искусствоведение
УДК 069.015 + 378.03 DOI: 10.14529^170114
ББК Ч448.47 + Ч914.71(2Р-4Че)
роль университетского музея в формировании культурной идентичности студенчества
С. Д. Ворошин
в статье раскрывается понятие культурной идентичности студенчества и роли вузовского музея в её формировании. На примере Зала искусств Южно-Уральского государственного университета описано влияние выставочной деятельности на конструирование различных уровней культурной идентичности студентов. в рамках статьи проведён анализ академических выставок Зала искусств различной направленности. Показана роль экспозиций мирового, общенационального и регионального значения в культурной жизни вуза.
Ключевые слова: университетские музеи, культурная идентичность студенчества, Зал искусств Южно-Уральского государственного университета.
в современном мире развитие технологий не снижает, а повышает роль музеев, музейных экспозиций, выставочных залов, формирующих социокультурную идентичность, в частности, студенческую. Изучение вопроса идентичности студенчества играет важную роль, поскольку получающая высшее образование молодежь имеет большой культурно-инновационный потенциал, необходимый для развития своего региона и страны [48].
культурной идентичностью является тождественность индивида социальной группе во всех типичных для нее общественных измерениях. Основой идентичности становятся устойчивые социокультурные характеристики, которые объективируются посредством отождествления индивидов с определенными позициями в общественно-культурном пространстве и фиксируются через социальные практики [10; 38]. вопрос идентичности был рассмотрен различными авторами в соответствии с их научными концепциями [55; 58]. Особое внимание стоит обратить на статьи, посвященные роли музея в формировании культурной идентичности [25; 49]. в процессе создания идентичности субъекта она формируется на нескольких уровнях, создавая таким образом связь индивида с различными, в том числе глобальными социальными группами.
Современные концепции ведения экспозиционной деятельности подразумевают активное взаимодействие музея со зрителем, проведение интерактивных мероприятий для лучшего погружения посетителей в контекст выставки, создание тем самым «живого» музея, нацеленного на диалог вместо односторонней визуальной трансляции [19—20]. Расширение контакта с аудиторией посредством использования обширного спектра мультимедийной техники позволяет говорить о возросшей значимости музейного пространства в развитии личности индивида. Актуальным становится вопрос формирования культурной идентичности молодежи, в частности, студентов [6; 11; 13; 18; 52].
в рамках заявленной проблемы исследования рассмотрим формирование культурной идентичности студенчества на нескольких уровнях, из
которых наиболее глобальным является приобщение к наивысшим достижениям искусства мирового уровня. Погружение студенчества в этот мир формируется в процессе идентификации субъекта с художественно-интеллектуальной элитой мирового сообщества, посредством отождествления индивида с наивысшими ценностями и целями мирового социума, которые присущи этой элите [53]. Этот процесс сопричастности мировой культуре может осуществляться посредством знакомства субъекта с художественными произведениями общечеловеческого значения, например, из коллекций ведущих мировых музейных центров, хранящих шедевры непреходящего художественного значения. крайним выражением причастности всей культуре, всему человечеству может служить установка на космополитизм. Но, как показал еще О. шпенглер, подобная культурно-идентификационная ориентация по сути равнозначна отсутствию подлинной идентичности. Она обрекает человека на бесприютность и одиночество, оторванность от корней и традиций, от источника вдохновения и творчества. То же можно сказать и о сегодняшних тенденциях глобализации. Превратное толкование, замена многообразия субкультурных образований и вариативных форм культурной идентичности чреваты унификацией и стандартизацией. Поэтому в современных условиях «кризиса идентичности», связанного с усилением процессов глобализации, угрозой утраты идентичности, аутентичности или подлинности необходим «культурный» источник». в данном исследовании в качестве такого источника рассматривается феномен общенациональной идентичности.
Общенациональная идентичность — процесс тождественности индивида обществу своей страны во всех типических социокультурных измерениях (язык, ментальность, мировоззрение, нормативно-типическое поведение, социокультурные ценности) [10]. в основе данной идентичности лежит потребность и стремление социальной группы к интеграции через приобщение к базовым для данного общества ценностям и целям, выраженным смысловыми символами (Родина, страна, государство),
которые, в свою очередь, наполняются конкретным содержанием через социокультурный контекст. Не менее значимой составляющей данного феномена является региональная идентичность — процесс конструирования региональной уникальности местными элитами и на этой основе мобилизации культурного потенциала региона [17]. Данный тип идентичности отражает уникальные особенности регионального сообщества, выступающего как сплав общенационального и регионального в миропонимании людей [24, с. 34]. Этот феномен подразумевает осознание человеком своей принадлежности к территориальной социальной общности, а также осознание группой своей целостности и тождественности [12]. Этот уровень идентичности предполагает осмысление культурных особенностей того региона, в котором живет индивид, и принятие их в своей ментальности.
Еще один тип, формируемый современной вузовской музейной деятельностью — национально-конфессиональная идентичность. Ее можно осмыслить как процесс осознания индивидом собственной вероисповедной принадлежности, и как следствие — сопричастности к определенному религиозному сообществу [33]. Это подразумевает готовность принять установки и ценности того или иного сообщества, желание ощутить себя частью его истории, культурно-исторического наследия и авторитета. данный феномен получает активное развитие в постперестроечный период духовного возрождения. В современных условиях многонациональности и многоконфессиональ-ности России необходимо бережно сохранять художественные ценности конфессионального значения, проявляя толерантность к традиционным конфессиям.
Большое значение в студенческом сообществе занимает формирование профессиональной идентичности — процесс идентификации индивидуума с конкретным профессиональным сообществом, подразумевающий преемственность человеком ценностей и норм данной профессиональной группы [26]. Этот уровень — многопараметрическое интегральное личностное образование, выступающее и как свойство личности, и как набор характеристик, позволяющих субъекту обрести тождественность профессии и воспринимать себя как ее представителя.
Очевидно, что структура идентичности личности — это многоаспектное понятие, уровни которого не ограничиваются представленными ранее и существуют в сложных взаимосвязях.
В рамках данной работы мы акцентируем внимание на специфике культурной идентичности студенчества. Тема эта актуальна, ей уделено внимание в ряде статей и диссертационных работ [15; 21; 34—37; 48—50].
Обратимся к определению роли университета и его подразделений в формировании данного феномена [1; 3—5; 7; 9; 22; 27]. Детально рассмотрим выставочно-экспозиционную деятельности Художественного музея Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Южно-Уральский государственный университет»
в аспекте формирования культурной идентичности студентов.
Произведения искусства, расположенные в стенах вуза и на его территории, в совокупности с величественным обликом архитектуры университета оказывают мощное воспитательное и эстетическое воздействие на студентов во время всего их срока обучения [31]. К настоящему времени сформировался комплекс Художественного музея ЮУрГУ включающий в себя выставочный Зал искусств, искусствоведческую лабораторию, мультимедийный информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Государственного Русского Музея» («Пушкинский зал»), хранилище фондов художественной коллекции, библиотеку, что позволяет вести научно-образовательную и культурно-просветительскую деятельность в стенах университета [29; 32; 42—43; 59].
Музейный комплекс ведет работу по трем основным направлениям: выставочно-экспозиционная, музейно-коллекционная, информационно-ресурсная [28]. В частности, выставочный Зал искусств является структурой, основная функция которой определена как учебно-образовательная [30]. Сотрудники Зала искусств, помимо выставочно-экспозиционной деятельности, занимаются разработкой и осуществлением мероприятий, нацеленных на тесный диалог посетителей с произведениями искусства: проведение экскурсий сотрудниками и студентами кафедры искусствоведения и культурологии, организация конференций, посвященных творчеству живописцев, встречи с художниками страны и региона, видными деятелями искусства и науки. Все это дает возможность формирования культурной идентичности студенчества на примере вершинных образцов искусства в контексте развития концепции «живого» музея.
В основе концепции научно-методического обеспечения деятельности университетского Музея искусств заложена идея оптимизации учебного процесса путем информационно-выставочной и учебно-образовательной работы, осуществляемой в сотрудничестве университета с ведущими художественными музеями региона и страны, с учреждениями и организациями культуры и искусства, с выдающимися деятелями искусства. Реализация этой идеи позволяет расширить научно-методические и информационно-коммуникативные компетенции университета, направить их на улучшение образовательного процесса, на подготовку кадров высшей квалификации и в целом на повышение социально-общественного значения университета в формировании культурной идентичности студенчества Южного Урала.
С 2003 года по настоящее время в Зале искусств было организовано 120 экспозиций. Наиболее значимыми из них являются выставки из ведущих художественных музеев страны и региона. Они демонстрируют студентам выдающиеся произведения, составляющие золотой фонд отечественного мирового и национального наследия [57].
Такие экспозиции, по сути, являются академическими. Это означает, что картины, представленные на выставках, обладают значительной исторической и культурной ценностью. Как правило, работы
имеют особую временную дистанцию и принадлежат крупным музеям страны или происходят из значительных частных коллекций. В разное время в Зале искусств экспонировались работы из Государственного Русского музея, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Челябинского государственного музея изобразительных искусств, Нижнетагильского муниципального музея изобразительных искусств, Музея Н. К. Рериха в Новосибирске, Российской Академии Художеств.
Исходя из цели представленного научного исследования, академические выставки Зала искусств
Академические выставки
возможно разделить по типам, в зависимости от того, какой уровень культурной идентичности она способна сформировать у студентов в большей степени. По этому принципу экспозиции подразделяются на четыре уровня конструирования феномена: общемировой, национальный, региональный и конфессиональный [19]. Представим данную типологию выставок в хронологическом порядке (см. табл.).
Первой экспозицией, направленной на формирование культурной идентичности, охватывающей приобщение к мировым достижениям искусства и
Таблица
Зала искусств ЮУрГУ
Название Сроки проведения Партнеры выставки Количество экспонатов Идентичность, которую формирует выставка Количество посетивших Количество экскурсий
Шедевры XX века. Отечественная живопись из фондов челябинской картинной галереи 08.05.03 — 05.06.03 челябинский государственный музей изобразительных искусств 27 Национальная, региональная. 2277 15
Западноевропейская гравюра XVI— XIX вв. Портреты ученых-естествоиспытателей 09.10.03 — 08.11.03 челябинский государственный музей изобразительных искусств, при участии семьи Оттен 43 Мировая, Западноевропейская, региональная, профессиональная 1614 18
Раскинулось море широко... 18.03.04 — 20.04.04 челябинский государственный музей изобразительных искусств 1 Национальная, региональная 1200 9
Традиции древнерусского искусства в культуре Урала 23.04.04 — 26.05.04 челябинский государственный музей изобразительных искусств 51 Мировая, Нацио-нально-конфессио-нальная 1080 20
картина Аполлинария Васнецова «Горное озеро на Урале» 16.11.05 — 25.03.06 Государственный Русский музей и Челябинский государственный музей изобразительных искусств 6 Национальная, региональная 4010 87
Уральская икона 24.05.06 — 30.06.06 Коллекционер Олег Калнин 27 Мировая, национальная, конфессиональная 1034 8
Уральский Мастер 09.02.07 — 15.03.07 Екатеринбургский музей изобразительных искусств 28 Национальная, региональная 880 31
Старинная учебная книга 13.09.07 — 16.10.07 Библиотеки города Челябинска 56 Национальная, профессиональная 802 16
В России будет слышен голос мой. 17.03.08 — 16.04.08 Челябинский государственный музей изобразительных искусств 32 Региональная, межнациональная 1133 18
Гимн солнцу 07.04.11 — 17.06.11 Новосибирский музей имени Н. К. Рериха 39 Национальная 1080 25
Мадонна Рафаэля из Нижнего Тагила 14.02.12 — 15.03.12 Нижнетагильский музей изобразительных искусств 3 Мировая, национальная, региональная 2225 190
Благословляю работу 26.02.16 — 29.03.16 Челябинская областная организация Союза художников России, в сотрудничестве с Челябинским государственным музеем изобразительных искусств 37 Региональная 390 11
науки, стала «Западноевропейская гравюра XVI— XIX вв. Портреты ученых-естествоиспытателей», из коллекции Генриха Фердинандовича Оттена (1908—2004), инженера, ученого, коллекционера и библиофила. Он был потомком великого академика Л. Эйлера (1707—1783), полжизни прожившего в России, друга и соратника М. Ломоносова. Эйлер был всемирно известным ученым, и оставил фундаментальные труды по различным отраслям математики, механики, физики. Г. Ф. Оттен являлся также правнуком основателя Пулковской обсерватории академика В. Я. Струве и внуком ученого-химика Г. В. Струве. Сам Г. Ф. Оттен впервые в СССР вел исследование природы снежных лавин и проектирования защитных сооружений. В годы Великой Отечественной войны вместе с другими немцами, он был мобилизован в трудармию на строительство Челябинского металлургического завода. В челябинске он прожил с 1942 по 2004 гг. Г. Ф. Оттен стал хранителем уникальной коллекции европейской классической гравюры XVI—XIX вв., собранной его предками.
Тот факт, что владелец столь ценного в художественном отношении собрания гравюр был жителем челябинска, представителем славного рода, вызывал у посетителей выставки гордость за свой край. Несмотря на трагические события Великой Отечественной войны, Г. Ф. Оттен сохранил любовь к Родине и уникальную коллекцию [56]. Сбором коллекции занималась семья, многие поколения которой благодаря своему уму и таланту принадлежали к элите нашего государства. Экспозиция в стенах ЮУрГУ стала неслучайной — именно здесь получили свое образование сыновья и внуки владельца гравюр Г. Ф. Оттена, которые встречались с посетителями, принимали участие в экскурсионной работе. При посещении выставки студенты получили возможность осознать свою включенность в пространство вуза, того ценнейшего культурного пласта, который он может им обеспечить. Общаясь с выдающимися произведениями искусства западноевропейской гравюры, они соприкоснулись с достижениями мировой культуры. Личности ученых-естествоиспытателей XVI—XIX веков, а среди них такие, как всемирно известные Г. В. Лейбниц, И. Ньютон, Р. Декарт, Ф. Бэкон, П. С. Лаплас, Ф. Па-рацельс, Р. А. Ф. Реомюр, Э. Роттердамский, и прочие, запечатленные на гравюрах великих художников, предстали в новом свете (Приложение, рис. 1). Именно они владели умами художественной элиты, были удостоены внимания таких художников, как П. П. Рубенс, Ф. Хальс, Г. Гольбейн, и многих других, остались в благодарной памяти потомков не только в науке, но и в искусстве. В общей сложности представлено 78 работ. Для студентов такое возвышение личности ученого, инженера и естествоиспытателя помогло в самоидентификации, отожествлении с ведущими представителями изучаемой науки прошлого о чем свидетельствовали отзывы в книге посещения. Тем самым усилился мотив для овладения знаниями, более активного освоения выбранной специальности [40]. Опубликованные материалы выставки стали основой электронного ресурса Зала искусств, активно используемого для
работы с молодежью, был издан каталог, ряд гравюр были опубликованы.
Следующей академической выставкой, в которой также сфокусировано формирование различных уровней культурной идентичности, стала «Мадонна Рафаэля из Нижнего Тагила» (14.02.12 — 15.03.12). В ходе этого события было представлено три работы: «Мадонна дель Пополо», приписываемая кисти Рафаэля Санти (1509), «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» Дж. Ч. Прокаччини (1570—1625) и копия «Мадонны дель Грандука» Рафаэля (1506), выполненная в 1874 году французским живописцем Э. Руйоном [46]. Событие представляло собой исключительный интерес, поскольку в истории мировой практики это, пожалуй, один из редких случаев, когда шедевры искусства такого уровня экспонировались в стенах вуза. Работы представлены Нижнетагильским Музеем изобразительных искусств (директор М. В. Агеева) [32]. Центральное произведение выставки — «Святое семейство», или «Мадонна дель Пополо» (1509 г.), приписываемое Рафаэлю Санти. История этого шедевра связана с именами Римских пап Юлия II и Григория XIV, с римским кардиналом Сфондрандо, германским императором Рудольфом II, герцогами Орлеанскими, Наполеоном Бонапартом. В конце концов «Мадонна дель Пополо» оказалась в коллекции знаменитых уральских промышленников Демидовых. По мнению академика И. Э. Грабаря, выдающегося художника, искусствоведа и реставратора, видного деятеля Серебряного века, «все данные говорят за то, что Тагильский экземпляр «Мадонны» не только наиболее ранний из сохранившихся, но быть может и тот самый протоориги-нал, который находился некогда в церкви S. Maria del Popolo (в Риме)». Такой вывод сделан академиком Грабарем на основе научного реставрационного метода исследования, последовательно раскрытого в его монографической работе «"Madonna del Popolo" Рафаэля и Мадонна из Нижнего Тагила» (1928) [8]. Особо отметим, что именно под руководством И. Э. Грабаря была возрождена к жизни казалось навеки утраченная Мадонна Рафаэля. Она чудом сохранилась в господском доме Демидовых в Нижнем Тагиле, где была найдена в 1924 г. Картина находилась в состоянии крайнего разрушения. Реставрация была осуществлена в 1925—1926 гг. в Центральных государственных реставрационных мастерских (ныне ЦГРМ им. И. Э. Грабаря). С 1978 г. картина хранится в Нижнетагильском музее изобразительных искусств (Приложение, рис. 2).
Искусствоведы, вслед за И. Грабарем, предполагают, что произведение связано с римским периодом творчества великого Рафаэля. Помимо всех признаков, на основании которых Грабарь атрибутирует произведение авторству Рафаэля, отмечается особая эмоциональная сила, исходящая от работы. «Прекрасный умбрийский лик Мадонны, свет любви, исходящий от нее и согревающий божественного младенца, что-то неуловимо леонардовское, но выраженное в новой тональности, с большим гуманизмом и нежностью, свидетельствует, что перед нами подлинный шедевр Высокого Возрождения. Мы слышим божественную музыку высших сфер
С. Д. Ворошин
в поющих линиях, в композиционном совершенстве, в виртуозных цветовых решениях. Божественная гармония мира и человеческого духа звучит в этом непостижимо прекрасном творении» [32].
В рамках экспозиции была организована работа по выстраиванию интерактивного диалога с посетителями. Демонстрация фильма «Рафаэль — живописец Мадонн», подготовленного нижнетагильским музеем, знакомила посетителей с другими работами мастера, расширяя границы выставки. Сотрудниками и студентами кафедры искусствоведения регулярно проводились экскурсии и лекции, раскрывавшие исторические и искусствоведческие особенности выставленных картин. Таким образом, в ходе работы у студентов-искусствоведов проходило формирование профессиональных навыков. Контакт с шедеврами эпохи Возрождения позволил каждому студенту ощутить свою принадлежность к мировому искусству, встав в один ряд с посетителем таких культурных центров как Лувр или Эрмитаж.
Академическая выставка стала резонансным событием в жизни не только университета, но и региона в целом. Она способствовала приобщению молодежи к художественным достижениям мирового уровня, их историко-культурному погружению в историю шедевров, связанную с родом уральских промышленников Демидовых, пользующегося мировой славой меценатов. Тот факт, что шедевры появились в Нижнем Тагиле благодаря роду Демидовых, и стали бесценным сокровищем Урала и России, дало возможность студенчеству осмыслить влияние видного уральского рода на мировой художественно-музейный процесс. Уникальная коллекция Демидовых, сохранившаяся в Нижнем Тагиле, была осмыслена как явление не только регионального, но и общенационального и мирового значения.
Еще одним кульминационным событием деятельности Зала искусств стала экспозиция «Горное озеро на Урале» (16.11.05 — 25.03.06.) (Приложение, рис. 3). Она была организована в сотрудничестве с челябинским государственным музеем изобразительных искусств и Государственным Русским музеем и являлась частью глобальной художественно-образовательной программы «Россия», разработанной и воплощаемой Государственным Русским музеем. Кроме работы А. М. Васнецова «Горное озеро на Урале» на выставке было представлено еще пять произведений прославленных мастеров XIX века: К. В. Лебедева (1852—1916), М. К. Клодта (1832— 1902), В. Д. Поленова (1844—1927), В. М. Васнецова (1848—1926) и С. Ю. Жуковского (1873— 1944) [41].
Созерцание пейзажа природы Урала, написанного кистью выдающегося живописца XIX века А. М. Васнецова, знакомство с образцами живописи других крупных мастеров русской живописи XIX—XX веков, способствовало формированию образного представления о культурных традициях своей страны. Одним из современных методов формирования культурной идентичности студентов ЮУрГУ стала организация «Виртуального филиала Русского Музея», к которому была приурочена экспозиция. Виртуальный филиал дает возможность
студентам ЮУрГУ получить свободный доступ к крупнейшему культурному центру русского искусства — Государственному Русскому Музею.
Отметим в аспекте заявленной проблемы исследования ряд выставок академического направления, на которых были апробированы новые методы работы «живого музея». Экспозиция «Раскинулось море широко» (18.03.04 — 20.04.04) представила работу И. К. Айвазовского «Прощание» (1868 г.). Она демонстрировала одну картину, что обеспечило глубокое погружение в искусство, привело к наиболее полному пониманию замысла автора, личному диалогу зрителя с произведением живописи. Погружению зрителей в атмосферу основного экспоната способствовала выставленная коллекция моделей парусников, предоставленная Геннадием Георгиевичем Михайловым — заведующим кафедрой физической химии ЮУрГУ, доктором технических наук, профессором, заслуженным деятелем науки РФ (1996 г.), почетным металлургом, почетным работником высшего образования, действительным членом Академии наук Высшей школы. Таким образом, была выявлена связь между объектом общенационального искусства, хранящегося в челябинске, и выдающейся личностью профессора ЮУрГУ, коллекционера, влюбленного в море и искусство.
Экспозиции «Гимн солнцу» (07. 04. 11 — 17.06.11), продемонстрировавшей студентам ЮУрГУ живопись русского художника-космиста Виктора Тихоновича Черноволенко (1900—1972) (Приложение, рис. 4) была доставлена из Новосибирского музея им. Н. К. Рериха. Творчество живописца затрагивает многообразие аспектов духовного бытия, места человека в большом мире, тем самым формируя у студентов, посетивших выставку, сопричастность к мировым, космического масштаба, явлениям [47]. В рамках воплощения концепции «живого» музея, для более полного погружения посетителей в произведения автора во время выставки звучало музыкальное сопровождение — игра на фортепиано челябинского пианиста Василия Полесного и воспроизведение записи музыкальных импровизаций художника В. Т. Черноволенко. Выставка была приурочена к 50-летию полета человека в космос — событию знаковому для университета, сформировавшего в 1957 году аэрокосмический факультет. По результатам выставки был издан сборник научных работ студентов-искусствоведов, прошла научно-практическая конференция [45; 51]. Молодые искусствоведы вели экскурсии для студентов всех направлений подготовки.
Академические выставки включили в себя еще одни аспект — международный. «В России будет слышен голос мой...» (17.03.08 — 16.04.08) Сергея Ивановича Петрова (1918—2006), приуроченная к 90-летию живописца (Приложение, рис. 5). Родившись на Южном Урале, С. И. Петров в молодые годы переехал в Болгарию, на родину отца. Там он прошел свое становление и развитие как художник. В дар Челябинскому музею искусств живописец принес собрание собственных произведений. Около 400 картин составили самую большую коллекцию работ одного автора в фондах Южно-Уральского художественного музея [16]. Творческий путь С. И. Петрова —
пример того, как человек, переехав в другую страну, сумел реализовать свой талант, при этом навсегда сохранив память о родном для него Южном Урале. Решение живописца передать фонд собственных работ городу раскрыло студентам, посетившим выставку, высокое значение уральской региональной культурной идентичности для автора.
Экспозиция «Шедевры XX века. Отечественная живопись из фондов Челябинской картинной галереи» (08.05.03 — 05.06.03) стала дебютной в работе Зала искусств ЮУрГУ (Приложение, рис. 6). Экспозиция представляла работы, выбранные из большого числа памятников и многообразия художественных явлений, направлений и стилей в искусстве ХХ века. Целью данной экспозиции было не только продемонстрировать выдающиеся произведения российских мастеров (Приложение, рис. 7). Было важно, чтобы студенты могли наглядно убедиться в том, что работы художников Урала, таких как Г. С. Мосин, М. Ш. Брусловский, А. О. Григорян, Л. Н. Костина,
B. Г. Мишин, Н. Д. Аникин, П. П. Ходаев, В. В. Качалов, З. Н. Латфулин, С.Л.Черкашин, И. Л. Вандышев, Н. А. Русаков стоят по мастерству в одном ряду с полотнами известных российских живописцев: А. Е. Архипова, А. д. Гончарова, П. И. Петровичева, Е. Е. Моисеенко, Р. И. Габриеляна, Н. Е. Кузнецова, К. Ф. Богаевского, В. К. Бялыницкий-Бирули, К. К. Зефирова, М. М. Аксельрода, Б. А. Берзиньша, К. Ф. Богаевского, И. И. Бродского, А. А. Пластова,
C. В. Рянгиной, М. С. Сарьяна, Р. Р. Фалька [39].
Формированию у студенчества чувства сопричастности судьбам Большого Урала способствовала выставка «Уральский Мастер» (09.02.07 — 15.03.07), которая демонстрировала живопись и графику заслуженного художника России — Геннадия Моси-на (1930—1982). Выставка была организована в сотрудничестве с Екатеринбургским музеем изобразительных искусств и Челябинской картинной галереей. Задачей данного проекта было познакомить студентов ЮУрГУ с творчеством мастера и предоставить возможность посетителям Зала искусств заглянуть в художественное пространство живописца, вобравшее в себя множество российских и мировых художественных явлений и эпох [2]. Главной темой экспозиции стал образ Урала. демонстрация драматичных, мощных уральских пейзажей способствует пониманию красоты родного края. В работе выставки принимал участие сын выдающегося художника, профессор, доктор исторических наук, член диссертационного Совета ЮУрГУ по истории Алексей Мосин. Глубина его личности, взаимоотношения с челябинскими художниками, которые учились у его отца Г. Мосина, оставили глубокий след в умах посетителей выставки.
Одной из академических выставок последнего времени стала «Благословляю работу.» (26.02.16. — 29.03.16) — экспозиция памяти Валентины Николаевны Челинцовой (1906—1981), к 110-летию художницы и 80-летию Челябинской областной организации Союза художников России, включившая работы выдающихся уральских авторов. В экспозиции запечатлен опыт творческого подъема художественной среды Челябинска в течение десятилетий, показан как в одном пространстве
происходит становление многих художников, каждый из которых — сложившаяся самостоятельная творческая личность, занимающая особое место в региональном искусстве XX века [47]. В выставке приняли участие произведения значимых Южного Урала: В. Н. Челинцовой, М. И. Ткачева, Н. И. Черкасова, Н. Я. Третьякова, В. В. Бубнова, В. П. Меркулова, М. П. Мочаловой, А. А. Соловьевой. Студенты, посетившие выставку работ художников Урала, знакомясь с произведениями искусства, вошли в глубокие культурные пласты родного края.
Особым уровнем академических экспозиций, влияющим на национально-конфессиональную идентичность студентов, отличаются выставки икон. Первой такой выставкой стала «Традиции древнерусского искусства в культуре Урала» (23.04.04 — 26.05.04), приуроченная к традиционному празднованию Дня славянской письменности в ЮУрГУ, целью которого является пробуждение любви и уважения к культуре своего народа (Приложение, рис. 8). В экспозиции принимали участие иконы, старопечатные книги, медно-литая пластика XVI—XIX вв. [54]. Экспозиция древних уральских икон демонстрировала посетителям богатство и специфику культуры XVI—XIX веков, формируя компетентность в истории древнерусского искусства [56]. Учащиеся смогли проследить своеобразие иконописи, которым обладали именно уральские мастера. Опыт работы с произведениями искусства древности является бесценным в обучении студентов. Икона предстает не просто как предмет культа, но и как символ России, уходящий корнями в Византию.
Второй экспозицией, также приуроченной ко Дню славянской письменности, стала «Уральская икона» (24.05.06 — 30.06.06). Экспонаты были представлены из коллекции челябинского коллекционера Олега Калнина. Замысел выставки был в том, чтобы собрать вместе бытовавшие среди уральцев иконы, показать труд иконописцев или иконописной мастерской, существовавшей на Урале. Выставка является примером сближения научных интересов искусствоведов, историков, культурологов и других специалистов и частных коллекционеров в деле изучения и сохранения культуры Южного Урала. Экспозиция представляла исключительно произведения уральских иконописцев, тем самым посетившие ее студенты имели уникальную возможность проследить стилистические особенности мастеров родного края [23].
Особо отметим уникальную экспозицию «Старинная учебная книга» (13.09.07 — 16.10.07). Сформированная из фондов библиотек города Челябинска она представила 56 учебных изданий прошлых столетий. Основу экспозиции составили книги из Челябинской областной универсальной научной библиотеки и 6 вузовских библиотек (ЮУрГУ, ЧГПУ, ЮУГМУ, ЧГАКИ, ЧелГУ, ЮУГАУ). Знакомство с экспонатами выставки позволило студентам получить представление об уровне развития науки, образования и общества в целом, получить информацию о становлении и развитии естественных и технических, гуманитарных и медицинских наук в России. Ввиду того, что многие книги являются учебниками, учащиеся разных специальностей
С. Д. Ворошин
имели возможность увидеть, в какой форме и на каком уровне велось преподавание определенных наук и технологий [14].
Итак, приобщение студенчества к подлинным образцам высокого искусства, в том числе к шедеврам мирового уровня, открывает молодежи возможность ощутить себя сопричастной к великим ценностям художественной культуры. То, что подобные бесценные коллекции собраны трудами уральских промышленников, жителей Урала, Челябинска, по-новому открывает мир региональной культуры. Интерактивное участие студентов в восприятии художественных экспонатов повышает не только культурный уровень студентов, но и формирует их самосознание, пробуждает креативный подход. Уникальность деятельности в том, что выставочно-экспозиционная сфера включает в свою орбиту студентов крупнейшего Южно-Уральского университета, позволяет вести целенаправленную работу со студентами разных факультетов и специальностей. В общей сложности с 2003 года выставки Зала искусств посетило 111 955 человек, что свидетельствует об актуальности данного направления.
Рассмотренные выставки благодаря академическому уровню представленных на них работ выдающихся художников, многоплановости тем, стилей, жанров, глубине идейно-художественного содержания стали значительным явлением в культурной жизни университета, его гордостью и конкурентным преимуществом. Ведется поиск новых методов работы «живого музея», выраженный в творческом экспозиционном обеспечении выставок силами студентов-искусствоведов, в лекциях, концертах, встречах с художниками, поэтами, композиторами. Особое значение имеет публикационная активность при обеспечении издания материалов выставок, создания и накопления электронных медиаресурсов и дальнейшее использование их в работе Виртуального музея. Все это являются значительным вкладом в конструирование культурной идентичности студенчества.
Литература
1. Александрова, Н. В. Российские военные музеи в первой третиXXвека (из истории организации и деятельности) /Н. В. Александрова. — М., 1997. — 244 с.
2. Батова, Т. Мастера искусства Урала /Т. Батова. — Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2007. — 16 с.: ил.
3. Белоусова, Н. А. История и современные тенденции образовательно-воспитательной деятельности музеев учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования Кемеровской области / Н. А. Белоусова, В. А. Овчинников // Профессиональное образование в России и за рубежом. —2012.— № 7. — С. 129—139.
4. Бессуднова, З. А. Геологические и минералогические исследования в музее естественной истории Московского университета (1759—1930 гг.) / З. А. Бессуднова. — М., 2002. —169 с.
5. Боголепова, Л. З. Фондово-исследовательская деятельность музеев истории высших учебных заведений юга Западной Сибири / Л. З. Боголепова. — Кемерово, 2011. — 252 с.
6. Бюрен, Д. Функция музея/Д. Бюрен //Художественный журнал. — 2009. — № 73—74.
7. Ваганов, А. А. Музеи при учебных заведениях Урала (середина XIX — начало XX в.) /А. А.Ваганов //Известия Алтайского государственного университета. — 2013. — №3. — Т. 2. — С. 39—42.
8. Грабарь И. Э. «Madonna del Popolo» Рафаэля и Мадонна из Нижнего Тагила / И. Э. Грабарь // Нижний Тагил, 2009. — 103 с.
9. Грицкевич, В. П. История музейного дела (до конца XVIII в.) /В. П. Грицкевич. — СПб., 2003. — 398 с.
10. Гришина Е. А. Гражданская идентичность российской молодежи. Опыт мониторинговых исследований 90-х годов /Е. А. Гришина. — М., 2000.
11. Гройс, Б. Функция музея /Б. Гройс //Художественный журнал. — 1998. — № 23.
12. Докучаев, Д. С. Региональная идентичность российского человека в современных условиях: социально-философский анализ /Д. С. Докучаев. — Иваново, 2011. — 181 с.
13. Лазарева, Е. Авангард vs. репрезентация / Е. Лазарева // Художественный журнал. — 2009. — № 73—74.
14. Казанцева, Е. С. Книжные памятники: опыт творческого использования / Е. С. Казанцева. — Челябинск, 2007. — 75 с.: ил.
15. Кальдинова, Г.П. Этнокультурная идентичность студенческой молодежи Калмыкии / Г.П. Кальдинова, А.М. Нуксунова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — № 6. — Калмыкия, 2012. — С. 23-27.
16.Козлова, Н. А. В России будет слышен голос мой / Н. А. Козлова. — Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2008 —16 с.: ил.
17. Колесник, М. А. Специфика общероссийской и региональной культурной идентичности студентов Сибирского федерального университета на основе результатов ассоциативного эксперимента со словом «Родина» / М. А. Колесник // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 4.
18. Копцева, Н. П. Формирование российской национальной идентичности и возможности философии Н. О. Лосского для рационального конструирования концепта «Нация»/Н. П. Копцева //Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 6.
19. Мелехина, М. Б. Культурно-национальная идентичность: стратегии конструирования и тексты культуры / М. Б. Мелехина. — СПб., 2011. — 232 с.
20.Мишина, И. В. Преодоление молодости: студент в музее /И. В. Мишина // Философия старости: геронто-софия : сб. материалов конф. Вып. 24. — СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2002. — С. 72— 75 ("Symposium").
21. Мишина И. В. Музей в системе ценностных ориен-тацийРоссийского студенчества/И. В. Мишина. — СПб., 2002. — 208 с.
22. Морозова, С. А. Проект собрания художественной графики Южного Урала в университетском музее ЮУрГУ/С. А. Морозова. — Челябинск: ЮУрГУ, 2008. — 131 с.
23. Мухина, Н. В. Уральская икона / Н. В. Мухина. — Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2006. — 34 с.: ил.
24. Назукина, М. В. Региональная идентичность в современной России: типологический анализ /М. В. На-зукина. — Пермь, 2009. — 200 с.
25. Никонова, А. А. Роль музея в формировании культурной идентичности / А. А. Никонова // Вопросы музеологии. — 2010. — № 2.
26. Озерина, А. А. Профессиональная идентичность студентов бакалавриата / А. А. Озерина. — Волгоград, 2012. — 215.
27. Панов В. В. Архитектурно-типологические принципы проектирования музеев вузов / В. В. Панов. — М., 2002. — 224 с.
28. Парфентьев, Н. П. 5 лет Залу искусств : юбилейный каталог /Н. П. Парфентьев. — Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2008. — 83 с. : ил.
29. Парфентьева, Н. В. Хроника одного художественного проекта / Н. В. Парфентьева // Автограф: Челябинск-арт. — 2005. — № 3. — С. 84—86.
30. Парфентьева, Н. В. Концепция музея науки и искусства ЮУрГУ / Н. В. Парфентьева // Научно-методическое обеспечение деятельности университетского Музея искусств в сфере художественно-эстетического образования и воспитания студенчества: материалы регион. межвуз. науч.-практ. конф.; под ред. Н. В. Парфентьевой. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. —148 с.
31. Парфентьева, Н. В. Роль искусства в концепции развития Южно-Уральского государственного университета / Н. В. Парфентьева // Научно-методическое обеспечение деятельности университетского Музея искусств в сфере художественно-эстетического образования и воспитания студенчества : материалы регион. межвуз. науч.-практ. конф. ; под ред. Н. В. Парфентьевой. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. —148 с.
32. Парфентьева, Н. В. Роль музея искусств ЮжноУральского государственного университета в художественно-эстетическом образовании и воспитании студенчества / Н. В. Парфентьева // Наука. ЮжноУральский государственный университет : материалы 65-й научной конф. — Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2013. — С. 191—194.
33. Пронина, Т. С. Типология религиозной идентичности: аналитика религиозности современного российского общества /Т. С. Пронина. — СПб., 2016. — 384 с.
34. Рожкова, Л. В. Идентичность современной студенческой молодежи /Л. В. Рожкова //Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2010 — № 2. — С. 55—62.
35. Русанова, А. Г. Проблема культурной идентификации в высшей школе / А. Г. Русанова // Высшее образование для XXI века : доклады и материалы Третьей междунар. науч. конф. МОСГУ. Москва, 19—20 октября 2006 г. — Вып. 6. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. — С. 91—92.
36. Русанова, А. Г. Культурная идентичность студентов областного центра России / А. Г. Русанова // Социология власти. — 2007. — № 5. — С. 97—103.
37. Русанова, А. Г. Культурная идентификация студентов. Проблема нормы / А. Г. Русанова // Вопросы культурологии. — 2007. — № 6. — С 36—38.
38. Русанова, А. Г. Особенности культурной идентичности студентов в областном центре России / А. Г. Русанова. — М., 2007. — 152 с.
39. Трифонова, Г. С. Шедевры XX века : каталог / Г. С. Трифонова. — Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2003. — 44 с.: ил.
40. Трифонова, Г. С. Западноевропейская гравюра XVI—XIX вв. Портреты ученых-естествоиспытателей: каталог / Г. С. Трифонова. — Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2003. — 35 с.: ил.
41. Трифонова, Г. С. Картина Аполлинария Васнецова «Горное озеро на Урале» : каталог / Г. С. Трифонова. — Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2006. — 16 с.: ил.
42. Трифонова, Г. С. Научно-методические подходы и принципы в учебно-образовательной деятельности художественного музея ЮУрГУ. На примере работы над выставкой «Василий Андреевич Неясов (1926—1984).
Воссоединение волжских народов с Россией, 1948—1983: история ненаписанной картины» / Г. С. Трифонова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. — 2009. — Вып. 32. — С. 69—82.
43. Трифонова, Г. С. Подлинное искусство в пространстве вуза: к формированию концепции сотрудничества университетского и государственных художественных музеев / Г. С. Трифонова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. — 2009. — Вып. 12. — С. 78—82.
44. Трифонова, Г. С. Гимн солнцу : каталог / Г. С. Трифонова. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011. — 40 с.: ил.
45. Трифонова, Г. С. Русский космизм как мирвоз-зрение художников «Амарвеллы» / Г. С. Трифонова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. — 2011. — Вып. 30. — С. 85—90.
46. Трифонова, Г. С. Мадонна Рафаэля из Нижнего Тагила. ЮУрГУ: каталог/Г. С. Трифонова. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2012. — 16 с.: ил.
47. Трифонова, Г. С. Благословляю работу: каталог / Г. С. Трифонова. — Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2016. — 55 с.: ил.
48. Фомина, Т. А. Современное студенчество проблемы идентификации в условиях трансформации российского общества / Т. А. Фомина //Вестник Ставропольского государственного университета — 2006. — № 27 — Ч. 1 — С. 87—93.
49. Фомина, Т. А. Студенчество как идентификационная группа / Т. А. Фомина // Труды гуманитарно-экономического факультета Ставропольского филиала Московского гуманитарно-экономического института. — Ставрополь : Сервис-школа, 2007. — С 225—232.
50. Фомина, Т. А. Теоретические проблемы самоидентификации студенчества / Т. А. Фомина // Гражданская идентичность и патриотическое воспитание в полиэт-ничномрегионе: материалы 52-й ежегодной науч.-метод. конф. «Университетская наука — региону». — Ставрополь : Изд-во СГУ, 2007 — С. 77—79.
51. Чинаева, Т. Художник и музыкант В. Т.Черно-воленко / Т. Чинаева // История и современность: материалы студенческих исследований ; под ред. Г. С. Трифоновой. — Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2012. — С. 41—43.
52. Шляхина, Л. М. /Музейные инновации в ретроспективе музееведческих идей /Л. М. Шляхина //Вопросы му-зеологии. — Вып.1. — СПб. : СПбГУ, 2010. — С. 45—52.
53. Шульгина, Д. Н. Глобализация и культурная идентичность /Д. Н. Шульгина. — Воронеж, 2010. — 82 с.
54. Щенникова, Н. В. Традиции древнерусского искусства в культуре Урала /Н. В. Щенникова. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2004. — 16 с.: ил.
55. Эриксон, Э. Идентичность: юность в кризисе / Э. Эриксон. — М. : Прогресс, 1996. — С. 58—59.
56. Южно-Уральский Государственный Университет. — Челябинск: «Реал-Медиа», 2008. — 272 с
57. Южно-Уральский государственный университет. — Челябинск : Реал-Медиа, 2013. — 238 с.
58. Ядов, В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности /В. А. Ядов // Социальная идентификация личности ; под ред. В. А. Ядова. — М. : Институт социологии РАН, 2003. — С. 9.
59. Parfentjeva N. V. University Art Museum: the Basic Directions of Activity and Their Scientific and Teaching Aids / N. V. Parfentjeva, N. P. Parfentjev // Journal of Siberian Federal University. Humanities&Social Sciences. 2010. — V. 3 (3). — P. 412—420.
ВОРОШИН Семен Дмитриевич, аспирант кафедры теологии, культуры и искусства, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Круг научных интересов — история университетских музеев, их роль в формировании культурной идентичности молодежи. E-mail: svoroshin@mail.ru.
Поступила в редакцию 14 ноября 2016 г.
Bulletin of the South Ural State University Series «Social Sciences and the Humanities» 2017, vol. 17, no. 1, pp. 89—103
DOI: 10.14529/ssh170114
the role of university museums in the formation of the students' cultural identity
S. D. Vorochin, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, svoroshin@mail.ru
The article deals with the concept of the students' cultural identity and the role of university museums in its formation. On the example of the Arts Hall in South Ural State University, author described the impact of the exhibition activities in the construction of various levels of the students' cultural identity. In the article author carried out the analysis of various kinds Academic exhibitions in the Arts Hall. It is showed the role of expositions that have world, national and regional importance in the cultural life of the university.
Keywords: university museums, the students' cultural identity, the Art Hall of the South Ural State University.
References
1. Aleksandrova, N.V. Rossiyskie voennye muzei v pervoy treti XX veka (Iz istorii organizatsii i deyatel'nosti) [The Russian military museum in the first third of the XX century (From the history of the organization and activity)], Moscow: 1997, 244 p.
2. Batova, T. Mastera iskusstva Urala [Art Masters of the Ural], Chelyabinsk: izdatel'skiy tsentr YuUrGU, 2007, 16 p.
3. Belousova, N.A. Istoriya i sovremennye tendentsii obrazovatel'no-vospitatel'noy deyatel'nosti muzeev uchrezhdeniy nachal'nogo, srednego i vysshego professional'nogo obrazovaniya Kemerovskoy oblasti [The history and current trends in education and the educational activities of museums of primary, secondary and higher vocational education of the Kemerovo region], in Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 7, Kemerovo: 2012, pp. 129-139.
4. Bessudnova, Z.A. Geologicheskie i mineralogicheskie issledovaniya v muzee estestvennoy istorii Moskovskogo univer-siteta (1759-1930 gg.) [Geological and mineralogical research at the Museum of Natural History of Moscow State University (1759-1930)], Moscow: 2002, 169 p.
5.Bogolepova, L.Z. Fondovo-issledovatel'skaya deyatel'nost' muzeev istorii vysshikh uchebnykh zavedeniy yuga Zapad-noy Sibiri [Stock Research activities of history museums of higher educational institutions of the south of Western Siberia], Kemerovo: 2011, 252 p.
6. Byuren, D. Funktsiya Muzeya [Museum function], in Khudozhestvennyy Zhurnal, Moscow: 2009, pp. 73-74.
7. Vaganov, A.A. Muzei pri uchebnykh zavedeniyakh Urala (Seredina XIX-nachalo XX v.) [Museum at educational institutions of the Urals (Middle of XIX-early XX)], in Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta, Barnaul: AltGAKI, 2013, 3, vol.2, pp.39-42.
8. Grabar' I. E. «Madonnan del Popolo» Rafaelya i Madonna iz Nizhnego Tagila [«Madonna del Popolo» Raphael Madonna of Nizhny Tagil], Nizhniy Tagil: 2009, 103 p.
9. Gritskevich, V.P. Istoriya muzeynogo dela (do kontsa XVIII v.) [The history of museums (until the end of the XVIII century)], Sankt-Peterburg: 2003, 398 p.
10. Grishina E.A. Grazhdanskaya identichnost' rossiyskoy molodezhi. Opyt monitoringovykh issledovaniy 90-kh godov [Civil identity of Russian youth. Experience of monitoring studies 90s], Moscow: 2000.
11. Groys, B. Funktsiya muzeya [Museum function], in Khudozhestvennyy Zhurnal, Moscow: 1998, 23.
12. Dokuchaev, D.S. Regional'naya identichnost' rossiyskogo cheloveka v sovremennykh usloviyakh: sotsial'no-filosofski-yanaliz [Regional identity Russian man in modern conditions: the socially-philosophical analysis], Ivanovo: 2011, 181 p.
13. Lazareva, E. Avangard vs. reprezentatsiya [Vanguard vs. representation], in Khudozhestvennyy Zhurnal, Moscow: 2009, 73-74.
14. Kazantseva, E.S. Knizhnye pamyatniki: opyt tvorcheskogo ispol'zovaniya [Book monuments: the experience of the creative using], Chelyabinsk: 2007, 75 p.
15. Kal'dinova, G.P. Etnokul'turnaya identichnost' studencheskoy molodezhi Kalmykii [Ethno-cultural identity of the student youth of Kalmykia] in Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny, 6, Kalmykiya: 2012, pp. 23-27.
16. Kozlova, N.A. V Rossii budet slyshen golos moy [In Russia, you will hear my voice], Chelyabinsk: izdatel'skiy tsentr YuUrGU, 2008, 16 p.
17. Kolesnik, M.A. Spetsifika obshcherossiyskoy i regional'noy kul'turnoy identichnosti studentov Sibirskogo federal'nogo universiteta na osnove rezul'tatov assotsiativnogo eksperimenta so slovom «Rodina» [The specificity of national and regional
cultural identity of students of Siberian Federal University on the basis of the association experiment with the word «Homeland»], in Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2014, 4.
18. Koptseva, N.P. Formirovanie rossiyskoy natsional'noy identichnosti i vozmozhnosti filosofii N.O. Losskogo dlya ratsional'nogo konstruirovaniya kontsepta «Natsiya» [Formation of the Russian national identity and the possibility of Lossky's philosophy for the rational design concept of «nation»], in Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2013, 6.
19. Melekhina, M.B. Kul'turno-natsional'naya identichnost': strategii konstruirovaniya i teksty kul'tury [Cultural and national identity: strategy design and cultural texts], Sankt-Pererburg: 2011, 232 p.
20. Mishina, I.V. Preodolenie molodosti: student v muzee [Overcoming youth: student in a museum], in Filosofiya starosti: gerontosofiya, 24, SPb.: Sankt- Peterburgskoe filosofskoe obshchestvo, 2002, pp.72-75.
21. Mishina I.V Muzey v sisteme tsennostnykh orientatsiy Rossiyskogo studenchestva [Museum in the system of value orientations of the Russian students], Sankt-Peterburg: 2002, 208 p.
22. Morozova, S.A. Proekt sobraniya khudozhestvennoy grafiki Yuzhnogo Urala v universitetskom muzee YuUrGU [Meeting graphic arts project of the South Urals in SUSU Museum], Chelyabinsk: YuUrGU, 2008, 131 p.
23. Mukhina, N.V. Ural'skaya ikona [Ural icon], Chelyabinsk: izdatel'skiy tsentr YuUrGU, 2006, 34 p.
24. Nazukina, M. V. Regional'naya identichnost' v sovremennoy Rossii: tipologicheskiy analiz [Regional identity in modern Russia: a typological analysis], Perm': 2009, 200 p.
25. Nikonova, A.A. Rol' muzeya v formirovanii kul'turnoy identichnosti [The role of the museum in the formation of cultural identity], in Voprosy muzeologii, 2, 2010.
26. Ozerina, A. A. Professional'naya identichnost' studentov bakalavriata [Professional identity of undergraduate students], Volgograd: 2012, 215 p.
27. Panov V. V. Arkhitekturno-tipologicheskie printsipy proektirovaniya muzeev vuzov [Architectural and typological principles of designing of university museums], Moscow: 2002, 224 p.
28. Parfent'ev, N.P. Yubileynyy katalog 5 let zalu iskusstv [Anniversary catalog: 5 years of the Arts Hall], Chelyabinsk: izdatel'skiy tsentr YuUrGU, 2008, 83 p.
29. Parfent'eva, N.V. Khronika odnogo khudozhestvennogo proekta [Chronicle of the artistic project], Avtograf: Chelyabinsk-art, 2005, 3, pp. 84-86.
30. Parfent'eva, N. V. Kontseptsiya muzeya nauki i iskusstva YuUrGU [The concept of the museum of art and science SUSU], in Nauchno-metodicheskoe obespechenie deyatel'nosti universitetskogo Muzeya iskusstv v sfere khudozhestvenno-esteticheskogo obrazovaniya i vospitaniya studenchestva: materialy regional'noy mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Chelyabinsk: Izdatel'skiytsentr YuUrGU, 2010, 148 p.
31. Parfent'eva, N. V. Rol' iskusstva v kontseptsii razvitiya Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta [The role of art in the development of the concept of the South Ural State University], in Nauchno-metodicheskoe obespechenie deyatel'nosti universitetskogo Muzeya iskusstv v sfere khudozhestvenno-esteticheskogo obrazovaniya i vospitaniya studenchestva: materialy regional'noy mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Chelyabinsk: Izdatel'skiytsentrYuUrGU, 2010, p 148.
32. Parfent'eva, N. V. Rol' muzeya iskusstv Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta v khudozhestvenno-esteticheskom obrazovanii i vospitanii studenchestva [The role of the Art Museum of South Ural State University in artistic and aesthetic education and upbringing of students], in Nauka. Yuzhno-Ural'skiy gosudarstvennyy universitet: materialy 65-y nauchnoy konferentsii, 2013, pp. 191-194.
33. Pronina, T. S. Tipologiya religioznoy identichnosti : analitika religioznosti sovremennogo rossiyskogo obshchestva [The typology of religious identity: analyst religiosity of modern Russian society], Sankt-Peterburg: 2016, 384 p.
34. Rozhkova, L.V. Identichnost' sovremennoy studencheskoy molodezhi [The identity of the modern student's youth], in Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki, Penza:PGU, 2010, 2, pp. 55-62.
35. Rusanova A.G. Problema kul'turnoy identifikatsii v vysshey shkole [The problem of cultural identification in higher education], in Vysshee obrazovanie dlya XXI veka. Tret'ya mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya MOSGU, Mocow: Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, 2006, 2, pp. 91-92.
36. Rusanova A.G. Kul'turnaya identichnost' studentov oblastnogo tsentra Rossii [The cultural identity of students of the regional center of Russia], Sotsiologiya vlasti: 2007, 5, pp. 97-103.
37. Rusanova A.G. Kul'turnaya identifikatsiya studentov. Problema normy [The cultural identity of students. The problem of standards], Voprosy kul'turologii: 2007, 6, pp. 36-38.
38. Rusanova, A.G. Osobennosti kul'turnoy identichnosti studentov v oblastnom tsentre Rossii [Features of the cultural identity of the students in the Russian regional center], Moscow: 2007, 152 p.
39. Trifonova, G.S. Shedevry XX veka [Masterpieces of the XX century], Chelyabinsk: izdatel'skiy tsentr YuUrGU, 2003, 44 p.
40. Trifonova, G.S. Zapadnoevropeyskaya gravyura XVI-XIX vv. Portrety uchenykh-estestvoispytateley [Western European engraving of XVI-XIX centuries. Portraits of scientists, naturalists], Chelyabinsk: izdatel'skiy tsentr YuUrGU, 2003, 35 p.
41. Trifonova, G.S. Kartina Apollinariya Vasnetsova «Gornoe ozero na Urale» [The picture Apollinaris Vasnetsov "Mountain Lake in the Urals"], Chelyabinsk: izdatel'skiy tsentr YuUrGU, 2006, 16 p.
42. Trifonova, G. S. Nauchno-metodicheskie podkhody i printsipy v uchebno-obrazovatel'noy deyatel'nosti khudozhestvennogo muzeya YuUrGU. Na primere raboty nad vystavkoy «Vasiliy Andreevich Neyasov (1926-1984). Vossoedinenie volzhskikh narodov s Rossiey, 1948-183: istoriya nenapisannoy kartiny» [Scientific and methodological approaches and principles in teaching and educational activity of an art museum SUSU. For example, the work on the exhibition "unclear Vasily Andreyevich (1926-1984). The reunification of the peoples of the Volga with Russia, 1948-183: unwritten history paintings "], in Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Sotsial'no-gumanitarnye nauki, Chelyabinsk: YuUrGU, 2009, 32, pp. 69-82.
43. Trifonova, G.S. Podlinnoe iskusstvo v prostranstve vuza: k formirovaniyu kontseptsii sotrudnichestva universitetskogo i gosudarstvennykh khudozhestvennykh muzeev, [True art in high school space: the formation of the concept of cooperation of university and state art museums], in Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Sotsial'no-gumanitarnye nauki, Chelyabinsk: YuUrGU, 2009, 12, pp. 78-82.
44. Trifonova, G.S. Gimn solntsu [Hymn to the sun], Chelyabinsk: izdatel'skiy tsentr YuUrGU, 2011, 40 p.
45. Trifonova, G.S. Russkiy kosmizm kak mirvozzrenie khudozhnikov «Amarvelly» [Russian Space Art as a world of artists "Amaravella"], in Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Sotsial'no-gumanitarnye nauki, Chelyabinsk: YuUrGU, 2011, 30, pp. 85-90.
46. Trifonova, G.S. Madonna Rafaelya iz Nizhnego Tagila. YuUrGU [Raphael's Madonna of Nizhny Tagil. SUSU], Chelyabinsk: izdatel'skiy tsentr YuUrGU, 2012, 16 p.
47. Trifonova,G.S. Blagoslovlyayu rabotu [I bless the work], Chelyabinsk: izdatel'skiy tsentr YuUrGU, 2016, 55 p.
48. Fomina T.A. Sovremennoe studenchestvo problemy identifikatsii v usloviyakh transformatsii rossiyskogo obshchestva [Modern students identify problems in the conditions of transformation of the Russian society], in Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo universiteta, 2006, 27, ch 1, pp. 87-93.
49. Fomina T.A. Studenchestvo kak identifikatsionnaya gruppa [Students as a group identity], in Trudy gumanitarno-ekonom-icheskogo fakul'teta Stavropol'skogo filiala Moskovskogo gumanitarno-ekonomicheskogo institute, Stavropol': Servis-shkola, 2007, pp. 225-232.
50. Fomina T.A. Teoreticheskie problemy samoidentifikatsii studenchestva [The theoretical problem of self-identification of students], in Grazhdanskaya identichnost' i patrioticheskoe vospitanie v polietnichnom regione, Stavropol': Izd-vo SGU, 2007, pp. 77-79.
51. Chinaeva, T. Khudozhnik i muzykant V.T.Chernovolenko [Artist and musician V.T.Chernovolenko], in Istoriya i sovre-mennost': materialy studencheskikh issledovaniy, Chelyabinsk: Izdatel'skiy tsentr YuUrGU, 2012, pp.41-43.
52. Shlyakhina, L.M. Muzeynye innovatsii v retrospektive muzeevedcheskikh idey [Museums innovation through retrospe-tive museological ideas], in Voprosy muzeologii, Sankt-Peterburg: SPbGU, 2010, 1, pp. 45-52.
53. Shul'gina, D.N. Globalizatsiya i kul'turnaya identichnost' [Globalization and Cultural Identity], Voronezh: 2010, 82 p.
54. Shchennikova, N.V. Traditsii drevnerusskogo iskusstva v kul'ture Urala [The traditions of ancient art in the culture of the Urals], Chelyabinsk: izdatel'skiy tsentr YuUrGU, 2004, 16 p.
55. Erikson, E. Identichnost': yunost' v krizise [Identity: Youth in Crisis], Moscow: progress, 1996, pp. 58-59.
56. Yuzhno-Ural'skiy Gosudarstvennyy Universitet [SUSU], Chelyabinsk: «Real-Media», 2008, 272 p.
57. Yuzhno-Ural'skiy Gosudarstvennyy Universitet [SUSU], Chelyabinsk: «Real-Media», 2013, 238 p.
58. Yadov, V.A. Sotsial'nye i sotsial'no-psikhologicheskie mekhanizmy formirovaniya sotsial'noy identichnosti lichnosti [Social and socio-psychological mechanisms of formation of the social identity of the person], in Sotsial'naya identifikatsiya lichnosti, Moscow: Institut sotsiologii RAN, 2003, p.9.
59. Parfentjeva N.V. University Art Museum: the Basic Directions ofActivity and Their Scientific and Teaching Aids, Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences: 2010, 3, pp. 412-420.
Received November 14, 2016
Рис. 1. Гравюра с портрета Ф. Парацельса, оригинал П. П. Рубенса. Выставка «Западноевропейская гравюра XVI—XIX вв. Портреты ученых-естествоиспытателей» (09.10.03 — 08.11.03)
%
m M
Приложение
Рис. 2. «Мадонна дель Пополо» Рафаэля Санти. Выставка «Мадонна Рафаэля из Нижнего Тагила» (14.02.12 — 15.03.12)
Рис. 3. «Горное озеро на Урале» А. М. Васнецов. Выставка «Картина Аполлинария Васнецова "Горное озеро на Урале"» (16.11.05 — 25.03.06)
Рис. 4. «Гимн Солнцу» В. Т. Черноволенко. Выставка «Гимн Солнцу» (07.04.11 — 17.06.11)
Рис. 5. «Пейзаж» С. И. Петров. Выставка «В России будет слышан мой голос...»
(17.03.08 — 16.04.08)
Рис. 6. Открытие Зала искусств ЮУрГУ (08.05.03). Ректор Г. П. Вяткин и научный руководитель зала профессор Н. В. Парфентьева
Рис. 7. «Пейзаж с деревьями» К. Ф. Богаевский. Выставка «Шедевры XX века. Отечественная живопись из фондов Челябинской картинной галереи» (08.05.03 — 05.06.03)
Рис. 8. Рождество Христово XVIII—XIX вв. Выставка «Традиции древнерусского искусства в культуре Урала» (23.04.04 — 26.05.04)