Научная статья на тему 'О НЕУРЕГУЛИРОВАННЫХ ВОПРОСАХ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ'

О НЕУРЕГУЛИРОВАННЫХ ВОПРОСАХ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / УЧАСТНИК ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / СУБЪЕКТ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ПРАВИЛА И ПОРЯДОК ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Храмцова О.В.

В данной статье описывается, ряд вопросов практической реализации мер обеспечения об административных правонарушениях, связанных с освидетельствованием на состояние опьянения участников дорожного движения, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами. На основе правоприменительной практики, проводится анализ понятий участников дорожного движения и субъектов при дорожно-транспортном происшествии. Освещаются вопросы освидетельствования участников и субъектов дорожного движения при ДТП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Храмцова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON UNRESOLVED ISSUES OF EXAMINATION OF ROAD USERS WHO ARE INTOXICATED

This article describes a number of issues of practical implementation of security measures for administrative offenses related to the examination of road users for intoxication, established by legislative and other regulatory legal acts. On the basis of law enforcement practice, an analysis of the concepts of road users and subjects in a traffic accident is carried out. The issues of examination of participants and subjects of road traffic in case of an accident are highlighted.

Текст научной работы на тему «О НЕУРЕГУЛИРОВАННЫХ ВОПРОСАХ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_167 УДК 344.9

О НЕУРЕГУЛИРОВАННЫХ ВОПРОСАХ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ УЧАСТНИКОВ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИИ On unsettled issues of examination of road users who are in a state of intoxication

ХРАМЦОВА Ольга Владимировна,

преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД,

Восточно-Сибирский институт МВД России.

664074, Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110.

Е-mai l:Hramtcova80@mai l.ru;

Khramtsova Olga Vladimirovna,

Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Department of Internal Affairs, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 664074, Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lermontov str., 110. Е-mai l:Hramtcova80@mai l. ru

Краткая аннотация. В данной статье описывается, ряд вопросов практической реализации мер обеспечения об административных правонарушениях, связанных с освидетельствованием на состояние опьянения участников дорожного движения, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами. На основе правоприменительной практики, проводится анализ понятий участников дорожного движения и субъектов при дорожно-транспортном происшествии. Освещаются вопросы освидетельствования участников и субъектов дорожного движения при ДТП.

Abstract: This article describes a number of issues of practical implementation of security measures for administrative offenses related to the examination of road users for intoxication, established by legislative and other regulatory legal acts. On the basis of law enforcement practice, an analysis of the concepts of road users and subjects in a traffic accident is carried out. The issues of examination of participants and subjects of road traffic in case of an accident are highlighted.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, участник дорожного движения, субъект, транспортное средство, правила и порядок освидетельствования на состояние опьянения, дорожно-транспортное происшествие.

Keywords: road safety, road user, subject, vehicle, rules and procedure for examination for intoxication, traffic accident.

Для цитирования: Храмцова О.В. О неурегулированных вопросах освидетельствования участников дорожного движения, находящихся в состоянии опьянения // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 167-169. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_167.

For citation: Khramtsova O. V. On unsettled issues of examination of road users who are in a state of intoxication // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 167-169. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_167.

Статья поступила в редакцию: 28.04.2023

В целях реализации единой государственной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (далее - ОБДД) одним из важнейших направлений развития общественных отношений является безопасность дорожного движения, которая включает в себя экономические, социальные и демографические проблемы Российской Федерации.

Обеспечение безопасности и правопорядка дорожного движения является необходимым условием всей системы государства. В тоже время, стремительные количественные изменения в численности и структуре автопарка страны, повышению интенсивности движения в городах и на дорогах повлекли изменения в организации дорожного движения и ОБДД, что стало на сегодняшний день острейшей проблемой.

Как известно, аварийность на дорогах наносит огромный ущерб не только субъектам административного права, но и обществу, выразившееся в причинение материального и морального вреда здоровью, следствием которого, являются гражданско-правовые отношения.

Ещё недавно безопасность на дорогах рассматривалась как индивидуальная и местного характера проблема. Однако, с нарастанием этой проблемы, отразившейся в отрицательной динамике дорожно-транспортного травматизма, потребовалась выработка общей стратегии по ОБДД.

Анализ статистики дорожно-транспортных происшествий в соответствии с официальным сайтом Госавтоинспекции Российской Федерации свидетельствует о том, что уровень дорожно-транспортных происшествий за 2021 год имеет положительную динамику по сравнению с аналогичным периодом за 2020 год, а именно за 2021 год было совершено 133331 ДТП, из них 64713 ДТП [1], где пострадали люди. Данная статистика свидетельствует об улучшении факторов, влияющих на совершение дорожно-транспортных происшествий. К данным факторам относят состояние дорожного покрытия, ответственность и подготовленность водителей, осуществление должностных обязанностей инспекторов дорожно-патрульной службы, а также интенсивность движения транспортных средств и установление средств регулирования дорожного движения.

Но, особое внимание хотелось уделить освидетельствованию участников дорожного движения, находящихся на месте ДТП. Так, за период 2018-2021 г. в России зарегистрировано 610861 ДТП, в которых 60563 ДТП зарегистрировано водителями находящихся в состоянии опьянения. Водители, отказавшиеся от медицинского освидетельствования 13874 ДТП с водителями, отказавшимися от медицинского освидетельствования, и 74309 ДТП с водителями с признаками опьянения [1].

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются нарушения Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД). Ежегодно участники дорожного движения привлекаются к административной ответственности, исчисляющиеся в сотни милли-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 6(222)

онов таких нарушений. Часть из них, носит формальный характер в виде профилактических мер в устной форме или вынесения постановления по делу об административном правонарушении в виде предупреждения, другая же часть привлекается к административной ответственности в виде административного штрафа или лишения специального права на управления транспортным средством.

Говоря об участниках дорожного движения, стоит заметить, что дорожно-транспортные происшествия являются периодичными, и зависят от некоторых обстоятельств. Так, например, состояние водителя напрямую зависит от времени суток, прием лекарственных препаратов, эмоционального состояния и т.д. Как показывает анализ статистических данных и правоприменительная практика, большое количество ДТП происходят по причине лица, находящегося в состоянии опьянения, и при нарушении Правил дорожного движения Российской Федерации (далее -ПДД) создает условия для совершения ДТП.

Но значительную часть происшествий занимают ДТП, где пострадали люди. В данном аспекте особое внимание хотелось уделить проблематике, связанную с освидетельствованием участника дорожного движения на состояния опьянения, которому в результате дорожно-транспортного происшествия причинён вред здоровью.

При выполнении своих должностных обязанностей инспектор ДПС имеет право применить по отношению к водителю автотранспортного средства меры административного воздействия: отстранение от управления транспортным средством; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Данные меры воздействия необходимы для составления административных материалов и формирования доказательной базы должностными лицами с целью пресечения совершения административных правонарушений.

При совершении дорожно-транспортного происшествия сотрудники ГИБДД обязаны освидетельствовать водителей причастных к ДТП на состояние опьянения. Особенно это актуально при применении такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ст. 27.12.1 КоАП РФ). Указанная мера обеспечения производства применяется в отношении лица, которое управляет транспортным средством, на основании протокола об отстранении транспортного средства, составленного должностным лицом полиции.

Процедура освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) проводится на месте или с последующим такого освидетельствования в медицинских организациях или их структурных подразделениях, имеющих соответствующую лицензию. Правила освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов утверждены постановлением Правительства [3]. В ходе освидетельствования проводится осмотр лица врачом или фельдшером, прошедшим специализированную подготовку и имеющим лицензию.

Доказательством по делу об административном правонарушении при привлечении к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения формируют доказательную базу при составлении административных материалов по ст. ст.12.24, 12.27 КоАП РФ.

Рассматривая данное положение, с одной стороны, все предельно понятно, но в тоже время, диспозиция статьи 27.12 КоАП РФ гласит, что освидетельствование на состояние опьянения и направления на медицинское освидетельствование проводится в отношении водителя транспортного средства, иных субъектов не указано. Согласно Правил дорожного движения участниками дорожного-транспортных происшествий являются также: пешеходы, велосипедисты, погонщики и т.д., данная категория лиц, не управляет транспортным средством.

Таким образом, в различных нормативно-правовых актах имеется коллизия между нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные правоотношения в части освидетельствования на состояние опьянения или направления на медицинское освидетельствование лица, привлекаемого к административной ответственности. Данное противоречие парирует при производстве по делам об административных правонарушениях, в части лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. С одной стороны, при дорожно-транспортном происшествии все участники дорожного движения на месте ДТП являются субъектами, однако освидетельствование на состояние опьянение могут пройти только лица, управляющие транспортным средством.

Рассматривая категорию, пешеход — это лица, отвечающие общим требованиям административной правосубъектности, названные в качестве нарушителей ПДД в ст. 12.29 и 12.30 КоАП РФ. В соответствии с ПДД РФ пешеходом признается лицо, находящееся вне транспортного средства. Но правила приравнивают к пешеходам лиц, передвигающихся в инвалидных колясках без двигателя, ведущих велосипед, мопед, мотоцикл, везущих санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. Обязанности пешеходов закреплены в пунктах 4.1 - 4.8 ПДД РФ. В связи с этим, субъекты административных правонарушений пешеходы, прямо названные или подразумеваемы в качестве потерпевших в ст. 12.18, 12.24 КоАП РФ.

Категория пассажиры привлекаются к административной ответственности в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 12.29, ст. 12.30. Пассажиром признается лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит в транспортное средство или выходит из транспортного средства. Обязанности пассажиров закреплены в пунктах 5.1 - 5.2 ПДД РФ. Данные субъекты не могут рассматриваться как субъекты административных правонарушений, прямо названные или подразумеваемые в качестве потерпевших в ст. 12.6, 12.18, 12.24 КоАП РФ. Вместе с тем пассажир, не имеющий права управления транспортными средствами, которому было незаконно передано управление, должен рассматриваться как водитель (лицо, управляющее транспортным средством) - субъект правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 12.7, ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ.

Категория лиц, управляющих мопедом, велосипедом, СИМ (далее - средствами индивидуальной мобильности) отдельная категория

участников дорожного движения, которая на сегодняшний день приковывает пристальное внимание к себе, в связи с большим ростом происшествий и несчастных случаев. Если рассматривать данную категорию — это лица, отвечающие общим требованиям административной правосубъектности, названные в качестве нарушителей ПДД названы в качестве нарушителей в ч. 2 и 3 ст. 12.29 и ст. 12.30 КоАП РФ. По смыслу комментируемой главы водителями такие лица не признаются и относятся к категории пешеход. Соответственно, степень их административной ответственности значительно ниже по сравнению с ответственностью водителей. Данная категория не может рассматриваться как субъекты административных правонарушений, с вязи с этим, лица, управляющие мопедом, СИМ, велосипедом, приравниваются в качестве потерпевших в соответствии со ст. 12.18, 12.24 КоАП РФ.

Рассмотрим один из примеров, 1 марта 2023 г. существенно изменился действующий текст ПДД, в него добавляются СИМ. Согласно данной формулировке, СИМ отнесены к транспортным средствам. Движение лиц, использующих для передвижения СИМ, разрешается со скоростью не более 25 км/ч. Особый интерес вызывают регистрация и оформление ДТП с участием устройств индивидуальной мобильности. Пункт 6 ПДД РФ регламентирует, что на учет ставятся все виды транспорта. Но в определении, отраженном в пункте 4, уточнено, что требование распространяется только на те средства, что обладают мощностью свыше 4кВт, то есть СИМ ставятся на учет, развивающие скорость свыше 50 км/ч, но если мощность СИМ меньше 250 Вт, то данная категория приравнена к пешеходам. То есть если, лицо управляющее СИМ и допускающее наезд на пешехода, одним из видов ДТП будет являться столкновением двух пешеходов, но если произойдет столкновение с движущемся ТС, то будет рассматриваться как наезд на пешехода. Такой подход нарушает принцип справедливости и объективности. СИМ и пешеход находятся в неравном положении, так как у них разные характеристики. За счет массы и скорости СИМ может нанести больший вред здоровью человека. К тому же статус пешехода исключает усиленную ответственность водителя СИМ за вождение в состоянии алкогольного опьянения и оставление места происшествия.

Таким образом, освидетельствование участников дорожного движения на состояние опьянения причастных к ДТП является неотъемлемой частью административного производства и мерой обеспечения, поскольку данные о наличии или отсутствия в организме человека алкоголя или других веществ помогут правильно и точно квалифицировать совершённое деяние, а также выяснить причины и условия дорожно-транспортного происшествия, установить причинно-следственную связь между нарушенным пунктом правил дорожного движения и наступившими последствиями. Институт применения мер административной ответственности в изучаемой сфере нуждается в совершенствовании, в частности должны быть пересмотрена административная ответственность ч. 3 статьи 12.29 КоАП РФ. Более того, пока на законодательном уровне не будут устранены противоречия и пробелы, в практической деятельности должностных лиц правоохранительных органов будут возникать сложности с проведением освидетельствования лиц, участвующих в дорожно-транспортных происшествиях и привлечением к административной ответственности.

Библиогра фия:

1. Сайт gibdd.ru // URL: http: // www.gibdd.ru /stat / archive /; http://www.gibdd.ru/stat/files/fdtp/1607/1100/1100 l, 2, 3.xls (дата обращения: 16.02.2023).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 № 1882 «О порядке освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения».

3. Приказ МВД России от 23.08.2017 № 664 (ред. от 21.12.2017) «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения».

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.02.2023).

5. О правилах дорожного движения [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2022 г. № 1888. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.10.2022 № 1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

References:

1. Website gibdd.ru // URL: http: // www.gibdd.ru /stat/archive/; http://www.gibdd.ru/stat/files/fdtp/1607/1100/1100_l,_2,_3.xls (date of access: 02/16/2023).

2. Decree of the Government of the Russian Federation of October 21, 2022 No. 1882 "On the procedure for examination for the state of alcoholic intoxication and registration of its results, referral for a medical examination for the state of intoxication".

3. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated August 23, 2017 No. 664 (as amended on December 21, 2017) "On ap proval of the Administrative Regulations for the execution by the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of the state function of exercising federal state supervision over compliance by road users with the requirements of the legislation of the Russian Federation in the field of road safety movement."

4. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated December 30, 2001 N 195-FZ (as amended on February 28, 2023).

5. On the rules of the road [Electronic resource]: Decree of the Government of the Russian Federation of October 23, 1993 No. 1090. Access from the reference legal system "ConsultantPlus".

6. On Amendments to the Rules of the Road of the Russian Federation [Electronic resource]: Decree of the Government of the Russian Federation of October 24, 2022 No. 1888. Access from the ConsultantPlus legal system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.