Научная статья на тему 'Основные направления деятельности университетского музея искусств и их научно-методическое обеспечение'

Основные направления деятельности университетского музея искусств и их научно-методическое обеспечение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ УНИВЕРСИТЕТА / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ART MUSEUM OF THE UNIVERSITY / EDUCATIONAL-TRAINING ACTIVITY / SCIENTIFIC-METHODOLOGICAL SUPPLY OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парфентьева Наталья Владимировна, Парфентьев Н. П.

В результате анализа деятельности музейного комплекса Южно-Уральского государственного университета выявляются главные направления его функционирования: выставочно-экспозиционное, информационно-ресурсное, музейно-коллекционное. Специфика университетского музея определяет всю организацию его работы, обусловленной образовательной программой по обучению специалистов-искусствоведов, а также задачами учебного курса культурологии и учебно-воспитательного процесса для студентов других специальностей и направлений и учащихся специальных классов базовых для университета школ. Создание художественной коллекции решает задачу сохранения культурного наследия региона, приумножает национальное художественное богатство. Создание электронного ресурса из обучающих программ и методических рекомендаций к его использованию поднимает уровень художественно-эстетического образования и воспитания студенчества на современный уровень. Методическое объединение потенциала университета и ведущих деятелей и учреждений науки, культуры и искусства региона в сфере эстетического воспитания студенчества ведет к значительной оптимизации всей учебно-воспитательной деятельности вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парфентьева Наталья Владимировна, Парфентьев Н. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main trends of activity of the university Museum of arts and their scientific and methodical provision

In the result of the analysis of activity of Museum Complex of the South Ural State University, its main directions of functioning are revealed. They are the following: exhibition function, informational-recourse function, and museum-collective function. The specific character of the University museum determines the full organization of its work, which is conditioned by the training programme of specialists-art critics, and also by the aims of study course of Cultural Studies, part of educational process for the students of other specialties and for the students of special classes, which are basic for the University's schools. Creation of the artistic collection is the key to cultural heritage preservation of the region and increases national artistic richness. Creation the multimedia resource, including training programmes and methodological guidelines will raise the level of artistically aesthetic education and development. Methodological unification of University potential, potential of leading figures and institutions of science, culture and art of the region in the field of aesthetic education of students, leads to significant optimization of the whole educational-training activity of the University

Текст научной работы на тему «Основные направления деятельности университетского музея искусств и их научно-методическое обеспечение»

ББК 4481.355 + ЩОО + 4481.2

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО МУЗЕЯ ИСКУССТВ И ИХ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Н.В. Парфентьева, Н.П. Парфентьев

THE BASIC DIRECTIONS OF UNIVERSITY ART MUSEUM ACTIVITY AND THEIR SCIENTIFIC-METHODICAL MAINTENANCE

N. V. Parfent’eva, N.P. Parfent’ev

В результате анализа деятельности музейного комплекса Южно-Уральского государственного университета выявляются главные направления его функционирования: выставочно-экспозиционное, информационно-ресурсное, музейноколлекционное. Специфика университетского музея определяет всю организацию его работы, обусловленной образовательной программой по обучению специали-стов-искусствоведов, а также задачами учебного курса культурологии и учебно-воспитательного процесса для студентов других специальностей и направлений и учащихся специальных классов базовых для университета школ. Создание художественной коллекции решает задачу сохранения культурного наследия региона, приумножает национальное художественное богатство. Создание электронного ресурса из обучающих программ и методических рекомендаций к его использованию поднимает уровень художественно-эстетического образования и воспитания студенчества на современный уровень. Методическое объединение потенциала университета и ведущих деятелей и учреждений науки, культуры и искусства региона в сфере эстетического воспитания студенчества ведет к значительной оптимизации всей учебно-воспитательной деятельности вуза.

Ключевые слова: художественный музей университета, информационно-образовательная и воспитательная работа, научно-методическое обеспечение деятельности

In the result of the analysis of activity of Museum Complex of the South Ural State University, its main directions of functioning are revealed. They are the following: exhibition function, informational-recourse function, and museum-collective function. The specific character of the University museum determines the foil organization of its work, which is conditioned by the training programme of specialists-art critics, and also by the aims of study course of Cultural Studies, part of educational process for the students of other specialties and for the students of special classes, which are basic for the University’s schools. Creation of the artistic collection is the key to cultural heritage preservation of the region and increases national artistic richness. Creation the multimedia resource, including training programmes and methodological guidelines will raise the level of artistically aesthetic education and development. Methodological unification of University potential, potential of leading figures and institutions of science, culture and art of the region in the field of aesthetic education of students, leads to significant optimization of the whole educational-training activity of the University.

Keywords'. Art museum of the University, educational-training activity, scientific-methodological supply of activity.

Осуществляемый в университете процесс образования диктует необходимость расширения сферы художественно-эстетического воздействия подлинного искусства на студенчество, воспитание его на высоких художественных образцах, что особенно актуально в русле решения стоящих перед обществом проблем гармонизации личности, снижения социальной напряженности, воспитания нравственной и эстетической культуры студенчества. Одной

из форм достижений данной цели является деятельность университетского художественного музея. Научно-методическое обеспечение деятельности такого музея в соответствии с его концепцией и сложившейся практикой позволит расширить научно-методические и информационно-коммуникативные компетенции университета, направит их на улучшение образовательного процесса, на подготовку кадров высшей квалификации и в целом на повышение

социально-общественного значения университета в формировании региональной сферы культуры. Обобщение опыта работы Зала искусств формирующегося художественного музея Южно-Уральского университета позволяет выявить основные направления его научно-методической деятельности.

Прежде всего обратимся к концепции научно-методического обеспечения деятельности университетского Музея искусств, которая стала основой дальнейшего развития данного направления научно-образовательной и воспитательной работы. В основе концепции заложена идея оптимизации учебного процесса средствами активного проведения информационно-выставочной работы, осуществляемой в сотрудничестве университета с ведущими художественными музеями региона и страны, с учреждениями и организациями культуры и искусства, с выдающимися деятелями искусства.

Деятельность Музея искусств представлена тремя крупными направлениями: выставочно-экспозиционной, информационно-ресурсной и музейноколлекционной, что нашло отражение в его структуре. Музей включает: Выставочный Зал искусств Южно-Уральского государственного университета, Информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Государственного Русского музея» («Пушкинский Зал»), Лабораторию искусствознания. Музейный комплекс оснащен мультимедийной аппаратурой, собственной библиотекой, имеет выход в интернет, а также хранилище музейной коллекции. Музей искусств имеет статус научно-об-разовательного и культурно-просветительного центра университета, а также научной и учебной лаборатории кафедры искусствоведения1.

Спецификой работы университетского музея является то, что в качестве основополагающей и первостепенной (собственно музееобразующей) функции определена учебно-образовательная, тогда как в классическом музее такой базовой деятельностью является работа по созданию и дальнейшему комплектованию музейной коллекции. Подобная специфика функционирования университетского музея определяет всю дальнейшую организацию работы, осуществляемой в специфическом функциональной контексте. Информационно-выставочная деятельность, состав создаваемых коллекций обусловлен образовательной программой по обучению специа-листов-искусствоведов, а также задачами учебно-об-разовательного курса культурологии и учебно-воспитательного процесса для студентов всех факультетов вуза и специальных классов базовых для университета школ. Таким образом, деятельность Музея искусств определяется целым комплексом целей и задач общеуниверситетского уровня.

Первый уровень — это организация в университете выставочно-экспозиционной деятельности. Для организации и проведения этой работы предназначен специально оборудованный выставочный Зал искусств. Экспозиции выставок формируются из собраний ведущих художественных музеев регио-

на и страны, что дает уникальную возможность экспонирования выдающихся произведений, составляющих золотой фонд отечественного национального наследия. Данное ведущее направление в организации выставок классического искусства можно определить как академическое. Следующее направление, отражающее живое дыхание современного художественного процесса — это организация выставок работ из мастерских и собраний современных художников. Они могут носить как монографический, так и тематический характер. Еще один пласт современной художественной культуры — фотоискусство — дает большие возможности установления международных контактов, знакомство с миром современности. Так как выставочная деятельность протекает в университете, то обязательной частью работы должна стать демонстрация любительского творчества (высокого уровня) преподавателей, сотрудников и студентов университета художественных специальностей. Спецификой деятельности Зала искусств также является работа на стыке информационно-выставочного и учебнообразовательного направлений. Этот ракурс особенно ярко может найти отражение в тематике юбилейных выставок, например, посвященных юбилею выдающихся деятелей искусства (например, в Зале искусств Южно-Уральского государственного университета прошли выставки, посвященные Рембрандту, Гоголю, Есенину, Цветаевой) или в тематике, близкой университетской жизни (например, «Гравированный портрет ученых-естествоиспытателей XVI—XIX веков из собрания Г.Ф. Оттена», «Нобелевские лауреаты в Южно-Уральском университете. Фотовыставка екатеринбургского фотохудожника С. Новикова», «Старинная учебная книга» и т. д.).

Как видим, спецификой художественной выставочной деятельности университетского музея является ее дидактическая направленность, ориентированная прежде всего на студенчество. Это необходимый критерий отбора экспонируемого материала. В качестве яркого примера такой деятельности приведем научно-методические разработки Г.С. Трифоновой («Портреты ученых — памятники искусства европейского гравированного портрета XVI—XIX веков») и Н.В. Мухиной («Старинная учебная книга»).

Специфика работы данного направления — это также составление каталогов, организация экскурсионно-просветительской деятельности силами преподавателей, аспирантов и студентов кафедры искусствоведения и культурологи. Сложность состоит, прежде всего, в том, что необходимо вести одновременно и обучение студентов-искусствоведов основам экспозиционно-экскурсионной деятельности, и проводить практическую совместную работу преподавателей и студентов кафедры искусствоведения и культурологии по организации и проведении выставок, экскурсий, творческих вечеров, созданию информационных ресурсов, изданию каталогов для широкого круга студентов университета всех факультетов. Если кратко охарактеризовать выставоч-

Искусствоведение

но-экскурсионную деятельность Зала искусств, то она является фундаментом для развития всех уровней деятельности художественного музея: уже рассмотренной экспозиционно-выставочной, а также информационно-ресурсной и музейно-коллекционной. Последние рассмотрим более подробно.

Второй уровень общеуниверситетской работы Музея — это создание новых информационных ресурсов из обучающих программ, сконцентрированных в каталогах выставок, в медиатеке, то есть функционирования Музея как современного информационного центра, оснащенного методическим обеспечением. Основу данной деятельности составляют информационные ресурсы (медиатека) Образовательного центра «Виртуальный филиал Государственного Русского музея». Данное подразделение университетского музея искусств расположено в зале, специально оборудованном мульти-медий-ным комплексом. Медиатека включает свыше 100 мультимедийных фильмов и интерактивных программ, созданных Русским музеем на базе его художественных коллекций, охватывающих исторический период с X по XXI век . Медиатека объединяет программы по различным темам, посвященным истории русского искусства, музейного собирательства, изучения и показа экспонатов2.

Объем информации, представленной в медиатеке, расширяет возможности преподавателя вуза в подготовке материала в рамках социально-гуманитарных, художественно-эстетических, дисциплин и в целом, в построении образовательного процесса. Огромный потенциал может быть использован в полном объеме в обучении студентов в соответствии с планами и стандартами высшего профессионального образования, он адаптирован к особенностям построения специализированных авторских лекционных курсов и позволяет раскрывать явления, которые составляют основу региональной образовательной среды. Именно поэтому основной задачей стала разработка научно-методических рекомендаций по систематизации мультимедийной базы ГРМ и формированию отдельных разделов в зависимости от степени расширенности курса и представленности теоретического материала гуманитарной дисциплины.

После тщательного анализа каталога медиатеки ГРМ и изучения основных подходов к оформлению теоретического и практического материалов в виде мультимедийных фильмов и интерактивных программ выявилась необходимость выделения трех приоритетных направлений: общеобразовательного, социально-гуманитарного (культурологическое, художественное) и узкоспециализированного (искусствоведческое). Отдельным блоком можно выделить программы по организации занятий для детской аудитории, в том числе, по методикам работы с детьми, разработанным Российским центром музейной педагогики и детского творчества. Аспирантом кафедры искусствоведения и культурологии Е. Логиновой разработана система навигации по информационномультимедийным ресурсам медиатеки ГРМ. Это

подборка наиболее полезных, с точки зрения образовательного процесса, программ, отобранных для конкретного курса, либо отдельной гуманитарной дисциплины, что позволяет как преподавателю, так и студенту легко ориентироваться в информационном пространстве медиатеки Русского музея, и сэкономить время на поиске нужного материала.

Помимо методического обеспечения работы с уже существующей медиатекой необходимо пополнять ее ресурсную базу новыми мультимедиа программами. Они могут выполняться на основе размещения в виртуальном и сетевом пространстве реальных выставок университетского выставочного Зала искусств. Данный продукт будет во многом выполнять функции каталога художественной выставки. Средства современных компьютерных и сетевых технологий позволяют расширить возможности подобного «каталога» до научного электронного издания, сохранив при этом его иллюстративность и наглядность. Речь идет о новых мультимедийных программах. Издание программы планируется в двух вариантах: первый на электронном носителе (компакт-диск), в котором программа предстанет в наиболее полном виде. Второй, усеченный, может быть представлен в сети интернет.

В целом, подобные мультимедиапрограммы служат не только введением в тему выставки, но раскрывают концептуальные замыслы куратора. Программы дополняют экспозиционный ряд электронными изображениями музейных предметов, которые невозможно выставить по причине нехватки площадей или по условиям хранения (например, графики). Интерактивные программы дают возможность освободить пространство художественной выставки от печатного текста аннотаций и в то же время дать наиболее полную информацию об экспонатах. Масштабные мультимедиапроекции и инсталляции, возможно использовать как прием экспозиционного дизайна. Реконструкции утраченных предметов и модели незавершенных художественных объектов становятся самостоятельными электронными экспонатами наряду с живописью, графикой и т. д. Кроме того, создание подобных программ — это важный шаг в формировании электронных ресурсов в образовательной, музейной и научной деятельности.

Закономерно, что концепция научно-методического обеспечения деятельности университетского музея искусств имеет целью не только воспитание молодого поколения на лучших подлинных образцах искусства, но и создание художественной коллекции современного отечественного искусства. Этот третий уровень имеет в ЮУрГУ базу в виде формирующегося собрания произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства профессиональных художников — мастеров Южного Урала XX в., а также работ художников-любителей3.

Предполагается создание двух типов художественных коллекций:

1. Образовательные — пропедевтический материал, связанный с собиранием произведений, испол-

ненных в различных материалах и техниках (по возможности используются студентами практически для усвоения курсов согласно программе: Описание и анализ произведений искусства, Введение в историю искусства; Техники изобразительного искусства; Теория искусства и др.).

2. Собственно художественные коллекции, связанные с изучением художественной культуры Южного Урала. В нее могут быть включены произведения выдающихся художников Челябинска и Челябинской области, а также произведения, типично представляющие направления, течения, характеристические особенности художественного процесса в пластических искусствах Южного Урала в новое и новейшее время.

В коллекции университетского музея могут быть включены произведения главных видов пространственных искусств: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура, дизайн и архитектурные проекты. Временные рамки коллекции совпадают с периодом активного развития этих видов искусства в Челябинске и на Южном Урале и охватывают XX в. и современный текущий процесс.

Собирание коллекции, классификация, хранение, публикация на выставках, в студенческих и научных искусствоведческих работах искусства края — это синтетический комплекс образовательной, музеефикационной и исследовательской деятельности по изучению истории искусств и современного художественного процесса, монографического творчества уральских художников. Научное и творческое исследование истории художественной культуры Урала — чрезвычайно важный вклад в общероссийское искусствоведческое образование и науку. Искусствоведческая специальность ЮУрГУ получает в лице университетского музея искусства и науки фундамент для подготовки специалистов, а Университет своей деятельностью по коллекционированию, исследованию и публикации искусства Южного Урала внесет достойный вклад в изучение регионального раздела истории искусства России.

Итак, в результате анализа деятельности музейного комплекса Южно-Уральского государственного университета выявляются главные направления его функционирования: выставочно-экспозиционное, информационно-ресурсное, музейно-коллекционное. Все они тесно взаимодействуют в специфическом университетском учебно-образовательном контексте.

Подобная специфика функционирования университетского музея определяет всю организацию работы, обусловленной образовательной программой по обучению специалистов-искусствоведов, а также задачами учебно-образовательного курса культурологии и учебно-воспитательного процесса для студентов других специальностей и направлений и учащихся специальных классов базовых для университета школ. Значимость работы музея искусств состоит в том, что реализация ее результатов в рамках курса «культурология» охватывают всех студентов университета. В реализации проекта участвуют аспиранты и студенты кафедры искусствоведения и культурологии, которые имеют возможность на практике изучать основы будущей профессиональной деятельности. Создание художественной коллекции решает задачу сохранения культурного наследия региона, приумножает национальное художественное богатство. Создание электронного ресурса из обучающих программ и методических рекомендаций к его использованию поднимает уровень художественноэстетического образования и воспитания студенчества на современный уровень. Методическое объединение потенциала университета и ведущих деятелей и учреждений науки, культуры и искусства региона в сфере эстетического воспитания студенчества ведет к значительной оптимизации всей учебно-воспитательной деятельности вуза.

Примечания

1. Подробнее о его деятельности см.. Парфентьева, Н.В. К разработке концепции выставочной и образовательной деятельности университетского Зала искусств / Н.В. Парфентьева, Н.П. Парфентьев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.. Социально-гуманитарные науки. Искусствоведение. — Челябинск: ЮУрГУ, 2009. — Вып. 12. — С. 65—70; Трифонова, Г.С. Подлинное искусство в пространстве вуза: к формированию концепции сотрудничества университетского и государственных художественных музеев / Г.С. Трифонова // Там же. — С. 78—82.

2. См.: http://www.virtualrm.spb.ru/mediateka

3. См.: Трифонова, Г.С. Университетский музей науки и искусства: традиции, место и роль в современном культурно-образовательном пространстве вуза / Г.С. Трифонова // Традиции и новации в отечественной духовной культуре: сборник материалов Третьей Южно-Уральской межвузовской научно-практической конференции. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2006. — С. 62—69.

Поступила в редакцию 23 июля 2009 г.

Парфентьева Наталья Владимировна, декан исторического факультета ЮУрГУ, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Автор более 60 трудов, в том числе 3 монографий, в области истории и теории древнерусского искусства. E-mail: panv@susu.ac.ru

Parfent’eva Natalia Vladimirovna, the dean of the historical faculty SUSU, the doctor of art criticism, the professor, the honored member of arts of the Russian Federation. The author more than 60 proceedings, including 3 monographs, in the field of a history and the theory of old Russian art. E-mail: panv@susu.ac.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.