Научная статья на тему 'Отдел сантехпропаганды института им. Обуха'

Отдел сантехпропаганды института им. Обуха Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отдел сантехпропаганды института им. Обуха»

И 3 ПРАКТИКИ

С. И. ЛАБОК (Москва)

Отдел сантехпропаганды института им. Обуха1

Задачи отдела заключаются в популяризации знаний по профессиональной гигиене и по борьбе с профессиональными заболеваниями, в пропаганде и внедрении культурных, безопасных методов работы на производстве.

Основные формы его работы: методическая помощь промсанитар-ным врачам и работникам по технике безопасности в постановке сантехпропаганды на предприятиях; разработка программ', образцовых лекций, бесед, памяток; составление наглядных пособий (диапозитивы, плакаты, выставки по вопросам профессиональной гигиены и промсанита-рии); ©борудование на предприятиях специальных кабинетов для сантехпропаганды; организация показательной работы по оантехпропаган-де на производстве.

Основной базой работы массового сектора являются предприятия, на которых проводится работа института, так как проведение действенной сантехпропаганды на предприятиях требует в каждом отдельном случае изучения характера производства, условий труда на нем, разработки оздоровительных мероприятий и мер личной профилактики.

Важнейшим условием успешности является включение сантехпропаганды в определенную систему: в учебные занятия школы ФЗУ, техникума, в систему производственного инструктажа в цеху, проведение инструктажа вновь поступающих рабочих в специальных кабинетах.

Проследить методику проведения сантехпропаганды лучше всего на живом примере. На Щелковском химкомбинате было проведено обучение безопасным методам! работы и правилам личной гигиены рабочих всех смен цеха: мышьяковых солей, сероуглерода, контактного и башенного производства серной кислоты.

Работа проводилась через промсанврача, врача здравпункта, отдела техники безопасности (с которыми предварительно вырабатывались содержание и методика работы) при активном участии профессиональной и партийной организаций (с которыми согласовывался план всей работы).

Инструктаж проводился в цеху на рабочем месте, в системе тех-

1 От редакции. Исходя из общепризнанного положения о том, что научно-исследовательские институты каждый в своей области имеют задачей и массовую работу в целях содействия стахановскому движению и ¡внедрению соломоновских методов, редакция обратилась в ряд институтов с просьбой поделиться опытом этой работы.

Помещаем некоторые из полученных ответов, как безусловно вооружающие I к действию, в порядке обмена опытом работы нового типа.

Редакция ждет подобных откликов и от других научно'-иоследовательских институтов.

учебы, в ФЗУ, в общежитии и в специальном кабинете сантехинструк-тажа для вновь поступающих рабочих.

Каждое общее положение при инструктаже иллюстрировалось примерами, необходимость использования личных защитных приспособлений я соблюдение мер по технике безопасности подтверждались приведением примеров несчастных случаев, имевших место в данном: цеху или заводе, вследствие невыполнения этих мероприятий. Демонстрировались все виды личных защитных приспособлений: противогазы — фильтрующие, шланговые с кислородным! прибором!, респираторы, очки, спецодежда; проводились тренировочные занятия по применению противогаза, по приемам) искусственного дыхания и оказанию других мер первой помощи при остром отравлении.

С рабочими проводилось коллективное обследование цеха (в свободное от работы время), инструктаж у рабочего места, наглядная демонстрация безопасных методов работы, правильного и неправильного использования спецодежды, очков, рукавиц и других защитных приспособлений, проверка способов и качества уборки рабочего места, проверка использования предохранительных приспособлений, вентиляционных установок.

Промсанврач, здравпункт и отдел техники безопасности вели непрерывное наблюдение за поведением! рабочих на производстве в смысле выполнения правил безвредного безопасного ведения работы.

Результаты коллективного обследования цеха, материалы наблюдения за поведением рабочих на производстве обсуждались на следующем очередном занятии, где разбирались характерные несчастные случаи, имевшие место в данном цеху или производстве, вследствие небрежного отношения к вопросам! профгигиены и техники безопасности. Во всех цехах выпускались специальные бюллетени, посвященные вопросам профгигиены и промсанитарии.

В газете помещались памятки по профгигиене и безопасности работ для всех профессий, контрольные вопросы по сантехучебе, материалы наблюдения за поведением рабочих на производстве, заметки и предложения рабочих по вопросам! охраны труда. В бюллетене помещались также фотографии кадровых рабочих, стахановцев, соблюдающих личную гигиену и меры безопасности работы и потому не болеющих.

По окончании инструктажа проводилась проверка санитарно-тех-нических знаний рабочих в присутствии администрации, проф- и парторганизации цеха, отдела техники безопасности, врача здравпункта, промсанврача и приглашенных рабочих из других цехов. Торжественная обстановка, в которой протекал экзамен, заключительное агитационное выступление проф- и парторганизаций, отдела техники безопасности, врачей, начальников цехов заостряли, поднимали интерес рабочих к вопросам безопасности и профгигиены на производстве. В цехе мышьяка во врем« экзамена возникал между ремонтными и производственными рабочими оживленный обмен мнениями по вопросу ухода за аппаратурой.

Выпуск специальных бюллетеней совместно с проф- и парторганизациями и заводской редколлегией способствовал активному участию администрации и общественности в деле агитации и пропаганды безопасных методов работы.

Показательным в этом отношении является участие в бюллетене в башенном цеху начальника цеха, который в своей заметке «Что должен извлечь рабочий башенного цеха из занятий по технике безопасности и промышленной санитарии» в прекрасной форме призывал рабочих к активной социалистической переделке труда и быта.

Проведение сантехинструктажа также начальниками цехов или в

4 Гигигиз и санитария, № 11

49

обязательном их присутствии для учета и ликвидации простеяашх са-нитарно-технических недочетов {имеющих тем не менее большое значение), на которые указывали рабочие, обсуждение совместно е рабочими плана оздоровительных мероприятий по цеху во время инструктажа — стимулировали администрацию к проведению оздоровительных мероприятий.

Следует отметить эффективность постановки докладов на нлепуме завкома о санитарно-гигиеническом состоянии цеха и оздоровительных мероприятий, которые необходимо провести в жизнь.

На пленум завкома, кроме цеховой администрации, вызывались также организации и административные лица, снабжающие работах спецодеждой, спецжирами и мылом.

Важнейшей мерой закрепления результатов сантехпропагазды явилось проведение в жизнь ряда оздоровительных мероприятий. По мышья-ковистом'у цеху, например, рационально оборудован сантехнропускник,.. выданы специальные комплекты спецодежды, усилен медосмотр, регулярно выдается мыло. В сероуглеродном! цеху выданы рабочим защитные очки, стали применяться при ремонтах внутри аппаратуры шланговые противогазы, которые до этого были мало популярны на заводе.

Для создания базы систематического сантехинструктажа вновь поступающих рабочих на Щелковском заводе был нами организован специальный кабинет. Экспонаты кабинета наглядно показывают, как надо работать, чтобы избежать травмы, ожога и уберечь себя от отравления и заболевания.

Для методической помощи врачам! здравпункта и отдела з>ехники безопасности завода на основании проведенного опыта разработаны методические указания о том, как надо проводить сантехинструктаж, составлены программы занятий, конспекты по различным цехам применительно к их особенностям, разработаны памятки для рабочих всех профессий.

Кабинет сантехинструктажа на Щелковском химзаводе, ¡в котором уже в течение трех лет ведется систематический инструктаж вновь поступающих рабочих, внедрение цехового инструктажа рабочих, проведение сантехинструктажа в ФЗУ и т. д., — безусловно сыграли немаловажную роль в цепи мероприятий, давших на Щелковском заводе снижение заболеваемости.

Опыт Щелковского завода мы переносим на другие предприятия.

Для вводного инструктажа вновь поступающих рабочих на ряде химических предприятий организуются нами специальные кабинеты [Воскресенский химкомбинат (уже организован), Точизмеритель, Акрихин].

В 1939 г. подготовляется к печати сборник программ сан$тарно-тех-нического инструктажа в системе техучебы для производства серной кислоты, сероуглерода, азотной кислоты для цехов — газогенераторного, мышьяка, соляно-сульфатного и катализаторов.

Внутри института сантехпропаганда ведется на базе музея, который включает как законченные институтом! темы, так и экспонатуру по личной профилактике и самопомощи при химюжогах и профинтоксика-циях. На базе музея проводятся беседы с больными стационара института. Экспонатура музея используется также при проведенш лекций для врачей здравпунктов и промсанврачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.