УДК 327.7
О.А. МЕЛЬНИК
старший преподаватель кафедры психологии Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования», г. Минск, Республика Беларусь
Статья поступила 14 марта 2019г.
СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ
Статья является результатом научных исследований по проблематике формирования демократической культуры и демократических компетенций участников образовательного процесса. В исследовании содержатся теоретические, методические и практические материалы по структуре демократических компетенций участников образовательного процесса Республики Беларусь. Описан международный опыт разработки компетенций демократической культуры в Совете Европы.
Ключевые слова: демократическая культура, компетентностный подход, международные исследования, обучение, межкультурный диалог, социализация.
MELNIK Volha A.
lecturer of psychology Department
State Institution of Education «Academy of Postdiploma Education», Minsk, Republic of Belarus
THE ESSENCE OF THE COMPETENCE OF DEMOCRATIC CULTURE: ON RESULTS OF RESEARCH
The article is the result of scientific research on the formation of democratic culture and democratic competencies of students. The article contains theoretical, methodological and practical materials on the structure of democratic competencies of participants educational process. International experience in developing democratic culture competences in the Council of Europe is described.
Keywords: democratic culture, competence approach, international experience, education, intercultural dialogue, socialization.
Введение. Увеличивающаяся культурная неоднородность общества - постоянные миграционные потоки - оказывают значительное влияние на формирование социальных норм и ценностей. Культурное разнообразие
слоев общества сопровождается социальным напряжением. Удовлетворение образовательных потребностей обучающихся, представителей разных культур и этносов - лишь одна из функций современного учреждения обра-
зования. Учреждение образования можно рассматривать как общество в миниатюре. В последние годы усилился интерес к процессу социального развития обучающихся, формированию их компетенций. Сегодня пересматривается значимость воспитательной и социальной функции. Важно научить детей жить в мире и согласии и обеспечить им психологический комфорт и защищенность. Ввиду чего в современном белорусском обществе актуализируется необходимость формирования демократической культуры всех участников образовательного процесса - педагогов, обучающихся и родителей. Демократические компетенции являются элементами правовой, политической, информационной культуры личности, позволяющими принимать решения, действовать и взаимодействовать с другими людьми на основе уважения и признания гуманистических ценностей, демократии, прав человека.
Формирование культуры демократии является приоритетным направлением государственной политики в сфере образования и молодежной политики. Об этом свидетельствуют ратифицированные в Республике Беларусь международные декларации и конвенции ООН, Европейского союза и Совета Европы, государственные законодательные и нормативные правовые акты, документы и государственные программы Республики Беларусь [3].
Результаты проведенного анализа научных исследований и публикаций свидетельствуют, что сущность и специфика демократической культуры, демократических компетенций личности и общества исследована недостаточно, что указывает на недооценку этой важной сферы социальной, политической и социокультурной деятельности.
Понятие «демократическая культура» относится к разряду многозначных, существуют различные подходы к его определению.
Во-первых, демократическая культура рассматривается как комплекс ценностей, норм и образцов поведения личности и общества, деятельность политических институтов, обеспечивающих гражданам организованное участие во власти и контроль над ней
[4].
Во-вторых, демократическая культура -система взаимосвязанных, тщательно продуманных и строго соблюдаемых процедурных норм (законов, указов, статусов, регламентов, распорядков, этических правил), обеспечивающая правовую защиту волеизъявлений
личности, демократизацию политической жизни общества [5].
В-третьих, демократическая культура -это вид политической культуры, который характеризует своим содержанием технологию формирования политики, основанную на демократических правилах принятия руководящих решений [1]. Для демократической политической культуры характерны ориентация на демократические ценности и идеалы, правовое государство и гражданское общество, свободное участие в политике, идеологический, политический и экономический плюрализм, приоритет прав человека и гражданина.
Таким образом, понятие «демократическая культура» характеризует деятельность по освоению, созданию, потреблению и применению норм, традиций, ценностей культурно-демократической природы. Демократическая культура - это механизм деятельности человека для достижения общественно значимых целей, отражающих интересы людей на основе индивидуально-культурного свободного самовыражения и действия.
Недостаточная разработанность и многозначные определения понятия «демократическая культура» приводят к проблемам восприятия и понимания у белорусских педагогов понятия и в целом проблематики демократической культуры.
Основная часть. В 1997 г. Совет Европы начал осуществлять международную программу «Воспитание демократической гражданственности и образование в области прав человека» («ВДГ/ОПЧ»). Основная цель программы - обеспечить каждому жителю Европы возможность получить образование в области демократической гражданственности и прав человека.
Программа и ее информационные материалы основываются на передовом опыте, накопленном в странах-участницах Европейской культурной конвенции, в число которых входит Республика Беларусь. Семинары, конференции и форумы позволяют проводить регулярный обмен опытом и информацией о наиболее эффективной практике и проектах в государствах, которые принимают участие в программе, а также распространять новые материалы по программе.
В 2016 г. началась реализация нового пилотного проекта Совета Европы «Демократическая культура в действии - демократические компетенции в информационную эпоху». Партнерами по проекту являются Чеш-
ская Республика (координатор проекта международного сотрудничества), Армения, Республика Беларусь, Болгария, Румыния, Сербия, Хорватия.
Основная цель пилотного проекта - апробировать и реализовать некоторые индикаторы модели компетенций демократической культуры, относящихся к средствам массовой информации и социальным сетям (права человека, культурное многообразие, межкультурный диалог, толерантность).
Учеными разработан документ «Демократическая культура в действии - демократические компетенции в информационную эпоху», состоящий из 7 разделов [2].
В данном пособии на основе разработанного набора принципиальных критериев и прагматических соображений отбора учёными были выявлены 20 компетенций, призванных фигурировать в образовательной модели демократической культуры (рисунок), овладение которыми позволяет каждой личности действенно и обстоятельно приобщаться к культуре демократии.
Разработанный таким образом проект документа с описанием рассматриваемой модели затем был распространен в рамках его обсуждения на международном уровне с участием ученых, экспертов, специалистов-практиков в области преподавания и образо-
Ценности
Ув ажение человеческого достоинства и соблюдение прав человека Поощрение культурного многообразия Утверждение демократии, справедливости, беспристрастности, равноправия и верх овенств а закона
вательных политик.
Предполагается, что эта модель будет играть роль информационного инструмента в процессе формирования и планирования образовательной политики, а также для подготовки обучающихся к жизни в качестве ответственных граждан, приверженных демократическим принципам. А описанные в концептуальной модели компетенции, разработанные в рамках данного проекта, необходимо освоить для приобщения к культуре демократии и совместного мирного сосуществования с представителями различных культур в демократическом обществе.
В целях изучения особенностей понимания демократической культуры и входящих в ее состав компетенций белорусскими педагогами было проведено исследование с помощью методов фокус групп, анкетирования и контент-анализа. В исследовании приняло участие 174 белорусских педагогов. Вышеназванные респонденты работают в различных учреждениях системы образования: учреждениях дошкольного, общего среднего, среднего специального, высшего образования, учреждениях дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых, социально-педагогических учреждениях.
Поведенч ее кие установки
Открытость по отношению к иным культура^ верованиях^ обычаями мир ов оззр ениям Уважение
Гражданское самосознание Чувство ответственности Чувство собственной значимости Устойчивость перед лицом
не пгтое тт рдтеннпгти
КОМПЕТЕНЦИИ
Способность к самообразованию Способность к аналитическому и критическому мышлению
Умение слушать, наблюдательность Сопереживание Гибкость и адаптация Коммуникабельность, линпв истичес кие способности, навыки общения на разных языках Готовность к сотрудничеству Способность разрешать конфликты
Практические кпвыкп
Самопознание и критическая самооценка Знание и критическое осмысление языковых стилей в общении
Познание мира и его критическое осмысление
¡юши II их критическое осмысление
Рисунок - 20 компетенций, включённых в образовательную модель [2].
В рамках исследования участники получали задание: дать определение понятия «демократическая культура». Контент-анализ проводился сотрудниками ГУО «Академия последипломного образования». Методика контент-анализа применялась для объективного количественного описания содержания определений понятия «демократическая культура», которые присутствуют в текстах, созданных педагогами. Основная цель проведения контент-анализа - выявить представления педагогов о демократической культуре и ее составляющих.
Единицей анализа было суждение педагогов, единицей счета было понятие (термин) или группа понятий, отражающие различные характеристики демократической культуры, а также условия, необходимых для ее формирования. Непосредственным объектом изу-
чения стали 174 текста, созданных педагогами в ходе выполнения заданий. Всего проанализировано 703 высказывания о демократической культуре. 523 высказывания содержали признаки демократической культуры, соответствующие модели компетенций демократической культуры, представленной выше, из них 374 содержали 2 и более характеристик-признаков демократической культуры. Всего педагогами было дано 897 характеристик демократической культуры, соответствующих категориям анализа.
Анализ суждений педагогов, которые можно было соотнести с определенной категорией анализа, отражающей модель компетенций демократической культуры, позволил сделать следующие выводы.
№ Характеристика (качество, признак) «демократической культуры» Количество суждений респондентов, содержащих характеристику Ранг (значимость в совокупности качеств)
1 Человеческое сообщество должно функционировать и управляться посредством демократических процессов 72 1
2 Множество точек зрения рассматривается как положительное явление, заслуживающее высокой оценки и поощрения 69 2
3 Человеческое сообщество должно функционировать и управляться с соблюдением принципов справедливости 63 3
4 Наличие убежденности в способности понимать суть вещей 57 4
5 Человеческое сообщество должно функционировать и управляться с соблюдением равноправия 54 5
6 Человеческое сообщество должно функционировать и управляться с соблюдением принципов беспристрастности и верховенства закона 54 5
7 Наличие у человека уверенности в способности предпринимать действия для осуществления поставленных целей 54 5
8 Наличие убежденности в том, что что-то значишь в этом мире 54 5
9 Каждый человек наделен равноценной значимостью и равным человеческим достоинством 45 6
10 Каждый человек пользуется правом на уважение и достоин соответствующего отношения 39 7
11 Уважается культурное многообразие, плюрализм 27 8
Таблица - Характеристика демократической культуры с точки зрения педагога
Продолжение таблицы
12 Установка на то, что люди, имеющие иное мировоз-
зрение культурную принадлежность, верования ми- 27 8
ровоззрение, культурный опыт изначально наделены
значимостью, достоинством и ценностями
13 Уважается принадлежность к иной культуре 24 9
14 Адекватное и результативное общение 21 10
15 Положительное внимание и почтительное отношение
к людям, имеющим иное мировоззрение культурную 18 11
принадлежность, верование, мировоззрение, культур-
ный опыт
16 Наличие чувства принадлежности к сообществу 15 12
17 Наличие чувства гражданского долга по отношению к 15 12
социуму
18 Успешное участие в различных совместных меропри- 15 12
ятиях
19 Мотивация других людей к сотрудничеству для достижения общих целей 15 12
20 Наличие качеств: восприимчивости, любознательно-
сти и готовности взаимодействовать с людьми, име- 12 13
ющими иное мировоззрение, культурную принадлеж-
ность, верования, опыт
21 Уважительное отношение к лицам иной культурной 13
принадлежности, верований, точек зрения, опыта, отличных от собственных 12
22 Осознание интересов других членов сообщества 12 13
23 Наличие чувства солидарности с членами сообщества 12 13
24 Нравственная оценка собственных действий 12 13
25 Понимание мыслей и убеждений 12 13
26 Нравственное целеполагание 9 14
27 Линия поведения по отношению к лицам, имеющим
иное мировоззрение, культурную принадлежность, 9 14
верования, опыт
28 Способность проникнуться чувствами 9 14
29 Способность к посредничеству в конфликтах 6 15
30 Способность к установлению контакта 6 15
31 Нахождение единообразно понимаемых форм языко-
вого выражения на разных языках общих культурных 6 15
понятий
32 Наличие убежденности в способности преодолевать 6 15
препятствия на пути достижения намеченных планов
33 Адекватное реагирование на конфликты 6 15
34 Анализ последствий собственных действий 3 16
35 Организация самостоятельного обучения по пробле- 3 16
мам межкультурного взаимодействия
36 Способность критически отнестись к собственным
мыслям, верованиям, чувствам, мотивам, культурной 3 16
принадлежности, мировоззрению
37 Понимание существующих в языке особенностей 3 16
воздействия на других людей
38 Понимание высказываний 3 16
Окончание таблицы
39 Понимание невербального выражения мнений и отношений 3 16
40 Осуществление системного и логически последовательного анализа, оценки и сопоставления своего и иных мнений о текстах, доводах, толкованиях, интерпретации событий 3 16
41 Организация самостоятельного обучения по проблемам межкультурного взаимодействия 3 16
42 Знание культуры, религии, истории 3 16
43 Знание СМИ и их критическое осмысление 3 16
44 Всего характеристик «демократической культуры» в суждениях педагогов 897
Почти половина компетенций демократической культуры в высказываниях педагогов относится к «утверждению демократии, справедливости, беспристрастности, равноправия и верховенства закона». Следующими по значимости являются компетенции, характеризующие сформированное «чувство собственной значимости», проявляющееся в социальном поведении, а также «уважение культурного многообразия».
Совместная встречаемость категорий анализа в высказываниях педагогов говорит о взаимосвязи анализируемых характеристик-признаков «демократической культуры» у педагогов: о том, что наличие одного признака, с точки зрения педагогов, предполагает и наличие другого.
Данные, полученные в результате контент-анализа, свидетельствуют, что компетенции демократической культуры значимы для белорусских педагогов. Педагогами выбраны наиболее значимые компетенции демократической культуры: «утверждение демократии, справедливости, беспристрастности, равноправия и верховенства закона»; «чувство собственной значимости»; «уважение культурного многообразия»; «уважение»; «уважение человеческого достоинства и соблюдение прав человека».
Не все компетенции модели демократической культуры Совета Европы являются понятными, а возможно, и значимыми для белорусских педагогов. Например, «устойчивость перед лицом неопределенности», «гибкость и адаптация», «способность к аналитическому и критическому мышлению», «самопознание и критическая самооценка». Педагоги не связывают данные компетенции с демократической культурой.
Малозначимыми компетенциям демократической культуры, с точки зрения педагогов, являются «готовность к сотрудничеству», «умение слушать и наблюдать», «зна-
ние и критическое осмысление языковых стилей в общении», «способность разрешать конфликты», «познание мира и его критическое осмысление».
Заключение. Понимание «демократической культуры» у белорусских педагогов не включает все многообразие ее характеристик в соответствии с моделью Совета Европы. По мнению педагогов, демократическая культура связана:
- с политической жизнью общества (часть политической культуры);
- правовой защитой личности;
- реализацией демократических прав в управлении общественной жизнью;
- возможностью свободы в самовыражении (мыслей, чувств, идей);
- свободой общественной инициативы.
Демократическая культура будущего общества - результат формирования компетенций демократической культуры составляющих общество личностей. В связи с этим необходимо формировать и развивать компетенции демократической культуры личности в детском возрасте, чтобы к взрослому возрасту личность обладала компетенциями демократической культуры, соответствующим опытом деятельности и поведения.
Список литературы
1. Борисенков, А. А. Политическая культура: сущность, виды и закон / А.А. Борисенков // PolitBook. 2014. - №2. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskay a-kultura-suschnost-vidy-i-zakon.
2. Знания, умения и навыки, лежащие в основе культуры демократии : учиться жить вместе на равных в демократическом обществе в условиях культурного многообразия - Strasbourg : Council of Europe, 2017 -78 p.
3. Мельник, О.А. Подготовка педагогов к формированию демократической культуры обучающихся в информационную эпоху : учеб.-метод. пособие. / О.А. Мельник, М.Е. Минова ; ГУО «Акад. последиплом. образования». - Минск : АПО, 2018. - 179 с.
4. Человек и общество: Культурология: Словарь - справочник. Учебное пособие / под ред. О.М. Штомпеля, Ростов -на-Дону : Феникс, 1996. - 544 с.
5. Яценко, Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов / Н.Е. Яценко. -Санкт-Петербург : Лань,1999. - 524 с.
6. Birzea, C. Tool for Quality Assurance of Education for Democratic Citizenship in Schools / С. Birzea, M. Cecchini, C. Harrison, J. Krek, V. Spajic-Vrkas - Paris : UNESCO, Council of Europe, Centre for Educational Policy Studies, 2005. - 123 р. (англ.)
7. Brett, P. How All Teachers Can Support Citizenship and Human Rights Education: a Framework for the Development of / P. Brett, P. Mompoint-Gaillard, M.H. Salema Edited by Sarah Keating-Chetwynd - Strasbourg : Council of Europe, 2009. - 84 р. (англ.)
8. Recommendation of the Parliamentary Assembly 1849 (2008), For the Promotion of a Culture of Democracy and Human Rights through Teacher Education [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://assembly.coe.int/main.asp?Link=/docu ments/adoptedtext/ta08/erec1849.htm (англ.)
References
1. Borisenkov A.A. Politicheskaja kultura: suschnost, vidi i zakon [Political culture: the essence, types and law]. PolitBook, 2014, no. 2. [Electronic resource], Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n7politicheskay a-kultura-suschnost-vidy-i-zakon (In Russian)
2. Znanija, umenija i naviki, lezaschie v osnove kulturi demokratii : uchitsja zit vmeste na ravnih v demokraticheskom obschestve v uslovijah kulturnogo mnogoobrazija
[Knowledge, skills and abilities that underlie the culture of democracy: learn to live together on an equal footing in a democratic society with cultural diversity], Strasbourg : Council of Europe, 2017,78 p. (In Russian)
3. Melnik V.A. Podgotovka pedagogov k formi-rovaniju demokraticheskoj kulturi obucha-juschihsja v informacionnuju epohu : ucheb. -metod. posobie [Preparation of teachers for the formation of a democratic culture of students in the information age: study.-method. manual], GUO «Acad. Poslediplomnogo obrazovanija» [SEI «Acad. postgraduate Education»], Minsk: APO, 2018, 179 p. (In Russian)
4. Chelovek i obschestvo: Kulturologija: Slovar - spravochnik. Uchebnoe posobie [Human and Society: Cultural Studies: Dictionary - reference. Manual], pod red. [ed.] O.M. Shtompel, Rostov-on-Don., Phoenix, 1996, 544 p. (In Russian)
5. Yatsenko N. E. Tolkovij slovar obsch-estvovedcheskih terminov [Explanatory Dictionary of Social Science Terms], St. Petersburg: Lan, 1999, 524 p. (In Russian)
6. Birzea, C. Tool for Quality Assurance of Education for Democratic Citizenship in Schools Paris : UNESCO, Council of Europe, Centre for Educational Policy Studies, 2005, 123 p. (In English)
7. Brett P. How All Teachers Can Support Citizenship and Human Rights Education: a Framework for the Development of Competencies. Mompoint-Gaillard, M.H. Salema Edited by Sarah Keating-Chetwynd, Strasbourg : Council of Europe, 2009, 84 p. (In English)
8. Recommendation of the Parliamentary Assembly 1849 (2008), For the Promotion of a Culture of Democracy and Human Rights through Teacher Education [Electronic resource], Access mode: http://assembly.coe.int/main.asp?Link=/docu ments/adoptedtext/ta08/erec1849.htm (In English).
Received 14 March 2019