4. Министерство Образования и Культуры Финляндии. Официальный сайт. URL: http://www.minedu.fi (дата обращения: 14.06.2017).
5. Национальное агентство по образованию Финляндии. URL: http://www.oph.fi/english/education (дата обращения: 14.06.2017).
6. Совет по Оценке Качества образования Финляндии, URL: http://www.edev.fi/portal/english5 (дата обращения: 14.06.2017).
Понявина Мария Борисовна, канд. экон. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
CERTAIN ASPECTS OF THE STATE EDUCATIONAL POLICY IN FINLAND: SCHOOLING
M.B. Ponyavina
A competent state policy in the field of education is one of the main mechanisms for the formation and maintenance of a stable political system, the preservation of civil order and the legitimacy ofpower. Its correct adaptation to the changing conditions of a multipolar world contributes to the stability of society and the integrity of the state. The state educational policy of Finland is one of the vivid examples of effective management of the education sphere of a democratic country.
Key words: Educational policy, school education, democratic education, education, political culture, political consciousness
Ponyavina Maria, candidate of economical sciences , docent, mbponyavina@fa. ru, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation
УДК 316.34
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ
КАК СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
(ТЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ)
О.В. Абросимова, С.Е. Юрков
Раскрываются особенности реализации государственной социальной политики занятости в отношении женщин; рассматривается зарубежный и отечественный опыт государственного регулирования занятости; определяются перспективные направления качественного совершенствования распределения женской рабочей силы на современном рынке труда.
Ключевые слова: государственная политика, безработица, женская занятость, нестандартная занятость, рынок труда, самостоятельная занятость.
Определяя социальную политику занятости как область, находящуюся на пересечении социальной и экономической сферы, можно охарактеризовать государственную социальную защиту в сфере занятости как меры по 1) предот-
8
вращению негативных социально-экономических последствий безработицы, 2) реабилитации в случае профессионального заболевания, инвалидности, а также 3) пенсионному обеспечению, профессиональной подготовке специалистов, правового сопровождения занятости. Таким образом, политика занятости призвана создать условия для обеспечения граждан работой, охранять наемный труд, обеспечивать прожиточный минимум, содействовать развитию предпринимательской деятельности, ориентироваться на развитие перспективных форм деятельности.
Политика занятости обычно характеризуется мерами поддержки безработных (профессиональная ориентация, профессиональное консультирование, профессиональное образование, психологическая поддержка), политикой создания рабочих мест, развитием предпринимательства и социального партнерства работников, работодателей и государства. Однако, несмотря на многообразие направлений, в процессе реализации политики занятости возникает ряд проблем ввиду ограниченных возможностей воздействия на работодателей (проблема не предоставления вакансий в службу занятости), неопределенности перспектив развития малого предпринимательства, обусловленных налоговым давлением и жесткой конкуренцией, а также недостаточного финансирования программ самостоятельной занятости.
Приоритетная задача государственной политики в сфере женской занятости на современном этапе может быть определена следующим образом: обеспечение условий для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы, скорейшая и менее болезненная адаптация к новым экономическим условиям.
Подобная социально-защитная роль государственного регулирования на рынке труда в настоящее время позволяет расширить свободу выбора жизненного пути и самореализации женщины, способствует усилению равенства возможностей по признаку пола.
Основными составляющими социальных технологий в управлении женской занятостью являются: субсидирование рабочих мест и иные программы поддержки производства; содействие в развитии нестандартных режимов занятости, предпринимательства и самостоятельной занятости; организация профессионального обучения и профориентации; общественные работы, материальная помощь безработным и т.п. Перечисленные методы должны использоваться с учетом принципа дифференцированного подхода. Для того чтобы быть эффективной, политика занятости должна быть ориентирована не на некую абстрактную женщину, а учитывать более конкретный срез проблемы: различия по возрасту (молодая / пожилая), образованию (высшее / среднее / гуманитарное / техническое) профессиональным группам (рабочая / служащая / специалист), месту проживания (городская / сельская), уровню материальной обеспеченности и потребности в социальной защите (с выделением маргинальных слоев женщин / женщин с малолетними детьми / многодетных и одиноких матерей / инвалидов / безработных / беженцев и т.п.) Социально слабые требуют
особого внимания, более того они должны быть в центре принимаемых решений.
В целом государственное регулирование женской занятости представляется нам в виде системы базовых, дополнительных и превентивных программ: государственных и государственно-общественных, на федеральном и региональном уровне (последний, принимая во внимание региональный характер рынка труда, выступает как основное пространство для проводимых мероприятий). Базовые программы должны быть рассчитаны на достаточно большие группы населения и в принципе быть бесплатными для представителей целевых групп (к примеру, программы повышения правовой информированности женщин, бухгалтерской и компьютерной грамотности и др.).
Реализация превентивных программ для работающих граждан предполагает меры по повышению адаптационного потенциала лиц, входящих в группы риска по безработице, на основе упреждающего обучения, внедрения альтернативных форм занятости в соответствии с требованиями рынка труда и расширения возможностей трудоустройства.
Основная проблема положения женщин сегодня - это сочетание профессионального труда с материнством. Будучи одной из центральных в обществе, она, с одной стороны, всегда решается конъюнктурно, с учетом потребностей экономики, с другой - предполагает поиск оптимального варианта в будущем. Так, происходящее сейчас снижение доли занятых женщин в условиях нестабильности и по ряду других объективных причин, тем не менее, должно сопровождаться мерами, рассчитанными на более благоприятную перспективу относительно обеспечения прав и свобод личности женщины во всех сферах жизни, важнейшей из которых является область занятости. С этих позиций действия по разрушению крупной индустрии - главной сферы женского труда во всех передовых странах, - закрытие детских учреждений, перестройка бытового обслуживания и тому подобные меры нельзя рассматривать в качестве позитивных.
Учитывая достаточную степень разработанности основных направлений политики занятости, наличие обширного мирового опыта в этой области, следует проанализировать меры, которые способны расширить в интересах женщин то, что уже сформулировано и реализуется для населения в целом.
Один из наиболее актуальных аспектов в этом отношении - меры по снижению потребности отдельных групп женщин в наемной работе с тем, чтобы уменьшить давление на рынок труда и тем самым ограничить рост численности безработных. Основным объектом здесь выступают молодые женщины с детьми в нуклеарных семьях, лишенные помощи родителей и родственников. Однако указанная категория неоднородна. Примерно половина из них достигли гармоничного сочетания дома и работы, ориентированы на реализацию полученного образования и приемлют воспитание детей в дошкольных учреждениях. В то же время почти треть женщин стремится к домашнему воспитанию детей и потенциально готова не идти на рынок труда. Уже сейчас мы видим значительное число женщин, которые сознательно пополняют ряды безработных, чтобы получать пособие и быть дома с детьми.
Как показали результаты проведенных исследований (авторское исследование «Женщины на рынке труда: реалии и повседневность» (2017): массовый опрос), среди женщин с детьми в возрасте до трех лет согласны идти работать на любых условиях примерно 30,0 %, остальные 70,0 %, испытывая нужду в средствах к существованию, видят для себя возможность работать только при определенных условиях, среди которых наиболее значимыми являются: высокооплачиваемая работа вблизи дома (на что указали, соответственно 22,5 и 20,3 % опрошенных).
Таким образом, если повысить эффективность государственной материальной поддержки семей с детьми, то определенная часть женщин добровольно согласится остаться дома и не конкурировать за оплачиваемую профессиональную работу. При этом из необходимой суммы увеличения средств на семейные пособия следует вычесть экономию расходов государства и работодателей на детские учреждения, социальные льготы на предприятиях, на обслуживание и поддержку безработных. В идеале пособие по уходу за ребенком до трех лет следовало приблизить к уровню, близкому к средней заработной плате по экономике в регионе. Тогда у женщин действительно появилась бы свобода выбора между профессиональной работой и воспитанием детей, в то время как сегодня мотивы материального свойства дискриминируют их материнскую функцию, а в период падения производства, сокращения числа рабочих мест занятость воспитанием детей выгодна обществу, снижая социальные издержки массовой безработицы.
В фокусе внимания единой социально-трудовой политики на рынке труда находится также проблема занятости женщин старших возрастных групп. Хотя этот контингент значительно уступает в численности молодым безработным (сложности с трудоустройством испытывают в предпенсионном возрасте 8,0 %, то есть в 5 раз меньше, чем среди лиц около 30 лет), но данная категория женщин - первые кандидаты на увольнение и последние в очереди на получение работы [1]. В связи с этим мы предлагаем гораздо активнее применять показавший свою эффективность за рубежом и у нас метод регулирования масштабов безработицы путем досрочного выхода на пенсию.
На региональных рынках труда в зависимости от конкретной ситуации следует более гибко подходить к возрасту перехода на досрочную пенсию, чем это сейчас определено законодательством (в рамках всего предпенсионного пятилетия, но с обязательным учетом трудового стажа). Поскольку более льготный по отношению к действующему законодательству пенсионный возраст будет устанавливаться, прежде всего, в районах с критическим уровнем безработицы, можно использовать для выплаты таких пенсий часть средств из фонда занятости как альтернативу затратам на пособие по безработице и трудоустройство безработных старших возрастов.
В экономически благополучных странах рынок труда освобождается от предложения рабочих рук в пожилом возрасте путем качественного пенсионного обеспечения. В нашей стране средняя пенсия на 80 % уходит на минимальное питание, наиболее необходимые лекарства и квартплату, и поэтому пенси-
онеры (а большинство из них - женщины) вынуждены трудиться. Исходя из анализа сложившейся профессиональной структуры женской занятости, констатируем, что дебатируемая сегодня идея увода пенсионеров с рынка труда на базе отмены пенсии работающим пенсионерам не решит ни финансовых, ни экономических проблем. Напротив, она грозит обнажить целые трудовые ниши, на которые практически не претендует безработная молодежь. Это либо малопрестижные и малооплачиваемые неквалифицированные формы занятости, в основном занимаемые женщинами преимущественно в государственном секторе экономики (уборщицы, регистраторы, вахтеры, лаборантки, приемщицы, мелкие служащие), либо также малооплачиваемые, но высококвалифицированные профессии, требующие длительного специального образования и опыта (врачи, учителя, научные работники). В результате может образоваться дефицит кадров, неадекватно высокая цена рабочей силы, произойдет серьезное падение уровня жизни массовых когорт социально уязвимого населения с соответствующими последствиями. Причем все трудности коснутся в основном государства как работодателя, а не коммерческую, в том числе теневую, трудовую сферу, практически не функционирующую в режиме соблюдения социального законодательства. Поэтому если есть потребность экономии на доходах пожилых людей, то это возможно не для рабочих и служащих бюджетных отраслей, а для коммерческой сферы, способной самостоятельно решить вопрос о содержании работающего пенсионера.
В еще более затруднительном положении с позиций профессионально-квалификационной адаптации к требованиям рынка находятся женщины, имеющие малолетних детей. Сразу после выхода из отпуска по уходу за ребенком эти женщины могут быть сокращены, тем более что за трехлетний срок профессиональные навыки значительно ослабевают, причем пониженная конкурентоспособность женщин практически сохраняется на весь период до поступления ребенка в школу, а нередко и до окончания начальной школы. Данное обстоятельство необходимо принять во внимание при конструировании систем обучения.
Однако существуют серьезные сложности в организации системы, ориентированной на профобучение женщин с малолетними детьми. Первая - отсутствие субъективной потребности женщины обучаться в достаточно сложный для них период жизни. Помочь в решении данной проблемы могла бы добровольная государственно-общественная Ассоциация по развитию персонала, включая значительный круг предприятий, которая будет выполнять специальную российскую программу по поддержке предприятий в их работе с кадрами. Таким способом можно во многом скорректировать потребность в кадрах и планы подготовки, которые, например, в Тульской области, по мнению большинства экспертов (авторское исследование «Совершенствование социальной политики женской занятости в новых социально-экономических условиях» (2017 г.): экспертный опрос), не вполне соответствуют нуждам в рабочих специальностях; треть опрошенных отметили такое же несоответствие при подго-
товке женщин в вузах и техникумах, что выступает серьезным фактором, усиливающим их маргинальное положение на рынке труда в перспективе.
Стоит перенять опыт зарубежных стран и начать внедрять учащихся на время практики в конкретные фирмы по договорам со службой занятости - тогда зарекомендовавший себя практикант мог бы рассчитывать на постоянное рабочее место. Отдельным категориям женщин после обучения необходимо выплачивать в период трудоустройства стипендию или выдать ссуды на открытие собственного дела и пр. Кроме того, необходимо преодолеть современную излишнюю концентрацию учебной базы, как правило, в областных центрах и крупных городах, малую рассредоточенность по территории, что создает неразрешимые проблемы с поездками на учебу для женщин, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста, матерей детей-инвалидов, глав неполных семей. Для реального охвата женщин с семейными обязанностями учебой требуется максимальное приближение ее к месту жительства. Отсюда служба занятости могла бы заключать договора на переобучение, особенно краткосрочное в форме индивидуального, курсового обучения на ближайшем предприятии, в техникуме и пр.
При более длительном и серьезном обучении государство должно взять на себя некоторые расходы, например, оплачивать проезд, льготное содержание детей в детских дошкольных учреждениях (как за рубежом) или организовать другие формы присмотра за детьми (например, «детские комнаты» в учебных заведениях с воспитателем и пр.) в отсутствие обучающейся матери-одиночки, матери ребенка-инвалида и т.п. Для начала следует предусмотреть в федеральной программе по выплатам пособий по безработице и поддержке безработных дифференциацию стипендий и надбавок на иждивенца для перечисленных категорий.
Для создания серьезного современного фундамента массового обучения безработных необходимо использовать все существующие формы: обучающие центры службы занятости, количество которых следовало бы расширить, имеющиеся учреждения профобразования, предприятия, где есть структуры, занимающиеся обучением, а также специализированные альтернативные государственные организации - некоммерческие частные или совместные. В настоящее время уже есть часть таких учебных заведений специально для женщин (например, Сеть Обучающих Центров для женщин), которые могли бы с успехом участвовать в такой работе по заказам и планам органов занятости и местных органов власти.
В пределах федеральной программы профессиональной подготовки повышения квалификации и переподготовки безработных граждан в особом внимании нуждается дообучение женщин с высшим образованием (например, для работы в общеобразовательной школе, основам современной информатики, прав, менеджерской деятельности, по внутрифирменным отношениям, социальной работе и т.д.). Рекомендуется также установление временных квот при приеме в учебные заведения по «мужским» специальностям (управление, правоведение, международные отношения, технические специальности в армии и т п.). Однако
сложность трудоустройства специалистов и служащих заключается в том, что 40 % вакансий предъявляет негосударственный сектор, который явно предпочитает работников-мужчин, формируя тем самым новый этап дискриминации, преодолеть который по мировому опыту поможет стимулирование работодателей к приему на работу высококвалифицированных женских кадров и механизм контроля за соблюдением антидискриминационного законодательства.
Для женщин, имеющих рабочие профессии, переподготовку целесообразно осуществлять прежде всего с учетом их возраста и имеющегося опыта работы в определенных производственных условиях: аппаратурные процессы, работа на конвейере, обслуживание машин с высокой степенью интенсивности труда, работа вручную. Для этой категории следует сделать более привлекательными обучение профессиям бытового обслуживания, страдающего сейчас дефицитом кадров почти на всех территориях, обучение ремеслу, видам социального обслуживания и т.п.
Необходимо содействовать восстановлению системы непрерывного повышения квалификации как работниц умственного труда, так и физического, учитывая их более низкую квалификацию. Специальные подразделения службы занятости, структуры Ассоциации по развитию персонала или по их заказу могут заняться проверкой уровня квалификации лиц, потерявших работу, с тем чтобы конкретно определить характер их обучения. Повысить качество обучения помогут создаваемые за счет бюджета, страховых фондов, средств предприятий специализированные центры профориентации, объектами которых может выступать не только молодое, но и взрослое население.
Учитывая остроту профессионально-квалификационной проблемы в политике равных возможностей на рынке труда по полу, служба занятости должна иметь в виду два основных контингента женщин:
а) нуждающиеся в обучении по тем же признакам, что и мужчины (не имеющие профессиональной квалификации, имеющие профессию или квалификацию, не отвечающие современным требованиям или спросу);
б) нуждающиеся в обучении с учетом социальных признаков (находящиеся в отпуске по уходу за малолетними, одинокие матери, инвалиды, женщины старше сорокапятилетнего возраста, беженцы, бывшие правонарушительницы и т.д.).
Из двух видов обучения безработных - профобразование и профподготовка - в настоящее время наибольшее признание получила последняя. Однако профподготовка не вошла в установленные образовательные цензы, так как она не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. В итоге получаемая в действующих центрах ФСЗ ускоренная, начальная профподготовка (швей, парикмахеров, визажистов, продавцов, бухгалтеров и т.п.) выпускает работников с очень низкой квалификацией, которые нередко не находят себе места из-за гораздо более высоких требований работодателей. К тому же многие женщины, получившие профессию подобным образом, не возвращаются в сферу обучения для получения дальнейшего образования, что закрепляет их более низкий социальный статус.
По мнению экспертов, проведение обучения и профессиональной подготовки специально для женщин эффективно и не является нововведением. Традиционно для женщин и девушек привычно проходить обучение и профессиональную подготовку в группах одного пола, когда обучение проводится по традиционно женским специальностям, таким, как, медицинская сестра, воспитательница дошкольного учреждений. Именно в последние два десятилетия пометка «только для женщин» стала вызывать полемику и критику.
Но даже сегодня общеизвестно, что некоторые виды обучения и профессиональной подготовки должны проводиться исключительно для женщин и женщинами. Отсутствие мужчин не является сепаратизмом, а только несет в себе информацию о типе учебного курса, хотя следует отметить, что некоторые виды обучения и профессиональной подготовки, предлагаемые женщинам, увеличивают их традиционную гендерную роль. Согласно опыту зарубежных стран женщины лучше всего воспринимают тренинговый метод обучения в группах, имеющих в виду конкретно-ситуативный и личностно-ориентированный подход к обучающемуся и образование путем формирования навыков и умений, а не трансляции знаний, как в классическом варианте.
Далее, хотелось бы остановиться на таком варианте поддержки рабочих мест для женщин, как квотирование. Так, самодеятельная женская ассоциация «Женщины и конверсии» предлагает на период перестройки предприятий квотный принцип высвобождения работников: доля женщин в числе сокращенных не должна превышать их удельного веса в общей численности персонала. Представляется, что применение данного принципа вполне справедливо при увольнении как типичной антидискриминационной меры. То же самое можно сказать о необходимости квотирования доли женщин при осуществлении государственной политики продвижения по службе и т. п.
Совершенно другая ситуация возникает при приеме на работу. Здесь квотирование вообще может рассматриваться как сугубо временная мера и не столько по половому признаку, сколько по потребности в социальной защите: инвалиды, подростки и т.п. Квотировать места для всех женщин или женщин с детьми практически невозможно, и столь грубое вмешательство государства в условия найма несовместимо со свободой рыночного хозяйства.
В западных странах квотный принцип модифицирован таким образом, что женщина-кандидат получает предпочтение при назначении на должность лишь при прочих равных условиях, то есть при соблюдении требования выдвижения нескольких претендентов на должность и конкуренции между ними.
Отечественная практика показала, что более эффективным, чем квотирование, является финансовая поддержка действующих и новых рабочих мест, в том числе для женщин («субсидированная занятость»), которая уже практикуется в регионах. Укажем на положительный опыт Санкт-Петербурга по реализации программы содействия занятости населения на основе соглашения между мэрией, Ассоциацией предприятий, Советом федерации профсоюзов города, включающего меры по созданию рабочих мест для безработных, особо нуждающихся в социальной поддержке и т п. В число объектов субсидирования заня-
тости следует включить поощрение добровольной неполной занятости, надом-ничества для женщин с детьми, нестандартные формы занятости, чтобы охватить трудоустройством большее количество безработных [2].
Сферой широкого применения нестандартных форм занятости могли бы стать сельское и коммунальное хозяйство, торговля и общественное питание, переработка сельхозсырья, пищевая промышленность, социальные и бытовые услуги. В легкой промышленности, машиностроении, информатике и некоторых других отраслях женщины особенно заинтересованы в надомном труде, по сути, полностью отданного сейчас из организованной сферы в неорганизованную. Усиление роли государства здесь требует налоговых и кредитных льгот, субсидий, четкой нормативно-законодательной базы, определения правового статуса лиц, занятых в альтернативных режимах. За рубежом подобные отношения регулируются, главным образом, посредством контракта, у нас же в коммерческой сфере нередко полный произвол и отсутствие социальных гарантий для женщин, компенсируемые повышенной по сравнению с государственной заработной платой. Дальнейшее упорядочение рынка труда должно сопровождаться усилением государственного контроля и правовой инспекции труда для каждого работающего в любом секторе экономики.
Одно из направлений смягчения негативных последствий безработицы -организация общественных работ. Учитывая, что возможность заключения срочных трудовых договоров гарантируется только безработным гражданам, можно с большой степенью вероятности заключить, что как средство обеспечения временной занятости общественные работы касаются в первую очередь женской рабочей силы. При этом очевидно, что резервы в этом направлении далеко не исчерпаны, постольку распространение практики общественных работ в регионах страны находится еще в начальной стадии.
Полученные данные показывают, что отношение к участию в общественных работах неоднозначно. Например, необходимость расширения практики общественных работ как вынужденной меры для обеспечения временной занятости отметили более половины опрошенных экспертов. Вместе с тем, довольно значительное количество считает, что основная социально-демографическая группа безработных - женщины - относятся к такой занятости отрицательно.
Негативное отношение большинства женщин к общественным работам в значительной степени объясняется, как правило, узким перечнем рабочих мест, большими затратами физического труда и низкой оплатой. В основном это сезонные сельскохозяйственные работы и обслуживающий труд в гостиницах и пионерских лагерях.
С другой стороны, существуют виды общественных работ, пользующиеся у безработных женщин определенным спросом. Это работы в коммунальном хозяйстве городов по поддержанию нормального санитарно-гигиенического состояния жилого фонда, где возможна занятость на нестандартных режимах труда, а также в пригородных тепличных, садовых хозяйствах и пр. Следует еще раз продумать виды общественных работ с целью повышения их привлекательности для женщин.
Желание государства поддерживать самозанятость необходимо оформить организационно. В каждом районе наряду с налоговой инспекцией, отделом социальной защиты, службой занятости должно быть подразделение, смыслом функционирования которого являются организация и стабилизация сферы самозанятости, мелкого предпринимательства. В его обязанности может входить координация деятельности перечисленных ведомств, составление перечня приоритетных для региона сфер предпринимательства с соответствующим его стимулированием, отчет о численности малых фирм (как сейчас по фермерам, трудоустроенным и пр.), создание инкубаторов, обучение юридической и бухгалтерской стороне дела. Они могут иметь средства для помощи различным формам самозанятости из бюджета, из фонда социальной поддержки, фонда занятости, в конце концов, их непосредственная задача - это содействие разнообразным видам трудоустройства, поддержка экономической самодеятельности населения в борьбе с бедностью с опорой на собственные силы.
Описанная система мероприятий на базе программно-целевого метода управления занятостью в силу своего разностороннего и комплексного характера должна опираться в правовом отношении на изменения в законодательстве (о труде, занятости, образовании, социальном обслуживании и т.п.), а в организационном - на сотрудничество как правительственных органов блока социального управления и их структур в регионах, так и некоммерческих организаций, занимающихся вопросами содействия повышению статуса женщин в обществе, их роли в политической, экономической, социальной и культурной жизни страны; защитой прав женщин, заботой об укреплении семьи; продвижением женщин на уровень принятия решений. Основой такого сотрудничества мог бы быть ежегодно составляемый двухуровневый план совместных действий под руководством на федеральном уровне Комиссии по делам семьи, материнства и детства при Президенте РФ, а на региональном - заместителя главы администрации по социальным вопросам. Совместный характер действий позволит включить различные источники финансирования - страховые бюджетные средства, инвестиции, кредиты и пожертвования национального капитала и частных лиц, финансовые товарищества самого населения, объединение которых усилило бы реальность осуществления намеченного.
Таким образом, процессы, регулирующие распределение женщин в системе социальной стратификации в сфере занятости, связаны с формированием доступной инфраструктуры содействия женскому предпринимательству, свободного диалога с властью, социально-правового сопровождения занятости и безработицы, стимулирования наращивания человеческого капитала и формирования активной жизненной позиции женщин.
Список литературы
1. Политика занятости в региональном контексте социально-трудовых отношений: коллективная монография / ред. проф. В.Н. Ярская, проф. Д.В. Зайцев. Саратов: ИД «МарК», 2013. С. 32.
2. Мусаев Б.А. Нестандартная занятость как форма реализации условий нового экономического уклада // Науковедение. 2017. Т. 9. № 2. С. 7.
Абросимова Ольга Вячеславовна, ассистент, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Юрков Сергей Евгеньевич, д-р филос. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
STATE SOCIAL POLICY OF EMPLOYMENT AS A WAY OF AS A WAY OF REGULATION OF SOCIAL STRATIFICATION (GENDER ASPECT)
O.V. Abrosimova, S.E. Yurkov
The features of realization of the state social policy of employment in relation to women are revealed; foreign and domestic experience of state regulation of employment is considered; the perspective directions of qualitative improvement of distribution of female labor force in the modern labor market are described.
Key words: unemployment, public policy, women's employment, non-standard employment, labor market, self-employment.
Abrosimova Ol'ga Vyacheslavovna, assistant, abrosimovaov@yandex. ru, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Yurkov Sergej Evgenjevich, doctor of philosophical sciences, docent, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.
УДК 321.02
КОСВЕННЫЙ ЛОББИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ)
Н.А. Осипова
Выявлены технологии косвенного лоббизма на примере постсоветской Украины. Анализ осуществлен через призму интегративной методологии, которая объединяет наработки неокорпоративистского, бихевиоралистского и инструменталистского подходов. Рассмотрена специфика использования в Украине грасрутс-кампаний, астротурфинга, СМИ, социологических исследований, рейтингов, фандрайзинга.
Ключевые слова: политические технологии, технологии лоббизма, косвенный лоббизм, группы давления, Украина, grassroots-кампании, фандрайзинг.
На специфику взаимодействия власти, бизнеса и общества в постсоветских странах значительное влияние оказали патерналистская роль государства и командно-административный тип экономики СССР. Дальнейшая трансфор-