УДК 82-1/-9 DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-1-76-84
Путевая проза: жанр, стиль, дискурс, нарратив
(итоги и перспективы изучения) О. В. Кублицкая
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург
Введение: в статье обобщены представления о различных актуальных аспектах исследования путевой прозы: жанровом, стилевом, дискурсивном и нарративном. Цель: систематизация ключевых теоретико-методологических подходов к изучению путевой прозы: жанрового, стилевого, дискурсивного и нарративного. Материалы и методы: в исследовании применяются методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также сопоставительный, формальный, структурный и сравнительно-исторический подходы к анализу текста и его ключевых категорий. Результаты исследования, обсуждения: систематизированы основные подходы к литературоведческому анализу путевой прозы: жанровый, стилевой, дискурсивный и нарративный. Установлено, что для уточнения жанровой специфики путевой прозы целесообразно использовать понятие метажанра. Признается стилевая и дискурсивная самодостаточность феномена, а также значимость системы нарративных инстанций. Наиболее репрезентативным (но неисчерпывающим) признается жанровый подход. Констатируется невозможность использования единой терминологии. Предлагается использовать концепцию травелогемы, структурно-семантической модели путевой прозы, для разработки расширенного инструментария ее анализа. Заключение: сделан вывод о продуктивности конвергентного подхода в изучении путевой прозы, в качестве одной из моделей которого предлагается концепция травелогемы.
Ключевые слова: путевая проза, жанр, метажанр, нарратив, стиль, дискурс, травелог, путевой дневник, записки путешественника, травелогема.
Travel prose: genre, style, discourse, narrative
(results and prospects of studying) O. V. Kublitskaya
Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg
Introduction: the article summarizes different actual approaches to travel prose study (genre, style, discourse, narrative). Purpose: systematization of key theoretical and methodological approaches to the study of travel prose: genre, style, discourse, narrative. Materials and methods: the research is based on analysis and synthesis, induction and deduction. Comparative, formal, structural and comparative-historical methods of textual analysis are also applied. Results, discussion: the basic approaches to literary analysis of travel prose (genre, style, discourse and narrative) are summarized. It is stated that the most appropriate concept to define the genre specifics of travel prose is metagenre. Style and discourse self-sufficiency of the phenomenon as well as the importance of the system of narrative instances are recognized. Genre approach is taken as the most representative (but not exhaustive) method. Inability to use common terminology is stated. The use of the concept of travelogeme, a structural-semantic model of travel prose, is taken as the way to develop advanced instrumentation for its analysis. Conclusion: convergent conception of travelogeme is considered to be one of the productive approaches to the travel prose study.
Keywords: travel prose, genre, metagenre, narrative, style, discourse, travelogue, travel diary, traveler notes, travelogeme.
Введение
Научное осмысление путевой прозы как историко-литературного феномена имеет богатую исследовательскую традицию. Вместе с тем говорить об исчерпанности или хотя бы исчерпае-
мости данной темы не приходится - и тому есть несколько причин.
Прежде всего, следует признать неоднородность и противоречивость самого предмета изучения - слишком большое количество текстов
© Кублицкая О. В., 2019
объединено условным понятием «путевая проза». Во-вторых, необходимо учитывать их маргинальный статус - большинство рассказов о путешествиях возникает на стыке документального и художественного дискурса. В-третьих, современное литературоведение рассматривает путевую прозу с разных методологических позиций. В рамках данного исследования мы намеренно отказываемся от анализа содержательных аспектов путевой прозы в отрыве от ее формальных характеристик, так как полагаем, что тематика и проблематика исследуемых текстов в большей степени опосредована их структурными признаками.
С изучением путевой прозы связаны научные интересы как отечественных, так и зарубежных исследователей. О неисчерпанности проблематики и необходимости поиска новой методологии, в частности, пишет А. Сорочан, отмечающий, что «подробное описание путешествий по отдельному региону, характеристика путевых текстов определенной эпохи, изучение конкретных сочинений ... еще не приближают нас к пониманию того, в чем же состоит особенность литературы путешествий» [12].
Жанровый аспект в целом исследован наиболее полно, в частности, ему посвящены ряд работ П. Адамса, К. Блантона, П. В. Алексеева, В. М. Гу-минского, В. А. Михайлова, Н. М. Масловой, Е. А. Стеценко, М. Я. Сорниковой, В. А. Шачко-вой и других1.
Литературная генология, восходящая к Аристотелю, неоднократно подвергалась критике
1 Adams P. G. Travel Literature and the Evolution of the Novel. Lexington: University Press of Kentucky, 1983. 368 p.; Blanton C. Travel Writing. The Self and the World. New York: Twayne Publishers, 1997. 148 p.; Алексеев П. В. Восток и восточный текст русской литературы первой половины XIX века: кон-цептосфера русского ориентализма: дис. ... д-ра филол. наук. Томск: Томский гос. ун-т, 2015. 39 с.; Гуминский В. М. Проблема генезиса и развития жанра путешествий в русской литературе: дис. ... канд. филол. наук. М.: ЛИ им. А. М. Горького, 1979. 184 с.; Михайлов В. А. Эволюция жанра путешествия в произведениях русских писателей XVIII-XIX вв.: дис. ... канд. филол. наук. Волгоград: ВГПУ, 1999. 224 с.; Масло-ва Н. М. «Путешествие» как жанр публицистики: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1973. 21 с.; Стеценко Е. А. История, написанная в пути...: (Записки и книги путешествий в американской литературе XVII-XIX вв.). М.: ИМЛИ Наследие, 1999. 310 с.; Сорнико-ва М. Я. Жанровая структура «Писем русского путешественника» Н. М. Карамзина: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Коломна: Коломенск. гос. пед. ин-т, 2006. 16 с.
(об этом, в частности, подробно пишет Н. Л. Лей-дерман [6]). Вместе с тем, именно жанровый подход к литературному тексту традиционно оказывается наиболее продуктивным. Исследователи размышляют о различных формах бытования путевой прозы - дневниках, эпистоляриях, записках, заметках, путевом очерке, романе-путешествии и других.
Изучению теоретических основ стилистики художественного текста уделяли пристальное внимание Г. Н. Поспелов, В. В. Виноградов, Б. В. Томашевский, Г. О. Винокур, Н. С. Болот-нова, Н. М. Кожина и другие2. Т. Г. Рощектае-вой3 были подробно изучены жанрово-стилис-тические особенности путевого очерка, выявлен его публицистический характер и тесная связь с авторским идиостилем.
Художественный дискурс подробно рассмотрен в работах Т. А ван Дейка, А. Ж. Греймаса, Ж. Женетта, М. Фуко, Н. Д. Арутюновой, Е. С. Кубряковой4. Дискурс путешествия составляет предмет научного интереса Г. А. Жиличе-вой, В. М. Русакова и других. В частности, отмечается, что методология дискурс-исследования травелога предполагает минимум четыре аспекта: семиотический, лингвистический, праксеоло-гический, кратологический в их синхронном и диахронном осмыслении [10, а 15].
2 Поспелов Г. Н. Теория литературы: учеб. М.: Высш. школа, 1978. 351 с.; Виноградов В. В. Язык и стиль русских писателей: От Карамзина до Гоголя: избр. тр. / отв. ред.: Д. С. Лихачев, А. П. Чудаков. М.: Наука, 1990. 386 с.; Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2001. 331 с.; Винокур Г. О. О языке художественной литературы. М.: URSS ЛИБРОКОМ, 2009. 325 с.; Болотнова Н. С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня; под ред. С. В. Сыпченко. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1992. 309 с.; Кожина М. Н. Речеведение. Теория функциональной стилистики: избр. тр. / гл. ред. Г. Я. Солганик. М.: ФЛИНТА Наука, 2014. 620 с.
3 Рощектаева Т. Г. Жанрово-стилистические особенности современного путевого очерка: на материале русской публицистики 90-х годов XX века: дис. ... канд. филол. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2007. 175 с.
4 van Dijk T. A. Text and context: explorations in the semantics and pragmatics of discourse. London: Longman, 1977. 282 p.; Греймас А. Структурная семантика. Поиск метода. М.: Академический проект, 2004. 368 с.; Женетт Ж. Фигуры: Работы по поэтике; пер. с фр. Е. Васильевой и др., общ. ред. и вступ. ст. С. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998; Фуко М. Дискурс и истина // Логос. 2008. № 2 (65). С. 159-262; Кубря-кова Е. С. В поисках сущности языка: когнитивные исследования: сб. ст. М.: Знак, 2012. 203 с.
Среди крупнейших теоретиков нарратологии следует назвать Ц. Тодорова, Р. Барта, Ж. Женетта,
B. Шмида, Б. А. Успенского и других1. Исследованию нарратива путевой прозы посвящены ряд работ Е. Р. Пономарева, О. В. Кублицкой (Ма-муркиной) и других2. Анализ структуры событий, организующих нарратив, оказывается чрезвычайно продуктивным - в данном случае мы говорим не только о событии путешествия, но и событии рассказывания, и критерий событийности -значимости происходящего для повествовательной инстанции - связан прежде всего со сменой мест и обстоятельств.
Материалы и методы
В исследовании применяются общефилософские методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также сопоставительный, формальный, структурный и сравнительно-исторический походы к анализу текста и его ключевых категорий.
Результаты
Первый проблемный комплекс связан с отсутствием единого терминологического поля (плюрализмом номинаций). Традиционно используются следующие термины:
• путевая литература - литература с сюжетом путешествия. Анализ исследований по теме выявляет предельно расширительное использование понятия наряду с другими терминами;
• путевая проза - проза, основанная на рассказе о путешествии. Один из наиболее распространенных терминов, применяемых исследователями (см., например, работы И. Г. Савельевой,
1 Тодоров Ц. Грамматика повествовательного текста // Новое в зарубежной лингвистике: сб. ст.; сост. Т. М. Николаева. Вып. VIII. Лингвистика текста. М.: Прогресс, 1978.
C. 450-464; Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы ХК-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе: сб. ст.; сост., общ. ред. Г. К. Косиков. М.: МГУ, 1987. С. 387-422; Женетт Ж. Указ. соч.; Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2008. 302 с.; Успенский Б. А. Поэтика композиции: Структура художественного текста и типология композиционной формы. М.: Искусство, 1970. 225 с.
2 Пономарев Е. В. Типология советского путешествия. «Путешествие на Запад» в русской литературе 1920-1930-х годов: дис. ... д-ра. филол. наук. СПб.: Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом), 2014. 577 с.; Мамуркина, О. В. Художественный нарратив в путевой прозе второй половины XVIII века: генезис и формы: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2012. 20 с.
О. В. Кублицкой (Мамуркиной), П. В. Алексеева и других3;
• путешествие - наиболее общее метажанро-вое определение рассказа о путешествии в единстве его формы и содержания. В. М. Гуминский на первый план выводит достоверность, документальность текста, понимая под путешествием «литературный жанр, в основе которого описание путешественником (очевидцем) достоверных сведений о каких-либо, в первую очередь незнакомых читателю или малоизвестных, странах, землях, народах, в форме заметок, записок, дневников (журналов), очерков, мемуаров»4. В. А. Шачкова выделила ряд значимых признаков путешествия, среди которых принцип жанровой свободы, маршрут как структурный стержень текста, обязательные публицистические элементы и особая роль автора-путешественника [16, а 280-281];
• путевой дневник - изначально документальный рассказ о путешествии, основанный на периодически пополняемых подневных записях. Н. А. Хлыбова и А. О. Краснова, размышляя о генетических особенностях путевого дневника, отмечают, что он является предшественником современного путеводителя и в свою очередь восходит к бортовым журналам, хроникам военных кампаний, заметкам о путешествиях [14, с. 15].
• путевые записки - изначально документальный рассказ о путешествии, основанный на записях различного объема и периодичности. Показательно, что путевые записки становятся предметом не только литературоведческих (Н. В. Иванова5), но лингвистических исследований (В. Сайян-бар6). О. С. Тополова в качестве разновидности путевых записок упоминает «описания» различного рода [13];
3 Савельева И. Г. Поэтика путевой прозы Лоренса Дар-релла: дис. ... канд. филол. наук. М.: МПГУ, 2012. 169 с.; Мамуркина О. В. Указ. соч.; Алексеев П. В. Указ. соч.
4 Гуминский В. М. Путешествие // Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1987. С. 314-315.
5 Иванова Н. В. Жанр путевых записок в русской литературе первой трети XIX века (тематика, поэтика): дис. ... канд. филол. наук. М.: МГПУ, 2010. 270 с.
6 Сайянбар В. Иноязычная лексика и особенности ее использования в путевых записках петровского времени: дис. ... канд. филол. наук. М.: Гос. ин-т рус. языка им. А. С. Пушкина, 2007. 200 с.
• путевые заметки - еще более свободный в формальном и содержательном смысле документальный концепт рассказа о путешествии. Изучение путевых заметок в основном связано с осмыслением конкретных текстов, описывающих освоение отдельных территорий1;
• письма путешественника - изначально документальный рассказ о путешествии, основанный на письме как единице обратимой эпистолярной коммуникации. В отечественном литературоведении всесторонне исследованы «Письма русского путешественника» (1797) Н. М. Карамзина -своеобразный жанровый и тематический канон2. Г. И. Романова, анализируя «Письма.» в широком контексте, обнаруживает ряд дифференциальных признаков, отличающих путевой эписто-лярий от романа, дневника или мемуаров [9];
• путевой очерк - синтетическая жанровая форма рассказа о путешествии, имеющая ярко выраженное дескриптивное начало. Одна из распространенных «зрелых» форм описания путешествия, получившая широкое распространение в литературе XIX-XX столетия. О. М. Скибина, подробно исследовавшая природу жанра, отмечает, что «путевой очерк . находится на грани искусства и науки, в нем органически сочетается то, что, казалось бы, лежит на разных полюсах искусства и науки: документы, цифры, статистика, таблицы и художественно-предметный мир автора» [11, а 111];
• роман-путешествие (роман-травелог) - роман, основанный на сюжете путешествия, описании перемещения в пространстве. Данный жанровый гибрид традиционно исследуется на определенном литературном материале;
• травелог - устойчивое текстовое единство, смыслопорождающей стороной которого выступает дихотомия «свое-чужое», содержательной -описание реального или воображаемого переме-
1 См., например, Сульпассо Б. Итальянское путешествие Андрея Белого: от «путевых очерков» (1911) к «Путевым заметкам» (1922) // Арабески Андрея Белого: жизненный путь. духовные искания. Поэтика: материалы междунар. науч. конф., 26-31 окт. 2015 г., Белград. Белград: Изд-во филол. ф-та в Белграде, 2017. С. 103-114; Сенина Е. В. Образ России и русских в «Путевых заметках о новой России» Цюй Цюбо // Проблемы Дальнего Востока. 2017. № 4. С. 158-166.
2 См., например, Сорникова М. Я. Указ. соч.; Бешка-рев А. А. «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина: дис. ... канд. филол. наук. Сыктывкар: Сыктыв-карск. гос. ун-т, 2003. 193 с.
щения в пространстве и реакций субъекта путешествия на увиденное / смоделированное. Получил широкое распространение в отечественном литературоведении после выхода книги А. М. Эт-кинда «Толкование путешествий. Россия и Америка в травелогах и интертекстах» [20].
Это, пожалуй, один из наиболее популярных терминов, характеризующих путевую прозу (о сложностях дефинции, в частности, пишет Г. В. Шпак [18]).
П. В. Алексеев подчеркивает, что «своеобразие травелогов как художественно-документальных текстов ... неоднократно становилось предметом исследований, в результате которых создана определенная, хотя и не бесспорная, теоретическая база». [1, а 33]. А. А. Майга пишет о том, что «травелоги могут соединять все виды повествования и дискурсов: географический, политический, исторический, лингвистический и этнологический» [7, ^ 256].
Е. Р. Пономарев называет травелогом «вид литературы, изначально имеющий целью формирование коммуникаций, объединение народов и культур, взаимопонимание несходных мента-литетов» [8] А. Шенле отмечает, что «историческое развитие травелога свидетельствует о поспешном и неполноценном принятии . реалий современности» [17, ^ 20]. К. В. Капустянская с соавторами связывают развитие травелога с изучением «чужого» в традициях художественной имагологии [4].
Существует и ряд окказиональных наименований, свойственных конкретному исследователю или тексту (А. Бондарева говорит о «литературе скитаний» [2], В. А. Шачкова использует словосочетание «вояжная литература» [16], Е. Р. Пономарев среди прочих говорит о «литературе путешествующих» [8] и др.).
Исходя из тезиса об исходной неоднородности предмета исследования, мы можем прийти к закономерному выводу, что появление единого термина, пожалуй, задача утопическая, и даже травелог, претендовавший на статус унифицированного наименования, оказался неисчерпывающим для метажанрового определения феномена.
Единого определения жанра в настоящий момент не выработано. Нам наиболее близка концепция Н. Л. Лейдермана, связывающего жанр с определенным мирообразом [6]. Принципы и критерии выделения и классификации жанров
неустойчивы, в частности, используются модальность содержания: описание абсолютного прошлого, лирического переживания, драматической коллизии; логика сюжетной структуры; объем; форма и композиция.
Следует признать, что разнородные тексты с сюжетом путешествия невозможно свести к одному или даже нескольким жанрам, что подтверждается и рассмотренным выше плюрализмом номинаций, и анализом конкретных текстов.
Если основой анализа выступает модальность содержания, то можно обнаружить, например, эпос странствий («Одиссея»), трагедию с сюжетом путешествия («Орестея», актуализирован мотив возвращения Агамемнона, отсутствия в Аргосе Ореста в момент убийства отца), «Крымские сонеты» Адама Мицкевича и др.
Так, отталкиваясь от логики сюжетной структуры, можно бесконечно перечислять тексты, основанные на рассказе о путешествии, ведь уже древнейшие из известных нам текстов литературы Востока и Античности используют модель путешествия: это «Странствия Синухета» (между XX в. и XVI в. до н. э.), «Эпос о Гильгамеше» (XXIII-XXI вв. до н. э.), «Рамаяна» (III-II вв. до н. э.), «Одиссея» (прим. VIII в. до н. э.) Гомера, «Энеида» (29-19 гг. до н. э.) Вергилия, «Метаморфозы, или Золотой осел» (II в.) Апулея и другие.
Критерий объема в нашем случае будет работать в связке с композицией, так появляются тексты с сюжетом путешествия в форме дневника, записок, эпистолярия, романа и др. Иными словами, применительно к путешествию целесообразно говорить о метажанре, на что, в частности, указывает М. Э. Шульгун, отмечая, что «путешествие может рассматриваться как метажанр, в рамках которого системообразующую функцию выполняет сюжет странствия, используется его символический код, пространственные ориентиры (реальные или порожденные воображением) ...; герой же выступает в роли странника в различных ее ипостасях» [19, с. 157]. Ч. Форсдик с соавт. оперируют словосочетанием «субжанровая категория» [21, с. 13]. Э. Глейзер предполагает, что путевая литература и вовсе существует вне жанровых границ, несмотря на тесные связи с ними [22, с. 19].
Стиль - производная художественной целостности текста как совокупность его отличительных языковых, образных и сюжетных характери-
стик. Наиболее зыбкая в литературоведческом отношении категория, обнаруживающая связь с:
• функциональным стилем в его классическом понимании как с языком художественной литературы (тропы, стилистические фигуры, лексические средства выразительности и иные языковые единицы, моделирующие авторский идиостиль);
• жанром как миромоделирующей категорией - использование набора языковых средств определяется не только идиостилем автора, но и жанровой моделью текста (например, «высокий стиль» оды);
• дискурсом как специфической формой организации речевых практик.
Рассказ о путешествии сам по себе является самостоятельным стилевым феноменом: здесь актуализируется идея повествования от первого лица, синтез публицистического и собственно художественного начал (например, в природо-описаниях, даже собственно документальных, обнаруживается определенный набор средств художественной выразительности), ориентация на стилистическую нейтральность. С другой стороны, отмечается близость отдельных жанровых вариантов путевой прозы публицистике (например, художественно-документальный путевой журнал и журнал-травелог (тревел-журнал), выступающий уже журналистским жанром1 . Генетически первичная установка на документальность обсуловливает диверсификацию жанровых форм, а изначальная монологичность - унификацию дискурсивных практик. Ю. В. Шатин подчеркивает, что «искусство травелога - это всегда искусство видения чужого пространства через свое и вербализация особенностей такого пространства через особый стиль» [15, с. 261]. Не следует забывать и об идиостиле, столь важного для формирования системообразующего «образа автора».
Дискурс - это одна из форм объективации сознания автора, воплощенная в тексте и имеющая определенный набор жанровых, стилистических и повествовательных признаков. В самом широком смысле литературный дискурс - это коммуникативная модель порождения конкретного текста. Как уже отмечалось, наиболее значимо в данном случае то, что текст с сюжетом путешествия ориентирован на монологический дискурс.
1 Лучинская С. Ю. Журналы-травелоги в условиях глобализации масс-медиа: дис. ... канд. филол. наук. Краснодар: КубГУ, 2009. 165 с.
В интерпретации дискурсивной модели путевой прозы можно руководствоваться синхронным и диахронным принципами. В первом случае пер-фомативный аспект связан с индивидуальной рефлексией, во втором - с эволюцией авторского начала. И. Д. Волкова, размышляя о туристском дискурсе, подчеркивает, что «коммуникативная роль первого лица в контексте индивидуального туристского опыта предполагает личностное измерение бытийного дискурса, авторскую рефлексию, насыщенность когнитивной информацией, субъективную оценку описываемых явлений, а также высокую степень экспрессивности, обусловленную аффективностью совершаемых коммуникативных действий»1.
Нарратив - это последовательность событий, организованный креативной интенции автора текста. Среди ключевых характеристик наррати-ва - повествовательные уровни, исключительно важные для путевой прозы:
• конкретного автора и читателя (конкретная биографическая фигура писателя-путешественника и реципиента его текста);
• абстрактного (имплицитного) автора и читателя (повествовательная инстанция, не воплощенная в художественном тексте в виде персонажа-рассказчика и воссоздаваемая читателем в процессе чтения как имплицитный «образ автора-путешественника»);
• фиктивного автора (нарратора) и читателя (наррататора) (фиктивная повествовательная инстанция, вербально организующая рассказ о путешествии и соответствующая данному конструкту);
• персонажей (акторов) (абстрактная категория, одна из функций рассказа или инстанций акта художественной коммуникации, выступающая в роли персонажа и/ или рассказчика).
В документальном рассказе о путешествии, как правило, слабо дифференцированы повествовательные инстанции. Биографический автор, как правило, реконструируем в имплицитном, а фиктивный, равно как и нарратор, имеет факультативный характер. Фабульность нарратива обеспечивается линейным развертыванием событий, соответствующих маршруту перемещения. В дальнейшем происходит дифференциация
1 Волкова И. Д. Глобализация и локализация как векторы развития туристического интернет-дискурса (на материале русского, английского и французского языков): дис.... канд. филол. наук: Волгоград: ВолГУ, 2017. С. 23.
повествовательных инстанций и усложнение линейности наррации, что, согласно нашей гипотезе, можно рассматривать как один из источников формирования романного жанра в русской литературе конца XVIII - начала XIX века2.
Обсуждение
Таким образом, исследование путевой прозы как комплексного феномена подтверждает гипотезу о необходимости синхронного учета ее жанровой, стилистической, дискурсивной и нарративной специфики.
Для систематизации различных подходов к анализу нами была разработана концепция тра-велогемы - единой структурно-семантической формулы путевой прозы, основанной на актуализации одного из трех элементов - субъекта, дестинации и интенции. При анализе субъекта (того, кто путешествует) актуализируется категория нарративной инстанции, персональные дискурсивные практики и стилевая специфика. Размышляя о дестинации (пространстве путевой прозы), целесообразно проанализировать жанровый аспект (связь специфики репрезентации пространства и жанровой принадлежности текста достаточно очевидна). Анализ интенции (цели путешествия, его внутренней мотивировки) связан как с языковой модальностью (дискурсивный аспект), так и нарративной стратегией автора.
Заключение
Подводя итоги, отметим, что в изучении путевой прозы в настоящее время продуктивно применяется конвергентный подход с опорой как на различные литературоведческие практики, так и опыт других областей знания. Наиболее полно феномен исследован в жанровом, нарративном, дискурсивном и стилистическом аспекте, но ни один из них не может считаться исчерпывающим.
Размышляя о жанровой природе путевой прозы, исследователи оперируют отдельными определениями, связанными с конкретным текстом (путевой дневник, путевые записки, письма путешественника, роман-путешествие и др.), что восходит к общей проблеме терминологического плюрализма. Анализ стилевой составляющей путевой прозы подводит исследователя к выводу о ее изначальной дихотомичности: литературной
2 Мамуркина О. В. Указ соч.
и публицистической. Дискурс путевой прозы может рассматриваться в максимально широком методологическом контексте, а нарратив - с позиции двойной событийности (событие перемещения и событие рассказывания). Разрабатываемая
Литература
автором концепция травелогемы может стать объединяющим элементом различных литературоведческих практик и редуцировать как терминологическую, так и методологическую дискуссию.
1. Алексеев П. В. Русский ориентальный травелог как жанр путевой прозы конца XVIII - первой трети XIX века // Филология и человек. 2014. № 2. С. 33-46. URL: http://www.asu.ru/files/documents/00011141.pdf (дата обращения: 01.07.2018).
2. Бондарева А. Литература скитаний // Октябрь. 2012. № 7. URL: http://magazines.russ.rU/october/2012/7/bo18.html (дата обращения: 01.06.2018).
3. Жиличева Г. А. Дискурс путешествия в «Одноэтажной Америке» И. Ильфа и Е. Петрова // Русский травелог XVIII-XX веков: моногр. Новосибирск: Новосибирск. гос. пед. ун-т, 2015. С. 563-579. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23948324 (дата обращения: 07.07.2018).
4. Капустянская К. В., Кубанев Н. А., Набилкина Л. Н. Имагология и травелог: формирование образа «чужих» стран и народов // Философия образования. 2015. № 6. С. 218-223. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25447737 (дата обращения: 07.07.2018).
5. Кублицкая О. В., Мальцева Т. В. Травелогема: к определению объема понятия // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 6. С. 162-168. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30068928 (дата обращения: 07.07.2018).
6. Лейдерман Н. Л. Теория жанра: моногр. Екатеринбург: Ин-т филол. исследований и образоват. стратегий «Словесник» УрО РАО; УрГПУ. 2010. 906 с.
7. Майга А. А. Литературный травелог: специфика жанра // Филология и культура. 2014. № 3(37). С. 254-259. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22939599 (дата обращения: 01.07.2018).
8. Пономарев Е. Р. Русский имперский травелог // Новое литературное обозрение. 2017. № 2. URL: http://magazines.russ.ru/ nlo/2017/2/russkij-imperskij-travelog-pr.html (дата обращения: 07.06.2018).
9. Романова Г. И. Современная рецепция путешествия XVIII в.: по «Письмам русского путешественника» Н. М. Карамзина // Травелоги: рецепция и интерпретация: сб. ст. СПб.: Свое издательство, 2016. С. 13-22. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=26506235 (дата обращения: 01.07.2018).
10. Русаков В. М., Русакова О. Ф. Методология дискурс-исследования травелога // Дискурс-Пи. 2014. Т. 11. № 4. С. 14-20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23273304 (дата обращения: 07.07.2018).
11. Скибина О. М. Типология и поэтика путевых очерков беллетристов конца XIX века // Вестник Волжского универси-тетаим. В. Н. Татищева. 2017. Т. 2. № 3. С. 110-119. URL: https://elibraiy.ru/item.asp?id=30146662 (дата обращения: 09.07.2018).
12. Сорочан А. Туда и обратно: новые исследования литературы путешествий и методология гуманитарной науки // Новое литературное обозрение. 2011. № 112. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2011/112 (дата обращения: 07.06.2018).
13. Тополова О. С. «Описание» как жанровая разновидность светских путевых записок второй половины XVIII века // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2013. № 1(8). С. 65-72. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=18981425 (дата обращения: 07.06.2018).
14. Хлыбова Н. А., Краснова А. О. Генетические особенности путевых дневников и путеводителей // Лингвокультурные пролегомены: мифология, фольклор, религия: сб. науч. тр. по материалам II науч.-практ. форума. Севастополь: Крымск. федер. ун-т им. В. А. Вернадского, 2017. С. 14-20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29241263 (дата обращения: 07.07.2018).
15. Шатин Ю. В. «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границею, дан л'этранже»: травестия травелога // Литература путешествий: культурно-семиотические и дискурсивные аспекты: сб. науч. работ / под ред. Т. И. Печерской. Новосибирск: СИЦ НГПУ «Гаудеамус», 2013. C. 260-272. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21569230 (дата обращения: 07.07.2018).
16. Шачкова В. А. «Путешествие» как жанр художественной литературы: вопросы теории // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2008. № 3. С. 277-281. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11838268 (дата обращения: 07.07.2018).
17. Шенле А. Подлинность и вымысел в авторском самосознании русской литературы путешествий. 1790-1840. СПб.: Академический проект, 2004. 271 с.
18. Шпак Г. В. Травелог: поиск универсальной дефиниции. Четыре стратегии репрезентации пространства // Преподаватель XXI век. 2016. № 3-2. С. 261-277. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/travelog-poisk-universalnoy-definitsii-chetyre-strategii-reprezentatsii-prostranstva (дата обращения: 12.07.2018).
19. Шульгун М. Э. Проблема жанровой и метажанровой специфики путешествий // Русская литература. Исследования: сб. науч. тр. 2012. Вып. XVI. С. 141-159. URL: http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/105465 (дата обращения: 12.07.2018).
20. Эткинд А. Толкование путешествий. Россия и Америка в травелогах и интертекстах. М.: Новое литературное обозрение, 2001. 496 с.
21. Forsdick C., Basu F., Shilton S. New approaches to twentieth-century travel literature in French: genre, history, theory. New York: Lang, cop. 2006. 235 p.
References
1. Alekseev P. V. Russkii oriental'nyi travelog kak zhanr putevoi prozy kontsa XVIII - pervoi treti XIX veka [Russian oriental travelogue as a genre of travel prose of the end of XVIII - first third of XIX century]. Filologiya i chelovek = The Philology and a Person, 2014, no. 2, pp. 33-46. Available at: http://www.asu.ru/files/documents/00011141.pdf (accessed 01.07.2018). (In Russ).
2. Bondareva A. Literatura skitanii [Literature of wanderings]. Oktyabr' = October, 2012, no. 7. Available at: http://magazines.russ.ru/ october/2012/7/bo 18.html (accessed 01.06.2018). (in Russ).
3. Zhilicheva G. A. Diskurs puteshestviya v «Odnoetazhnoi Amerike» I. Ilfa i Evg. Petrova [Discourse of journey in "Little golden America" by I. Ilf, and Eug. Petrov]. Russkii travelog XVIII-XX vekov = The Russian travelogue of the XVIII-XX centuries: monograph, Novosibirsk: Novosib. State Un-ty, 2015, pp. 563-579. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23948324 (accessed 07.07.2018). (In Russ).
4. Kapustyanskaya K. V., Kubanev N. A., Nabilkina L. N. Imagologiya i travelog: formirovanie obraza «chuzhikh» stran i narodov [Imagology and travelogue: the formation of the image of "foreign" countries and peoples]. Filosofiya obrazovaniya = Philosophy of education, 2015, no. 6, pp. 218-223. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25447737 (accessed 07.07.2018). (In Russ).
5. Kublitskaya O. V., Maltseva T. V. Travelogema: k opredeleniyu ob"ema ponyatiya [Travelogeme: to definition of the concept] . Vestnik Chelyabinskogo gosudаrstvennogo pedаgogicheskogo universitetа = Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2017, no. 6, pp. 162-168. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=30068928 (accessed 07.07.2018). (In Russ).
6. Leiderman N. L. Teoriya zhanra [Theory of genre], monograph. Ekaterinburg: In-te of Philol. Studies and Educ. Strategies «Slovesnik» UrB RAE; UrSPU, 2010, 906 p. (In Russ).
7. Majga A. A. Literaturnyi travelog: spetsifika zhanra [Literary travelogue: genre peculiarities]. Filologiya i kul'tum = Philology and culture, 2014, no. 3(37), pp. 254-259. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22939599 (accessed 01.07.2018). (In Russ).
8. Ponomarev E. R. Russkii imperskii travelog [Russian Imperial travelogue]. Novoe literaturnoe obozrenie = New literary review, 2017, no. 2. Available at: http://magazines.russ.ru/nlo/2017/2/russkij-imperskij-travelog-pr.html (accessed (07.06.2018). (In Russ).
9. Romanova G. I. Sovremennaya retseptsiya puteshestviya XVIII v.: po «Pis'mam russkogo puteshestvennika» N. M. Karamzi-na [Modern reception of the 18th century travel: on "Letters of a Russian traveler" by N. M. Karamzin]. Travelogi: retseptsiya i in-terpretatsiya = Travelogues: reception and interpretation, coll. of articles, SPb: Svoe Delo, 2016, pp. 13-22. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26506235 (accessed 01.07.2018). (In Russ).
10. Rusakov V. M., Rusakova O. F. Metodologiya diskurs-issledovaniya traveloga [The methodology of discourse research of the travelogue]. Diskurs-Pi = Discourse Pi, 2014, vol. 11, no. 4, pp. 14-20. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23273304 (accessed 07.07.2018). (In Russ).
11. Skibina O. M. Tipologiya i poetika putevykh ocherkov belletristov kontsa XIX veka [Typology and poetics of travel essays of fiction writers of the end of XIX century]. Vestnik volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishheva =Vestnik of Volzhsky University after V N. Tatishchev, 2017, vol. 2, no 3, pp. 110-119. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=30146662 (accessed 09.07.2018). (In Russ).
12. Sorochan A. Tuda i obratno: novye issledovaniya literatury puteshestvii i metodologiya gumanitarnoi nauki [There and back again: new research in travel literature and methodology of the Humanities]. Novoe literaturnoe obozrenie = New literary review, 2011, no. 112. Available at: http://magazines.russ.ru/nlo/2011/112 (accessed 07.06.2018). (In Russ).
13. Topolova O. S. «Opisanie» kak zhanrovaya raznovidnost' svetskikh putevykh zapisok vtoroi poloviny XVIII veka ["Description" as a kind of genre of secular travel notes of the second half of the 19th century]. VestnikRyazanskogo gosudarstvennogo universiteta imeni S. А. Esenina = The Bulletin of Ryazan State University named for S. A. Yesenin, 2013, no. 1(8), pp. 65-72. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id= 18981425 (accessed 07.06.2018). (In Russ).
14. Khlybova N. A., Krasnova A. O. Geneticheskie osobennosti putevykh dnevnikov i putevoditelei [Genetic features of travel diaries and travel guides]. Lingvokul'turnyeprolegomeny: mifologiya, fol'klor, religiya: sb. nauchn. stateipo materialam IInauchno-pract. foruma = Linguocultural prolegomena: mythology, folklore, religion: collection of scient. articles on the materials of the II Scient.-Pract. Forum, Sevastopol, Crimea Federal U-ty named after V. A. Vernadskiy, 2017, pp. 14-20. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29241263 (accessed 07.07.2018). (In Russ).
15. Shatin Yu. V. «Sensatsii i zamechaniya gospozhi Kurdyukovoi za granitseyu, dan l'etranzhe»: travestiya traveloga ["Sensations and remarks of Mrs. Kurdyukova abroad, given l'aetrange": travesty of the travelogue]. Literatura puteshestvii: kul'turno-semioticheskie i diskursivnye aspekty: sb. Nauchn. Rabotpod red. T. I. Pecherskoi = Travel literature: cultural-semiotic and discursive aspects: coll. of scient. works, ed. by T. I. Pecherskaya, 2013, pp. 260-272. Available at:_https://elibrary.ru/item.asp?id=21569230 (accessed 07.07.2018). (In Russ).
16. Shachkova V. A. «Puteshestvie» kak zhanr khudozhestvennoi literatury: voprosy teorii [Travelogue as a genre of fiction: theoretical issues]. VestnikNizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo = Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod, 2008, no. 3, pp. 277-281. Available at:_https://elibrary.ru/item.asp?id=11838268 (accessed 07.07.2018). (In Russ).
17. Shenle A. Podlinnost' i vymysel v avtorskom samosoznanii russkoi literatury puteshestvii. 1790-1840 [Authenticity and fiction in the author's self-consciousness of Russian travel literature. 1790-1840]. SPb.: Academic project, 2004, 271 p. (In Russ).
18. Shpak G. V. Travelog: poisk universal'noi definitsii. Chetyre strategii reprezentatsii prostranstva [Travelogue: the search for a universal definition. Four space representation strategies]. Prepodavatel' XXI vek = Prepodavatel XXI vek, 2016, no. 3-2, pp. 261-277. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/travelog-poisk-universalnoy-definitsii-chetyre-strategii-reprezentatsii-prostranstva (accessed 12.07.2018). (In Russ).
19. Shulgun M. E. Problema zhanrovoi i metazhanrovoi spetsifiki puteshestvii [The problem of genre and metagenre specifics of travel]. Russkaya literatura. Issledovaniya, sb. Nauch. trudov = Russian literature. Researches, coll. of scient. works, 2012, vol. 16, pp. 141-159 Available at: http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/105465 (accessed 12.07.2018). (In Russ).
20. Etkind А. Tolkovanie puteshestvii. Rossiya i Amerika v travelogakh i intertekstakh [The interpretation of travel. Russia and America in travelogues and intertexts]. Moscow: New Literary Review, 2001, 496 p. (In Russ).
21. Forsdick C., Basu F., Shilton S. New approaches to twentieth-century travel literature in French: genre, history, theory. New York: Lang, cop. 2006, 235 p.
Статья поступила в редакцию 5.08.2018 г.; принята к публикации 5.09.2018 г.
Submitted 5.08.2018; revised 5.09.2018.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
The author has read and approved the final manuscript.
Для цитирования:
Кублицкая О. В. Путевая проза: жанр, стиль, дискурс, нарратив (итоги и перспективы изучения) // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 1. С. 76-84. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-1-76-84
Об авторе
Кублицкая Ольга Викторовна
кандидат филологических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, ORCID ID 0000-0002-1411-1567, elkala@inbox.ru
Citation for an article :
Kubliskaya O. V. Travel prose: genre, style, discourse, narrative (results and prospects of studying). Vestnik of the Mari State University. 2019, vol. 13, no. 1, pp. 76-84. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-176-84 (In Russ.).
About the author Olga V. Kublitskaya
Ph. D. (Philology), Associate Professor, Pushkin Leningrad State University, Pushkin, Saint-Petersburg, ORCID ID 0000-0002-1411-1567, elkala@inbox.ru