УДК 101.1:316:378.147.047
Отчуждение в профессиональном образовании и пути его преодоления: современные аспекты проблемы
© Квеско Раиса Брониславовна
кандидат философских наук, доцент кафедры философии Института социально-гуманитарных технологий Томского политехнического университета Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30 E-mail: [email protected]
© Букина Елена Евгеньевна
аспирант кафедры философии Института социально-гуманитарных технологий Томского политехнического университета
Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30 E-mail: [email protected]
В статье рассмотрена проблема отчуждения и деалиенации в образовании в контексте ее современного состояния. Феномен отчуждения представляется как многофакторный и сложносоставной процесс. Деалиенация считается возможной при условии секторального деления проблемы и поэтапного ее решения. Представлены результаты внедрения практико-ориентированных методов обучения как способа преодоления отчуждения от практической направленности в образовании. Предполагается, что данная проблема не может быть решена лишь государственными механизмами. Необходимо активное вовлечение членов социума при условии ее осознания. Деалиенация в образовании будет способствовать процветанию государства и общества во всех сферах. Основные используемые методы: аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, анализ.
Ключевые слова: отчуждение, образование, практико-ориентированные методы обучения, деалиенация, экскурсии, ФГОС, компетенции.
Alienation in professional education and the ways of its negotiation: modern aspects of the problem
Raisa B. Kvesko
PhD in Philosophy, A/Professor, Department of Philosophy, Institute of Social and Humanitarian Technologies, Tomsk Polytechnic University 30 Lenina St., Tomsk, 634050 Russia
Elena E. Bukina
Research Assistant, Department of Philosophy, Institute of Social and Humanitarian Technologies, Tomsk Polytechnic University
30 Lenina St., Tomsk, 634050 Russia
The article is devoted to the issue of alienation and dealienation in education in its state-of-the art. The alienation phenomenon is viewed as a multi-factor and complex process. Dealienation is possible provided that the problem is desectorized and solved in phases. The results of practice-oriented methods implementation as the way of alienation negotiation from the practice-orientation in education are given. It is difficult to solve the problem by means of state mechanisms only. It requires an active involvement of all members of the society and their awareness of the problem. Dealienation in education will promote the prosperity of the state and the society in all spheres. The major methods used: axiomatical, hypothetico-deductive methods, the method of analysis.
Keywords: alienation, education, practice-oriented teaching method, de-alienation, excursions, Federal State Education Standards (FSES), competences
Все большую актуальность на современном этапе развития приобретает проблема отчуждения в образовании. Проблема отнюдь не нова, однако ее контекст непрестанно изменяется параллельно и взаимозависимо с происходящими социальными метаморфозами. Под феноменом отчуждения мы понимаем процесс отделения от человека как плодов его деятельности, так и возможности влиять на сам процесс данной деятельности. Отчуждение проникает во все уровни социальной жизни, данный феномен присущ каждому институту общества. Однако необходимо понимать и отдавать себе отчет в необходимости предельного внимания к проблеме отчуждения в образовании в связи с фундаментальной значимостью данного социального института.
Система образования является важнейшим фрагментом в устройстве любого государства, основой развития и становления каждой личности. Проявление отчуждения в различных его формах присуще
всем уровням образования как в нашей стране, так и в других государствах. Модернизация системы подготовки подрастающего поколения невозможна без выявления причин, а главное — способов преодоления отчуждения в данной сфере.
Отчуждение всегда было свойственно системе высшего образования. С развитием человечества и государства оно лишь видоизменялось и принимало различные формы.
Одним из распространенных видов отчуждения в образовании можно назвать диктаторский характер со стороны государства в формировании образовательной системы. Так, если рассмотреть период доиндустриальной цивилизации, можно отметить элитарный и закрытый характер образования, доступного в данный период лишь узкому кругу лиц. Прочие члены общества не имели доступа к получению знаний, так как элита общества использовала их в качестве укрепления своего авторитета и власти.
Становление индустриальной цивилизации изменило и характер отчуждения в образовании. С одной стороны, государство было заинтересовано в массовом образовании как факторе быстрого экономического развития страны, укрепления ее позиций на мировой арене, с другой — власти отдавали себе отчет в том, что просвещенное общество создает угрозу действующему политическому и идеологическому режиму, что может привести к его краху. Сложившееся противоречие было решено путем создания жестко регламентируемой образовательной системы. Получаемое образование позволяло сформировать необходимый знаниевый минимум, достаточный для возможности материального и духовного производства. Ограниченная база знаний позволяла достаточно четко и отлажено формировать нужное массовое политическое и идеологическое мировоззрение, создавая таким образом единомыслящее, доступное государственному влиянию общество.
Данная система образования содержала учебные программы, наполненные тщательно отбираемым, идеологически верным материалом, позволяющим воспитывать идейно-правильных обучаемых. Также необходимо отметить своеобразные негласные социальные фильтры, присущие данной образовательной системе, несмотря на пропагандируемое социальное равенство. Принцип дифференциации в данной системе изначально предполагал отбор учащихся по их способностям. Однако по факту основным критерием являлось социальное положение. Данный принцип применялся с целью сохранения действующей социальной структуры, что, по сути, проявлялось в применении «образовательного критерия» при распределении высоких должностей. И видимое равенство шансов лишь подтверждало социальное неравенство.
Подобная ситуация сохраняется и на современном этапе развития общества, так называемом периоде постиндустриализации. Несомненно, необходимо отметить некоторые шаги со стороны государства, позволяющие определенным слоям населения получить более широкий доступ к образованию, в основном это касается социально незащищенных слоев населения: лица с ограниченными возможностями, социально неблагополучные и малообеспеченные слои населения, мигранты и т. п. Государственная поддержка здесь проявляется в разработке различных социальных программ, позволяющих облегчить доступ данных лиц к образовательным услугам: бюджетные места в университетах, различные бесплатные курсы, муниципальные программы переподготовки специалистов, гранты, дистанционное образование и т. п. Однако подобные решения не меняют проблемы в корне. Уменьшение расслоения по образовательному критерию не снимает отчуждения, а в какой-то степени даже его усиливает.
На всех этапах развития государственной системы отчуждение в образовании проявлялось в отстранении населения страны от любых решений относительно существующего института образования: формирование и принятие государственных стандартов обучения, принципы создания и внедрения учебных программ, процесс подготовки преподавательского состава, разработка и использование учебных материалов и образовательных технологий.
Необходимо отметить, что отчуждение в образовательной системе также формируется через отражение социального бытия и привнесение в процесс воспитания и обучения личности принципов господствующей в обществе системы. Таким образом, существующие в данном социуме виды отчуждения (правовое, политическое, духовное и т. п.) влияют на становление и развитие личности обучающихся, стимулируя отчужденное состояние.
В настоящее время идет масштабная дифференциация по школьному и дошкольному уровню подготовки учащихся. Подобную проблему порождает повсеместное наличие платных образовательных программ. Повсеместный характер платного образования не дает возможность исправить последствия неравенства в базовом образовании [1]. Расслоение населения по уровню образования зачастую
ведет и к расслоению по уровню доходов, а также доступу к так называемым «социальным лифтам». Подобная ситуация усиливает социальное неравенство и усугубляет проблему отчуждения в образовании по принципу платежеспособности.
Парадоксальным здесь является тот факт, что нередко мы слышим истории людей без какого-либо профессионального образования, достигших высот в карьере и, соответственно, в материальном благосостоянии. Данные факты в условиях дороговизны и часто недоступности качественного образовании при повсеместной его необходимости лишь усиливают отчуждение в данном социальном институте.
Еще одной формой отчуждения, свойственной системе профессионального образования, является отчуждение учащихся от педагогов. Причиной этому является снижение статуса преподавателей, их авторитета. К сожалению, прошли те времена, когда уважение к учителю было заложено в воспитании с самого детства и являлось фактом неоспоримым. Однако, к сожалению, начиная с переломных 90-х гг. XX в. и по сегодняшний день, труд в сфере образования считается недостаточно престижным и является низкооплачиваемым. Соответственно, данная сфера профессиональной педагогической деятельности привлекает все меньше талантливых специалистов, что приводит к снижению качества кадров. А к уникальным педагогам, кто привержен всем сердцем к профессии, часто не выказывается должного уважения и почета со стороны государства и общества.
Дистанционная система образования, а также активная технологизация данной сферы также порождают еще одну форму отчуждения. Замена активного взаимодействия учащегося с преподавателем, повышение авторитета автоматизированной машины в противовес живому человеку приводят к настоящему кризису прямого общения и деформации личности.
Также формой отчуждения в образовании является его оторванность от практической деятельности. Ситуация серьезных затруднений с профессиональной ориентацией будущих студентов является повсеместной. Однако даже если выбор в пользу какой-либо профессии был все-таки сделан, зачастую учащийся не представляет не только нюансов будущей специальности, но даже порой в общих чертах ту профессиональную деятельность, которая в перспективе должна стать весомой частью его жизни. Данную проблему создают как отсутствие ознакомления с профессиями в системе базового образования, так и недостаточная практическая направленность системы высшего образования. В результате будущие специалисты оказываются вовлечены в ту профессиональную среду, к которой они часто бывают не только не готовы, но и не способны в ней продуктивно функционировать в силу отсутствия необходимых личностных качеств.
Исправить данную ситуацию и снизить уровень отчуждения в сегменте практической направленности образования мы попытались на нашей кафедре в рамках дисциплины «Занятость населения и ее регулирование» специальности Управление персоналом [2].
Назревшее противоречие между традиционными методами обучения и современными требованиями ФГОС, а также понимание возросшей необходимости приблизить обучение студентов к их будущей профессиональной деятельности привели к идее о внедрении практико-ориентированных методов обучения.
Создание преподавателем условий для выявления и реализации интереса к освоению различных форм и методов учебной деятельности является следствием применения в учебном процессе практи-ко-ориентированных методов, которые способствуют саморазвитию и адаптации человека как специалиста в обществе [3].
Методы практико-ориентированного обучения, такие как экскурсии на предприятия, встречи со специалистами-практиками, будут способствовать развитию профессиональных компетенций студентов, а также углублению общекультурных компетенций, что приближает к формированию полноценного, всесторонне подготовленного специалиста. Также следует отметить, что ФГОС «Управление персоналом» формулирует четкие требования к будущим выпускникам, а также к условиям реализации основных образовательных программ [4]. Многие из них невозможно выполнить, применяя традиционные методы обучения, так как большинство из актуальных компетенций выпускника требует практических навыков. Однако возможно приблизить модель готового выпускника к идеальной, активно применяя в образовательном процессе практико-ориентированные методы обучения.
В рамках занятий по дисциплине «Занятость населения и ее регулирование» использовались внеаудиторные формы и методы практико-ориентированного обучения: экскурсии на предприятия, беседы со специалистами-практиками, мини-конференции в составе учебной группы. Данная форма проведения занятий способствует ознакомлению студентов с возможной будущей профессией, а также формирует представление о работе предприятий различных форм организации и особенностях заня-
тости персонала. Практика проведения подобных занятий в рамках данной дисциплины является абсолютно новой.
Выбор предприятий для посещения производится с учетом пожеланий студентов. Многие предприятия даже при наличии интереса студентов не могут принять группу посетителей по тем или иным причинам. Предполагается познакомиться с работой как крупных, так и небольших организаций с различным количеством сотрудников и видами деятельности (как производство, так и реализация услуг населению).
Кроме производства (если тип предприятия предполагает) проводилась встреча со специалистом, имеющим возможность ответить на вопросы студентов об особенностях труда на предприятии (трудоустройство, карьерный рост, специфика отбора сотрудников и т. п.). Целью данной беседы является сформировать у студентов представление о будущей личной трудовой деятельности, о требованиях отдела кадров к претенденту, об особенностях организации труда в компании и т. п.
Можно выделить следующие этапы работы по организации практико-ориентированного занятия:
1. Выбор предприятия.
2. Организационные мероприятия для проведения экскурсии.
3. Подготовка студентов к занятию (информативное знакомство с предприятием, формулирование ожидаемых результатов, обсуждение и распределение вопросов).
4. Посещение предприятия, беседа со специалистом-практиком.
5. Рефлексия (мини-конференция, индивидуальный письменный анализ).
Дополнительными средства обучения являются учебные пособия и дополнительные материалы по дисциплине, а также информационные брошюры предприятий, которые посетили студенты.
Материал, полученный в рамках данных занятий, может быть использован студентами для выполнения курсовых работ или проектов как в рамках данной дисциплины, так и в смежных, а также для итоговой выпускной квалификационной работы.
Список предприятий, которые посетили студенты группы «Управление персоналом»:
1) ОАО «Томское пиво» (предприятие по производству пива и безалкогольных напитков);
2) ООО «Милон» (рекламно-производственная компания);
3) ООО «Буланже» (кофейня-кондитерская);
4) ООО «Магистрат» (отель);
5) ООО «Тот самый Пармезан» (ресторан);
6) ЗАО Группа компаний «Сибирская Аграрная Группа» (крестьянские хозяйства и мясоперерабатывающие предприятия);
7) АК «Томские мельницы» (поставка и переработка зерна);
8) ОАО «Манотомь» (приборостроительная компания);
9) Томский филиал ОАО АКБ «Связь-Банк» (универсальный кредитно-финансовый институт).
Выбор предприятий был обусловлен, во-первых, волеизлиянием студентов; во-вторых, готовностью предприятия принять группу студентов и провести ознакомительную беседу в соответствии с целями занятия. Предполагалось посетить предприятия, отличающиеся друг от друга формой собственности, количеством сотрудников, сферой деятельности, организационной структурой.
По оценкам студентов, самые плодотворные экскурсии прошли на предприятиях: Томские мельницы, Милон, Связь-Банк.
Результатом данного вида занятий является, во-первых, формирование (частичное или полное) профессиональных компетенций студентов, так как для специальности Управление персоналом (и, возможно, иных) необходимо на практике познакомиться с условиями работы сотрудников, возможными проблемами, оценить уровень своих знаний и готовность работать в компании в должности, которая предполагается специальностью, а также будет оказываться положительное влияние на формирование общекультурных компетенций; во-вторых, подобные экскурсии расширяют профессиональный кругозор, обозначают круг проблем, существующих в деятельности той или иной компании, а также раскрывают нюансы профессии как руководителя, так и рядовых сотрудников, что несомненно необходимо знать будущим специалистам; в-третьих, посещение предприятий и беседы со специалистами-практиками будут способствовать профессиональному самоопределению студентов, помогут как с выбором будущей профессии, так и с типом организации, в которой им хотелось бы работать; в-четвертых, наличие подобных практико-ориентированных занятий будет способствовать не только повышению интереса к данной специальности, но и росту конкурентоспособности всего учебного заведения.
В случае достижения положительных результатов предполагается разработка полноценной прак-тико-ориентированной образовательной технологии, на основании которой возможно выстроить весь образовательный процесс для специальности в целом. Необходимо констатировать, что как отдельные практико-ориентированные методы, так и подобная образовательная технология могут с успехом применяться в учебном процессе многих специальностей.
Несомненно, наивно предполагать, что подобная деятельность может значительно снизить отчуждение в образовании и решить проблему в целом. Однако с полной уверенностью можно сказать, что данная активность является важным шагом на пути деалиенации в данном социальном институте.
Ожидать метаморфоз в отношении данной проблемы со стороны государства не стоит. Для серьезного поворота в государственной образовательной политике нужна полная смена всей системы власти и идеологии. Подобного, как мы понимаем, не ожидается. К тому же проблема достаточно масштабна, чтобы ожидать ее полного решения только силами государства. Необходимо прилагать и частные усилия. И мы уверены, что общество серьезно недооценивает силу и мощь каждого отдельного человека в решении любой сложной задачи при условии правильной мотивации и осознания необходимости действовать. Для появления же стимулов к активной деятельности необходимо в первую очередь понять и прочувствовать проблему, чтобы начать поиск верного ее решения.
Рассмотренные формы отчуждения в образовании, возможно, — часть из реально существующих. Решить проблему отчуждения в целом невозможно, так как это процесс многофакторный и сложно-составной. Поэтому именно секторальное деление данной проблемы может помочь нам найти пути ее преодоления. Поэтапное снятие отчуждения в различных его проявлениях будет способствовать в целом деалиенационному процессу. И, возможно, наступит день, когда наше общество достигнет на этом пути значительных успехов. Ведь только в этом случае возможна эффективная модернизация института образования, что приведет к развитию активного, сознательного и просвещенного социума, а значит — всесторонне сильного и стабильно процветающего государства.
Литература
1. Глухарева Л. И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование). — М.: Юристъ, 2003. — 304 с.
2. Квеско Р. Б. Занятость населения и ее регулирование: учеб. пособие. — Томск: Изд-во Томск. политехн. ун-та, 2008. — 102 с.
3. Сенин Н. И., Попова М. Н. Взаимодействие с работодателями в области организации учебного процесса студентов // Журнал ассоциации инженерного образования в России. Инженерное образование. — 2013. — № 13. — С. 44-49.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080400 Управление персоналом, квалификация (степень) — бакалавр): утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2073.
References
1. Gluhareva L. I. Prava cheloveka v sovremennom mire (social'no-filosofskie osnovy i gosudarstvenno-pravovoe regulirovanie [Human rights in the modern world] (social and philosophical foundations of state legal régulation). Moscow: Yurist" Publ., 2003. 304 p.
2. Kvesko R. B. Zanyatost' naseleniya i ee regulirovanie [Population Employment and Its Regulation]. Tomsk: Tomsk Polytechnic University Publ., 2008. 102 p.
3. Senin N. I., Popova M. N. Vzaimodeistvie s rabotodatelyami v oblasti organizatsii uchebnogo protsessa studentov [Interaction with Employers in the Field of Educational Process Organization for Students]. Zhurnal assotsiatsii inzhenernogo obrazovaniya v Rossii: Inzhenernoe obrazovanie - Journal of Engineering Education Association in Russia: Engineering Education. 2013. No.13. Pp. 44-49.
4. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 080400 Upravlenie personalom kvalifikatsiya (stepen') «bakalavr») [Federal State Educational Standards of Higher Education in 080400 Personnel Management (Bachelor's programme)]. Approved by Order of the Russian Federation Ministry of Education and Science No. 2073 of December 24, 2010.