Научная статья на тему 'Отдельные аспекты феномена "литературы путешествий" по Крыму XIX - нач. Xx вв. Как сверхтекста'

Отдельные аспекты феномена "литературы путешествий" по Крыму XIX - нач. Xx вв. Как сверхтекста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
77
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЛИТЕРАТУРА ПУТЕШЕСТВИЙ" / СВЕРХТЕКСТ / ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ / ПУТЕВОДИТЕЛИ / "TRAVEL LITERATURE" / SUPERTEXT / TRAVEL NOTES / GUIDEBOOKS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Крюкова Наталия Васильевна

В статье предпринята попытка обосновать предположение, что комплекс произведений «литературы путешествий» XIX нач. XX вв. можно отнести к категории «сверхтекст». В качестве структурных элементов данной системы рассматриваются записки путешественников по Крыму и путеводители.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEPARATE ASPECTS OF THE PHENOMENON OF THE ‘LITERATURE OF TRAVELS’ ON THE CRIMEA OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES AS SUPERЕTEXT

The article attempts to substantiate the assumption that a complex of works of “travel literature” of the XIX early XX centuries can be classified as “supertext”. Notes of travelers on the Crimea and travel guides are considered as structural elements of this system.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты феномена "литературы путешествий" по Крыму XIX - нач. Xx вв. Как сверхтекста»

крымский текст и крымский миф £ русской и мировой литературе

УДК 82.091

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА «ЛИТЕРАТУРЫ ПУТЕШЕСТВИЙ» ПО КРЫМУ XIX - НАЧ. XX ВВ. КАК СВЕРХТЕКСТА

Крюкова Наталия Васильевна,

кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин

Севастопольского экономико-гуманитарного института (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», (г. Севастополь, РФ); e-mail: nkrjukowa1969@mail.ru

В статье предпринята попытка обосновать предположение, что комплекс произведений «литературы путешествий» XIX - нач. XX вв. можно отнести к категории «сверхтекст». В качестве структурных элементов данной системы рассматриваются записки путешественников по Крыму и путеводители.

Ключевые слова: «литература путешествий», сверхтекст, путевые заметки, путеводители.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена следующими факторами: во-первых, необходимостью осмысления, каким образом с литературной точки зрения обеспечивается репрезентация определенного локуса широкому кругу адресатов (читателей), и, во-вторых, потребностью определить и охарактеризовать слу-

© Н. В. Крюкова, 2018 100

жащие для вышеуказанной цели литературные произведения (путеводители, очерки путешественников).

Обратимся к истории данного вопроса. Описания путешествий бытуют в литературе с древности. В качестве примера можно привести произведение Павсания «Описание Эллады» [6]. Какова же цель данного произведения? Путешествия какого характера совершали жители Древней Греции? Соглашаясь с некоторыми исследователями, будем утверждать, что подобные путешествия можно отнести к категории религиозных путешествий, а именно, паломничеств. Можно отметить, что произведение Павсания сочетает в себе античные традиции описания местности с отчетами о путешествиях, что основывается на модели Геродота. Работа Павсания не подразделяется на части: археологическую, религиозную, историческую, труд автора представляет собой образное единство. Одной из необходимых составных частей повествования Павсания становятся мифы о древнегреческих богах. Автор повествует о том, какие именно боги почитались в определенной части Греции и почему. Вероятно, произведение полностью соответствует маршруту автора в той последовательности, в которой он путешествовал и писал свои дневники, а затем перерабатывал их для публикации. Читатель оказывается при этом невольным спутником автора. Текст Павсания - это одновременно и описание путешествия по достопримечательным местам Греции, и в то же время это тщательно разработанный справочник по избранным областям.

Подробное описание маршрутов и исследование каждой области делало эту работу подходящей для использования в качестве путеводителя. Отдельные исследователи утверждают, что книги Павсания являлись путеводителем для паломников, что связано вплотную с распространением традиции путешествий и паломничества в Римской империи. Труд Павсания - это документ, посвященный путешествию по Греции, в котором автор посещает в основном священные места. Он отправляется из Афин в Дельфы через Олимпию и Пелопоннес. Скорее всего, автор не являлся паломником, ибо произведение не содержит описаний его ритуальных действий. Всё, что автор делает, находясь в святилище или посе-

щая какое-либо священное место, это осмотр всего того, что окружает и рассказ историй, связанных с этим местом.

Говоря о целях и задачах, которые ставил перед собой Павса-ний, следует согласиться с мнением Дж. Элснера, который считает, что определяющей чертой и задачей путешествия и книги Пав-свния является призыв к этническому самоопределению греков [11].

Представляется целесообразным обратиться к определению понятия «путешествие» в литературоведении. «Краткий словарь литературоведческих терминов» Л. И. Тимофеева, М. Венгрова определяет путешествие как «произведение, в котором повествуется о бывшем в действительности или вымышленном путешествии в чужой, неизвестный или малознакомый край. В путешествии описываются наблюдения, впечатления путешественника, его открытия и приключения» [9].

Н. Г. Чернышевский указывал, что путешествие это жанр, который, «соединяя в себе элементы истории, статистики, государственных наук, естествознания и приближаясь к так называемой легкой литературе своею формою, как рассказ о личных приключениях, чувствах и мыслях отдельного человека в столкновениях его с другими людьми, - людьми, жизнь которых тем любопытнее для нас, что живут они в условиях иной обстановки, нежели публика, для которой предназначается книга, - путешествие совмещает в самой легкой форме самое богатое и заманчивое содержание. Путешествие - это отчасти роман, отчасти сборник анекдотов, отчасти история, отчасти политика, отчасти естествознание. Каждому читателю даёт оно всё, что только хочет найти он» [10].

Определение путешествию мы находим у В. М. Гуминского: «Путешествие - жанр, в основе которого лежит описание путешественником (очевидцем) достоверных сведений о каких-либо, в первую очередь, незнакомых читателю или малоизвестных странах, землях, народах в форме заметок, записок, дневников, журналов, очерков, мемуаров. Помимо собственно познавательных, путешествие может ставить дополнительные - эстетические, публицистические, философские и другие задачи; особый вид литературных путешествий - повествования о вымышленных, воображаемых странствиях... с доминирующим идейно-художественным элемен-

том, в той или иной степени следующие описательным принципам построения документального путешествия» [1 ].

В. А. Михайлов видит путешествие как «жанр художественной литературы, в основе которого лежит описание реального или мнимого перемещения в достоверном (реальном) или вымышленном пространстве путешествующего героя (чаще героя-повествователя), очевидца, описывающего малоизвестные или неизвестные отечественные, иностранные реалии и явления, собственные мысли, чувства и впечатления, возникшие в процессе путешествия, а также повествование о событиях, происходивших в момент путешествия» [5].

Некоторые исследователи определяют путешествие лишь как публицистический жанр. К примеру, Н. М. Маслова [3], подразделяя путешествия на «реальные» и «фантастические», подвергает анализу только «реальные» и относит их строго к публицистике.

Вероятнее всего, целесообразно вслед за О. М. Скибиной определить путешествие как «собирательную литературную форму», которая включает «на правах целого элементы разных жанровых образований, не делая разграничения между видами научными и художественными» [8].

В качестве структурных компонентов в комплекс «Литературы путешествий» можно включить путеводители и записки путешественников (или путевые очерки, заметки).

Подробный анализ путеводителей как жанра туристического дискурса с культурологической точки зрения мы находим у И. И. Ру-цинской [7]. Она отмечает, что поскольку одной из форм освоения пространства с XIX века стал туризм, необходимо было сконструировать образ осваиваемой территории, что и вызвало к жизни появление новых форм описания местности, и, в частности, создание путеводителей. Автор обозначает их как «жанр, предназначенный для целенаправленной презентации территории» [7]. И. И. Руцинс-кая утверждает, что «путеводители, функционирующие в рамках туристской практики, приспособленные к ее запросам, репрезентирующие и конструирующие новый вид социального пространства -туристское пространство, также можно рассматривать в качестве текстов массовой культуры» [7].

Записки путешественников (путевые очерки или заметки) естественным образом рознятся, так как представляют собой либо целостное литературное произведение, либо его фрагмент, посвященный описанию путешествия автора (реального или вымышленного) по отдельному региону. Можно предположить, что данная форма, помимо отражения исторических реалий, пейзажа, быта населения также служила формированию у адресата определенного впечатления от описываемой местности и играла существенную роль в репрезентации того или иного пространства.

Рассмотрим решение этой проблемы в рамках крымской тематики, ограничив временной промежуток XIX - нач. XX вв. В общем и целом весь комплекс данных произведений можно объединить в категорию краеведческой литературы. Можно назвать следующих авторов, уделивших теме путешествий определенное внимание в своих описаниях Крымского полуострова: М. Броневский, В. Х. Кондараки, Е. Л. Марков, Г. Э. Караулов, М. Сосногорова, С. Я. Елпатьевский, П. И. Сумароков, Ш. Монтандон и др.

Возникает вопрос, можно ли «литературу путешествий» по Крыму XIX - нач. XX вв. объединить в категорию «сверхтекст»? Вслед за Н. А. Купиной и Г. В. Битенской можно дать следующее определение сверхтекста: «Сверхтекст - совокупность высказываний, ограниченная темпорально и локально, объединенная содержательно и ситуативно, характеризующаяся цельной модальной установкой, достаточно определенными позициями адресанта и адресата, с особыми критериями нормативного/анормального» [2, с. 215].

В качестве обоснования можно использовать признаки сверхтекста, приведенные Н. Е. Меднис.

«1. Каждый сверхтекст имеет свой образно и тематически обозначенный центр, фокусирующий объект, который в системе внетекстовые реалии-текст предстает как единый концепт сверхтекста. В роли такого центра для топологических сверхтекстов выступает тот или иной конкретный локус, взятый в единстве его исто-рико-культурно-географических характеристик; для именных текстов определяющими оказываются характеристики культурно-биографические» [4, с. 75]. В нашем случае, фокусирующим объектом

выступает не только Крым как локус, но и путешествие, ознакомление с данной местностью.

«2. ... сверхтекст, как всякое ядерное по своей структуре образование, предполагает наличие и знание читателем некоего не вовсе статичного, но относительно стабильного круга текстов, наиболее репрезентативных для данного сверхтекста в целом, определяющих законы формирования художественного языка сверхтекста и тенденции его развития» [4, с. 75]. Можно с определенной долей уверенности утверждать, что адресат (читатель) имеет достаточно четкий мотив ознакомления с текстами обозначенной категории (путешествие по Крыму).

«3. Синхроничность, своего рода симультанность, является необходимым условием восприятия сверхтекста в его текстовом качестве и столь же необходимым требованием при аналитическом описании, воссоздании того или иного сверхтекста. В синхронически представленном, как бы развернутом в пространстве полотне сверхтекста порой только и обнаруживаются важнейшие штрихи, не актуализированные в частных, отдельных субтекстах, и благодаря открытию и осознанию этих конституирующих черт сверхтекст начинает влиять на рецепцию внетекстовых реалий (а иногда и на сами реалии)» [4, с. 75]. Определив временные рамки исследования, можно предположить, что рассматриваемые в синхронии субтексты (очерки, заметки, путеводители и проч.) могут комплексно актуализировать полную картину внетекстовых реалий (локус Крым, его географические особенности, климатическая привлекательность, население, экономика и промышленность и др.) в восприятии рецепиента (читателя).

«4. Важным признаком сверхтекста является его смысловая цельность, рождающаяся в месте встречи текста и внеположенной реальности и выступающая в качестве цементирующего сверхтекст начала. При этом смысловой план сверхтекста нередко представляет внетекстовые смыслы с максимальной чистотой и акцентуи-рованностью» [4, с. 75]. Говоря о смысловой цельности «литературы путешествий» по Крыму, нельзя не согласиться, что данный признак также присущ предполагаемому сверхтексту. Смысл - пере-

мещение по Крыму, способы и маршруты реализации, курортная и историческая ценность полуострова и др.

«5. Необходимым условием возникновения сверхтекста становится обретение им языковой общности, которая, складываясь в зоне встречи конкретного текста с внетекстовыми реалиями, закрепляется и воспроизводится в различных субтекстах как единицах целого; иначе говоря, необходима общность художественного кода» [4, с. 76]. Безусловно, языковая общность присуща субтекстам «литературы путешествий» по Крыму в полной мере, поскольку ключевым и объединяющим феноменом является репрезентация читателю описания различных реалий жизни полуострова.

«6. Границы сверхтекста и устойчивы и динамичны одновременно. У большинства из них более или менее ясно обнаруживается начало и порой совершенно не просматривается конец» [4, с.76]. Данный признак абсолютно применим к предполагаемому нами сверхтексту, так как границы в рамках «литературы путешествий» по Крыму определить достаточно проблематично ввиду значительного количества субтекстов, которые можно рассматривать в данной категории.

Таким образом, можно с определенной долей уверенности утверждать, что сверхтекст ««литература путешествий» по Крыму XIX - нач. XX вв.» имеет право на существование, что предполагает его дальнейшее исследование.

Список использованных источников

1. Гуминский В. М. Проблема генезиса и развития жанра путешествий в русской литературе : дисс. канд. филол. наук / В. М. Гуминский. - М., 1979. - 184 с.

2. Купина Н. А. Сверхтекст и его разновидности / Н. А. Купина, Г. В. Битенская // Человек - Текст - Культура. - Екатеринбург, 1994. - С. 214-235.

3. Маслова Н. М. Путевой очерк: проблемы жанра / Н. М. Мас-лова. - М. : Знание, 1980. - 116 с.

4. Меднис Н. Е. Сверхтексты в русской литературе: учебное пособие / Н. Е. Меднис. - Издат-во ННРУ, 2003. - 169 с.

_№ 1, 2018, вопросы русской литературы

5. Михайлов В. А. Эволюция жанра литературного путешествия в произведениях писателей XVIII-XIX веков : дисс. канд. филол. наук. - Волгоград, 1999. - 199 с.

6. Павсаний. Описание Эллады. Т. 1 - 2. - СПб.: Алтейя. - 1996.

- 238 с.

7. Руцинская И. И. Образы российских регионов в культурном пространстве России второй половины XIX - начала ХХ в. : автореферат дис. докт. культурологии. - М., 2012. - 44 с.

8. Скибина О. М. Жанр путевого очерка на страницах периодики 80-90-х годов XIX века / О. М. Скибина // Вестник Московского университета. - Серия 10. Журналистика. - 2009. - №№ 6.

9. Тимофеев Л. И. Краткий словарь литературоведческих терминов [Текст] : Пособие для учащихся сред. школы / Л. И. Тимофеев, М. Венгров ; Под общ. ред. действ. чл. Акад. пед. наук проф. Л. И. Тимофеева. - Москва : Учпедгиз, 1963. - 192 с.

10. Чернышевский Н. Г. Письма об Испании В. П. Боткина // Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений : в 15 т. - М. : Государственное издательство художественной литературы, 1948.

- Т. 4 : «Лессинг и его время». Статьи и рецензии 1857 года. - С. 222-245.

11. Eisner J. From the pyramids to Pausanias and Piglet: monuments, travel and writing // Art and Text in ancient Greek culture/Edited by Simon Goldhill and Robin Osbome. - Cambridge university press, 1995.

- P.224-254.

SEPARATE ASPECTS OF THE PHENOMENON OF THE 'LITERATURE OF TRAVELS' ON THE CRIMEA OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES AS SUPERETEXT

Kryukova Natalia Vasilievna,

PhD in Philisophy, associate professor, Head of the Department of Social and Humanitarian Disciplines of the Sevastopol Economics and Humanities Institute (branch)

of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Sevastopol, Russian Federation); e-mail: nkrjukowa1969@mail.ru

The article attempts to substantiate the assumption that a complex of works of "travel literature " of the XIX - early XX centuries can be classified as "supertext". Notes of travelers on the Crimea and travel guides are considered as structural elements of this system.

Keywords: "travel literature", supertext, travel notes, guidebooks.

References

1. Guminskij V. M. Problema genezisa i razvitiya zhanra puteshestvij v russkoj literature [The problem of the genesis and development of the travel genre in Russian literature]. Diss...kand.fik>Lnauk. M. 1979. 184 p.

2. Kupina N. A., Bitenskaya G. V. Sverhtekst i ego raznovidnosti [Supertext and its variants] Chelovek - Tekst - Kul'tura. Ekaterinburg, 1994. P. 214-235.

3. Maslova N. M. Putevoj ocherk: problemy zhanra [Track essay: problems of the genre] M., Znanie, 1980. 116 p.

4. Mednis N. E. Sverhteksty v russkoj literature: uchebnoe posobie [Supertexts in Russian Literature: A Tutorial] NNRU, 2003. 169 p.

5. Mihajlov V. A. Evolyuciya zhanra literaturnogo puteshestviya v proizvedeniyah pisatelej XVIII-XIX vekov [The evolution of the genre of literary travel in the writings of writers of the XVIII-XIX centuries] Dis. kand. filol. nauk. Volgograd, 1999.199 p.

6. Pavsanij. Opisanie Ellady [Description of Hellas] T. 1 - 2. SPb., Altejya, 1996. 238 p.

7. Rucinskaya I. I. Obrazy rossijskih regionov v kul'turnom prostranstve Rossii vtoroj poloviny XIX - nachala XX v.[ Images of Russian regions in the cultural space of Russia in the second half of the XIX - early XX century.] avtoreferat dis. dokt. kul'turologii. M., 2012. 44 p.

8. Skibina O. M. Zhanr putevogo ocherka na stranicah periodiki 80-90-h godov XIX veka [The genre of the travel essay on the pages of the periodicals of the 80-90s of the XIX century] Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika. 2009. № 6.

9. Timofeev L. I. Kratkij slovar' literaturovedcheskih terminov. Posobie dlya uchashchihsya sred. shkoly [Short dictionary of literary terms] Moskva, Uchpedgiz, 1963. 192 p.

10. Chernyshevskij N. G. Pis'ma ob Ispanii V. P. Botkina [Letters on Spain VP Botkin] Polnoe sobranie sochinenij [Full composition of writings] M. Gosudarstvennoe izdatel'stvo hudozhestvennoj literatury, 1948. T. 4 : «Lessing i ego vremya». Stat'i i recenzii 1857 goda. - P. 222-245.

11. Elsner J. From the pyramids to Pausanias and Piglet: monuments, travel and writing. Art and Text in ancient Greek culture .Edited by Simon Goldhill and Robin Osbome. Cambridge university press, 1995. P. 224254.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.