Лапунова Ю.А.
Отдельные аспекты взаимодействия ОВД с общественными организациями по противодействию деятельности религиозных организаций деструктивного характера на территории Ставропольского
края
В настоящее время на всей территории России, в том числе, и Ставропольского края, «укоренился» и активно действует ряд религиозных объединений, которые появились в 90-е годы XX века (как официально действующие, зарегистрированные в Минюсте, так и нелегально действующие), явно нарушающие права и свободы человека и гражданина. Подобные объединения, как правило, создают для достижения каких-либо преступных целей, в том числе, корыстно-насильственных. Безусловно, религию данные организации используют в качестве средства для реализации своих преступных планов. Можно с уверенностью сказать, что эти организации оказывают негативное воздействие не только на отдельных людей (адептов организаций), но и общество в целом. Как видно, подобные религиозные организации носят явно деструктивный характер.
Под религиозной организацией деструктивного характера, по нашему мнению, можно понимать объединение (официально зарегистрированное или нет), образованное лицом либо группой лиц, которые используют заведомо ложное или искаженное религиозное учение, в целях достижения корыстно-насильственных целей (получение материальной выгоды, подчинение воли своих последователей и т.д.), при этом создающее угрозу для жизни и здоровья личности, препятствующее исполнению гражданских прав и обязанностей, предусмотренных законодательством РФ.
По нашему мнению, к признакам преступной деятельности религиозных организаций деструктивного характера можно отнести:
1. Наличие компрометирующей информации в отношении «создателя» организации (к примеру, если данное лицо состоит на оперативном учете, можно предположить, что организация создается для достижения корыстных и иных преступных целей).
2. Места сбора адептов организаций (если члены религиозных организаций деструктивного характера собираются, например, в заброшенных подвалах, зданиях, частных квартирах, можно предположить, что они хотят скрыть сам факт существования объединения).
3. «Закрытость» религиозного объединения (ограничение круга общения только членами секты, отсутствие свободного времени, отсутствие личной жизни вне организации и т.д.).
4. Двойное учение (вербовщики не сообщают тем, кого пытаются привлечь в секту, всей правды об истории секты, ее основателе и ее подлинном вероучении, потому что в сектах имеется двойное учение - одно для рекламы своей секты, а другое - для внутреннего пользования).
5. Способ вербовки (или способ привлечения адептов) (руководители изначально скрывают, что та или иная организация является религиозной, маскируя приглашения под собрания любителей рок-музыки; одиноких людей, людей, жаждущих познать себя, избавиться от комплексов, вредных наклонностей и т.п.).
6. Программирование сознания своих последователей (членами сект становятся, прежде всего, люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных критериев, духовных и культурных знаний. Такие люди, не нашедшие твердых оснований в духовной жизни, как правило, легко внушаемы, готовы отказаться от своей свободы и принять установки учителей. При этом человек получает иллюзорный смысл жизни, мышление его начинает строиться по примитивным схемам. В результате человек оказывается в зависимости от сектантского учения, участия в собраниях, указаний учителей и лидеров секты).
7. Признаки, предусмотренные ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Думается, что все преступления, совершаемые по религиозным мотивам, можно условно разделить
на две группы: преступления, совершаемые руководителями, создателями религиозных организаций деструктивного характера, и преступления, совершаемые последователями (активными участниками) религиозных организаций деструктивного характера.
В свою очередь, можно предположить, что под преступлениями, совершаемыми руководителями, создателями религиозных организаций деструктивного характера, следует понимать общественно опасные деяния против личности, ее конституционных прав и обязанностей, против общественной нравственности с использованием религии, либо псевдорелигии для достижения корыстно-насильственных целей.
К преступлениям, совершаемым последователями (активными участниками) религиозных организаций деструктивного характера, следует отнести общественно опасные деяния, предусмотренные УК РФ, посягающие на жизнь и здоровье граждан, общественную безопасность и
порядок управления, совершаемых членами псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности, достигших возраста уголовной ответственности, по религиозному мотиву либо под видом религиозных обрядов.
На первый взгляд, из анализа уголовной статистики, можно сделать вывод о том, что количество преступлений, совершаемых лидерами и активными участниками религиозных организаций деструктивного характера, крайне мало. Подтверждением этому могут служить официальные данные статистической отчетности по данной группе преступлений (по преступлениям, включающим религиозный мотив) ИЦ ГУВД по Ставропольскому краю (см. табл.):
Таблица
Количество уголовных дел (преступления по религиозным мотивам), направленных в суд
органами внутренних дел*
Наименование статьи 2004 2005 2006 2007 2008
п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ - - - 1 -
п. «б» ч. 2 ст. 115 УК РФ - - - 1 -
п. «б» ч. 2 ст. 116 УК РФ - - - 3 -
п. «б» ч. 1 ст. 213 УК РФ - - - 1 -
п. «б» ч. 2 ст. 244 УК РФ 1 - 1 - 1
ст. 282 УК РФ - - 3 3 2
ст. 328 УК РФ 124 97 71 36 56
Эти показатели, на наш взгляд, свидетельствует об очень высоком уровне латентности преступлений, совершаемых лидерами и последователями религиозных организаций деструктивного характера, а не о совершении их в небольшом количестве.
По нашему мнению, основными источниками получения информации о преступлениях, совершаемых по религиозным мотивам (лидерами и активными участниками религиозных организаций деструктивного характера) в большинстве случаев, по-прежнему остаются СМИ (телевидение, различные печатные издания, Интернет), опрос граждан, последователей тех или иных религиозных объединений, лиц, представляющих оперативный интерес (ранее судимых, отбывающих наказание, условно осужденных за преступления, предположительно совершенных по религиозным мотивам), сотрудников правоохранительных органов, а также общественные объединения, занимающиеся проблемами сектантства и их негативным влиянием на личность и общество в целом.
Исходя из этого, нашей главной задачей видится определение основных направлений взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по противодействию деятельности религиозных организаций деструктивного характера на территории Ставропольского края.
Под взаимодействием органов внутренних дел с общественными объединениями (в том числе традиционными религиозными организациями) можно понимать согласованную совместную деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению преступной деятельности религиозных организаций деструктивного характера, а также выявлению лидеров, активных участников данных организаций, замышляющих, подготавливающих, совершающих или совершивших административные правонарушения и преступления.
Потребность у органов внутренних дел в такой совместной деятельности уже давно назрела.
Как показал опрос сотрудников подразделений по борьбе с организованной преступностью и управления уголовного розыска ГУВД по СК*, для борьбы с преступлениями по религиозным мотивам им требуются специальные знания как об основах традиционных религий, так и о деятельности нетрадиционных религиозных организаций деструктивного характера (62 % респондентов считают необходимым получение подобных знаний). 75 % из опрошенных сотрудников говорят о том, что у них нет достаточных знаний в этой области.
Исходя из вышеизложенного, считаем необходимым предложить такую форму взаимодействия, как проведение семинаров с сотрудниками ОВД, закрепленными за данной линией работы и представителями традиционных религиозных организаций.
Другой, по нашему мнению, проблемой низкого уровня выявления, предупреждения и раскрытия преступлений по религиозным мотивам является отсутствие должного обмена информацией между органами внутренних дел и религиозными организациями (традиционными и нетрадиционными). Наличие обмена информацией, на наш взгляд, будет способствовать недопущению создания религиозных организаций деструктивного характера, вступлению большей части людей в подобные организации, а также эффективной и своевременной профилактической работы в отношении активных участников данных организаций. Поэтому считаем возможным предложить создание координационного центра (совета) по противодействию деятельности религиозных организаций деструктивного характера, в который, по нашему мнению, должны входить представители ОВД, общественных (традиционных религиозных) организаций и администрации края по вопросам наций и религии.
Обмен информацией, во исполнение приказа МВД РФ от 6.08.1993 № 390 «Об утверждении нормативных актов в области регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», по вопросам своевременного выявления и предупреждения преступлений, подготавливаемых и совершаемых лидерами и участниками религиозных организаций деструктивного характера должен осуществляться в ходе проведения совместных конференций.
Следующая проблема, по нашему мнению, состоит в отсутствии совместных действий органов внутренних дел и общественных объединений (традиционных религиозных организаций) по своевременному недопущению совершения противоправных деяний религиозными организациями деструктивного характера. Решение данного вопроса видится в привлечении сотрудниками ОВД представителей традиционных религиозных организаций, в частности Русской православной церкви, в качестве специалистов, например, при исследовании религиозной литературы, при анализе деятельности отдельных религиозных организаций, в отношении которых в ОВД находится информация компрометирующего содержания.
На основании вышеизложенного, можно предложить следующие формы взаимодействия органов внутренних дел с общественными (традиционными религиозными) объединениями по противодействию деятельности религиозных организаций деструктивного характера на территории Ставропольского края:
- проведение совместных семинаров, конференций с участием сотрудников ОВД, закрепленных за линией противодействия экстремизму и представителями общественных объединений, занимающихся вопросами сектантства и традиционных религиозных организаций, с целью обмена необходимой информацией и знаниями по вопросам деятельности религиозных организаций деструктивного характера;
- создание координационного центра (совета) по противодействию деятельности религиозных организаций деструктивного характера, в который, по нашему мнению, должны входить представители ОВД, общественных (традиционных религиозных) организаций и администрации края по вопросам наций и религии;
- привлечение представителей традиционных религиозных организаций в качестве специалистов по вопросам, связанных с деятельностью отдельных религиозных объединений.
По нашему мнению, организация и четкое определение задач такого взаимодействия позволит органам внутренних дел не только своевременно выявлять лиц, подготавливающих совершение преступлений по религиозным мотивам, но и более качественно документировать и собирать доказательства в отношении этих лиц, что не позволит им в дальнейшем избежать уголовной ответственности.