Зарубежный опыт
УДК 323.212
ПОНЯВИНА Мария Борисовна — кандидат экономических наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49; [email protected])
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ СТРАН
Аннотация. Образовательная политика государств является главным механизмом формирования политической культуры и политического сознания подрастающего поколения. При демократических режимах принципы образовательной политики исходят из демократических основ, основная задача которых - создание и поддержание истинных ценностей гражданского общества. Краеугольной задачей демократической образовательной политики является освоение учащимися основ демократического уклада государственности.
Ключевые слова: образовательная политика, демократический режим, демократическое образование, образование, политическая культура, политическое сознание
Демократия признается высшей формой политического режима в мире.
Вопросы демократизации самым тесным образом связаны с построением и поддержанием свободной рыночной экономики, которая в первую очередь базируется на населении, его опыте и знаниях. Демократические страны прилагают большие усилия для поддержки и популяризации демократии и гражданского общества. Одним из методов этой работы является демократизация образования.
Расширение государственного образования, бесплатного для населения, способствует увеличению доли образованных людей в стране. Демократическому обществу необходимы самостоятельные, образованные, ответственные граждане, воспроизводство которых достигается посредством сообразного образования, осуществляющего передачу основных демократических ценностей последующим поколениям. Уже младшие школьники в демократических странах начинают осваивать основы демократического устройства общества, такие как права человека, демократические ценности, основы законодательства своей страны [Мураенко 2016: 136].
Образовательная политика оказывает ключевое воздействие на формирование и дальнейшее развитие мировоззрения обучающихся, в первую очередь юных граждан страны, что отражает особенную важность социального эффекта образования. Помимо своей истинно образовательной функции — передачи культурного и научного наследия будущим поколениям, политика в сфере образования в демократических странах направлена на формирование общего миропонимания, основывающегося на принципах независимости и свободы, в т.ч. на понимании, признании и поддержке действующего политического строя государства, т.е. на формирование демократической политической культуры индивида.
Одновременно по мере усовершенствования образования эта функция трансформируется частично в экономическую функцию: становясь все более современным и востребованным, образование становится полноценным игроком рыночных отношений. В частности, такой проект начат в РФ в июне 2017 г.
Образовательная политика демократических стран направлена на принятие и применение обучающимися традиционных демократических ценностей. Начиная с младшего школьного возраста, подрастающее поколение учат выполнять гражданские функции, участвовать в общественной жизни, обучают меж-
культурной и национальной толерантности, предоставляя образовательным учреждениям активную роль в демократическом образовании общества.
Следующим ключевым аспектом рассматриваемой политики является принцип свободы. Свобода преподносится в качестве основной ценности демократического образования. Демократическая образовательная политика также предполагает обеспечение равенства прав при обеспечении всех качественным образованием при государственной поддержке. Таким образом, можно сказать, что образовательная политика демократических стран полностью исходит из демократических основ этого политического режима, придавая демократический характер образованию в целом.
Указанные аспекты образовательной политики принципиально отличаются от особенностей образовательной политики при других режимах. Так, к примеру, система образования стран с тоталитарным режимом полностью подчинена государственной идеологии.
В демократических государствах образование является непременным условием демократии, воплощая в себе его основные черты — систему ценностей гражданского общества [Корнетов 2009: 16]. Именно гражданское общество с его демократическими атрибутами призвано создать единые условия образования и воспитания, обеспечивающие приверженность обучающихся демократическому устройству государства.
Сегодня можно выделить два детерминанта образования в демократическом режиме: 1) обучение на основе самоопределения; 2) образовательное сообщество на основе равенства и взаимного уважения.
Обучение при демократических режимах предполагает участие обучающихся и преподавателей в совместном планировании образовательного процесса при принятии решений, которые исходят из их взаимных интересов, пожеланий и стремлений. Учащиеся при такой системе образования пользуются широчайшими возможностями образовательного разнообразия, ощущая себя участниками сообщества обучения. Такие сообщества включают людей разного возраста, культуры, пола, этнической принадлежности, социально-экономического класса и способностей, что очень обогащает сообщества.
Образовательный процесс в странах с демократическими режимами зиждется на традиционном для демократии подходе — это «власть народа». Данный постулат имеет большую ценность для демократического общества, позволяя людям отказаться от своих личных интересов и работать на благо общества. Педагоги — истинные приверженцы демократии понимают, что любое неравенство в образовательной организации найдет свое отражение в обществе. Именно поэтому педагоги стремятся поддерживать демократические устои в образовательной сфере, где полученный демократический опыт образовательного процесса будет перенесен учащимися в общественную модель поведения и будет считаться социально одобряемой моделью поведения граждан. Демократическое образование стремится уменьшить суровость социального неравенства в школе и изменить условия, которые создают их.
Собственно, демократическая составляющая образовательного процесса, который главенствующим образом формирует мировоззрение и миропонимание, является базисом демократического общества. В частности, в большинстве демократических стран обучающиеся могут самостоятельно составлять свой план обучения. Так, в США в общеобразовательных школах отсутствует единая учебная программа, ученики должны посещать ряд обязательных дисциплин, а остальные предметы каждый выбирает по своему усмотрению. При этом образовательные программы каждого штата могут отличаться друг от друга, единообразным и обязательным в США является исключительно среднее образование.
164
ВЛАСТЬ
2017'07
В школах США с раннего возраста практикуется система стипендий. В соответствии с собственным желанием при высоких образовательных результатах школьник может с раннего возраста получать материальное поощрение своему труду, что является очень действенным воспитательным инструментом, стимулирующим фактором профилактики иждивенчества, развития самостоятельности и ответственности у школьников, и очень характерно для идеальной американской модели успеха в жизни. Таким образом, качество образования в США непосредственно связано с каждым учеником в отдельности, с его желанием учиться, чему способствуют многочисленные мотивационные государственные программы.
Учебные заведения демократических режимов — это вызов традиционным подходам к обучению, предполагающим, что молодые люди должны следовать примеру своих учителей, не ставя под сомнение их способности или знания. Демократический подход в образовании говорит о том, что студенты и преподаватели должны совместно участвовать не только в педагогической практике, но и в составлении учебного плана. Демократическое образование также бросает вызов традиционным способам составления учебных планов и сосредоточивает внимание на расширении горизонтов.
Указанные факты говорят о том, что в образовательных системах демократического строя уровень компетенции преподавателя должен быть значительно выше по сравнению с традиционным, где педагог играет роль медиатора знаний. Особенную роль для педагога должно играть постоянное самосовершенствование в профессиональном плане: педагог должен адекватно представлять себе актуальные задачи современного образования, улавливать актуальные жизненные тренды и готовить своих учеников быть современными профессионально, готовыми противостоять вызовам времени.
Тем не менее в настоящее время даже в демократических странах налицо несколько иная картина, отражающая истинное положение. Так, сегодня все внимание уделяется приватизации, конкуренции и децентрализации. Учителям, выходящим за рамки утвержденных администрацией образовательных материалов, грозят риски административных взысканий. Несмотря на все демократические акценты образования, в то же время существует огромное давление не только на методы преподавания, но также и на цели образования.
Общепринятым постулатом является привычное восприятие учебного заведения как гаранта будущей трудоспособности. Считается, что если в школах преподаватели и учебная программа тесно связаны, ориентированы на новые и применяемые технологии, исходящие из потребностей государства, бизнеса и промышленности, то ожидается, что проблемы безработицы и экономических кризисов будут касаться таких обществ в минимальной степени.
В большинстве начальных и средних школ учебный план утверждается национальным или государственным департаментом образования. В демократических странах преподавателям потребовалось много времени и усилий, чтобы минимизировать общий административный контроль над учебной программой. Данная борьба представляется корректной и справедливой, ведь учитель занимается непосредственным обучением, и именно он должен иметь право голоса в этом вопросе.
В этой связи в последние годы особенно остро встал вопрос, связанный с появлением в большинстве западных индустриальных стран феномена деквалификации учителей. Речь идет о такой ситуации, когда люди не в состоянии контролировать большую часть своей работы, они забывают основные навыки, необходимые для выполнения задания.
Учителя были отчуждены от задач разработки учебных планов, целей обуче-
ния, разработки построения урока и распределения индивидуального внимания студентам в соответствии с их способностями и потребностями. То есть, учителя сегодня выступают в роли исполнителей чужих планов, что крайне негативно и даже пагубно отражается на всей профессии. Эффект этой практики негативно сказывается на процессе и результате обучения, когда качество образования приносится в жертву количеству. Основными навыками преподавателя становятся управленческие, что превращает их в рядовых менеджеров. Интенсификация в этой сфере приводит к потере энтузиазма в преподавании и слишком упрощенной реакции на инновации.
Подтверждением вышесказанного являются изменения в результатах образовательных систем, когда к примеру, образец для копирования — удерживающая 1-е место в течение многих лет образовательная система Финляндии — опустилась на 25-е место в общемировом рейтинге. На момент написания данной статьи, по оценке ООН, страной с самой сильной образовательной системой мира являлась система Норвегии.
Для сравнения: самыми слабыми образовательными системами мира, согласно рейтингу ЮНЕСКО, признаны африканские недемократические страны: Нигер, Буркина-Фасо, Мали, Эфиопия. Данные страны имеют одни из самых низких показателей уровня экономического развития, что является серьезным препятствием в т.ч. на пути формирования стабильной, эффективной системы образования.
Таким образом, следует подчеркнуть, что демократический тип политического режима обладает сильным фактором, модифицирующим образовательную политику. Представляется возможным говорить о взаимопроникновении и взаимосвязи демократической и политической систем, т.к. они используют единые принципы и базовые основы, к которым в первую очередь можно отнести верховенство закона и широкие права и свободы наряду с четким разделением полномочий. Этот факт можно связать с длительным путем становления политического режима, в условиях которого проходило поступательное формирование образовательной политики.
Также можно отметить, что образовательные учреждения, действующие в рамках государственной образовательной политики демократических стран, воплощают в себе главные характеристики демократии, приучая учеников к ценностям свободного гражданского общества.
Существенную роль в развитии национальных образовательных систем играет высокий уровень благосостояния государств и непосредственно населения данных стран; согласно общеизвестным статистическим наблюдениям, страны с наиболее высоким экономическим развитием являются странами с демократическими политическими режимами, что, в частности, наглядно доказывает пример Норвегии, имеющей лучшую образовательную систему мира.
Список литературы
Корнетов Г.Б. 2009. Становление демократической педагогики: восхождение к общественно-активной школе. М.; Тверь: Научная книга. 184 с.
Мураенко Е.Д. 2016. «Граждановедение» и «религиозное образование» в системе среднего образования Великобритании. — Проблемы современного образования. № 4. С. 134-139.
166
ВЛАСТЬ
2 017'07
PONYAVINA Mariya Borisovna, Cand.Sci. (Econ.), Associate Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, Moscow, Russia, 125993; [email protected])
FEATURES OF THE STATE EDUCATIONAL POLICY OF DEMOCRATIC COUNTRIES
Abstract. The educational policy of states is the main mechanism for the formation of political culture and political consciousness of the younger generation. Under democratic regimes, the educational policy is basing on democratic principles, the main task of which is to create and maintain the true values of civil society. The cornerstone of democratic educational policy is the students' mastery of the foundations of the democratic way of statehood. Educational institutions operating within the framework of the state educational policy of democratic countries embody the main characteristics of democracy, accustoming students to the values of a free civil society.
Keywords: educational policy, democratic regime, democratic education, education, political culture, political consciousness
МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Алексеевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Юридического института Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина» (167001, Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар, Октябрьский пр-кт, 55; [email protected])
РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ БРИКС: ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ ИЛИ ПОИСК СОБСТВЕННОГО ПУТИ?
Аннотация. Особой остротой дискуссии о современных проблемах высшего образования и способах их решения отличаются в странах БРИКС, которые, хотя и совершено по-разному, находятся в настоящее время в процессе трансформации своих вузовских систем. Каждая из этих стран, имея разветвленную, самообеспечивающую систему высшего образования, считает себя независимой в академическом отношении от других государств. В то же время все они ориентируются на ведущие университетские державы в поиске идей развития высшего образования, исследовательских парадигм и т.п. Сильно различаясь по своему экономическому и политическому развитию, страны БРИКС не в меньшей степени отличаются друг от друга по своим академическим традициям, реалиям, планам и сценариям дальнейшего развития высшего образования. Однако их объединяет общая главная проблема - достижение баланса между стремлением добиться мирового признания, занять значимое место на глобальном рынке образовательных услуг и необходимостью сохранения национальной и региональной культуры образования, тех традиций, которые являются важнейшей составной частью национальной идентичности. Помочь в этом может создание эффективной системы сотрудничества и взаимной поддержки в рамках самой организации БРИКС.
Ключевые слова: высшее образование, университеты, БРИКС, модернизация, глобализация, рейтинг, государственная политика
Современный мир характеризуется, с одной стороны, процессами глобализации, усилением взаимозависимости между глобальными, национальными и локальными проблемами, с другой — распространением 6-го технологического уклада, сопровождающегося такими кардинальными новациями, как, например, широкое использование информационно-коммуникационных технологий и робототехники в различных производственных, финансово-экономических и иных процессах, что неминуемо влечет за собой необходимость изменений