Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕСТО РОДИТЕЛЕЙ В ДАННОЙ СИСТЕМЕ'

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕСТО РОДИТЕЛЕЙ В ДАННОЙ СИСТЕМЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНВАЛИДНОСТЬ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / КОРРЕКЦИЯ / СЕМЬЯ / ПЕРСОНАЛ / РАННЯЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПОДДЕРЖКА / НОЗОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусхаджиева Тамара Абдуллавна, Магомедова Зухра Залимхановна, Акмурзаева Рамнат Алдумгазиевна

Анализируются отдельные аспекты действующей системы образования детей с особыми образовательными потребностями как одного из наиболее важных направлений российской социальной политики. Правительством Российской Федерации принят курс на дальнейшее развитие инклюзивного и специального образования, предоставляющего возможность реализации эволюционного подхода в обновлении системы специального образования, инклюзивной практики. Расширение спектра детских заболеваний связано не только с экологической ситуацией в мире, но и с социально-культурной составляющей семьи: нездоровой обстановкой в семье, жестоким обращением с ребенком, неблагоприятными условиями проживания и др. Обосновано, что наряду с принимаемыми государственными и административными органами мерами в сфере специального образования необходимо формирование активной позиции родителей в процессе инклюзивной практики, понимания ими его сущности и цели образовательного процесса как одного из основных условий эффективности развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлен опыт взаимодействия специалистов Чеченского государственного педагогического университета с родителями на примере Сетевого консультационного центра комплексной поддержки семей, воспитывающих детей, в том числе с аномалиями развития, «Родительский университет». Данный опыт может быть использован другими образовательными организациями разных ступеней - от учреждений ранней помощи до вузов. Просвещение родителей в области педагогики семейного воспитания оказывает благотворное влияние не только на аномального ребенка и его семью, но является отправной точкой в формировании толерантной позиции общества к детям с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусхаджиева Тамара Абдуллавна, Магомедова Зухра Залимхановна, Акмурзаева Рамнат Алдумгазиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF SYSTEM OF INCLUSIVE AND SPECIAL EDUCATION AND PARENTS IN THIS SYSTEM

We analyze certain aspects of the current system of education of children with special educational needs as one of the most important directions of Russian social policy. The Government of the Russian Federation takes a course for the further development of inclusive and special education, which provides an opportunity to implement an evolutionary approach in updating the special and inclusive education system. The spectrum expansion of childhood diseases is associated not only with the environmental situation in the world, but also with the socio-cultural component of the family: unhealthy family environment, child abuse, unfavorable living conditions, etc. Along with the measures taken by state and administrative bodies in special education, it is necessary to form an active position of parents in the process of inclusive practice, their understanding of its essence and purpose of the educational process as one of the main conditions for the effective development and socialization of children with disabilities. We present the experience of interaction between specialists of the Chechen State Pedagogical University with parents on the example of the Network Consulting Center for Comprehensive Support of families raising children, including with developmental anomalies “Parent University”. This experience can be used by other educational organizations of different levels - from early aid institutions to higher educational institutions. Educating parents on the basics of pedagogy, family education has a beneficial effect not only on the abnormal child and their family, but it is also a starting point in the formation of a tolerant position of society.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕСТО РОДИТЕЛЕЙ В ДАННОЙ СИСТЕМЕ»

УДК 376.112.4 DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-3-109-115

Поступила в редакцию / Received 19.08.2022 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 06.09.2022 Принята к публикации / Accepted 22.09.2022

оригинальная статья

Отдельные аспекты состояния системы инклюзивного и специального образования и место родителей в данной системе

Мусхаджиева Тамара Абдуллавна и , Магомедова Зухра Залимхановна,

Акмурзаева Рамнат Алдумгазиевна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» 364037, Российская Федерация, г. Грозный, ул. Субры Кишиевой, 33

и tiana-00@mail.ru

Аннотация. Анализируются отдельные аспекты действующей системы образования детей с особыми образовательными потребностями как одного из наиболее важных направлений российской социальной политики. Правительством Российской Федерации принят курс на дальнейшее развитие инклюзивного и специального образования, предоставляющего возможность реализации эволюционного подхода в обновлении системы специального образования, инклюзивной практики. Расширение спектра детских заболеваний связано не только с экологической ситуацией в мире, но и с социально-культурной составляющей семьи: нездоровой обстановкой в семье, жестоким обращением с ребенком, неблагоприятными условиями проживания и др. Обосновано, что наряду с принимаемыми государственными и административными органами мерами в сфере специального образования необходимо формирование активной позиции родителей в процессе инклюзивной практики, понимания ими его сущности и цели образовательного процесса как одного из основных условий эффективности развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлен опыт взаимодействия специалистов Чеченского государственного педагогического университета с родителями на примере Сетевого консультационного центра комплексной поддержки семей, воспитывающих детей, в том числе с аномалиями развития, «Родительский университет». Данный опыт может быть использован другими образовательными организациями разных ступеней - от учреждений ранней помощи до вузов. Просвещение родителей в области педагогики семейного воспитания оказывает благотворное влияние не только на аномального ребенка и его семью, но является отправной точкой в формировании толерантной позиции общества к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: система образования; инвалидность; инклюзивное образование; развитие; коррекция; семья; персонал; ранняя комплексная поддержка; нозология

Конфликт интересов отсутствует

Для цитирования: Мусхаджиева Т.А., Магомедова З.З., Акмурзаева Р.А. Отдельные аспекты состояния системы инклюзивного и специального образования и место родителей в данной системе // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2022. Т. 21. № 3. С. 109-115. DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-3-109-115

© Мусхаджиева Т.А., Магомедова З.З., Акмурзаева Р.А., 2022

original article

Some aspects of system of inclusive and special education and parents in this system

Tamara A. Muskhadzhieva

©

, Zukhra Z. Magomedova, Ramnat A. Akmurzayeva

Chechen State Pedagogical University 33 Subry Kishievoy St., Grozny 364037, Russian Federation

^ tiana-00@mail.ru

Abstract. We analyze certain aspects of the current system of education of children with special educational needs as one of the most important directions of Russian social policy. The Government of the Russian Federation takes a course for the further development of inclusive and special education, which provides an opportunity to implement an evolutionary approach in updating the special and inclusive education system. The spectrum expansion of childhood diseases is associated not only with the environmental situation in the world, but also with the socio-cultural component of the family: unhealthy family environment, child abuse, unfavorable living conditions, etc. Along with the measures taken by state and administrative bodies in special education, it is necessary to form an active position of parents in the process of inclusive practice, their understanding of its essence and purpose of the educational process as one of the main conditions for the effective development and socialization of children with disabilities. We present the experience of interaction between specialists of the Chechen State Pedagogical University with parents on the example of the Network Consulting Center for Comprehensive Support of families raising children, including with developmental anomalies "Parent University". This experience can be used by other educational organizations of different levels - from early aid institutions to higher educational institutions. Educating parents on the basics of pedagogy, family education has a beneficial effect not only on the abnormal child and their family, but it is also a starting point in the formation of a tolerant position of society.

Keywords: education system; disability; inclusive education; development; correction; diseases; staff; early comprehensive support; nosology

There is no conflict of interests

For citation: Muskhadzhieva T.A., Magomedova Z.Z., Akmurzayeva R.A. Some aspects of system of inclusive and special education and parents in this system. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» = Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2022, vol. 21, no. 3, pp. 109-115. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-3-109-115

ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия особо актуализировались проблемы обеспечения благополучного и защищенного детства, включая право на образование лиц, независимо от состояния их здоровья, вероисповедания, социальной принадлежности и многих других факторов. Тема образования детей со сложностями развития не теряет своей актуальности в связи с наличием определенных закономерностей в системе образования: увеличение числа детей с проблемами здоровья (в Российской Федерации насчитывается более

1,15 млн детей с ограниченными возможностями здоровья и более 670 тысяч с инвалидностью1; рост хронических заболеваний на всех возрастных этапах развития ребенка, включая заболевания комплексного характера; слабый иммунитет детей, связанный со сложной экологической и эпидемиологической ситуацией в стране и мире и др. [1].

1 Стратегия развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030 г. URL: https://minobr.orb.ru/upload/uf/52f/TS 957 07.pdf (дата обращения: 07.06.2022).

Немаловажным фактором, способствующим росту рождаемости лиц с ОВЗ, является социально-культурная составляющая семьи: пристрастия к алкоголю и другим психотропным веществам, низкий уровень культуры одного из родителей, нездоровая обстановка в семье, девиации, жестокое обращение с ребенком (систематические избиения, пренебрежения его интересами, унижения, оскорбления и др.), неблагоприятные условия проживания, слабое питание и

др. [2].

Ученые, педагоги, общественные деятели придерживаются той позиции, что организация инклюзивного образования - одна из значимых задач для страны [3]. Развитие инклюзивной практики в российском обществе становится все более необходимым в связи с потребностью комфортного пребывания в нем всех слоев населения, обладающих особыми потребностями, для возможности реализации данной категорией лиц собственного потенциала и обретения статуса полноценного члена общества.

Указанные предпосылки вызвали необходимость анализа действующей системы образования в РФ для детей, имеющих ограничения в умственных и физических возможностях, включая специальное, инклюзивное, интегрированное обучение и подготовку новых конструктивных предложений по совершенствованию специального образования и формирования инклюзивного общества.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Государственная политика и нормативно-правовое регулирование в сфере инклюзивной практики РФ обеспечивает все категории детей с инвалидностью доступной средой для обучения и развития. «Закон «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует создание необходимых условий качественного образования детей с инвалидностью без дискриминации с целью коррекции нарушений развития и социальной адаптации, организацию специальных педагогических подходов для оказания ранней кор-рекционной помощи, социальное развитие данной категории лиц, включая инклюзив-

ную практику образования»2. Стратегия развития образования детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в РФ до 2030 г. ориентирована на консолидацию усилий государства и общества в области повышения социального статуса лиц с ОВЗ и с инвалидностью, снятия барьеров и ограничений в различных областях жизнедеятельности человека, включая, в первую очередь, получение образования3.

В Стратегии сделан акцент на необходимость обновления системы специального и инклюзивного образования лиц с ОВЗ и инвалидностью, основываясь на системно-деятельностном и конструктивистском подходах, эффективном сочетании богатых отечественных и зарубежных исследований в сфере образования лиц с ОВЗ, использовании достижений научных школ прошлых лет и современного опыта, а также на направленность образовательного процесса на формирование социальных компетенций обучающихся с ОВЗ и актуализации их личностного потенциала [4].

Несмотря на всю сложность ситуации, связанной с ростом рождаемости детей с различного рода заболеваниями и потребностью расширения профессионального и компе-тентностного уровня персонала, обслуживающего данную категорию лиц, в нашей стране произошли существенные положительные сдвиги в модернизации образования лиц с ОВЗ и инвалидностью:

- внедрена система ранней комплексной поддержки;

- положительная динамика достижений высоких технологий в медицине;

- разработаны новые коррекционно-развивающие технологии;

- утверждены нормативы наполняемости групп детей с различной нозологией;

- утверждены нормативы штатной численности специалистов психолого-педагогического сопровождения;

2 Стратегия развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030 г. URL: https://minobr.orb.ru/upload/uf/52f/TS 957 07.pdf (дата обращения: 07.06.2022).

3 Там же.

- практикуется активная разработка и внедрение адаптированных образовательных программ;

- произошло утверждение специальных федеральных образовательных стандартов;

- функционируют базовые профессиональные образовательные организации.

Правительством РФ принят курс на дальнейшее развитие инклюзивного и специального образования, предоставляющий возможность реализации эволюционного подхода в обновлении системы образования детей с инвалидностью и ОВЗ в современных, стремительно меняющихся условиях, способствующий сохранению лучшего опыта прошлых лет, доказавший свою эффективность и дающий возможность формировать новые образовательные технологии с учетом этого опыта, основу которого составляют как отечественные работы, так и зарубежные.

Эффективность широко используемых в специальных коррекционных учреждениях России диагностических и коррекционных программ несомненна, но без психолого-педагогической подготовки родителей данная работа не будет иметь желаемого результата. Немаловажное место в специальном образовании лиц с ОВЗ занимает деятельность, связанная с формированием у родителей необычного ребенка активной жизненной позиции в стремлении преодолевать сложности развития и общения с ним. В участии родителей в процессе инклюзивного образования, понимания ими его сущности и цели заключается необходимое условие эффективности образовательного процесса, а также социализации детей с ОВЗ [5]. Работу с родителями следует направить на повышение их правовой, педагогической компетентности, организацию совместной деятельности образовательного учреждения и семьи с целью укреплению здоровья детей и их комфортного пребывания в социуме [6].

В свое время А.С. Макаренко создал стройную теорию воспитания ребенка, в которой его работа «Воспитание в семье и школе» занимает одно их главных мест. Педагог отмечал, что именно семья «поставляет» нам малолетних правонарушителей и беспризорных. «Книгу для родителей» А.С. Макаренко можно использовать и в настоящее время как учебное подобие для родителей.

Теоретические и практические исследования подтверждают необходимость ознакомлений всех членов общества с особенностями лиц с ОВЗ. Так, среди родителей, которые воспитывают детей с нормальным развитием, нами был проведен опрос, в котором приняли участие 128 человек. На вопрос «Какие чувства у вас вызывают лица с ОВЗ?», 83 % ответили сочувствие; 12 % -уважение и 5 % - симпатия. Страх, равнодушие и неприязнь - 0 %.

На вопрос «Как часто вы взаимодействуете с людьми с ОВЗ?» 15 % ответили - каждый день; 75 % - не реже чем несколько раз в месяц; 8 % - редко и остальная часть опрошенных ответила - никогда.

Эти данные указывают на то, что неприязнь, равнодушие, отрицательные эмоции в социуме по отношению к аномальным детям возникают из-за незнания особенностей развития данной категории лиц, редкого контакта и взаимодействия с ними.

Немалую роль в социализации, развитии детей с инвалидностью играют их собственные родители. В исследованиях американского психолога Э. Кюблер-Росс раскрываются стадии проживания родителями рождения ребенка с отклонениями в их семье. К сожалению, немалая часть родителей теряет время в попытках доказать себе и «всему миру», что их ребенок здоров, что скоро он станет «таким, как все», застревая в стадии отрицания. Чем раньше родитель обратится к специалисту, тем более велика вероятность, что его ребенок получит квалифицированную помощь в определении путей развития ребенка с ОВЗ. Само собой ничего не случается, необходимо приложить усилия, время, привлечь ряд специалистов для получения даже малого результата, положительной динамики. Первый шаг должен сделать родитель, первую инициативу должен проявить родитель, так как большую часть времени ребенок проводит в семье и только родитель может с точностью описать все особенности поведения и жизнедеятельности ребенка.

Примером включения родителей в развитие их детей является Сетевой консультационный центр комплексной поддержки семей, воспитывающих детей, в том числе с аномалиями развития, «Родительский университет» (далее - Центр), который функ-

ционирует в Чеченском государственном педагогическом университете г. Грозный. Центр оказывает следующие виды услуг:

- устные консультации в виде ответов на вопросы;

- очные консультации;

- выездные консультации;

- дистанционное взаимодействие с родителями и семьями;

- онлайн-консультации.

Граждане обращаются в Центр по мере необходимости и получают услуги разных специалистов в зависимости от проблемы: психолога, педагога, дефектолога, логопеда, семейного психолога-консультанта, юриста и др.

На 16 июня 2022 г. консультационную помощь от «Родительского университета» ЧГПУ получили более 8 тысяч родителей, включая родителей, воспитывающих детей с инвалидностью и ОВЗ.

Наиболее актуальными вопросами, с которыми обращаются родители аномального ребенка, являются:

- в каких специалистах нуждается ребенок с определенной нозологией;

- как подготовить ребенка к школе;

- в какое образовательное учреждение лучше отдать ребенка, имеющего определенные отклонения в развитии;

- детская агрессивность;

- роль и место гаджетов в развитии ребенка;

- социализации детей с ОВЗ;

- эмоциональное выгорание родителей;

- как вести себя членам семьи с ребенком, имеющим отклонения в развитии;

- права семей, воспитывающих ребенка с инвалидностью и ОВЗ.

Примечательным является то, что на очные консультации родители приходят в основном с детьми. Пока родитель получает помощь от специалиста Центра, с ребенком

(детьми) занимаются студенты старших курсов соответствующего профиля обучения по заданию, заранее подготовленному преподавателем-консультантом. Центр располагает игровой комнатой с полным детским игровым оснащением, релаксационной комнатой, учебным кабинетом, где дети с пользой проводят время, а студенты приобретают опыт взаимодействия с детьми, имеющими отклонения.

Заметный результат дает использование памяток для родителей, в которых отражены особенности ребенка с ОВЗ, а также подготовленные консультантами-преподавателями и студентами кейсы с готовыми вариантами ответов [7]. Подобного рода кейсы помогают родителям подобрать тот или иной метод решения проблемной ситуации в семье, связанной с воспитание ребенка.

В деятельности подобных центров важно формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, установки на сотрудничество, оказания психологической поддержки родителям [8].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, обновляя и развивая систему инклюзивной практики через введение специального обучения, создание обучающих центров для родителей, мы способствуем созданию условий, где ребенок с ОВЗ не исключается из социума, а наоборот, становится его частью и имеет возможность получать весь спектр образовательных услуг. Постоянный контакт с семьей способствует пробуждению чувства привязанности и доверия родителей к образовательному или кор-рекционному учреждению, воспитанником которого является их ребенок. Отмеченные нами направления работы с семьей ребенка с ОВЗ можно использовать как исходные в модернизации инклюзивного образовательного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонова А.А., Яманова Г.А., Боговденова В.Ф., Умарова Д.Н. Основные тенденции заболеваемости среди детского населения // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 1-3 (103). С. 6-9. Б01 10.23670ЛШ.2021.103.1.054

2. Саидова Л.И., Землянова Е.В. Территориальные различия состояния здоровья детского населения Чеченской республики // Социальные аспекты здоровья населения. 2012. № 3.

3. Феталиева Л.П. Реализация индивидуального подхода к развитию обучающихся с различными образовательными возможностями и потребностями // Вестник социально-педагогического института. 2020. № 2 (34). С. 56-60.

4. Калабихина И.Е. О реализации Национальной стратегии действий в интересах детей // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2015. № 6. С. 58-80.

5. Алехина С.В. Роль родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии инклюзивного образования // Педагогика и просвещение. 2017. № 4.

6. Саватеева А.Л., Тихомирова Л.Ф. Социальное взаимодействие и партнерство с родителями как необходимое условие создания социализирующей коррекционно-развивающей среды для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 126-130.

7. Кенибаева Г.А. Методы включения родителей в реализацию образовательной программы // Челябинский гуманитарий. 2016. № 3 (36). С. 71-79.

8. Виневская А.В., Кубышкина М.Д., Хачатрян С.К., Мисливец Н.И., Свищева Е.А. Основы инклюзивного образования. Его значение в современном обществе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2014. № 11 (70). С. 294-297.

REFERENCES

1. Antonova A.A., Yamanova G.A., Bogovdenova V.F., Umarova D.N. Main trends in morbidity among child population. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal = International Research Journal, 2021, no. 1-3 (103), pp. 6-9. (In Russian). DOI 10.23670/IRJ.2021.103.1.054

2. Saidova L.I., Zemlyanova E.V. Territorial differentiation of children health in the Chechen Republic. Sotsialnye aspekty zdorovya naseleniya = Social Aspects of Population Health, 2012, no. 3. (In Russian).

3. Fetalieva L.P. Implementation of an individual approach to the development of students with different educational opportunities and needs. Vestnik sotsial'no-pedagogicheskogo instituta = Bulletin of the Socio-Pedagogical Institute, 2020, no. 2 (34), pp. 56-60. (In Russian).

4. Kabalina I.E. On the implementation of the National Strategy for Action on Children. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6. Ekonomika = Moscow University Economics Bulletin, 2015, no. 6, pp. 58-80. (In Russian).

5. Alekhina S.V. The role of parents of children with disabilities in the development of inclusive education.

Pedagogika i prosveshchenie = Pedagogy and Education, 2017, no. 4. (In Russian).

6. Savataeva A.L., Tikhomirova L.F. Social interaction and partnership with parents as a necessary condition to make a socializing correctional and developing environment for children with moderate and heavy mental retardation. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2017, no. 4, pp. 126130. (In Russian).

7. Kenibaeva G.A. Methods of inclusion of parents in the implementation of the educational program. Chelyabiskiy gumanitariy, 2016, no. 3 (36), pp. 71-79. (In Russian).

8. Vinevskaya A.V., Kubyshkina M.D., Khachatryan S.K., Mislivets N.I., Svishcheva E.A. The basics of inclusive education. Its significance in modern society. Aktualnye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk, 2014, no. 11(70), pp. 294-297. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Мусхаджиева Тамара Абдуллавна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и дошкольной дефектологии. Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Российская Федерация. E-mail: tiana-00@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2326-5725 Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы, написание статьи, утверждение текста статьи.

Магомедова Зухра Залимхановна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и дошкольной дефектологии. Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Российская Федерация. E-mail: magamedova-1975@mail.ru Вклад в статью: подбор и анализ литературы, написание и корректировка текста статьи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Акмурзаева Рамнат Алдумгазиевна - магистрант направления подготовки «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья». Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Российская Федерация. E-mail: tiana-00@mail.ru

Вклад в статью: подбор литературы, написание части статьи.

Tamara A. Muskhadzhieva - Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Special Psychology and Preschool Defectology Department. Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russian Federation. E-mail: tiana-00@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2326-5725 Contribution: main study conception, literature analysis, article writing.

Zukhra Z. Magomedova - Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Special Psychology and Preschool Defectology Department. Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russian Federation. E-mail: magamedova-1975@mail.ru Contribution: literature analysis and selection, article text writing and editing.

Ramnat A. Akmurzayeva - Master's Degree Student in "Psychological and Pedagogical Support for Persons with Disabilities". Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russian Federation. E-mail: tiana-00@mail.ru

Contribution: literature selection, part of the article writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.