Научная статья на тему 'Формирование информационной инфраструктуры в контексте развития инновационной деятельности'

Формирование информационной инфраструктуры в контексте развития инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1721
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / АНТИСИПАТИВНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / ПЕРТИНЕНТНОСТИ ИНФОРМАЦИИ / МЕТАБАЗЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE AND INFORMATION INFRASTRUCTURE / INFORMATION PERTINENCY / METABASE / INFORMATION PROFILE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иода Е. В.

Cтатья посвящена определяющей роли информационной инфраструктуры в процессе развития инновационной деятельности в регионе. Установлено, что структурная организация инновационной информационной инфраструктуры представлена функциональными, отраслевыми, пространственными, организационно-управленческими, социальными связями. На основе анализа развития информационной инфраструктуры с инновационных позиций выделены этапы ее становления в соответствии с объективными предпосылками. Выделены и классифицированы проблемы формирования инновационной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INFORMATION INFRASTRUCTURE AT CONTEXT OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY

This article is devoted to determining the role played by an information infrastructure in the development of innovative activity in the region. Structural organization of an innovative and information infrastructure is ascertained to be represented by functional, sectoral, spatial, organazing-management, and social relations. The stages of formation of an information infrastructure in accordance with unbiassed prerequisites are identified on the basis of analysis of this infrastructure performed in terms of innovations. The problems of formation of an innovative infrastructure are identified and classified.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной инфраструктуры в контексте развития инновационной деятельности»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е. В. ИОДА

Статья посвящена определяющей роли информационной инфраструктуры в процессе развития инновационной деятельности в регионе. Установлено, что структурная организация инновационной информационной инфраструктуры представлена функциональными, отраслевыми, пространственными, организационно-управленческими, социальными связями. На основе анализа развития информационной инфраструктуры с инновационных позиций выделены этапы ее становления в соответствии с объективными предпосылками. Выделены и классифицированы проблемы формирования инновационной инфраструктуры.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационно-информационная инфраструктура, антисипативность информации, пертинентности информации, метабазы, информационный профиль.

Развитие инновационной деятельности напрямую зависит от формирования инновационной инфраструктуры, от создания системы информационной поддержки. Условием успеха научных исследований является их надлежащее информационное обеспечение, которое осуществляется специально создаваемыми информационными системами и службами. Такие системы и службы призваны собирать, систематизировать, хранить, обрабатывать, выполнять поиск и распространять научную, техническую, экономическую и иную информацию, а также помогать преобразовывать ее в знания [2].

Выбор однонаправленного вектора инновационного развития национальной экономики, переход к инновационным системам позволяет адекватно реагировать на любые изменения конъюнктуры рынков, обеспечить массовое создание, распределение и использование инноваций на основе интенсивного технологического освоения новых научных знаний и оптимизации инновационных, производственных, финансовых и инвестиционных процессов, образующих единую наукоемкую систему. В условиях новой экономики движение экономики России по инновационному сценарию требует формирования объективных предпосылок для развития информатизации процессов инновационной деятельности, создания крепкой информационно-инновационной инфраструктуры.

Инновационная информационная инфра-

структура представляет собой сферы деятельности, возникающие в процессе взаимодействия

субъектов инновационного производства и совокупности организаций, информационно обслуживающих его по поводу поддержания процесса создания и освоения новых технологий, непосредственно создающих инновационный продукт.

Структурная организация инновационной информационной инфраструктуры представлена функциональными, отраслевыми, пространственными, организационно-управленческими, социальными связями, которые проявляются в определенном сочетании в зависимости от специфики инновационного производства.

Инновационность информационной услуги зависит от антисипативности и пертинентности информации. В практической деятельности при формировании запроса описания процесса, предмета или явления потребитель, как правило, запрашивает любой документ, где дано такое описание, а не все имеющиеся по данному вопросу документы. Потребитель прекращает поиск и сбор информации как только найдена информация для решения задачи. Информация в данный момент времени и в данных условиях зависит от: понимания, возможности применения в данных условиях деятельности, временных ограничений, требований к качеству принимаемых решений, наличия реальных ресурсов (материально-технических, финансовых, трудовых и др.).

Соответствие информации реальным потребностям пользователя определяется уровнем пертинентности информации - соотношением объема полезной для потребителя информации к общему объему полученной информации. С другой сторо-

ны, пользователь может не знать, какую информацию можно получить из баз данных, в каком виде она там хранится, как часто обновляется тот или иной информационный источник. Проблемы типичной неосведомленности должна решать информация, обладающая свойством антисипатив-ности, то есть информация, которая своим содержанием опережает, предвидит, предвосхищает информационную потребность. Антисипатив-ность информации предполагает такую систему отбора данных, при которой из множества существующих представлений формируется информационный продукт, позволяющий принять решение независимо от неосведомленности конкретного пользователя в проблемной области. Соответствие свойствам пертинентности и антисипативно-сти информации определяет инновационную компоненту информационного ресурса. Инновационная информационная инфраструктура представляет собой совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих информационных структур, систем, организаций, фирм - носителей информационного ресурса, необходимых и достаточных для эффективного осуществления информационной деятельности на основе инновационной компоненты.

Особое место в решении формирования информационно-инновационной инфраструктуры

отводится ее региональному компоненту.

Вопросам формирования информационноинновационной инфраструктуры (ИИИ) регионов России и страны в целом, интеграции России в мировое информационное пространство были посвящены в последние пять лет многочисленные выступления, как ученых, так и представителей исполнительной и законодательной властей Российской Федерации. Однако в большинстве случаев речь шла о социально-политических мотивах информатизации современного общества, о совершенствовании нормативно-правового обеспечения. В меньшей степени затрагивались вопросы реализации научно-технической политики и мероприятий по ее реализации в области информационной инфраструктуры, аналогичной инициативе Клинтона - Гора в США.

Вместе с тем информационная инфраструктура в современном обществе должна иметь не меньшее, если не большее, значение, чем традиционные инфраструктурные составляющие: транспорт, связь, энергоснабжение и т. д. Поэтому формирование и развитие информационной инфраструктуры нуждаются в долгосрочном планировании и научно-технической политике государства. Реальностью движение России к информационно-

му обществу станет тогда, когда научно-техническая политика государства в этой области будет закреплена нормативно-технической базой формирования и развития информационной инфраструктуры. Такая политика, кроме Концепции формирования информационного общества в России, декларирующей предпосылки и стратегические цели, нуждается в методологических основах создания комплекса нормативно-технических документов -профиля информационной инфраструктуры.

Мы считаем возможным воспользоваться методологическим подходом к формированию профиля национальной информационной инфраструктуры, представленным в докладе, выполненным при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований «Методика формирования и применения профилей открытых информационных систем» [1].

Данный подход позволяет сформулировать общие подходы к обозначению основных компонентов информационной инфраструктуры, определить функциональный состав профиля информационной инфраструктуры как совокупности стандартов и спецификаций, которым должны удовлетворять компоненты инфраструктуры.

Профиль информационной инфраструктуры, принятый в качестве регионального стандарта, должен составлять концентрированное выражение единой технической политики информатизации и служить инструментом формирования и развития этой инфраструктуры на ближайшие годы и на перспективу. Принятие типового профиля регионами России является одним из шагов на пути формирования единой национальной информационной инфраструктуры России и перехода к информационному обществу.

Под информационной инфраструктурой региона будем понимать совокупность информационных ресурсов (ИР), предоставляемых их владельцами для общего использования, и средств доступа к этим ресурсам со стороны пользователей (потребителей) ресурсов с помощью телекоммуникационной среды.

Анализ развития информационной инфраструктуры с инновационных позиций позволяет выделить этапы ее становления в соответствии с объективными предпосылками:

1. Появление единичных коммуникаций, порожденных новыми условиями (узаконивание купли-продажи и наделение правом собственности), вызванное экономическим интересом.

2. Активизация информационных потоков, формирование многочисленных неупорядоченных информационных потребностей, вызванное

массовым осознанием преимуществ владения ресурсами и факторами производства.

3. Формирование организационной инфраструктуры регионального рынка и ее подсистемы -информационной инфраструктуры.

4. Появление новых рыночных институтов с целью снижения трансакционных издержек совершения сделки. Новые информационные потоки дополняют информационную инфраструктуру до критической массы.

5. Реальное увеличение информационных потребностей стимулирует использование новых информационно-коммуникационных технологий.

Заметим, что этапы данной периодизации совпадают с точками возмущений в социальноэкономических процессах, а инновации происходят в ответ на определенную проблему или возможность. Таким образом, начало инновационного процесса не так жестко привязано к научным исследованиям и (в нашем случае) соотносится с возникающими проблемами трансформационного периода. Так, для первого периода инновациями послужили новые и полученные из других областей знания. Информацию для рыночной сделки подчас подсказывала интуиция. На втором этапе к предыдущим инновациям добавлялись технологии, являющиеся новыми для этой сферы применения. Третий этап характеризовался применением новых технологий, а также изменением конфигурации организационной и институциональной инфраструктур региона. Для четвертого и пятого этапа инновациями служили новые методы удовлетворения потребностей общества, а также новые технологии, в частности информационно-коммуникационные.

В информационной инфраструктуре региона в соответствии с данным выше определением можно выделить две крупные составляющие:

1) информационные ресурсы, формируемые и поддерживаемые их владельцами в составе информационных систем (ИС), которые обеспечены соответствующими средствами поддержки ведения ресурсов и доступа к ним;

2) телекоммуникационная среда общего доступа к ресурсам и/или ведомственные (корпоративные) сети передачи данных.

К информационным ресурсам, предоставляемым для общего пользования без ограничений или имеющим ограничения доступа (подлежащие определению конкретно для каждого ресурса) могут обращаться:

- конечные пользователи, которым потребовалась определенная информация для решения их задач;

- прикладные программы АС / ИС, обслуживающих функционирование органов городского управления и муниципальных структур, АС / ИС организаций и предприятий, расположенных в регионе или же приложения информационносправочных систем, обслуживающих население.

Мы считаем возможным использовать следующую укрупненную классификацию информационных ресурсов, которые представляются и используются с помощью информационных технологий: электронные архивы документов; электронные библиотечные фонды; базы данных; базы знаний; базы программ повторного использования. Ресурсы указанных видов представляются в ИС с помощью соответствующих технологий.

Данная укрупненная классификация информационных ресурсов представляется достаточной для формирования профиля информационной инфраструктуры региона с точки зрения наиболее актуальных в настоящее время потребностей. Классификация может быть уточнена и дополнена по мере выявления потребностей в других видах информационных ресурсов (например, ресурсов в области культуры - электронных музеев, и т. д.).

При формировании информационной инфраструктуры региона России должны учитываться общие требования органов федеральной власти, направленные на формирование единого информационного пространства Российской Федерации на основе совокупности региональных информационных инфраструктур. Информационная инфраструктура включает в себя как совокупность информационных ресурсов, формируемых в составе ИС органов городского управления, организаций и предприятий, расположенных в регионе, информационно-справочных систем, предназначенных для обслуживания населения города, так и информационные ресурсы общего пользования, доступные через Интернет.

В рамках информационной инфраструктуры может быть обеспечено взаимодействие конкретных АС / ИС с внешними по отношению к ним системами, располагающими теми ресурсами, которые требуются для решения прикладных задач этих конкретных АС / ИС. Важно отметить, что в соответствии с принятым определением информационной инфраструктуры сами конкретные АС / ИС опираются на инфраструктуру, но не входят в нее как составные части.

Для поддержки развития информационной инфраструктуры в регионах целесообразно создавать областную (общегородскую) информационную систему.

Проектные решения, связанные с архитектурой и функциональной структурой этой системы, следует производить, исходя из того, что она не заменяет собой существующие и развиваемые АС / ИС служб городского управления (городского хозяйства), организаций и предприятий, расположенных в регионе, служб информационно-справочного обслуживания населения. Ее роль связана, прежде всего, с обеспечением потребностей в интеграции (взаимодействии, обмене данными) указанных выше АС / ИС. Эти потребности невозможно предопределить заранее и зафиксировать, поскольку они возникают и непрерывно развиваются в ходе информатизации всех категорий пользователей информационных ресурсов.

Основной функцией такой системы является создание и ведение метабазы информационных ресурсов, составляющих информационную инфраструктуру региона/города. На уровне инфраструктуры метабаза информационных ресурсов также является своего рода информационным ресурсом. Кроме того, такая система может быть наделена функциями мониторинга информационных потребностей пользователей.

Изложенные выше предпосылки позволяют разграничить два направления работ: формирование профиля информационной инфраструктуры региона как набора стандартов и соглашений, определяющих:

- нормы и правила представления информационных ресурсов общего пользования;

- нормы и правила доступа к этим ресурсам (с учетом регламентов разграничения прав доступа и обеспечения информационной безопасности).

Такая методология построения профиля информационной инфраструктуры, базируется на опубликованном опыте федеральных агентств США по формированию стандартов National Information Infrastructure (NII), проводимому по инициативе Администрации Президента Клинтона.

Предлагаемые методологические подходы позволяют в дальнейшем организовать интеграцию региональных инфраструктур в Национальную информационную инфраструктуру России. Общность методологических подходов позволяет также распространить принятую методику построения профиля на отраслевые инфраструктуры как в пределах одного региона, так и при интеграции ведомственных ИС региона с ведомственными ИС федерального уровня.

Содержание профиля информационной инфраструктуры (ИИ) региона может включать:

1. Области первоочередного использования информационной инфраструктуры (прикладные аспекты состава ИР общего пользования).

2. Категории ИР и рекомендуемые стандарты унифицированного представления ИР.

3. Архитектурные модели информационной инфраструктуры.

4. Рекомендуемые стандарты форматов обмена данными для различных прикладных аспектов.

5. Объекты стандартизации интерфейсов и протоколов взаимодействия в рамках ИИ.

6. Категории услуг телекоммуникационной среды.

7. Минимальный набор услуг интернет-провайдера в рамках ИИ данного региона.

8. Стеки протоколов телекоммуникационной среды.

9. Профиль метабазы информационных ресурсов.

10. Требования к нормативно-техническому обеспечению пользователей.

11. Требования к нормативно-техническому обеспечению ИИ (средства автоматизации ведения нормативной базы профиля ИИ).

12. Требования к унифицированным инструментальным средствам поддержки и развития информационной инфраструктуры.

Обеспечение информационной поддержки и развитие информационной инфраструктуры являются составной частью процесса инновационной деятельности в регионе и осуществляются в соответствии с формированием интегрированной информационной среды.

Объективную ценность информации, информационных технологий и систем все еще не научились однозначно и точно измерять, информационная продукция медленно выходит на рынок, слабо оценивается органами управления и производителями. Процесс же информатизации является наукоемким, трудоемким, фондоемким и длительным, причем начальные этапы инновационного цикла создания информационно-вычислительных систем - затратные. Поэтому актуальной задачей становится определение затрат на создание региональной инфраструктуры информатизации, в частности, выбор первоочередных работ и оценка окупаемости этих затрат.

Информатизация региона состоит в информатизации следующих основных систем региона:

1) банковских; 2) систем рыночной экономики;

3) социального обеспечения; 4) налоговой службы; 5) промышленности; 6) транспорта и связи; 7) топливно-энергетического комплекса; 8) строи-

тельного комплекса; 9) правительственных услуг и права; 10) здравоохранения и медицины;

11) экологии; 12) сельского хозяйства; 13) образования и образовательных услуг; 14) безопасности; 15) делопроизводства.

Информационная инфраструктура выполняет интеграционную функцию. С ее помощью инновационная система обретает необходимую целостность и реализуется замысел, заложенный в ее создании - соединить инновационную систему и производство в единый комплекс, представляющий собой «экономику знания».

Среди наиболее острых проблем функционирования инновационной инфраструктуры в нашей стране сегодня можно выделить следующие: фрагментарность инновационной инфраструктуры, отсутствие системообразующего звена, неразвитость конкурентной среды, наличие предприятий инновационной инфраструктуры, занимающих монопольное положение на рынке, отсутствие комплексной программы по поддержке и развитию инновационной инфраструктуры, ограниченные возможности привлечения частных инвестиций, краткосрочный характер государственного финансирования. Данные проблемы наглядно просматриваются на примере формирования центров трансфера технологий (ЦТТ). По данным Федерального агентства по науке и инновациям, количество ЦТТ ежегодно растет, и одновременно сокращаются государственные расходы в расчете на один центр. Гарантированное финансирование из средств федерального бюджета ЦТТ получают только один год.

Для формирования адекватной рыночным отношениям системы инновационной инфраструктуры необходимо создание следующих условий:

1) развитие инновационной инфраструктуры как единого комплекса;

2) наличие конкуренции среди предприятий инновационной инфраструктуры;

3) разработка правовой базы, регулирующей развитие сферы инновационной инфраструктуры в целом;

4) соблюдение синхронности в развитии инновационной инфраструктуры и реального сектора экономики.

Информационное обслуживание инновационной деятельности представляет собой также информационное сопровождение процесса создания инновации. Но реально инновационный процесс может идти разными путями, например, в зависимости от того, берется ли за разработку инновации крупная фирма, имеющая свои научные лаборатории и производственную базу, или им зани-

мается предприятие малого инновационного бизнеса. В первом случае информационное сопровождение осуществляется при поддержке и на средства фирмы. Во втором дело значительно сложнее. Капитал малого и среднего бизнеса недостаточен для самостоятельного создания инфраструктуры. В то же время как субъект инновационной деятельности он весьма продуктивен. Поэтому государство и, отчасти, крупный бизнес создают для него технопарки, инкубаторы, инновационно-технологические центры, венчурные фонды и другие элементы инфраструктуры. Одна из ее функций - предоставление необходимой информации. Потребность в разнообразной информации сохраняется во время разработки инновации, вплоть до создания промышленного образца. Для ее предоставления и создается исследовательская и социально-экономическая информационная инфраструктура. Когда процесс разработки завершен, изделие опробовано, оно должно поступить на рынок, чтобы от него шел доход. Здесь нужна очень важная и, как правило, ученым ранее неизвестная информация о коммерциализации инновационного продукта. Здесь вступают в действие различные консалтинговые и / или внедренческие фирмы, специализирующиеся в этой области и устанавливающие связи разработчиков инноваций с производителями или с рынком.

Бывает и так, что инновационный продукт разработан в научном коллективе без всякой посторонней помощи, но в вопросе его коммерциализации научные работники оказываются столь же неосведомленными. Здесь также нужна информационная поддержка. Таковы прямые связи между наукой, производством и потребителем. Но для инновационной экономики существенны и обратные связи, которые носят информационный характер.

Имеются три обстоятельства, определяющие потребность в обратных связях - от потребителя к производителю и даже разработчику инновации. Любая инновация может обладать недостатками, которые обнаруживаются в процессе ее потребления или эксплуатации. В сигналах о недостатках продукции, особенно инновационной, заинтересованы и производители, и разработчики инновации. Она необходима для совершенствования изделий, повышения их качества, повышения спроса и т. д. Рыночная экономика может существовать лишь при наличии платежеспособного спроса на производимые товары. Если рынок свидетельствует, что потребность в данном продукте отсутствует, то усилия по его разработке оказываются напрасными, дело терпит крах, инвести-

ции пропадают. Поэтому создатель инновации и ее производитель кровно заинтересованы в изучении рынка и в получении оперативной информации о его состоянии. Маркетинг является непременным составляющим инфраструктуры, и лучше, если прогноз потребности рынка в той или иной инновации предшествует началу ее разработки. Потребность в обратной связи вытекает также из циклического характера жизни инновационного продукта. На первый взгляд инновационная система не имеет отношения к этой проблеме. Инновационный продукт создан и вышел за ее пределы, обрел самостоятельное существование. Но это еще не все. Любая инновация когда-то устаревает, спрос на нее падает. Это значит, что в прежних объемах производить ее не следует, что надо либо обновлять изделие, либо вообще выводить его из производства и заменять новым. Производитель должен отслеживать потребности рынка и соответствующим образом на него реагировать. Так что обратная связь, содержащая соответствующую информацию, является необходимым элементом инновационного цикла. Как свидетельствует практика, инновационная деятельность предъявляет противоречивые требования в отношении открытости, распространения и получения информации. Поскольку разработка и производство инновационного продукта осуществляются в условиях конкуренции, иногда довольно жесткой, инноваторы настроены ограничивать круг лиц, имеющих доступ к информации о новом продукте. Так что всегда существует зона закрытости в виде рабочего материала или коммерческой тайны, куда посторонним вход воспрещен. С другой стороны, без широкого обсуждения новых проблем, демонстрации достижений на различных форумах, выставках, широкого использо-

вания рекламы в условиях рыночной экономики обойтись невозможно. В информационной модели должна быть учтена диалектика закрытости и открытости в инновационном процессе.

Все вышесказанное подтверждает первостепенный характер формирования инновационноинформационной инфраструктуры инновационной деятельности на региональном уровне.

Литература

1. Методика формирования и применения профилей открытых информационных систем // Грант Российского фонда фундаментальных исследований (грант 98-01-00978).

2. Черный А. И. Инновационная деятельность: информационное обеспечение // Научно-техническая информация. 2006. № 5. С. 1-4.

* * *

FORMATION OF INFORMATION INFRASTRUCTURE AT CONTEXT OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY

Ye. V. Ioda

This article is devoted to determining the role played by an information infrastructure in the development of innovative activity in the region. Structural organization of an innovative and information infrastructure is ascertained to be represented by functional, sectoral, spatial, organazing-management, and social relations. The stages of formation of an information infrastructure in accordance with unbiassed prerequisites are identified on the basis of analysis of this infrastructure performed in terms of innovations. The problems of formation of an innovative infrastructure are identified and classified.

Key words: innovative activity, innovative and information infrastructure, information pertinency, metabase, information profile.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.