ПРИЛОЖЕНИЕ l
лейцин-богатого мотива, как и стандартные. В 4 из 16 случаев один остаток триптофана был сохранен (W280)) что, по данным литературы, приводит к частичному сохранению ядрыш-ковой локализации нуклеофосмина, влияние на прогноз при ОМЛ не изучено.
Заключение. Применение АС-ПЦР и N08 при анализе мутаций в гене ЫРМ1 в дополнение к ФА позволяет эффективно выявить нестандартные вставки, подобрать аллель-специфичные праймеры в случае необходимости исследования МОБ и избежать ложно положительных результатов.
Семенова А. А., Исинова Г. А., Троицкая В. В., Фидарова З. Т., Соколов А. Н., Ковригина А. М., Яцык Г. А., Паровичникова Е. Н.
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТРИОКСИДА МЫШЬЯКА (ATO) И ПОЛНОСТЬЮ-ТРАНСРЕТИНОЕВОЙ КИСЛОТЫ (ATRA) В ТЕРАПИИ ЭКСТРАМЕДУЛЛЯРНЫХ РЕЦИДИВОВ ОСТРОГО ПРОМИЕЛОЦИТАРНОГО ЛЕЙКОЗА (ОПЛ)
ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России
Введение. Около 10% рецидивов острого миелоидного лейкоза являются экстрамедуллярными. Чаще всего такие рецидивы развиваются при М4 и М5 вариантах ОМЛ. Однако в последнее время в литературе все чаще сообщается об экстрамедуллярных рецидивах ОПЛ, но единый подход к их терапии пока не разработан.
Цель работы. Представить опыт применения ATRA и ATO у больных с экстрамедуллярным рецидивом ОПЛ.
Материалы и методы. Больной А., 22 лет, в 2014 г. был установлен диагноз ОПЛ и проведена терапия про протоколу AIDA. Ремиссия была достигнута после 1-го курса. В июле 2017 г. больную стали беспокоить боли в правом ухе, появилась клиника пареза лицевого нерва справа. По данным КТ и МРТ были выявлены объемное образование в мягких тканей на уровне правого сосцевидного отростка, правого наружного слухового хода и множественные увеличенные лимфоузлы шеи и головы справа. Выполнена биопсия образования, субстрат которого был представлен опухолевыми промиелоцитами, также при молекулярном исследовании был обнаружен химерный транскрипт PML/RARA, тип Ьсг2. Поражение костного мозга было исключено: бласты — 0,4%, химерный транскрипт PML/RARA не выявлялся. Нейролейкемия была исключена. Больной М., 60 лет, диагноз ОПЛ был установлен в декабре 2006 г., за 2 года были проведены 14 курсов программной химиотерапии с использованием различных химиопрепаратов и третино-ина. Ремиссия была достигнута в феврале 2007 г. В январе 2019 г. у больной появились боли в области крестца с иррадиацией в левую ногу. По данным КТ пояснично-крестцового отдела позвоночника
был выявлен деструктивно-склеротический опухолевый процесс в области крестца и крестцовых частей обеих подвздошных костей. Была выполнена биопсия образования: гистологическая картина соответствовала субстрату клеток ОПЛ. При FISH-исследовании биоптата выявлялась t(15;17). При исследовании костного мозга выявлялся ген PML/RARA, тип bcrl. Таким образом, был диагностирован экстрамедуллярный и молекулярный рецидив ОПЛ. Вовлечение ЦНС было исключено.
Результаты и обсуждение. Больным был проведен 1 индукционный (60 дней) и 5 консолидационных курсов ATRA+ATO. На фоне 1-го курса болевая и неврологическая симптоматика постепенно регрессировали, отмечалась значительная редукция размеров опухолевых образований, по данным МРТ. У больной А. после 1-го курса консолидации отмечалась полная редукция образования. Больной М. в связи с с отсутствием полной редукции опухоли после завершения терапии ATRA-ATO была проведена дистанционная гамма-терапия (СОД — 24 Гр). В качестве высо-кодозной консолидации больной А. было рекомендовано выполнение ауто-ТГСК, однако она отказалась от ее выполнения. Больной М. ауто-ТГСК не была выполнена в связи с возрастом, поэтому в обоих случаях в течение 1 года проводилась поддерживающая терапия по протоколу AIDA. На настоящий момент у обеих больных сохраняется ремиссия ОПЛ (длительность ремиссии 55 и 22 месяца соответственно).
Заключение. Применение ATRA и ATO у больных с экстрамедуллярным рецидивом ОПЛ позволяет достичь стойкой ремисии с регрессией опухолевого образования.
Семочкин С. В.1, Аршанская Е. Г.2, Бидерман Б. В.3, Савосина Н. А.4, Марьин Д. С.4, Судариков А. Б.3
ОТДАЛЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕРАПИИ ПАЦИЕНТОВ С РЕЦИДИВИРУЮЩИМ ИЛИ РЕФРАКТЕРНЫМ ХРОНИЧЕСКИМ
ЛИМФОЛЕЙКОЗОМ ПО ПРОТОКОЛУ RSMU.CLL.2013
'ФГАОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, МНИОИ им. П.А. Герцена — филиал «НМИЦ радиологии» Минздрава России, 2ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина
ДЗМ, 3ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России, 4ГБУЗ ГКБ № 52 ДЗМ
Введение. В отсутствии del(17p) и/или мутаций гена ТР53 им-мунохимиотерапия хронического лимфолейкоза (ХЛЛ) остается методом выбора как первой, так и последующих линий терапии. Ранее мы инициировали клиническое исследование по применению комбинации бендамустина и ритуксимаба (BR) в качестве поддерживающего лечения у пациентов с рецидивирующим или рефрактерным (Р/Р) ХЛЛ, достигших ответа на индукционной терапии по данной программе. Идея исследования заключалась в возможности пролонгирования выживаемости без про-грессирования (ВБП) по сравнению со стандартной терапией. На момент инициации исследования в 2013 году новые таргетные препараты (ибрутиниб, венетоклакс) не были доступны.
Цель работы. Оценить отдаленные результаты применения пролонгированной терапии BRy пациентов с Р/Р ХЛЛ.
Материалы и методы. В исследование RSMU-CLL-2013 (NCT03847727) включались взрослые пациенты с Р/Р ХЛЛ, получившие >1 линий терапии. Критериями исключения была предшествующая терапия бендамустином или известная рефрактерность к ритуксимабу. Планировалось, что все пациенты получат 6 стандартных циклов BR, а далее в случае достижения ответа — еще 4 цикла поддерживающей терапии BR. Индукционные циклы повторяли каждые 28 дней, поддерживающей терапии — каждые 3
мес. В работе использованы критерии оценки ответа lwCLL (2018). Первичной целью исследования был анализ ВБП.
| ГЕМАТОЛОГИЯ И ТРАНСФУЗИОЛОГИЯ | RUSSIAN JOURNAL OF HEMATOLOGY AND TRANSFUSIOLOGY (GEMATOLOGIYA I TRANSFUSIOLOGIYA) | 2022; ТОМ 67; №2 |
Результаты и обсуждение. В период с 20 ноября 2013 г. по 1 декабря 2016 г. лечение было инициировано 50 пациентам с Р/Р ХЛЛ. Медиана возраста больных на момент включения в исследование составила 66,4 (разброс 37,4—83,7) года. Медиана количества линий предшествующей терапии — 2 (разброс 1—5). Результаты Р18Н-исследования известны по 45 (90%), а мутационного статуса ЮУН по 38 (76%) больным. Делеция 17р былавыявленау 15 (33%), del(13q) — 28 (62%), трисомия хромосомы 12 — 6 (13%) и ¿е1(1^) — 10 (22%) из 45 пациентов. Преобладал немутированный вариант ЮУН — 28 (74%) из 38 случаев. Ответ на терапию оценен у 47 (94%) человек. Полной ремиссии (ПР) достигли 9 (19,1%), частичной (ЧР) — 20 (42,6%). Все случаи ПР были МОБ-позитивными. Поддерживающую терапию получили 15 (52%) из 29 пациентов, достигших ответа. Медиана ВБП по всем пациентам составила 16,8 мес. Среди ответивших пациентов, получивших поддержива-
ющую терапию, медиана ВБП составила 40,8 мес. против 18,0 мес. (р=0,19) для не получивших ее в результате различных причин. Для пациентов с ¿е1(17р) медиана ВБП составила 14,4 мес. против 18,0 мес. (р=0,019) при ее отсутствии, а в случае ¿е1(17р) и/или немутированного варианта ЮУН 15,6 мес. против 34,8 мес. (р=0,094) при их отсутствии (рис.). При медиане наблюдения за выжившими пациентами 6,6 (025 5,7; 075 7,1) года 5-летняя ОВ составила49,3 ± 7,2% (медиана 58,8 мес.). Из 9 пациентов умерших на протяжении 2020—2021 годов 6 случаев были обусловлены СОУГО-19.
Заключение. Схема ВИ. по-прежнему может рассматриваться в качестве варианта лечения пациентов с Р/Р ХЛЛ без ¿е1(17р)/ ТР53 с мутированным вариантом ЮУН генов. Продленная терапия ВИ. ассоциируется с лучшими показателями выживаемости, однако значимость этой находки в условиях доступности новых таргетных препаратовуже не столь высока.
Сердюк О. Д., Величко С. В., Кравцова И. В., Персиянова Н. В.
БИСПЕЦИФИЧЕСКИЕ АНТИТЕЛА В ПРАКТИКЕ ВРАЧА-ГЕМАТОЛОГА
ГБУЗ «КОД № 1» МЗ Краснодарского края
Введение. Лечение рецидивов В-ОЛЛ остается актуальной проблемой. Не всегда современная цитостатическая терапия позволяет добиться ремиссии в рецидиве заболевания. Появление препарата блинатумомаб дает шанс достичь ремиссии при рецидиве В-ОЛЛ с последующим проведением аллогенной ТКМ.
Цель работы. Описание опыта терапии при рецидиве В-ОЛЛ препаратом блинатумомаб.
Материалы и методы. Лечение проводилось в условиях круглосуточного стационара гематологического отделения. Доза препарата рассчитывалась согласно инструкции по применению препарата. Оба пациента имели массу тела более 45 кг. 1-7-й дни препарат вводился в дозировке 9 мкг/сутки путем длительной инфузии. Дни 8—28 в дозе 28 мкг/сутки. За час до начала цикла с целью премеди-кации внутривенно вводился дексаметазон в дозе 20 мг.
Результаты и обсуждение. Пациент Г., 1992 г.р. Острый В-лимфобластный лейкоз, Common B-ALL (B-II). С марта 2017 г. терапия по протоколу ALL 2009 (индукция ремиссии, консолидации I-V). Костномозговая ремиссия I от 17 мая 2017 г. Нейролейкоз от 7 марта 2017 г. (санация). С 5 октября 2017 г. курсы поддерживающей терапии (25 курсов). Поздний изолированный (костномозговой) рецидив от мая 2021 г. Консультирован в федеральном центре. Рекомендовано проведение иммунотерапии блинатумомабом. При достижении ремиссии показана аллогенная трансплантация костного мозга. С 21 июня по 19 июля 2021 г. проведен 1-й цикл. Перенес удовлетворительно. Контрольная миелограмма — бла-стов 4,4%. Пациент Ш., 1996 г.р. Острый В-лимфобластный лейкоз (Common B-ALL), рецидивирующее течение. Диагноз установлен
в июле 2016 года, на сроке беременности 10 недель. Произведено прерывание беременности. С 21 июля по 1 сентября 2016 г. терапия по протоколу ALL-2009. Достигнута ремиссия. В октябре 2017 г. прервала лечение. Ноябрь 2018 года — беременность. Ремиссия сохранялась. Август 2019 г. — срочные роды. Декабрь 2019 г. выявлено образование молочной железы. Биопсия. ПГИ/ИГХ март 2020 г. — В-лимфобластная лимфома/лейкоз. Прибыла на лечение в июне 2020 г. Выявлен костно-мозговой рецидив. Терапия по программе Нурег-СУАО/НМА. 21 июля 2020 г. констатирована костномозговая ремиссия II. С 22 июля 2020 г. пациентка лечение прервала. Сентябрь
2020 г. — второй ранний костномозговой рецидив. Возобновлена терапия Нурег-СУАО/НМА. Проведены циклы 1—4. После 1-го цикла костно-мозговая ремиссия. По окончании 4-го цикла перерыв в лечении — СОУЮ-19, внебольничная двусторонняя очаговая пневмония. После выздоровления проведены 5-й и 6-й циклы. 23 марта
2021 г. ранний костно-мозговой рецидив. С1 по 28 апреля 2021 г. проведен 1-й цикл препаратом блинатумомаб. Достигнута костномозговая ремиссия IV. На сегодняшний день обоим пациентам выполнена аллогенная трансплантация костного мозга.
Заключение. 1. Препарат блинатумомаб эффективен в терапии рецидивов В-ОЛЛ. Имеет хорошую переносимость. 2. Возможно проведение терапии в условиях специализированного гематологического стационара лечебного учреждения Шуров-ня. 3. Терапия блинатумомабом дает шанс достижения ремиссии и возможность проведения аллогенной трансплантации костного мозга даже в самых прогностически неблагоприятных случаях у предлеченных пациентов.
Силаев М. А.1, Данишян К. И.1, Шутов С. А.1, Шавлохов В. С.2, Прасолов Н. В.1, Батров П. А.1
ХИРУРГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ОПУХОЛЕЙ СРЕДОСТЕНИЯ У ОНКОГЕМАТОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ
]ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России, 2ГБУЗ ГП № 115 ДЗМ филиал № 3
Введение. За последние 20 лет возрастает количество больных с опухолевыми поражениями средостения. Число лимфатических опухолей увеличилось более чем в два раза. В структуре онкологических заболеваний новообразования средостения составляют 7%. Лимфопролиферативные заболевания Т- и В-клеточного происхождения составляют примерно 25% от общего числа злокачественных опухолей средостения, из них более 80% приходится на долю В-крупноклеточных лимфом. Биопсия периферических лимфатических узлов является самым первым этапом диагностики у пациентов с лимфатическими опухолями средостения. Однако при отсутствии периферической лимфоаденопатии показана биопсия опухоли средостения с помощью различных хирургических диагностических методов, таких как трансторакальная биопсия опухоли «толстой срезающей иглой», медиастиноскопия, торакоскопия и диагностическая торакотомия. Учитывая инва-зивный характер данных методик и нередко тяжелое состояние
пациентов, с целью безопасного выполнения вмешательства необходим правильный выбор одного из них, непосредственно для каждого больного с определенной локализацией опухоли.
Цель работы. Использование дифференцированного подхода к выбору хирургических методов в диагностике опухолей средостения в зависимости от рентгенологической картины, клинических проявлений и сопутствующей патологии.
Материалы и методы. В период с 2010 по ноябрь 2021 г. с целью верификации опухолей средостения 330 пациентам в возрасте от 15 до 79 лет (медиана 34 года) выполнены инвазивные хирургические вмешательства.
Результаты и обсуждение. Трансторакальная биопсия опухоли «толстой срезающей иглой» в 30 случаях (9%), медиастиноскопия 107 (32%), торакоскопия 151 (46%), диагностическая торакотомия 42 (13%). За последние 5 лет количество диагностических торакотомий уменьшилось в 4 раза.