Научная статья УДК 351.81
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ
Жбанова Светлана Александровна
Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орел,
Россия
Аннотация. Статья посвящена профилактической деятельности сотрудников Госавтоинспекции в области обеспечения безопасности дорожного движения, которая представляет собой целенаправленную деятельность, осуществляемую субъектами пропаганды по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих поведение участников дорожного движения. Важно не только улучшить выявление и устранение негативных проявлений поведения в дорожном движении, таких как вождение в нетрезвом виде, но и создать систему профилактики этих правонарушений.
Ключевые слова: профилактика, транспортное средство, состояние опьянения, Госавтоинспекция, аварийность, дорожно-транспортное происшествие, безопасность дорожного движения.
Для цитирования: Жбанова С.А. Отдельные аспекты профилактики управления транспортным средством в состоянии опьянения // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2023. № 2(95). С. 47-58.
SOME ASPECTS OF PREVENTION OF DRIVING UNDER THE INFLUENCE OF ALCOHOL
Svetlana Al. Zhbanova
Оrlovsky Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, Orel, Russia
Annotation. The article is devoted to the preventive activities of traffic police officers in the field of road safety, which is a purposeful activity carried out by the subjects of propaganda to disseminate knowledge related to road safety issues, to clarify legislative and other regulatory legal acts of the Russian Federation regulating the behavior of road users. It is important not only to improve the identification and elimination of negative manifestations of behavior in traffic, such as drunk driving, but also to create a system for the prevention of these offenses.
Keywords: prevention, vehicle, state of intoxication, Traffic police, accident rate, traffic accident, road safety.
For citation: Zhbanova S.A. Some aspects of prevention of driving while intoxicated// Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov. 2023. № 2(95). Р. 47-58.
Безопасность, это определенное состояние общественной жизни государства, которое напрямую связано с отношениями, возникающими между государством в лице его государственных органов и гражданами, по поводу недопустимости нарушения их прав и свобод и создания всех необходимых условий для нормального
функционирования жизнедеятельности. Данное направление деятельности является одним из составных элементов всей безопасности в государстве. Посредством целенаправленных действий и мероприятий, проводимых государственными органами, достигается баланс между интересами общества и государственными.
Процесс организации и обеспечения безопасности дорожного движения довольно сложный и многогранный процесс, функционирование которого возможно исключительно через взаимную и слаженную работу всех органов государственной власти. Перечень субъектов, обеспечивающих безопасное дорожное движение довольно обширен и включает в себя не только Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД). Органы и субъекты обеспечения безопасности дорожного движения (далее - ОБДД) имеют своей первостепенной целью создание условий, которые будут исключать возможность возникновения различных угроз и негативных обстоятельств, которые будут пагубно сказываться на процессе ОБДД [1, с. 137].
Процесс обеспечения безопасности дорожного движения, деятельность сложная и многоступенчатая, в связи с этим регулируется большим объемом нормативно-правовых актов. В настоящее время в юридической науке существующего множество точек зрения относительного понятия профилактики, но специалистами до сих пор не унифицирована данная сфера. Целесообразно рассмотреть некоторые из подходов к понятию профилактики. Так, в толковом словаре под профилактикой принято понимать систему мероприятий специфического характер, целью осуществления которых является поддержание нормального, стабильного функционирующего порядка в какой-либо из сфер общественной жизнедеятельности [2, с. 620]. Стоит сказать, что особенности профилактики напрямую зависят от сферы, на которую она оказывает свое влияние. Применительно к нашей теме исследования можно сказать, что ОВД осуществляется профилактика преступности в целом, а ее самостоятельными структурными подразделениями, как например Госавтоинспекций, по отдельным направлениям деятельности.
По мнению И.С. Красиковой под профилактикой необходимо понимать специфический набор мер психологического, медицинского, педагогического характера, направлением которых является устранение факторов, отрицательно сказывающихся на поведении личности, тем самым предупреждая их дальнейшее существование [3, с. 87].
Обобщая вышесказанные точки зрения, можно сделать вывод о том, что профилактика все-таки подразумевает под собой неотложные, опробованные на практики действия, которые, говоря в широком смысле, направлены на обеспечение нормального функционирования человека в общественной жизнедеятельности, защиту его прав и свобод.
Профилактическая работа, как правило, в рамках профилактической деятельности, осуществляется по нескольким уровням, к которым следует отнести: на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ или органов местного самоуправления, на уровне индивидуального человека. Специфической чертой данного уровня является то, что профилактическая работа осуществляется в отношении одного конкретного лица, которое либо допустил нарушение Правил дорожного движения (далее - ПДД), либо нарушили их в его отношении. Как правило, такая воспитательно-профилактическая работа осуществляется в целях нейтрализации.
Исходя из анализа правоприменительной практики, осуществляемой уполномоченными на осуществление социально-педагогической деятельности должностными лицами, можно заметить, что основными методами, используемыми в профилактических целях, являются следующие:
1. Метод проведения профилактических бесед, заключающийся в доведении до определенной группы людей (обучающиеся в образовательных учреждениях, определенные трудовые коллективы) определенной информации правового характера, направленное на воспитание их дисциплинированности, формирования на должном уровне правосознания, а также предупреждение дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), снижение их последствий. Специфической особенностью данного метода является умение педагога расположить к себе собеседника, что напрямую зависит от уровня его профессионализма.
2. Метод анкетирования, используемый, как показывает практика, с наиболее взрослой категорией обучаемых. Анкетирование производится в целях собирание информация об обучаемом лице, поэтому первоначальными вопросами будут те, по которым можно осуществить характеристику личности. Исходя из анализа ответов на анкету, могут быть установлены основные проблемы, оказывающие влияние на ту или иную сферу. Применительно к вопросу ОБДД, стоит сказать, что анкетирование может способствовать выявлению наиболее значимых, по мнению анкетируемых лиц, причин, порождающих ДТП, а также условий им способствующих.
3. Метод интервью, практически не используемые в профилактической деятельности Госавтоинспекции. Его специфика заключается в том, что заранее придумываются вопросы, а исследование осуществляется в разговорной форме на определенную тематику. По нашему мнению, это позволяет наиболее объективно отражать свое мнению по поводу интересующей обучаемое лицо теме, осуществляется без промедлений, что придает исследованию «живой» характер;
4. Метод тестирования. Его особенность относительно обеспечения безопасности дорожного движения заключается в том, что у обучаемых лиц объективно устанавливается уровень их знаний ПДД, что, в свою очередь, укрепляет уровень их «дорожного» правосознания и формулирует дисциплинированность, как участников дорожного движения.
5. Метод тренинга. Использование данного метода позволяет изучить, закрепить и расширить основы ПДД, сформировать навык безопасного поведения на улице в процессе участия в дорожном движении, на транспорте и дороге. Содержанием тренинга является осуществление с обучаемыми лицами разнообразных упражнений, подвижных игр. Так, например, в ходе проведения тренинга обучаемыми лицами часто осуществляется игра «На сигнале светофора», в ходе которой у обучаемых лиц развивается память, формируется навык по концентрации внимания на особо значимых объектах.
6. Метод мониторинга. Сущность этого метода заключается в отслеживании уровня знаний обучаемой категории людей.
Вопросы профилактики нашли отражение в Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы, в частности в следующих приоритетных направлениях! изменение поведения участников дорожного движения, направленное на безусловное соблюдение норм и ПДД; повышение защищенности от ДТП и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов. ДТП из-за управления пьяным водителем может быть
резонансным, из-за повышенной тяжести последствий. Поэтому выявление пьяных водителей является одним из основных направлений планирования профилактической работы Госавтоинспекции. Последние несколько лет аварийность с участием нетрезвых водителей последовательно снижается (рис.1), эта тенденция сохранилась и в 2022 году. По данным статистики, за 11 месяцев прошлого года на дорогах страны было зафиксировано 12 779 ДТП с участием водителей с признаками опьянения. В них погибли
раненые ДТП
31435
29013
29919 —О—
29122 —О—
29102
28006
26798
21851
22317
погибшие 3712
О—
21027
4231 —О—
21810
5104 —О—
21415
4908 —О—
21317
4878 —О—
20425
4539 —О—
4595 —О—
16568 3926 —О
тяжесть последствий
10,6
12,7
14,6
14,4
14,4
13,9
14,6
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
15,2
2021
Рисунок 1. Динамика основных показателей аварийности с участием водителей с признаками опьянения
2 921 человек и 16 673 были ранены. В сравнении с таким же периодом прошлого года снижение показателей составило 13,8 %, 20,6 % и 14,8 % соответственно1.
Большинство экспертов отмечает, что статистика погибших в ДТП в странах, развитых в плане ОБДД, находится далеко от нулевой смертности, в связи с этим заложенный правительством сценарий стремления к нулевой смертности в ДТП к 2030 году едва ли достижим [4, с. 43]. Так, около 25 % всех ДТП, совершенных нетрезвыми водителями, приводят к тяжелым последствиям. Но таких правонарушений своевременно выявляется только 3 %. Во многом это объясняется тем, что работа подразделений ДПС не всегда является эффективной. Если дополнительно принять во внимание то, что часто нарушается дорожная дисциплина, в стране существует низкая правовая культура и культура вождения, то можно с уверенностью говорить о том, что проблема административно - юрисдикционной деятельности ГИБДД на сегодняшний день стоит весьма остро [5, с. 47].
Важно не только улучшить выявление и устранение негативных проявлений поведения в дорожном движении, таких как вождение в нетрезвом виде, но и создать систему профилактики этих правонарушений. Большой интерес представляет осуществление профилактической деятельности путем применения принудительных административных превентивных мер, обеспечивающих функционирование системы разрешения доступа к управлению транспортным средством и последующее исключение тех, кто не соответствует требуемым условиям.
Выявление водителей, находящихся под воздействием алкоголя или наркотиков, является проблемой для сотрудников дорожных служб во всех странах, поскольку не существует общепринятого метода и нет установленных законом признаков того, что водители употребили алкоголь в дорожном движении.
Отдельные попытки выделения таких признаков уже предпринимались. Например, С.Н. Дмитриев выделял следующие характерные особенности движения транспортного средства, управляемого водителем в состоянии опьянения: создание помех движению транспорта, пользующегося преимущественным правом проезда; медленное маневрирование при перестроении на проезжей части и при объезде препятствий; превышение установленной максимальной скорости движения; движение со скоростью, нехарактерной для данного участка дороги или типа используемого ТС; необычная траектория движения ТС по проезжей части (виляние, рывки, резкие торможения и повороты); резкое торможение у светофора; движение без включенных фар в темное время суток. Отметим, что подобные особенности могут быть характерны не только для водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, но и, например, для молодых водителей,
а также для водителей, испытывающих дискомфорт или обладающих агрессивным стилем вождения. Состояние опьянения наступает в результате воздействия на организм человека алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных веществ
Подготовка превентивной меры должна осуществляться на основании того, что мероприятия должны быть проведены систематически, иметь динамичный характер, открыты и «прозрачным» образом, с условием информирования граждан.
В современных условиях интенсивного городского движения крайне сложно осуществлять визуальное наблюдение за потоком транспортных средств. Поэтому важное значение в выявлении и пресечении правонарушений, совершаемых нетрезвыми водителями, имеет метод сплошной проверки.
Вступивший в силу с 1 июля 2002 года Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)2 в своей первоначальной редакции предусматривал обязательное медицинское освидетельствование на состояние
1 Материалы официального интернет-сайта Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России [Электронный ресурс]. URL: www.gibdd.ru/assistant/dtp (дата обращения: 08.02.2023).
2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федер. Закон Рос. Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52, ст. 3128.
опьянения, проводимое организациями здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление этого вида медицинской деятельности. Однако уже спустя пять лет Федеральным законом от 24.07.2007 № 210-ФЗ1 право проводить освидетельствование на состояние опьянения было вновь, как и в союзные времена, делегировано должностным лицам, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида.
Согласно ч. 6 ст. 27.12 КоАП РФ освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Во исполнение данного законодательного положения постановлением от 21 октября 2022г № 18822 утверждены правила применения указанных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, которые содержат ряд принципиальных положений.
Во-первых, освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения подлежат только те водители ТС, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения.
В качестве таких оснований установлено наличие одного или нескольких следующих признаков:
- запах алкоголя изо рта;
- неустойчивость позы;
- нарушение речи;
- резкое изменение окраски кожных покровов лица;
- поведение, не соответствующее обстановке.
Во-вторых, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, осуществляется должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида.
В-третьих, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения осуществляется с использованием средств измерений утвержденного типа, обеспечивающих запись результатов измерения на бумажном носителе, поверенных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Профилактические мероприятия по массовой проверке проводятся с соблюдением определенных требований. Во-первых, они должны проходить гласно, с оповещением через средства массовой информации граждан о времени и целях проведения мероприятия, во-вторых, путем открытого наблюдения. Надзор осуществляется сотрудниками ДПС в форменной одежде со специальным снаряжением, а также с использованием ТС, имеющих окраску и оборудование, предусмотренные для патрульных автомобилей и мотоциклов Госавтоинспекции.
При надзоре за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась бы возможность своевременного пресечения правонарушения.
В целях обеспечения мониторинга дорожного движения на опасных участках дороги, а также в случаях, когда мониторинг дорожного движения осуществляется с использованием фото, видео- записей нарушений ПДД, патрульный автомобиль может
1 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 О порядке освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения [Электронный ресурс]: Постановление Правительства от 21 октября 2022 г. № 1882. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
быть размещен в местах, где видимость ограничена естественными изломами рельефа, изгибами дороги и элементами разметки дорожной сети. Действия сотрудников, которые умышленно препятствуют распознаванию участниками дорожного движения специальной хромографической схемы, устройств для включения специальных звуковых и световых сигналов патрульной машины, не допускаются. Тактика действий сотрудников полиции при проведении профилактических мероприятий должна обеспечить проверку максимального количества водителей с минимальной задержкой каждого из них.
Порядок дальнейших действий инспектора ДПС определен Административным регламентом1, процессуальный порядок оформления выявленного правонарушения осуществляется в соответствии с КоАП РФ. В целях обеспечения доказательной базы и разрешения возможного конфликта с участниками дорожного движения следует использовать видеорегистратор, иные средства видеонаблюдения.
Административное законодательство является специфичной сферой регулирования общественных отношений, которая на сегодняшний момент является самой динамично развивающейся [6, с. 123].
Хотелось бы акцентировать внимание на анализе судебной практики Верховного Суда РФ 2020 года по ст. 12.8 КоАП РФ в связи с тем, что имеются отдельные факты обжалования административных наказаний по объективным оснаваниями. Постановление Верховного Суда РФ от 06.05.2020 № 26-АД20-12.
Судья Верховного Суда Российской Федерации С.Б. Никифоров рассмотрел жалобу У.Ю. Балаева на решение судьи Сунженского районного суда Республики Ингушетия от 18.04.2019 и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Ингушетия от 25.09.2019, вынесенные в отношении У.Ю. Балаевапо делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ. Основанием отмены решения о лишении водительского удостоверения и прекращения производства по делу послужило истечение срока давности привлечения к административной ответственности.Постановление Верховного Суда РФ от 11.06.2020 № 5-АД20-643. Судья Верховного Суда Российской Федерации С.Б. Никифоров рассмотрел жалобу А.В. Платона на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 41 района Зябликово г. Москвы от 28.11.2019 и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 15.04.2020, вынесенные в отношении А.В. Платона по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ. Основанием отмены решения о лишении водительского удостоверения в данном случае явилось то, что водителю в нарушение требований действующего законодательства сотрудниками полиции не были разъяснены положения ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 КоАП РФ. Оригинал протокола об административном правонарушении, переданный сотрудниками ДПС в суд, существенно отличается от его копии, выданной водителю (в копии протокола отсутствуют подписи водителя в соответствующих оригиналу графах, отметка должностного лица об отказе водителя от подписи также отсутствует). Кроме того, при рассмотрении данного дела судьей не были исследованы и разрешены имеющиеся противоречия (отсутствие подписи сотрудника ДПС на бумажном носителе с показаниями технического средства измерения абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе; существенное отличие подписи понятого в
1 Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]: приказ МВД Росии от 23 августа 2017 г. № 664. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Суд отменил вынесенные ранее судебные решения по делу об управлении транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и прекратил производство в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности [Электронный ресурс]: Постановление Верховного Суда Рос. Федерации от 6 мая 2020 г. № 26-АД20-1. Доступ из справ.-правовой системы «ГАРАНТ».
3 Постановление Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 г. Дело № 5-АД20-64 [Электронный ресурс]: URL: https://legalacts.ru/sud/postanovlenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-11062020-n-5-ad20-64/ (дата обращения: 08.02.2023).
составленных документах от его подписи в паспорте; акт освидетельствования, которым установлено состояние алкогольного опьянения, составлен раньше, чем проведено исследование выдыхаемого воздуха).
Постановление Верховного Суда РФ от 23.06.2020 г. № 73-АД20-31. Судья Верховного Суда Российской Федерации С.Б. Никифоров рассмотрел жалобу Ю.Б. Батурова на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Тункинского района Республики Бурятия от
09.06.2018, решение судьи Тункинского районного суда Республики Бурятия от 04.09.2018 и постановление председателя Верховного Суда Республики Бурятия от 03.06.2019, вынесенные в отношении Ю.Б. Батурова по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ. Причиной отмены решения о лишении водительского удостоверения послужило отсутствие на видеозаписи (применяемой в случае не привлечения понятых) ряда кадров с момента остановки транспортного средства, проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, а также необходимых процессуальных действий, проводимых сотрудниками ГИБДД в соответствии с требованиями КоАП РФ, а также отсутствия в материалах дела оригинала акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Постановление Верховного Суда РФ от
28.01.2020 № 5-АД20-22. Судья Верховного Суда Российской Федерации С.Б. Никифоров рассмотрел жалобу защитника Л.Н. Стовбура, действующего на основании доверенности в интересах С.В. Зверева, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 417 района Арбат г. Москвы от 07.03.2019, решение судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 08.04.2019 и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 17.10.2019, вынесенные в отношении С.В. Зверева по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ. Причиной отмены решения о лишении водительского удостоверения послужило то, что в протокол об административном правонарушении и акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения после их составления были внесены изменения без участия водителя, а также в связи с не разъяснением ему процессуальных прав, что повлекло нарушение права на защиту.
Постановление Верховного Суда РФ от 20.01.2020 г. № 89-АД19-103. Судья Верховного Суда Российской Федерации С.Б. Никифоров рассмотрел жалобу К.В. Берендеева на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 3 Тобольского судебного района г. Тобольска Тюменской области от 07.03.2019, решение судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 13.05.2019 и постановление заместителя председателя Тюменского областного суда от
25.06.2019, вынесенные в отношении К.В. Берендеева по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ. Основанием отмены решения о лишении водительского удостоверения послужило существенное нарушение судом требования КоАП РФ - дело прошло стадию обжалования, что исключало возможность возвращения протокола об административном правонарушении должностному лицу Госавтоинспекции. Судья, установивший обстоятельства о ненадлежащем извещении водителя о времени и месте составления протокола об административном
1 Суд отменил вынесенные ранее судебные акты и прекратил производство по делу о привлечении лица к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные акты [Электронный ресурс]: Постановление Верховного Суда Рос. Федерации от 23 июня 2020 г. № 73-АД20-3. Доступ из справ.-правовой системы «ГАРАНТ».
2 Постановление Верховного Суда РФ от 28 января 2020 г. Дело № 5-АД20-2 [Электронный ресурс]: URL: https://legalacts.ru/sud/postanovlenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-28012020-n-5-ad20-2/ (дата обращения: 08.02.2023).
3 Постановление Верховного Суда РФ от 20 января 2020 г. Дело № 89-АД19-10 [Электронный ресурс]: URL: https://legalacts.ru/sud/postanovlenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-20012020-n-89-ad19-10/ (дата обращения: 08.02.2023).
правонарушении, должен был вынести решение об отмене постановления мирового судьи и о прекращении производства по делу.
Если лицо привлечено к ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ, следует иметь в виду, что они не могут быть отнесены к категории малозначительных, а виновные лица освобождаться от административной ответственности, поскольку транспортное средство, является источником повышенной опасности, и действия охраняется общественными отношениями, независимо от поведения нарушителя (например, наличия повреждений), наступления последствий и их тяжести. Кроме того, повторное совершение этих административных правонарушений является уголовным преступлением. Таким образом, есть еще одно условие, что управление транспортным средством лицом в состоянии опьянения может привести к ДТП и идентифицировать с количеством случаев административных правонарушений, связанных с управлением транспортными средствами этими водителями,
а затем определить их долю в общем количестве случаев административных правонарушений такого типа, тогда по этой формуле вы можете получить общее представление о ситуации по рассматриваемому нарушению. Сравнение данных за разные годы покажет, что чем ниже полученное значение, тем выше эффективность мер, направленных на исключение пьяных водителей из участия в дорожном процессе до появления негативных последствий в виде дорожно-транспортного происшествия.
Государство призвано создать благоприятные условия для безопасного и бесперебойного движения ТС и пешеходов, и только за тем привлекать к ответственности нарушителей требований безопасности в дорожном движении. Формы и методы профилактической работы во все исторические периоды деятельности государства были различными, но, по сути, вся работа сводилась к информационному воздействию на участников дорожного движения с целью выработки у них правомерного поведения и отказа от возможных неправомерных деяний. В наши дни, когда научно-технический прогресс продвинулся далеко вперед, а количество владельцев автомототранспортных средств продолжает неуклонно расти, что диктует пересмотр подходов к решению вопросов профилактики БДД.
Информационное влияние на общество в сфере пропаганды БДД должно иметь разноплановый и инновационный характер, при этом необходимо применять в том числе и новые, нестандартные, экономически оправданные решения [7, с. 12]. Помимо «карательных» мер все чаще высказываются предложения общественных организаций, граждан и заинтересованных ведомств о поощрении законопослушных водителей, стимулировании их за отсутствие нарушений ПДД путем предоставления моральных и материальных благ.
К сожалению, в нашей стране такие методы пропаганды, как поощрение добросовестных участников дорожного движения, развиты недостаточно, система стимулирования законопослушных водителей однобока и основана преимущественно на различных вариантах штрафов. Данные меры, безусловно, дают определенный эффект, однако не являются панацеей от проблем на дорогах. На наш взгляд, достаточно действенным средством, которое в совокупности с другими формами и методами пропагандистской работы позволит уменьшить как число нарушителей ПДД, так и количество ДТП, является именно поощрение дисциплинированных граждан.
Моральные меры поощрения, на первый взгляд, не являются столь существенными для определенного круга участников дорожного движения, но зато они довольно доступны, легко организуемы и относительно бюджетны. Так, например, моральной мерой поощрения может служить возможность стать внештатными сотрудниками полиции по линии Госавтоинспекции. Доверие, оказанное органом внутренних дел, будет мотивировать законопослушных участников дорожного движения и формировать их позитивное мнение о субъектах БДД, что подтверждается результатами проведенного социологического исследования. Так, 57 % респондентов высказало позитивное отношение к этой форме морального поощрения, 33 % подтвердило согласие в случае поступления соответствующего предложения стать внештатным сотрудником полиции.
Тем самым дисциплинированный гражданин, давший согласие стать внештатным сотрудником, будет являться и наглядным примером соблюдения ПДД для других водителей и пешеходов1. Рассматривая возможные формы материального поощрения законопослушных водителей, целесообразно рассмотреть и вариант предоставления им бесплатной муниципальной парковки либо скидки на ее оплату. Для реализации этой формы должна быть предусмотрена выдача соответствующих талонов органами местного самоуправления по предъявлении справки из ГИБДД об отсутствии нарушений ПДД за установленный период [8, с. 245].
Как эффективную форму материального поощрения можно рассмотреть и возможность предоставления законопослушным водителям скидок для проезда по платным автомобильным дорогам. В этих целях целесообразно снизить налоговое бремя собственников данных дорог взамен предоставления соответствующих льгот. Эта мера также призвана стимулировать участников дорожного движения на аккуратное вождение.
Представляется, что по этому пути могли бы пойти и другие представители бизнеса, к примеру автосалоны. Пропагандируя соблюдение ПДД, можно предложить дисциплинированным водителям систему скидок при покупке автомобиля, предоставление различных бонусов при прохождении технического осмотра либо технического обслуживания автомобиля. Не должны оставаться в стороне и автозаправочные станции, чьи услуги востребованы водителями. Даже небольшие скидки на топливо станут хорошим стимулом для многих законопослушных автомобилистов. Одним из вариантов материального стимулирования могла бы стать бонусная система накопления баллов. Такая система активно используется в сетевых магазинах при совершении покупок. Суть состоит в том, что водителю за отсутствие нарушений ПДД начисляется определенное количество баллов. Причем, баллы продолжают накапливаться далее ежегодно при отсутствии нарушений. Чем больше срок эксплуатации автомобиля без нарушений - тем больше баллов. В случае же нарушения ПДД водитель уплачивает административный штраф со скидкой, пропорциональной количеству набранных баллов. По моему мнению, указанные выше меры позволят существенно повлиять на качество пропаганды БДД, стимулировать водителей ТС на безусловное соблюдение закона.
Под профилактикой необходимо понимать специфический набор мер психологического, медицинского, педагогического характера, направлением которых является устранение факторов, отрицательно сказывающихся на поведении личности, тем самым предупреждая их дальнейшее существование. Профилактическая работа, как правило, в рамках профилактической деятельности, осуществляется по нескольким уровням, к которым следует отнести: федеральный, региональный и индивидуальный.
В целях эффективности работы личного состава Госавтоинспекции возникает необходимость в проведении анализа дорожно-транспортной дисциплины и выработки управленческих решений. Одним из наиболее эффективных средств снижения уровня смертности и травматизма на дорогах является активная пропаганда и популяризация соблюдения ПДД Неотъемлемым элементом процесса пропаганды выступает определение ее эффективности, т.е. ее реального воздействия на сознание и поведение участников дорожного движения, изменение имеющихся установок [9, с. 231].
Таким образом, работа по профилактике БДД - это систематизированная, многоплановая работа различных государственных органов и общественных организаций с использованием всего спектра форм пропагандистской и агитационной работы, имеющихся в арсенале сотрудников Госавтоинспекции.
В совокупности с другими поощрительные меры позволят мотивировать многих участников дорожного движения на строгое соблюдение ПДД. Задачей же государства в области обеспечения БДД должно стать внедрение этих форм и методов пропагандистской работы с их обязательным законодательным закреплением.
1 Материалы официального интернет-сайта Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России [Электронный ресурс]. URL: www.gibdd.ru/assistant/dtp (дата обращения: 08.02.2023)
1. Исакова М.С. «Полиция как субъект обеспечения безопасности дорожного движения» В сборнике: Государство и право. Материалы международной научно-теоретической конференции молодых исследователей. Под редакцией Н.С. Нижник; Санкт-Петербургский университет МВД России. 2016. С. 137
2. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений: С.И. Ожегов. 28-е изд., перераб. М.: Мир И образование, 2015. 1375 с.
3. ^асикова И.С Понятие общей профилактики детского травматизма // Право и безопасность. 2013. № 2. С. 86-88
4. Зейналов Ф.Н. K вопросу реализации основных направлений Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы // Право и политика. 2019. № 10. С. 40-58
5. Сисакьян A.K. О роли правосознания в процессе обеспечения безопасности дорожного движения // Обеспечение безопасности участников дорожного движения. Тюмень, 2020. С. 45-59.
6. Павлова Е.В. Проблемы и перспективы совершенствования административного законодательства // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2021. № 1(86). С. 122-128.
7. Aксёнов Д.Е., Гук ГА. Влияние пропаганды и профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения на снижение показателей аварийности // Aвтомобильные перевозки и транспортная логистика: теория и практика. 2020. С. 10-15.
8. Aзарова НА., Дорохин С.В. Основные причины и методы пропаганды безопасности дорожного движения детей в РФ // Aльтернативные транспортные технологии. 2018. Т. 5. № 1 (8). С. 243-247.
9. ^пустина Е.Г. Организация применения наиболее эффективных форм пропаганды безопасности дорожного движения - путь к снижению дорожно-транспортных происшествий // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2019. № 1(2). С. 229-234.
1. Isakova M.S. «Policiya kak sub''ekt obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvi-zheniya» V sbornike: Gosudarstvo i pravo. Materialy' mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii molody'x issledovatelej. Pod redakciej N.S. Nizhnik; Sankt-Peterburgskij universitet MVD Rossii. 2016. S. 137
2. Tolkovy'j slovar' russkogo yazy'ka: 100000 slov, terminov i vy'razhenij: S.I. Ozhegov. 28-e izd., pererab. M.: Mir I obrazovanie, 2015. 1375 s.
3. Krasikova I.S Ponyatie obshhej profilaktiki detskogo travmatizma // Pravo i bezopasnosf. 2013. № 2. S. 86-88
4. Zejnalov F.N. K voprosu realizacii osnovny'x napravlenij Strategii bezopas-nosti dorozhnogo dvizheniya v Rossijskoj Federacii na 2018 - 2024 gody' // Pravo i po-litika. 2019. №
10. S. 40-58
5. Sisak'yan A.K. O roli pravosoznaniya v processe obespecheniya bezopasnosti do-rozhnogo dvizheniya // Obespechenie bezopasnosti uchastnikov dorozhnogo dvizheniya. Tyumen', 2020. S. 45-59.
6. Pavlova E.V. Problemy' i perspektivy' sovershenstvovaniya administrativnogo zakonodatel' stva // Nauchny'j vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk>anova. 2021. № 1(86). S. 122-128.
7. Aksyonov D.E., Guk G.A. Vliyanie propagandy' i profilakticheskix meropriyatij po bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya na snizhenie pokazatelej avarijnosti // Avto-mobil'ny'e perevozki i transportnaya logistika: teoriya i praktika. 2020. S. 10-15.
8. Azarova N.A., Doroxin S.V. Osnovny'e prichiny' i metody' propagandy' bezopas-nosti dorozhnogo dvizheniya detej v RF // Al'ternativny'e transportny'e texnologii. 2018. T. 5. № 1 (8). S. 243-247.
9. Kapustina E.G. Organizaciya primeneniya naibolee e'ffektivny'x form propa-gandy' bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya - put' k snizheniyu dorozhno-transportny'x proisshestvij // Nauchny'j vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2019. № 1(2). S. 229-234.
Информация об авторе
Светлана Александровна Жбанова. Заместитель начальника кафедры организации деятельности ГИБДД. Кандидат экономических наук.
Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова. Служебный адрес: 302027, г. Орел, ул. Игнатова, д. 2.
Information about the author
Svetlana Al. Zhbanova. Deputy Head of the Department of Organization of traffic police activities. Candidate of Economic Sciences.
Lukyanov Orel Law Institute of Ministry of interior of Russia. Work address: 302027, Orel, st. Ignatov 2.
Статья поступила в редакцию 20.03.2023; одобрена после рецензирования 17.04.2023; принята к публикации 05.05.2023.
The article was submitted March 20, 2023; approved after reviewing April 17, 2023; accepted to the writing of the article for publication May 5, 2023.