ББК Щ143(2р-4Че)6 + 4481.355 + 4481.2
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ В УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ЮУрГУ.
НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ НАД ВЫСТАВКОЙ «ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ НЕЯСОВ (1926—1984). ВОССОЕДИНЕНИЕ ВОЛЖСКИХ НАРОДОВ С РОССИЕЙ,1948—1983: ИСТОРИЯ НЕНАПИСАННОЙ КАРТИНЫ»
Г. С. Трифонова, Е.С. Логинова, Я.А. Русанов
SCIENTIFIC AND METHODICAL APPROACHES AND PRINCIPLES IN EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE SUSU ART MUSEUM. BY THE EXAMPLE OF PREPARATION OF THE EXHIBITION “VASILY ANDREEVICH NEYASOV (1926—1984). REUNION OF VOLGA PEOPLE WITH RUSSIA, 1948—1983:
STORY OF NOT PAINED PICTURE”
G.S. Trifonova, E.S. Loginova, Y.A. Rusanov
Статья посвящена описанию и анализу авторского метода работы над выставкой произведений южно-уральского живописца В.А. Неясова, объединенных в организованной экспозиции темой картины «Воссоединение волжских народов с Россией», работа над которой заняла более 30 лет, была доведена до картона и прервалась на заключительном этапе смертью художника. Отражены этапы реализации проекта экспозиции выставки в Зале искусств ЮУрГУ во время практики студентов-искусствоведов с разработкой концепции мультимедийной программы при университетском информационно-образовательном центре «Виртуальный филиал Государственного Русского музея». На примере выставки раскрываются возможности современного образовательного и воспитательного комплекса, каковым является университетский художественный музей.
Ключевые слова: художественная культура региона, методика преподавания искусствоведческих дисциплин, исследование творчества художника В.А. Неясова, творческая деятельность студентов, мультимедийные программы в образовательном процессе, университетский художественный музей.
The article considers the description and analysis of the authors method of preparation the exhibition of the South Ural artist Neyasov V. A. paintings, united in a well-organized exposition by the topic of “Reunion of Volga people with Russia”, a painting which took 30 years to work on, had its full-size cardboard sketch ready but was not completed due to the artist’s death. Here you can find the stages of the exposition project realization in the SUSU Art Hall during the internship of art criticism students, who also developed a concept of a multimedia programme in the university’s educational center “State Russian Museum’s Virtual Branch”. By the example of the exhibition the capabilities of the modem educational facility, which is the Art Museum of the university are revealed.
Keywords: regional art, university art museum, art of V.A. Neyasov.
В современном обществе университеты занимают особое место. Являясь аккумулятором традиций в образовании и различных отраслях науки, университеты, осуществляя насущный образовательный процесс, способствуют устойчивому развитию общества и его ориентации на перспективу. Университеты осуществляют динамичную связь
прошлого и будущего в настоящем. Сущностными функциями и своей миссией они перекликаются с функциями другого института человеческой культуры, также имеющего древние корни — музея. Обладая гибкой инновационной структурой, университеты и музеи становятся центрами изучения, обогащения и сохранения культуры и науки, уча-
ствуют в решении социальных и духовных проблем современности. В обмен на ресурсы, которые им предоставляет общество, готовя будущих специалистов особых и редких, важных и нужных обществу профессий, университеты расширяют и обогащают научно-методические подходы, активно разрабатывают и внедряют в своей деятельности новые учебно-образовательные принципы.
Открытие в ЮУрГУ в 2002 г. новой специальности «Искусствоведение» стало предпосылкой к рождению новой университетской структуры с педагогическими и творчески-воспитательными целями. Речь идет о Зале искусств, в настоящее время переживающим новый этап обогащения и углубления своей деятельности в связи с открытием университетского музея искусств.
Выставочная программа Зала со времени его открытия 8 мая 2003 г. насыщена разносторонней направленностью, призванной раскрывать перед студентами вуза сокровища подлинного классического отечественного искусства из художественных музеев страны и региона. Выставки, развертываемые в Зале, дают возможность пятидесятитысячной студенческой аудитории вуза, воспитывая вкус и способность вступать в контакт, переживать подлинные эстетические ценности — произведения искусства древнего и современного (живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное и народное искусство). В индустриальном крае и самом Челябинске — традиционном центре металлургии и машиностроения, в современном мире девальвации подлинных духовных ценностей эта деятельность Южно-Уральского университета беспрецедентна по своей значимости, глубоко гуманна и перспективна.
Отрабатывая принципы и методики в текущем учебном процессе искусствоведческой специальности, мы активно используем возможности Зала искусств как места проведения занятий по описанию и анализу произведений искусства, для практики по рецензированию, практическому закреплению курсов «История искусства Урала», изучению видов пространственных искусств, теоретических аспектов изучения истории искусств, углубленному изучению творческих проблем регионального искусства и персоналий современных художников. Студенты находят в Зале искусств, в его экспозициях, темы для своих научных работ, которые успешно разрабатываются ими нередко и в выпускных научных квалификационных работах.
Одним из важнейших этапов в подготовке специалистов в области искусствознания является производственная музейная практика. Без практики молодому специалисту сложно состояться как профессионалу. Студентам-дипломникам кафедры искусствоведения и культурологии ЮУрГУ, получившим за годы обучения в вузе «багаж» теоретических знаний по специальности, предоставляется возможность на практике применить их и проявить свои
способности в качестве участников арт-проектов, экспозиционеров, экскурсоводов и исследователей творчества того или иного художника. В ходе преддипломной практики студенты получают возможность применить накопленные знания и навыки, реализоваться как будущие специалисты в выбранной области. Для этого существуют все необходимые условия: Зал искусств, оборудованный специально под выставочные проекты, руководство ведущих в регионе специалистов теоретического и практического искусствознания, а также прекрасный художественный материал, при соприкосновении с которым студенты проникаются духом творчества и погружения в будущую профессию.
В данной статье обобщен опыт работы в 2007— 2008 учебном году со стуцентами-искусствоведами во время производственной практики заключительного года обучения. Этот опыт послужил моделью для выработки некоего алгоритма, претворения этой модели на практике — в обучении и работе со студентами в соответствующем контексте над произведениями искусства и документальными материалами. Речь идет об изучении комплекса материалов художественного и архивного наследия выдающегося южно-уральского живописца В.А. Неясова (1926— 1984) и публикации их в развернутой в Зале искусств экспозиции выставки, посвященной фундаментальной работе художника, которая длилась более 30 лет и осталась незавершенной. Когда уже все было готово к тому, чтобы картина осуществилась — работа прервалась ранней смертью художника.
Переход из современности в историческую реальность — испытание на подлинность для произведения искусства и для целого творчества художника. Василий Андреевич Неясов — художник-живописец, ушедший от нас в 1984 г., чье творчество разворачивалось в 40-х — начале 80-х гг. XX в., это испытание выдерживает. Более того, чем дальше движется время от границы его жизни, тем более раскрывается во всю ширь и глубину и наполняется смыслом его творчество, открываются все новые его аспекты.
В период своей бурной деятельной жизни и мощного масштабного творчества, разностороннего по направленности и мастерству, В.А. Неясов поражал современников — южно-уральских, московских, мордовских художников, в чьей среде ему приходилось жить и работать, — своим жизнелюбием и оптимизмом, составлявшими основу его художнического мироощущения. При этом он смог осуществить гигантскую работу — прожить среди людей в жизни и в искусстве, находясь в гуще жизненных, гражданских и творческих интересов и дел своего времени, оставаясь человека из народа, неся в своем мировоззрении и этике глубинные народные традиции, не обезличенные советским кодексом ценностей, и создать огромное количество этюдов, эскизов, зарисовок, росписей интерьеров общественных зда-
ний и законченных живописных произведений различных жанров — пейзажей, портретов, натюрмортов, картин на современные и исторические сюжеты российской и уральской истории, историко-революционные, на темы индустриализации, Великой Отечественной войны, индустриального, сельскохозяйственного и творческого труда — и все это в преломлении человеческих образов, характеров, судеб.
Происходя из малого народа на Волге — мордвы мокша, сохранившего свои традиции в деревенской глубинке, куда он в 1940-е гг. в молодости возил передвижные выставки мордовских художников, Василий Неясов знал его жизнь и мир, и был его достойным сыном, однако, без тени болезненных крайностей национализма. Соприкосновение с живыми древними традициями пробудили в молодом художнике глубокий интерес к прошлому и сформировали в нем глубоко личное понимание истории. История мордвы, соприкосновение судьбы народа в середине XVI в. с великим соседом — народом русским, и в этой связи личность Ивана Грозного, коренной вопрос о сохранении менталитета своей народности внутри русского и потом советского государства — эти вопросы лично волновали В.А. Неясова. Переживание истории своего народа и стремление к самосознанию собственной личности заставило художника встать на путь художественно-исторического исследования этой большой и сложной, с учетом политической ситуации в отношении национального вопроса в советские годы, темы. Формирование исторического мышления художника шло дальше, к современности: историческая реальность кипела вокруг, и с юности, с периода индустриализации и Великой Отечественной войны, он был вместе со всеми ее участником.
Оказавшись в самом начале 1950-х гг. на Урале, он прежде всего устремился туда, где бился мощный пульс индустриального труда, производившего металл, уголь, машины, обеспечивающего экономическую мощь страны. Копейские шахтеры, челябинские трубопрокатчики, железнодорожники, горнодобытчики руды на Бакале, строители энергетической артерии века — газопровода «Бухара-Урал» стали героями его портретов и картин в последующие десятилетия жизни и творчества на Урале. Но и сама природа поразила художника — он перенесся из раздолья Волги-Матушки в суровые горно-лесные пейзажи Урала-Батюшки. Воздушная перспектива горных далей, озера и отражающиеся в них леса, цветение лета и суровость зим — все это не переставало волновать даже тогда, когда из-за больного сердца он не мог сорваться и ехать в горы, как это бывало раньше. Как важны были эти поездки, осуществленные по Уралу, на Волгу, в Среднюю Азию для напоения глаза и насыщения палитры богатством природного колориз-ма! Когда уже не стало этой возможности, художник брал этюдник и стандартные листы плотной
бумаги и шел в пойму реки Миасс неподалеку от дома, и там рождались чудные пейзажи, поражающие и волнующие сегодня, два десятилетия спустя, свежестью чувств и вдохновляющие красотой...
И здесь, на Урале, раздумья о прошлом этой земли не давали художнику покоя. Он создает картины о старом быте уральских рудокопов и углежогов, где обостряет тему социальной несправедливости. Знаменитая картина «Рудовоз на старом Урале» 1954 г. (в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств) была удостоена Диплома I степени на Всесоюзной выставке (эскиз — в собрании Челябинского музея искусств). «Последний расчет», этюды к неосуществленной картине «Златоустовский расстрел, 1903 г.), задуманной как эпопея народного гнева и кровавой расправы. Наконец, тема революции и гражданской войны на Урале, концентрированно выраженная в огромном полотне «Поход южноуральских партизан под руководством В.К. Блюхера» («По тылам белых») — в собрании Челябинского музея искусств и вариант большего формата в Верхнеуральском краеведческом музее; а также в ряде диорам на тему революции и гражданской войны: «Бой на горе Извоз» в Верхнеуральском музее, «Бой за станцию Челябинск», «Строительство Челябинского тракторного завода» и др.
Где бы ни был Василий Андреевич, за что бы ни брался, ничего он не делал слегка, скользя по поверхности. В каждом замысле присутствует большая напряженная внутренняя работа, обдумывание, поиск сути, а значит, поиск правдивых источников и достоверных образов.
Написание картины — процесс почти органического вынашивания будущего произведения, когда образ, как целостное видение, выверен и возникает на основе длительного и постепенного продвижения к сущности через отказ от несущественного, второстепенного. Так работали русские мастера исторической картины И.Е. Репин, В.И. Суриков. Это развитый принцип последовательности всех этапов, от первых композиционных эскизных набросков к проработке композиционного решения, увиденного как остановленное мгновение и красочная мизансцена, когда в композиции открывается не только главный смысл происходящего, но и место, роль каждого персонажа и группы, пространства и планов, жестов, поз, костюмов и утвари, природной среды, где все это происходит. Поэтому долгие годы идет поиск типажей, изучение материалов в музеях, чтение литературы. И постоянная параллельная работа по воплощению в рисунке, в красочных материалах: акварели, гуаши, темпере и масле. Наконец, когда материал созрел, художник выходит на картон в размере будущего полотна, тщательно отрисовывает композицию и ее героев, далее следует другой, третий картон, в которых находят продолжение изменения, уточнения замысла. Затем идут картоны, прописанные в цвете, и тоже не единственный, а следуют один за другим...
И наконец, рождается окончательно решенное художником полотно.
Этот процесс — трудный, мучительный, который невозможно искусственно ускорить, — прошли все картины Неясова. Но особенно богатой явилась разработка картины, о которой художник мечтал и шел к ней смолоду всю жизнь. Подсказанная когда-то в молодости мордовским краеведом-историком тема «Воссоединение волжских народов с Россией» стала сквозной в творчестве В.А. Неясова. Работая над множеством других произведений, он неизменно возвращался к ней. Для разработки этой темы художник осуществил огромный труд: многие часы провел в музеях Мордовском республиканском историко-краевом, Всесоюзном музее этнографии народов мира, Государственном историческом музее. Стремясь к подлинности, он обратился к историческим источникам и вел беседы с историками, изучал материалы костюма, быта, утвари, вооружения русских, мордвы, татар, делал зарисовки Казанского кремля, искал портретный образ Иоанна Грозного, прослеживал и вычерчивал карты похода русских войск летом 1552 г. Дочь художника, художница и педагог О.В. Гладышева вспоминает, как по выкройкам исторических костюмов, полученных в музеях, Василий Андреевич кроил и шил костюмы, наряжал в них натурщиков, а также сконструировал манекен, который ставил, сажал в различных позах, надевая на него то костюм стрельца, то мордовского воина, то думного дьяка-боярина, то татарский головной убор подобия чалмы. Результатом этой работы стали три больших, разных по формату картона (около 300 х 400; 300 х 500 см и более), написанных гуашью, акварелью и полностью подготовленных к переводу на холст. Однако чистый белый холст огромного формата так и не коснулась кисть: выверенная в картонах картина, осталась неосуществленной...
Художник вынашивал свой замысел исторического полотна, когда писали свои картины на темы исторического героического прошлого Родины
А. Бубнов, М. Авилов, П. Корин, создавал свои исторические кинополотна «Александр Невский» и «Иоанн Грозный» С. Эйзенштейн. Тема исторического параллелизма о вождях и полководцах в послевоенный период как продолжение идеологии вождизма сталинской эпохи достаточно явно просматривалась, ассоциации, должно быть, были прозрачны. Ясно, что В.А. Неясов не мог быть абсолютно свободным от идеологии, в которой он был воспитан. Но как художник честный, не потерявший связи с народной совестливостью, он не мог не размышлять о переживаемом.
Современность и ее события меняли ракурс и оценки. В более ранних эскизах мы видим, как стоит, затем сидит на троне в левой части композиции Иоанн Грозный (кстати, зрелых лет, а не в том молодом возрасте, в каком он покорял татарское хан-
ство; ныне эти живописные эскизы далеко за пределами страны). Справа к нему направлено шествие воинов, возглавляемых впереди идущими мордовскими старейшинами Арзаем и Масаем с дарами. Проходит время, и вот уже эскизы — без Иоанна, и ярко выражен военный момент: полки стрельцов в ярких красных одеждах, бояре в шитых богатых зеленых кафтанах с высокими шапками, служки в ярких желтых кафтанах и зеленых портах, струги, копья за спинами у мордовских воинов, защищавшихся от нападавших на них татар — и выразительная группа коленопреклоненных татарского мурзы и его сподвижника в халате золотой парчи с круглой серьгой в ухе, яростно и непокоренно косящегося на русого воина-мордвина в лаптях, стоящего за ним. В другом картоне важной составляющей выступает тема крещения мордвы, что исторически правомерно, как и то, что по имени проводников русского войска Ичалки и Ардатки названы селения — нынешние города, как и в память о первых принявших православную веру Арзае и Масае Иоанн Грозный повелел назвать новый город Арзамас — центр мордовских поселений.
Так постепенно от идеи вождя народов в своей композиции «Воссоединение волжских народов с Россией» В.А. Неясов приходит собственно к теме народа и его исторической судьбы и образно воплощает ее в последнем картоне — народа щедрого, трудолюбивого, несущего дары своего труда — мед, хлеба — в знак нового государственного союза.
Принимая во внимание богатство идей и развернутость масштабной работы по осуществлению замысла картины, совершенно беспрецедентной даже при незавершенности конечным этапом — ее написанием, этот комплекс материалов был представлен в экспозиции университетского Зала искусств как эталон и поучительный опыт творческого и исследовательского труда художника, как пример актуальности исторической темы в искусстве, независимо от того, какое нынче тысячелетие на дворе. Как уникальный опыт рождения картины в искусстве Южного Урала, — в надежде на то, что экспонирование этого комплекса живописного и исторического материала, освоенного и преобразованного художником, вызовет не только ответ в чувствах и сознании наших современников, но и поставит вопросы и откроет новые пути постижения современной, исторической и художественной реальности и заставит задуматься молодое поколение о главном: как и для чего живет человек. Забегая вперед, хочется сказать, что в процессе работы с уникальным историко-художественным комплексом родилась мысль о его музеефикации, а именно о включении его в коллекцию будущего университетского музея.
Опыт изучения творчества В.А. Неясова, начатый в 1985 г.1 вылился в большую посмертную выставку в Челябинской областной картинной галерее в 1986 г., затем в выставку «Художественные дина-
стии Челябинска: Ольга Васильевна Неясова, Наталья Неясова-Хохлова памяти отца Василия Андреевича Неясова» в Выставочном зале Союза художников Челябинска 2002 г.2, наконец, в издание книги альбома-монографии о художнике3. Все это дал основание определить тему для осуществления студентами-искусствоведами 5-го курса экспозиционного проекта в 2008 г., который вылился в исследование творчества художника, разработку материалов, связанных с классическим подходом к написанию исторической картины, сформировавшимся в русской художественной академической школе, начиная с XVIII в. Результатом этой работы стала экспозиция выставки с вышепоименованным названием, выпущен каталог выставки с текстами автора и руководителя проекта, куратора практики Г.С. Трифоновой и студентов Е. Логиновой, Я. Лук-шиной, С. Морозовой, С. Николаевой, Е. Рожковой, разработавших исторические темы, связанные с картиной: «Взятие Казани Иоанном Грозным», «Русская старинная одежда высшей знати, служилых людей и духовенства XVI в.», «Мордовский национальный костюм»4.
Заложенная в основу проведения практики тема позволила методически четко сформулировать концепцию, выстроить цели и задачи, модель действия и последовательность всех этапов ее осуществления. Характер замысла картона «Воссоединение волжских народов с Россией», его масштабность и ценность определили основные подходы к представлению художественного материала, пути реализации проекта и этапы работы над экспозицией. Осознание значимости огромного труда, таланта и мастерства художника потребовали от участников и организаторов выставки большой ответственности и дали возможность студентам-дипломникам применить накопленные знания и навыки, полученные за годы обучения по специальности «искусствоведение». Это явилось мотивацией студентов-дип-ломников к активному участию в подготовке и личной заинтересованностью каждого.
На каждом этапе студенты решали определенные задачи практики. Формирование состава выставки, отбор и описание всего художественного материала в рамках изучаемой темы дали возможность получение опыта в области исследования, комплектования и экспонирования. Применение метода непосредственного общения с наследием В.А. Неясова дало возможность студентам погрузиться в творческую атмосферу мастерской художника, представить себе личность автора, что, несомненно, учитывалось при написании аннотаций, создании экспозиции и проведении экскурсий.
Следующий этап — исследовательская работа, изучение материала и сбор информации. В процессе подготовки выставки был собран большой информационный блок исторических данных, так как сюжет, положенный в основу данного комплекса —
исторические события XVI в., отсюда и требование к глубокому знанию исторического материала. Сфера исследовательской работы достаточно обширна, это и исторические сведения о походах Ивана Грозного, история мордовского этноса, народная мордовская культура, быт, фольклор, верования. Исследуется русская старинная одежда высшей знати, служилых людей и духовенства XVI в., мордовский национальный костюм. Теоретический материал подкрепляется визуальным рядом, акварельными работами с эскизами костюма, головным убором и нагрудным женским украшением, либо карандашными рисунками.
В исследовании мы шли как бы по следам художника, реконструируя его путь в освоении темы и движение в воплощении замысла произведения. Эта реконструкция обрела визуальную материализацию в экспозиции выставки, в экспонировании первых композиционных набросков будущей картины, эскизов, поиска композиционного решения до заключительного этапа — написания картона. Важное место также заняли портреты, графические архитектурные и живописные пейзажи, волжские и уральские. Таким образом, тема выставки и через нее творчество выдающегося живописца В.А. Неясова в экспозиции выставки раскрылись с полнотой благодаря равнозначности и органическому равновесию художественного материала и исторической информации.
В процессе подготовки выставки студентами был приобретен практический опыт транспортировки работ и их подготовки к выставке. В процессе их перемещения были получены практические навыки упаковки и хранения экспонатов — произведений искусства с учетом физических и химических свойств материалов. Из этого опыта было вынесено главное правило для искусствоведа, работающего с оригиналом, — «не навреди».
Следующий этап — развеска произведений, в ходе которой решалась еще одна зада практики — знакомство с основами проектирования музейных экспозиций. Идея выставки заключалась в отображении основных этапов работы художника: от первых набросков и подготовительных исторических материалов до заключительного картона. Важно было передать атмосферу мастерской художника, поэтому экспозиция должна была отразить сам процесс работы художника над произведением.
Важнейшим пунктом обязательной программы практики студентов-дипломников стала задача освоения методики проведения экскурсий. Студенты самостоятельно разработали планы экскурсий, основной целью которых было раскрытие основной концепции выставки — отображение всех этапов при создании данного произведения искусства. Логика ведения экскурсии была выстроена таким образом, что биографические данные, и характеристика творчества художника, факты из его жизни и
рассказ о самих представленных работах были связаны с экспозиционной структурой выставки. Разработанная методика характеризуется вариативностью в зависимости от состава группы (возраст, количество человек, уровень подготовленности).
Важно отметить еще один важный этап выставочной практики — организация и проведение вернисажа, а также проведение вечера памяти художника. На открытии выставки наиболее ярко был проявлен творческий подход. Необходимо было передать атмосферу творческого поиска, дух представленных работ и характер самого художника. Для этого всех гостей встречала «красна девица» с угощением подобно одному из персонажей картона («несущий дары») и сами персонажи, вырезанные художником из композиции из-за не устроивших его ракурсов, укрепленные на деревянных балках и используемые во время экскурсий как интерактивный элемент, наглядно демонстрирующий работу художника над композиционным решением. Вечер памяти послужил для студентов-искусствоведов еще одним поводом проявить свои артистические возможности и донести весь собранный материал в более доступной устной, и даже, игровой форме. Выступление ансамбля народных песен и разыгрывание мордовских легенд по ролям погрузили всех гостей вечера в прошлое, во времена Ивана Грозного, тем самым раскрыли ведущую тему выставки на глубоком эмоциональном уровне.
Работа с таким богатым материалом стала, своего рода, методическим пособием для искусствоведов последующих курсов в качестве наглядного примера практики студентов старшекурсников, для которых данный проект станет первым практическим опытом и самым запоминающимся событием в их уже профессиональной деятельности.
Принимая во внимание нацеленность университетского художественного музея на тесную связь с образовательным обучающим процессом, проект «...История ненаписанной картины» получил продолжение и закрепление в разработке мультимедийной программы по данной выставке с использованием возможностей информационно-образовательного центра «Виртуальный филиал Государственного Русского музея», открытого в 2005 г. в ЮУрГУ при кафедре искусствоведения и культурологии. Кроме непосредственно информационного мотива — запечатлеть в виртуальном и сетевом пространстве данное событие и сохранить его для памяти художественной культуры региона как этап в истории исследования творчества живописца
В.А. Неясова, концепция мультимедийной программы о Неясове учитывает многообразие целей и задач. Они могут быть объединены следующими направлениями разработки темы в мультимедиа. Во-первых, данный продукт будет во многом выполнять функции каталога выставки. Однако возможности современных компьютерных и сетевых технологий позволяют развить видовую типологию подобного «каталога» до на-
учного электронного издания, при этом сохранить его иллюстративность и наглядность, значительно ее расширив. Во-вторых, мультимедийная программа позволяет углубить представление о личности и творчестве художника В.А. Неясова благодаря привлечению материала, обычно никогда не публикующегося при жизни и остающегося в мастерской художника, значит, совершенно неизвестного. В-третьих, работа с мультимедийной программой «.. .История ненаписанной картины» весьма эффективна для воспитания и развития творческого воображения, образного, структурно-логического и пространственного мышления, комбинаторного моделирования, причем, не только в среде студентов искусствоведческой специальности (направления), но и школьников, посещающих «Виртуальный филиал ГРМ» в ЮУрГУ, и студентов других гуманитарных и технических специальностей.
Приступая к разработке концепции программы, мы провели предварительный анализ аудитории, для которой предназначается данный продукт. В условиях деятельности информационно-образовательного центра «Виртуальный филиал Государственного русского музея» и Зала искусств ЮУрГУ среди реальной аудитории можно выделить несколько групп, и соответственно подгрупп:
1. Студенты высших учебных заведений:
— подгруппа специалистов (студенты-искусство-веды, историки, политологи);
— подгруппа студентов других специальностей, проходящие курсы общеобразовательных дисциплин.
2. Школьники:
— младшие классы;
— средние классы;
— старшие классы (абитуриенты);
— школьники с ограниченными возможностями.
3. Взрослые:
— преподаватели;
— учителя школ;.
— сотрудники;
— аспиранты;
— подгруппа посетителей, интересующихся ис-куством, историей, краеведением и т. д.
Таким образом, в соответствии с потребностями той или иной аудитории мультимедиа программа может иметь как минимум три раздела. Первый раздел—репрезентативный. В нем необходимо представить непосредственно репродукцию самого картона, сведения об авторе, его биографию и сопроводительный материал к произведению. В данном разделе дается сжатая текстовая и визуально-изоб-разительная информация, раскрывающая основной замысел художника и историческое событие, которому посвящена картина, и его реализацию на стадии картона. В целом данный раздел берет на себя научно-просветительские функции презентации всего художественно-исторического комплекса, связанного с картоном В.А. Неясова «Воссоединение волжских народов с Россией», для широкой аудитории. Кро-
ме того, данный раздел осуществляет функции связи, «диспетчерские» или «карты сайта», позволяя перейти к статьям следующих разделов через гиперссылки не только текстовые, но и на иллюстрации.
Второй раздел более углубленно рассматривает творчество художника, затрагивает вопросы искусствоведческого исследования, эволюции художественного творчества мастера. Немаловажным аспектом здесь будут вопросы, посвященные подготовке и технологии создания крупномасштабных тематических полотен в творчестве В.А. Не-ясова. Необходимо развернуть жанровое богатство творческого наследия художника, уникальность его дарования портретиста, пейзажиста, мастера натюрморта и картины на современную и на историческую тему, батального жанра и индустриального труда и т. д. Универсальная одаренность рисовальщика и живописца, колориста и композитора может быть представлена через тематические комплексы, убедительно откомментированные текстами, организацией репродукционного материала с привлечением методов сравнительного и начертательного анализа (ярче всего дающего результаты в геометрическом анализе композиционных схем).
Третий раздел данной программы посвящен историко-этнографическим материалам, сгруппированным в соответствующие блоки: документы, карты, тексты и зарисовки с подлинных предметов утвари, костюмов и оружия в музеях нашей страны. По сути, это своеобразный визуальный словарь-глоссарий терминов, этнографических материалов, исторических дат, снабженный иллюстративным материалом, созданным самим художником.
Следующим шагом в разработке программы является анализ ресурсов. Это прежде всего авторские произведения В.А. Неясова — сам картон, множество подготовительных эскизов художника, его работы и заметки в архивах. Куратором выставки Г.С. Трифоновой совместно со студен-тами-искусствоведами были подготовлены статьи по истории события, этнографии волжских народов. Также создана методическая разработка экскурсии, в рамках которой раскрываются этапы создания исторической картины, от стадии эскиза к завершенной экспозиции. В культурную программу выставки были включены различные научные, научно-просветительные, образовательные и художественные события, материалы которых могут быть включены во второй и третий разделы программы.
Кроме того, рамки программы позволяют охватить все творчество художника в целом, если принять во внимание монографию и каталог наследия, вышедший в свет в 2006 г. (см. примеч. 3), и сделать это в виде хронологической ленты произведений, таким образом, позволяя наглядно представить эволюцию авторского художественного метода. Ее
можно сопроводить документальным и историографическим материалом, и образовать тем самым, исходя из ресурсов, четвертый раздел, который является сквозным в программе и позволяет быстрое переключение по разделам, что обеспечит удобство пользования данной программой.
Издание программы планируется в двух вариантах: первый на электронном носителе (компакт-диск), в котором программа предстанет в наиболее полном виде. Второй, усеченный, должен быть представлен в сети интернет.
В целом, подобные мультимедиа программы служат не только введением в тему выставки, но раскрывают концептуальные замыслы художника и искусствоведов. Подобные программы дополняют экспозиционный ряд электронными изображениями музейных предметов, которые невозможно выставить по причине нехватки площадей или по условиям хранения (например, графики). Интерактивные программы дают возможность дополнить пространство художественной выставки, оживить экспликации печатного текста аннотаций и в тоже время дать наиболее полную информацию об экспонатах. Масштабные мультимедиа проекции и инсталляции впоследствии возможно использовать как прием экспозиционного дизайна. Реконструкции утраченных предметов и модели незавершенных художественных объектов становятся самостоятельными электронными экспонатами наряду с живописью, графикой и т. д. Кроме того, создание подобных программ — это важный шаг в формировании электронных ресурсов в образовательной, музейной и научной деятельности. При размещении подобных программ в сети интернет возможно осуществить постоянный доступ к творчеству художника и исследованиям специалистов-искусствове-дов, историков, этнографов.
Таким образом, изучение студентами в период производственной практики творчества В.А. Неясова и особенно углубленное исследование всех архивных и художественных материалов, связанных с подготовкой к созданию композиции будущей картины «Воссоединение волжских народов с Россией», осуществление экспозиции, сопровожденной аннотациями по названным выше темам, работа в Зале искусств по транслированию изучаемой темы со студенческими и преподавательскими экскурсионными группами, осуществление культурной программы (Вечер памяти и творчества В.А. Неясова), издание каталога выставки и трансляция всего историко-художественного, творческого материала через мультимедийную программу в информационно-образовательном центре «Виртуальный филиал ГРМ» в ЮУрГУ позволили в высшей степени эффективно осуществить соединение изучаемого предмета и активное творческое усвоение студентами содержательного, исторически и творчески насыщенного материала.
Успешно осуществленный проект позволяет методически обобщить новые авторские подходы и принципы учебно-образовательной деятельности на перекрестке профессиональных дисциплин в реальной педагогической практике.
1. Постановка целей и задач проекта, осуществляемого студентами в залах университетского музея искусств под руководством преподавателя искусствоведческих дисциплин, должна базироваться на предварительной тщательной проработке материала самим руководителем.
2. Предлагаемый к исследованию и публикации художественный материал должен содержать элемент открытого исследования, где есть возможность творческого приложения исследовательской инициативы студента.
3. Объект, предмет и материал исследования должен представлять собой подлинные произведения искусства высокого художественного достоинства (независимо от степени завершенности — эскизы, этюды, наброски, сделанные рукой мастера, имеют столь же сильное поле воздействия, еще более обнажают творческий процесс художника и соприкосновение с ним студента вызывает мощное формирующее созидательное воздействие). Усиление благотворного всестороннего воздействия на личность и духовный мир студента оказывает подлинная среда, в которой рождалось то или иное произведение, где происходило творчество художника. В рассматриваемом репрезентативном примере — это мастерская художника В.А. Неясова, одновременно жилой дом его семьи, построенный руками художника; сопровождение всей исследовательской работы и работы по отбору (этюдов, рисунков, набросков с натуры, в исторических музеях, пейзажей, портретов типажей, многочисленных эскизов композиции, выполненных в графических и живописных техниках) комментариями и объяснением дочери художника, художника-педагога О.В. Гладышевой; наконец, объект исследования — три огромных картона в натуральную величину предстоящей картины (300 х 500 см) и окончательный вариант картона. Все это, безусловно, стало одним из сильнейших впечатлений в процессе формирования будущих искусствоведов. Этот контакт был продолжен при перенесении произведений В.А. Неясова (уже для более широкого круга студентов) в Зале искусств университета.
4. Непременным условием осуществления данного научно-методического подхода является творческое участие всех студентов, занятых в проекте, постановка задачи индивидуального самоопределения в проекте, атмосфера творческого доверия и совместного труда, будящая фантазию и инициативу поиска самостоятельной темы внутри проекта.
5. Участие студентов наряду с руководителем во всех видах работ, связанных с выставкой: отбор работ для экспозиции на основе изученного мате-
риала, описание для каталога, упаковка и перевозка произведений, решение экспозиции, оформление графических работ, поиск оборудования, подготовка текстов аннотаций, этикетажа. Наконец, игровой элемент, наглядно показывающий поиск художником композиционных групп, изъятие одних и внесение других, на основе чего, благодаря творческой мысли студентов, был введен в экспозицию интерактивный элемент включения посетителей в атмосферу мастерской художника и его творческого процесса. Результатом данной методики стало приобретение студентами реального опыта работы с произведениями искусства и организации выставки по предложенной концепции, от отбора в мастерской до воплощения замысла в экспозиции.
6. В процессе осуществления проекта в совместной работе руководителя и студентов шло воспитание личной ответственности за добровольно принятую на себя исследовательскую задачу и ощущение себя внутри единого целого, результат которого зависит от каждого.
7. Опыт осуществления проекта дал возможность реализовать методику воспитания специалиста реальным творческим делом, когда теория и практика наглядно и убедительно сплавлены в творческом контакте, а замысел художественного события осуществляется творчески через включение всех накопленных знаний, прежде всего об искусстве, в реализацию через деятельность. Включение деятельностного концепта в воспитание будущего искусствоведа в процессе обучения, осуществление значимого проекта на завершающей стадии обучения — на производственной практике, подготавливает студента к выходу в художественный мир для самостоятельного творчества, дает ему возможность — как своего рода испытание — поверить в свои силы и вполне осмысленно идти на защиту научной темы в дипломном сочинении.
Вышесказанное позволяет обозначить данный образовательный и воспитательный метод как метод непрерывного творчества, передающегося по коммуникативной сети «художник и его произведения — искусствовед-преподаватель (теоретик, критик, историк, исследователь искусства и воспитатель молодых искусствоведов) — студент-искус-ствовед, который умеет применить накопленные искусствоведческие знания в реальной практике. Это метод непрерывного творчества, сопровождающегося органическим ростом личности, мировоззрения, профессионализма в искусствоведении как науке и практической деятельности. Создание мультимедийных программ, посвященных конкретной теме, фиксирует данный метод в действии. Его дальнейшая разработка и совершенствование открывает многообразие путей творческого развития и инноваций в образовательном процессе с привлечением практически неисчерпаемых возможностей,
Дед Никита.
Картон, масло. 49 х 34
Набросок фигуры старейшины. Бумага, карандаш. 26,5 х 20
Стрелец в красном кафтане. Бумага, акварель. 44 х 29
На Волге. Картон, масло. 61 х 86 Рисунок утвари. Бумага, карандаш. 26,5 х 40,5
Эскиз костюма (верхней одежды мордвы). Бумага, акварель, карандаш. 40 х 28
Нагрудное женское украшение. Бумага, акварель. 29 х 40,5
Воссоединение волжских народов с Россией. Картон к картине. Окончательный вариант. Бумага, уголь, акварель, гуашь. 1947—1984.
Картон с пленными татарами (вариант). Картон, гуашь. 244x300.
Вечер памяти художника В.А. Неясова на выставке в Зале искусств ЮУрГУ. 27 февраля 2008 г.
Г.С. Трифонова,
Е.С. Логинова, Я.А. Русанов
которые предоставляют традиционные музейные институции, концептульные новации и современные научно-технические средства. Программное объединение их функций дает очевидные практические результаты как в профессиональном образовании по специальности «Искусствоведение», так и в воспитании студентов других специальностей, а также школьников и молодых преподавателей в диапазоне классики и современной художественной культуры с использованием богатства возможностей университетского художественного музея.
Примечания
1. Василий Андреевич Неясов. 1926—1984. Живопись, рисунок, акварель: каталог выставки / вступ. ст. Г.С. Трифоновой. —Челябинск : ЧОКГ, 1985. — 47 с.: ил.
2. Художественные династии Челябинска. Ольга Васильевна Неясова, Наталья Неясова-Хохлова посвящают юбилейную выставку живописи памяти отца Ва-
силия Андреевича Неясова: каталог выставки / Г.С. Трифонова. — Челябинск : ЧОСХ/ ЧОКГ, 2002. —12 с.; Художественные династии Челябинска. Ольга Васильевна Неясова, Наталья Неясова-Хохлова посвящают юбилейную выставку живописи памяти отца Василия Андреевича Неясова: каталог выставки 35-ле-тию Челябинской государственной академии культуры и искусства. / Г.С. Трифонова. — Челябинск • ЧГА-КИ, 2003.
3. Василий Андреевич Неясов. 1926—1984. Личность и творчество: каталог творческого наследия, альбом / вступ. ст., сост. каталога, перечня выставок, библиографии Г.С. Трифонова: Челябинск, 2006. — 182 с.: цв. ил.
4. Василий Андреевич Неясов (1926—1984). Воссоединение волжских народов с Россией, 1948—1983. История ненаписанной картины: каталог выставки / авт. и рук. проекта, авт. вст. ст., сост. кат. Г.С. Трифонова совместно с Е. Логиновой, Я. Лукшиной и др. — Челябинск ■ Изд-во ЮУрГУ, 2008. — [30 с.]: цв. ил.
Поступила в редакцию 23 июля 2009 г.
Трифонова Галина Семеновна, доцент кафедры искусствоведения и культурологи, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Челябинского областного государственного музея искусств, член Союза художников России. Область научных интересов — отечественное искусство, художественная культура и творчество художников Южного Урала, музееведение. Автор монографий, каталогов, альбомов, научных статей по указанной проблематике. E-mail: [email protected]
Trifonova Galina Semenovna, the senior lecturer of chair of art criticism and cultural science, the candidate of historical sciences, the conducting scientific employee of the Chelyabinsk Regional State museum of arts, member of the Union of artists of Russia. Area of scientific interests —Russian art, art culture and creativity of artists of Southern Ural Mountains, museum studies. The author of monographs, catalogues, albums, scientific articles. E-mail: [email protected]
Логинова Екатерина Сергеевна, аспирант кафедры искусствоведения и культурологии ЮУрГУ, который окончила в 2008 г. по специальности «Искусствоведение». Работает над диссертацией, исследующей роль современных художественных галерей в художественно-творческом процессе. E-mail: [email protected]
Loginov Ekaterina Sergeevna, the post-graduate student of chair of art criticism and cultural science SUSU. Has ended SUSU in 2008, a speciality «Art criticism». Works over the dissertation on a theme of modern art business. E-mail: [email protected]
Русанов Ярослав Алексеевич, преподаватель кафедры искусствоведения и культурологии ЮУрГУ. В 2005 г. окончил ЮУрГУ по специальности «Искусствоведение». Область научных интересов — древнерусская иконопись и ее поздние традиции на Урале E-mail: [email protected]
Rusanov Yaroslav Alekseevich, the lecturer of chair of art criticism and cultural science SUSU. In 2005 has finished SUSU on a speciality «Art criticism». Area of scientific interests — history of tradition an Old Russian iconography and its late traditions in Ural. E-mail: [email protected]