Научная статья на тему 'Профилактика правонарушений и вопросы её совершенствования на примере Республики Узбекистан'

Профилактика правонарушений и вопросы её совершенствования на примере Республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1568
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / СУБЪЕКТ / ОБЪЕКТ / МЕТОД / СРЕДСТВО / ФОРМА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕЕ ЛИЦО / OFFENCE / PREVENTION / PREVENTION OF OFFENCES / SUBJECT / OBJECT / METHOD / MEANS / FORM / JUVENILE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Турсунов Ахтам, Амиров Зафар

Данная статья посвящена одной из актуальных проблем профилактике правонарушений. В ней проанализированы научно-теоретические, практические аспекты сущности и содержания понятий « профилактика правонарушений » и « предупреждение правонарушений », определена специфика данных понятий. Авторы рассматривают субъект, объект, формы, методы, средства профилактики правонарушений как составные части данной деятельности. Кроме того, в статье характеризуются проводимые в Республике Узбекистан судебно-правовые реформы в сфере профилактики правонарушений, а также ряд факторов, являющихся причиной появления правонарушений в обществе. Авторами выдвигаются рекомендации по дальнейшему совершенствованию деятельности по профилактике правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика правонарушений и вопросы её совершенствования на примере Республики Узбекистан»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ВОПРОСЫ ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Турсунов А.1, Амиров З.2 Email: [email protected]

1Турсунов Ахтам - начальник кафедры;

2Амиров Зафар - доктор философии по юридическим наукам (PhD), старший преподаватель, кафедра профилактики правонарушений, Академия МВД Республики Узбекистан, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья посвящена одной из актуальных проблем -профилактике правонарушений. В ней проанализированы научно-теоретические, практические аспекты сущности и содержания понятий «профилактика правонарушений» и «предупреждение правонарушений», определена специфика данных понятий. Авторы рассматривают субъект, объект, формы, методы, средства профилактики правонарушений как составные части данной деятельности. Кроме того, в статье характеризуются проводимые в Республике Узбекистан судебно-правовые реформы в сфере профилактики правонарушений, а также ряд факторов, являющихся причиной появления правонарушений в обществе. Авторами выдвигаются рекомендации по дальнейшему совершенствованию деятельности по профилактике правонарушений.

Ключевые слова: правонарушение, профилактика, профилактика правонарушений, субъект, объект, метод, средство, форма, несовершеннолетнее лицо.

PREVENTION OF OFFENSES AND THE ISSUES OF ITS IMPROVEMENT THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN Tursunov А.1, Amirov Z.2

1Tursunov Akhtam - Head of the Department;

2Amirov Zafar - PHD in law, Senior Lecturer, DEPARTMENT OF PREVENTION OF OFFENSES, ACADEMY OF THE MINISTRY OF INTERIOR OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article is devoted to one of the topical problems as prevention of offences. The article analyzes the scientific and theoretical, practical aspects of the essence and content of the concepts "prevention of offences" and "prevention of wrong", the specificity of these concepts are defined. The authors distinguish the subject, object, forms, methods, means of prevention of offences as component parts of the activity. Besides, the article characterizes legal reforms being carried out in the Republic of Uzbekistan in the sphere of prevention of offences and number offacts that can be the cause of offences in the society. The authors put forward recommendations for further improvement the activity on prevention of offences. Keywords: offence, prevention, prevention of offences, subject, object, method, means, form, juvenile.

УДК:343.851(575.1)

Одновременно с правонарушением актуальное значение приобретает вопрос его системной профилактики. Следует отметить, что отсуствует единой подход к определению понятия «профилактика правонарушений» и связанные с ним понятия [11].

В соответствии со статьей 3 Закона «О профилактике правонарушений» [3], правонарушение — виновное противоправное деяние (действие или бездействие), за совершение которого предусмотрена административная или уголовная ответственность;

профилактикой правонарушений называют систему правовых, социальных, организационных и иных мер общей, специальной, индивидуальной и виктимологической профилактики правонарушений, применяемых в целях сохранения и укрепления правопорядка, выявления, пресечения правонарушений, а также выявления, устранения причин совершения правонарушений и условий, им способствующих.

Профилактика - деятельность, направленная, во-первых, на выявление причин и условий совершения правонарушений, во-вторых, на определение лиц, склонных совершать правонарушения (посредством их направленности против общества), а также проведение необходимых предупредительных мероприятий. Совокупность этих двух понятий порождают единое понятие «профилактика правонарушений» [12].

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «профилактика» охватывает «предупреждение» и определяется как совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка. Из этого следует, что понятие «профилактика» намного шире понятия «предупреждение».

Профилактику правонарушения можно разделить на несколько составных частей. В частности, субъекты, объекты, формы, методы, средства профилактики правонарушений.

Во-первых, субъекты профилактики правонарушений, то есть органы и учреждения, непосредство осуществляющие профилактику правонарушений, в частности, органов внутренних дел, прокуратуры, Службы государственной безопасности, юстиции, государственной таможенной службы, органы государственной налоговой службы, труда, а также органов государственного управления образованием и образовательные учреждения, управления государственной системой здравоохранения и учреждения здравоохранения, Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды. Во-вторых, объекты профилактики правонарушений -граждане, иностранные граждане, должностные лица, ранее судимые лица, злоупотребляющие алкоголем или употребляющие наркотические средства, психотропные и другие вещества, влияющие на интеллектуально-волевую деятельность, лица с антисоциальным поведением, склонные к совершению правонарушений, совершившие правонарушения, потерпевшие от правонарушения.

В-третьих, формы профилактики правонарушений - лекции, семинары, конференции, круглые столы, викторины, интервъю, диалог.

В-четвертых, методы профилактики правонарушений - устный, письменный, наглядный, электронный, смешанный, контрольный, охранный, спасательный и знаковый.

Спасательный метод в соответствии с требованиями статьи 44 Закона Республики Узбекистан «О профилактике правонарушений» [3], проявляется в деятельности спасательных служб, создаваемых при органах или учреждениях, непосредственно осуществляющих профилактику правонарушений. Особенность данного метода проявляется в действиях, осуществляемых в целях предупреждения и предостережения от реальной угрозы.

Знаковый метод имеет сходство с наглядным методом, однако, отличается тем, что его используют не в наглядной цели, а для обеспечения соблюдения

определенного порядка. Данная форма широко используется в обеспечении безопасности дорожного движения, а также в предупреждении курения в выброс отходов запрещенных местах, вход в запрещенные места.

В-пятых, способы профилактики правонарушений - средства печати, радио, телевидение, наперная агитация и пропаганда. В частности, подготовка органами и учреждениями, непосредственно осуществляющими профилактику правонарушений, информации юридического содержания, посвященной актуальным вопросам правовой жизни государства и объективной информации о преступлениях и случаях, ставших объектом внимания общественности, а также доведение их до широкой общественности посредством социальных сетей, таких как facebook, instagram, telegram, twitter.

В соответствии с задачами профилактики правонарушений, определенных в действующем законодательстве Республики Узбекистан, она направлена не только на предупреждение административных, уголовных и других видов правонарушений, но и в целях обеспечения верховенства Закона в обществе.

В частности, основными задачами профилактики правонарушений являются:

- обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов личности;

- повышение правового сознания и правовой культуры в обществе, укрепление законности, а также формирование нетерпимого отношения к коррупции;

- выявление, изучение причин совершения правонарушений и условий, им способствующих, принятие мер по их устранению;

- социальная реабилитация и социальная адаптация потерпевших от правонарушения, лиц, склонных к совершению правонарушений, совершивших правонарушение, в том числе ранее судимых и освобожденных из мест лишения свободы;

- снижение у физических лиц риска стать потерпевшими от правонарушения;

- обеспечение взаимодействия деятельности органов и учреждений, непосредственно осуществляющих и участвующих в профилактике правонарушений, и координация их деятельности.

Значение профилактики правонарушения определяется ее содержанием, целью, а также кем и в каких целях она осуществляется.

Если исходить из цели и задач профилактики правонарушения, то следует отметить, что это является задачей не только государственных органов, но и каждого члена общества.

Значимость профилактики правонарушений проявляется во взаимодействии и комплексном подходе профилактических мероприятий, осуществляемых всеми государственными органами, организациями, учреждениями, предприятиями, негосударственными организациями и гражданами, что способствует уменьшению количества правонарушений в обществе, обеспечению спокойствия и благосостоянию народа Узбекистана.

В Республике Узбекистан осуществлены широкомасштабные реформы по созданию системы органов внутренних дел, способных заботиться о благосостоянии народа. В частности, в целях укрепления правовых основ деятельности органов внутренних дел были приняты 3 специальных и цельных закона, 2 указа и 20 постановлений Президента Республики Узбекистан, свыше 40 постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан, свыше 50 нормативно-правовых актов в данной сфере, принятых Министром внутренних дел Республики Узбекистан.

Следует отметить, что с принятием выше указанных нормативно-правовых актов, направленных на регулирование отношений в сфере профилактики правонарушений, деятельность органов профилактики правонарушений поднялась на высокий уровень

В частности, Конституция Республики Узбекистан, законы Республики Узбекистан «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди

несовершеннолетних» [2] и «О профилактике правонарушений» [3], Указы Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному повышению эффективности деятельности органов внутренних дел, усилению их ответственности за обеспечение общественного порядка, надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан» [4] и «О мерах по повышению эффективности государственной молодежной политики и поддержке деятельности Союза молодежи Узбекистана» [8], а также «О мерах по коренному совершенствованию деятельности подразделений профилактики правонарушений органов внутренних дел» [7], «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью» [5], «Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов внутренних дел» [6], «О внедрении качественно новой системы охраны общественного порядка, профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в городе Ташкенте» [9], «О дополнительных мерах по повышению эффективности обеспечения общественного порядка, профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в городе Ташкенте» [10].

1. Конституция Республики Узбекистан [1] была принята 8 декабря 1992 года, состоит из 128 статей. Основные положения Конституции направлены на профилактику правонарушений.

2. Направленный на регулирование отношений в сфере безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних Закон «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» [2] основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних определил как:

- предупреждение безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних, совершения ими правонарушений или иных антисоциальных действий, выявление и устранение причин и условий, способствующих им;

- обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних;

- формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений или иных антисоциальных действий.

Указом Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2017 года № УП-5005 «О мерах по коренному повышению эффективности деятельности органов внутренних дел, усилению их ответственности за обеспечение общественного порядка, надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан» введена должность заместителя начальника районного (городского) управления (отдела) внутренних дел по вопросам молодежи — начальника отдела (отделения) профилактики правонарушений, ответственного за эффективную организацию и координацию работы инспекторов по профилактике, прежде всего, по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи.

Кроме того, осуществлен ряд реформ по внедрению порядка заслушивания руководителей отчетов должностных лиц органов внутренних дел, в котором критически обсуждаются принимаемые меры и результаты работы по выполнению возложенных задач, дается персональная оценка эффективности их деятельности, а также принимаются рекомендации о соответствии или несоответствии занимаемой должности.

Вместе с тем, следует отметить, что как бы и в каком объеме не осуществляюлись реформы в сфере профилактики правонарушений, они не будут эффективными, если не проводить глубокий анализ, выявление и устранение причин и условий совершения правонарушений.

В этом аспекте в общем смысле можно привести следующие причины и условия совершения правонарушений:

1) принятие нормативно-правовых актов без учета реальных жизненных потребностей населения, т.е. не в полной мере соответствует их повседневным потребностям;

2) противодействовать правонарушениям не путем усиления мер ответственности, а уделить серьезное внимание его профилактике;

3) коллизия законодательства;

4) высокий показатель и рост количества безработицы в обществе;

5) социально-адресная незащищенность отдельных категорий населения;

6) низкое качество и уровень жизни населения;

7) сложности в адаптации членов общества в новых условиях жизни, которые возникли в результате перехода от одной системы государственного управления в другую новую систему управления;

8) резкое расслоение в обществе;

9) низкий уровень образованности населения;

10) отсутствие должного уровня обеспечения жильем населения;

11) отсутствие стабильного развития;

12) нарушение социальной справедливости;

13) ослабевание общественных и семейных отношений.

Исходя из вышеизложенного, считаем необходимым обратить внимание на осуществление следующих профилактических мероприятий в любом обществе:

1) выявление неблагополучных семей, родителей или заменяющих их лиц, которые отрицательно влияют на воспитание своих детей, и проводить с ними профилактические работы;

2) обратить серьезное внимание на беспризорность несовершеннолетних и своевременную профилактику совершаемых ими правонарушений;

3) установить постоянный контроль за осуществлением мер по обеспечению занятости ранее судимых лиц;

4) принять меры к постоянному и систематическому повышению прововаю сознания, правовой культуры населения.

5) обеспечение широкого участия населения в государственном и общественном управлении, а также в принятии решений;

6) в повышении эффективности профилактики правонарушений активность должны проявлять не только государство или его уполномоченные органы, но и все члены общества, проявляя свою гражданскую позицию, оставаяс верными нравственно-духовным ценностям, только тогда можно достигнуть ожидаемых результатов от данной деятельности.

Список литературы /References

1. Конституция Репсублики Узбекистан. Тошкент: Узбекистан, 2017. С. 75.

2. Закон Республики Узбекистан Узбекистон от 29 сентября 2010 года «Вояга етмаганлар уртасида назоратсизлик ва хукукбузарликларнинг профилактикаси тугрисида»ги Крнуни // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lex.uz/ (дата обращения: 05.02.2019).

3. Закон Республики Узбекистан от 14 мая 2014 года «О профилактике правонарушений» // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lex.uz/ (дата обращения: 05.02.2019).

4. Указ Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2017 года № УП-5005 «О мерах по коренному повышению эффективности деятельности органов внутренних дел, усилению их ответственности за обеспечение общественного порядка, надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан» // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lex.uz/ (дата обращения: 05.02.2019).

5. Постановление Президента Республики Узбекистан от 14 марта 2017 года № ПП-2833 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью» // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lex.uz (дата обращения: 05.02.2019).

6. Постановление Президента Республики Узбекистан от 12 апреля 2017 года № 11112883 «Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов внутренних дел» // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lex.uz/ (дата обращения: 05.02.2019).

7. Постановление Президента Республики Узбекистан от 18 апреля 2017 года № ПП-2896 «О мерах по коренному совершенствованию деятельности подразделений профилактики правонарушений органов внутренних дел» // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lex.uz/ (дата обращения: 05.02.2019).

8. Указ Президента Республики Узбекистан от 5 июля 2017 года № УП-5106 «О мерах по повышению эффективности государственной молодежной политики и поддержке деятельности Союза молодежи Узбекистана» // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lex.uz/ (дата обращения: 05.02.2019).

9. Постановление Президента Республики Узбекистан от 14 февраля 2018 года № ПП-3528 «О внедрении качественно новой системы охраны общественного порядка, профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в городе Ташкенте» // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lex.uz (дата обращения: 05.02.2019).

10. Постановление Президента Республики Узбекистан от 19 июня 2018 года № 11113786 «О дополнительных мерах по повышению эффективности обеспечения общественного порядка, профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в городе Ташкенте» ПК-3786-сонли карори // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lex.uz (дата обращения: 05.02.2019).

11. Лесько Н.В. К вопросу определения термина «профилактика правонарушений среди детей» // Международный научно-исследовательский журнал, 2012.

12. Аванесов Г.А. Криминология. М., 1984. С. 339.

13. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю.Шведовой. [18-е изд.]. М.: Русский язик,1986. 797 с. С. 625.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.