Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДОСТАВЛЕНИЯ КАК МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМОЙ ПОЛИЦИЕЙ'

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДОСТАВЛЕНИЯ КАК МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМОЙ ПОЛИЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10
2
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
доставление / мера принуждения / установление личности / общественный порядок / основания доставления / мотивы доставления / протокол доставления / delivery / a measure of coercion / identification / public order / grounds for delivery / motives for delivery / delivery protocol

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В А. Бурчикаускас, Е А. Кот

в повседневной практической деятельности сотрудников полиции, направленной на непосредственное выполнение задач и функций по обеспечению правопорядка и безопасности, доставление как мера административного принуждения является наиболее часто применяемой. Несмотря на кажущуюся простоту правового механизма, применения данной меры – доставления – существенно ограничивает личные права и свободы граждан и нуждается в детальной регламентации всех этапов и элементов ее применения. Существующая в настоящее время некоторая лаконичность изложения оснований, условий и порядка реализации этой меры сотрудниками полиции в нормативных правовых актах, а также несомненная необходимость сопоставления законных оснований доставления с фактическими мотивами его применения в каждом отдельном случае вызывает ряд вопросов в сфере соблюдения требований законности в практической деятельности сотрудников полиции. В статье рассматривается ряд наиболее важных для практических сотрудников полиции аспектов применения такой меры государственного принуждения, как доставление. Особое внимание уделяется законности и обоснованности ее реализации. На примере действующего законодательства авторами проведен анализ и сопоставление оснований и мотивов, порядка и условий ее осуществления, а также особенностей документального оформления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — В А. Бурчикаускас, Е А. Кот

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEPARATE ASPECTS OF DELIVERY AS MEASURES OF STATE CORRESSION USED BY THE POLICE

in the daily practical activities of police officers aimed at directly fulfilling the tasks and functions of ensuring law and order and security, delivery as a measure of administrative coercion is the most frequently used. Despite the apparent simplicity of the legal mechanism, the application of this measure – delivery – significantly restricts the personal rights and freedoms of citizens and requires detailed regulation of all stages and elements of its application. Currently, some conciseness in the presentation of the grounds, conditions and procedure for the implementation of this measure by police officers in normative legal acts, as well as the undoubted need to compare the legal grounds for delivery with the actual motives for its application in each individual case raises a number of questions in the field of compliance with the requirements of legality in the practical activities of police officers. The article examines a number of the most important aspects of the application of such a measure of state coercion as delivery for practical police officers. Special attention is paid to the legality and validity of its implementation. Using the example of current legislation, the authors analyzed and compared the grounds and motives, the procedure and conditions for its implementation, as well as the features of documentation

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДОСТАВЛЕНИЯ КАК МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМОЙ ПОЛИЦИЕЙ»

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДОСТАВЛЕНИЯ КАК МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМОЙ

ПОЛИЦИЕЙ

SEPARATE ASPECTS OF DELIVERY AS MEASURES OF STATE CORRESSION USED BY THE POLICE

УДК 351.74

В.А. БУРЧИКАУСКАС

(Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России, Россия, Калининград) ppsm-08@mail.ru

Е.А. КОТ,

кандидат юридических наук (Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России, Россия, Калининград) katerina.kot.89@bk.ru

VITALII A. BURCHIKAUSKAS

(Kaliningrad Branch of the Saint-Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia, Kaliningrad, Russia)

EKATERNA A. KOT,

Candidate of Law (Kaliningrad Branch of the Saint-Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia, Kaliningrad, Russia)

Аннотация: в повседневной практической деятельности сотрудников полиции, направленной на непосредственное выполнение задач и функций по обеспечению правопорядка и безопасности, доставление как мера административного принуждения является наиболее часто применяемой. Несмотря на кажущуюся простоту правового механизма, применения данной меры - доставления -существенно ограничивает личные права и свободы граждан и нуждается в детальной регламентации всех этапов и элементов ее применения. Существующая в настоящее время некоторая лаконичность изложения оснований, условий и порядка реализации этой меры сотрудниками полиции в нормативных правовых актах, а также несомненная необходимость сопоставления законных оснований доставления с фактическими мотивами его применения в каждом отдельном случае вызывает ряд вопросов в сфере соблюдения требований законности в практической деятельности сотрудников полиции. В статье рассматривается ряд наиболее важных для практических сотрудников полиции аспектов применения такой меры государственного принуждения, как доставление. Особое внимание уделяется законности и обоснованности ее реализации. На примере действующего законодательства авторами проведен анализ и сопоставление оснований и мотивов, порядка и условий ее осуществления, а также особенностей документального оформления.

Ключевые слова: доставление, мера принуждения, установление личности, общественный порядок, основания доставления, мотивы доставления, протокол доставления.

Для цитирования: Бурчикаускас В.А., Кот Е.А. Отдельные аспекты доставления как меры государственного принуждения, применяемой полицией // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2024. - № 3. - С. 16-23.

Abstract: in the daily practical activities of police officers aimed at directly fulfilling the tasks and functions of ensuring law and order and security, delivery as a measure of administrative coercion is the most frequently used. Despite the apparent simplicity of the legal mechanism, the application of this measure - delivery - significantly restricts the personal rights and freedoms of citizens and requires detailed regulation of all stages and elements of its application. Currently, some conciseness in the presentation of the grounds, conditions and procedure for the implementation of this measure by police officers in normative legal acts, as well as the undoubted need to compare the legal grounds for delivery with the actual motives for its application in each individual case raises a number of questions in the field of compliance with the requirements of legality in the practical activities of police officers. The article examines a number of the most important aspects of the application of such a measure of

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ

(ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

2024'3

state coercion as delivery for practical police officers. Special attention is paid to the legality and validity of its implementation. Using the example of current legislation, the authors analyzed and compared the grounds and motives, the procedure and conditions for its implementation, as well as the features of documentation.

Key words: delivery, a measure of coercion, identification, public order, grounds for delivery, motives for delivery, delivery protocol.

For citation: Burchikauskas V.A., Kot E.A. Separate aspects of delivery as measures of state corression used by the police // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2024. - № 3. - P. 16-23.

Наиболее распространенной мерой принуждения, реализуемой полицией в настоящее время, наряду с проверкой документов, удостоверяющих личность человека, является доставление. Следует отметить, что согласно ст. 22, 25, 27 Конституции Российской Федерации указанная мера принуждения часто сочетается с применением физической силы, специальных средств и непосредственно связана с ограничением конституционных прав человека и гражданина1.

Сущность доставления как принудительной меры заключается в принудительном препровождении (перемещении) человека из места, где он находится: таковым может быть как общественное место - улица, стадион, остановка общественного транспорта, помещение ресторана или магазина в период их работы, так и места, не являющиеся общественными, - частная квартира, лесной массив, водная акватория, территория охраняемого объекта.

Конечной точкой доставления является, как правило, служебное помещение полиции либо иное служебное помещение государственного, муниципального органа. Однако в отдельных случаях помещением - местом доставления может являться квартира гражданина, специальные (медицинские) организации для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения2, а также для проведения медицинского освидетельствования.

Неоднозначным с точки зрения правового регулирования представляется вопрос о том, будет ли считаться доставлением сопровождение лица до служебного автотранспорта, например в целях составления протокола об административном

1 Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.04.2024).

2 Приказ Минздрава России № 796н, Минтруда России № 788н, МВД России № 962 от 19.12.2022 «Об утверждении Правил организации деятельности специализированных организаций для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения» (зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2022 № 71875) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.04.2024).

правонарушении (при невозможности составления его на месте). В данном случае полагаем, что с учетом положений ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее -ФЗ «О полиции»)3 применение меры принуждения должно быть прекращено, если достигнута цель ее применения. Таким образом, наступление условий для составления протокола об административном правонарушении, доставление лица до служебного автомобиля и составление в нем протокола по делу с последующим освобождением лица будет законным и обоснованным.

Рассмотрим отдельные аспекты доставления.

В первую очередь следует отметить принудительный характер рассматриваемой меры. В ч. 13 ст. 13 ФЗ «О полиции» содержится прямое указание о том, что гражданин не вправе уклониться от реализации данной полицейской меры, даже в случае несогласия с мотивами или основаниями задержания согласно ст. 19.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ)4. Принудительность рассматриваемой меры сохраняется и в случаях, когда лицо по независящим от него причинам не может выполнить требование сотрудника полиции, находясь, например, в беспомощном или бессознательном состоянии.

Способ доставления возможен как в пешем порядке, так и с использованием автотранспорта. В п. 170 Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений ППСП территориальных органов МВД России5

3 Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О полиции» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.04.2024).

4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024)» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.04.2024).

5 Приказ МВД России от 28.06.2021 № 495 (с изм. от 28.08.2023) «Об утверждении Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 11.05.2024).

предписывается осуществлять доставление лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений, в отсеках для задержанных патрульных автомобилей, на мотоциклах или в пешем порядке. Как мы видим, доставление на частном автотранспорте в процессе осуществления охраны общественного порядка не предусмотрено. В то же время п. 37 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» указывает, что в исключительных случаях допускается использование транспортных средств, не принадлежащих полиции и иным государственным органам, для доставления лиц, нуждающихся в медицинской помощи, в медицинские организации.

Время доставления, несомненно, представляет существенный интерес для исследования. В настоящее время данному вопросу уделяется пристальное внимание и ведутся весьма оживленные дискуссии [1; 2; 3; 4 и др.].

Исходя из результатов проведенного анализа действующего законодательства, авторами установлено, что реальное время, затрачиваемое на доставление, зависит от множества причин: способа доставления, расстояния, загруженности дорог, погодных условий и т.д. При оценке правомерности длительного срока доставления контролирующие органы вынуждены в настоящий момент руководствоваться принципом разумной достаточности, вынося субъективное решение о законности или незаконности длительного срока доставления.

Следует отметить, что помимо четкой регламентации срока доставления в законодательстве отсутствуют понятия начала и окончания доставления. Практические сотрудники, как правило, полагают, что доставление начинается либо с момента начала движения (перемещения) человека с места ограничения свободы его передвижения, либо с момента предъявления требования о доставлении. Очевидно, что эти моменты времени могут быть существенно разнесены между собой. Например, сотрудник полиции, предъявивший требование лицу и получив его отказ, в том числе в форме противодействия или сопротивления, затратит время на преодоление действий или бездействия лица. Кроме этого, возможны затраты времени на вызов патрульной автомашины, личный досмотр доставляемого лица и др. Учитывая положения п. 2 ч. 4 ст. 5 ФЗ «О полиции», представляется обоснованным считать временем начала доставления разъяснение лицу причин и оснований применения указанной меры. Однако в случаях, указанных в ч. 5.1 ст. 5 ФЗ «О полиции», то есть в ситуации, угрожающей жизни или здоровью людей, преследования правонарушителя, пресечения правонарушения, а также в слу-

чаях доставления лица, не способного осознать производимые с ним действия (глухота и слепота, бесчувственное состояние и т.п.), временем начала доставления, по нашему мнению, следует считать время принятия решения о применении данной меры принуждения.

Время окончания доставления также законодательно не урегулировано. Руководствуясь нормами КоАП РФ, можно предположить, что временем окончания доставления будет являться время достижения его цели, например составление протокола об административном правонарушении. Однако в данном случае представляется возможным дать более широкую трактовку цели доставления - создание условий для составления данного протокола, так как после того, как лицо уже находится в служебном помещении, нередко протокол составить невозможно по причине, например, отсутствия сведений о личности правонарушителя. Более того, при исчерпании организационных и технических возможностей установить личность доставленного лица (и впоследствии задержанного в порядке КоАП РФ) оно будет отпущено без составления протокола. Таким образом, предлагаем считать временем окончания доставления фактическое перемещение лица в служебное помещение, являющееся географической целью доставления.

В практической деятельности наблюдаются случаи, когда у сотрудников полиции, осуществляющих доставление лица в орган внутренних дел, возникает необходимость производить иные действия, не связанные с реализацией доставления: реагирование на событие происшествия, преступления или необходимость осуществить задержание лица, совершившего противоправные действия. В такой ситуации возникает вопрос о правомерности «задержки» в доставлении человека на время отвлечения на иные события, которые могут угрожать личной или общественной безопасности, например пожар, совершение тяжкого преступления.

Представляется, что в случае доставления лица за малозначительное правонарушение будет возможно прервать реализацию доставления и, отпустив человека, принимать меры к ликвидации угрозы. Если же отпустить задержанного не представляется возможным (лицо, совершившее преступление, находящееся в беспомощном состоянии и т.д.), допустимым в условиях крайней необходимости будет задержать доставление на время устранения большего вреда, чем нарушить порядок доставления.

Все правовые основания доставления лица устанавливаются исключительно федеральным законодательством. Большинство из них

приведены в ст. 13 ФЗ «О полиции», а п. 13 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» сотрудникам органов внутренних дел (далее - ОВД) предоставлено право доставления лиц в следующих случаях:

1. Для решения вопроса о задержании лица при невозможности решения этого вопроса на месте. Перечень лиц, которых полиция имеет право задерживать, приведен в ст.14 ФЗ «О полиции».

Перед принятием решения о применении в отношении лица доставления в целях решения вопроса о его задержании сотрудник полиции обязан иметь достаточные фактические данные для подозрения человека в совершении административного правонарушения, преступления либо как относящегося к иным категориям лиц, перечисленных в ч. 2 ст. 14 ФЗ «О полиции». Решение вопроса о задержании, на наш взгляд, представляет собой не процесс принятия волевого решения в результате оценки имеющихся фактов, а производство необходимых действий по реализации задержания: составление протокола задержания, производство личного досмотра и помещение в специально предназначенное место для содержания задержанных лиц, опрос (допрос) лица. До доставления лица по рассматриваемому основанию сотрудник обязан убедиться в наличии мотивов и оснований для задержания (изучить фактическую обстановку, опросить участников событий, установить личность лица (либо принять меры к установлению личности), в отношении которого предполагается доставление и последующее задержание. И в том случае, если принятые меры не устранили обоснованное мнение о том, что лицо подлежит задержанию, оно доставляется в полицию.

2. Правовым основанием, дающим право сотрудникам полиции осуществлять доставление, является установление личности лица при наличии оснований полагать, что оно находится в розыске (от органов дознания, следствия либо суда или уклоняется от исполнения уголовного наказания, либо разыскивается как без вести пропавший).

В рассматриваемом случае необходимо разделять официальный розыск лица по персональным данным (возможно, совместно с имеющимся изображением лица) и так называемый оперативный розыск лица исключительно по признакам словесного портрета или фотографии [5, с. 121].

Данное основание возникает только в случае розыска лица по имеющимся у сотрудника полиции персональным данным и невозможности установить личность лица на месте его обнаружения (например, при отсутствии документов, удостоверяющих личность, или обоснованном подозрении в поддельности предоставленных

документов). В случае установления личности лица и подтверждения подозрения о розыске конкретного гражданина правильным основанием доставления его в полицию следует считать решение вопроса о задержании по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 2 ст. 14 ФЗ «О полиции». При розыске лица исключительно по фотографии или словесному описанию основанием доставления лица в случае его отождествления с разыскиваемым лицом также будет решение вопроса о задержании этого лица.

3. Юридически закрепленным правом для осуществления доставления является защита лица от непосредственной угрозы его жизни и здоровью, даже в том случае, если он не способен сам позаботиться о себе или опасности нельзя избежать иным способом.

Угроза жизни и здоровью может исходить из любых источников и представлять опасность как для одного лица, так и нескольких лиц. Ключевым условием является неспособность или нежелание лица избежать опасности в силу любых причин: физической беспомощности, психического расстройства, суицидальных проявлений, состояния здоровья, явных намерений других граждан устроить самосуд над лицом, опасение кражи оставленного имущества и другие. Угроза жизни или здоровью для сотрудника полиции должна быть очевидной, поэтому доставление лица - единственно возможный способ для сотрудника полиции устранить эту опасность. Подчеркнем, что, как и при иных основаниях, доставление в рассматриваемом случае не зависит от воли доставляемого лица.

4. Другие случаи доставления, предусмотренные федеральным законодательством, причем не только ФЗ «О полиции». В первую очередь это доставление граждан при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают ОВД, либо по делам о которых ОВД уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 23.3, п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ)6.

Кроме того, при обращении к сотруднику полиции лиц, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, сотрудники полиции имеют право осуществлять доставление в связи с совершением любого административного правонарушения, реализуя тем самым полномочия полиции по оказанию помощи, предусмотренные ч. 3 ст. 10 ФЗ «О полиции».

6 Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.04.2024).

5. Отдельно следует отметить основания и мотивы доставления несовершеннолетних как самой незащищенной категории граждан, требующей внимания со стороны государства в реализации их прав и законных интересов, особенно при применении мер принудительного характера, исходя из особой юрисдикции и правового статуса несовершеннолетних.

В п. 1 ч. 2 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»7 определены категории подростков, в отношении которых возможно применение доставления (в возможно короткий срок):

- совершивших правонарушения, антиобщественные действия8;

- безнадзорных и беспризорных.

Кроме того, положения п. 76 Инструкции, утвержденной приказом МВД России № 845 от 15.10.2013 (далее - Инструкция)9, в части, касающейся организации работы с несовершеннолетними, доставленными в территориальные ОВД, конкретизируют круг лиц, подлежащих доставлению:

- подростки, совершившие общественно опасные деяния либо иные правонарушения до достижения возраста, с которого наступает уголовная или административная ответственность;

- совершившие правонарушения, влекущие меры административного наказания, или совершившие антиобщественные действия в целях

7 Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

8 Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» под антиобщественными действиями понимаются действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.

Под иными действиями, согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», следует понимать антиобщественное поведение, не влекущее за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающее общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц.

9 Приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 (ред. от

31.12.2018) «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолет-

них органов внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте выявления правонарушения, если при этом составление протокола является обязательным;

- самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

- оставшиеся без попечения родителей или законных представителей;

- заблудившиеся и подкинутые;

- самовольно оставившие семью, ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений;

- не имеющие места жительства, места пребывания или средства к существованию;

- проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении.

Как представляется, основной целью применения доставления к несовершеннолетнему является создание условий для оказания профилактического воздействия, связанного прежде всего с предупреждением повторного противоправного (антиобщественного) поведения подростка, а также, как следствие, минимизация «последствий» государственного воздействия на его психоэмоциональное состояние.

Достижение цели обусловлено решением основной задачи доставления несовершеннолетнего в территориальные ОВД - передача его родителям или законным представителям в установленный законом срок.

6. Сотрудникам полиции предоставляется право доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения, а также утративших способность передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские учреждения или созданные в отдельных субъектах Российской Федерации специализированные организации10. Кроме того, сотрудники полиции вправе доставлять граждан, находящихся в состоянии опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни или здоровью граждан, нанести имущественный ущерб. Дополнительным условием в случае доставления из жилого помещения является наличие письменных заявлений граждан, находящихся совместно с ними в жилище. Данная категория лиц может доставляться как

10 Приказ Минздрава России № 796н, Минтруда России № 788н, МВД России № 962 от 19.12.2022 «Об утверждении Правил организации деятельности специализированных организаций для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения» (зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2022 № 71875) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.04.2024).

в медицинские или иные специализированные организации (в случае утраты способности к передвижению или ориентированию в обстановке), так и в служебное помещение органа внутренних дел (при отсутствии необходимости в медицинской помощи)11.

Также сотрудникам полиции предоставлено право доставлять лиц на медицинское освидетельствование в медицинские организации в целях определения наличия в организме следов алкоголя, наркотических веществ, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта совершения административного правонарушения или преступления, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении (п. 14 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции»).

Рассмотрев основания и мотивы доставления, следует указать условия, при соблюдении которых указанная мера государственного принуждения будет считаться правомерной.

Важно отметить, что при реализации доставления ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ устанавливает два условия, которые должны соблюдаться в совокупности. Первое условие - обязательность составления протокола об административном правонарушении. При упрощенном производстве по делу об административном правонарушении с вынесением постановления по делу без составления протокола доставление не производится. Доставление в таком случае станет возможным, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, станет оспаривать вынесенное ему административное наказание (ст. 28.6 КоАП РФ) .

Вторым условием является невозможность составления протокола об административном правонарушении на месте выявления правонарушения.

В качестве обстоятельств, препятствующих составлению протокола об административном правонарушении, следует рассматривать невозможность на месте установить личность лица. Обязательными сведениями, подлежащими документальному установлению и внесению в протокол об административном правонарушении, являются фамилия, имя, отчество, адрес места жительства. Отсутствие их признается существенным недостатком протокола об адми-

11 Приказ МВД России от 13.04.2021 № 212 «Об утверждении Порядка доставления лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в медицинские организации или специализированные организации либо в служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции» (зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2021 № 63809) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.04.2024) (далее - Порядок доставления).

нистративном правонарушении и влечет возврат протокола лицу, его составившему. Таким образом, отсутствие у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении документов, удостоверяющих личность, будет являться фактическим мотивом доставления лица в полицию.

Также к обстоятельствам, препятствующим составлению протокола на месте, следует отнести поведение нарушителя. Таковыми могут быть признаны состояние опьянения, продолжение противоправных действий, нарушающих общественный порядок12.

Кроме того, в определении Конституционного суда Российской Федерации от 17 января 2012 г. № 149-О-О13 в качестве обстоятельств, препятствующих составлению протокола об административном правонарушении на месте, отмечено отсутствие документов, необходимых для его составления (по нашему мнению, таковыми можно считать документы, содержащие, например, сведения о правах, обязанностях лица или фактах, являющихся частью состава правонарушения, акты освидетельствования или исследования), особенности обстановки на месте совершения деликта (например, сложные погодные условия на открытой местности, выявление правонарушения на водной акватории, групповые нарушения общественного порядка и так далее).

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»14 (п. 1 ч. 3 ст. 11) предоставляет право проверки документов у граждан на территории, на которой установлен режим контртеррористической операции, и доставления в ОВД в случае отсутствия у лица указанных документов. Целью доставления является установление личности лица.

Документальное оформление доставления различается в зависимости от оснований применения данной меры принуждения, в случае доставления - по основаниям, указанным в п. 13 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции», а именно: для решения вопроса о задержании лица, установлении личности, если

12 В данном случае возникает также основание доставления, предусмотренное ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ - пресечение административного правонарушения.

13 Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 № 149-О-О «По жалобам граждан Гудимова А. В.а и Шуршева А. О. на нарушение их конституционных прав п. 1 ст. 1070 и ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.04.2024).

14 Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О противодействии терроризму [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.04.2024).

есть основания полагать, что лицо находится в розыске, защиты гражданина от угроз его жизни или здоровью сотрудником полиции составляется протокол, содержащий сведения о дате, времени и месте его составления, о должности, фамилии, инициалах сотрудника полиции, его составившем, сведения о доставленном лице (в случае отсутствия информации о личности доставленного лица производится запись о доставлении неустановленного лица с указанием признаков внешности по правилам описания словесного портрета). Также в протоколе указываются сведения об основаниях и мотивах доставления, его дате и времени.

Под мотивом в случае применения мер административного принуждения, полагаем, следует считать внешние и внутренние условия, определяющие принятие решения сотрудником полиции о применении конкретного основания к фактической обстановке. Иными словами, мотив представляет собой идеальную интерпретацию применяемого основания в представлении сотрудника полиции. Так, например, мотивом доставления по основанию установления личности лица при подозрении нахождения его в розыске, будет являться отсутствие документов, удостоверяющих личность, и схожесть по словесному портрету или иные оперативные сведения, дающие основания подозревать лицо в нахождении в розыске.

Аналогичным образом оформляется доставление лица по основанию, указанному в п. 1 ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», а также доставление лица из жилого помещения по письменному обращению граждан.

В случае доставления лица, совершившего административное правонарушение, согласно ч. 3 ст. 27.2 КоАП РФ, составляется протокол доставления или производится запись в протоколе об административном правонарушении либо в протоколе об административном задержании. Однако следует обратить внимание, что протокол об административном правонарушении или задержании может быть составлен спустя большой промежуток времени или же вообще не будет составлен по различным причинам.

В этой связи в целях обеспечения прав и законных интересов доставленного лица рекомендуется документировать факт доставления именно протоколом доставления в связи с тем, что дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого протокола о применения меры административного принуждения, и именно с этого момента гражданин приобретет статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе права и обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ.

О каждом случае доставления несовершеннолетнего в территориальный орган МВД России в обязательном порядке уведомляются родители (законные представители)15, также составляется протокол установленного образца16, который хранится в накопительном деле инспекции по делам несовершеннолетних. Кроме того, о всех доставленных подростах вносится запись в журнал учета доставленных17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения о доставлении лица на медицинское освидетельствование либо о доставлении в медицинскую организацию или специализированное учреждение для вытрезвления указываются в рапорте сотрудника полиции.

Несомненно, вопрос практической реализации доставления в деятельности сотрудников полиции является, с одной стороны, «обыденным», однако с другой - весьма сложным и требующим детального рассмотрения всех аспектов соблюдения законности, оставаясь предметом изучения и проведения научно-исследовательских работ как в контексте обеспечения прав и свобод человека и гражданина, так и соблюдения законности в рамках осуществления практической деятельности сотрудниками полиции.

15 Приказ МВД России от 30.04.2012 № 389 (ред. от

06.07.2020) «Об утверждении Наставления о порядке испол-

нения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 13.05.2024).

16 Приложение 23 Инструкции.

17 Приложение 14 Инструкции.

Литература

1. Гришаков А.Г., Прибытко Ю.А. Доставление как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в деятельности полиции: теория и практика применения // Алтайский юридический вестник. - 2015. - № 3 (11). - С. 61-64.

2. Давыдов М.В. Доставление как мера государственного принуждения в контексте обеспечения прав и свобод граждан // Юристъ-Правоведъ. - 2019. - № 2 (89). - С. 7-12.

3. Ермолаев В.Г. Некоторые проблемные вопросы исчисления срока доставления правонарушителя в рамках административного производства / Административно-правовое регулирование охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: проблемы и пути их решения: материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22 сентября 2023 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2024. С. 75-77.

4. Пивоваров Д.В. Доставление как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемая сотрудниками полиции // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2016. - № 1 (60). - С. 24-28.

5. Шахматов А.В., Глубоковских Р.В. Понятие и содержание розыскной работы оперативных подразделений органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2021. - № 2 (90). - С. 118-125.

6. Гайдуков А.А. Административно-правовые меры пресечения правонарушений в семейно-бытовой сфере // Научный портал МВД России. - 2024. - № 1 (65). - С. 45-52.

7. Белякова А.С., Пронина М.А. Административное задержание и доставление: правокультурный аспект // Молодой ученый. - 2023. - № 45 (492). - С. 236-238.

8. Бутова М.В. Некоторые аспекты доставления несовершеннолетних правонарушителей как одна из мер обеспечения производства по делам об административных правонарущениях // Полиция и общество: проблемы и перспективы взаимодействия. - 2019. - № 1 (3). - С. 45-49.

9. Лукинова В.А., Насыров Р.М., Биккинин И.А. Проблемы исполнения обязанностей и реализации прав полиции после доставления граждан // Наука Красноярья. - 2023. - Т. 12. - № 2-2. - С. 98-103.

10. Новичихин П.Г., Вицке Р.Э. О некоторых проблемах юрисдикционных полномочий сотрудников полиции, связанных с доставлением и задержанием // Евразийская адвокатура. - 2022. - № 3 (58). - С. 86-90.

References

1. Grishakov A.G., Pribytko Yu.A. Dostavlenie kak mera obespecheniya proizvodstva po delam ob administrativnykh pravonarusheniyakh v deyatel'nosti politsii: teoriya i praktika primeneniya // Altaiskii yuridicheskii vestnik. - 2015. - № 3 (11).

- S. 61-64.

2. Davydov M.V. Dostavlenie kak mera gosudarstvennogo prinuzhdeniya v kontekste obespecheniya prav i svobod grazhdan // Yurist»-Pravoved». - 2019. - № 2 (89). - S. 7-12.

3. Ermolaev V.G. Nekotorye problemnye voprosy ischisleniya sroka dostavleniya pravonarushitelya v ramkakh administrativnogo proizvodstva // Administrativno-pravovoe regulirovanie okhrany obshchestvennogo poryadka i obespecheniya obshchestvennoi bezopasnosti: problemy i puti ikh resheniya: materialy ezhegodnoi mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Sankt-Peterburg, 22 sentyabrya 2023 goda. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskii universitet MVD Rossii, 2024. S. 75-77.

4. Pivovarov D.V. Dostavlenie kak mera obespecheniya proizvodstva po delam ob administrativnykh pravonarusheniyakh, primenyaemaya sotrudnikami politsii // Nauchnyi vestnik Omskoi akademii MVD Rossii. - 2016. - № 1 (60). - S. 24-28.

5. Shakhmatov A.V., Glubokovskikh R.V. Ponyatie i soderzhanie rozysknoi raboty operativnykh podrazdelenii organov vnutrennikh del // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2021. - № 2 (90). - S. 118-125.

6. Gaidukov A.A. Administrativno-pravovye mery presecheniya pravonarushenii v semeino-bytovoi sfere // Nauchnyi portal MVD Rossii. - 2024. - № 1 (65). - S. 45-52.

7. Belyakova A.S., Pronina M.A. Administrativnoe zaderzhanie i dostavlenie: pravokul'turnyi aspekt // Molodoi uchenyi.

- 2023. - № 45 (492). - S. 236-238.

8. Butova M.V. Nekotorye aspekty dostavleniya nesovershennoletnikh pravonarushitelei kak odna iz mer obespecheniya proizvodstva po delam ob administrativnykh pravonarushcheniyakh // Politsiya i obshchestvo: problemy i perspektivy vzaimodeistviya. - 2019. - № 1 (3). - S. 45-49.

9. Lukinova V.A., NasyrovR.M., Bikkinin I.A. Problemy ispolneniya obyazannostei i realizatsii prav politsii posle dostavleniya grazhdan // Nauka Krasnoyar'ya. - 2023. - T. 12. - № 2-2. - S. 98-103.

10. Novichikhin P.G., Vitske R.E. O nekotorykh problemakh yurisdiktsionnykh polnomochii sotrudnikov politsii, svyazannykh s dostavleniem i zaderzhaniem // Evraziiskaya advokatura. - 2022. - № 3 (58). - S. 86-90.

(статья сдана в редакцию 13.06.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.