DOI: 10.17516/2713-2714-0061 УДК 76
ТЕМА НОМЕРА
ISSUE SUBJECT
GRAPHICS BY NIKOLAI TRETYAKOV IN THE YEKATERINBURG MUSEUM OF FINE ARTS: THE HISTORY OF ARRIVAL AND THE PROCESS OF FORMATION OF THE AUTHOR'S COLLECTION
Ekaterina A. Kustareva
Yekaterinburg Museum of Fine Arts Yekaterinburg, Russian Federation
Abstract: In 2019 and 2022 the collection of the Yekaterinburg Museum of Fine Arts received more than thirty works of printed and original graphics by the Chelyabinsk artist Nikolai Tretyakov. The works were donated by patron Viktor Novichkov from his personal collection. When selecting items, the museum's researchers were guided by the monographic principle, trying to cover the most important sections of the master's creative heritage. The purpose of the article is to assess the significance of new acquisitions in the formation of the author's collection in terms of the key stages of the graphic artists creative activity and to explore the further prospects for research and exhibition museum activities related to them.
Keywords: art of the Southern Urals; graphic arts; artists of Chelyabinsk; engraving; graphic artists.
Citation: Kustareva, E.A. (2022). GRAPHICS BY NIKOLAI TRETYAKOV IN THE YEKATERINBURG MUSEUM OF FINE ARTS: THE HISTORY OF ARRIVAL AND THE PROCESS OF FORMATION OF THE AUTHOR'S COLLECTION. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, № 4 (13), pp. 8-15.
H. Я. Третьяков. Весна. 1973. Бумага, цветная ксилография. Лист 67,2x70,5; оттиск 59,3x60,6
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
N. Ya. Tretyakov. Spring. 1973. Paper, color woodcut. Sheet 67,2x70,5; imprint 59,3x60,6
Yekaterinburg Museum of Fine Arts
Е. А. Кустарёва
Екатеринбургский музей изобразительных искусств Екатеринбург, Российская Федерация
ГРАФИКА НИКОЛАЯ ТРЕТЬЯКОВА В СОБРАНИИ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ:
ИСТОРИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ И ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ АВТОРСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ
В 2019 и 2022 годах в собрание Екатеринбургского музея изобразительных искусств поступило более тридцати произведений печатной и оригинальной графики челябинского художника Николая Третьякова. Работы были переданы в дар меценатом Виктором Новичковым из его личной коллекции. При отборе предметов научные сотрудники музея ориентировались на монографический принцип, стараясь охватить наиболее важные разделы творческого наследия мастера. Цель статьи - оценить значение новых поступлений в формировании авторской коллекции с точки зрения ключевых этапов творческой деятельности графика и связанные с ними дальнейшие перспективы исследовательской и экспозиционной музейной деятельности.
Ключевые слова: Николай Третьяков; искусство Южного Урала; графика; художники Челябинска; гравюра; художники-графики.
В настоящее время коллекция отечественной печатной и оригинальной графики составляет важнейший раздел в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств (далее - ЕМИИ). Насчитывающая около двух тысяч предметов, время создания которых охватывает вторую половину XX века, коллекция включает в себя произведения преимущественно региональной графики. Благодаря непрерывному процессу комплектования музейных фондов графическими произведениями не только посредством плановых закупок, но и в результате участившихся в последнее время пожертвований меценатов, даров от самих художников и их наследников, формирование данного раздела сегодня требует более системного подхода.
Как правило, в работе с большим объемом новых поступлений в первую очередь сотрудники ориентируются на степень представленности того или иного автора в музейном собрании, наличие в нем незаполненных жанровых, тематических и иных лакун, связанных с его творчеством. В случае с художником, чьи произведения ранее не были включены в музейный фонд, при большей свободе в выборе новых поступлений главенствует монографический принцип, позволяющий максимально охватить важнейшие этапы творческой деятельности автора и продемонстрировать их образцы в пространстве музея.
На этот принцип ориентировался научный состав и при отборе произведений челябинского графика Николая Третьякова (1925-2014) в 2019 и 2022 годах из частной коллекции московского собирателя, мецената Виктора Новичкова, прожившего в столице Южного Урала около пятнадцати лет [2, с. 7]. Проявляя искренний интерес к местной художественной среде и авторам, склонным к экспериментам, не укладывающимся в общепризнанный формат в искусстве того или иного периода, на протяжении трех десятилетий он создал свою уникальную коллекцию из более двухсот работ челябинских графиков и живописцев второй половины XX - начала XXI века [2, с. 7]. В 2019 году Новичков подарил музею девять листов печатной графики Николая Третьякова из своей коллекции, а уже спустя три года в результате продуктивного сотрудничества был организован большой совместный проект «Великий шелковый путь в социализм», проходивший в залах корпуса отечественного искусства ЕМИИ с 7 апреля по 12 июня.
Выставка впервые познакомила екатеринбургского зрителя с творчеством выдающихся челябинских художников - не только Николая Третьякова, но и его учителя, блестящего руководителя местной изостудии Николая Русакова (1888-1941). Оба они внесли свой вклад в формирование знаменитой уральской идентичности - той ее важной части, которая находится на юго-востоке Уральских гор, на границе Великого шелкового пути. В экспозиции были представлены работы из собраний екатеринбургского и челябинского музеев изобразительных искусств, а также из частных коллекций, в том числе из коллекции Виктора Новичкова, который выступил в качестве инициатора и сокуратора проекта. По завершении выставки меценат предложил пополнить музейное собрание произведениями художников из своей коллекции. В результате отбора в фонд ЕМИИ были включены тридцать два предмета, двадцать три из которых - графика Николая Третьякова.
Будучи одной из важных фигур на челябинской арт-сцене второй половины XX века, Третьяков избрал свой путь в искусстве, отправной точкой которого стала живопись, со временем вытесненная графикой. В его творческом наследии можно выделить несколько условных разделов, связанных с жанровыми и тематическими предпочтениями, разнообразием стилевых приемов. В процессе отбора произведений, удерживая в поле внимания эти опорные точки, научным сотрудникам ЕМИИ удалось собрать коллекцию автора, представляющую важные этапы его творческой
H. Я. Третьяков. Дождь. 1968. Бумага, цветная линогравюра. Лист 54x73; оттиск 42,8x60,8
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
N. Ya. Tretyakov. Rain. 1968. Paper, colored linocut. Sheet 54x73;
imprint 42,8x60,8
Yekaterinburg Museum of Fine Arts
H. Я. Третьяков. Путейцы. 1963. Бумага, линогравюра. Лист 37,5x72,9; оттиск 20,3x59,2
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
N. Ya. Tretyakov. Track fitters. 1963. Paper, linocut. Sheet 37,5x72,9; imprint 20,3x59,2
Yekaterinburg Museum of Fine Arts
деятельности и эволюцию его художественных взглядов.
Уроженец деревни Зимихи Омской области, рано перебравшийся на Урал, Третьяков вошел в среду художников еще подростком, начав во второй половине 1930-х заниматься рисунком и живописью в студии при Челябинском областном доме народного творчества под руководством основоположника местной школы живописи Николая Русакова [3, с. 16]. Широко известный своими восточными сюжетами, на позднем этапе своей карьеры мастер отступил от пленительной экзотики «дальних берегов» и всецело сконцентрировался на родном крае, его пейзажах и людях. Во время своей преподавательской деятельности вместе со студийцами Русаков исходил и изъездил Урал, бывал в Ильменском заповеднике и башкирских горах, степных приуральских районах [4, с. 53]. В легендарной «Академии Русакова» и в походах на пленэр первый учитель разбудил любовь к красоте формы и колорита, вдохновленной самой природой, в душе юного художника, впоследствии посвятившего ей большое количество своих произведений.
Благодаря дару Виктора Новичкова сейчас этот жанровый раздел творчества челябинского графика в собрании музея представлен такими характерными работами, как «Озеро в горах» (1960-е), «Дождь» (1968), «Пейзаж» (1969), «Скала» (1969). Во всех них особенно прослеживается влияние на стиль Третьякова традиций искусства японских гравюр с их простыми образами природы, компактностью пространственных соотношений, четкой и жесткой линией.
Особого внимания заслуживает гравюра мастера 1972 года «Вечер» - пример звучания уральского пейзажа в листах-вариациях конца 1960 - 1970-х годов, которое постепенно стано-
вится все более лаконичным и вместе с тем декоративно-плоскостным. Яркий пейзаж наполнен интенсивным звонким цветом, вызывая в памяти излюбленную восточную палитру его учителя. Скрадывая перспективу, художник нарочно сближает горную возвышенность с россыпью низких домиков, привносящих в композицию сказочность кукольной миниатюры. Отливающий цветом железной окалины горный массив выделяется подчеркнутой мощью своих граненых форм, застывших в свечении уходящего солнца. Проявляя бережную нежность к окружающему миру, Третьяков умел наблюдать жизнь природы, которая всегда служила ему богатым источником вдохновляющих сюжетов.
Целый пласт новых поступлений составили произведения раннего этапа творческой карьеры Третьякова - его черно-белые линогравюры начала 1960-х годов, пронизанные лирическим настроением эпохи оттепели, свойственными времени ощущением эмоционального подъема и пристальным вниманием к личному и повседневному. В монохромных листах «Городское утро» (1960), «Смена» (1963), «Детский сад» (1964), «Весна» (1962), «Путейцы» (1963), «Рыбаки» (1960-е) художник снова и снова запечатлевает бытовые сценки и сюжеты из обычной, очень близкой и понятной жизни. В них люди и индустрия нередко изображены в контрасте друг с другом, но между ними автор видит не яростное противостояние, а, скорее, вынужденное сосуществование в условиях нового времени.
Так, например, в произведении «Рабочее утро» 1962 года энергичным, уверенным чередованием широких и тонких штрихов художник задает ритм производственного труда, эхом которого становятся заводские трубы. Они обозначены на горизонте драматически клубящимися испо-
линскими столбами черного дыма, которые доминируют над окружающей местностью. В том, как художник изображает центральную вереницу фигур, размеренно двигающихся в едином направлении вглубь композиции, видится большая симпатия автора к человеку Пользуясь ограниченным набором изобразительных средств, художник представляет индустриальный пейзаж и людей, погруженных в утреннюю рутину, с чувством особой теплоты. К этой непростой теме человека и меняющейся у него на глазах городской среды Третьяков будет обращаться на протяжении всего своего творчества.
Неслучайно и то, что в этой серии так ярко раскрывается тема детства: в сценах игр детворы, радостно высыпавшей во двор с первыми лучами весеннего солнца, в их зимних забавах или вожделенной рыбалке в знойный день Третьякову с особенным трепетом ностальгии удается передать радость и волшебство простых будней. Сюжеты окрашены взволнованным, даже несколько сентиментальным чувством и выполнены лаконичными средствами черного и белого, крупными плоскостями, контрастными вибрирующими штрихами, создающими мерцающий эффект ряби на водной глади, в отражении которой зритель вместе с автором словно подсматривает эти трогательные житейские эпизоды.
Уже в своем раннем творчестве художник обращается к индустриальной теме, ориентируясь на современный окружающий ландшафт. Время волнующих преобразований в жизни Челябинска 1950-1960-х годов, где активно строились металлургические предприятия, появлялись новые отрасли промышленности, получило свое убедительное воплощение во многих его графических произведениях. Стремясь запечатлеть брутальный характер индустриального края в образах и пластике станковой гравюры, художник эстетизирует проявления заводского производства, зачастую находя в нем органическое продолжение современной человеческой жизни. Так, почти витальной мощью Третьяков наделяет заводские трубы в серии своих черно-белых линогравюр начала 1960-х годов («Челябинские трубы», 1964; «Плеть сварена», 1964), отличающихся напряженной драматургией композиционно-пространственного решения, плакатным минимализмом и убедительностью в передаче активных и стремительных темпов производства.
Так и не получивший профессионального художественного образования, ограничившись
уроками в изостудии при Челябинском доме народного творчества, Третьяков активно занимался самообразованием. На протяжении всей своей деятельности художник самостоятельно изучал творчество признанных графиков Москвы и Ленинграда, несколько раз ездил в Прибалтику на выставки, чтобы познакомиться с экспериментами местных авторов в работе с разными техниками гравирования и перенять их приемы [5, с. 106]. Впоследствии, в процессе усвоения полученного опыта и знаний, Третьяков успешно преломляет эти находки в собственном творчестве.
Начиная с 1970-х годов художник открывает для себя цветную ксилографию. В своих экспериментах с цветом он приходит к разным образным
H. Я. Третьяков. Рабочее утро. 1962. Бумага, линогравюра. Лист 50,3x64,8; оттиск 40,5x55,7
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
N. Ya. Tretyakov. Morning's work. 1962. Paper, linocut. Sheet 50,3x64,8; imprint 40,5x55,7
Yekaterinburg Museum of Fine Arts
H. Я. Третьяков. Заводские пути. 1973. Бумага, цветная ксилография. Лист 55,5x77,6; оттиск 43,6x66
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
N. Ya. Tretyakov. Factory tracks. 1973. Paper, color woodcut. Sheet 55,5x77,6; imprint 43,6x66
Yekaterinburg Museum of Fine Arts
решениям, которые в дальнейшем обогащают его графический язык. Так, например, во многих кси-лографиях мастера сквозь цвет проступает загадочная мрачная темнота, которая достигается путем последовательного наложения на черную основу досок других цветов с соответствующими гравированными фрагментами [5, с. 106]. Это прием позволяет пропитать поверхность глубокими, бархатными тонами. Они не только высвобождают нечто потаенное, скрытое за изнанкой реальности, но и рождают своеобразный эффект коррозии графического листа, от которой страдает и сама изображаемая среда коптящих мануфактур, в таких работах, как «Заводские пути» (1973), «Стальные артерии» (1973), «Разлив чугуна» (1973) и других. Многие из них, вероятно, вошли в серию цветных ксилографий, посвященных современному индустриальному Магнитогорску, которые Третьяков создал, будучи в составе творческой бригады «Магнитка», для IV Зональной выставки «Урал социалистический» в Уфе в 1974 году [1, с. 4].
К этой же разновидности авторской техники Третьяков прибегает в своей знаковой гравюре «Весна» 1973 года, которая поступила в собрание ЕМИИ в 2019 году. Глядя на нее, нельзя не согласиться с мнением Виктора Новичкова, который, говоря о творчестве графика, отмечает отнюдь не поверхностное или тривиальное прочтение автора современных ему брутальных образов городов-заводов: «Творчество художника в основном посвящено рабочей теме, и по этому формальному критерию его также можно было бы отнести к правоверным соцреалистам. Однако экспрессивный контраст между человеком и заводом, мертвой машиной и живым деревом делают Третьякова, скорее, жестким критиком безжалостной машинизации жизни» [2, с. 9].
Действительно, все пространство листа здесь отведено мрачному фабричному силуэту, и всё же, отдавая дань возвышающемуся заводу, на авансцену композиции художник выносит пышно цветущие деревья, которые кажутся беззащитными и невинными в тени промышленного гиганта. Графично исполненные, они пленяют зрителя не только своей хрупкостью, но и упрямой жизнестойкостью, благодаря которой им удается не просто выжить в дымном смоге, но и расцвести точно в срок, несмотря на совсем не располагающие к этому условия меняющейся внешней среды. Свое стремление найти где бы то ни было ростки приспосабливающейся к новой
реальности жизни во всей ее полноте Третьяков пронес через все свое творчество, создав целую галерею запечатленных им лирических сцен.
Городской пейзаж - это отдельная череда образов и впечатляющих своей вариацией сюжетных мотивов. В 1970-1980-х годах график по кусочкам увлеченно создает большой портрет небольшого города-завода. Этот раздел зрелого этапа творческой карьеры Третьякова в собрании музея сейчас представлен такими листами, как «Городское утро» (1988), «Весенний ветер» (1970-е), «Город ночью (из серии «Урал», 1969), «Микрорайон» (1970-е), «Вечер» (1970-е). Произведения, демонстрирующие отточенное годами практики умение автора отбросить все случайное и выявить характерное, являют зрителю виды города, далекие от «открыточных». Невзрачные дворы с коробками жилых домов, подсвеченных электрическими огоньками, угрюмые подворотни, окруженные рядами голых деревьев, будничные сценки, разворачивающиеся под вечно сумрачным небом... Если бы образ города Третьякова можно было исполнить как мелодию, то, скорее всего, она имела минорный лад. В серии меланхоличных пейзажей, наполненных приглушенным светом и размеренным внутренним ритмом, Третьяков пытался разгадать душу хмурого индустриального мегаполиса, между делом раскрывая в себе тонкого лирика, способного увидеть одухотворенное начало где бы то ни было.
Среди поступивших работ здесь стоит отметить гравюру «Площадь революции» 1979 года, включенную в серию «Челябинск», над которой Третьяков работал на протяжении семи лет. В рассматриваемом листе художник изображает центральную площадь столицы Южного Урала. Высота ракурса способствует лучшему раскрытию образа стремительно развивающегося города, схваченного «в некоей остраненности, в некоей своей техногенной сущности» [5, с. 107], со стройными рядами высотных домов, по-столичному широкими проспектами. Интересно, как Третьяков изображает горожан: спешащие удалиться от центра композиции на ее периферию едва обозначенные группы людей как будто пытаются поскорее скрыться, подгоняемые неосознанным страхом быть поглощенными все разрастающимся мегаполисом.
Все тайны и очарования мира для челябинского графика, кажется, заключены в человеке, но человеке, не изолированном от мира, природы, жизни. Портретная серия занимает свою зна-
чимую нишу в творческом наследии мастера. В собрании музея сегодня представлены лишь две ранние работы, которые можно рассматривать в качестве образцов этого жанра в его авторской коллекции: «Стасик» (1967) и «Портрет девушки» (1962). Это тонко исполненные психологические портреты поселенцев, каждый из которых - загадка для художника, особенный, потаенный мир, скрытый в самом себе: неслучайно автор зачастую изображает своих героев задумчивыми, погруженными в себя, впитавшими ту самую отчужденность окружающего их городского пространства.
Несомненно, коллекция произведений Николая Третьякова в ЕМИИ сегодня нуждается в развитии и расширении, однако дар Виктора Новичкова стал для нее хорошим заделом и фундаментом, обозначив все ключевые разделы творческого наследия челябинского графика. Новые поступления открыли перспективы не только дальнейшего углубленного исследования выразительного и узнаваемого художественного языка автора, чье творчество в настоящее время остается недостаточно освоенным и изученным в искусствоведческой среде, но и насыщенной экспозиционной музейной деятельности. Ее успешным примером уже стала выставка «Великий шелковый путь в социализм», которую за время ее работы посетило более десяти тысяч зрителей. Такой неожиданно большой интерес к искусству Третьякова и его личности, очевидно, диктует стремление к более глубокой интерпретации произведений этого мастеровитого художника, который был способен пропустить через себя узнаваемое чувство современности и воплотить его в своих работах удивительно точно и эмоционально.
Литература
1. Выставка произведений Николая Яковлевича Третьякова : каталог выставки / авт. вступ. ст. A.C. Ваганов. - Челябинск : ЧОСХ; ЧОКГ, 1976. - 24 с.
2. Новичков, В.Д. Частная история // Частная история. Искусство Челябинска XX века из коллекции Виктора Новичкова : каталог выставки / под ред. Е. Барановой. - Москва : УП ПРИНТ, 2017. - С. 9.
3. Новичков, В.Д. Николай Третьяков // Великий шелковый путь в социализм. Николай Русаков и Николай Третьяков : каталог выставки / под ред. Е. Барановой. - Челябинск : Автограф, 2022. - С. 16.
4. Трифонова, Г.С. Николай Русаков. Жизнь и творчество. 1888-1941. - Челябинск : Челябинский Дом печати, 2004. - 160 с.
5. Трифонова, Г. С. Образ и стиль времени в гравюре челябинских художников-шестидесятников // Вестник Южно-Уральского государственного университета.-2016.-Т. 16. -№4. -С. 103-111.
Н. Я. Третьяков. Портрет девушки. 1962. Бумага, акватинта, сухая игла. Лист 58x37,5; оттиск 47,5x26,5
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
N. Ya. Tretyakov. Portrait of a girl. 1962. Paper, aquatint, dry needle. Sheet 58x37,5; imprint 47,5x26,5
Yekaterinburg Museum of Fine Arts
References
1. Vystavka proizvedenij Nikolaya Yakovlevicha Tretyakova: katalog vystavki [The exhibition of works by Nikolai Yakovlevich Tretyakov: an exhibition's catalogue]. Introduction by A.S. Vaganov. Chelyabinsk, CHOSKH; CHOKG, 1976, 24 p.
2. Novichkov V.D. Chastnaya istoriya // Chastnaya istoriya. Iskusstvo Chelyabinska XX veka iz kollekcii Viktora Novichkova: katalog vystavki [A privet history. Art of Chelyabimsk of the 20th century from Victor Novichkov's collection: an exhibition's catalogue]. Ed. by E. Baranova. Moscow, "UP PRINT", 2017, p. 9.
3. Novichkov V.D. Nikolaj Tretyakov // Velikij shelkovyj put' v socializm. Nikolaj Rusakov i Nikolaj Tret yakov: katalog vystavki [Nikolai Tretyakov. The Grate Silk Road to socialism. Nikolai Rusakov and Nikolai Tretyakov: an exibition's catalogue]. Ed. by E. Baranova. Chelyabinsk, "Avtograf", 2022, p. 16.
4. Trifonova G.S. Nikolaj Rusakov. Zhizn' i tvorchestvo. 1888-1941 [Nikolai Rusakov. Life and work]. Chelyabinsk, "Chelyabinskij Dom pechati", 2004,160 p.
5. Trifonova G.S. Obraz i stil' vremeni v gravyure chelyabinskih hudozhnikov-shestidesyatnikov [An image and style of the time in prints by Chelyabinsk artists of the sixties]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta, 2016, V. 16, no. 4, pp. 103-111.
Об авторе
Кустарёва Екатерина Андреевна - старший научный сотрудник сектора отечественного искусства XX века Екатеринбургского музея изобразительных искусств E-mail: e.kustaryova@emii.ru
Kustareva Ekaterina Andreevna
Senior researcher at the Yekaterinburg Museum of Fine Arts
H. Я. Третьяков. Город ночью. Из серии «Урал». 1969. Бумага, цветная линогравюра. Лист 62x85; оттиск 42,6x64,7
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
N. Ya. Tretyakov. The city at night. From the series "Urals". 1969. Paper, colored linocut. Sheet 62x85; imprint 42,6x64,7
Yekaterinburg Museum of Fine Arts
H. Я. Третьяков. Вечер. 1970-е. Бумага, цветная ксилография. Лист 50,4x73,5; оттиск 36,9x55
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
N. Ya. Tretyakov. Evening. The 1970s. Paper, color woodcut. Sheet 50,4x73,5; imprint 36,9x55
Yekaterinburg Museum of Fine Arts