Общество: философия, история, культура. 2022. № 11. С. 105-110. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 11. P. 105-110.
Научная статья УДК 159.923.2:37
https://doi.org/10.24158/fik.2022.11.17
Отчуждение в образовательной среде: формы проявления и способы борьбы Александра Петровна Хохлова
Поволжский государственный технологический университет, Йошкар-Ола, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3174-3029
Аннотация. Данная работа посвящена злободневной теме отчуждения в области образования в рамках современного общества. Проанализированы различные проявления этого многогранного феномена, рассмотрены основные предпосылки, приводящие к формированию отчуждения. Оценено общее состояние образовательной системы как одного из ключевых факторов, влияющих на развитие подобного неблагоприятного состояния. Отмечена роль распространения дистанционных форм образования, обусловленного пандемией, в интенсификации рассматриваемого процесса. Выявлены социальные и личностные точки воздействия, через которые отчуждение все глубже укореняется в образовательной системе и личности. Описывается недостаточность ориентации образовательного процесса на реальную практическую деятельность. Поднимается острая тема отчуждения учеников от педагогов, следствием чего становится потеря ими взаимного доверия и утрата связи между поколениями. Рассматривается феномен самоотчуждения в образовательной среде как крайняя форма развития исследуемого процесса.
Ключевые слова: отчуждение, образовательная среда, цифровизация образования, информационное общество, информационная избыточность
Для цитирования: Хохлова А.П. Отчуждение в образовательной среде: формы проявления и способы борьбы // Общество: философия, история, культура. 2022. № 11. С. 105-110. https://doi.org/10.24158/fik.2022.11.17.
Original article
Alienation in the Educational Environment: Forms and Ways to Deal with It Aleksandra P. Khokhlova
Volga State University of Technology, Yoshkar-Ola, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3174-3029
Abstract. This paper is devoted to the burning topic of alienation in the field of education within the framework of modern society. Various manifestations of this multifaceted phenomenon are analyzed, the main prerequisites leading to the formation of alienation are considered. The general state of the educational system is assessed as one of the key factors influencing the development of this unfavourable condition. The role of pandemic spread of distance forms of education in the intensification of the process under consideration is noted. Social and personal points of influence through which alienation is becoming more and more deeply embedded in the educational system and personality are revealed. The lack of orientation of the educational process towards real practice is described. The acute topic of alienation of students from teachers is raised and the consequence is the loss of mutual trust and intergenerational disconnection. The phenomenon of self-alienation in the educational environment as an extreme form of the development of the process under study is considered.
Keywords: alienation; educational environment; digitalization of education; information society; information redundancy
For citation: Khokhlova, A.P. (2022) Alienation in the Educational Environment: Forms and Ways to Deal with It. Society: Philosophy, History, Culture. (11), 105-110. Available from: doi:10.24158/fik.2022.11.17 (In Russian).
В настоящее время в социально-философском дискурсе можно проследить рост интереса к вопросам воздействия информационной среды на формирование отчужденного состояния личности. Трансформации современного социума говорят о ключевой роли процессов цифровиза-ции и виртуализации в данном процессе.
Сам феномен отчуждения не является новым в философском дискурсе. Первые его формализованные описания можно обнаружить уже в работах ученых Нового времени, таких как Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо и других (Гоббс, 2001; Руссо, 1969). В них отражено понимание необходимости делегирования части естественных прав каждого человека государству. Ближе к XIX веку
© Хохлова А.П., 2022
отчуждение уже оформляется как философская категория. Так, определение феномена в общепринятом его понимании присутствует в работах Г.В.Ф. Гегеля, который признает ключевым источником, генерирующим отчужденное состояние, саму человеческую сущность (Гегель, 1959). Позднее более подробное исследование отчуждения провел К. Маркс (Маркс, 1981). Он определял его как результат существования собственности и связанных с ней социальных отношений, и отмечал, что уровень развития отчуждения зависит от глубины эксплуатации трудовой деятельности. В начале XX века в трудах мыслителей Франкфуртской школы социальной философии - Э. Фромма (Fromm, 1964), Г. Маркузе (Маркузе, 2002) и других - отчуждение индивида рассматривалось в первую очередь как результат воздействия на него окружающего общества.
Применительно к образовательной сфере данный феномен можно представить не просто как один из вариантов развития личности, но и как общесистемное явление, охватывающее все сферы социальной жизни. Источником отчуждения является общественное разделение труда, которое приводит к несовпадению сознаваемого объективного значения и личностного смысла (Леонтьев, 2004).
Хотя государство остро нуждается в активном развитии образовательной системы как ключевого фактора ускорения научно-технологического и экономического прогресса и укрепления общемировых позиций, а также репутации, развитое интеллектуально и культурно общество негативно влияет на устойчивость политического и идеологического режима. Результатом разрешения данного конфликта стало формирование образовательной системы, жестко скованной регламентами и нормативными документами. В таком формате система образования позволяла обеспечить требуемый интеллектуальный, культурный и технический уровень специалистов, достаточный для интенсивного развития государства. Стоит отметить наличие очевидных социальных фильтров, несмотря на объявленное всеобщее равенство предоставления образовательных услуг. В отношении способностей обучающихся система также проводит определенный отбор, однако социально-классовая фильтрация является более значимым процессом.
На любой стадии формирования и развития общественно-политической системы отчуждение в образовательной среде инициировалось в первую очередь «сверху» и заключалось в дистанцировании граждан государства от возможного влияния на развитие учебно-воспитательной системы. Все стратегические вопросы развития образования находятся под жестким контролем государства, и даже ключевые организации и наиболее авторитетные специалисты в соответствующих областях обычно крайне слабо задействованы в формировании фундамента системы (Николаева, 2022). В последние годы можно отметить определенные подвижки со стороны государства в этом вопросе (например, разрешено использовать образовательные стандарты, установленные учебным заведением самостоятельно; расширен список организаций, обладающих правом присуждения ученые степени и др.), однако пока сложно говорить о значительном изменении общего курса развития образовательной системы.
Важным моментом является процесс формирования отчуждения благодаря влиянию господствующей общественной и идеологической системы и внедрению в учебный и воспитательный процесс её принципов и правил. Изначально образовательная система являлась проактив-ным элементом, который формирует практически всё окружение человека (Шендрик, 2006). Она имеет множество общих черт с первичной семьей - круг общения, фильтры информации, воспитание, определенная идеология. Благодаря этому образовательная среда в целом была куда более близкой человеку как в социальном, так и в личностном плане. В настоящее время она пассивно воздействует на человека, в результате чего у индивида развивается определенный комплекс реакций.
Проблемы других социальных институтов также влияют на образовательную систему. Подавляющее большинство студентов подвержено воздействию сложившейся в обществе системы взглядов на успешность человека и текущих тенденций на трудовом рынке, которые обусловлены экономическими, политическими или даже просто модными веяниями. Значительная часть молодых людей приходит в образование не за саморазвитием или получением профессиональных навыков, а за возможностью получить пропуск на работу, где больше платят.
Немаловажным фактором дискредитации образовательной системы становятся навязываемые информационным обществом потребления идеалы успешных людей, добившихся профессиональных, личных и карьерных успехов вообще без какого-либо образования. В совокупности с высокой стоимостью и низкой доступностью качественных образовательных услуг подобные примеры значительно усиливают отчуждение от образовательной среды.
В последнее время все больший масштаб приобретает такая характерная для образовательной среды форма рассматриваемого явления, как отчуждение обучающихся от педагогов. Основным фактором этого является дискредитация как личного статуса преподавателя, так и
профессии в целом. Работа в образовательной среде в современной России не является престижной и высокооплачиваемой. Скорее даже наоборот, одна из самых уважаемых и сложных профессий теперь заслуживает только снисходительной оценки в призме общественного мнения, и тем более в молодежной среде (Кожевникова, 2019).
Еще одно проявление отчуждения формируют активно развивающиеся в настоящий момент дистанционные технологии образования. Подмена личной работы ученика и педагога, рост авторитета автоматизированных технологий по сравнению с личностью преподавателя приводят к деградации навыков прямого общения и серьезным трансформациям в личностном развитии человека.
Отдельным фактором, формирующим отчуждение, является несоответствие содержания и структуры образовательного процесса реальной практической деятельности. Причиной такого положения дел выступает недостаточность профориентационной работы со стороны образовательных организаций, а также общесистемный дефицит практической направленности обучения. В результате молодые специалисты попадают в чуждую им профессиональную среду, к которой они психологически и социально не готовы.
Наиболее эффективным способом определить внешние и внутренние факторы развития отчуждения является комплексное рассмотрение современного российского социума, и образования в том числе, как системы, находящейся в кризисном состоянии. Во-первых, нельзя не отметить сложное геополитическое положение государства, которое вкупе с выбранным ранее направлением развития через интеграцию в европейскую и мировую систему образования входит в диссонанс со стратегическими целями, обозначенными во всех программах развития на ближайшие 10-20 лет. Во-вторых, в общемировой системе образования, которая должна органично встроиться в новую парадигму ценностей, предоставляемую информационным обществом потребления, преобладают деструктивные и деградационные тенденции. Таким образом, Болон-ская система образования в целом, уже давно находящаяся в состоянии стагнации, постепенно приходит к неразрешимым в текущих реалиях противоречиям, что с высокой вероятностью приведет к ретроградным тенденциям в образовательных системах развитых стран.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что для поиска причин отчуждения, которое формируется в студенческом социуме и негативно влияет на степень участия обучающихся в образовательном процессе, имеет смысл выявить основные отрицательные тенденции, а затем попытаться найти способы их нейтрализации и определить пути выхода из сложившейся кризисной ситуации.
Основные факторы, которые отвечают за формирование отчуждения в образовательном процессе, можно разделить на три класса по сущности их формирования. В качестве внешних причин выделяются: текущая общественная, экономическая и политическая обстановка в государстве, состояние биржи труда в целом и неустойчивые позиции на ней выпускников вузов, имидж высшего образования в глазах ключевых работодателей и многие другие. Внутренними факторами являются: собственно образовательная модель, принятая в стране на данный момент, характер взаимодействия между субъектами учебного процесса, а также материально-технические условия, способы и общий уровень предоставляемых образовательных услуг. Кроме этого нельзя забывать об индивидуально обусловленных причинах, таких как психологические особенности студентов и их адаптация к характеру учебного процесса, отношение к обучению, а также мотивация.
Важной группой причин являются личные отношения человека с окружающими социальными институтами. Безусловно, нарушение всех естественно присущих человеку жизненных процессов вследствие агрессивного влияния общества потребления и информационной среды является сильнейшим отчуждающим фактором. Примером подобных изменений является потеря семейных родовых связей и традиций, которые раньше являлись важной опорой человека в социальной среде. Сам процесс формирования отчуждения начался очень давно, однако в современных информационно-экономических условиях разрыв образования и врожденных ценностей индивида значительно усугубился, что подчеркивает увеличение дистанции между традиционными социальными институтами и семейной средой. Современной образовательной системой утрачена функция воспитательной среды. Теперь учебные заведения всего лишь предоставляют определенный комплекс образовательных услуг, полностью соответствующих прайс-листу. Из-за глубокого конфликта между техническим и гуманитарным образованием обучающиеся отчуждаются от фундаментальных гуманистических ценностей. Результатом этого являются кризисные тенденции в современной образовательной и воспитательной системе.
Важным вопросом является включенность обучающегося в образовательный процесс. Здесь можно выделить несколько видов отчуждения. Так, данное явление наблюдается в области мышления, что выражается в формировании жестко упорядоченного его типа, характеризующегося низкой способностью индивида к переключению с одной темы на другую. Прямым его следствием является отчуждение в разговоре, которое проявляется в полном отождествлении человека с собственным мнением, не допускающим каких-либо иных точек зрения.
Кроме того, отчуждение может формироваться и в области знания, когда собственно знание подменяется понятием обладания знанием, являющимся лишь навязанной извне потребностью.
Результирующей формой перечисленных аспектов является отчуждение в собственно обучении. Оно также становится ориентированным на обладание знанием, а не на получение реальных практических навыков и развитие личности человека. Обучение по такому принципу уничтожает творческую составляющую образовательного процесса. В результате знания приобретаются студентом только как некоторое имущество, которое не работает на пользу человека (Дудник, Марков, 2020).
Если говорить о высшем образовании, то его можно представить как комплекс двух принципиально различных по своей природе процессов обучения: собственно образовательную деятельность, которая ставит своей целью индивидуальное развитие человека, личностное самоопределение, модификацию мышления и сознания, а также профессиональную подготовку, которая удовлетворяет требования государства и социально-экономической сферы к воспитанию кадровых резервов. Активное участие в образовательном процессе является признаком мотивации человека к профессиональной и индивидуальной социализации. Однако современные работы ученых говорят о формировании массовой тенденции к отчуждению от профессиональной деятельности. Данный вопрос был детально проработан еще в трудах К. Маркса (Маркс, 1981), опираясь на которые, можно выделить ряд проявлений отчуждения.
Первая разновидность отчуждения - от собственной профессии - является прямым следствием того, что получаемая в высшем образовании специальность не является обязательной частью дальнейшей жизни человека. Из-за того, что большинство людей современного поколения не работают по профилю, у молодежи складывается мнение, что те знания и навыки, которые они получают в образовательном учреждении, совершенно никакой пользы им не принесут. Поэтому образовательный процесс для большинства обучающихся является лишь промежуточным этапом, неким трамплином или перевалочным пунктом для последующих шагов по жизни. Возрастает значимость формальной социализации, которая заключается в необходимости «корочки» о высшем образовании для нормальной интеграции в общественные процессы. И если профессия требует значительной концентрации и усилий для освоения, последствия подобного отчуждения будут критическими.
Второй вид - отчуждение от образовательного процесса - можно проследить в привыкании и приспособлении к нему, увеличении важности внешней стимуляции к обучению. Постепенно утрачивается понимание необходимости собственного активного участия в образовательном процессе. В результате у студентов формируется потребительский подход к занятиям. Обучающиеся считают, что им должны оказать определенный комплекс образовательных услуг. Реально же вузовская профильная подготовка является процессом приобретения определенного типа мышления, который в дальнейшим позволит выпускникам обеспечить себе получение и создание нового знания (Ларина, 2020).
Сам по себе феномен отчуждения не является чем-то уникальным, проявляющимся только в рамках одного социального института. Поэтому способы его преодоления лучше расценивать комплексно, в тесной взаимосвязи с прочими факторами социальной среды.
Первые столкновения с процессом обучения происходят у всех в разное время, это зависит от семьи, социального, национального и религиозного положения. Однако практически всегда это происходит до 7 лет, значительно раньше поступления ребенка в школу. И если в прошлые годы этот процесс был довольно естественным, то теперь заставить подрастающее поколение учиться гораздо сложнее. Ключевым в этой тенденции является влияние информационной среды. С самого детства дети смотрят огромное количество развивающих программ и мультфильмов, которые гораздо интереснее, чем скучные прописи и столбики цифр. Более того, сейчас уже с 4-5 лет практически любой ребенок имеет свой гаджет, в который он бездумно погружается на долгие часы, когда остается без присмотра родителей. Подобная информационная избыточность в столь раннем возрасте развивает отчуждение от образования. Поэтому ограничение использования технологических новинок является необходимым условием борьбы с формированием отчуждения. Более того, старшему поколению семьи также необходимо ограничить себя в пользовании информационно-коммуникационными средствами. Из-за них все меньше реального внимания достается подрастающему поколению, что формирует у детей не только отчуждение от процесса обучения, но и от семьи в целом как от социального института.
В младшем школьном возрасте образование обычно выходит за границы семьи. Поэтому здесь к факторам отчуждения добавляется школьная среда, в которой субъектами влияния на личность человека становятся круг общения и учителя. Здесь также важно ограничить влияние технических устройств цифровой коммуникации на личность человека. Во-первых, никакая виртуальная среда не заменит эффективность личного общения как со сверстниками, так и с учите-
лями в процессе социализации человека в обществе. Цифровое пространство расширяет возможности коммуникации, однако процесс взаимодействия в нем индивидов сильно отличается от естественного. В реальном мире ты должен быстро и адекватно реагировать на действия собеседника, чего нельзя сказать о виртуальной среде. Поэтому адаптация в нем куда эффективнее виртуальной. В образовательном же процессе цифровые технологии теперь подменяют интеллектуальные функции личности. С самого раннего этапа обучения дети используют калькуляторы и различные приложения для анализа решения заданий, при этом самостоятельно они зачастую не могут выполнить даже элементарных действий. Это закладывает фундамент очень опасной тенденции - отказа от творческой и интеллектуальной деятельности в пользу готовых решений из виртуальной среды.
Семейный контроль на этой стадии не теряет своей актуальности. В раннем школьном возрасте человек еще не имеет самостоятельных суждений, поэтому семья должна направлять и корректировать его развитие, в том числе и в области учебной деятельности. Важно не перегружать ребенка образовательными программами, что особенно актуально в современном обществе. Сегодня дети посещают множество секций и кружков, что приводит как к рассеиванию их внимания, так и к формированию общей усталости от обучения. Важно помнить, что образование является непрерывным процессом, который продолжается десятки лет и требует разумного подхода к распределению учебной нагрузки.
В средней и старшей школе постепенно роль семейного контроля снижается. Формируется «вторая» семья, которая составляется кругом общения молодого человека. Однако предпосылки её возникновения закладываются в юном возрасте, поэтому мониторинг деятельности подрастающего человека в начальной и средней школе крайне важен (Шалаев, 2021).
Здесь на первый план выходят уже другие факторы. С ростом осознанности и тренировкой перцептивных систем человека все более значимой становится фигура учителя. Поэтому очень важно поддерживать высокий уровень профессионализма и мотивации педагогических кадров. Это ключевой вопрос, который необходимо решать стратегически, начиная с самых верхних слоев общественно-политической системы. Из-за низкой престижности в обществе и невысокой оплаты труда профессиональные и личностные качества педагогов становятся реальной проблемой как в средней, так и в высшей школе.
Безусловно, в современном мире необходим надзор за наполнением информационной среды обитания молодежи. Огромное количество сведений разной степени ценности обрушивается на детей и подростков, что приводит к развитию деструктивных процессов формирования личности. Развивается синдром информационной усталости, который приводит к редукции способности к критическому мышлению и объективному анализу поступающих извне данных. Более того, постоянное воздействие информационной среды позволяет формировать качества личности, которые выгодны обществу потребления, однако не имеют ничего общего с социально важными семейными и гражданскими ценностями.
Все вышеперечисленные аспекты актуальны и для высшей школы и профессионального образования вообще. Кризисная ситуация каждого отдельного индивида формируется задолго до его поступления в университет. Здесь лишь вскрываются накопленные за время предыдущих образовательных процессов проблемы, обнажается истинное отношение человека к обучению. В этом возрасте студент уже в состоянии сам выбирать свою жизненную траекторию, давать субъективную оценку происходящему вокруг него и складывать собственную картину мира. И одним семейным контролем и государственной пропагандой довольно сложно обеспечить доверие с его стороны к неэффективной системе, которая дискредитирует себя с профессиональной точки зрения и в вопросе адаптации к современным условиям.
Подводя итог сказанному, можно сформулировать основные принципы, следование которым будет способствовать преодолению отчуждения. Важнейшим фактором, формирующим отчуждение в образовательной среде, является информационное пространство обучающихся. Поэтому тщательный контроль и точечные воздействия на него будут весьма эффективны для сдерживания развития негативных процессов. Кроме того, уменьшение влияния информационной среды позволит очистить поле восприятия обучающихся и снизить их общую информационную усталость. Этого можно достичь за счет активизации культурно-нравственного ориентирования людей через события и объекты реального мира. Безусловно, эффективная борьба с отчуждением невозможна без согласованной работы ключевых общественных институтов - семьи и государства, которые должны обеспечить контролируемость процессов социализации человека, начиная с самого юного возраста. Наконец, качество работы самой образовательной системы и уровень оказываемых ею услуг должны значительно повыситься, если мы хотим её активного участия в процессах формирования человека как гражданина и личности.
Таким образом, отчуждение в образовании является весьма комплексной проблемой, которая отражает не только состояние образовательной системы на текущий момент, но и в целом
обусловлена общими тенденциями современного мира. Информационное общество потребления превращает все социальные институты в систему предоставления услуг с четко структурированным прайс-листом, при этом подменяя основные ценности традиционных институтов собственными субъектами, которые предназначены для формирования оптимальной для социализации в таком обществе личности. Решение этой проблемы должно быть комплексным и стратегически спланированным, затрагивать как информационную среду в целом, так и сопутствующие ей социальные институты, что невозможно без выработки единого общественного курса по нейтрализации отчужденческих тенденций.
Список источников:
Гегель Г.В. Сочинения : в 14 т. М., 1959. Т. 4. 487 с.
Гоббс Т. Левиафан. М., 2001. 478 с.
Дудник С.И., Марков Б.В. Кризис образования в цифровую эпоху // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Философия и конфликтология. 2020. Т. 36, № 2. С. 214-226. https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.201
Кожевникова Э.П. Анализ предпосылок возникновения профессионального отчуждения в педагогической деятельности в условиях инновационного образования // Современное педагогическое образование. 2019. № 2. С. 31-35.
Ларина Е.Д. Предпосылки и социальные последствия цифровизации системы образования в России и Китае // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13, № 1. С. 102-112. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.107.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004. 326 с.
Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. М., 1981. 216 с.
Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 2002. 526 с.
Николаева А. Б. Философско-герменевтическое осмысление проблемы отчуждения в образовании // Вестник Омского университета. 2022. Т. 27, № 1. С. 72-76. https://doi.org/10.24147/1812-3996.2022.27(1).72-76
Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969. 704 с.
Шалаев В.П. Деформация современного социума в глобальном обществе потребления: ситуация с университетами и наукой // Российское общество в региональном измерении. Саранск, 2021. С. 199-205.
Шендрик И.Г. Теоретические основы проектирования образовательного пространства субъекта. Екатеринбург, 2006. 197 с.
Fromm E. The Sane Society // Alienation. The Cultural Climate of Our Time. N. Y., 1964. Vol. 1. Р. 67-88.
References:
Dudnik S. I. & Markov B. V. (2020) Krise of Quality Education in the Digital Economy. Vestnik of Saint Petersburg University. Philosophy and Conflict Studies. 36 (2), 214-226. Available from: doi:10.21638/spbu17.2020.201 (in Russian).
Fromm, E. (1964) The Sane Society. In: Alienation. The Cultural Climate of Our Time. Vol. 1. New York, рр. 67-88.
Gegel, G. V. (1959) Sochineniya [Essays]. Vol. 4. Moscow. 487 р. (in Russian).
Hobbes, T. (2001) Leviathan. Moscow. 478 р. (in Russian).
Kozhevnikova, E. P. (2019) Analiz predposylok vozniknoveniya professional'nogo otchuzhdeniya v pedagogicheskoi deyatel'nosti v usloviyakh innovatsionnogo obrazovaniya [Analysis of the Prerequisites for the Emergence of Professional Alienation in Pedagogical Activity in the Conditions of Innovative Education]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. (2), 31-35 (in Russian).
Larina, E. D. (2020) Digitalization of the Education System in Russia and China: Causes and Social Consequences. Vestnik of Saint Petersburg University. Sociology. 13 (1), 102-112. Available from: doi:10.21638/spbu12.2020.107 (in Russian).
Leont'ev, A. N. (2004) Activity, Conscience, and Personality. Moscow. 326 р. (in Russian).
Marks, K. (1981) Economic and Philosophical Manuscripts of 1844. Moscow. 216 р. (in Russian).
Markuze, G. (2002) Eros and Civilization. One-Dimensional Man: A Study of the Ideology of a Developed Industrial Society. Moscow. 526 р. (in Russian).
Nikolaeva, A. B. (2022) Philosophical-Hermeneutic Reflection of the Problem of Alienation in Education. Herald of Omsk University. 27 (1), 72-76. Available from: doi:10.24147/1812-3996.2022.27(1).72-76 (in Russian).
Russo, Zh.-Zh. (1969) Traktaty [Treatises]. Moscow. 704 р. (in Russian).
Shalaev, V. P. (2021) Deformatsiya sovremennogo sotsiuma v global'nom obshchestve potrebleniya: situatsiya s universi-tetami i naukoi [The Deformation of Modern Society in the Global Consumer Society: the Situation with Universities and Science]. In: Rossiiskoe obshchestvo vregional'nom izmerenii. Saransk, рр. 199-205 (in Russian).
Shendrik, I. G. (2006) Teoreticheskie osnovy proektirovaniya obrazovatel'nogo prostranstva sub"ekta [Theoretical Foundations of Designing the Subject's Educational Space]. Ekaterinburg. 197 р. (in Russian).
Информация об авторе А.П. Хохлова - старший преподаватель кафедры социальных наук и технологий Поволжского государственного технологического университета, Йошкар-Ола, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=728717
Information about the author A.P. Khokhlova - Senior Lecturer, Department of Social Sciences and Technologies, Volga State Technological University, Yoshkar-Ola, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=728717
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 17.10.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 07.11.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 08.11.2022.