Научная статья на тему 'Отдельные аспекты государственной образовательной политики Финляндии: школьное образование'

Отдельные аспекты государственной образовательной политики Финляндии: школьное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
611
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / EDUCATIONAL POLICY / SCHOOL EDUCATION / DEMOCRATIC EDUCATION / EDUCATION / POLITICAL CULTURE / POLITICAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Понявина Мария Борисовна

Грамотная государственная политика в сфере образования является одним из основных механизмов формирования и поддержания стабильной политической системы, сохранения гражданского порядка и легитимности власти. Ее корректная адаптация к изменяющимся условиям многополярного мира содействует стабильности общества и целостности государства. Государственная образовательная политика Финляндии является одним из ярких примеров эффективного управления сферой образования демократической страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN ASPECTS OF THE STATE EDUCATIONAL POLICY IN FINLAND: SCHOOLING

A competent state policy in the field of education is one of the main mechanisms for the formation and maintenance of a stable political system, the preservation of civil order and the legitimacy ofpower. Its correct adaptation to the changing conditions of a multipolar world contributes to the stability of society and the integrity of the state. The state educational policy of Finland is one of the vivid examples of effective management of the education sphere of a democratic country.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты государственной образовательной политики Финляндии: школьное образование»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

УДК 323.212

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ФИНЛЯНДИИ: ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

М.Б. Понявина

Грамотная государственная политика в сфере образования является одним из основных механизмов формирования и поддержания стабильной политической системы, сохранения гражданского порядка и легитимности власти. Ее корректная адаптация к изменяющимся условиям многополярного мира содействует стабильности общества и целостности государства. Государственная образовательная политика Финляндии является одним из ярких примеров эффективного управления сферой образования демократической страны.

Ключевые слова: образовательная политика, школьное образование, демократическое образование, образование, политическая культура, политическое сознание

Государственное образование в Финляндии началось в 1860-х годах. Как и в ряде других стран, первоначальным источником обучения на финском языке в этой стране явилась церковь. Принцип лютеранской церкви, национальной церкви Финляндии, заключался в обучении людей чтению Библии на своем родном языке. Кроме того, сама Церковь начала учить людей читать, а грамотность стала одним из требований, которые человек должен был выполнить, чтобы обвенчаться. Позже была создана национальная школьная система, независимая от Церкви.

Повышение образовательных услуг и развитие образовательного содержания были ключевыми задачами социальной политики в Финляндии в последние несколько десятилетий. Общество нуждается в обучении своих членов, поскольку человеческий капитал является одним из ключевых факторов производства. В течение долгого времени Финляндия основывала свою международную конкурентоспособность на высоком уровне компетентности своих граждан, полученном посредством национальной системы образования.

Согласно многолетним исследованиям группы PEARSON, Финляндия демонстрирует стабильно высокий международный уровень индекса образования, традиционно занимая лидирующее место в мировом рейтинге образовательных систем, при этом финские школьники, по данным различных международных исследовательских организаций, занимают призовые места среди учащихся других стран по школьным компетенциям. Так, согласно результатам тестов PISA, Финляндия - один из лидеров в сфере образования. Взрослое население Финляндии также вошло в число лучших в странах-участницах Программы международной оценки компетенций для взрослых [1].

В настоящее время основополагающим принципом финской государственной образовательной политики является предположение о том, что все граждане должны иметь равный доступ к высококачественному образованию и обучению вне зависимости от их этнического происхождения, возраста, богатства или места жительства. Достижение этой цели отчасти обеспечивается отсутствием платы с населения за образование на всех уровнях от дошкольного и до высшего образования.

В Финляндии существует девятилетнее базовое школьное образование, которое уделяет особенное внимание предотвращению низких учебных достижений и предлагает в дальнейшем возможность выбора между высшим средним образованием, профессионально-техническим образованием и дополнительным образованием, что с течением времени приводит к увеличению доли студентов высшего образования. При этом Финляндия отличается более высокими показателями успешного завершения ступеней образования по сравнению со странами ОЭСР.

Финское общество и его система образования уделяют большое внимание школам и учреждениям по уходу за детьми и доверяют профессионализму своих школьных учителей, преподавателей и работников образования без национальных стандартизованных тестов. Образование является престижной, уважаемой профессией, требующей высшего образования. По сравнению с другими профессиями, предполагающими высшее образование, заработная плата учителей немного выше среднестатистического уровня в ОЭСР. Учителя имеют педагогическую автономию, что требует от них особых навыков и постоянного профессионального развития как для преподавания, так и для оценивания обучающихся.

В рамках децентрализованного подхода правительство Финляндии определяет и устанавливает приоритеты в области образования, в то время как школы и детские сады в основном поддерживаются местными органами власти, которые несут значительную ответственность за организацию образования, финансирования, учебной программы и найма персонала.

Государственная образовательная политика Финляндии разрабатывается Правительством и Министерством образования и культуры страны. Она определяет приоритетные направления в области образования и каждые четыре года подвергается пересмотру. При этом единое понимание ценности образования обеспечивает стабильность структуры государственной политики в области образования и ключевых особенностей этой системы.

Высокие образовательные показатели Финляндии поддерживаются государственной образовательной политикой, которая поощряет качество и справедливость образования. Речь идет о преодолении неравенства в определенных социальных группах. В частности, в Финляндии наблюдаются большие несоответствия между результатами обучения в школе мальчиков и девочек, а также между коренными жителями и иммигрантами.

Для устранения выявленных негативных моментов в Финляндии был предпринят ряд мер. Учителя стали признавать отставание в обучении ряда

школьников, одновременно оказывая им дополнительную помощь, в которой участвуют как сотрудники школы, так и сотрудники социального обеспечения. Параллельно были усилены требования к качеству работы самих учителей, что породило обязательное наличие высшего педагогического образования и практического опыта у школьных учителей.

Ряд дополнительных реформ был проведен в период с 2011 по 2016 гг. Так, было изменено ведомственное подчинение услуг дошкольного ухода и образования. Они были переданы из ведения Министерства социальных дел и здравоохранения в Министерство образования и культуры Финляндии, что предполагает повышение качества образования в перспективе.

Студенты-иммигранты, не имеющие национального базового школьного образования, должны пройти специальную подготовку с целью повысить свой образовательный уровень для получения возможности дальнейшего образования.

Предпринимаются усилия по обеспечению базовой подготовки к трудоустройству молодежи, в том числе внедрения программы гарантированного трудоустройства молодежи. В целях оценки реального роста качества национального образования были разработаны критерии качества для базового образования и создан Центр оценки качества образования.

В результате, по оценке PISA, Финляндия достигла высоких образовательных показателей, в частности по чтению - усредненный балл 536 по сравнению с показателем по ОЭСР 493 баллов. Средневзвешенные показатели успешного завершения среднего образования молодежи в возрасте от 25 до 34 лет составляют 90 %, а 39 % молодежи успешно завершают высшее образование [2].

Финляндия ведет активную политику обеспечения равными образовательными возможностями всех детей и молодежи в рамках системы социального обеспечения. Всеобъемлющая политика в области образования и ухода за детьми младшего возраста способствует созданию равноправной системы образования. Дневной уход и дошкольное образование доступны для всех детей, начиная с 4-летнего возраста. С 2001 года дошкольное образование стало доступно для 6-летних детей и направленно на подготовку детей к первому классу базового образования. Это бесплатное и необязательное образование, и подавляющее большинство детей - 98 % - его получают. Тем не менее, цель государственной образовательной политики Финляндии заключается в том, чтобы абсолютно все дети участвовали в дошкольном образовании, включая детей, проживающих в отдаленных районах, и детей иммигрантов.

Современная позиция Финляндии в вопросе предоставления образования для своих граждан заключается в том, что потенциал каждого ученика должен быть максимальным. Поэтому образовательное руководство рассматривается как необходимая часть образовательного процесса. Руководство и консультирование направлены на поддержку учащихся и помощь им, с тем чтобы они могли достигать лучших образовательных результатов и иметь возможность принимать правильные решения, касающиеся их образования и карьеры.

В отличие от многих стран, ведущих активную работу по выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи [3, с.8], государственная политика Финляндии в области образования нацелена на раннее выявление детей, которым понадобится дополнительная образовательная помощь, поддержка обучения. Как уже ранее было отмечено, в Финляндии существует практика признания образовательных проблем отдельных школьников и ведется поддержка таких школьников со стороны всех сотрудников в области образования.

Данный аспект выделяется в качестве основного механизма обеспечения равновысокого уровня образования школьников по стране. Особую тревогу финских учителей представляют мальчики, а также дети эмигрантов, количество последних существенно увеличилось за последние 10 лет. При этом в Финляндии не применяется практика отбора школьников по академическим способностям в определенные школы, что подтверждает одинаково высокий уровень достижений школ страны.

Важное значение в этой работе уделяется раннему вмешательству в означенную образовательную проблему. Школой предоставляется необходимая индивидуальная поддержка на самом раннем этапе ее формирования; в работе принимают совместное участие учителя, социальные и медицинские службы.

Школы и учителя несут ответственность за выявление тех, кто может отстать; такие дети получают дополнительную поддержку. Все школы в рамках этой работы имеют в своем распоряжении группы по благосостоянию учащихся, которые включают в себя учителей, школьную медсестру, школьного психолога, студента-консультанта.

Министерство образования и культуры Финляндии оказывает поддержку дополнительным механизмам по раннему выявлению отстающих детей. В стране ведется активная работа по разработке различных веб-приложений и сервисов по решению данной задачи. В частности, можно упомянуть сервис ШКШЛТ, оказывающий помощь в обучении чтению и математике младших школьников.

Следующим фактором, обеспечивающим отмеченные достижения финской образовательной системы, является высокий уровень подготовки школьных учителей Финляндии.

Реформа в конце 1970-х годов укрепила педагогическое образование и сделала его весьма избирательным. Обучение учителей перешло из учительских колледжей в университеты, и учителя начальной школы должны были получить степень магистра. В настоящее время педагогическое образование обеспечивается девятью университетами, из которых восемь имеют отдельные институты подготовки учителей. Конкурс среди абитуриентов высокий, на 1 место претендует 10 человек [4].

Процесс отбора студентов для начального педагогического образования включает в себя два этапа. Первым этапом является экзамен для оценки академических навыков заявителей. Второй этап представляет собой комбинацию письменных вопросов и тестов для выявления пригодности заявителей для

профессии, а также его навыков, мотивации и желания к дальнейшему собственному обучению.

Учителя начальной школы должны иметь высшее образование. Они могут специализироваться на обучении одного или нескольких предметов. Завершение полного курса по второстепенному предмету (не менее 60 кредитов в рамках Европейской системы перевода и накопления кредитов) также дает им право выступать в качестве преподавателя предметной области в начальном образовании 1-9-го классов.

Результатом государственной политики в сфере образования Финляндии бесспорно является тот факт, что Финляндия входит в число ведущих стран по качеству образования. Уровень грамотности чтения, знаний по математике и естественным наукам финских школьников безоговорочно выше других стран. Хорошее образование и профессиональные навыки являются важными предпосылками получения работы.

Подавляющее большинство финнов в возрасте до 64 лет (87 %) получили полное среднее образование, что выше среднего показателя по ОЭСР (76 %) [5]. Данное обстоятельство бесспорно влияет на высокий уровень занятости населения, где 69 % жителей Финляндии в возрасте от 15 до 64 лет имеют оплачиваемую работу и где сверхурочно трудятся всего 4 % работников [6].

Многие показатели благосостояния страны выше относительно большинства других европейских стран. Финляндия показывает лучшие результаты по образованию и профессиональным навыкам и выше среднего по большинству показателям: работе и заработной плате, качеству окружающей среды, субъективному благополучию, личной безопасности, социальным связям, жилищным условиям и балансу работы и отдыха. Совокупность указанных факторов привела к тому, что в целом граждане Финляндии более удовлетворены своей жизнью, чем в среднем по ОЭСР.

Стабильность гражданского общества, высокая степень удовлетворенности жизнью населения Финляндии доказывает корректные действия финских властей по разработке и имплементации государственной политики в сфере образования, предоставляющие гражданам адекватное, востребованное современное образование, которое они могут эффективно применять на благо себе и своей страны.

Список литературы

1. Grubb N. "Equity in Education Thematic Review: Finland Country Note", OECD Publishing, Paris. URL: http://www.oecd.org/ education/countrystudies/ 36376641.pdf (дата обращения: 14.06.2017).

2. Отчет о состоянии образования в Финляндии. Национальное агентство по образованию Финляндии, 2017г. URL: http: //www.oph.fi/download/ 175015_education_in_Finland.pdf (дата обращения: 14.06.2017).

3. Ушаков Д.В., Шепелева Е.А. Системы работы с одаренной молодежью в России и за рубежом. Системы работы с одаренной молодежью в России и за рубежом // СПЖ. 2014. № 54. C. 8

4. Министерство Образования и Культуры Финляндии. Официальный сайт. URL: http://www.minedu.fi (дата обращения: 14.06.2017).

5. Национальное агентство по образованию Финляндии. URL: http://www.oph.fi/english/education (дата обращения: 14.06.2017).

6. Совет по Оценке Качества образования Финляндии, URL: http://www.edev.fi/portal/english5 (дата обращения: 14.06.2017).

Понявина Мария Борисовна, канд. экон. наук, доц., mbponyavina@fa.ru, Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

CERTAIN ASPECTS OF THE STATE EDUCATIONAL POLICY IN FINLAND: SCHOOLING

M.B. Ponyavina

A competent state policy in the field of education is one of the main mechanisms for the formation and maintenance of a stable political system, the preservation of civil order and the legitimacy ofpower. Its correct adaptation to the changing conditions of a multipolar world contributes to the stability of society and the integrity of the state. The state educational policy of Finland is one of the vivid examples of effective management of the education sphere of a democratic country.

Key words: Educational policy, school education, democratic education, education, political culture, political consciousness

Ponyavina Maria, candidate of economical sciences , docent, mbponyavina@fa. ru, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation

УДК 316.34

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ

КАК СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

(ТЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ)

О.В. Абросимова, С.Е. Юрков

Раскрываются особенности реализации государственной социальной политики занятости в отношении женщин; рассматривается зарубежный и отечественный опыт государственного регулирования занятости; определяются перспективные направления качественного совершенствования распределения женской рабочей силы на современном рынке труда.

Ключевые слова: государственная политика, безработица, женская занятость, нестандартная занятость, рынок труда, самостоятельная занятость.

Определяя социальную политику занятости как область, находящуюся на пересечении социальной и экономической сферы, можно охарактеризовать государственную социальную защиту в сфере занятости как меры по 1) предот-

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.