Научная статья на тему 'Отдельные аспекты формирования механизма управления региональной инновационной системой'

Отдельные аспекты формирования механизма управления региональной инновационной системой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / REGIONAL INNOVATIVE SYSTEM / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / INFORMATION / INFORMATIONAL SPACE / MANAGEMENT MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иода Е. В., Иода Ю. В.

В статье авторы пытаются построить механизм управления региональной инновационной системой на примере формирования информационного пространства в Липецкой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEPARATE ASPECTS OF FORMING THE MANAGEMENT MECHANISM OF REGIONAL INNOVATIVE SYSTEM

The authors attempt to construct the management mechanism of regional innovative system on example of forming the informational space in Lipetsk oblast.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты формирования механизма управления региональной инновационной системой»

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ

Е. В. ИОДА, Ю. В. ИОДА

В статье авторы пытаются построить механизм управления региональной инновационной системой на примере формирования информационного пространства в Липецкой области.

Ключевые слова: региональная инновационная система, инновационная инфраструктура, информация, информационное пространство, механизм управления.

Эффективность управления конкретной инновационной системой прямо зависит от механизма поиска, переработки, хранения и использования информации. Это предполагает определение и рационализацию внутренних и внешних связей и отношений информационных пространств данных систем, а при возрастании их сложности обеспечивает устойчивость координации их деятельности и сопряжения с системами более высокого и более низкого уровня. При неразвитом информационном пространстве в системе существенно возрастает количество слабо формализуемых задач принятия управленческих решений. В первую очередь это обусловлено неадекватностью имеющихся данных для диагностики состояния и динамики субъектов и объектов инновационной деятельности, отражения и выявления тенденций и закономерностей их развития, выработки рациональной стратегии и тактики их функционирования в инновационных системах любого уровня иерархии [4].

Информация, являясь эндогенным фактором человеческой деятельности, формирует как общественное в целом, так и экономическое пространство. Внутри последнего представляется возможным определять информационное пространство по критериям уровня и масштаба, объекта и субъекта, состояния и динамики, фазы и зрелости и др. Более совершенное информационное пространство, снижая неопределенность взаимодействий субъектов, становится условием роста эффективности использования ими ресурсов и факторов производства. Развитие позволяет вовле-

кать в обмен все больше информационных ресурсов, использование которых обеспечивает количественное и качественное изменение структуры затрат и предъявляет новые требования не только

к факторам и технологиям, но и к институциональной и организационной составляющей экономического прогресса. Необходимость общего сокращения трансформационных и трансакционных издержек, связанных с использованием информации, обусловливает формирование единого информационного пространства инновационно ориентированной социально-экономической системы.

Институциональная специфика информационного пространства выражается в нормах и правилах, определяемых региональными особенностями рынков, их субъектов и объектов. Повышение эффективности взаимодействия субъектов разных сфер, сегментов и секторов хозяйственных систем регионов предполагают обмен адекватной информацией для рыночной координации их деятельности. Степень эффективности взаимодействия будет напрямую зависеть от факторов, оказывающих влияние на инновационную инфраструктуру с точки зрения достаточности и доступности информации (рис. 1).

Системное стратегическое построение информационного пространства региональных рынков, адекватное современным технологиям управления региональными социально-экономическими хозяйственными системами, предполагает выявление и оценку потенциала влияния информационных процессов и факторов их определяющих, на данный рынок, анализ и оценку их эффективности [5].

В соответствии с вышеизложенным представляется целесообразным определить информационное пространство как вид пространства, выделенный на основе признания эндогенности информационного фактора производства, включающий отношения хозяйствующих субъектов по поводу, как

этого фактора, так и соответствующих условий, ресурсов и продуктов деятельности. Применение структурной рекурсии к хозяйственным системам позволяет получить для каждой из них на разных уровнях внутрисистемное информационное пространство, отражающее аспекты их внутренней

среды. Таким образом, возникает иерархия «вложенных» информационных пространств различных уровней, которая отражает гетерархию аспек-тированных подсистем внутри хозяйственной системы каждого уровня, что обусловливает и обеспечивает их функционирование [6].

Факторы информационной составляющей инновационной инфрастуктуры

научно-технические

развитие

НИОКР

создание

информационных

баз

формирование новейших средств связи

использование современных средств обмена информации

обеспечение доступа к базам данных

I

унификация и стандартизация баз данных и потоков информации

организационноэкономические ^ /

Г

инвестиции в информационную сферу

открытость и доступность корпоративной информации

развитие

сетевых

систем

возможность снижения трансакционных издержек

I

развитие

экономической

культуры

борьба с монополизмом

создание

информационных

баз

Ч__________________

(\

свободный

доступ к информации

инновационное образование и подготока кадров

( \

обеспечение

информационной

безопасности

социальные

Рис. 1. Факторы информационной составляющей инновационной инфраструктуры региона

Обоснование понятия информационного пространства, как формы существования и интеграции предметно ориентированных информационных систем, характеризующейся иерархичностью, структурностью, протяженностью и дифференци-рованностью, позволяет в рамках функционального и эволюционного подходов охарактеризовать информационное пространство в виде модельных представлений и информационного отражения взаимодействия субъектов хозяйственной системы региона. Уровневая и аспектная декомпозиция информационного пространства хозяйственных систем разного масштаба, но единой сущности, позволяет создать логическую иерархическую модель информационного пространства хозяйственной системы региона, определяющую его внешний контекст, как входящего в информационную систему более высокого порядка, сложным компонентом которой оно является, а также внутренний, как организованной совокупности субординированных и аспектированных информационных систем.

Объединение аспектированных региональных информационных систем по территориальнополитическому принципу может обусловливать создание макрорегиональных информационных подпространств (например, информационное пространство Центрально-Черноземного округа). Объединение предметно-ориентированных информационных систем различных регионов, в частности, по проблемам труда и занятости, приводит к созданию информационного пространства рынка труда макрорегиона.

Характеристика информационного пространства региональной экономики должна системно выделять и отражать его аспекты в рамках территориального (распространенный), функционального и эволюционного подходов, при доминировании каждого из которых оно соответственно определяется как:

- статическое, или насыщенное, метрически характеризующее совокупность дифференцированных субъектов и объектов территории;

- динамическое, или деятельное, характеризующее интеграционные свойства функционирующих объектов и субъектов в зависимости от степени их структуризации в предметно ориентированной информационной системе;

- развивающееся, или необратимо изменяющуюся реальную предметную область, представленную в адекватной понятийной модели, отражающей направленное взаимодействие его субъектов и объектов во времени. Применение к региональному информационному пространству указанных подходов дает возможность уточнить инструментарий для анализа взаимодействий, складывающихся между экономическими субъектами мезоуровня.

Накопление и структурирование информации как эндогенного фактора происходит в регионе кооперационно с другими факторами, функциями и структурами в развитии хозяйственной системы в целом, отдельных ее подсистем и субъектов.

Трансакционные издержки являются параметрами, определяющими специфику отношений между субъектами регионального экономического пространства, для функционирования которых характер информационного обмена как неотъемлемый атрибут их взаимодействий имеет решающее значение. Информационный фактор как завершающий эндогенный наряду с организационным и институциональным обеспечивает трансакции, многообразно связываяпроизводителей и потребителей в пространстве воспроизводственных процессов. Это будет выражаться в характере и структуре обменов и взаимодействий между отдельными информационными системами агентов в информационном пространстве региональной экономики.

Эволюционный подход позволяет построить систему информационного пространства регионального рынка, где каждый объект выступает как модель, отражающая взаимодействия его субъектов. Эффективность развития регионального рынка зависит от качества, масштабов и интенсивности информационного обмена между его агентами, а также от ресурсов и условий распространения потоков информации в данном информационном пространстве. В процессе трансакций на региональном рынке труда за счет кроссвзаимодействий информационного фактора его субъектов происходит увеличение информации, как условие и результат необратимости эволюции хозяйственной системы региона. Информационные образы субъектов и объектов регионального рынка раскрываются в соответствующей его информационному пространству предметной информационной системе [6].

Ментальная модель информационного пространства региона, как подсистемы мезоэкономи-ческого пространства, может быть представлена в форме понятийной модели предметной области. Эта модель, накапливая информацию, видоизменяется, оказывая обратное влияние на эволюцию экономического пространства региона. Чем точнее информационная модель отражает содержание регионального рынка, тем больше потенциал эффективной деятельности его субъектов, что обеспечивается принципом соответствия информационного пространства другим факторным видам хозяйственных пространств. Поэтому целесообразно исследовать специфические свойства, элементы, и механизмы формирования и развития аспектированных информационных пространств в различных региональных хозяйственных системах.

Выделенные теоретические аспекты исследования информационного пространства региональной хозяйственной системы составляют теорию многоуровневого и многоаспектного ее отражения и включают:

- принципы формирования и функционирования (системности и противоречивости, иерархии и гетерархии, субординации и координации, единства и многообразия, субъектности и объект-ности, абстрактного и конкретного);

- факторы инновационного развития (повышение компетенций, компьютеризация технологий, институционализация и сетевая организация процессов) с учетом тенденции глобализация и регионализации;

- иерархическую логическую модель информационного отражения (архитектура, информационные ресурсы, инфраструктура и системы аналитической обработки информации для различных групп пользователей).

Региональная специфика информационного пространства хозяйственной системы определяется природными условиями, ее масштабом, объектами, субъектами, сферами деятельности, уровнем развития технологий, нормами и правилами, количеством и структурой организаций и способами информационного представления хозяйственной деятельности, что находит отражение в соответствующей информационной системе. Архитектура этого информационного пространства включает информационные ресурсы и трансакционную инфраструктуру. Информационная система систематизирует предметно ориентированную информацию посредством базы данных, обеспечивая анализ эффективности принимаемых на ее основе решений, позволяя представить результат при доступе различных групп пользователей на

специализированный сайт в Шег^ с использованием технологий ГИС.

Общемировая тенденция становления информационной, основанной на знаниях экономики обусловливает широкое использование возможностей современных информационных технологий различных классов для обеспечения эффективного взаимодействия участников инновационного процесса. При этом одним из главных условий повышения экономической эффективности инновационного предпринимательства в регионе является его комплексное информационное обеспечение.

В Липецкой области постепенно складывается целостная информационная система, отражением и механизмом саморазвития которой должно стать открытое региональное информационное пространство различных предметных областей, служащее базой для содержательной и формальной координации, управления, научных исследований, создания системного научного знания о регионе. Участвующие в коммуникационном обмене информация и знания воспроизводятся в расширенной форме, генерируя новые знания. Этот процесс открывает практически неограниченные возможности для саморазвития и познания закономерностей развития любых хозяйственных систем в целом [3].

Информационная система для регионального уровня управления инновационной системой должна строиться как иерархическая, территориально-распределенная система, содержащая информацию, интегрированную по предметным областям, по функциональным направлениям использования и по уровням административнотерриториального деления региона на основе общеметодологических подходов и организационных принципов инновационной системы, согласованной на уровне программно-технических средств и информационно-лингвистической совместимости и взаимодействия [5]. Реализация указанного подхода может обеспечиваться при использовании объектно-ориентированного подхода к построению системы информационных ресурсов в рамках региональной инновационной системы. Концептуальная схема такого подхода предложена на рисунке 2.

В основу построения структуры системы региональных информационных ресурсов должна быть положена информационная модель системы управления субъектом РФ, важнейшими элементами которой являются: множество субъектов социально-экономических и инновационных отношений (предприятия, организации, физические и

юридические лица), множество инфраструктурных объектов. Все эти объекты расположены на территории определенного региона и являются объектами управления органов регионального управления, которые в условиях значительного расширения своих функций активно используют первичную информацию о состоянии этих объектов и субъектов для принятия решения. Все это возможно на основе принятия соответствующих организационных и нормативно правовых актов в области информации и информационных систем.

Приоритетными задачами в области развития и внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в Липецкой области на период 2008-2011 гг. были определены:

- дальнейшее развитие и модернизация местной телефонной сети с использованием цифровых технологий, доведения к концу 2010 г. уровня цифровизации местной телефонной сети до 84,9 %;

- расширение волоконно-оптической сети с охватом сельских населенных пунктов;

- удовлетворение спроса населения и организаций на услуги высокоскоростного доступа в сеть Интернет и передачи данных за счет расширения территории предоставления услуги и увеличения монтированной емкости мультисервис-ной сети, внедрение новых услуг мультисервис-ной сети;

- внедрение и развитие услуги 1Р-телеви-дения в качестве интерактивного приложения к услуге широкополосного доступа;

- повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

- реализация государственной политики в сфере информатизации администрации области, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований области в интересах социальноэкономического развития региона и совершенствования государственного управления;

- развитие защищенной информационнотелекоммуникационной среды информационного взаимодействия структур администрации области, исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области;

- оперативное и объективное информирование населения и общественности о деятельности администрации области, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований области;

№3-4 (025-026), 2011

Система первичных информационных баз данных об объектах, субъектах инновационной деятельности, административно-территориальных единицах и хозяйствующих субъектах

О

Б

Ь

Е

К

Т

С

У

Б

Ъ

Е

К

Т

Инновационные исследования предприятий

Промышленные образцы

Инновационная продукция

Юридические лица

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследователи и коллективы

Физические лица

Инновационная инфраструктура

Отрасль информатизации и информационного обслуживания

И

БД о направлениях проводимых исследований

ИП

БД о результатах проводимых исследований

БД об обеспеченности инфраструктурными объектами инновационной региональной системы

~ ~ ~ а

БД о налогоплательщиках

пг

Реестр федеральной собственности

1 1

БД о занятых и безработных I 1~

■*

Сводные базы данных научно-технической информации

Сводные базы данных нормативно-правовой информации

Сводные базы данных социально-экономических и финансовых показателей

БД о занятых в отраслях, ведущих инновационные исследования

ЬД о занятых в НИОКР и сфере образования

Региональный комитет по информатизации

I

И нформационно-технологический центр

Система аналитических центров

СТАТИСТИКА

ПРОГНОЗ

МОНИТОРИНГ

Управление нн-фрастру ктурны -ми объектами

Управление экономическим комплексом

Управление

бюджетно-

финансовым

комплексом

Управление социальным комплексом

к

0 м и

1 Е

т

по

и

и

н

о

в

А

Ц

и

о

в

ІІ

о

и

п

о

л

11

т

11

к

Е

г

Б

г

и

о

н

А

ё

>

Рис. 2. Структура системы региональных информационных ресурсов на основе информационной модели системы управления субъектом РФ

к»

- повышение квалификации государственных служащих, служащих органов местного самоуправления муниципальных образований области в сфере использования информационных технологий;

- последовательное внедрение в практику оказания государственными и муниципальными органами власти широкого спектра услуг населению с использованием современных информационных технологий;

- развитие информационных технологий, направленное на создание в области единого информационного общества;

- обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры [1; 2].

Также существует ряд предложений по повышению эффективности работ в сфере ИКТ в Липецкой области:

1) на федеральном уровне:

- сформировать единую вертикаль органов государственной власти в сфере информатизации в целях ведения единой политики в данной сфере и организации единства процессов информатизации федеральных, региональных, муниципальных структур власти для устранения разрозненности работ и дисбаланса развития информатизации в субъектах РФ и на разных уровнях управления;

- принять нормативно-правовые акты в сфере ИКТ, определяющие единую техническую политику по формированию и ведению социальных регистров населения, по использованию единых российских стандартов и требований к форматам данных, к системе идентификации персональных данных, к составу и содержанию спра-

вочников, классификаторов и кодификаторов, к способам передачи данных;

- разработать единые подходы по оказанию государственных услуг в электронном виде;

- доработать функциональные возможности программного обеспечения типового решения системы региональных реестра и портала государственных и муниципальных услуг для реализации сервиса, обеспечивающего подачу заявителем электронных форм документов для получения услуги с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг;

2) на региональном уровне - координировать деятельности федеральных, региональных, муниципальных органов власти по формированию и реализации единой государственной политики в сфере информатизации;

3) на муниципальном уровне - в целях успешного развития информатизации на муниципальном уровне, придания целенаправленного характера работам по широкомасштабному использованию информационно-коммуникационных технологий необходимо создать муниципальные структуры управления процессом информатизации, располагающие соответствующей технической платформой, штатом профессиональных кадров и способных не только поддерживать функционирование информационных систем и технических средств муниципального аппарата, но и осуществлять иную деятельность в области информатизации на территории муниципального образования.

Информационные ресурсы для органов управления в сфере инноваций можно объединить в структурную систему (рис. 3).

Региональные органы административного управления

т

Функционально-ориентированные базы данных региона

Рис. 3. Структурная система информационных ресурсов для органов управления в сфере инноваций в регионе

Организационной основой развития информатизации в Липецкой области должна стать «Комплексная программа информатизации Липецкой области» (далее «комплексная программа»). Рассчитанная на поэтапную и долгосрочную реализацию, она определит информационную политику в Липецкой области, последовательность действий по ее реализации, меры по осознанию общественной значимости информатизации.

Комплексная программа послужит механизмом интеграции и координации федеральных, отраслевых, корпоративных программ и подпрограмм, отдельных проектов, принятых к осуществлению на территории Липецкой области. Она призвана мобилизовать внутренние ресурсы области и объединить их с внешними.

Комплексная программа должна стать открытой, в нее могут быть дополнительно включены другие проекты информатизации. Ее составными частями будут все программные документы, принятые и принимаемые к реализации на территории Липецкой области. Состав реализуемых проектов комплексной программы должен ежегодно уточняться в предусмотренные сроки. Реализация отдельных мероприятий комплексной программы должна предусматривать конкурсный отбор исполнителей. Отдельные проекты и подпрограммы федеральных и отраслевых программ, финансируемые из соответствующих источников, включаются в комплексную программу со своим бюджетом, а при необходимости рассматривается вопрос о дополнительной финансовой поддержке за счет областного бюджета. Взаимоотношения участников комплексной программы будут определяться заключенными между ними договорами, принятыми уставами, положениями и другими нормативными актами, утвержденными органами власти.

В комплексной программе должны быть выделены первоочередные проекты, «опорные зоны» и «опорные объекты», играющие определяющую роль в решении проблем информатизации Липецкой области.

Разработка комплексной программы и отработка механизмов ее реализации являются актуальнейшей задачей Администрации, областного Совета депутатов, научно-технической общественности и предпринимателей [2].

Условием успешной реализации планов информатизации является развитая, надежно функционирующая система управления, способная своевременно, комплексно и эффективно решать всю совокупность проблем, возникающих в этой сфере. Все проблемы информатизации области и

создания информационной индустрии не могут быть решены путем реализации нескольких крупно масштабных акций или какой-либо одной программы. Необходимы последовательные, рассчитанные на перспективу, скоординированные действия всех участников информатизации, учитывающих как государственные интересы, так и интересы населения области.

Особое значение придается взаимодействию с федеральными органами власти и межрегиональными общественно-политическими структурами. Интересы области должны быть официально представлены в Комитете по политике информатизации при Президенте, а также в общественных и научных структурах федерального и регионального уровней.

Механизм управления комплексной программы должен иметь эффективную систему информационной поддержки процесса формирования и мониторинга ее реализации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Руководящим органом комплексной программы должен стать «Совет управления программой», возглавляемый Г лавой Администрации Липецкой области и включающий ведущих специалистов в сфере информатизации.

Оперативная организационно-техническая работа по реализации программы, ее информационное обеспечение, выполнение решений «Совета управления программой» будут осуществляться «Исполнительной дирекцией», которая должна стать структурным подразделением администрации области.

Для организации научно-технической экспертизы отдельных проектов, предложений и бизнес-планов, проведения конкурсного отбора проектов по комплексной программе при «Исполнительной дирекции» должен быть сформирован «Научно-экспертной совет программы» (общественный орган).

По мере становления информационной индустрии целесообразно создание отраслевого структурного подразделения Администрации по информатике и связи. На него могут быть возложены функции центра по организации и координации деятельности, разнообразных по форме и назначению, ведомственной принадлежности и формам собственности организаций, действующих на информационном рынке области и обеспечивающих поддержку ее информационной среды. Одним из важнейших составляющих данного отраслевого структурного подразделения должен стать орган информатизации Администрации области.

Ключевым аспектом информатизации являются инвестиции. Только после достижения некоторой «критической массы» материальных и фи-

нансовых средств можно говорить об условиях, определяющих возможность успешного запуска программы информатизации.

Деятельность органов государственной власти и организаций по формированию региональных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов административно-территориальных образований Липецкой области финансируется из федерального бюджета и бюджета области по статье расходов «Информатика» («Информационное обеспечение»).

Базовое финансовое обеспечение программ реализуется через специально созданный инвестиционный фонд, деятельность которого обеспечивается и контролируется рабочими органами программы. Данный Фонд не имеет других механизмов управления его деятельностью. Фонд формируется за счет регионального бюджета, внебюджетных источников, а также за счет кредитов под гарантию Администрации.

Для ускорения информатизации и создания информационной индустрии целесообразно нормативными актами создавать благоприятные условия и способствовать организации целевых внебюджетных фондов. Аккумулируя средства на коммерческой основе, они могут обеспечить начальное финансирование отдельных частных и общесистемных инновационных проектов и будут содействовать внедрению информационных систем различного назначения [6].

Важным фактором самоорганизации и развития информационной индустрии служат прикладные информационные системы, необходимые для формирования и обеспечения стабильности рыночной инфраструктуры. Создание таких систем будет осуществляться преимущественно за счет средств самих субъектов рыночных отношений.

В основе возвратного механизма инвестиций лежат следующие источники экономического эффекта:

- экономия от упорядоченного рационального использования бюджетных средств всех уровней;

- повышение качества управленческих решений и коммерческих сделок за счет рационально подготовленной и долее достоверной и оперативной исходной информации;

- переход от бумажной информатики к электронной;

- реализация информационных и коммуникационных услуг;

- продажа информации как коммерческого продукта;

- создание и коммерческая реализация программно-технических средств и технологий;

- налоговые и другие виды отчислений в местный бюджет.

Настоящая концепция является исходной установкой для разработки Комплексной программы информатизации Липецкой области. Концепция кратко описывает существующее состояние с информатизацией города, отражает видение проблем построения единого городского информационного пространства и информационного общества и способы их решения. Концепция после ее утверждения может рассматриваться как документ, являющийся основой для реализации основных направлений информатизации города.

Основные результаты, полученные в ходе разработки концепции можно сформулировать следующим образом:

1. Выделены и сформулированы основные понятия, являющиеся ключевыми в концепции и используемые в процессе информатизации.

2. Определена сфера и субъекты информатизации и сформулированы главная цель и принципы информатизации. Показано, что информатизация является фактором устойчивого развития личности, общества, государства.

3. Дан краткий анализ текущему состоянию информатизации региона на основе исторической динамики его развития. Выделены объективные, субъективные особенности информационной среды города.

4. Описаны основные этапы информатизации в которых указаны организационные и технологические вопросы, требующие решения.

5. Разработаны основные направления информатизации, такие, как совершенствование телекоммуникационных средств, информатизация сферы образования, создание структуры управления процессом информатизации и т. д.

6. Рассмотрены принципы и задачи совершенствования телекоммуникационной среды Липецкой области.

Таким образом, предлагаемая концепция может служить некоторой основой развертывания системы мероприятий для разработки и реализации «Комплексной программы информатизации Липецкой области». Внедрение новых информационных технологий в управление инновационными процессами в системе региональной экономики, на наш взгляд, предоставит следующие возможности для субъектов данной деятельности:

- наиболее полно удовлетворить информационные потребности субъектов регионального рынка во всех сферах деятельности;

- повысить эффективность управления и сократить операционные и административные затраты во всех субъектах региона;

- улучшить как информационное взаимодействие, так и взаимодействие в процессе реализации инновационного проекта всех участников процесса.

В качестве инструмента обеспечения участников инновационной деятельности в системе региональной экономики необходимыми информационными ресурсами, телекоммуникационные технологии могут рассматриваться и в качестве специфической среды осуществления инновационной деятельности, в которой могут функционировать виртуальные предприятия, т. е. временные или постоянные совокупности географически разобщенных индивидов, групп, организационных единиц или же целостных организаций, функционирование производственного процесса у которых проходит при обязательном участии информационных технологий, включая электронные средства связи. Так, в экономически развитых странах получили распространение различные организации, образующие сектор электронного бизнеса, т. е., предприятия, использующие возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей с целью создания бизнеса (например, электронные магазины, аукционы, технологии электронной биржевой торговли, электронного трейдинга, электронного банкинга, страхования и т. д.).

Необходимость создания единого инновационно-информационного пространства региона диктуется как общими требованиями информационного прогресса, так и особой необходимостью усиления объединительных тенденций разрозненных субъектов инновационной деятельности.

При этом основной направлением создания единого информационного инновационного пространства должно быть развитие инновационной деятельности, поддержка разработки и введения на предприятиях новых технологий, обеспечивающих выпуск приоритетной конкурентоспособной продукции.

К основным задачам формирования регионального информационного пространства в рамках инновационной инфраструктуры можно отнести следующие:

- организация отбора наиболее перспективных инновационных проектов, содействие реализации инновационных конкурентоспособных проектов;

- организация взаимодействия с авторами патентов, новых технологий и «ноу-хау» с целью выявления наиболее эффективных технологий для

практического внедрения, а также создание и ведение соответствующих электронных баз данных;

- выявление новых эффективных средств и систем управления, обеспечивающих создание наукоемкой продукции и совершенствование технологических процессов на производстве;

- участие субъектов инновационной деятельности региона в формировании и реализации федеральных и региональных инновационных программ и проектов;

- организация и проведение технологического и научно-технического мониторинга хозяйствующих субъектов региона, изучение инновационных проблем и предложений с целью определения критических технологий и формирования банков и баз данных инновационных и инвестиционных проектов;

- осуществление экспертной опенки научных, научно-технических, инновационных и инвестиционных программ и проектов;

- осуществление субъектами инновационного процесса целевого поиска отечественных и иностранных инвесторов для внедрения в производство инновационных проектов;

- осуществление информационной и PR поддержки хозяйствующих субъектов, внедряющих инновационные проекты, размещение рекламы новых товаров и услуг на региональных, российских и зарубежных электронных досках объявлений.

Одним из инструментов реализации информационного пространства может быть создание и развитие инновационного портала региона, как одной из площадок расширенного электронного взаимодействия между субъектами инновационной и инвестиционной деятельности, способствующей повышению эффективности инновационной деятельности. Реализация данного инструмента позволит не только передавать необходимую информацию, но также создавать различным структурам партнерства и консорциумы на региональном и глобальном уровнях, что дает возможность развития навыков деятельности хозяйствующих субъектов в системе «новой экономики».

Создание интегрированного единого регионального информационного пространства должно стать одним из основных направлений развития и совершенствования инфраструктуры, позволяющей обеспечить системное управление инновационной деятельностью на всех иерархических уровнях экономической системы. Представляется целесообразным создание такого инструмента информационной инфраструктуры на федеральном уровне, объединяющем ресурсы национальных участников инновационной системы (прави-

тельства, инвесторов, инноваторов и других субъектов национального уровня), региональном, объединяющем инвестиционные и инновационные ресурсы субъекта Федерации, и местном, предполагающем интеграцию отдельных элементов и субъектов инновационной инфраструктуры в рамках определенного региона.

Таким образом, построение эффективно функционирующей единой интегрированной информационной среды региона в рамках инновационной инфраструктуры необходимо рассматривать как важнейший инструмент управления региональной инновационной системой.

Литература

1. Липецкая область в цифрах: стат. сб. Липецк, 2009.

2. О государственных информационных ресурсах

Липецкой области: закон Липецкой области от

08.10.2008г. № 189-ОЗ.

3. О Концепции региональной информатизации до 2010 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.07.2006 г. № 1024-р.

4. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: федер. закон от 9.02.2009 г. № 8-ФЗ.

5. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7.02.2008 г. № Пр-212.

6. Чернов А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы: монограф. М., 2003.

* * *

SEPARATE ASPECTS OF FORMING THE MANAGEMENT MECHANISM OF REGIONAL INNOVATIVE SYSTEM

Ye. V. Ioda, Yu. V. Ioda

The authors attempt to construct the management mechanism of regional innovative system on example of forming the informational space in Lipetsk oblast.

Key words: regional innovative system, innovative infrastructure, information, informational space, management mechanism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.