Научная статья на тему 'Роль информационного обеспечения в управлении региональной инновационной системой'

Роль информационного обеспечения в управлении региональной инновационной системой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1033
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / INFORMATION SPACE / INFORMATION SUPPORT / REGIONAL INNOVATIVE SYSTEM / REGIONAL INNOVATIVE AND INFORMATION INFRASTRUCTURE / MANAGEMENT MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иода Елена Васильевна

В статье рассматривается роль и значение информационной системы в управлении открытыми сложными социально-экономическими системами: региональной инновационной системой. Теоретико-методологические аспекты формирования и развития социально-эко-номических систем подтверждают важную роль информационного обеспечения в эффективном управлении ими. Особое значение приобретают информационные системы в управлении инновационными системами, прежде всего, региональными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF INFORMATION SUPPORT IN MANAGEMENT OF REGIONAL INNOVATIVE SYSTEM

In article the role and value of information system in management of open difficult social and economic systems: regional innovative system is considered. Theoretic-methodological aspects of formation and development of social and economic systems confirm an important role of information support in effective management of them. Special value is gained by information systems in management of innovative systems, and first of all, regional.

Текст научной работы на тему «Роль информационного обеспечения в управлении региональной инновационной системой»

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ

Е. В. ИОДА

В статье рассматривается роль и значение информационной системы в управлении открытыми сложными социально-экономическими системами: региональной инновационной системой. Теоретико-методологические аспекты формирования и развития социально-экономических систем подтверждают важную роль информационного обеспечения в эффективном управлении ими. Особое значение приобретают информационные системы в управлении инновационными системами, прежде всего, региональными.

Ключевые слова: информационное пространство, информационное обеспечение, региональная инновационная система, региональная инновационно-информационная инфраструктура, механизм управления.

Модернизация российской экономики предполагает переход на инновационный путь развития, что в свою очередь требует развития новых подходов к решению проблем управления экономическими системами любого уровня иерархии. Степень эффективности управления конкретной инновационной системой напрямую зависит от механизма поиска, переработки, хранения и использования информации. Это предполагает определение и рационализацию внутренних и внешних связей и отношений информационных пространств данных систем, а при возрастании их сложности обеспечивает устойчивость координации их деятельности и сопряжения с системами более высокого и более низкого уровня. При неразвитом информационном пространстве в системе существенно возрастает количество слабо формализуемых задач принятия управленческих решений. В первую очередь это обусловлено неадекватностью имеющихся данных для диагностики состояния и динамики субъектов и объектов инновационной деятельности, отражения и выявления тенденций и закономерностей их развития, выработки рациональной стратегии и тактики их функционирования в инновационных системах любого уровня иерархии.

Институциональная специфика информационного пространства выражается в нормах и правилах, определяемых региональными особенностями рынков, их субъектов и объектов. Повышение эффективности взаимодействия субъектов разных сфер, сегментов и секторов хозяйственных систем регионов предполагают обмен адекватной информацией для рыночной координации

их деятельности [8]. Степень эффективности взаимодействия будет напрямую зависеть от факторов, оказывающих влияние на инновационную инфраструктуру с точки зрения достаточности и доступности информации (рис. 1).

Системное стратегическое построение информационного пространства региональных рынков, адекватное современным технологиям управления региональными социально-экономическими хозяйственными системами, предполагает выявление и оценку потенциала влияния информационных процессов и факторов их определяющих на данный рынок, анализ и оценку их эффективности.

Информационное пространство можно идентифицировать как вид пространства, выделенный на основе признания эндогенности информационного фактора производства, включающий отношения хозяйствующих субъектов по поводу как этого фактора, так и соответствующих условий, ресурсов и продуктов деятельности. Применение структурной рекурсии к хозяйственным системам позволяет получить для каждой из них на разных уровнях внутрисистемное информационное пространство, отражающее аспекты их внутренней среды. Таким образом, возникает иерархия «вложенных» информационных пространств различных уровней, которая отражает гетерархию ас-пектированных подсистем внутри хозяйственной системы каждого уровня, что обусловливает и обеспечивает их функционирование. Формы существования и интеграции предметно ориентированных информационных систем, отличающихся иерархичностью, структурностью, протяженно-

стью и дифференцированностью, позволяют охарактеризовать информационное пространство в виде модельных представлений и информационного отражения взаимодействия субъектов хозяйственной системы региона. Уровневая и аспектная декомпозиция информационного пространства экономических систем разного масштаба, но единой сущности позволяет создать логическую иерархическую модель информационного пространства социально-экономической системы региона, определяющую его внешний контекст, как

входящего в информационную систему более высокого порядка, сложным компонентом которой оно является, а также внутренний, как организованной совокупности субординированных и ас-пектированных информационных систем. Тогда объединение аспектированных региональных информационных систем по территориально-политическому принципу может обусловливать создание макрорегиональных информационных подпространств (например, информационное пространство Центрально-Черноземного округа).

Рис. 1. Факторы, влияющие на информационное пространство региона

Сущностная характеристика информационного пространства региональной экономики должна системно отражать все аспекты территориального (распространенный), функционального и эволюционного подходов к его изучению. Доминирование каждого из обозначенных подходов определяется соответственно как:

- статическое, или насыщенное, метрически характеризующее совокупность дифференцированных субъектов и объектов территории;

- динамическое, или деятельное, характеризующее интеграционные свойства функционирующих объектов и субъектов в зависимости от степени их структуризации в предметно ориентированной информационной системе;

- развивающееся, или необратимо изменяющуюся реальную предметную область, представленную в адекватной понятийной модели, отражающей направленное взаимодействие его субъектов и объектов во времени. Применение к

региональному информационному пространству указанных подходов дает возможность уточнить инструментарий для анализа взаимодействий, складывающихся между экономическими субъектами мезоуровня [4].

Сбор, накопление и структурирование информации как эндогенного фактора происходит в регионе комплексно с другими факторами, функциями и структурами, характерными как для развития хозяйственной системы в целом, так и отдельных ее подсистем и субъектов.

К параметрам, определяющим специфику отношений между субъектами регионального экономического пространства, (для их функционирования характер информационного обмена является неотъемлемым атрибутом взаимодействий и имеет решающее значение) относятся трансакционные издержки. Информационный фактор, наряду с организационным и институциональным, обеспечивает трансакции, многообразно связывая производителей и потребителей в пространстве воспроизводственных процессов. Это выражается в характере и структуре обменов и взаимодействий между отдельными информационными системами агентов в информационном пространстве региональной экономики.

Систему информационного пространства регионального рынка позволяет построить эволюционный подход. Эффективность развития регионального рынка зависит от качества, масштабов и интенсивности информационного обмена между его агентами, а также от ресурсов и условий распространения потоков информации в данном информационном пространстве. На региональном пространстве в процессе трансакций за счет кросс-взаимодействий информационного фактора его субъектов происходит увеличение информации, как условие и результат необратимости эволюции социально-экономической системы региона. Информационные образы субъектов и объектов регионального социально-экономической системы раскрываются в соответствующей его информационному пространству предметной информационной системе [2].

Информационное пространство отражает региональную специфику, которое определяется природными условиями социально-экономической системы, ее масштабом, объектами, субъектами, сферами деятельности, уровнем развития технологий, нормами и правилами, количеством и структурой организаций и способами информационного представления хозяйственной деятельности. Архитектура регионального информационного пространства включает информационные ресурсы и трансакционную инфраструктуру.

Для становления информационной экономики, основанной на знаниях, характерно широкое использование возможностей современных информационных технологий различных классов для обеспечения эффективного взаимодействия участников инновационного процесса. При этом одним из главных условий повышения экономической эффективности инновационного предпринимательства в регионе является его комплексное информационное обеспечение [7].

Для Липецкой области характерно формирование целостной информационной системы, отражением и механизмом саморазвития которой должно стать открытое региональное информационное пространство различных предметных областей, служащее базой для содержательной и формальной координации, управления, научных исследований, создания системного научного знания о регионе. Участвующие в коммуникационном обмене информация и знания воспроизводятся в расширенной форме, генерируя новые знания. Этот процесс открывает практически неограниченные возможности для саморазвития и познания закономерностей развития любых хозяйственных систем в целом [5].

Информационная система, предназначенная для управления региональной инновационной системой, должна строиться как иерархическая, территориально-распределенная система, содержащая информацию, интегрированную по предметным областям, по функциональным направлениям использования и по уровням административно-территориального деления региона на основе общеметодологических подходов и организационных принципов инновационной системы, согласованной на уровне программно-технических средств и информационно-лингвистической совместимости и взаимодействия. Реализация указанного подхода может обеспечиваться при использовании объектно-ориентированного подхода к построению системы информационных ресурсов в рамках региональной инновационной системы [1].

В основу построения структуры системы региональных информационных ресурсов должна быть положена информационная модель системы управления субъектом РФ, важнейшими элементами которой являются: множество субъектов социально-экономических и инновационных отношений (предприятия, организации, физические и юридические лица), множество инфраструктурных объектов. Все эти объекты расположены на территории определенного региона и являются объектами управления органов регионального

управления, которые в условиях значительного расширения своих функций активно используют первичную информацию о состоянии этих объектов и субъектов для принятия решения. Все это возможно на основе принятия соответствующих организационных и нормативно правовых актов в области информации и информационных систем [3].

Приоритетными задачами в области развития и внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в Липецкой области на период 2008-2011 гг. были определены:

- дальнейшее развитие и модернизация местной телефонной сети с использованием цифровых технологий, доведения к концу 2010 г. уровня цифровизации местной телефонной сети до 84,9 %;

- расширение волоконно-оптической сети с охватом сельских населенных пунктов;

- удовлетворение спроса населения и организаций на услуги высокоскоростного доступа в сеть Интернет и передачи данных за счет расширения территории предоставления услуги и увеличения монтированной емкости мультисервис-ной сети, внедрение новых услуг мультисервис-ной сети;

- внедрение и развитие услуги 1Р-теле-видения в качестве интерактивного приложения к услуге широкополосного доступа;

- повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

- реализация государственной политики в сфере информатизации администрации области, исполнительных органов государственной власти

и органов местного самоуправления муниципальных образований области в интересах социальноэкономического развития региона и совершенствования государственного управления;

- развитие защищенной информационнотелекоммуникационной среды информационного взаимодействия структур администрации области, исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области;

- оперативное и объективное информирование населения и общественности о деятельности администрации области, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований области;

- повышение квалификации государственных служащих, служащих органов местного самоуправления муниципальных образований области в сфере использования информационных технологий;

- последовательное внедрение в практику оказания государственными и муниципальными органами власти широкого спектра услуг населению с использованием современных информационных технологий;

- развитие информационных технологий, направленное на создание в области единого информационного общества;

- обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

Информационные ресурсы для органов управления в сфере инноваций можно объединить в структурную систему (рис. 2).

Региональные органы административного управления

т

Функционально-ориентированные базы данных региона

БД прогнозирование развития региона

1

БД планирование развития региона

БД мониторинг состояния региона

/ і г 1 г ' \

БД трудовые ресурсы БД хозяйствующие субъекты БД инновации БД налоги БД бюджет

ИНФОРМАЦИОННО-ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОСТРАНСТВО И ПРОЦЕССЫ

Рис. 2. Структурная система информационных ресурсов для органов управления в сфере инноваций в регионе

Ключевым аспектом информатизации являются инвестиции. Только после достижения некоторой «критической массы» материальных и финансовых средств можно говорить об условиях, определяющих возможность успешного запуска программы информатизации.

Деятельность органов государственной власти и организаций по формированию региональных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов административно-территориальных образований Липецкой области финансируется из федерального бюджета и бюджета области по статье расходов «Информатика» («Информационное обеспечение»).

Базовое финансовое обеспечение программ реализуется через специально созданный инвестиционный фонд, деятельность которого обеспечивается и контролируется рабочими органами программы. Данный Фонд не имеет других механизмов управления его деятельностью. Фонд формируется за счет регионального бюджета, внебюджетных источников, а также за счет кредитов под гарантию Администрации.

Важным фактором самоорганизации и развития информационной индустрии служат прикладные информационные системы, необходимые для формирования и обеспечения стабильности рыночной инфраструктуры. Создание таких систем будет осуществляться преимущественно за счет средств самих субъектов рыночных отношений.

В основе возвратного механизма инвестиций лежат следующие источники экономического эффекта:

- экономия от упорядоченного рационального использования бюджетных средств всех уровней;

- повышение качества управленческих решений и коммерческих сделок за счет рационально подготовленной и долее достоверной и оперативной исходной информации;

- переход от бумажной информатики к электронной;

- реализация информационных и коммуникационных услуг;

- продажа информации как коммерческого продукта;

- создание и коммерческая реализация программно-технических средств и технологий;

- налоговые и другие виды отчислений в местный бюджет.

Организационной основой формирования информационной системы в Липецкой области является «Комплексная программа информатиза-

ции Липецкой области» (далее «комплексная программа»). Рассчитанная на поэтапную и долгосрочную реализацию, она определяет информационную политику в Липецкой области, последовательность действий по ее реализации, меры по осознанию общественной значимости информатизации.

Комплексная программа призвана служить механизмом интеграции и координации федеральных, отраслевых, корпоративных программ и подпрограмм, отдельных проектов, принятых к осуществлению на территории Липецкой области. Она должна мобилизовать внутренние ресурсы области и объединить их с внешними.

Комплексная программа должна стать открытой, в нее могут быть дополнительно включены другие проекты информатизации. Ее составными частями будут все программные документы, принятые и принимаемые к реализации на территории Липецкой области. Состав реализуемых проектов комплексной программы должен ежегодно уточняться в предусмотренные сроки. Реализация отдельных мероприятий комплексной программы должна предусматривать конкурсный отбор исполнителей. Отдельные проекты и подпрограммы федеральных и отраслевых программ, финансируемые из соответствующих источников, включаются в комплексную программу со своим бюджетом, а при необходимости рассматривается вопрос о дополнительной финансовой поддержке за счет областного бюджета. Взаимоотношения участников комплексной программы будут определяться заключенными между ними договорами, принятыми уставами, положениями и другими нормативными актами, утвержденными органами власти.

В комплексной программе должны быть выделены первоочередные проекты, «опорные зоны» и «опорные объекты», играющие определяющую роль в решении проблем информатизации Липецкой области.

Разработка комплексной программы и отработка механизмов ее реализации являются актуальнейшей задачей Администрации, областного Совета депутатов, научно-технической общественности и предпринимателей.

Условием успешной реализации планов формирования региональной информационной системы является развитая, надежно функционирующая система управления, способная своевременно, комплексно и эффективно решать всю совокупность проблем, возникающих в этой сфере. Все проблемы информатизации области и создания информационной индустрии не могут быть

решены путем реализации нескольких крупно масштабных акций или какой-либо одной программы. Необходимы последовательные, рассчитанные на перспективу, скоординированные действия всех участников информатизации, учитывающих как государственные интересы, так и интересы населения области.

Особое значение придается взаимодействию с федеральными органами власти и межрегиональными общественно-политическими структурами. Интересы области должны быть официально представлены в Комитете по политике информатизации при Президенте, а также в общественных и научных структурах федерального и регионального уровней.

Механизм управления комплексной программы должен иметь эффективную систему информационной поддержки процесса формирования и мониторинга ее реализации.

Руководящим органом комплексной программы должен стать «Совет управления программой», возглавляемый Главой Администрации Липецкой области и включающий ведущих специалистов в сфере информатизации.

Оперативная организационно-техническая работа по реализации программы, ее информационное обеспечение, выполнение решений «Совета управления программой» будут осуществляться «Исполнительной дирекцией», которая должна стать структурным подразделением администрации области. Для организации научно-технической экспертизы отдельных проектов, предложений и бизнес-планов, проведения конкурсного отбора проектов по комплексной программе при «Исполнительной дирекции» должен быть сформирован «Научно-экспертный совет программы» (общественный орган).

По мере становления информационного пространства целесообразно создание отраслевого структурного подразделения Администрации по информатике и связи. На него могут быть возложены функции центра по организации и координации деятельности, разнообразных по форме и назначению, ведомственной принадлежности и формам собственности организаций, действующих на информационном рынке области и обеспечивающих поддержку информационной среды. Одним из важнейших составляющих данного отраслевого структурного подразделения должен стать орган информатизации Администрации области.

Основой развертывания системы мероприятий для разработки и реализации «Комплексной программы информатизации Липецкой области»

является Концепция [6]. Концепция комплексной программы информатизации Липецкой области кратко описывает существующее состояние с информатизацией города, отражает видение проблем построения единого городского информационного пространства и информационного общества и способы их решения.

Основные результаты, полученные в ходе разработки концепции могут быть сформулированы следующим образом:

1. Выделены и сформулированы основные понятия, являющиеся ключевыми в концепции и используемые в процессе информатизации.

2. Определена сфера и субъекты информатизации, сформулированы главная цель и принципы информатизации. Показано, что информатизация является фактором устойчивого развития личности, общества, государства.

3. Дан краткий анализ текущему состоянию информатизации региона на основе исторической динамики его развития. Выделены объективные, субъективные особенности информационной среды города.

4. Описаны основные этапы информатизации в которых указаны организационные и технологические вопросы, требующие решения.

5. Разработаны основные направления информатизации, такие как совершенствование телекоммуникационных средств, информатизация сферы образования, создание структуры управления процессом информатизации и т. д.

6. Рассмотрены принципы и задачи совершенствования телекоммуникационной среды Липецкой области.

Необходимость создания единого инновационно-информационного пространства региона диктуется как общими требованиями информационного прогресса, так и особой необходимостью усиления объединительных тенденций разрозненных субъектов инновационной деятельности.

При этом основным направлением создания единого информационно-инновационного пространства является развитие инновационной деятельности, поддержка разработки и введения на предприятиях новых технологий, обеспечивающих выпуск приоритетной конкурентоспособной продукции.

К основным задачам формирования регионального информационного пространства в рамках развития инновационной системы на основе инновационной инфраструктуры можно отнести следующие:

- организация отбора наиболее перспективных инновационных проектов, содействие реали-

зации инновационных конкурентоспособных проектов;

- организация взаимодействия с авторами патентов, новых технологий и «ноу-хау» с целью выявления наиболее эффективных технологий для практического внедрения, а также создание и ведение соответствующих электронных баз данных;

- выявление новых эффективных средств и систем управления, обеспечивающих создание наукоемкой продукции и совершенствование технологических процессов на производстве;

- участие субъектов инновационной деятельности региона в формировании и реализации федеральных и региональных инновационных программ и проектов;

- организация и проведение технологического и научно-технического мониторинга хозяйствующих субъектов региона, изучение инновационных проблем и предложений с целью определения критических технологий и формирования банков и баз данных инновационных и инвестиционных проектов;

- осуществление экспертной оценки научных, научно-технических, инновационных и инвестиционных программ и проектов;

- осуществление субъектами инновационного процесса целевого поиска отечественных и иностранных инвесторов для внедрения в производство инновационных проектов;

- осуществление информационной и РЯ-поддержки хозяйствующих субъектов, внедряющих инновационные проекты, размещение рекламы новых товаров и услуг на региональных, российских и зарубежных электронных досках объявлений.

Одним из инструментов механизма управления информационной системой должно стать создание и развитие инновационного портала региона, как одной из площадок расширенного электронного взаимодействия между субъектами инновационной и инвестиционной деятельности, способствующей повышению эффективности инновационной деятельности. Реализация данного инструмента позволит не только передавать необходимую информацию, но также создавать различным структурам партнерства и консорциумы на региональном и глобальном уровнях, что дает возможность развития навыков деятельности хозяйствующих субъектов в системе «новой экономики».

Внедрение новых информационных технологий в управление инновационными процессами в системе региональной экономики, на наш взгляд, предоставит следующие возможности для субъектов данной деятельности:

- наиболее полно удовлетворить информационные потребности субъектов регионального рынка во всех сферах деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- повысить эффективность управления и сократить операционные и административные затраты во всех субъектах региона;

- улучшить как информационное взаимодействие, так и взаимодействие в процессе реализации инновационного проекта всех участников процесса.

Как инструмент обеспечения необходимыми информационными ресурсами участников инновационной деятельности в системе региональной экономики могут рассматриваться и телекоммуникационные технологии, которые в качестве специфической среды осуществления инновационной деятельности позволяют функционировать виртуальным предприятиям (временной или постоянной совокупности географически разобщенных индивидов, групп, организационных единиц или же целостных организаций, функционирование производственного процесса у которых проходит при обязательном участии информационных технологий, включая электронные средства связи).

Формирование региональной информационной системы, создание интегрированного единого информационного пространства должно стать одним из условий обеспечения системного управления инновационной деятельностью на всех иерархических уровнях социально-экономической системы. В данном контексте представляется целесообразным создание инструмента информационной инфраструктуры на федеральном уровне, объединяющем ресурсы национальных участников инновационной системы (правительства, инвесторов, инноваторов и других субъектов национального уровня), региональном, объединяющем инвестиционные и инновационные ресурсы субъекта Федерации, и местном, предполагающем интеграцию отдельных элементов и субъектов инновационной инфраструктуры в рамках определенного региона.

Таким образом, эффективно функционирующая в рамках единой интегрированной среды информационная система региона играет важную основополагающую роль в развитии инновационной системы. Информационная система становится важнейшим инструментом в механизме управления региональной инновационной системой.

Литература

1. Анискин Ю. П. Корпоративное управление инновационным развитием: монография / под ред. Ю. П. Анискина. М., 2007.

2. Дятлов С. А. Развитие информационно-коммуникационных технологий и его влияние на экономику // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды VIII Всерос. объед. конф. СПб., 2005. С. 67-69.

3. Луговских Н. И. Инновационная ориентация в социально-экономическом развитии регионов России: теоретико-методологические аспекты. Тамбов, 2005.

4. Овчинников Л. П. Оценка экономической эффективности внедрения информационных технологий // Роль финансово-кредитной системы в реализации приоритетных задач развития экономики: I Междунар. науч. конф. 28-29 янв. 2008 г. / под ред. В. Е. Леонтьева. СПб., 2008. С. 15-22.

5. О государственных информационных ресурсах

Липецкой области: закон Липецкой области от

08.10.2008 г. № 189-ОЗ.

6. О Концепции региональной информатизации до 2010 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.07.2006г. № 1024-р. Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».

7. Поздняев А. С. Тенденции формирования и развития рынка информационных технологий в инновационной экономике: дис. ... канд. экон. наук. Орел, 2003.

8. Хмелева Г.А., Иода Е. В. Региональные аспекты инновационной деятельности. Самара, 2005.

* * *

ROLE OF INFORMATION SUPPORT IN MANAGEMENT OF REGIONAL INNOVATIVE SYSTEM

Ye. V. Ioda

In article the role and value of information system in management of open difficult social and economic systems: regional innovative system is considered. Theoretic-methodological aspects of formation and development of social and economic systems confirm an important role of information support in effective management of them. Special value is gained by information systems in management of innovative systems, and first of all, regional.

Key words: information space, information support, regional innovative system, regional innovative and information infrastructure, management mechanism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.