ББК 4481.355 + ЩОО + 4481.2
О ПРИНЦИПАХ ФОРМИРОВАНИЯ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСТВА НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОЛЛЕКЦИИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО МУЗЕЯ ИСКУССТВ Я. В. Парфентьева, Н. /7. Парфентьев
PRINCIPLES OF FORMATION OF THE RESOURCE BASE OF THE STUDENTS1 ARTISTIC AESTHETIC EDUCATION ON THE EXAMPLE OF THE ART COLLECTION OF THE UNIVERSITY ART MUSEUM
N. V. Parfentieva, N. P. Parfentiev
На основе изучения опыта работы университетских музеев, в том числе художественного музея ЮУрГУ удалось выделить основные современные принципы создания и составления художественных коллекций. Основополагающие принципы художественной оценки, системности, историзма, эффективности и открытости функционирования коллекций, внедрения новых информационных технологий, информационно-ресурсного развития позволяют целенаправленно комплектовались фонды, способствуют полноте собраний, четкому учету экспонатов, активной научно-исследовательской работе на современном уровне. Основой музейной коллекции ЮУрГУ являются произведения искусства живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектурного проектирования, театрально-декорационного и декоративно-классических видов пространственных искусств. В перспективе типология памятников будет расширяться в соответствии с задачами отражения и репрезентации художественных процессов, происходящих на Южном Урале и в отечественном искусстве
Ключевые слова: университетский художественный музей, принципы создания и составления художественных коллекций, формирование электронной ресурсной базы художественного образования студенчества.
After studying the experience of the university museums work including South Ural State University Art Museum the author points out the modern principles of the art collections composing. Basic principles of the art estimation, system, historicism, efficiency and functioning openness of collections, introduction of the new informational technologies and information-resource development allow forming the funds, promoting the completeness of collections, the accurate stocktaking of exhibits and active research work at the modern level. In perspective the typology of monuments will extend according to the problems of reflection and representation of the art processes taking place in the South Ural and in the Russian art.
Keywords; University Art Museum, principles of creation and composing of art collections, formation of electronic resource base of the student art education.
Выступая центром изучения, обогащения и сохранения достижений культуры и науки, университет деятельно участвует в решении социальных и духовных проблем современности. Процесс университетского образования диктует необходимость расширения сферы музейной деятельности для воспитания студенчества на высоких нравственных и художественных образцах, что особенно актуально в русле решения стоящих перед обществом проблем гармонизации личности, снижения социальной напряженности, воспитания историко-патри-отической, гражданственной культуры молодежи.
Одной из форм достижений данной цели является деятельность университетского музея. Научно-ме-тодическое обеспечение деятельности такого музея в соответствии с его концепцией и сложившейся практикой позволяют расширить научно-мето-дические и информационно-коммуникативные компетенции университета, направить их на улучшение образовательного процесса, на подготовку кадров высшей квалификации и в целом на повышение социально-общественного значения университета в формировании отечественной сферы науки и культуры1.
Обратимся к опыту музейного строительства на примере художественного музея Южно-Уральского государственного университета, включающего Зал искусств, коллекцию произведений современного изобразительного искусства, Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал» (открыт при сотрудничестве с ГРМ, Санкт-Петербург). В основе концепции Музея искусств ЮУрГУ заложена идея оптимизации учебно-воспитательно-го процесса путем информационно-выставочной и учебно-образовательной работы, осуществляемой в сотрудничестве университета с ведущими учреждениями, организациями и выдающимися деятелями искусства и культуры.
Деятельность Музея представлена тремя крупными направлениями: выставочно-экскурсионным, музейно-коллекционным, информационноресурсным. Разработанный на этой основе проект «Научно-методическое обеспечение деятельности Музея искусств Южно-Уральского государственного университета в сфере художествен-но-эстетического образования и воспитания студенчества» поддержан грантом Министерства образования и науки РФ в рамках Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2009—2010 гг.).
Южно-Уральский госуниверситет — самый крупный вуз региона и один из крупнейших университетов страны. История его возникновения отражает монументально-героическую эпоху Великой Отечественной войны. Вуз был основан в 1943 г. как Челябинский механико-машиностро-ительный институт. Это был ответ на вызов сурового военного времени. Изначально институт был ориентирован на решение крупных оборонных и народно-хозяйственных задач. Эта философия развития, идущая из военных лет, существует до нашего времени. В 1951 г. ЧММ был преобразован в Челябинский политехнический институт (ЧПИ), в 1990 — в Челябинский государственный технический университет (ЧГТИ). Свое нынешнее название — Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ) — вуз получил в 1997 г.
Смысл преобразования заключался в активном вхождении в жизнь традиционного технического вуза широкого спектра гуманитарных наук, что выразилось в открытии таких специальностей, как история, филология, политология, социология, журналистика, юриспруденция, экономика, искусствоведение и др. Помимо этого открылись такие визуальные и художественные центры как Зал искусств, Телецентр, Центр творчества, Студенческая филармония. Прекрасной традицией университета стало ежегодное открытие филармонического сезона на сцене Актового зала выступлени-
ем всемирно известных симфонических оркестров страны (им Е. Светланова, под управлением В. Федосеева, под управлением Горенштена). Можно констатировать дальнейшее преобразование ЮУрГУ в качественно новое учебное заведение, отвечающее современному уровню и сложившейся в мировом образовательном процессе практике. В ходе успешного развития университета и его преобразования были поставлены и успешно решены задачи по формированию новой методики преподавания гуманитарных дисциплин, новых подходов к исследовательской работе посредством синтеза достижений отечественной и зарубежной науки, а также широкого применения информационных технологий в образовании. Все это усиливает возможности влияния на процессы, протекающие в социальной жизни общества. Участие университета в данном процессе, а также новые тенденции развития гуманитарных дисциплин органично подвели его к созданию Музея искусств.
В связи с этим необходимо напомнить о культурной миссии Южно-Уральского университета, имеющей многолетние традиции, помогающей формировать новое представление о месте человека в обществе и новый тип личности, интеллектуально и духовной развитой, имеющей доступ ко всем достижениям мировой науки и искусства. Показателем этих тенденций, наметившихся еще в 1960-е гг., в период так называемой хрущевской «оттепели» и идеологического освобождения от социально-политических, духовных запретов предшествующих десятилетий, стало развитие студенческого любительского творчества, ныне поддерживаемого Центром творчества и досуга ЮУрГУ, создание театра-студии «Манекен», который впоследствии вырос в широко известный профессиональный театр Челябинска. Постсоветский этап стал временем утверждения плюралистической свободы мировоззрения, значительной динамизации всех процессов. Эта атмосфера способствовала еще большему вхождению искусства в научно-образовательный процесс. Связи университета с учреждениями культуры и искусства города, региона, страны дополнились международными контактами.
В настоящее время город и регион обладает развитой инфраструктурой учреждений культуры и искусства. Наиболее значимы из них: Академический театр оперы и балета им. М. И. Глинки, Академический театр драмы им. Н. Ю. Орлова, Челябинское концертное объединение, Челябинский музей искусств, Челябинский институт музыки им. П. И. Чайковского. Университет активно сотрудничает с этими крупнейшими образованиями.
Что касается пластических искусств, то их профессиональное изучение постепенно входи-
Н, В. Парфентьева,
Н. П. Парфентьев
ло в образовательное пространство ЮУрГУ с помощью инженерно-строительного факультета, где преподавали лучшие архитекторы города, выпускники Ленинградского и Московского архитектурных вузов. В 1960-е гг. было по-новому осмыслено взаимодействие пространственных искусств: архитекторы стали активно сотрудничать с художниками, в стенах Челябинского политехнического института появились произведения живописца Василий Андреевича Неясова (1926—1984). Есть основания считать В. А. Неясова автором двух настенных панно в парадном вестибюле главного корпуса ЮУрГУ2. Вестибюль также украшает копия статуи «Россия» скульптора Н. А. Лаверецкого. Сама статуя, отлитая из чугуна мастерами г. Касли и представленная в 1890 г. на всемирной выставке в Париже, получила там Гран-при. Увеличенная копия выполнена в 1995—1998 гг. также на Каслинском заводе местными мастерами — выпускниками кафедры «Литейное производство», подарена университету выпускником 1961 г. А. В. Долининым.
Неотъемлемой частью облика вуза стали произведения скульпторов. Народным художником России Вардкесом Айковичем Авакяном выполнены бронзовая скульптура студента на площади перед главным корпусом, ставшая символом вуза и частью его эмблемы, мраморные портреты крупных научных деятелей университета для фойе второго этажа, мраморный портретный бюст А. С. Пушкина для Пушкинского зала, установленные после реконструкции высотной части здания бронзовые скульптуры Прометея и Славы (Ники), мраморная скульптура девушки, составляющая единый комплекс с фонтаном в фойе третьего корпуса. В читальном зале главного корпуса ЮУрГУ помещен мастерски выполненный в керамике фриз челябинского скульптора А. П. Кудрявцева с запечатленными на нем образами различных эпох в истории искусства от Древнего Египта до абстрактной живописи. Эти произведения искусства, расположенные на территории университета, исподволь воспитывают студентов и оказывают влияние на них в течение всех лет, проведенных в вузе.
В марте 2003 г. в университете была образована кафедра искусствоведения и культурологии. Она готовит студентов и аспирантов по направлению «Искусствоведение». В мае того же года усилиями сотрудников кафедры и руководства вуза был открыт Зал искусств. За годы деятельности университетского Зала искусств как выставочно-экспозиционного центра сложились несколько направлений работы. Академическое направление дает уникальную возможность проведения выставок, сформированных из собраний ведущих художественных музеев региона и стра-
ны, экспонирования шедевров, составляющих золотой фонд отечественного и мирового наследия. Следующее направление — организация выставок работ из мастерских и собраний современных художников отражает живое дыхание современного художественного процесса. Выставсовременной художественной культуры — фотоискусство дает большие возможности установления международных контактов, знакомства с миром современности. Так как выставочная деятельность протекает в университете, то обязательной частью работы должна стать демонстрация любительского творчества (высокого уровня) преподавателей, сотрудников и студентов художественных специальностей.
Спецификой деятельности Зала искусств является также работа на стыке информационновыставочного и учебно-образовательного направлений. Этот ракурс особенно ярко может найти отражение в тематике юбилейных выставок, например, посвященных юбилею выдающихся деятелей искусства (так, в Зале искусств университета прошли выставки, посвященные Рембрандту, Н. Гоголю, С. Есенину, М. Цветаевой) или в тематике, близкой научной университетской жизни («Гравированный портрет уче-ных-естествоиспытателей XVI—XIX вв. из собрания Г. Ф. Оттена», «Старинная учебная книга» и др.). Как видим, спецификой художественной выставочной деятельности является ее дидактическая направленность, ориентированная прежде всего на студенчество. Это необходимый критерий отбора экспонируемого материала. В качестве яркого примера такой деятельности приведем научно-методические разработки преподавателей кафедры Г. С. Трифоновой («Портреты ученых — памятники искусства европейского гравированного портрета XVI—XIX вв.») и Н. В. Мухиной («Старинная учебная книга»).
Если кратко охарактеризовать выставочно-эк-скурсионную работу Зала искусств, то она является фундаментом для развития всех последующих уровней деятельности художественного музея ЮУрГУ: информационно-ресурсной и музейноколлекционной. Работа Зала искусств сопровождается встречами с художниками, деятелями искусств, выступлениями творческих коллективов и солистов, изданием каталогов, экскурсионным обслуживанием для студентов университета и города. Кроме того, кафедра искусствоведения коллекционирует произведения искусства—дары худож-ников-экспонентов.
Следующим шагом формирования Художественного музея ЮУрГУ стало открытие в 2005 г. современного Информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал». Это совместный проект с Государственным Русским музеем (Санкт-Петербург). Виртуаль-
ный филиал ГРМ расположен в Пушкинском зале, который был специально оборудован мультимедийным комплексом. Новый статус Пушкинского зала служит эстетическому образованию всех студентов ЮУрГУ, студентов других вузов, школьников города и области, а также профессиональному росту молодых искусствоведов Образовательный фонд виртуального музея составляет более 500 единиц хранения: книги, альбомы, видеофильмы, диски, слайды и компьютерные программы.
Большую часть этого фонда Г осу дарственный Русский музей безвозмездно передал университету. Собственно Медиатека включает свыше 100 мультимедийных фильмов и интерактивных программ, созданных Русским музеем на базе его бесценных художественных коллекций, охватывающих исторический период сХпо XXI вв. Медиатека объединяет программы по различным темам, посвященным истории русского искусства, музейного собирательства, изучения и показа экспонатов.
Объем информации, представленной в медиатеке, расширяет возможности преподавателя вуза в подготовке материала в рамках социально-гуманитарных (художественно-эстетических) дисциплин и в целом, в построении образовательного процесса. Огромный потенциал может быть использован в полном объеме в обучении студентов в соответствии с планами и стандартами высшего профессионального образования, он адаптирован к особенностям построения специализированных авторских лекционных курсов и позволяет раскрывать явления, которые составляют основу региональной образовательной среды. Именно поэтому основной задачей стала разработка научно-методических рекомендаций по систематизации мультимедийной базы ГРМ и формированию отдельных разделов в зависимости от степени расширенности курса и представленности теоретического материала гуманитарной дисциплины.
После тщательного анализа каталога медиатеки ГРМ и изучения основных подходов к оформлению теоретического и практического материалов в виде мультимедийных фильмов и интерактивных программ выявилась необходимость выделения трех приоритетных направлений: общеобразовательного, социально-гуманитарного (культурологическое, художественное) и узкоспециализированного (искусствоведческое). Отдельным блоком можно выделить программы по организации занятий для детской аудитории, в том числе, по методикам работы с детьми, разработанным Российским центром музейной педагогики и детского творчества. Сотрудниками кафедры разработана система навигации по информационно-мультимедийным ресурсам медиатеки
ГРМ. Это подборка наиболее полезных, с точки зрения образовательного процесса, программ, отобранных для конкретного курса, либо отдельной гуманитарной дисциплины, что позволяет как преподавателю, так и студенту легко ориентироваться в информационном пространстве медиатеки Русского музея, экономить время на поиске нужного материала.
Помимо методического обеспечения работы с уже существующей медиатекой специалисты-искусствоведы ЮУрГУ приступили к пополнению ее ресурсной базы новыми мультимедийными программами. Они выполняются на основе размещения в виртуальном и сетевом пространстве реальных выставок университетского выставочного Зала искусств. Отметим, что за шесть лет работы в Зале осуществившего 60 выставок, в том числе совместно с ГРМ, Российской Академией художеств, государственными картинными галереями Челябинска и Екатеринбурга, общественными союзами художников, государственными библиотеками, видными коллекционерами. Каждая выставка сопровождается изданием каталога, экскурсионной деятельностью. Средства современных компьютерных и сетевых технологий позволяют расширить возможности подобного «каталога» до научного электронного издания, сохранив при этом его иллюстративность и наглядность. Речь идет о новых мультимедийных программах. Издание программы осуществляется в двух вариантах: первый — на электронном носителе (компакт-диск), в котором программа предстанет в наиболее полном виде; второй выставляется в сети интернет в усеченном виде.
В целом, подобные мультимедийные программы служат не только введением в тему выставки, но раскрывают концептуальные замыслы куратора. Программы дополняют экспозиционный ряд электронными изображениями музейных предметов, которые невозможно выставить по причине нехватки площадей или по условиям хранения (например, графики). Интерактивные программы дают возможность освободить пространство художественной выставки от печатного текста аннотаций и в то же время дать наиболее полную информацию об экспонатах. Масштабные мультимедиапроекции и инсталляции возможно использовать как прием экспозиционного дизайна. Реконструкции утраченных предметов и модели незавершенных художественных объектов становятся самостоятельными электронными экспонатами наряду с живописью, графикой и т. д. Кроме того, создание подобных программ—это важный шаг в формировании электронных ресурсов в образовательной, музейной и научной деятельности. В качестве примера подобного электронного ресурса можно представить проект «Исто-
Н. В. Парфентьева,
Н. П. Парфентьев
рия ненаписанной картины». Челябинский художник В. А. Неясов в 1984 г. ушел из жизни, не успев написать историческое полотно «Воссоединение волжских народов с Россией». По происхождению из мордовского народа, он с особым интересом исследовал исторические судьбы волжских народов и вложил в подготовительную работу весь свой талант и мастерство. Университет выставил огромный подготовительный картон и этюды мастера в Зале искусств. Выставка привлекла внимание благодаря эпической силе, мощи и историческому значению работы, трагически прерванной из-за кончины мастера3. На основе этих материалов создана электронная версия. Картина незаконченный шедевр воссоздается в виртуальном пространстве и возрождается на новом уровне для истории отечественной живописи.
Следующим логическим шагом после открытия Зала искусств и информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» стало образование собственного музейного фонда, отражающего два типа коллекций:
1. Образовательная коллекция — материал, связанный с коллекционированием произведений, исполненных в различных техниках и материалах, используемых студентами в практической части курсов согласно программе: Введение в историю искусства, Описание и анализ произведений искусства, Техники изобразительного искусства, Основы рисунка и живописи и др.
2. Собственно художественная коллекция, связанная с изучением художественной культуры и истории искусства Южного Урала. В нее входит произведения художников Челябинска, Челябинской и других областей региона, а также произведения, типичные для того или иного стиля, направления. В фонд университетского музея входят произведения основных пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна. Временные рамки коллекции ограничены XX в., так как именно этот период является временем активного развития этих видов искусства на Южном Урале и в Челябинске. Кроме того, коллекция призвана освещать и современные художественный процесс. Осуществляется сбор материалов из личных архивов деятелей искусства и науки4.
Результатами деятельности университетского художественного музея стало также создание ре-сурсно-информационной базы данных по музейной коллекции:
1. Подготовка каталогов-справочников му-зейно-выставочных коллекций;
2. Разработка сайта с постоянным его обновлением и информационным наполнением.
Масштабная работа по включению музея в Интернет с обновлением музейного сайта, с при-
влечением материалов образовательного цикла необходима для достижения современного состояния музейного дела. Ядром данной деятельности становится интерактивная база данных коллекций, виртуальные выставки и экскурсии, учебные программы и познавательные игры.
На основе изучения опыта работы университетских музеев, в том числе художественного музея ЮУрГУ удалось выделить основные современные принципы создания и составления художественных коллекций.
Новая концепция образования в России уделяет важное внимание принципу непрерывного образования, его единой системе, охватывающей все звенья этой системы — дошкольные и внешкольные учреждения, средние и высшие учебные заведения, а также созданию комфортной среды для самостоятельного обучения. Однако в целевой функции всего образования (в особенности высшего) заложено некоторое противоречие. Оно заключается в том, что с одной стороны в процессе обучения необходимо вырабатывать целостное мировоззрение, а с другой — осуществлять специализацию образования, готовить специалистов в узких областях науки и практической деятельности. Как правило, основное внимание уделяется второй из указанных сторон, при недооценке первой. Музей университета призван устранить это противоречие. Именно поэтому он играет особую роль в системе непрерывного и дополнительного образования для любых возрастных и профессиональных категорий посетителей5. Все возрастные категории, посещающие музей, находят его работу интересной и полезной, что способствует лучшему понимании роли музеев в сохранении отечественного культурного наследия. Главный принцип работы — общедоступность для посетителей, стремление привлечь как можно более широкую публику (студентов, преподавателей, школьников, ветеранов), демонстрация открытости и конструктивности в работе с посетителями. Именно образовательно-воспитательная работа составляет важнейший элемент современной музейной коммуникации.
Университетский художественный музей призван реализовать функции трех социальных институтов: образования, науки и культуры. В этой связи наиболее ответственна деятельность музея по сбору и сохранению памятников искусства с передачей специфических знаний об образцах высокой морали и духовности. Эти функции имеют двойственный характер, поскольку направлены не только на аккумуляцию культурного наследия и создание культурных образцов, но и на выполнение обязанностей культурно-инфор-мационной среды, посредством которой формируется высокая духовность и гражданская ответ-
ственность. Музей призван быть ИСТОЧНИКОМ И проводником знаний о нравственности, личности и обществе6. Поэтому основополагающий принципом формирования художественной коллекции музея является дидактический, учебно-воспитательный . Подобная специфика деятельности университетского музея определяет все дальнейшее формирование коллекций, осуществляемое в специфическом функциональном контексте. Состав создаваемых коллекций обусловлен образовательной программой по обучению специалистов-искусствоведов, а также задачами учебно-образовательного курса культурологии и учебно-воспитательного процесса для студентов всех факультетов вуза и специальных классов базовых для университета школ. Это необходимый критерий отбора материала коллекций.
Принцип художественной оценки коллекции отражается в искусствоведческом анализе произведений искусства с целью отбора наиболее характерных для того или иного художника, определяющих стилистические особенности его творчества. Принцип системности обязывает включение в коллекцию произведений главных видов пространственных искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектурного проектирования, наиболее ярко отражающих периодизацию развития искусства. Принцип историзма определяет временные рамки коллекции, которые совпадают с периодом активного развития этих видов искусства в Челябинске и на Южном Урале и охватывают XX в. и современный художественный процесс. Этот принцип отражается также в необходимости сбора архивных данных о жизни и деятельности мастеров искусств Южного Урала, о текущем творчестве.
Принцип эффективности и открытости функционирования коллекций предполагает внедрение новых информационных технологий при описании и систематизации коллекций и введении в широкий учебный и научный оборот коллекционных материалов через информационную систему обработки научных фондов, создание новых электронных информационных ресурсов для обмена с различными центрами их сохранения, изучения и распространения.
Принцип информационно-ресурсного развития особенно актуален, так как в научно-образовательной системе, реализующей свои функции через университетский музей, на первый план выступают следующие задачи: более полное удовлетворение потребностей личности в постоянной обновлении знаний непосредственно по месту учебы, более быстрое и возможно наиболее полное снабжение исследователей исчерпывающей научной информацией и ускорение доведения результатов научных работы до обще-
ственности, обеспечение студентов содержательной учебной информацией и средствами быстрого контроля и коррекции уровня знаний. Университетский музей дает возможности проявления творческой активности студентов, предоставляя желающим участвовать в обсуждении экспозиций, проведения конференций, семинаров и ведения экскурсий. Таким образом, университетские художественные коллекции являются еще и активно функционирующей базой данных. Особенностью музея искусств ЮУрГУ является наличие уникальной ресурсной базы, основу которой составляют электронные материалы образовательного центра «Виртуальный филиал Государственного Русского музея». Как отмечалось, разработана система навигации по информационно-мультимедийным ресурсам медиатеки, создаются новые информационные ресурсы из обучающих программ, сконцентрированных в каталогах выставок, в описании коллекций. Таким образом, музей функционирует как современный информационный центр, оснащенный серьезным методическим обеспечением.
Выявленные принципы коллекционирования, пополнения фондов, их систематизации и введения в информационное пространство позволяют вести научно-исследовательскую, фондовую, научно-просветительскую работу. Университетский музей постепенно превращается в центр науки и культуры, он ориентирован не только на учебный процесс и научно-исследовательскую деятельность, но и на широкую публику, на просветительство граждан. Основополагающие принципы художественной оценки, системности, историзма, эффективности и открытости функционирования коллекций, внедрения новых информационных технологий, информационноресурсного развития позволяют целенаправленно комплектовались фонды, способствуют полноте собраний, четкому учету экспонатов, активной научно-исследовательской работе на современном уровне7. Основой музейной коллекции ЮУрГУ являются произведения искусства классических видов пространственных искусств. В перспективе типология памятников будет расширяться в соответствии с задачами отражения и репрезентации художественных процессов, происходящих на Южном Урале и в отечественном искусстве.
Освоение и практика научного описания произведений музейной коллекции представляет собой важный дидактический этап приобретения и усвоения опыта тесного контакта студента-ис-кусствоведа с произведением искусства, в процессе которого происходит глубокое и непосредственное взаимодействие произведения и того, кто его описывает. Этот процесс контакта-обще-ния с произведением несет в себе неповторимо
Н. В. Парфентьева,
Н. П. Парфентьев
остро ощущаемый и переживаемый интеллектуально-чувственный опыт, в процессе которого рождаются первичные определения памятника, так как при описании неизвестного произведения происходит процесс его первичного исследования. Общение с произведением искусства оказывает мощное воздействие, формирующее профессиональное видение будущего специалиста, способность его соотнесения с полученными в процессе обучения искусствоведческими знаниями. Без подобного опыта невозможно сформировать у студентов-искусствоведов способность к экспертным заключениям по произведению, ранее не подвергавшемуся аналитическому исследованию. Подобный опыт первичного описания памятников предшествует следующему более высокому этапу — искусствоведческому анализу на стилистическом и образно-смыс-ловом уровне.
Важное значение Музея искусств состоит и в том, что реализация принципов его деятельности способствует творческому развитию всех студентов университета. В выполнении проекта активно участвуют аспиранты и студенты кафедры искусствоведения и культурологии, которые имеют возможность на практике изучать основы будущей профессиональной деятельности. Создание художественной коллекции решает задачу сохранения культурного наследия региона, приумножает национальное художественное богатство. Создание электронного ресурса из обучающих программ и методических рекомендаций к его использованию выводит уровень художественно-эстети-ческого образования и воспитания студенчества на современный мировой уровень. Методическое объединение потенциала университета и ведущих учреждений науки, культуры и искусства региона в сфере эстетического воспитания студенчества, а также внедрение результатов деятельности в подготовку студентов всех специальностей в рамках курса «культурология» придает работе размах и ведет к значительной оптимизации учебно-воспи-тательной работы университета в целом.
Таким образом, Музей искусств ЮУрГУ силами преподавателей, аспирантов и студентов осуществляет работу в нескольких направлениях: как учреждение культуры — выявляет, хранит и публикует музейные предметы и коллекции; как научное учреждение — изучает и исследует поступающий в музей материал; как средство социальной политики — приобщает широкие слои населения, в первую очередь студентов и школьников, к познанию духовной и материальной культуры региона посредством выставочных проектов и электронных
информационно-образовательных ресурсов. Подобная деятельность по научному и творческому исследованию истории художественной культуры Южного Урала — важный вклад в российское искусствоведческое образование и науку. Кафедра искусствоведения и культурологии имеет в лице университетского музея прекрасную базу для подготовки специалистов, а сам университет своей деятельностью по коллекционированию, исследованию, сохранению и популяризации искусства вносит достойный вклад в сохранение духовного национального богатства.
Примечания
1. Напр., см. : Трифонова Г. С. Университетский музей науки и искусства: традиции, место и роль в современном культурно-образовательном пространстве вуза //Традиции и новации в отечественной духовной культуре: Сб. материалов третьей южно-уральской межвуз. науч.-практич. конф. Челябинск : ЮУрГУ, 2006. С. 62—69; Парфентьева Н. В. К разработке концепции выставочной и образовательной деятельности университетского зала искусств // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. Челябинск : ЮУрГУ, 2009. Вып. 12. С. 57—63; Трифонова Г. С. Подлинное искусство в пространстве вуза: к формированию концепции сотрудничества университетского и государственных художественных музеев / Г. С. Трифонова // Там же. С. 78—82; Парфентьева Н. В., Парфентьев Н. П. Основные направления деятельности университетского музея искусств и их научно-методическое обеспечение // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. : Социально-гуманитарные науки. Челябинск : ЮУрГУ, 2009. Вып. 13. С. 48—51; Трифонова Г. С., Логинова Е. С., Русанов Я. А. Научно-методические подходы и принципы в учебно-образовательной деятельности художественного музея ЮУрГУ. На примере работы над выставкой «Василий Андреевич Неясов (1926—1984). Воссоединение волжских народов с Россией, 1948—1983: история ненаписанной картины» // Там же. С. 69—77.
2. См. : Трифонова Г. С. Университетский музей науки и искусства... С. 66—69.
3. См. : Трифонова Г. С., Логинова Е. С., Русанов Я. А. Научно-методические подходы и принципы ... С. 69—77.
4. См. : Трифонова Г. С. Университетский музей науки и искусства... С. 62—69.
5. См. : Концепция развития учебно-научного музея естественной истории Международного университета природы, общества и человека «Дубна» // http:// www.unidubna.ru/7icN339
6. См. : Музей для всех / сост. И. М. Косова. М. : АПРИКТ, 2003. С. 8—10.
7. См. : Парфентьева Н. В. Хроника одного художественного проекта // Автограф: Челябинск-арт. 2005. №3. С. 84—86.
Поступила в редакцию 22 января 2010 г.
Парфентьева Наталья Владимировна, декан исторического факультета ЮУрГУ, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Автор более 50 трудов, в том числе 3 монографий, в области истории и теории древнерусского искусства. E-mail: [email protected]
Parfent’eva Natalia Vladimirovna, the dean of the historical faculty SUSU, the doctor of art criticism, the professor, the honored member of arts of the Russian Federation. The author more than 50 proceedings, including 3 monographs, in the field of a history and the theory of old Russian art. E-mail: [email protected]
Парфентьев Николай Павлович, заведующий кафедрой искусствоведения и культурологии ЮУрГУ, доктор исторических наук, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Автор более 80 научных трудов, в том числе 6 монографий, в области истории духовной культуры России и древнерусского искусства. E-mail: [email protected]
Parfent’ev Nikolay Pavlovich, the head of the chair of art criticism and cultural science SUSU, the doctor of historical sciences, the doctor of art criticism, the professor, the honored member of science of the Russian Federation. The author more than 80 proceedings, including 6 monographs, in the field of a history of spiritual culture of Russia and old Russian art. E-mail: [email protected]