Научная статья на тему 'АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ 1980-2010-Х ГГ.: ПОВСЕДНЕВНОСТЬ КАК МАТЕРИАЛ И ПРОСТРАНСТВО ИСКУССТВА'

АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ 1980-2010-Х ГГ.: ПОВСЕДНЕВНОСТЬ КАК МАТЕРИАЛ И ПРОСТРАНСТВО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
79
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. Ю. ДАНИЛОВ / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / КНИГА ХУДОЖНИКА / ИНСТАЛЛЯЦИЯ / ЛЕНД-АРТ / ЧЕЛЯБИНСК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шляпникова Светлана Андреевна

Статья посвящена основополагающему аспекту в творчестве челябинского художника Александра Данилова - работе с повседневностью как материалом и пространством искусства. Это первый анализ творчества, обобщающий художественную практику художника за период 1980-2010-е годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALEXANDER DANILOV. ARTISTIC PRACTICES OF THE 1980S - 2010S: AN EVERYDAY LIFE AS A MATERIAL AND SPACE OF ART

The article is devoted to the fundamental aspect in the work of the Chelyabinsk artist Alexander Danilov - work with everyday life as a material and space of art. This is the first analysis of his creative work that summarizes the artistic practice of the artist during the 1980s - 2010s.

Текст научной работы на тему «АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ 1980-2010-Х ГГ.: ПОВСЕДНЕВНОСТЬ КАК МАТЕРИАЛ И ПРОСТРАНСТВО ИСКУССТВА»

DOI: 10.17516/2713-2714-0028 УДК 745.5

ALEXANDER DANILOV. ARTISTIC PRACTICES OF THE 1980s - 2010s: AN EVERYDAY LIFE AS A MATERIAL AND SPACE OF ART

Svetlana A. Shlyapnikova

Chelyabinsk State Museum of Fine Arts Chelyabinsk, Russian Federation

Abstract: The article is devoted to the fundamental aspect in the work of the Chelyabinsk artist Alexander Danilov - work with everyday life as a material and space of art. This is the first analysis of his creative work that summarizes the artistic practice of the artist during the 1980s - 2010s.

Keywords: A. Danilov; contemporary art; artist's book; installation; land art; Chelyabinsk

Citation: Shlyapnikova, S. A. (2022). Alexander Danilov. Artistic practices of the 1980s -2010s: an everyday life as a material and space of art. Izobrazitel 'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. Т. 1, № 2 (11), p. 62-69.

А. Ю. Данилов. Бессмертный. Проект «Черный. Белый. Красный. Золотой». 2015. Гофрокартон, акрил. 38x20,5x4

Собственность автора

A. Y. Danilov. The immortal. Project "Black. White. Red. Gold". 2014. Corroboard, brass leaf. 38x20,5x4.

Authors property

С. А. Шляпникова

Челябинский государственный музей изобразительных искусств Челябинск, Российская Федерация

АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ 1980-2010-х гг.: ПОВСЕДНЕВНОСТЬ КАК МАТЕРИАЛ И ПРОСТРАНСТВО ИСКУССТВА

Статья посвящена основополагающему аспекту в творчестве челябинского художника Александра Данилова - работе с повседневностью как материалом и пространством искусства. Это первый анализ творчества, обобщающий художественную практику художника за период 1980-2010-е годы.

Ключевые слова: А. Ю. Данилов; современное искусство; книга художника; инсталляция; ленд-арт; Челябинск.

Александр Данилов - художник, прошедший внутри своей практики путь от модернистских до постмодернистских форм искусства. В этом не было бы ничего исключительного для автора XX века, если бы не обстоятельства времени и места творчества уроженца Челябинска. Данилов родился в 1959 году, начало творческой деятельности пришлось на советский период с присущими ему эстетическими ограничениями. Художник формировался в отрыве от контекста мирового современного арт-процесса и самостоятельно, следуя за развитием внутренней художественной логики, пришел к формам искусства, напрямую взаимодействующим с реальностью. Александр Данилов - первый челябинский художник, который начал работать с повседневностью как материалом и пространством искусства.

Первый опыт работы с пространством как формой был реализован в 1984 году в создании экспозиции музея челябинского завода «Стан-комаш» (совместно с Л. Надеждиным) [11, с. 270-278]. Небольшое помещение на первом этаже жилого дома конструктивистской постройки было превращено в инсталляционное пространство с органично вписанными в него промышленными артефактами, документальными источниками и исторической информацией. Все составляющие были пластически связаны: выставочное оборудование готовилось по авторским эскизам и выглядело как объекты, их формы были референтны геометрии архитектурных элементов - балок, опорных столбов, конструкции которых оставлены открытыми. В качестве материалов для информационных стендов, подиумов, подстолий витрин, сетчатых перегородок использовались взятые на заводе швеллеры; хендмейд-диваны были сделаны из мягких крутящихся валиков. Фактуры бетона, металла, стекла стали частью визуального языка. Работа с пространством как активной формой и бетоном как самоценным материалом в этом проекте близка приемам американского дизайнера и архитектора Марселя Бройера.

В 1980-1990-е гг. Данилов, получивший профессиональное художественное образование, работает в традиционных видах искусства, но в отличных от установленных советской эстетикой формах. В графике и живописи он деконструирует изобразительную плоскость:

фон и фигуры разъяты на элементы, мелкие многочисленные абстрактные объекты повисают в безвоздушном пространстве листа (цикл «Наблюдение небесных явлений», 1987-1993). Появляются концептуальные произведения, в которых одно изобразительное поле перекрывается другим («Затмение», 1988; «Даная», 1989).

Эксперименты со структурой графического изображения привели Александра Данилова к новому качеству пластического мышления - созданию книжных объектов, содержанием которых становятся текстура бумаги, фактура материалов. В 1992 году появляются два объекта «Знак» и «Скромный эгоист», по структуре напоминающие книги, - сшитые в блок прозрачные листы кальки, на каждой странице которых летрасетом нанесены геометрические абстрактные композиции, послойно, от страницы к странице, соединяющиеся на титульном листе в образ-знак. Так интуитивно Данилов приходит к форме книги художника, livre d'artiste / artist book, развивающейся в западноевропейском искусстве с конца XIX века. Книга художника станет медиумом, который будет входить во многие проекты Данилова, а сам он станет участником значительных выставок этого вида искусства в России [1, с. 5-8].

Летом 1993 года на озере Аргази Александр Данилов начинает работать с ландшафтом: расчерчивает огромные пространства пляжа регулярными линиями, строит на песчаной косе объекты-маяки из камней, вечером зажигая в них огни, из веток ивы и камней делает объек-

А. Ю. Данилов. Крокодил. Ленд-арт. 1993. Базальт.

Озеро Аргази, Челябинская область

A. Yu. Danilov. Crocodile. Land art. 1993. Basait

Argazi lake, Chelyabinsk région

ты высотой 2 м, использует прибрежные камни в качестве основы для живописи и скульптуры, учитывая их природную форму и фактуру, экспериментирует с рисованием в природной среде, расстилая свитки рисовой бумаги на песчаном берегу. Естественным образом в процесс включаются природные стихии: палящее июльское солнце мгновенно высушивает водяные краски на рыхлой текстуре бумаги, не давая смешиваться красочным слоям, - возникает сложная цветовая структура; активным участником живописного процесса порой становится слепой дождь - упавшие на лист капли аутентично вписываются в живописный прием дриппинга.

В проекте «Аргази. Знакишумаветратрав» Данилов размывает границы между конвенциональным пространством искусства и окружающей средой. Искусством становится всё, что попадает в поле зрения художника. В книге «Слепой дождь. Наблюдение июльских явлений» (1993) наряду с гравюрой и рисунком появляются как равноправный художественный материал речной песок и ракушки, своей непритязательной простотой и натуральностью обостряющие восприятие графических изображений. Летние штудии с рисовой бумагой в мастерской получают продолжение в придуманной Даниловым технологии видеоживописи: стоя за листом бумаги с мгновенно проступающим на обратной стороне рисунком, под горловое пение Сайнхо Намчулак (тувинской

А. Ю. Данилов. Полосы на песке. Ленд-арт. 1993. Липовый остров, озеро Аргази, Челябинская область

A. Yu. Danilov. Stripes on sand. Land art. 1993.

Lipoviy island on Argazi lake, Chelyabinsk region

певицы) художник в течение звучащей композиции создает законченные анимационные видеосюжеты. Практикой ленд-арта Данилов занимался в течение нескольких лет. Проект «Аргази. Знакишумаветратрав» в начале 1990-х годов выходил за рамки привычных форм репрезентации искусства и впервые был показан спустя пять лет с начала работы в екатеринбургской галерее современного искусства Ars / Libri (1998) [4, с. 55-57].

В конце 1990-х годов Данилов работает в различных медиа современного искусства, для него уже не существует деления на художественные и нехудожественные материалы. В проекте «Красное и черное, белое и золотое» (2000) он вводит в экспозицию бытовые предметы - чемодан, бутылки, самовар, венские стулья1. В многосоставном объекте в одну из живописных поверхностей вонзает настоящий топор, портреты располагает вниз головой, неосознанно воспроизводя прием «перевернутого образа» Георга Базелица. Пишет ахроматические картины в стилистике фотографического изображения и внедряет в живописную поверхность мерцающие светодиоды [3, с. 127-131].

В 2000-е годы появляются инсталляционные проекты. Книга художника как пластический текст становится обязательной составляющей всех проектов. В проекте «It's very far» (2001) художник превращает книгу в синтетическое произведение-объект. Книги-гармошки инсталлируются в пространстве челябинской галереи современного искусства OkNo в виде свисающих лент - пластических метафор нью-йоркских небоскребов. Образ улицы поддержан неоновой вывеской «Ду ю андестенд ми» и видеопроекцией документальных съемок, сделанных из салона автомобиля во время поездок по городу. Проект стал художественным дневником первого посещения Америки. В книгах художник использует фотоколлаж с элементами фантасмагории, помещая в изображения реальных пейзажей мультипликационных героев и выдуманных персонажей, детские игрушки и тексты на английском с высказываниями «я вас не понимаю», «говорите, пожалуйста, медленнее». Употребление различных материалов -прозрачного пластика и пластикового волокна, зеркальной пленки, термоклея, фетра и цветных птичьих перышек, латунных и стеклянных деталей, гвоздей, металлических клепок, ком-

пакт-дисков - создает образ техногенного и в чем-то фантастического мира, отсылающего к «Марсианским хроникам» Рея Брэдбери [2].

Несмотря на то, что Данилов не затрагивает социальные аспекты в своих работах, в «Данилов ТУ» (2009) состояние отчуждения, заброшенности человека становится темой проекта, внутри которой художник продолжает решать волнующие его формально-пластические и художественно-философские задачи. По сути, искусство приобретает реабилитационную функцию. В проекте «Данилов ТУ» художник работает с пустотой как эстетической категорией. Принципиально важными в этом проекте становятся место и конкретная аудитория: в Челябинске среднестатистический посетитель музея ориентирован на реалистическое искусство и его традиционные способы экспонирования. В «Данилов ТУ» художник предложил зрителям испытать новый эстетический опыт - взаимодействие с произведением, выведенным за рамки станковизма. Проект был разделен на две части, соседство которых создавало смысловое и эстетическое напряжение. В пространстве музейного зала (его архитектурно-пластическая форма являлась составной частью инсталляции) была размещена абстрактная композиция из самоклеящейся цветной пленки, сегменты которой повторяли рисунок укладки паркетной доски, по четырем сторонам композиции поставлены стулья, геометрически расписанные. Зрители должны были физически ощутить объем зала, входить в цветовое поле или, сидя на стульях, созерцать цветовые вибрации и невольно становиться частью инсталляции. Антитеза чистой художественной форме - зал с привычной развеской произведений на стенах: рисунков, выполненных в стилистике комикса, с историями людей, общающихся с телевизором и не замечающих находящихся рядом с ними других людей. Содержание рисунков атмосферно дополнял ви-деоарт: съемка телеэкрана с беспрестанным переключением каналов, закадровыми диалогами и комментариями членов семьи [3, с. 175-179].

Александру Данилову не свойственна умозрительность идей, его проекты всегда связаны с происходящим с ним или на его глазах событием, нередко идея или пластическая форма возникают из попавших в руки материалов, в том числе нехудожественных. Так было с приобретенным в магазине «Детский мир» летра-

пи ямин II» Iii PiS'Vi 1113

П преодолевает поронк

сетом, ставшим основным выразительным средством первых artist's book; рисовой бумагой, привезенной в 1990-е годы. Проект возник из подобранной упаковки от детской мебели2. Итальянский гофрокартон, непривычно цветной - красный в белый горох, - вызвал одновременно ассоциации с набивной тканью, народным искусством и русским авангардом3. В итоге склеенный в несколько листов картон превратился в объекты в виде архаических портретов, супрематистских цветоформ и простых фигур с мифопоэтической символикой -круга, креста, чаши [3, с. 199-207].

Книга «Сведения о банкротствах» целиком сделана из газеты «Коммерсантъ» от 17 октября 2009 года. Художник увидел в киоске «Союзпечати» необычный выпуск газеты, текст которой состоял из перечня обанкротившихся фирм, купил газету и просто залил ее развороты чернилами. Этим художественным жестом Данилов лаконично и содержательно отразил то, что скрывалось за сухим перечислением сведений о потерпевших крах предпринимателях. Газетный заголовок послужил названием книги. Книга «Сведения о банкротствах» вошла в проект «Время перемен» (2013), в котором Данилов продолжил работать с газетой как материальной основой, визуально структурируя печатный лист коллажами и введением цветовых заливок [3, с. 181-189].

Работая с реальностью как материалом и пространством искусства, Александр Данилов

А. Ю. Данилов. Книга художника «Слепой дождь. Наблюдение июльских явлений». 1993-1998. Бумага верже, гравюра на пластике, высокая печать, темпера, песок, ракушки. 32x24,5

Челябинский музей изобразительных искусств (Челябинск)

A. Yu. Danilov. Artist's book Blind Rain. Musing on celestial events. 1993-1998. Verge paper, print on plastic, letterpress, tempera, sand, seashells. 32x24,5

Chelyabinsk State Museum of Fine Arts (Chelyabinsk)

А. Ю. Данилов. Инсталляция «Данилов TV». 2009

Челябинский государственный музей изобразительных искусств (Челябинск)

A. Yu. Danilov. Installation "Danilov TV". 2009

Chelyabinsk State Museum of Fine Arts (Chelyabinsk)

придерживается стратегии сохранения баланса между материями повседневного и эстетического. Эти два проявления человеческого бытия естественно взаимодействуют в проектах художника, расширяя границы восприятия человека, осмысления себя.

Примечания

Александр Данилов - один из значимых представителей современного искусства Урала, мэтр российской книги художника. Член Союза художников России (1997). Работает в различных медиа: книга художника, видео-арт, инсталляция, компьютерная графика, ленд-арт, фотография, живопись, графика, книжная графика, графический дизайн [11, с. 166-169].

Работы художника экспонировались в России, Франции, Чехии, Финляндии, США, в том числе в Государственном музее изобразительных искусств им. A.C. Пушкина (Москва), Музее современного искусства «Гараж» (Москва), Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Санкт-Петербург ), Музее современного искусства «ЭРАР-ТА» (Санкт-Петербург), Челябинском музее изобразительных искусств, Музейном центре «Площадь Мира» (Красноярск), Музее современного искусства Энди Уорхола (Прага), Художественном музее города Иматра (Финляндия), Bronx River Art Center (Нью-Йорк).

А. Данилов - участник биеннале и триеннале, в том числе II Международной биеннале графики «Белые интерночи» (Санкт-Петербург, 2006),

Московской международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела 8» (Москва, 2008), 5-й Международной триеннале книги художника (Вильнюс, 2009), 2-й Триеннале российского современного искусства в Музее современного искусства «Гараж» (Москва, 2020).

Произведения А. Данилова находятся в коллекциях: Челябинского государственного музея изобразительных искусств, Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Санкт-Петербург), Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Музея современного искусства «Гараж», Областной универсальной научной библиотеки (Челябинск), Областной универсальной научной библиотеки им. В.Г. Белинского (Екатеринбург), Центра современной культуры УрГУ (Екатеринбург), Союза Российских писателей (Москва), фонда «Даблус» (Москва), музея «Пюи-Пейзаж» (Узерче, Франция), Национальной библиотеки Франции (Париж), Imatra Art Museum (Иматра, Финляндия), Rikhardinkatu Library (Хельсинки, Финляндия), издательства Alcool (Москва), частных собраний России, Израиля, Швейцарии, Канады, США.

1. «Красное и черное, белое и золотое» (2000) - проект-реквием, изобразительная ткань которого соткана из аллегорий, а цвет становится инструментом переключения из одного эмоционального регистра в другой. В ахроматических картинах-объектах со стилизованными под фотографию образами - «Сон» и «Память» - цвет словно стерт, как в нашей памяти неумолимо стираются со временем образы и голоса ушедших, а мерцающие огоньки светодиодов, вмонтированные в холст, создают ощущение остраненности, ирреальности. Бесцветные отпечатки ладоней, оставленные кем-то на листах рисовой бумаги, как зашифрованные послания, повисают в безмолвной среде. И в противовес - яркие, эмоционально насыщенные образы мятущихся белых коней на красном, яростно вихрящемся от движений кисти фоне (триптих «Кони»), многосоставная композиция с перевернутыми вниз портретами, вонзенный в белоснежную поверхность красный топор с расплывшимся красным пятном в месте удара. Окаменевшая бело-золотая книга-гербарий, инсталляции из старых вещей (покрытого слоем краски чемодана, расписанных венских стульев и бутылок-подсвечников с горящими свечами) - всё застыло, замерло, превратилось в образы самих себя, в воспоминание. Психоделический перфор-манс, исполненный на вернисаже Новым художественным ансамблем, по замыслу художника, создавал резонанс, усиливал возникающее у зрителя ощущение заглядывания в иную реальность.

2. Проектом «Черный. Белый. Красный. Золотой» (2015) А. Данилов возвращает дискуссию о русском мире, ставшую причиной острых споров в нашем обществе, к реально существующим архетипам русской культуры, сформировавшим русский менталитет и ничего общего не имеющим с навязываемыми медийной пропагандой мемами. Это необыкновенно гармоничный, полный поэзии мир. В изобразительном искусстве он проявляется в символике цвета русской иконы и знаке-образе народного искусства, в геометрических цветоформах русского авангарда, отказавшегося

от подражания действительности и сумевшего первым отразить кардинальные изменения в мироустройстве начала XX века.

Проект «Черный. Белый. Красный. Золотой» (2015) вошел в число проектов параллельной программы 3-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, темой которой была мобилизация как способность к изменению, расширению горизонтов восприятия действительности.

Литература

1. Авангард и традиции: книги русских художников XX века : каталог выставки / Российская гос. библиотека , изд-во «Даблус» , ст. Т. Горячева, М. Рац, К. Безменова, Е. Деготь, Э. Кузнецов, М. Карасик, С. Шутов. - Москва : Даблус, 1993. - 80 с.: ил.

2. Александр Данилов. Книги : каталог выставки. В 2 кн. / текст С. Шляпниковой ; галерея OkNo. -Челябинск : галерея «OkNo» ; студия «Диван», 2001.

- 45 с. : ил.

3. Александр Данилов : альбом / сост. С. Шляпникова. - Челябинск, 2021. - 216 с.: ил.

4. Галеева, Г. Александр Данилов. Очевидец незримого // Автограф АРТ. - Челябинск, 1999. - № 3. - С. 55-57.

5. Книга художника : [каталог выставки] / Екате ринбургский музей изобр. иск-в ; фонд «Даблус» ; Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. - Екатеринбург, 1994. - [б/п] : ил.

6. Книга художника и поэта : каталог выставки 28 апр. - 31 мая 1998 г. Дом архитектора, Центр совр. искусства. Нижний Новгород / концепция выставки Л. Тишков, Е. Стрелков ; сост. А. Чудецкая, Л. Тишков ; ст. Л. Тишкова, А. Чудецкой, А. Толстого, М. Погарского, Е. Стрелкова. - Нижний Новгород : Дирижабль, 1998. - 16 с.

7. Книга художника: 1970-1990-е годы из собрания ГМИИ им. A.C. Пушкина и частных коллекций : [каталог выставки] / Государственный музей изобразительных искусств им. A.C. Пушкина, отдел личных коллекций ; ст. К. Безменовой, А. Чудецкой. - Москва : Даблус, 1999. 52 с. : ил.

8. Книга художника. 1-я Московская международная выставка-ярмарка: Москва, ЦДХ 30/11 - 4/XII ; [каталог выставки] / всгун. ст. М. Погарского, А. Лаврентьева. - Красногорск : Треугольное колесо, 2005. [б/п] : ил.

9. Театр бумаг - II: Книга художника : каталог выставки. 12 апр. - 28 апр. 1994 г., Музей А. Ахматовой в Фонтанном доме / сост. Г. Носова. - Санкт-Петербург : изд-во М.К., 1994. - [б/п].

10. Приручая пустоту. 50 лет современного искусства Урала : каталог выставки / Уральский филиал 1'ЦСИ в составе РОСИЗО ; ст. Г. Жумати, Т. Галее-вой, М. Соколовской, Е. Ильиной, С. Шляпниковой.

- Екатеринбург . Издательские решения, 2018. - 300 с. : ил.

11. Шляпникова, С.А. Данилов Александр Юрье вич // Календарь знаменательных дат / сост. И.Н. Пережегина. - Челябинск : Челябинская универсальная публичная библиотека, 2008. - С. 270-278.

References

1. Avangard i tradicii: Knigi russkix xudozhnikov 20 veka: kat. vy'st. [Avant-Garde and traditions: Books of the Russian artists of the 20-th century: the exhibition's catalogue], Russian State Library and "Dablus" Publisher. Authors and compilers T. Goryacheva, M. Rach, K.Bezmenova, F,. Degot', E. Kuznetsov, M. Karasik, S. Shutov. Moscow, Dablus, 1993, 80 p.

2. Alexander Danilov. Knigi. Katvy'st. v2 kn. Galereya "OkNo" [Books: the exhibition's catalogue in 2 vol. The Gallery "OkNo"]. Author S. Shlyapnikova. Chelyabinsk, the Gallery "OkNo" - Studio "Divan", 2001, 45 p.

3. Alexander Danilov: ah bom [Alexander Danilov: an album]. Compiler S. Shlyapnikova. Chelyabinsk, 2021, 216 p.

4. Galeeva T. Alexander Danilov. Ochevidecz nezrimogo [Alexander Danilov. A witness of the unseen]. Avtograf ART. Chelyabinsk, 1999, no. 3, pp. 55-57.

5. Kniga xudozhnika. kat.vy'st [An artist's book, the

exhibition's catalogue], Yekaterinburg Museum of Fine Arts, Foundation "Dablus", Anna Akhmatova Museum at the Fountain House. Yekaterinburg, 1994.

6. Kniga xudozhnika i poe'ta: Kat. vy'st [The book of the artist and poet], 28 April 31 May, 1998. An Architect's House and Center for Contemporary Art, Nizhny Novgorod. Exhibition's concept by J,. Tishkov, E. Strelkov; compilers A. Chudeczkaya, L. Tishkov; the introduction authors L. Tishkov, A. Chudetskaya, A. Tolstoy, M. Pogarsky, E. Strelkov. Nizhny Novgorod, "DirizhabL" Pub., 1998, pp. 4-5.

7. Kniga xudozhnika: 1970-1990-e gody1 iz sobraniya GMII im. A.S. Pushkin i chastny'x kollekcij: kat.vy'st [An artist's book: 1970s-1900s from the collection of the State Museum of Fine Arts named alter A. S. Pushkin and privet collections: the exhibition's catalogue]. State Museum of Fine Arts named after A. S. Pushkin, Department of privet collections. Authors K. Bezmenova, A. Chudetskaya. Moscow, Dablus, 1999, 52 p.

8. Kniga xudozhnika. 1-ya Moskovskaya

А. Ю. Данилов. Чаша. Проект «Черный. Белый. Красный. Золотой». 2015. Гофрокартон, поталь. 33,5x30,5x4

Собственность автора

Л. Y. Danilov. Bowl Project "Black. White. Red. Cold". 2015. Corroboard, brass leaf. 33,5x30,5x4

Author's property

mezhdunarodnaya vy'stavka yarmarka: Moskva, CHA 30/11 - 4/XTT: kat.vy'st [An artist's hook: Tlic 1st Internationa] Exhibition-Market: Moscow, the Central House of Artists 30/11 - 4/XII. the exhibition's catalogue]. The introduction's authors M. Pogarsky, A. Lavrent'ev. Krasnogorsk, TreugoEnoe koleso, 2005.

9. Teatr Bumag - II: Kniga xudozhnika: Kat. vy'st [Ehe Theatre of Papers - II: An artist's book: the exhibition's catalogue], 12 April - 28 April 1994. Anna Akhmatova Museum at the Fountain House. Compiler G. Nosova. Saint Petersburg, "M.K." Pub., 1994.

10. Priruchaya pustotu. 50 let sovremennogo iskusstva Urala: kat. vy'sl. [Taming a void. 50 years of the Ural contemporary arl: the exhibition's catalogue]. Hie Ural Branch of the SCCA as part of the "ROSIZO". Authors T. Zhumati, T. Galeeva, M. Sokolovskaya, E. Il'ina, S. Shlyapnikova. Yekaterinburg, Izdatel'skie resheniya, 2018, 300 p.

11. Shlyapnikova S. A. Danilov Aleksandr Yur'evich / Shlyapnikova S.A. [Danilov Alexander. Author Shlyapnikova S. A.]. A calendar of significant dates. Compiler I. N. Perezhegina. Chelyabinsk, Chelyabinskaya universal'naya publichnaya biblioteka, 2008, pp. 270-278.

Об авторе

Шляпникова Светлана Андреевна - старший научный сотрудник Челябинского государственного музея изобразительных искусств, арт-директор некоммерческой галереи современного искусства OkNo (Челябинск)

E-mail: lana.oknogallery@gmail.com

Shlyapnikova Svetlana Andreevna

Curator of the Chelyabinsk Museum of Pine Arts, art director of the non-profit gallery of contemporary art "OkNo" (Chelyabinsk)

A. Y. Danilov. Artists

book "Information

on bankruptcies".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2009. Newspaper, ink.

29x22x3

Garage Museum of Contemporary Art, Moscow; Chelyabinsk S täte Museum of Fine Arts. Chelyabinsk

А. Ю. Данилов. Книга художника «Сведения о банкротствах».

2009. Газета, чернила. 29x22x3 Музей современного искусства «Гараж» (Москва), Челябинский государственный музей изобразительных искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.