2.3. ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ЧЛЕНАМИ ПСЕВДОРЕЛИГИОЗНЫХ СООБЩЕСТВ КРИМИНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Лапунова Ю.А., преподаватель кафедры ОРД
Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России
Аннотация. В данной статье раскрывается понятие псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности, их признаки, классификация преступных деяний, совершаемых данными сообществами, характеристика их участников, мотивы совершения участниками псевдорели-гиозных сообществ криминальной направленности преступлений. Также дается понятие преступлениям, совершаемым псевдорелигиозными сообществами и преступлениям, совершаемым участниками (последователями) псевдорели-гиозных сообществ криминальной направленности.
Ключевые слова: псевдорелигиозное сообщество криминальной направленности; участники псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности; преступления, совершаемые псевдорелигиозными сообществами и преступления, совершаемые участниками (последователями) псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности.
Общеизвестен тезис о том, что уголовноправовая характеристика любого вида преступлений позволяет нам правильно квалифицировать любое преступное деяние, в свою очередь, криминологическая характеристика может дать ответы на вопросы о личности преступника, о жертве преступлений и т.д. Таким образом, в нашем случае, в совокупности уголовно-правовая и криминологическая характеристики преступлений, совершаемых адептами псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности, позволит разработать научно обоснованные рекомендации по борьбе с данной группой преступлений.
Прежде чем провести анализ преступлений, совершаемых адептами псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности, личности преступников, совершающих преступления по религиозным мотивам, необходимо уяснить, какие же религиозные объединения в результате своей деятельности могут наносить ущерб законным интересам личности, обществу и государству в целом.
Из анализа литературы по сектоведению, предполагается возможным сделать вывод, что многие специалисты в данной области, к примеру, такие как, А.Л. Дворкин, А.И. Осипов, О. Маркелов1 все нетрадиционные для России религиозные образования относят к тоталитарным сектам, ущемляющим права и свободы человека и гражданина, интересы общества.
Однако, ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»2 предусматривает, признавая особую роль православия в истории России, создание и дальнейшую деятельность религиозных объединений, в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками.
Как следствие вышеизложенного, предлагается классифицировать все религиозные объединения для четкого определения группы религиозных организаций, которые можно отнести к деструктивным, или, иными словами, псевдорелигиозным организациям, нарушающим права и интересы граждан и общества.
К примеру, А.Л. Дворкин предлагает следующее деление тоталитарных религиозных сект на две группы «гностические» и «катарские». Первая ориентирует адептов на приобретение некоего спасительного знания, при помощи которого можно манипулировать людьми, правительством либо Небесными Силами (мормоны, «ивановцы» и др.). Вторая группа сект уповает на приносящую спасение активную деятельность, которые претендуют на спасение собственными силами, избранничество (Церковь Христа, Свидетели Иеговы и др.).3
Исходя из вышеизложенного, считаем возможным представить классификацию религиозных объединений в следующем виде:
1) традиционные: православные, исламские, буддистские, иудейские;
2) нетрадиционные: католические, протестантские;
3) псевдорелигиозные объединения криминальной направленности, которые, в свою очередь, можно подразделить по следующим основаниям:
- по времени возникновения: исторически сложившиеся (молокане, скопцы и др.) и новообразованные (Свидетели Иеговы, Церковь Христа, сата-нисты и др.);
- по характеру преступных действий: умеренные (Свидетели Иеговы, Общество сознания Кришны и
1 Дворкин А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты. Изд. 3-е, перераб. и доп. Изд-во братство св. Александра Невского. Н. Новгород., 2005; Осипов А.И. Тоталитарные секты: технология обмана. Минск, 2004, Маркелов О. Держава смерти. Киев, 2004.
2 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». М.: «Ось-89», 2005. - 32с.
3 Дворкин А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты. Изд. 3-е, перераб. и доп. Изд-во братство св. Александра Невского. Н. Новгород., 2005. С. 89-90.
БИЗНЕС В ЗАКОНЕ
4’ 2008
т.п.) и радикальные (ваххабитские, сатанистские организации и т.п.).
В ходе уголовно-правовой характеристики преступлений, совершаемых псевдорелигиозными сообществами криминальной направленности, необходимо определить признаки таких сообществ.
На основании изученной литературы и действующего законодательства, по нашему мнению, к признакам преступной деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности можно отнести следующие:
1. «Закрытость» религиозного объединения (ограничение круга общения только членами секты, отсутствие свободного времени, отсутствие личной жизни вне организации).
2. Двойное учение (вербовщики не сообщают тем, кого пытаются привлечь в секту, всей правды об истории секты, ее основателе и ее подлинном вероучении, потому что в сектах имеется двойное учение — одно для рекламы своей секты, для придания ей правдоподобности, а другое — для внутреннего пользования).
3. Программирование сознания своих последователей (в результате деятельности адепт оказывается в зависимости от сектантского учения, участия в собраниях, указаний учителей и лидеров секты).
4. Признаки, предусмотренные ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Таким образом, считаем возможным дать определение псевдорелигиозным сообществам, которое позволит исследователям данной области и сотрудникам правоохранительных органов определять (идентифицировать) религиозное объединение, осуществляющее преступную деятельность, и представить в следующем виде:
Псевдорелигиозное сообщество криминальной направленности - это объединение (официально зарегистрированное или нет), образованное лицом либо группой лиц, которые используют заведомо ложное или искаженное религиозное учение, в целях достижения корыстных целей (получение материальной выгоды, подчинение воли своих последователей и т.д.), при этом создающее угрозу для жизни и здоровья личности, препятствующие исполнению гражданских прав и обязанностей, предусмотренных законодательством РФ.
Действительно, до настоящего времени очень сложно определить реальную общественную опасность преступлений, совершаемых псевдорелиги-озными сообществами криминальной направленности и их последователей, по религиозным мотивам, и общеуголовных преступлений корыстной направленности, использующих религию для достижения своих целей (мошенничество, вымогательство, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотреблением доверием и др.), потому что по указанным видам преступлений отсутствуют данные официальной уголовной ста-
тистики. Основными источниками получения информации о данной группе преступлений, в большинстве случаев, по-прежнему остаются СМИ (телевидение, различные печатные издания), опрос граждан, последователей тех или иных религиозных объединений, лиц, представляющих для органов внутренних дел интерес (ранее судимых, отбывающих наказание, условно осужденных за преступления, предположительно совершенных по религиозным мотивам), сотрудников правоохранительных органов.
При этом, из результатов опроса оперативных сотрудников Южного Федерального Округа, следует, что лишь 20% из них принимали участие в раскрытии преступлений с религиозной окраской (террористические акты, убийства по религиозным мотивам, вандализм, организация экстремистского религиозного сообщества).4 Данный факт может свидетельствовать о высокой степени латентности данного вида преступлений.
Однако, стоит отметить, что большое значение для определения мер и направлений воздействия интересующие нас преступления, имеет разделение массива всех преступлений в определенной сфере по категориям или видам.
В отечественной науке уже имеется определенный опыт такой классификации. Так, С.В. Позны-шев выделяет следующие виды религиозных деликтов:
1) умышленное принуждение к принятию или непринятию или отречению от каких-либо верований;
2) нарушение границ допустимой пропаганды религиозных верований (совращение в какое-либо религиозное учение лиц, не достигших возраста религиозного самоопределения и воспитываемых в иной вере;
3) нарушение свободы культа;
4) принуждение указанными выше средствами совершить или не совершить какое-либо действие, относящееся к культу, участвовать или не участвовать в совершении такового.5
С учетом вышеизложенного и материалов эмпирических исследований, считаем возможным предложить следующую классификацию религиозных преступлений:
I. Преступления, совершаемые непосредственно псевдорелигиозными сообществами криминальной направленности:
1. Против конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 136 УК РФ, ст. 140 УК РФ, ст. 148 УК РФ).
2. Против здоровья населения (ст. 239 УК РФ).
4 Указанные данные получены в результате анкетирования 150 сотрудников подразделений по борьбе с организованной преступностью и управлений уголовного розыска Южного Федерального Округа
5 Познышев С.В. Религиозные преступления с точки зреня религиозной свободы. К реформе нашего законодательства о религиозных преступлениях. М., 1906. С.128.
3. Против основ конституционного строя и безопасности государства (ст. 280 УК РФ, ст. 282 УК РФ, ст. 282.1 УК РФ, ст. 282.2 УК РФ).
4. Против мира и безопасности человечества (ст. 357 УК РФ).
5. Иные преступления, совершаемые в отношении адептов псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности:
- против личности (ст. 110 УК РФ, ст. 119 УК РФ и др.);
- против свободы, чести и достоинства личности (ст. 126 УК РФ, ст. 127 УК РФ);
- против собственности (ст. 163 УК РФ, ст. 165 УК РФ, ст. 259 УК РФ).
II. Преступления, совершаемые последователями псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности:
1. Против жизни и здоровья (п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ, п. «е» ч. 2 ст. 111 УК РФ, п. «е» ч. 2 ст. 112 УК РФ, п. «б» ч. 2 ст. 115 УК РФ, п. «б» ч. 2 ст. 116 УК РФ, п. «з» ч. 2 ст. 117 УК РФ,).
2. Против общественной безопасности (п. «б» ч. 1 ст. 213 УК РФ, ст. 214 УК РФ).
3. Против общественной нравственности (ст. 243 УК РФ, п. «б» ч. 2 ст. 244 УК РФ, ст. 245 УК РФ).
4. Против порядка управления (ст. 328 УК РФ).
Безусловно, сотрудникам правоохранительных
органов очень сложно выявить, определить и, в дальнейшем, доказать религиозный мотив или его использование при выявлении, раскрытии и расследовании тех или иных составов преступлений, особенно в тех случаях, где мотив не предусматривается в качестве основного либо квалифицирующего признака состава преступления.
Таким образом, можно предположить, что под преступлениями, совершаемыми псевдорелигиоз-ными сообществами криминальной направленности следует понимать совершение общественно опасных деяний против личности, её конституционных прав и обязанностей, против общественной нравственности, используя религию, либо псевдорелигию, для достижения корыстно-
насильственных целей.
К преступлениям, совершаемым участниками (последователями) псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности, следует относить общественно опасные деяния, предусмотренные УК РФ, посягающие на жизнь и здоровье граждан, общественную безопасность и порядок управления, совершаемых членами псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности, достигших возраста уголовной ответственности, по религиозному мотиву либо под видом религиозных обрядов.
При анализе криминологической характеристики преступлений, совершаемых псевдорелигиозными организациями и их участниками, необходимо особое внимание уделить изучению лиц, совершающих преступления с религиозной окраской, их индивидуально-личностным свойствам.
По нашему мнению, для определения обобщенной характеристики личности участников псевдо-
религиозных сообществ криминальной направленности, необходимо их разделить на две группы:
1. Рядовые члены псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности;
2. Руководители псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности.
Нельзя не отметить, что одной из значимых тактических особенностей последователей псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности, будет являться повышенная виктимность данной категории лиц.
Другой важной особенностью криминологической характеристики будет являться мотивация вступления в то или иное псевдорелигиозное сообщество криминальной направленности, и совершение в нем противоправных деяний с религиозной окраской.
В данном случае, мы полностью разделяет позицию исследователя Василенко М.М., которая выделяет следующие категории мотивов:
1. Трудная жизненная ситуация на момент вхождения в организацию (развод, семейное неблагополучие, тяжелая болезнь, смерть близкого человека, приобщение родственников к наркотикам и т.п.).
2. Уход от одиночества.
3. Поиск себя (самоопределение).
4. Влияние близких людей, родственников, друзей.
5. Под влиянием людей посторонних - членов каких-либо религиозных организаций.
Все эти категории могут иметь и свой возрастной ценз.
По нашему мнению, в связи с повышенной общественной опасностью совершаемых деяний, особое внимание необходимо уделить характеристике лиц, входящим в радикальные псевдорелигиозные сообщества криминальной направленности (вахха-бистским и сатанистским организациям).
Характеризуя личность участников радикальных псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности, и учитывая вышеизложенное, следует обратить особое внимание нравственнопсихологическим и уголовно-правовым качествам.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что знание уголовноправовой и криминологической характеристики позволит сотрудникам правоохранительных органов правильно квалифицировать преступления, совершаемых членами псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности, что в последующем поможет эффективно документировать, предупреждать, раскрывать и расследовать преступления с религиозной окраской.