Научная статья на тему 'Информационное обеспечение инновационной деятельности в регионе'

Информационное обеспечение инновационной деятельности в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1109
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / INNOVATIVE ACTIVITY / AN INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / AN INFORMATION INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / UNIFORM INFORMATION FIELD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кривых Н. Н.

В статье рассмотрены проблемы информационного обеспечения инновационной деятельности в регионе. Определено, что информационная инфраструктура включает в себя совокупность информационных ресурсов, формируемых в составе ИС органов городского управления, организаций и предприятий, расположенных в регионе, информационносправочных систем, предназначенных для обслуживания населения города, так и информационные ресурсы общего пользования, доступные через Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT OF INNOVATIVE ACTIVITY IN REGION

In article problems of information support of innovative activity in region are considered. It is defined that the information infrastructure includes set of the information resources formed in structure IS of bodies of a municipal government, the organizations and the enterprises located in region, the directory systems intended for service of the population of a city, and the information resources of the general using accessible through the Internet.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение инновационной деятельности в регионе»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ

Н. Н. КРИВЫХ

В статье рассмотрены проблемы информационного обеспечения инновационной деятельности в регионе. Определено, что информационная инфраструктура включает в себя совокупность информационных ресурсов, формируемых в составе ИС органов городского управления, организаций и предприятий, расположенных в регионе, информационносправочных систем, предназначенных для обслуживания населения города, так и информационные ресурсы общего пользования, доступные через Интернет.

Ключевые слова инновационная деятельность, инновационная инфраструктура, информационная инновационная инфраструктура, единое информационное пространство.

Для развития инновационной деятельности в России и в ее регионах сегодня необходимо решить ряд ключевых проблем, в том числе создать эффективную национальную и региональную инновационные системы, обеспечивающие активное использование результатов исследований и разработок. Важным элементом этих систем является информационная составляющая, обладающая потенциалом, способным решать проблемы информационного обеспечения всех стадий и участников инновационной деятельности, быть одним из основных элементов содействия расширенному воспроизводству знаний, оказывать информационную поддержку процессу трансфера результатов исследований и разработок. Именно информационное обеспечение инновационной деятельности обеспечивает накопление, обработку и распространение данных, адекватных приобретенным знаниям и умениям. Именно формирование системы информационного обеспечения инновационной деятельности региона является одной из главных задач, решение которой создаст одно из необходимых условий для активизации инновационной деятельности в стране.

Рассматривая вопросы современного состояния и развития информатизации инновационной деятельности в регионах России внимание необходимо акцентировать на актуальных проблемах нынешнего этапа: должна ли быть в России и ее в регионах национальная система научно-технической информации, и какую роль может и должно играть государство в управлении ею. Создание системы информационной поддержки является важнейшим шагом на пути формирования инно-

вационной инфраструктуры на всех этапах инновационной деятельности. Условием успеха научных исследований является их надлежащее информационное обеспечение, которое осуществляется специально создаваемыми информационными системами и службами. Такие системы и службы собирают, систематизируют, хранят, обрабатывают, выполняют поиск и распространяют научную, техническую, экономическую и иную информацию, а также помогают в преобразовании этой информации в знания [4].

Выбор однонаправленного вектора инновационного развития национальной экономики, переход к инновационным системам позволяет адекватно реагировать на любые изменения конъюнктуры рынков, обеспечить массовое создание, распределение и использование инноваций на основе интенсивного технологического освоения новых научных знаний и оптимизации инновационных, производственных, финансовых и инвестиционных процессов, образующих единую наукоемкую систему. В условиях новой экономики, движения экономики России по инновационному сценарию, требует формирования объективных предпосылок для развития информатизации процессов инновационной деятельности - создания крепкой информационно-инновационной инфраструктуры. На это направлено все внимание государства [3].

Надо признать, что уровень и характер развития инновационной деятельности в современной России остается недостаточно активным. Возможно, что одним из тормозящих факторов является существующая информационная инфра-

структура, которая не обеспечивает надежного и высококачественного информационного сопровождения всего инновационного цикла от возникновения идеи до внедрения и реализации результата инновационной деятельности, т. е. не в полной мере соответствует требованиям инновационной экономики. Информационной инфраструктуре экономики страны необходимы ответы на следующие вопросы:

1. Должна ли быть в России национальная система научно-технической информации, и какую роль может играть государство в управлении ею?

2. Нужны ли России собственные генераторы информационных ресурсов или достаточно иметь доступ к зарубежным базам и банкам данных?

3. Существует ли у российских специалистов языковой барьер хотя бы в отношении информационных ресурсов на английском языке?

4. Правомочно ли использование зарубежных баз данных, в первую очередь Science Citation Index фирмы Thomson Scientific и Scopus фирмы Elsevier, для прогнозирования российской науки и оценки продуктивности российских ученых?

В последние годы в России осуществлялись попытки создания институциональной среды инновационной деятельности, адекватной глобальным вызовам. Однако эти попытки не принесли ожидаемого результата и тенденции технологического отставания российской экономики не преодолены. По-прежнему низка инновационная активность отраслей экономики страны и ее регионов, отсутствуют необходимые элементы инновационной инфраструктуры, недостаточна инвестиционная привлекательность научных организаций, нет единой системы информационного обеспечения инновационной деятельности как по отдельным регионам, так и в стране в целом. Одной из основных проблем, сдерживающих развитие инновационной деятельности в России и отдельных ее регионах, видится отсутствие необходимого информационного взаимодействия участников инновационного процесса.

Информационная инфраструктура в современном обществе должна иметь не меньшее, если не большее, значение, чем традиционные инфраструктурные составляющие: транспорт, связь,

энергоснабжение и т. д. Поэтому формирование и развитие информационной инфраструктуры нуждаются в долгосрочном планировании и научнотехнической политике государства [2]. Реальностью движение России к информационному обществу станет тогда, когда научно-техническая политика государства в этой области будет закреплена нормативно-технической базой формирова-

ния и развития информационной инфраструктуры. Такая политика, кроме Концепции формирования информационного общества в России, декларирующей предпосылки и стратегические цели, нуждается в методологических основах создания комплекса нормативно-технических документов -профиля информационной инфраструктуры [1].

При формировании информационной инфраструктуры региона России должны учитываться общие требования органов федеральной власти, направленные на формирование единого информационного пространства Российской Федерации на основе совокупности региональных информационных инфраструктур. Например, такие вопросы должны быть учтены при выборе стандартов представления информационных ресурсов в таких областях, как правоохранительная, налоговая, таможенная и т. д.

Информационная инфраструктура включает в себя как совокупность информационных ресурсов, формируемых в составе ИС органов городского управления, организаций и предприятий, расположенных в регионе, информационно-справочных систем, предназначенных для обслуживания населения города, так и информационные ресурсы общего пользования, доступные через Интернет.

В рамках информационной инфраструктуры может быть обеспечено взаимодействие конкретных АС/ИС с внешними по отношению к ним системами, располагающими теми ресурсами, которые требуются для решения прикладных задач этих конкретных АС/ИС. Заметим, что в соответствии с принятым определением информационной инфраструктуры сами конкретные АС/ИС опираются на инфраструктуру, но не входят в нее как составные части.

Для поддержки развития информационной инфраструктуры региона целесообразно создать Общегородскую (областную) информационную систему.

Основной функцией такой системы является создание и ведение метабазы информационных ресурсов, составляющих информационную инфраструктуру города. На уровне инфраструктуры метабаза информационных ресурсов также является своего рода информационным ресурсом.

Кроме того, такая система может быть наделена функциями мониторинга информационных потребностей пользователей.

Обеспечение информационной поддержки и развитие информационной инфраструктуры являются составной частью процесса инновационной деятельности в регионе и осуществляются

в соответствии с формированием интегрированной информационной среды.

Объективную ценность информации, информационных технологий и систем все еще не научились однозначно и точно измерять, информационная продукция медленно выходит на рынок, слабо оценивается органами управления и производителями. Процесс же информатизации является наукоемким, трудоемким, фондоемким и длительным, причем начальные этапы инновационного цикла создания информационно-вычислительных систем (НИР, создание техники, программных средств, баз данных и систем) - затратные, и затраты эти значительны.

В этой связи актуальной задачей является определение затрат на создание региональной инфраструктуры информатизации, в частности, выбор первоочередных работ и оценка окупаемости этих затрат.

Информатизация региона состоит в информатизации, в частности, следующих основных систем региона.

1. Банковских систем, основные задачи которых: развитие банковских расчетов и межбанковских обменов, в том числе и зарубежных, компьютерных безналичных расчетов на основе кредитных карточек; компьютеризация и использование типовых компьютерных сетей и систем для банковского учета и контроля; разработка и использование экономико-математических моделей различных банковских ситуаций; разработка и использование АРМ - автоматизированных рабочих мест (банковского работника) и др.

2. Систем рыночной экономики, основные задачи: обеспечение занятости населения с помощью банков данных; разработка и использование экономико-математических моделей и расчетов для оперативного и долгосрочного прогноза экономических ситуаций; внутрихозяйственные экономические расчеты; разработка и использование АРМ работника рыночной экономики и др.

3. Систем социального обеспечения, их основные задачи: развитие и совершенствование пенсионных расчетов и их автоматизация; компьютерная, информационная поддержка инвалидов, престарелых, пенсионеров; автоматизация учета и планирования социальной помощи; разработка и использование экономико-математических моделей динамики социальных ситуаций в обществе; разработка и использование АРМ социального работника и др.

4. Систем налоговой службы, основные задачи: технологическое обеспечение и компьютерная поддержка деятельности налоговых служб;

автоматизация налогообложения (ведение баз данных по налогооблагаемым лицам, налоговому законодательству, действиям налоговой службы и др.); разработка и использование экономикоматематических моделей динамики сбора налогов и ставок налогообложения; разработка и использование АРМ работника налоговой службы и др.

5. Систем промышленности, основные задачи: организация маркетинга, использование гибких автоматизированных линий и производств (ГАП), различного типа робототехнических систем; автоматизированное проектирование производимых продуктов и автоматизированное производство; компьютерные контроль, наладка и учет промышленных изделий; разработка и использование экономико-математических моделей промышленных систем и ситуаций; разработка и использование систем автоматизированного проектирования - САПР и АРМ и др.

6. Систем транспорта и связи, основные задачи: разработка и внедрение типовых автоматизированных систем продажи билетов; автоматизация контроля и планирования транспортных перевозок; использование компьютерных систем разработки и внедрения новых транспортных средств и услуг; автоматизация и компьютеризация сетей связи, включая спутниковую; разработка и использование экономико-математических моделей транспортных потоков и связи; выбор оптимального маршрута движения транспорта, трафика сетей связи; разработка и использование АРМ работника транспорта (связи) и др.

7. Систем топливно-энергетического комплекса, основные задачи: организация маркетинга, автоматизация разведки, добычи и переработки нефти, газа или угля; учет и контроль состояния энергоресурсов; разработка экономико-математических моделей оптимального объема добычи и использования энергоресурсов; разработка и использование АРМ работника комплекса и др.

8. Систем строительного комплекса, основные задачи: информационное обеспечение инвестиционных потоков (стыковка финансовых потоков, их согласование, исключение противоречий, в частности, исключение дублирования); создание и ведение баз данных архитектурных конструкций, нормативов, строительных норм и правил, норм расценок, картографических и геологических данных; разработка и использование экономико-математических моделей (методов) для решения задач строительства; инженернотехнические расчеты материалов и конструкций; учет, контроль, управление, оптимизация парка строительных машин, механизмов и их простоя;

расчет надежности, долговечности строительных конструкций и др.

9. Систем правительственных услуг и права, основные задачи: автоматизация подготовки, передачи, контроля исполнения документов различного типа, автоматизация обработки и предоставления правовых услуг; разработка и использование экономико-правовых математических моделей принятия решений; разработка консультирующих правовых компьютерных систем; разработка моделей прогноза динамики правонарушений и их предупреждения с учетом различных социальных и других факторов; разработка и использование АРМ работника правительственной службы (права) и др.

10. Систем здравоохранения и медицины, основные задачи: компьютерное и оперативное ведение историй болезней; компьютеризация постановки диагноза болезни с использованием соответствующих интеллектуальных систем; компьютерная томография; медико-математическое моделирование и прогнозирование; послеоперационное наблюдение за различными физиологическими и психологическими характеристиками состояния больного с помощью компьютерных систем; разработка и использование АРМ терапевта, хирурга, другого медицинского работника и др.

11. Систем экологии, основные задачи: осуществление контроля и управления экологическими системами; прогноз состояния окружающей среды на основе эколого-математических моделей прогноза экологических ситуаций, например, моделирования и управления основными экологическими факторами рационального природопользования; моделирование и прогнозирование различных экологических катастроф, прогноз загрязнения водного и воздушного бассейна; разработка и использование АРМ эколога и др.

12. Систем сельского хозяйства, основные задачи: создание условий для программирования урожайности сельхозкультур и продукции животноводства; управление агротехническими мероприятиями; оптимизация обеспечения минеральными удобрениями и водой; автоматизация различных мелиоративных и животноводческих систем; разработка и использование экономико-мате-матических моделей в сельском хозяйстве; автоматизация учета и хранения сельхозпродукции; разработка АРМ работника сельского хозяйства и др.

13. Систем образования и образовательных услуг, основные задачи: развитие алгоритмического стиля и культуры мышления; выработка умений и навыков описания систем, объектов в

целом и связей между ними; выработка умений и навыков планирования ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; автоформализация профессиональных знаний; профессиональная подготовка и переподготовка кадрового состава предприятий и организаций; телекоммуникационные средства обучения; воспитание в личности терпения, аккуратности, формирования логики мышления в работе; усиление междисциплинарных связей; использование средств мультимедиа; разработка и использование обучающих систем и сред и др.

14. Систем безопасности, основные задачи: обеспечение безопасности различного уровня и назначения - от безопасности учреждений до государственной, национальной безопасности, безопасности информационного поля региона, безопасности национальных языков и традиций, менталитета, средств массовой информации и рекламы; моделирование и прогнозирование опасности; разработка технических средств и систем обеспечения безопасности; разработка АРМ работника безопасности и др.

15. Систем делопроизводства, основные задачи: автоматизированное создание, оформление, прием, передача, подписание, согласование, утверждение, регистрация, хранение, контроль исполнения различных документов и др.

Информационная инфраструктура выполняет интеграционную функцию. С ее помощью инновационная система обретает необходимую целостность и реализуется замысел, заложенный в ее создании - соединить инновационную систему и производство в единый комплекс, представляющий собой «экономику знания».

Среди наиболее острых проблем функционирования инновационной инфраструктуры в нашей стране сегодня можно выделить следующие: фрагментарность инновационной инфраструктуры, отсутствие системообразующего звена, неразвитость конкурентной среды, наличие предприятий инновационной инфраструктуры, занимающих монопольное положение на рынке, отсутствие комплексной программы по поддержке и развитию инновационной инфраструктуры, ограниченные возможности привлечения частных инвестиций, краткосрочный характер государственного финансирования. Данные проблемы наглядно просматриваются на примере формирования центров трансфера технологий. По данным Федерального агентства по науке и инновациям, количество ЦТТ ежегодно растет, и одновременно сокращаются государственные расходы в расчете на один центр. Гарантированное финансирование из

средств федерального бюджета ЦПТ получают только один год.

Для формирования адекватной рыночным отношениям системы инновационной инфраструктуры необходимо создание следующих условий:

- развитие инновационной инфраструктуры как единого комплекса;

- наличие конкуренции среди предприятий инновационной инфраструктуры;

- разработка правовой базы, регулирующей развитие сферы инновационной инфраструктуры в целом;

- соблюдение синхронности в развитии инновационной инфраструктуры и реального сектора экономики.

Как показал анализ состояния информационной инфраструктуры, развитие процессов информатизации в Липецкой области неоднородно в разрезе отраслевой специализации. Использование информационной среды для развития инновационной деятельности предприятий могло бы быть более эффективным и можно выделить факторы, сдерживающие использование информационной составляющей инновационной инфраструктуры. К ним относятся:

- слишком большие технические сложности;

- несоответствие возможностей существующих технических и программных средств специфическим потребностям организации;

- неудовлетворительная защита информации от несанкционированного доступа или воздействия компьютерных вирусов;

- отсутствие денежных средств;

- неопределенность экономической выгоды от использования информационных и коммуникационных технологий;

- недостаточное использование информационных и коммуникационных технологий партнерами, поставщиками и потребителями.

Внедрение новых информационных технологий в управление инновационными процессами в системе региональной экономики, на наш взгляд, предоставит следующие возможности для субъектов данной деятельности:

- наиболее полно удовлетворить информационные потребности субъектов регионального рынка во всех сферах деятельности;

- повысить эффективность управления и сократить операционные и административные затраты во всех субъектах региона;

- улучшить как информационное взаимодействие, так и взаимодействие в процессе реализации инновационного проекта всех участников процесса.

В Липецкой области постепенно складывается целостная информационная система, отражением и механизмом саморазвития которой должно стать открытое региональное информационное пространство различных предметных областей, служащее базой для содержательной и формальной координации, управления, научных исследований, создания системного научного знания о регионе. Участвующие в коммуникационном обмене информация и знания воспроизводятся в расширенной форме, генерируя новые знания. Этот процесс открывает практически неограниченные возможности для саморазвития и познания закономерностей развития хозяйственных систем в целом.

Информационная система для регионального уровня управления инновационной системой должна строиться как иерархическая, территориально-распределенная система, содержащая информацию, интегрированную по предметным областям, по функциональным направлениям использования и по уровням административнотерриториального деления региона на основе общеметодологических подходов и организационных принципов инновационной системы, согласованной на уровне программно-технических средств и информационно-лингвистической совместимости и взаимодействия. Реализация указанного подхода может обеспечиваться при использовании объектно-ориентированного подхода к построению системы информационных ресурсов в рамках региональной инновационной системы.

В основу построения структуры системы региональных информационных ресурсов должна быть положена информационная модель системы управления субъектом РФ, важнейшими элементами которой являются: множество субъектов социально-экономических и инновационных отношений (предприятия, организации, физические и юридические лица), множество инфраструктурных объектов. Все эти объекты расположены на территории определенного региона и являются объектами управления органов регионального управления, которые в условиях значительного расширения своих функций активно используют первичную информацию о состоянии этих объектов и субъектов для принятия решения.

Комплексная программа развития информационной среды региона в рамках формирования и функционирования инновационной инфраструктуры послужит механизмом интеграции и координации федеральных, отраслевых, корпоративных программ и подпрограмм, отдельных проек-

тов, принятых к осуществлению на территории Липецкой области. Она призвана мобилизовать внутренние ресурсы области и объединить их с внешними пользователями.

В комплексной программе должны быть выделены первоочередные проекты, «опорные зоны» и «опорные объекты», играющие определяющую роль в решении проблем информатизации инновационной системы Липецкой области.

Литература

1. О Концепции научно-информационного обеспечения программ и проектов государств - участников СНГ в инновационной сфере: решение Эконом. совета СНГ от 13 марта 2009 г., г. Москва. ИРЬ: http://www. cis.minsk.by

2. О плане мероприятий по реализации концепции региональной информатизации до 2010 г.: распоряжение Правительства РФ от 01.02.2007 г. № 118-р. ИРЬ: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus004

3. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу: приказ Прези-

дента РФ Пр-576 от 30.03.2002. ИРЬ: http://www. гш-nanonet.ru/docs/9777

4. Черный А. И. Инновационная деятельность: информационное обеспечение // Научно-техническая информация. 2006. № 5. С. 1-4.

* * *

INFORMATION SUPPORT OF INNOVATIVE ACTIVITY IN REGION

N. N. Krivykh

In article problems of information support of innovative activity in region are considered. It is defined that the information infrastructure includes set of the information resources formed in structure IS of bodies of a municipal government, the organizations and the enterprises located in region, the directory systems intended for service of the population of a city, and the information resources of the general using accessible through the Internet.

Key words: innovative activity, an innovative infrastructure, an information innovative infrastructure, uniform information field.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.