Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ЗАДАЧ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С КАДРАМИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ'

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ЗАДАЧ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С КАДРАМИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТА С КАДРАМИ / ПОГОТОВКА / ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / РОТАЦИЯ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ РЕЗЕРВА РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ / WORK WITH PERSONNEL / TRAINING / RETRAINING AND ADVANCED TRAINING / SOCIAL SECURITY / ROTATION / REORGANIZATION / FORMATION OF A RESERVE OF MANAGERIAL PERSONNEL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Окюлов Нуъмон Омонбоевич

Статья посвящена актуальным вопросам работы с кадрами в органах внутренних дел Республики Узбекистан и проанализированы нормативно-правовые документы, принятые по улучшению деятельности органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the consideration of the tasks of organizing work with personnel in the internal affairs bodies of the Republic of Uzbekistan in the context of reforming

The article is devoted to topical issues of working with personnel in the internal affairs bodies of the Republic of Uzbekistan and analyzed the legal documents adopted to improve the activities of the internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ЗАДАЧ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С КАДРАМИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ»

Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ЗАДАЧ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С КАДРАМИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ

ОКЮЛОВ Нуъмон Омонбоевич,

адъюнкт Академии управления МВД России. E-mail: urchicoy@gmail.com

Краткая аннотация: Статья посвящена актуальным вопросам работы с кадрами в органах внутренних дел Республики Узбекистан и проанализированы нормативно-правовые документы, принятые по улучшению деятельности органов внутренних дел. Abstract: The article is devoted to topical issues of working with personnel in the internal affairs bodies of the Republic of Uzbekistan and analyzed the legal documents adopted to improve the activities of the internal affairs bodies.

Ключевые слова: Работа с кадрами, поготовка, переподготовка и повышение квалификации, социальная защита, ротация, реорганизация, формирование резерва руководящих кадров.

Keywords: Work with personnel, training, retraining and advanced training, social security, rotation, reorganization, formation of a reserve of managerial personnel.

В любом обществе, в том числе во всех её сферах, включая сферу организации работы с кадрами в органах внутренних дел Республики Узбекистан в условиях реформирования, задачи определяются исходя из жизненных потребностей и требований времени. Следует отметить, что современное реформирование в органах внутренних дел осуществляется весьма динамично. Обеспечение стабильности, мира и спокойствия в обществе, соблюдение прав и свобод человека считается важным требованием достижения целей по проводимым масштабным реформам по дальнейшему социально-экономическому развитию страны, повышению уровня благосостояния населения, построению правового демократического государства[1]. Одним из наиболее важных и основных факторов обеспечения на должном уровне данного жизненного требования, особенно выполняющего его правоохранительную функцию, требует обеспечения кадрами с высокой духовностью и высококвалифицированными специалистами.

Сегодня возникающие неминуемые опасности и угрозы, прежде всего, растущий международный терроризм, религиозный экстремизм, нелегальная миграция, торговля людьми, распространение деструктивных идей среди молодёжи, накопленные серьёзные недостатки и проблемы в деятельности органов внутренних дел Республики Узбекистан, привели к необходимости проведения глубоких реформ в данной системе, в частности, в реализации основных задач организации работы с кадрами в органах внутренних дел Республики Узбекистан.

Следует подчеркнуть, что на сегодня перед органами внутренних дел стоят обширные задачи. Одной из главных задач является потребность приблизить сотрудников органов внутренних дел и их работу к населению для формирования позитивного имиджа правоохранительных структур в сознании и их восприятия гражданами. Претворяя эту задачу в жизнь, проводятся широкие комплексные меры по реформированию системы органов внутренних дел, в частности, сферы работы с кадрами. Разработанная по итогам изучения актуальных проблем, анализа законодательства, правоприменительной практики, передового зарубежного опыта и широкого общественного обсуждения, а также утверждённая Указом Президента Республики Узбекистан № ПП-4947 от 07 февраля 2017 г. «Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах» (далее Стратегия) стала одним из главных фундамендаментальных стратегий

укрепления государства и её суверенитета, безопасности и правопорядка, верховенство закона в обществе, права и свободы человека, межнационального согласия и религиозной толерантности. С целью реализации основных направлений по дальнейшему совершенствованию эффективности проводимых реформ, созданию условий всестороннего и быстрого развития государства и общества, модернизации страны и либерализации всех сфер жизни, определено пять основных направлений в рамках Стратегии: 1. Совершенствование государственвенного и общественного строительства; 2. Обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование су-дебно-правовой системы; 3. Развитие и либерализацию экономики; 4. Развитие социальной сферы; 5. Обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики.

В рамках четвертого из данных приоритетных направлений предусмотрено развитие сферы образо-вания и науки, а также в ней установлено проведение мер по дальнейшему совершенствованию системы непрерывного образования, повышению доступности оказания качественных образовательных услуг, подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии современными потребностями рынка труда.

Данной Стратегией предусмотрены основные направления подготовки кадров: 1) привлечение в государственную службу современно и креативно мыслящих, инициативных, ответственных, служеб-но подготовленных кадров (25 пункт); 2) изучение, анализ и оценка организационно-правовых основ и эффективности деятельности органов внутренних дел, в первую очередь, в следующих сферах: - защита прав и законных интересов граждан, рассмотрение обращений физических и юридических лиц; - профилактика правонарушений, борьба с преступностью, дознание по уголовным делам и проведение предварительного следствия; -открытость деятельности, взаимосотрудничество со СМИ, обеспечение информирования населения об результатах работ; - организация информационно-аналитических дел и нормативно-правовое обеспечение деятельности; - деятельность исполнения наказаний, миграции и оформления гражданства, обеспечения дорожной безопасности; -внедрение и использование в процессе деятельности передовых информационно-коммуникационных технологий (86 пункт); 3) разработка государственных требований по переподготовки и повы-

Судебная деятельность; прокурорская деятельность;

правозащитная и правоохранительная деятельность

шению квалификации юридических кадров (108 пункт); 4) совершенствование порядка межведомственной ротации сотрудников судов и правоохранительных органов, принимая во внимание разработку предложений по совершенствова-нию этой направлении (109 пункт); 5) совершенствование деятельности высших образовательных учреждений подготавливающих юридических кадров (112 пункт); 6) дальнешее укрепление обороноспособности страны, повышение уровни военной мощности Вооруженных сил и военной подготовки (302 пункт)[2].

На современном уровне развития государства успешная реализация в широком смысле значения реформ и достижения целей пяти приоритетных направлений развития Республики Узбекистан, требует создания новых, эффективных и качественных систем государственного управления, организации гармоничной деятельности органов государственного управления и органов управления местной исполнительной власти. В то же время, не отвечающие требованиям институциональные основы и их принципы деятельности некоторых органов исполнительной власти и хозяйственных управлений препятствуют реализации и достижению поставленных целей проводимых реформ.

Принимая во внимание современные всемирные тенденции инновационного развития, а также последовательную реализацию задач, установленных Стратегией Республики Узбекистан для повышения эффективности системы государственного управления, было принято Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-5185 от 8 сентября 2017 г. «Об утверждении концепции административной реформы в Республики Узбекистан». Главной целью утверждения приоритетных направлений данным постановлением является образование новой концептуальной модели государственного управления через успешную реализацию концепции административных реформ. Шестое направление данной концепции посвящено формированию эффективной системы профессиональной государственной службы, введению эффективных механизмов противодействия коррупции в системе органов исполнительной власти, в котором уделено особое внимание кадровой политике. В рамках данного направления предусмотрены следующие задачи: 1. Разработка проектов нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы организации государственной службы, их правовой статус, классификация государственных служащих, прозрачные механизмы поступления на службу, формирование кадрового резерва, прохождение службы, обеспечение соблюдения этических норм по-ведения для создания профессионального корпуса государственных служащих; 2. Организация специализированного органа при Президенте Республики Узбекистан, ответственного за реализацию единой государственной кадровой политики; 3. Разработка направлений по специальному образованию подготовки специалистов в сфере государственного управления и повышения квалификации государственных служащих, введение современных методов оценки эффективности деятельности на основе их личных достижений, знаний и профессиональных навыков; 4. Повышение привлекательности государственной службы, создание современной системы оплаты труда и социального обеспечения, дающие возможности снижения рис-

ка коррупции и злоупотребления полномочиями; 5. Обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов исполнительной власти, создание современных форм предоставления информации юридическим и физическим лицам, устранение лишних административных затрат, препятствующих сотрудничеству между обществом и бизнесом; 6. Дальнейшее усовершенствование режима работы с обращениями граждан, введение новых, действенных механизмов и методов открытого диалога с народом; 7. Повышение производительности труда работников органов исполнительной власти за счёт рационального использования рабочего времени и материально-производственных ресурсов[3].

Исходя из требований Конституции Республики Узбекистан, основных направлений подготовки кадров, определённых Стратегией, в частности, установленными требованиями государственным служащим и реализуемыми комплексными мерами в этой сфере, а также, для предотвращения факторов, препятствующих эффективному выполнению основных задач, установленных законом Республики Узбекистан «Об органах внутренних дел» от 16 сентября 2016 г., таких как защита прав, свобод и законных интересов граждан, конституционного строя, обеспечения верховенства закона, безопасность граждан, общества и государства, профилактика и предотврашение правонарушений, осуществляется глубокие реформы.

В Указе Президента Республики Узбекистан № УП-5005 от 10 апреля 2017 г. «О мерах по коренному повышению эффективности деятельности органов внутренних дел, усилению их ответственности за обеспечение общественного порядка, надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан» перечислены основные недостатки и проблемы в системе в работе с кадрами в органах внутренних дел. Поэтому в данном Указе определены основные направления реформирования системы органов внутренних дел Республики Узбекистан для кардинального повышения эффективности деятельности, надёжной защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Большинство из установленных новых правил, требований прохождения службы в системе органов внутренних дел относятся к сфере работы с кадрами. Например, по результатам деятельности органов внутренних дел введена практика заслушивания законодательными органами, органами самоуправления местных властей отчетов руководителей органов внутренних дел о состоянии предупреждения и профилактики правонарушений, а также критическое обсуждение принимаемых мер и результатов работы по выполнению возложенных задач, оценка эффективности их деятельности, а также вынесение рекомендаций о соответствии или несоответствии занимаемой должности.

Ряд реформ коснулся институциональных изменений: а) на базе Главного управления уголовного розыска и борьбы с терроризмом образовано Главное управление уголовного розыска и Главное управление борьбы с терроризмом и экстремизмом; б) на базе Экспертно-крими-налистического центра и Экспертно-взрыво-технического центра образован Главный экспертно-криминалистический центр; в) на базе Финансово-экономического управления, Управления материально-технического снабжения, Хозяйственного управления, Управления капитального строи-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2019. № 7(175)

тельства образовано Главное управление финансового и материально-технического обеспечения; г) на базе Отдела международного сотрудничества, Организационно-инспекторского управления и Отдела по защите прав человека и взаимодействия с международными организациями в этой сфере Управления по защите прав человека и юридического обеспечения образовано Управление международного сотрудничества;

Кроме этого, преобразовано Главное следственное управление - в Следственный департамент при Министерстве внутренних дел Республики Узбекистан; Служба по работе с личным составом - в Главное управление кадров; Организационно-инспекторское управление - в Главное организационно-инспекторское и информационно-аналитическое управление; Управление выезда, въезда и оформления гражданства - в Главное управление миграции и оформления гражданства; Специальная инспекция по личному составу - в Управление собственной безопасности; Секретариат - в Управление по работе с обращениями физических, юридических лиц и делопроизводства; Отдел связи - в Управление информационных технологий, связи и защиты информации; Управление внутренних дел на транспорте - в Управление обеспечения общественной безопасности на транспорте Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, линейные управления (отделы, отделения) внутренних дел - в отделы обеспечения общественной безопасности на транспорте; центры повышения квалификации и переподготовки сержантского состава - в центры первоначальной подготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел. Введена должность заместителя начальника районного (городского) управления (отдела) внутренних дел по вопросам молодежи - начальника отдела (отделения) профилактики правонарушений, ответственного за эффективную организацию и координацию работы инспекторов по профилактике, предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи. В рамках анализируемого документа утверждена Программа комплексных мер реформы органов внутренних дел Республики Узбекистан. В третьем пункте Программы были предусмотрены вопросы реализации передовых механизмов подготовки, отбора и расстановки кадров, укрепления кадрового потенциала через повышение квалификации и морально-этических качеств.

Постановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-2883 от 12 апреля 2017 г. «Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов внутренних дел», было утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Республики Узбе-кистан[4]. Также Постановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-3413 от 29 ноября 2017 г. «О мерах по коренному совершенство-ваванию порядка работы с кадрами органов внутренних дел и организации их службы», утверждены новые Положение о порядке прохождения

внутренних дел. Эти нормативные правовые документы являются непосредственно направленными на исполнение вышепроанализированного Указа Президента Республики Узбекистан № УП-5005 от 10 апреля 2017 г., которым в системе органов внутренних дел установлены новые правила и введены институциональные изменения, касающиеся основных задач организации работы с кадрами в органах внутренних дел Республики Узбекистан. Проводимые реформы в системе потребовали, во-первых, способности эффективно и качественно выполнять основные возложенные и новые, возникающие требования временем возложенных задач на органы внутренних дел, во-вторых, от сотрудников органов внутренних дел стать должностными лицами правоохранительных органов по нормам международного права, государственными служащими по требованиям национального законодательства, специалистами с высокой духовностью, моральными и профессиональными качествами.

Работа с кадрами в органах внутренних дел - это сложный и многогранный процесс. Для её эффективного функционирования нами предлагается выполнение следующих основных задач: 1. Отбор, изучение и расстановка кадров, формирование резерва руководящих кадров и организация работы с ними; 2. Анализ и оценка состояния работы с кадрами, совершенствование и определение приоритетных направлений по улучшению потенциала кадров; 3. Внедрение практики своевременного определения, устранения и профилактики совершения сотрудниками зоупотребления служебными полномочиями, случаев коррупции и других противозаконных деяний; 4. Организация служебной (профессиональной), физической и боевой подготовки сотрудников; 5. Организация процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников; 6. Обеспечение подготовки научных и научно-педагогических кадров в образовательных учреждениях органов внутренних дел; 7. Организация духовно-воспитательных работ с сотрудниками, а также системы стимулирования; 8. Принять меры по предотвращению инцидентов вмешательства на законные действия сотрудников; 9. Организация оказания услуг в сфере охраны здоровья, оплаты труда, обеспечение жильём, государственным пенсионным обеспечением, государственным страхованием, а также в рамках закона - оказание социальной помощи сотрудникам и их семьям; 10. Обеспечение боевой и мобилизационной подготовки сотрудников.

Таким образом, в системе МВД Республики Узбекистан создание научно-обоснованной концепции политики работы с кадрами на данный момент является объективной необходимостью для развития органов внутренних дел. Главная задача реализуемой политики работы с кадрами в органах внутренних дел - это определение в будущем перспектив развития кадрового потенциала, а также определение основных направлений и методов развития всей системы работы с кадрами в МВД Республики Узбекистан.

службы в органах внутренних дел и Дисциплинарный устав органов

Библиография:

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2017 г. № УП-5005 «О мерах по коренному повышению эффективности деятельности органов внутренних дел, усилению их ответственности за обеспечение общественного порядка, надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан». URL: http://lex.uz/docs/3159825 (дата обращения: 02.07.2019).

2. Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 г. № УП-4947 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». URL: http://lex.uz/docs/3107042 (дата обращения: 02.07.2019).

3. Указ Президента Республики Узбекистан от 8 сентября 2017 г. № УП-5185 «Об утверждении Концепции административной реформы в Республике Узбекистан». URL: http://lex.uz/docs/3331176 (дата обращения: 02.07.2019).

4. Постановление Президента Республики Узбекистан от 12 апреля 2017 г. № ПП-2883 «Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов внутренних дел». URL: http://lex.uz/docs/3165011 (дата обращения: 02.07.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.