Куприну за все: за его глубокую человечность, за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не умиравшую в нем способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этом» [9, с. 492]; 3) определение места творца в литературе и искусстве, например: «И если прищуриться по-рубцовски, то наверняка померещиться его облик рядом с Пушкиным, Лермонтовым, Тютчевым, Есениным и, может быть, рядом с Полем Верленом» [3, с. 34]; 4) сообщение о последнем периоде творческой жизни и физической смерти художника: «Вскоре после освобождения из тюрьмы Уайльд умер в добровольном изгнании в Париже. Он умер в нищете, забытый Англией, Лондоном и друзьями. За его гробом шли только бедняки того квартала, где он жил» [3, с. 397].
Специальные фразы-связки (метатексты) вводят высказывание в структуру урока. Включение творческого портрета персоналии в рамочную форму других жанров позволяет разнообразить его использование.
Эффективное воздействие информации творческого портрета персоналии обеспечивается его гибридной функционально-стилевой природой.
Выводы. Неопределенность в вопросе жанрового воплощения педагогического монолога о писателе вызывает использование различных форм высказываний, в той или иной степени способных решить задачи данного этапа изучения творческого произведения. Но наиболее эффективным, на наш взгляд, является особый жанр - творческий портрет персоналии, учитывающий все особенности учебно-речевой ситуации, позволяющий представить писателя как яркую, неповторимую личность, подготавливающий школьников к восприятию его творчества.
Литература:
1. Аксенова Е.М. Лекции по спецкурсу «Структура творческой индивидуальности писателя». Владимир. - 1970.
2. Бочаров Г.К. Живое слово преподавателя литературы в 5-7 классах. Методические рекомендации для учителя. М. - Л. - 1947.
3. Волков Б. Орфей. Поэтическая судьба Николая Рубцова // Литература в школе. 1996. - №1. - С. 33-35.
4. Володина И.В. Формирование представлений об авторе на уроках литературы как методическая проблема // Проблема личности автора в процессе изучения литературы в школе: Сб. ст. Вологда: Вологод. гос. пед. ин-т, 1984. - С. 21.
5. Дробот В.Н. Изучение биографии писателя в школе: Пособие для учителя. К.: Рад. шк. - 1988.
6. Журавлева И.В. Характеристика жанровых признаков творческого портрета персоналии как профессионального высказывания педагога // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 54. - Ч. 5. - С. 183-191.
7. Журавлева И.В. Характеристика жанровых признаков творческого портрета персоналии как профессионального высказывания педагога // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. 6. - С. 61-67.
8. Липаева Т.А. Методика урока по биографии писателя в 8-10 классах средней школы // Урок литературы в средней школе. Методические рекомендации. М. - 1984.
9. Паустовский К.Г. Собрание сочинений. В 9-ти т. Т.7. Сказки; Очерки; Литературные портреты. М.: Худож. лит. - 1983.
10. Паустовский К.Г. Повести и рассказы. — Л.: Лениздат. 1979.
11. Соловей Т.Г. Проба на человечность. Урок по рассказам Д. Лондона // Литература в школе, 2001. №3. - С. 38-39.
12. Хван Л.Б. Изучение биографии писателя в школе: Методическое пособие для учителей. Нукус: Билим. - 1991.
Педагогика
УДК:376.37
кандидат педагогических наук, доцент Заболтина Вера Витальевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Череповецкий государственный университет» (г. Череповец); кандидат педагогических наук, доцент Захарова Татьяна Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Череповецкий государственный университет» (г. Череповец)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности взаимодействия специалистов дошкольной образовательной организации с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования; процесс совместной разработки адаптированных образовательных программ и их реализации.
Ключевые слова: взаимодействие, сопровождение, условия инклюзивного образования. Annotation. In the article the questions of increase of efficiency of interaction of experts of a pre-school educational organization with parents of children with the limited possibilities of health in the conditions of inclusive education are considered; the process of joint development of adapted educational programs and their implementation.
Keywords: interaction, support, conditions for inclusive education.
Введение. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) значительно возросла роль родителей в воспитании ребенка. Теперь родители выступают полноправными партнерами в организации образовательного процесса: участвуют в мероприятиях детского сада, проектной деятельности, а также в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка.
В практике работы дошкольных образовательных организаций (ДОО) сложились достаточно устойчивые формы сотрудничества детского сада с семьями воспитанников, которые считаются традиционными: педагогическое просвещение родителей (беседы, консультации); общие и групповые собрания; наглядная пропаганда (родительские уголки, стенды). В настоящее время используются и нетрадиционные формы взаимодействия педагогов с родителями: видеожурналы, виртуальные экскурсии, родительские интернет-клубы, практикум, акции, и т.п. Отличием от традиционных форм взаимодействия выступает установление неформальных контактов с родителями (А.А. Бражицкая, Е.В. Корнеева) [2]. Приоритетные принципы -партнерства и диалога, открытость и отказ от критики партнера по общению. Педагогам и родителям необходимо взаимодействовать, основываясь на взаимопомощи, взаимоуважении и взаимодоверии.
Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является выявление проблем и особенностей организации взаимодействия специалистов дошкольных образовательных учреждений с родителями детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и детей-инвалидов в условиях инклюзивного образования.
Изложение основного материала статьи. От того, как складывается взаимодействие взрослых в образовательном процессе, зависит формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов. Только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей, результат воспитания может быть успешным. В основу этого партнерства должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и коррекционно-образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
Именно сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть его в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его речевых недостатков, негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
Педагогическое просвещение и включение родителей в деятельность ДОО - два блока, каждый из которых включает задачи, формы и виды деятельности, представляют систему взаимодействия сотрудников ДОО с родителями.
В условиях инклюзивного образования оптимальным вариантом организации взаимодействия ДОО и родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, является разработка и внедрение Программы сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи (О.А. Денисова и др.) [5].
Программа сотрудничества ДОО и семьи отражает достигнутый уровень работы с родителями, выявляет преимущества и проблемы, помогает определить желаемое состояние работы с родителями, а также стратегию и тактику перехода от достигнутых результатов к прогнозируемым.
Программа включает:
- проблемноориентированный анализ работы ДОО с родителями и уровень семей;
- концепцию сотрудничества ДОО с семьей;
- основные направления и задачи сотрудничества с семьей.
Направляющую роль дошкольного учреждения в семейном воспитании детей с ОВЗ определяют инициатива педагогов в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей можно считать такую организацию их совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники коррекционно-развивающего процесса.
Степень эффективности сотрудничества обуславливается:
- положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу, осознанием ее целей и личностной заинтересованностью;
- совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей;
- свободой выбора участников деятельности;
- позицией администрации, способствующей самореализации и самовыражению педагогов и родителей (Е.С. Евдокимова) [3].
При разработке и реализации адаптированных образовательных программ (АОП) взаимодействие специалистов ДОО с родителями начинается еще до поступления ребенка в учреждение на первой встрече-знакомстве. Специалистам важно установить контакт и доверительные отношения с родителями ребенка; продемонстрировать условия, созданные в учреждении; готовность к сотрудничеству в общем деле помощи ребенку; активно выслушать тревоги родителей; обсудить возможности и трудности ребенка с целью создания для него специальных условий в учреждении. Рекомендуется при общении с родителями использовать фразы типа: «давайте обсудим...», «давайте вместе подумаем как ...», «давайте посмотрим, что мы ...» и т.п. Это будет способствовать установлению контакта на основе взаимного уважения, мотивировать родителей на дальнейшее активное взаимодействие с педагогическим коллективом в процессе разработки и реализации адаптированных образовательных программ. Важно, чтобы родитель почувствовал себя равноправным членом команды, которая объединилась ради достижения общей цели - помощи ребенку.
При подготовке к встрече-знакомству специалисты могут составить план первичной беседы с родителями, продумать, какие вопросы необходимо задать родителям, что обсудить с ними. Например, выяснить:
• степень самостоятельности ребенка и необходимость оказания ему помощи,
• риски со стороны состояния здоровья, необходимость прохождения ребенком курсов лечения, обследований, реабилитации и их продолжительность,
• специфику контакта с окружающими, вероятность негативных реакций на ситуации взаимодействия,
• как организовать первое посещение ребенком детского сада и его знакомство с воспитателем и детьми и т.п.
Взаимодействие с родителями продолжается в процессе совместной разработки АОП для ребенка и её практической реализации. Можно выделить 5 последовательных этапов взаимодействия:
1 этап. Выслушивание запроса родителей, его сопоставление с заключением и рекомендациями ПМПК, разработка программы углубленного обследования ребенка;
2 этап. Проведение совместного с родителями углубленного обследования ребенка и анализ его результатов, определение особых образовательных потребностей ребенка, при необходимости - оптимизация запроса родителей (или законных представителей интересов ребенка);
3 этап. Обсуждение, формулирование, согласование цели АОП, её содержания, результатов и критериев их оценки, специальных условий, методов, форм работы, сроков её реализации специалистами, педагогами и родителями.
4 этап. Документальное оформление АОП. Подписание АОП родителями.
5 этап. Совместный анализ достижений ребенка и в случае необходимости корректирование АОП специалистами, педагогами и родителями (Н.В. Микляева) [7].
Целью 1-го этапа является знакомство с потребностями семьи, запросом родителей, воспитывающих ребенка. Некоторые родители могут четко сформулировать свой запрос, а другие - ограничиваются общими фразами никак не соотносящимися с рекомендациями ПМПК. Поэтому особенную важность приобретает вовлечение родителей в диагностический процесс.
Необходимо воспринимать родителей как экспертов в развитии своего ребенка, т.к. только они знают, как ведет себя ребенок дома, насколько он активен и самостоятелен в быту, какие игры и продукты любит, а на что у него аллергия и т.п. Поэтому родители вполне могут внести свой неоценимый вклад в диагностику своего ребенка. Важно помочь им в этом. Для структурирования домашних наблюдений можно предложить родителям вести дневник наблюдений за ребенком (А.М. Казьмин, Л.В. Казьмина) [6] и заполнять с определенной периодичностью русскую версию родительского опросника КГО(Я) и ЯСВ1, разработанную в Санкт-Петербургском институте раннего вмешательства. Кроме того, родители могут участвовать в обследовании их ребенка специалистами ДОО.
Целью 2-го этапа является определение особых образовательных потребностей ребенка и оптимизация запроса родителей на основе анализа результатов проведённого специалистами учреждения совместно с родителями углубленного обследования ребенка.
На данном этапе необходимо применять специальный диагностический инструментарий специалистов, соответствующий возрасту и психофизическим особенностям детей, а также методы, позволяющие получить информацию от воспитателей и родителей (опросники, наблюдение и др.). По согласованию с семьей возможен домашний визит и анализ видеозаписей родительских наблюдений за ребенком дома.
Итогом данного этапа является получение информации о ребенке и условиях созданных для него в семье, которая необходима для последующей разработки АОП.
Целью 3-го этапа является составление АОП и согласование её со всеми участниками процесса реализации.
На основе анализа результатов диагностики и запроса родителей, в ходе совместного обсуждения с ними проблем ребенка, ресурсов семьи и учреждения, определяются основные цели, содержание, специальные условия, методы и сроки реализации АОП.
На этом этапе необходимо определить участие специалистов, педагогов и родителей, механизм их взаимодействия, их зоны ответственности в реализации АОП. Кроме того, необходимо определить содержание работы с родителями (педагогическую и психологическую составляющие) и использовать потенциал семьи в процессе реализации АОП. Последнее возможно только при обучении членов семьи доступным им приемам и методам коррекционно-развивающей работы, созданию дома специальных условий для развития ребенка. Всё это должно найти отражение в АОП, разрабатываемой специалистами и воспитателями совместно с родителями.
Целью 4-го этапа является оформление АОП в виде документа. После завершения документального оформления программы специалистами и педагогами она должна быть предоставлена родителям для конечного согласования и подписания.
Целью 5-го этапа является совместный анализ достижений ребенка специалистами, педагогами и родителями. Регулярность оценки эффективности согласовывается с родителями и фиксируется в АОП. В ходе анализа достижений за истекший период необходимо соотнести прогнозируемые и реальные достижения ребенка и при необходимости внести коррективы и дополнения в АОП.
Взаимодействие специалистов и родителей детей с ОВЗ осуществляется не только в процессе работы над АОП, но и при разработке и реализации индивидуального учебного плана (в ДОО - индивидуальные образовательные и коррекционно-развивающие программы) в случае, если ребенок по состоянию здоровья временно или постоянно не посещает образовательное учреждение.
Индивидуальный учебный план/индивидуальная образовательная программа может разрабатываться для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в дошкольных образовательных организациях, специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях массового назначения, а также получающих образование в форме индивидуального обучения на дому.
Основанием для организации обучения на дому является заключение медицинской организации и заявление родителей (законных представителей) в письменной форме на имя руководителя образовательной организации.
Для получения заключения медицинской организации родителям (законным представителям) обучающегося необходимо обратиться в лечебное учреждение по месту жительства с заявлением о выдаче врачебной комиссией соответствующего медицинского заключения.
На основании представленных документов руководителем образовательной организации издается распорядительный акт (приказ) об организации обучения на дому, которым утверждается учебный план, расписание занятий, определяется педагогический персонал для занятий с ребенком с ОВЗ, место проведения занятий.
Родителям (законным представителям) выдается журнал учета проведенных занятий, в котором все педагоги и специалисты ДОО отмечают пройденные темы и количество часов, а также успехи ребенка. В конце учебного года родители (законные представители) сдают этот журнал в образовательную организацию. Родители (законные представители) обучающегося обязаны создавать необходимые условия для обучения ребенка с ОВЗ на дому.
Образовательная программа обучения на дому включает в себя:
■ индивидуальный учебный план обучающегося на дому;
■ рабочие программы педагогов;
■ годовой календарный график;
■ расписание занятий.
Обучение ребенка с ОВЗ на дому по общеразвивающему направлению при наличии в ДОО и семье ребенка соответствующего необходимого оборудования может осуществляться с применением дистанционных образовательных технологий при учете индивидуальных психофизических особенностей, интересов детей, медицинских рекомендаций.
При распределении часов части, формируемой участниками образовательного процесса образовательной организации рекомендуется учитывать мнение родителей (законных представителей) обучающегося на дому.
Проведение занятий возможно индивидуально на дому, индивидуально в условиях образовательной организации, с частичным посещением образовательной организации. Занятия, включенные в часть, формируемую участниками образовательного процесса, могут проводиться в малых группах (до 4-х человек). Определение варианта проведения занятий осуществляется по желанию родителей (законных представителей) на основе заключения медицинской организации, отсутствия противопоказаний для занятий в группе, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся на дому.
При наличии возможности ДОО обеспечивает участие обучающихся на дому в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.
Выводы. Таким образом, в условиях инклюзивного образования сотрудничество, которое подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов становится основой взаимодействия образовательной организации и семьи.
Литература:
1. Бабунова, Е.С. Социально-педагогическая защита детей в современном образовательном пространстве дошкольного учреждения / Наука и образование. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А. - Уфа: Аэтерна, 2014. - С. 23-25.
2. Бражицкая, А.А., Корнеева Е.В. Формы взаимодействия ДОУ с родителями // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 28-31.
3. Евдокимова, Е.С. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. - М.: Мозаика- Синтез, 2007. - 144 с.
4. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера. - 2007. - 80 с.
5. Инклюзивное образование: Учеб. пособие / Н.А. Борисова и др.; Науч. ред. О.А. Денисова; Сост. О.Л. Леханова. - Череповец: ЧГУ, 2016. - 149 с.
6. Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. - http://topuch.ru/a-m-kazemin-l-v-kazemina-dnevnik-razvitiya-rebenka-ot-rojdeniy/index.html
7. Педагогическое взаимодействие в детском саду / Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Заварина Светлана Юрьевна
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Ермолинская Елена Александровна
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)
ИНТЕГРАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье обозначены условия развития детей на занятиях искусством. Рассмотрена преемственность дошкольного и начального образования в процессе художественно-эстетического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Ключевые слова: гуманитаризация образования, комплексное обучение, дошкольники, младшие школьники, интегрированный подход, полихудожественное образование.
Annotation. The article outlines the conditions for the development of children in the art classes. Considered the continuity of preschool and primary education in the process of artistic-aesthetic development of children of preschool and younger school age.
Keywords: education humanitarization, complex training, preschool children, younger school students, integrated approach, polyart education.
Введение. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), художественно-эстетическое развитие, рассматривается структурной единицей и образовательной областью, которая решает задачи «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и мира природы; становления эстетического отношения к миру; реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» [9, с. 5.]. Занятия искусством призваны решать не только задачи ознакомления ребенка с окружающим миром, но и развития и, в первую очередь, каналов восприятия - слухового, зрительного, кинетического, сенсорного, видов памяти -зрительной, моторной, ассоциативной и формируют навыки общения с произведениями искусства. Навыки творческой деятельности будут активно развиваться при условии осмысления художественного материала, соблюдение принципа нравственного выбора (что хорошо, что плохо), отказа от авторитарности, использования выполнения детьми работы по образцу и предоставление ребенку свободы самовыражения в творчестве. Результатом построения занятий на основе активизации субъективного переживания, рожденного в процессе восприятия или практической деятельности ребенка, становятся личностные изменения,