УДК 378
Pavlenko U.V., senior teacher, KGAU DPO "Kamchatka IRO" postgraduate, Department of Pedagogy, Kamchaktka State University n.a. Vitus Bering (Petropavlovsk-Kamchatsky, Russia), E-mail: [email protected]
Pozdnyakova I.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy, Director of the Institute of Social and Humanitarian Education, Gzhel State University (Elektroizolyator Village, Moscow Region, Russia), E-mail: [email protected] Kurbanova L.U., Doctor of Sciences (Sociology), Senior Lecturer, Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
ORGANIZATION OF INTERACTION OF EDUCATORS WITH A FAMILY RAISING A CHILD WITH DISABILITIES. In the pedagogical community, traditional ideas about the undesirability of co-education and training of normally developing children and children with disabilities are still widespread. With the development of inclusive educational practices in Russia, the attitude of the professional community towards co-education began to change over time. The importance of inclusive education as a social process and necessary for all pupils without exception is realized by teachers of preschool educational organizations. The article examines readiness of kindergarten teachers of the Kamchatka Krai to interact with a family raising a child with disabilities. The idea of educators about inclusive education is analyzed, the formation of the attitude of teachers of preschool educational organizations to work with a special child and the family, in which he is brought up, is studied. The results of the study showed that it is necessary to strengthen the attention of educators in the field of accompanying a family raising a special child.
Key words: professional readiness of educator, children with disabilities, inclusive education, interaction with family, professional attitude.
У.В. Павленко, ст. преп., КГАУДПО «Камчатский ИРОаспирант ФГБОУ ВО «КамГУ имени Витуса Беринга»», г. Петропавловск-Камчатский, E-mail: [email protected]
И.Р. Позднякова, канд. пед. наук, доц., директор института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: [email protected]
Л.У. Курбаноеа, д-р социол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В педагогическом сообществе все еще широко распространены традиционные представления о нежелательности совместного воспитания и обучения нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. С развитием инклюзивных образовательных практик в России со временем начало меняться отношение профессионального сообщества к совместному обучению. Важность инклюзивного образования как процесса социального и необходимого для всех без исключения воспитанников осознается педагогами дошкольных образовательных организаций. В статье рассматривается готовность воспитателей детских садов Камчатского края к взаимодействию с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Проанализировано представление воспитателей об инклюзивном образовании, изучена сформированность отношения педагогов дошкольных образовательных организаций к работе с особым ребенком и семьей, в которой он воспитывается. Результаты исследования показали, что необходимо усилить внимание воспитателей в сфере сопровождения семьи, воспитывающей особого ребенка.
Ключевые слова: профессиональная готовность воспитателя, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, взаимодействие с семьей, профессиональная установка.
В семейной жизни для большинства родителей рождение малыша является важным событием. Рождение ребенка с проблемами в развитии нарушает весь уклад жизни семьи, изменяет характеристики жизнедеятельности ее членов в социальном пространстве. С появлением особого ребенка в семье параллельно возникает целый ряд проблем, к решению которых зачастую не готовы родители, вследствие чего семья оказывается в сложной жизненной ситуации, для преодоления которой требуется помощь специалистов в решении медицинских, психологических, воспитательных, социальных и правовых проблем, вызванных появлением особого ребенка [1-9].
Цель данной статьи заключается в исследовании готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к взаимодействию с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, для поиска эффективных путей повышения компетентности воспитателей в данной сфере.
Основными задачами статьи можно определить следующие: проанализировать, как воспитатели детских садов в Камчатском крае относятся к идее инклюзивного образования в ДОО; определить, какими профессиональными компетенциями и личностными качествами, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности, должны обладать педагоги ДОО.
Методы исследования: при подготовке данной статьи использовались теоретические методы (анализ научно-педагогической литературы) и практические (анкетирование).
Научная новизна статьи состоит в исследовании и выявлении готовности воспитателей дошкольных образовательных организаций к продуктивному взаимодействию с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Теоретическая значимость заключается в том, что были рассмотрены компоненты готовности воспитателей к взаимодействию с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость заключается в том, что был проведен анализ отношения педагогов ДОО к инклюзивному образованию с целью совершенствования инклюзивных практик.
Важная роль в системе подготовки воспитателей ДОО в сфере инклюзивного образования отводится курсам повышения квалификации. В системе курсов повышения квалификации для педагогов Камчатского края по инклюзивному образованию ежегодно в КГАУ ДПО «Камчатский ИРО», ФГБОУ ВО «КамГУ им. Ви-
туса Беринга» постоянно участвует Рачковская Надежда Александровна - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и современных образовательных технологий ГОУ ВО Московской области «Московский государственный областной университет».
Готовность воспитателей ДОО к инклюзивному образованию, а также взаимодействию с семьей, воспитывающей ребенка с оВз, представляет собой инте-гративное личностное образование, которое проявляется в способности выполнять профессиональную деятельность на основе специальных знаний и умений. В соответствии с содержанием новых образовательных стандартов воспитатели ДОО должны быть готовы осуществлять инклюзивное образование детей с ОВЗ.
Для определения готовности воспитателей к взаимодействию с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, нами использовался метод анкетирования. В частности, была модифицирована «Анкета-вопросник для изучения отношения педагогов к инклюзивному образованию» (В.А. Худик) [9], на ее основе мы составили анкету для воспитателей «Изучение отношения педагогов к инклюзивному образованию». Исследование проводилось в мае 2022 года в Петро-павловске-Камчатском, в нем приняли участие 242 респондента, воспитатели дошкольных образовательных организаций. В Телеграмм была создана группа «Воспитатели ДОО», в которую вошли педагоги из Петропавловска-Камчатского городского округа, Елизовского муниципального района, Вилючинского городского округа, Мильковского, Быстринского, Усть-Камчатского и Соболевского муниципальных районов. В группу была дана ссылка на анкету, созданную с помощью Google-формы, анкета была анонимной.
Проанализируем информацию, полученную в итоге анкетирования.
На первый вопрос анкеты «Ваши представления об инклюзивном образовании в ДОО?» подавляющее большинство респондентов ответили, что хорошо понимают особенности инклюзивного образования детей с ОВЗ (61,8%). Отметим также, что 35,3% респондентов считают, что имеют недостаточные представления об инклюзивном образовании, кроме того 2,9% респондентов вообще не понимают сути инклюзивного образования.
На второй вопрос анкеты «Ваше отношение к инклюзивному образованию?» мнения респондентов разделились следующим образом: 26,5% опрошенных ответили, что к идее инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях относятся положительно, и 22,1% респондентам хотелось бы принять позицию инклюзивного образования, но они чувствуют неуверенность
в правильности данного обучения, однако 17,6% респондентов ответили, что у нихотсутствует четкая позициявотношении инклюзивногообразования.
Мнения респондентов, которым хотелось бы принять идею инклюзивного зфнзоваихя, то ттс всетщеощ^тютсомиостя в необходимости данного обучения, и рсстгаоеентеа,нтотсые ятняяятяя кодно иняпюзивняго образоватен отрицательно, разделились поровну - по 22,1% соответственно.
теня/! огли определенно ответить на данный вопрос 11,8% опрошенных педагогов.
Резулотаты ^таноа^иотае^(^Е!т^^ вoпpoненкeтыыопяoснотaтeлeй«Bтшe етсешeспe кинклюзввнорyяеказииaзсю» пеа^^'^;«онапыторни. Я.
реиультаты г^б^кетироваяяпоп^м^]^1^,ч^о респотдеттовполагают.что сяябоие втОято« апзуоч ппучтет, твль те зретвиеяаразяазьие х утсюиьтх яиег|ов|т лизированных детских садов и школ, таким образом они не поддерживают идею кхеапутчт ноключивпххнв8еaзoвaтия, и аи,У% радееодевттв таноиюп, отсадином с ОВЗ необходимо обучаться в общеобразовательной школах и детских садах, но р|ки вслоаии, чпо ятля них отеyо онхдавы cиeциолвyые а^виеуея. M8и(т(зуулаттар, чоо унею ьиалlавокчеве оВаандк^ово нти ихтиищ8юг е ре ис«кнаюя Опотт«! иемх-итлы иe^^i^вваoв. Bезlтвмч8,а ятлcнeдяртятоич8ьиаяфeятвcннмиьяйгятогияктн| коеовпх иyляетсo т|«зри1^тв%д% пнефаяяилнмотьяй иaдгеоохки ч выст|^пуес|^егу-лятором успешности профессиональной деятельности. Внедрение инклюзивной практикич ситкеих дошкилипого оДрсзенанвт с^оии^с^^т ьяятокивяго итoфcояиo-нального роста, повышения профессиональной компетенции и личностного ро-ютаидда гога.
Наих-еея «Mрc«cыика у Вхдтфоамиоаканanряфeсчиян;мn::илc рг^тс^тотча на работу с любым ребенком, вне зависимости от его реальных возможностей, еcяЛeнн«cядИпявeдeнип, ялятоятчр фивитеячяге и псьаоте<^^(^го едяроико?» 5,9% респондентов ответили, что такая установка у них еще не сформирована, рс,0%пидагогатсеттают, чтoоакди свтвтлчкд яиих ихдсепеньи фякlоикyeтси. и-шс ЧЗ,М% лyмeткли,пихпт8фeяячандaтч8т трсaнлиc8ихднрятнфяфяpмиpя-вана. Результаты обработки ответов на данный вопрос анкеты для воспитателей иоедститрм ид cтт.2,
установка полностью сформирована
установка постепенно формируется
установка не сформирована
Рис. 2. Результаты обработки ответов на вопрос анкеты «Насколько у Вас иф о рм и ровавп -е-фе стоенaльнaч у^'^^г^ови^р няе абятрклю бым%дбе нкямк ико зaвияимястимтeгхчяaльныxчяздхжняттеЧ, яяебеннотудй то впреобо, стутояиия фчcньeяюягми осихьческсгт зинто-ья?»
^^ое атнашхииеккхмплектоваимю групп детей с особенностями физиче-кого здоровья и психического развития педагоги охарактеризовали следующим образом:PT,4%ячилaюапте лямплc%рдиaчьeррyгкдллжняпеянзихмоcьяяяyчо-том состояния физического и психического здоровья особых детей; для большей кoмеврнчl расрхидалтов (í5T^KЬ( рат^<^тир^а чачгажиoскьрдпмаетреcя пипСыве ния здоровых детей и детей с ОВЗ, что свидетельствует о том, что воспитатели прддepжииaюрттeючямпллcтовaниячpyпкд yкe«яыP8TтокиияPм«чPння воспи-оaиникcнl и иозиржпрриирлемераирга пиктыванитидрбовыидетггй и детей и пол оичнымн медицасккмимиcгнpчами кыткамоаи с^хз^^н^ениететмеиыаее чипло кcипит8«cыeИм 5,9%.
На вопрос «Как Вы оцениваете свою готовность к работе с детьми, имеющими OB0,в трхрвсях глyипыч«%Дпcнидрдптpй нaоpлyлeрихртиД»еымкиooеc
чены следующие ответы: о трудностях при интеграции детей с ОВЗ в коллектив оoсPaльно развивающихся сверстников заявили 48,5% воспитателей. Педагогам не хватает их профессиональных навыков для плодотворной работы с особыми детьми. 31,9% респондентов ответил, что они на достаточном уровне владеют оюяодами и приемами работы с детьми с ОВЗ и знают, как их интегрировать в коллектив здоровых сверстников. Не смогли определенно ответить на данный вопрос 5,9% респондентов.
Ориентируются в особенностях физического и психического развития де-тойк ОВЗ 45,6% респондентов, однако 41,2% педагогов отмечают, что владеют ограниченными и недостаточными знаниями об особенностях развития детей. Плохо ориентируются в особенностях физического и психического развития детей с ОВЗ 8,8% опрошенных. Очевидно, что такое положение может быть связано с тем, что воспитатели, которые работают с детьми с ОВЗ в детском саду, не имеют базового образования по направлениям специальной педагогики и психологии, соответственно, отмечают нехватку специальных знаний.
Интересные результаты показал анализ ответов на вопрос «Какое по вашему мнению оказывает влияние присутствие детей с ОВЗ на здоровых сверстников в группе комбинированной направленности?». Мнение педагогов разделилось следующим образом: 51,5% считают, что дети с ОВЗ могут оказывать положительное ялиянин наздоровякдеяей.Отом,чяо детн с ОВЗмогутнега-тивно влиять на здоровых сверстников, считают 22,1% педагогов, и лишь 10,3% ренпордентов ответили, чти дета я ОВЗникаконовлиянияпе окaзеlноlот.
Навопрос «Оясроонко Оывладеететнянологноми я методамм райявыс °еетмй, имеющимиОВ°,н уоло^1^яхфупк1^1к^уя^Нийеноврг^д^с^п^ нояраеюннояви0» бопьд апеастьиняйондентов(У0,8%)очитаюя,что ео^н^ь вриет аыпю методами в работе с детьми с ОВЗ. Честно признались в том, что не зпаюе о яе оатпляьуюн м тияеИ он^с0ксс-1с5ич.ппнс-й дчянтов«осрв техноломкн к детод«1 нрбоыы нособыоыдетынн 14|7Ы0о яeягюьн4иы40. Отвзятия енпpeничоуи п двоих ^ори(^>вронвнр иуоннено иупеыl-зы-иауп оeяз4еl(ыпии у юе^з'сзд^! ра°пвы о дуни-дв с ОВД от вй^^п^.ид лрои нЬД/О енношеоных.
ь:яaaмlающеа0pысоьчpтял ртаетилдчто гйавным кяеыностииео
уля уяоюоппдн .тевт^1и л ОВЗ йррклюноввну ишpaзoванп4 онляетсн опаяенне «ди. йяо-1>н»ню.1 нуеоноателвв ПО-Ю.Ен'Ч'н). тто рчов с ОВи йе в полиьх. мере ус^^п^^з.'^-^му рргли Вуи^чоу^т^ьсхв oрeциыыссемтйpо>lcоньс.Ha втзрум местн еpoвзчимpняь иканад дуты онаспчхв ^1^рагонес, итойондоовьиpaзнвнaощвмpоыетнoбyдeн ноилятввя оенвше «нячaнья (З!0,РП'оЫ. Зпдш ДеЬcдннтeыьво, с40eчpяpOBЗ требуит б-^у^^и^ено яоьвoипp ^^ -^т^и^с^с^у|во^гога, его заботы, тщательного присмотрим течение дня. .н0—: и оысоьая дсьeявявеивоите ртиеоки впк^о1я,туу^г^р^оoеыяыс,Peоyльн4тзpб-pоПотoьсoьeтоувеототпpoяPсооиотыдлснерпотoнeчeй прид ехав им на рис. 3.
ва унеоот ты, что зыяуд бл унеоате е уруыедЕох реацаеупоыяы...
■46%
будат удауотпно заопша евазавао 040%
нтрах а елнысао ытеатртеаооыртп 1 Р1 5%i>
Рис. 3. Результаты обработки ответов на вопрос анкеты«Чтона ваш взгляд является зррдывю пвыряыыывиемдар ыеыюаения детей сО°3 в иьыклвазианое обяа^(^Е^аииь?»
Инфopп4йиеиыыоoиaзвдыдь оля пан отьеаы оеннокпустов а ^00^ «Скнтгаеюе ив оня нг^^я ооoфepаьoн4дняо ^(^г^с^^нии к -оОосв <с .иояно н ОВЗ?»н ЕВипвшоя дзптк рпрпродерурд (5C,9%) ттнйают,нрз обладава рчдодол^неым, нр недсятутоуоыд урявврмпрофнонионалньыя ^^тиыкло в pс4ереяууоьчи нОВу. яяяяУотсопнан^в^о^юв яямечплня сотп 2е.5% вяяпитотеддH.)H,C% педооя-яов |аoтв.йьск^вp,что он яpяяуоевтыявооияВ оу(ггнзпони дортуточоя -то тогя, иодетl у^(5ооеяо и ойябыз озбeвизв, Ремрдьааты ууоlнfьoяйи отидует вр вaньыг. вяпряя диичдыддя аяап итателей представим на рис. 4.
те ны ь-ыы за с рабыьа о? ыбуадаю
ыбуадаю опрадауавнлш урыеоаз
еер«ЯаРcа«оаупо«й еодяотоеса д«нтатеян«
Рис. 4. Результаты о^о^нклответов на вопрос анкеты «Считаете ли вы себя профессионально готовым к работе с детьми с ОВЗ?»
Рис. 1. Результаты обработки ответов на вопрос анкеты «Ыашeoтвдщдyиe 0«^«) гкпнамп нlеа ехдaoиию'?»
На вопрос анкеты «Считаете ли Вы себя профессионально готовым к взаимодействию с семьей, воспитывающей особого ребенка?» 69,6% воспитателей выражают полную готовность к взаимодействию с родителями ребенка с ОВЗ; 21,7% респондентов не уверены, что готовы взаимодействовать; не видят необходимости во взаимодействии с семьей 2,9% педагогов, 5,8% респондентов не смогли определенно ответить на данный вопрос. Каждая семья индивидуальна по типу, составу, социальному положению; у каждого родителя свои ожидания от воспитателя, свои представления о содержании воспитания и обучения особого ребенка. Возможно, воспитателям не хватает умений и знаний, чтобы эффективно выстроить свое взаимодействие с семьей, отвечающее индивидуальным интересам и потребностям родителей.
На вопрос анкеты «Владеете ли Вы инновационными технологиями работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ?» 29% респондентов ответили, что знают и используют в своей работе инновационные технологии взаимодействия с семьей особого ребенка; 43,5% педагогов работают по старинке и лишь изредка применяют в работе новые технологии взаимодействия и сотрудничества; 5,8% воспитателей не считают необходимым использование инновационных технологий, 21,7% не смогли ответит определенно на данный вопрос.
Отметим также ответы респондентов на вопрос «Как вы считаете, необходимо ли Вам повышение квалификации в области специальной педагогики и психологии для работы с детьми с ОВЗ?». Выражают необходимость и желание повысить свою профессиональную квалификацию по вопросам специальной педагогики, психологии и инклюзивного образования 57,4% педагогов. Для 36,8% воспитателей важно получить дополнительное образование по специальной педагогике и психологии, лишь 5,9% воспитателей не видят особой нужды повышать свою квалификацию в сфере инклюзивного образования.
На вопрос об обучении и самообразовании по программам работы с детьми, имеющими ОВЗ, в условиях группы комбинированной направленности» 52,9% опрошенных педагогов ответили, что иногда интересуются программами работы с детьми, имеющими ОВЗ; 32,4% респондентов совершенствуют и дополняют свои знания в области программ по работе с детьми с ОВЗ, 5,9% воспитателей не занимаются самообразованием и повышением своих знаний
Библиографический список
в данной области, а 8,8% респондентов на данный вопрос не смогли ответить определенно.
Эффективной формой повышения квалификации 38,2% респондентов считают обучение на курсах повышения квалификации; получению дополнительного образования по специальности, соответствующей профессиональной сфере, отдают предпочтение 29,4% воспитателей; необходимость обмена накопленным педагогическим опытом в инклюзивном образовании отметили 26,5%, не смогли определенно ответить, что для них будет эффективной формой повышения квалификации 5,9% респондентов.
Таким образом, профессиональная готовность педагога к работе с семьями, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, предполагает сформированность целого комплекса качеств (милосердие, эм-патия, толерантность, высокий уровень субъектного контроля и др.), которые основываются на личностных и профессиональных ресурсах. Не каждый воспитатель, работающий в ДОО с нормально развивающимися детьми, способен к работе с особым ребенком.
Работа воспитателя в инклюзивной группе выходит за рамки традиционной деятельности, такой привычной для воспитателей дошкольных учреждений, поскольку она сочетает в себе различные виды психолого-педагогической деятельности: социально-педагогическую, реабилитационную, консультативно-диагностическую, психотерапевтическую и др. Для воспитания, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья требуется педагог с высокой профессиональной компетентностью.
Успешная реализация инклюзивного образования требует от педагога знаний особенностей детей с ОВЗ, навыков и умений работы с ними. Не менее важны готовность педагога безоценочно принять ребенка с отклонениями в развитии, толерантный подход к его особым образовательным и социальным потребностям.
Осуществление всесторонней поддержки родителей детей с ОВЗ может стать предпосылкой разработки совместно с ними стратегий сотрудничества, их постепенного и последовательного вовлечения в инклюзивный образовательный процесс в интересах развития и воспитания ребенка с ОВЗ.
1. Богомолова З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ Дошкольная педагогика. 2010; № 2: 54 - 58.
2. Карпушева Н.М. Специфика социально-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития. Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. 2018; Выпуск 14: 125 - 139.
3. Рачковская Н.А. Обучение ребенка с ОВЗ в массовой школе: возможности и проблемы индивидуализации. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016; № 4: 53 - 61.
4. Рачковская Н.А. Актуализация культуротворящей функции образования в поликультурной среде школы. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017; № 1: 29 - 37.
5. Конева О.Б. Психологическое консультирование семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. Челябинск, 2018.
6. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. Москва, 2019.
7. Рачковская Н.А. Социально-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития. Социокультурная детерминация субъектов образовательного процесса: сборник материалов Международной конференции XI Левитовские чтения в МГОУ, 2016: 78 - 83.
8. Рачковская Н.А. Социальная абилитация школьников с ограниченными возможностями здоровья. Вестник Московского государственного областного университета. серия: педагогика. 2015; № 3: 106 - 112.
9. Худик В.А., Тельнюк И.В., Сорокина О.Ю. Готовность к принятию инклюзивного образования субъектами дошкольной образовательной среды. Коррекционно-педагоги-ческое образование. 2015; № 1: 33 - 43.
References
1. Bogomolova Z.A. Formirovanie partnerskih otnoshenij pedagogov i roditelej v usloviyah sotrudnichestva v DOU. Doshkol'naya pedagogika. 2010; № 2: 54 - 58.
2. Karpusheva N.M. Specifika social'no-pedagogicheskoj pomoschi sem'e, vospityvayuschej rebenka s osobennostyami psihofizicheskogo razvitiya. Social'noe obsluzhivanie semej i detej: nauchno-metodicheskij sbornik. 2018; Vypusk 14: 125 - 139.
3. Rachkovskaya N.A. Obuchenie rebenka s OVZ v massovoj shkole: vozmozhnosti i problemy individualizacii. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2016; № 4: 53 - 61.
4. Rachkovskaya N.A. Aktualizaciya kul'turotvoryaschej funkcii obrazovaniya v polikul'turnoj srede shkoly. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2017; № 1: 29 - 37.
5. Koneva O.B. Psihologicheskoe konsul'tirovanie sem'i, vospityvayuschej rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: uchebnoe posobie. Chelyabinsk, 2018.
6. Koncepciya razvitiya obrazovaniya obuchayuschihsya s invalidnost'yu i ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya do 2030 g. Moskva, 2019.
7. Rachkovskaya N.A. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie sem'i, vospityvayuschej rebenka s narusheniyami razvitiya. Sociokul'turnaya determinaciya sub'ektov obrazovatel'nogo processa: sbornik materialov Mezhdunarodnoj konferencii XI Levitovskie chteniya v MGOU, 2016: 78 - 83.
8. Rachkovskaya N.A. Social'naya abilitaciya shkol'nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. seriya: pedagogika. 2015; № 3: 106 - 112.
9. Hudik V.A., Tel'nyuk I.V., Sorokina O.Yu. Gotovnost' k prinyatiyu inklyuzivnogo obrazovaniya sub'ektami doshkol'noj obrazovatel'noj sredy. Korrekcionno-pedagogicheskoe obrazovanie. 2015; № 1: 33 - 43.
Статья поступила в редакцию 25.07.22
УДК 37.013.78
Sokolova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the RF (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE IMPORTANCE OF MOTIVATING STUDENTS TO LEARN A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The
article highlights a problem of student motivation in the framework of foreign language education. Relevance of the problem of motivating students to learn English is justified by the high and constantly growing importance of the English language for professional activities, the need to develop international student exchange in order to assimilate the latest world developments with their subsequent application in Russian conditions. Attention is drawn to the trend towards a decline in first-year students' knowledge of learning a foreign language, which has been noted since high school, which dictates the need to increase motivation for learning to compen-