УДК 141.319.
DOI 10.33764/2618-981X-2022-5-54-60
Проблема коммуникативного отчуждения в образовательном
пространстве
Т. А. Рубанцова1*
1 Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск,
Российская Федерация
* e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования коммуникативных форм отчуждения на разных исторических этапах его развития. Статья анализирует исторический генезис процесса отчуждения в интерактивном пространстве университета. В исследовании рассматривается процесс отчуждения как отражение коммуникаций в образовательной архитектуре социума, дан анализ процессов отчуждения через социальное взаимодействие. Раскрыта категория «отчуждения» в процессе исторического развития образовательных парадигм, показана его роль в современном цифровом образовательном пространстве университета. В работе отчуждение анализируется как неотъемлемая часть образовательных практик в историческом развитии, так и через субъектное отношение его участников, что позволяет по новому осмыслить информационно - коммуникативную сферу современного образования. В современном интерактивном образовательном пространстве появляется возможность сформировать новую виртуальную образовательную среду, в котором образуется иные формы коммуникативного взаимодействия, что позволяет преодолевать процессы отчуждения.
Ключевые слова: коммуникационные модели образования, отчуждение, интерактивное образование
The problem of communicative alienation in the educational space
T. A. Rubantsova1 *
1 Siberian State University of Geosystems and Technologies, Novosibirsk, Russian Federation
* e-mail: [email protected]
Abstract. The article deals with the problems of the formation of communicative forms of alienation at different historical stages of its development. The article analyzes the historical genesis of the alienation process in the interactive space of the university. The study examines the process of alienation as a reflection of communications in the educational architecture of society, analyzes the processes of alienation through social interaction. The category of "alienation" in the process of historical development of educational paradigms is revealed, its role in the modern digital educational space of the university is shown. In the work alienation is analyzed as an integral part of educational practices in historical development, and through the subjective attitude of its participants, which allows a new understanding of the information and communication sphere of modern education. In the modern interactive educational space, it becomes possible to form a new virtual educational environment in which other forms of communicative interaction are formed, which makes it possible to overcome the processes of alienation.
Keywords: communication models of education, alienation, interactive education
Введение
Проблеме коммуникативного отчуждения в цифровом пространстве современного университета не уделялось достаточного внимания в научных исследованиях, чаще всего авторы рассматривают позитивные тенденции цифровизации образования. Однако следует отметить, что развитие новых форм цифрового обучения, таких как искусственный интеллект, различных интеллектуальных игровых форм, внедрение роботов, создают принципиальное новое образовательное пространство университета. В этом образовательном поле происходит коммуникативное взаимодействие цифровых мигрантов и аборигенов [1]. Цифровизация образования расширила круг субъектов образовательного процесса, сделала доступным облачные технологии, расширило возможности поискового постановки и решения учебных задач, коренным образом изменила образовательное пространство университета, однако вместе с позитивными изменениями всегда есть и негативные процессы. Теоретическая значимость работы состоит в необходимости исследования процессов отчуждения в образовании, которые неизбежно присутствуют в коммуникациях образования в цифровую эпоху. В работах по проблемам цифровизации современного университета можно выделить подходы, которые отмечают основные проблемы цифровизации образования. Американский исследователь М. Пренски считает, что современные преподаватели университетов не способны в полной мере вступать к коммуникацию со студентами, так как это «цифровые мигранты», им приходится осваивать новые технологии в процессе работы. В противоположность им, современные студенты родились в эпоху цифровизации, это «цифровые аборигены», только они в полной мере могут овладеть современными методами и достижениями цифровой коммуникации [2, 6]. Следует отметить, что недостатки в коммуникациях образования в цифровую эпоху отмечают и те, и другие. А. А. Строков утверждает, что цифровизация - это глобальный инструмент, который создает новые возможности коммуникации, однако и создает новые проблемы в виде снижения интеллектуальной культуры общества [3, 15].
Методы и материалы
Методологической и теоретической основой исследования явились работы В. Гегеля, Л. Фейербаха, Э. Фромма. Н. Бердяева, Г. Гесса. О. Шпенглера, К. Маркса, М. Пренски и других классиков философской мысли. В исследовании использовались: исторический, системный и диалектический методы, а также анализ и синтез и восхождение от абстрактного к конкретному.
Результаты
В философии анализу проблеме отчуждения уделялось достаточно внимания. Г. В. Ф. Гегель анализировал отчуждение исторического процесса через опредмечивание его сущностных сил. Философ утверждал, что продукты собственной деятельности человек воспринимает отчужденно, и, как следствие, все продукты его деятельности становятся отчужденными [4]. Л. Фейербах считал, что человек испытывает чувство страха пред силами природы и общества, поэтому он отчужден от мира природы и общества [5]. К. Маркс рассматривал экономическое отчуждение работника от процесса труда, которое возникает в процессе развития капитализма, которое
основано на частной собственности на средства производства [6]. Ряд авторов связывают процесс отчуждения с появлением техники и развитием материального прогресса, которое привело к системным переменам в культуре и обществе [7]. О. Шпенглер рассматривал отчуждение как процесс, отмирания европейской культуры, которая превращается в цивилизацию и формирует безличные механизмы влияния на человека [8]. Н. Бердяев рассматривает отчуждение как результат кризиса гуманизма в социуме, так как развитие научно - технического прогресса привело к деформациям взаимосвязи человека и природы [9]. Следовательно, отчуждение - сложный и противоречивый социальный процесс, который проникает во все системы общественной жизни.
Образование - часть социального целого и тесно связано в общественными процессами. Отчуждение в образовании отражает процессы коммуникационного взаимодействия субъектов в разных образовательных парадигмах, в зависимости от этих форм формируются и различные виды отчуждения. Коммуникативные процессы в образовании в каждой новой парадигме изменяют характер взаимодействия между ними, а также и образовательное пространство. В зависимости от того, в каких обществах происходит процесс коммуникативного общения между субъектами, какие социальные взаимодействия выстроены между ними, можно выделить различные формы отчуждения. Для каждой образовательной парадигмы можно выделить характерный вид отчуждения.
П. Сорокин отмечает, что в традиционном обществе ученик как личность в процессе образования уничтожается и формируется новый тип человека, в котором после смерти учителя возродится учеником его личность [10]. На данном этапе развития образовательного пространства традиционной парадигмы образования можно зафиксировать внутриличностную форму отчуждения субъекта образования - ученика. В традиционной парадигме образования полностью отчуждается личность ученика как субъекта образовательного процесса, это наиболее выраженная форма отчуждения - внутриличностная. В. Йегер отмечает, что «Формы отчуждения в образовании Древней Греции приобрели новые формы, одной из которых стала личность учителя» [11]. Образование ученика стало полностью зависеть от учителя, его взглядов на мир, ценностей и способов передачи информации. В данном случае можно фиксировать межличностное отчуждение между субъектами образовательного пространства.
В Средние века в XII в. начинает формироваться новая образовательная парадигма, появляются университеты, основными формами обучения стали лекции и диспуты. Данный тип образования не формировал личность, в процессе образовательной коммуникации сформировалась система религиозного обучения, которая была основана на нерушимом авторитете теологических построений, способствовала формированию межличностного отчуждения [12].
В Новое время в эпоху расцвета Просвещения и науки система образования претерпевает существенные изменения, передача знаний становится безличной, знания абстрактами, а процесс обучения стал светским. В образовательной практике эпохи модернизма в коммуникационных процессах межличностное отчуждение становится частью образования [13]. В эпоху модерна появились разные способы освоения научных истин, в том числе, и подпольные аноним-
ные издания, анонимный путь к истине исключил тесные связи между субъектами образовательного процесса, что также являлось аспектом отчуждения. Отчуждение между субъектами образовательного процесса становится межгрупповым. Классно - урочная система образования была сформирована выдающимися педагогами своего времени, такими как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, которые, стали новыми авторитетами и препятствовали развитию новаторским идеям в системе образования. Появляющиеся гуманистически тенденции в педагогике неизбежно отрицалась и подавлялась авторитарными типами педагогических систем. Отчуждение также присутствует в этой форме образования, оно становится межгрупповым.
Таким образом, в истории философии образования отчуждение субъектов образовательного пространства всегда было частью образовательного процесса, в истории развития образовательных парадигмах оно проявлялось по -разному, но всегда присутствовало в процессе обучения и педагогических практиках.
Современное образовательное пространство претерпело существенные изменения в связи с развитием технических способов и методов подачи информации, формированием новых межгрупповых взаимодействий между участниками системы образования и обучения, а также коренной перестройкой образовательного пространства университета в результате развития интернета и других технических способов взаимодействия субъектов образования [14].
При анализе современных тенденций отчуждения в информационных процессах в интегративном образовании необходимо учитывать тот факт, что в XXI веке образовательные коммуникации субъектов стали намного сложнее и многообразнее, форма подачи и освоение учебного материала изменилась коренным образом во многом благодаря его интерактивному характеру [15]. Однако следует отметить, что процессы отчуждения в образовании приобрели новые формы, появилась форма информационного отчуждения, в интерактивном обучении, а процессы информационной коммуникации в современном образовательном стали занимать ведущее место [16].
Образование, построенное для передачи специализированного иерар-хизированного знания в Новое время, не справляется со своей задачей, так как объём знания в науке не только значительно превысил возможности передачи его через канал образования, но и продолжает быстро увеличиваться, а интерактивное образование стало способом передачи этой информации [17]. В процессе интерактивного обучения формируется новое образовательное пространство, которое образуется в результате процессов взаимодействия студента, группы, преподавателя и информационных ресурсов, которые используются на занятии [18]
Интерактивное обучение подразумевает формирование нового педагогического пространства и стимулирует использование технических форм обучения, основанных на технологических взаимодействиях субъектов образова-
тельного процесса. В интерактивном образовании педагог и студенты вовлечены в процесс совместного поисковую деятельность при решении учебных задач; в результате создается новое образовательное пространство на основе многофакторного системного взаимодействия субъектов образовательного процесса [19, 2].
Такой образовательный процесс способствует активному взаимодействию между субъектами образовательного пространства. На занятиях в общении формируется атмосфера равенства и доверия, которая помогает открыто обсуждать возникающие учебные и научные проблемы и пути их решения. На лекциях и семинарах в процессе обсуждения проблемы студенты и преподаватели часто экспериментируют, ищут новые пути решения проблем, что стимулирует творческий подход в процессе обучения. В интерактивном обучении играют огромную роль технические средства подачи информационного материала, они и формируют образовательную среду, меняется и сама информация, и форма ее освоения [20, 3]. В результате возникают новые способы и методы взаимодействия между субъектами образования, получение новой информации, формирование поисковой деятельности в учебном процессе [21, 1].
Однако эти субъекты образования также сталкивается с процессами информационного отчуждения в образовании. Студенты - «цифровые аборигены» на занятиях с удовольствием смотрят фильмы, картинки, схемы, легко работают с поисковыми системами, однако не умеют анализировать тексты, самостоятельно делать теоретические выводы, медленно читают, поверхностно усваивают учебный материал и т.д. Кроме того, существует отчуждение в коммуникациях между студентами и преподавателями в процессе передачи, освоения и отчетности при анализе учебного материала. Можно зафиксировать информационное отчуждение, которое реализуется в образовательном пространстве университета между субъектами образовательного процесса и коммуникативных моделях передачи знания.
Современная постмодернистская культура перестала быть отраслевой. В связи с этим в культуре и образовании формируется новый тип рациональности и новый способ образовательной коммуникации, которые формирует новое технологичное, информационное пространство образования. Процесс обучения в таком пространстве основано на взаимодействия субъектов образовательного процесса и новых формах, способов получения знания. Работа студентов в малых группах, использование игровых методов обучения, тренинги, дискуссии и постановка проблем для научного и учебного поиска характерны для интерактивного образования. Все это помогает студентам сформировать навыки работы в команде и освоить новые способы и формы познания. Это также способствует преодоления отчуждения в образовании.
Заключение
Образование как социальный институт является наиболее важным фактором социализации, профессионализации и коммуникации в обществе. В этом социальном институте идет процесс информационного обмена между преподавателями
и студентами, именно образовательные коммуникации обеспечивают доступ к информации. Обмен информацией в коммуникативных взаимодействиях выполняет основную роль в процессе образования. Именно в этой сфере необходимо минимизировать процессы отчуждения. Информационное взаимодействие в процессе обучения преподавателя и студента может привезти к отчуждению не только между ними, но и между группами студентов и педагогов, также к социальному отчуждении.
Для современного образовательного пространства характерны различные формы коммуникативного взаимодействия между субъектами образования, между личностью и группой, группами и обществом, что, в свою очередь, и определяет тип отчуждения. Процесс отчуждения в интерактивном образовании можно рассматривать как часть социальных объект - субъектных отношений, в которых участники могут взаимодействовать в различных формах в процессе образования. Научная новизна работы заключается в том, что в исследовании выявлена ведущая роль информационного отчуждения в коммуникативных процессах в образовании. Современное интерактивное образование может способствовать преодолению феномена отчуждения в результате многофакторного взаимодействия субъектов и новым информационным технологиям в системе образования. Участники информационного взаимодействия в системе образования могут постоянно менять формы и методы обучения при помощи технологий, рассматривая его как виртуальную игру или как решение проблемных задачи ситуаций. На смену линейному тексту, как одномерной последовательности знаков, приходит гипертекст, соответствующий ассоциативному мышлению человека.
Анализируя сущность отчуждения в образовательном пространстве, необходимо понимать, что отчуждение является неизбежной частью социальных процессов, существующее во всех парадигмах образования. Отчуждение как некое опредмечивание деятельности общества, проявление человеческой активности в процессе деятельности может принимать новые отчужденные формы социальной реальности. Это могут быть формы отчуждения новых форм технологий образования, психологическое отрицание новых коммуникаций в системе обучения, ощущение манипулирования и отсутствие свободы в процессе обучения. Однако постепенно в процессе освоения субъектами образования новых технологий и форм образовательной деятельности в процессе интерактивного обучения идет процесс преодоления отчуждения в образовании и расширения свободы субъектов образования в процессе информационной коммуникации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Малышко А. А. Философские аспекты процессов дистанционного образования. - М. : Вестник МГТУ. Т. 10, № 3, 2007. - С. 394-398.
2. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants // On the Horizon. October 2001. Vol. 9, № 5. - Р. 1-6.
3. Строков А. А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета, 2020. Т. 8, № 2. - С. 15-18.
4. Гегель Г.В. Ф. Феноменология духа :пер. с нем. - СПБ : Наука, 2008. - 767 с.
5. Фейербах Л. Сущность христианства: пер. с нем. - М. : Юрайт, 2021. - 307 с.
6. Маркс К. Экономическо - философские рукописи 1844 года: пер. с нем. - М. : Прогресс, 1981. - 216 с.
7. Фромм Э. Бегство от свободы. - М. : Прогресс, 1990. - 269 с.
8. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологической истории: пер. с нем. М.: Мысль, 1993. - 667 с.
9. Бердяев Н. A. Философия свободы. - M. : Правда, 1989. - 608 с.
10. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М. : Политиздат, 1992. - 542 с.
11. Йегер В. Пайдейя. - М. : Греко - латинский кабинет, 1997. - 336 с.
12. Рубанцова Т. А. Проблемы гуманизация современного образования Новосибирск : СГУПС, 2000. - 174с.
13. Рубанцова Т. А. Гуманитарные основы российской образовательной парадигмы // Философия образования, 2014. № 3. - С. 43-53.
14. Крюков В. В. Измерение ценностей. // Идеи и идеалы, 2016. Т. 8. № 4. - С. 78-85.
15. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Интерактивное обучение. // Образование и наука. Известия УРО РАО,2007. № 6 (48). - С. 32-41.
16. Tapscott D. Grown Up Digital: How the Net Generation is Changing Your World, McGraw-Hill, 2008. - 384 p.
17. Королёва Н. М., Костерина И. В. Роль интерактивного обучения в современном образовании // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета, 2015. № 1 (33). - С. 128-132.
18. Кларин М. В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика, 2000. № 7. - С. 12-18.
19. Марков Б. В., Волкова С.В. Образование в цифровую эпоху: опыт философского осмысления. // Непрерывное образование: XXI век, 2020. Вып. 3 (31). - С. 1-3.
20. Харламов А. В. Информационное отчуждение в процессе модернизации образования. // Философия образования. 2006. № 2 (16). - С. 50 - 54.
21. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants // On the Horizon. October 2001. Vol. 9, № 5 - Р. 1-6.
© Т. А. Рубанцова, 2022