выставке книжной графикой, передающей в свободной по манере исполнения, темп жизни 1960-х гг. (Я. Вохменцев «Про нас», 1965). Его сын Виктор Сергеевич - график широкого диапазона (в его арсенале станковая и книжная графика, гравюра, акварель), в начале 1990-х гг. иллюстрирует с барочной праздничностью и подробностью сказки Шарля Перро.

Ксилограф Александр Викторович Савочкин в 2000-е гг. углубляется в культурный пласт древнерусского искусства и в его тематическом разнообразии находит свою стилистику («Тишина». Из серии «Истоки». Л. 7, 1997). Офорты начала 2000-х гг. Екатерины Савочкиной, жены Александра, - напряженное, насыщенное свето-теневыми контрастами, приближенное к беспредметности драматичное пространство («Стога». Из серии «Приметы осени», 2001). Наталья Викторовна Савочкина работает в оригинальной графике, на выставке были представлены ее пейзажные зарисовки 2008 г.

Николай Федорович Сурин и его сын Дмитрий принадлежат к московской живописной школе: оба закончили Московский художественный институт им. В. И. Сурикова [4]. Комплекс произведений Суриных интересен контрастом живописно-пластических методов Николая Федоровича, работавшего в аскетичной стилистике сурового стиля конца 1950 - 1960-х гг., и сына Дмитрия, сохраняющего традиции лирической пейзажной живописи. Полотно «Дворик в Ростове Великом» (1991) стало первым поступлением работы Дмитрия Сурина в собрание ЧГМИИ.

На выставке были показаны работы челябинского живописца Василия Андреевича Неясова, оставившего многожанровое наследие. Портреты его дочерей Оли (1959) и Наташи (1961) в купе с их произведениями наглядно представили семейную творческую династию: Наталья Васильевна - театральный художник (эскиз к опере «Аида», 1992), Ольга Васильевна - пейзажист («Остров Ольхой, мыс Большая кобылья голова. Байкал», 1980).

Живые впечатления от натуры - главный отправной момент в творчестве Ольги Неясовой. Работе на пленэре ее научил отец. По пластике, композиционному лаконизму, обобщенности образа «Остров Ольхон» выделяется среди других пейзажей на выставке: в нем проявляется мастер, владеющий и управляющий экспрессией цвета, интерпретирующий реальный пейзажный вид,

превращая его в яркое декоративное панно с условным пространством. Поступившие в фонды Челябинского музея картины сестер Неясовых показывают их достойными наследницами живописца Василия Неясова.

В собрании челябинского музея представлены все этапы творчества художника Николая Дмитриевича Аникина. На выставке особое внимание уделено последнему периоду, свидетельствующему о ярком живописном таланте мастера, способного через обозначения конкретностей мира передать безграничность бытия. К этому периоду относится картина «Открытое окно» (1994), недавно поступившая в ЧГМИИ. Образный строй произведений Аникина приближен к архетипическому: в строгой отобранности, аскетичности сохраняется «самое тайное, самое сокровенное - теплое чудо жизни», по словам искусствоведа Марьи Аникиной, дочери художника [9], сопровождающей выставки отца аналитическими текстами.

В рамках выставки «Отцы и дети» впервые показывались в музее работы художников семейного содружества Колесовых: графика и живопись Евгения Михайловича Колесова, сына Сергея и его жены - Екатерины Сергеевны. Они представляют различные виды изобразительного искусства: живопись, графику, декоративно-прикладное искусство. Основатель династии, Евгений Михайлович Колесов, был участником выставок различного ранга, состоялись его персональные экспозиции в 2010, 2021, 2023 гг. Важным приобретением музея стали рисунки этого своеобразного челябинского мастера (его работ не было в коллекции): «Гора Синьяк. Южный Урал» (1988), «Южный Урал. Скалы» (1988) и др. Проект открыл его как графика, смело структурирующего художественное пространство (ранее этот раздел творчества не экспонировался).

Любовь и Дарья Серовы работают в крупноформатном рисунке, исследуя предметную среду. Они очищают ее от бытовых характеристик: старшая аскетизирует, младшая декоративизиру-ет, выводя созданный образ в художественный мир. Для Любови Анатольевны рисунок на основе пленэрных наблюдений становится в 20102020-е гг. опытной площадкой для работы с формой. Представленные на выставке карандашные рисунки закуплены музеем в собрание: лист 3 из серии «Стожки» (2019) и лист 2 из серии «Арга-зинские стожки. Зима» (2020). Поступление этих

предметов обеспечивает непрерывность в исследовании творчества челябинской художницы.

Выставка «Отцы и дети: судьба и творчество художественных династий» сложилась как раз-ностилевое художественное явление и при этом единый культурологический комплекс. Витальная сила родства и творчества образовала особое пространство общности разных поколений художников вне временных барьеров, несмотря на то что каждое следующее поколение видит мир по-иному и выбирает свою художественную форму как формулу для образного художественного освоения действительности, олицетворения своего времени, чтобы говорить о нем языком наиболее точным, соответствующем сегодняшнему дню.

Примечания

1. Челябинский государственный музей изобразительных искусств имеет два здания: зал им. архитектора Е. В. Александрова на пл. Революции, 1 и Картинную галерею по ул. Труда, 92 А.

2. Валентин Филиппович Николаев - муж Татьяны Борисовны Серебряковой, дочери Зинаиды Евгеньевны Серебряковой и Бориса Анатольевича Серебрякова.

3. В коллекцию Челябинского музея изобразительных искусств поступили работы М. М. Дедо-вой-Дзядушинской: декоративное блюдо «Полощут белье». 1977. Фарфор, надглазурная роспись. Диаметр 30 см; декоративное блюдо «На речке». 1977. Фарфор, надглазурная роспись. Диаметр 30 см; Вертикальная композиция с профилями. 1974. Керамика, роспись. 43x10x10; Кубическая композиция с профилями. 1974. Керамика, роспись. 25x26x24; кубическая композиция «Дом». 1974. Керамика, роспись. 20x20x18.

П.П. Ходаев. Фуга № 6. 2006. Холст, темпера. 150x150

Челябинский государственный музей изобразительных искусств

P.P. Khodaev. Fugue No. 6. 2006. Canvas, tempera. 150x150

Chelyabinsk State Museum of Fine Arts

4. М. В. Савченкова. Последний немец. 1944. Холст, масло. 160x229. Дипломная работа художницы была отреставрирована в 2022 г. До недавнего времени была приписана к научно-вспомогательному фонду, на выставке введена в научный оборот.

5. Юрий Петрович Данилов (1926-2006) - архитектор, член Союза архитекторов СССР. Работал в институте «Челябинскгражданпроект» (1951-1988). Реализовал более 90 проектов. Самые известные из них -Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской (1953), Теплотехнический институт, Дворец спорта «Юность» и др.

Литература

1. Александр Васильевич Шевченко. Графика : каталог выставки / Авт. вступ. ст., сост. кат. Г. С. Трифонова. - Челябинск : Челябинская картинная галерея, 1981.-40 е.: ил.

2. Александр Данилов : альбом / сост. С. А. Шляпникова. - Челябинск, 2021. - 216 с. : ил.

3 Василий Дьяков. Камень у воды. Графика, живопись, скульптура из собрания Челябинского государственного музея изобразительных искусств. Каталог выставки / Авт. вступ. ст., сост. кат. С. А. Шляпникова. - Челябинск, 2016. - 28 е.; ил.

4 Дмитрий Сурин. Каталог. - Челябинск: Челябинское отделение Союза художников России, 2019. - 110 с. ил.

5. Иван Николаев. Монументальное искусство, живопись, графика: каталог выставки. - Москва, 2016. - 285 с.

6. Кончаловский, П. П. Художественное наследие. Москва : Искусство, 1964. - 544 с.

7. Марина Дедова-Дзедушинская. Каталог выставки / Авт. вступ. ст. И. Азизян, сост. кат. И. Б. Ефимович. -Москва, 1980. - 29 с. : ил.

8. Наш Репин. Рисунок, офорт, живопись из собрания музея. Каталог выставки / Авт. вступ. ст., сост. кат. С. M. Шабалин. - Челябинск, 2013. - 16 е., ил.

9 Николай Аникин. Обитель : живопись / Авт. ст. M. Н. Аникина, Н. А. Козлова, Г. С. Трифонова. - Челябинск, 2023. - 8 е.; ил.

10. Отечественная живопись 1920-1950-х годов в собрании Челябинского государственного музея изобразительных искусств. Каталог коллекции / Авт. вступ. ст., кат. Н. А. Козлова. - Челябинск, 2018. - 192 с. : ил.

Е. М. Колесов. Южный Урал. Скалы. 1988. Бумага, карандаш. 29x41

Челябинский государственный музей изобразительных искусств

Е. М. Kolesov. The Southern Urals. Rocks. 1988. Paper, pencil. 29x41

Chelyabinsk State Museum of Fine Arts

11. Татьяна Шевченко. Живопись. Каталог выставки / Авт. вступ. ст. M. Ф. Киселев, Б. Л. Шумяцкий, сост. кат. Е. А. Лисенкова. - Москва : Об-ние худож. выст. и пропаганды изобразит, искусства MOCX РСФСР совместно с кооперативом «Моск. Палитра», 1989. -33 с.: ил.

References

1. Aleksandr Vasil'evich Shevchenko. Grafika: katalog vystavki [Alexander Vasilievich Shevchenko. Graphics: the exhibition's catalog]. Author of the introduction and compiler G. S. Trifonova. Chelyabinsk, Chelyabinsk Art Gallery, 1981, 40 p.

2. Aleksandr Danilov: al'bom [Alexander Danilov: an album]. Compiler S. A. Shlyapnikova. Chelyabinsk, 2021, 216 p.

3. Vasilij D'yakov. Kamen' u vody. Grafika, zhivopis', skul'ptura iz sobraniya Chelyabinskogo gosudarstvennogo muzeya izobrazitel'nyh iskusstv. Katalog vystavki [Vasiliy Dyakov. A stone near the water. Graphics, painting, sculpture from the collection of the Chelyabinsk State Museum of Fine Arts. The exhibition's catalog]. Author of the introduction and compiler S. A. Shlyapnikova. Chelyabinsk, 2016, 28 p.

4. Dmitriy Surin. Katalog [Dmitry Surin: Catalog]. Chelyabinskoe otdelenie soyuza hudoznikov, Chelyabinsk, 2019,110 р.

5. Ivan Nikolaev. Monumental'noe iskusstvo, zhivopis', grafika: katalog vystavki [Ivan Nikolaev. Monumental art, painting, graphics: the exhibition's catalog]. Moscow, 2016, 285 p.

6. Konchalovskij, P. P. Hudozhestvennoe nasledie [Konchalovsky, P.P. Artistic heritage]. Moscow, Iskusstvo, 1964, 544 p.

7. Marina Dedova-Dzedushinskaya. Katalog vystavki [Marina Dedova-Dzedushinskaya. The exhibition's catalog]. Introduction by I. Azizyan, compiler I. B. Efimovich. Moscow, 1980,29 p.

8. Nash Repin. Risunok, ofort, zhivopis' iz sobraniya muzeya. Katalog vystavki [Our Repin. Drawing, etching, painting from the museum's collection]. Author of the introduction and compiler S. M. Shabalin. Chelyabinsk, 2013,16 p.

9. Nikolaj Anikin. Obitel' : zhivopis' [Nikolay Anikin. Abode: painting]. Authors M. N. Anikina, N. A. Kozlova, G. S. Trifonova. Chelyabinsk, 2023, 8 p.

10. Otechestvennaya zhivopis' 1920-1950-h godov v sobranii Chelyabinskogo gosudarstvennogo muzeya izobrazitel'nyh iskusstv. Katalog kollekcii [Russian painting of 1920-1950s from the collection of the Chelyabinsk State Museum of Fine Arts. Catalog of the collection]. Introduction by N. A. Kozlova. Chelyabinsk, 2018,192 p.

11. Tatyana Shevchenko. Zhivopis'. Katalog vystavki [Tatyana Shevchenko. Painting. The exhibition's catalog]. Introduction by M. F. Kiselev, B. L. Shumyatsky, compiler E. A. Lisenkova. Moscow, Union of art exhibitions and fine art propaganda of the Moscow branch of the Union of Artists of RSFSR in cooperation with "Mosk. Palitra", 1989, 33 p.

Об авторе

Козлова Наталья Александровна - старший научный сотрудник Челябинского государственного музея изобразительных искусств

E-mail: [email protected]

Kozlova Natalia Alexandrovna

Senior researcher at the Chelyabinsk State Museum of Fine Arts

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.