Научная статья на тему 'Формирование активной гражданской позиции студента в условиях единого образовательного пространства: зарубежный опыт'

Формирование активной гражданской позиции студента в условиях единого образовательного пространства: зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
588
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ЖИЗНЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ОТВЕТСТВЕННОЕ ГРАЖДАНСТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА / ACADEMIC MOBILITY / CIVIC DISPOSITION / CIVIL LIFE / CIVIC EDUCATION / INDIVIDUAL RIGHTS / RESPONSIBLE CITIZENS / SOCIALIZATION / SOCIAL INVOLVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фахрутдинова Анастасия Викторовна

Статья посвящена вопросам современного этапа развития гражданского воспитания студентов в условиях единого образовательного пространства. В ней представлены различия в подходах к идее и практическому воплощению гражданского воспитания с учетом неоднородности и разнообразия взглядов на систему высшего образования, которые связанны с историческим развитием и обусловлены децентрализованностью. Представлена диверсификация в понимании его роли со стороны правительств отдельных государств, а также органов управления университетами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the modern phase of student's civic education in time of establishment and development of European educational space. It describers understanding and approaches to the idea of civic education and practical embodiment in conditions of heterogeneity and a variety of the higher education system, which is connected with the historical development and absence of centralization. Article represents the diversification in understanding of the role of civic education by governments of states, and also by authorities of universities.

Текст научной работы на тему «Формирование активной гражданской позиции студента в условиях единого образовательного пространства: зарубежный опыт»

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

А.В. Фахрутдинова

Статья посвящена вопросам современного этапа развития гражданского воспитания студентов в условиях единого образовательного пространства. В ней представлены различия в подходах к идее и практическому воплощению гражданского воспитания с учетом неоднородности и разнообразия взглядов на систему высшего образования, которые связанны с историческим развитием и обусловлены децентрализованностью. Представлена диверсификация в понимании его роли со стороны правительств отдельных государств, а также органов управления университетами.

Ключевые слова: академическая мобильность, гражданская позиция, гражданская жизнь, гражданское воспитание, права человека, ответственное гражданство, социализация, вовлеченность в жизнь общества.

The article is devoted to the modern phase of student's civic education in time of establishment and development of European educational space. It describers understanding and approaches to the idea of civic education and practical embodiment in conditions of heterogeneity and a variety of the higher education system, which is connected with the historical development and absence of centralization. Article represents the diversification in understanding of the role of civic education by governments of states, and also by authorities of universities.

Key words: academic mobility, civic disposition, civil life, civic education, individual rights, responsible citizens, socialization, social involvement.

В современных условиях процессы глобализации и интернационализации общественной жизни стимулируют кардинальные реформы во всех сферах жизни мирового сообщества. Происходят структурные изменения, модернизируются содержание образования, технологии

и средства обучения, складываются новые отношения между профессиональными учебными заведениями и рынком труда.

Интеграционные процессы, происходящие в мировом сообществе, затрагивают, прежде всего, систему высшего образования: формируется

единое образовательное пространство, выражающееся в гармонизации образовательных стандартов, подходов, учебных планов, специальностей в разных странах мира. Открытое образовательное пространство предполагает рост академической мобильности студентов и международного сотрудничества высших учебных заведений разных стран, что, как ожидается, будет способствовать достижению гражданами успехов в выбранной профессии, улучшению системы трудоустройства выпускников университетов, повышению статуса этих стран в сфере образования[1].

Единое образовательное пространство подразумевает гибкость, адаптивность, взаимодействие образовательных структур. Соответственно подразумевается и физическая возможность перемещения студентов, преподавателей и ученых, но наиболее важной функцией существования единого образовательного пространства является, на наш взгляд, развитие толерантности и межкультурного понимания [2].

Подготовка активных, демократически настроенных, лояльных и высоконравственных граждан является сегодня важным направлением работы вузов во многих государствах мира и активно поддерживается международными организациями: ООН, ЮНЕСКО, Советом Европы.

При рассмотрении роли вузов как центров осуществления гражданского воспитания и развития гражданской ответственности важно отметить их академическую роль в более глубоком понимании многих проблем объединенного европейского сообщества и в динамике развития

общеевропейской демократии. Важно отметить фактические действия учреждений высшего образования в Европе и США в данном направлении, которые:

• поддерживают демократические ценности и методы;

• способствуют распространению демократических взглядов;

• вносят вклад в развитие демократии на местном университетском уровне, на уровне местного сообщества и в обществе.

Исследование состояния гражданского воспитания в вузах Европы привело к стимулированию размышлений и проведению ряда открытых дискуссий по данной проблеме в различных университетах, что собственно и подтвердило тезис о том, что университеты должны поощрять развитие демократических инициатив среди студентов. Это послужило необходимым толчком к разработке и реализации новых программ, способствующих развитию демократии и гражданскому воспитанию [9, 10].

В работе вузов, несмотря на различия в их демографическом составе, финансовом обеспечении и статусе, отмечаются уникальные подходы к развитию гражданской ответственности.

Результатом деятельности вузов по организации гражданского воспитания должны стать такие проявления, как:

• становление независимого члена общества, добровольное соблюдение общепринятых стандартов поведения без средств внешнего воздействия, принятие ответственности за последствия действий и выполне-

ния моральных и юридических обязательств члена общества;

• принятие персональных, политических и экономических обязательств гражданина. Эти обязательства включают заботу о себе самом, семье, детях, включая их обучение, а также информированность по поводу общественных проблем, голосования, уплаты налогов, выполнения задач руководства соразмерно возможностям;

• уважение человеческого достоинства, чужого мнения, гражданское поведение, соблюдение интересов сограждан и соблюдение принципа большинства с признанием права меньшинства на инакомыслие;

• руководство универсальными человеческими принципами при столкновении различных воззрений на нормы морали и жизненные ценности;

• участие в гражданских делах. Это влечет за собой участие в общих дебатах, голосовании, подчинении собственных интересов общему благу;

• поддержка здорового функционирования демократии - информированность и внимание к общим делам, контроль, приверженность к тем или иным политическим лидерам и общественным организациям;

• уважение к закону при развитии инициативы, ответственности, умения пользоваться личными свободами;

• критическое мышление и противостояние манипуляциям со стороны власти и средств массовой информации, независимость суждений, рациональное обоснование своей точки зрения [3,4,5].

В зарубежных университетах принимаются следующие меры, необходимые для развития активной гражданской позиции студентов:

• привлечение студентов к демократическому участию в разработке и изменении университетской политики в управлении;

• проведение работы, направленной на принятие и развитие демократических ценностей, формирование у студентов гражданской компетентности;

• повышение воспитательной роли университета в развитии активной гражданской позиции; изменение основ взаимодействия университета с окружающим обществом;

• внесение изменений в подходы к управлению органами и структурами учебных заведений, функционирующими в пределах университета;

• введение целенаправленных и интегрированных образовательных программ по развитию гражданской компетенции.

Наряду с этим важно выделить общеевропейские факторы, тормозящие процесс формирования гражданских навыков и активной гражданской позиции в европейских вузах.

Так, гражданское воспитание осуществляется в национальном, политическом и этническом контекстах, которые принимаются во внимание при развитии новых подходов к формированию активной гражданской позиции и приверженности к демократии. Такой подход актуализируется в современном обществе, когда постулатом интеграции является утверждение о том, что каждая национальная система уникальна [8].

Важное значение имеет то, что роль университетов как учреждений заключается в развитии общественной культуры, и поэтому реформы, направленные на развитие демократических ценностей или гражданской ответственности в их пределах, находятся в противоречии с традиционной ролью университетов как поставщиков «полезного» образования. Более того, их статус и структура определяют параметры и направления, в которых университеты должны работать, являясь проводниками реформ или изменения политики в сторону осуществления гражданского воспитания. В свою очередь, конкуренция университетов затрагивает механизмы изменения и определяет открытость, с которой они продвигаются в сторону новых инициатив, основанных на их интерпретации и их уставах. А также сложившиеся исторически и обусловленные уставом вуза правила управления, процедура принятия решений и защита студенческих прав часто имеют противоречия между желаемым и действительным. И наконец, традиционные социальные и профессиональные отношения между администрацией и студентами, сложившиеся исторически, создают препятствия для изменения в сторону большего участия и вовлечения студентов в активную деятельность [6,7].

Важную роль в дальнейшем развитии системы гражданского воспитания в европейских вузах играет развитие сотрудничества европейских и американских ученых, практиков и независимых экспертов в сфере высшего образования [5].

Обращение Европы к мировой практике гражданского воспитания на современном этапе обуславливается поддержанием концепции активного гражданства, что подразумевает, в свою очередь, готовность и подготовленность членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности в решении общественно значимых задач как своего региона, так и всей Европы в целом.

Выработка новой концепции гражданского воспитания и образования строится на основе существующих на сегодняшний день трех основных подходов к проблеме гражданского воспитания:

• гражданство как легальный статус (США);

• гражданство как понимание законов общественно-политической жизни страны и участие в ней (Великобритания, Нидерланды, Венгрия и др.);

• гражданство как чувство национальной принадлежности и патриотизма по отношению к своей родине (Япония, Сингапур).

Таким образом, подход к гражданскому воспитанию в различных странах, с точки зрения активного участия в делах общества и государства, заключается, в первую очередь, в подготовленности и готовности подрастающего поколения участвовать в общественно-политической жизни своей страны.

Такой подход, по мнению большинства зарубежных исследователей, полностью отвечает реалиям современного общества, для которого характерны на сегодняшний день свобо-

да выбора своего поведения, личных ценностей и т.д.

Исходя из такого понимания, основным механизмом реализации данного подхода может являться совокупность трех взаимосвязанных элементов гражданского воспитания, которые включают в себя:

• основные понятия гражданского воспитания (citizenship concepts);

• основные компоненты гражданского воспитания (citizenship components);

• основной контекст реализации гражданского воспитания (citizenship contexts).

Под основными понятиями активного участия в делах общества зарубежные исследователи рассматривают гражданские ценности, формируемые в процессе гражданского воспитания.

Педагогический процесс, направленный на воспитание гражданина, подразумевает в данном случае формирование демократических ценностей, под которыми зарубежные исследователи понимают как основные социальные ценности, с помощью которых члены общества или отдельная личность характеризуют смысл определенных явлений действительности, так и общечеловеческие и общегосударственные ценности.

Учитывая сложившуюся ситуацию, приходится констатировать, что на современном этапе в практике образовательных процессов вузов гражданское воспитание и образование в России также не всегда оцениваются адекватно их жизненной значимости. Более того, в массовой практике воспитания в российской высшей школе, на наш взгляд, это далеко не самое ус-

пешное неправление в работе по формированию личности гражданина великой страны. Для успешного выхода из сложившейся ситуации попытка восполнения пробелов гражданского воспитания крайне интересна и актуальна на сегодняшний момент.

Процесс воспитания хорошего гражданина в зарубежной практике не ограничивается аудиторными занятиями, им занимаются общественные и религиозные организации, СМИ.

Во многих странах студентам предоставляется возможность активно участвовать в жизни общества, что позволяет им чувствовать себя полноправными его членами. Они приобретают навыки организаторской работы, учатся принимать решения, осваивают навыки и умения участия в политической жизни. Таким образом, при сохранении чувства индивидуальности, у учащихся формируется активная гражданская позиция.

Участие студентов в советах, встречи с представителями общественных организаций способствуют, как свидетельствуют научные исследования, углублению демократизации системы управления образованием, повышают эффективность процесса подготовки к реализации своих гражданских прав, обязанностей, развивают чувство ответственности перед страной и соотечественниками[6].

Анализируя содержание программ по гражданскому воспитанию в ведущих странах мира, можно выделить следующие ключевые направления:

• демократия (приверженность системе демократических и гражданских ценностей);

• права и обязанности граждан (понимание своих прав и свобод, а также осознание своих обязанностей по отношению к обществу, государству);

• различия и единство (содействие взаимопониманию, толерантности, равенству полов и дружбе между всеми нациями, коренными народами и расовыми, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами);

• глобализация (продвижение международного/общеевропейского сотрудничества и глобальной перспективы гражданского образования);

• поддерживающее развитие (обеспечение для людей всех поколений возможности активно и эффективно участвовать в жизни свободного и демократического общества);

• власть функции государства (строительство и поддержание мира, возможностей диалога и разрешения конфликтов между людьми, достижения консенсуса, общения и взаимодействия);

• предубеждения, дискриминация, расизм (как одни из основных препятствующих барьеров на пути к демократии);

• миграция (причины миграции людей из своей страны в другие);

• идентичность (осознание своей идентичности - принадлежности к стране, обществу, их правовому, культурному и языковому пространству, принятие этого);

• патриотизм и космополитизм (любовь к родине и всей планете, проявление чувства ответственности за судьбу своей страны и мира в целом).

Гражданскую позицию личность реализует в общественных де-

лах, общественных объединениях, союзах, ассоциациях. Гражданином можно стать только в обществе. Как показывает международная практика, граждан правового государства характеризует высокая потребность в социальной активности. Например, в большинстве западноевропейских стран и в Великобритании, в том числе, считается нормой быть членом какой-либо общественной организации.

Таким образом, в основу гражданского воспитания и образования в мире положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач, что предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук.

Литература:

1. Трегубова Т.М., Масалимова А.Р., Сахиева Р.Г. и др. // Казанский педагогический журнал. - 2009. - № 2. - С.110-119

2. Трегубова Т.М., Белякин А.М., Фах-тутдинова А.В. и др. Академическая мобильность студентов учебных заведений : отечественный и зарубежный опыт ее формирования. - Казань: Отечество, - 2008. -31 с.

3. Baty, Ph. Free thinking States' firm grip on Europe academy/Times Higher Education, - 2009, - Issue 1925, - p.18-19

4.Biddix, J.; Somers, P.; Polman, J . Protest Reconsidered: Identifying Democratic and Civic Engagement Learning Outcome/ Innovative Higher Education,- 2009, - Vol.34 Issue 3, - p.133-147

5. Black, S. The Civil Role of Student/. American School Board Journal,-2010,-Vol. 197 Issue 1, - p.36-37

6. Gilardi, S. & Lozza, E. Inquiry-Based Learning and Undergraduates' Professional Identity Development: Assessment of a Field

Research-Based Course/ Innovative Higher Education, 2010,-Vol.34 Issue 4,- p.245-256

7. McClay, Wilfred M. The Burden and Beauty of the Humanity /Arts Education Policy Review,-2010,Vol. 111 Issue 1, - p.33-35

8. Shorten, A. CulturalDiversity and Civic Education: Two versions of the fragmentation objection/Educational Philosophy & Theory, -2010, - Vol.42 Issue 1, - p.57-72.

9.Swaine, L. Heteronomous Citizenship: Civic virtue and the chains of autonomy / Educational Philosophy & Theory, - 2010, -Vol.42 Issue 1, - p.73-93

10. Weber, L., Huber, J. & Harkavy, I. (eds.) Higher education and democratic Culture. Citizenship, human rights and civic responsibility. Strasbourg: Council of Europe Publishing. Council of Europe Higher Education Series, - 2007 No.8, - 28-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.