ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
Научный журнал
№ 3 (11) 2022
Отчет о деятельности Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии в 2021-2022 учебном году
Историческое общество Санкт-Петербургской Духовной Академии в течение 2021-2022 учебного года продолжало осуществлять свою деятельность. Руководителем Д. А. Карпуком и членами Общества из числа студентов и выпускников было подготовлено и проведено несколько культурно-просветительских и научных мероприятий. Деятельность Общества активно освещалась на официальном сайте Академии, сайте Издательства СПбДА, в группе Исторического общества в социальной сети «Вконтакте» и других информационных ресурсах.
В текущем учебном году вышло два номера журнала «Вестник исторического общества» (№ 2 и №3 за 2021 г.). Во втором номере за 2021 г. (№ 2 (7)) были опубликованы материалы VI Международной научно-практической конференции «Православие на Дальнем Востоке», заседания которой проходили 28 и 29 сентября 2020 г. в Российской национальной библиотеке и Санкт-Петербургской Духовной Академии. Объем журнала составил 284 страницы1. В третьем номере за 2021 г. (№ 3 (8)) опубликованы материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Империя и Церковь» «Особенности церковно-государственных и религиозно-общественных отношений в Российской империи (К 300-летию Святейшего Правительствующего Синода)», прошедшей 13-14 мая 2021 г. Объем журнала составил 464 страницы2. 27 января 2022 г. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) зарегистрировала «Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии» в качестве СМИ (свидетельство ПИ № ФС77-82727 от 27 января 2022 г.). Государственная регистрация научного журнала была осуществлена в рамках выполнения требований «Общецерковного перечня рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней
1 Вышел в свет «Вестник Исторического общества», посвященный православию на Дальнем Востоке // URL: https://spbda.ru/news/vyshel-v-svet-vestmk-istoricheskogo-obshchestva-posvyashchennyj-pravoslaviyu-na-dalnem-vostoke (дата обращения: 08.08.2022); «Вестник Исторического общества», посвященный православию на Дальнем Востоке, вышел в печатной версии // URL: https://spbda.ru/news/vestnik-istoricheskogo-obshchestva-posvyashchennyj-pravoslaviyu-na-dalnem-vostoke-vyshel-v-pechatnoj-versii (дата обращения: 08.08.2022).
2 Вышел в свет «Вестник Исторического общества», посвященный 300-летию Святейшего Правительствующего Синода // URL: https://spbda.ru/news/vyshel-v-svet-vestnik-istoricheskogo-obshchestva-posvyashchennyj-300-letiyu-svyatejshego-pravitelstvuyushchego-sinoda (дата обращения: 08.08.2022); Вышла в свет печатная версия «Вестника Исторического общества», посвященного 300-летию Св. Синода // URL: https://spbda.ru/news/vyshla-v-svet-pechatnaya-versiya-vestnika-istoricheskogo-obshchestva-posvyashchennogo-300-letiyu-sv-sinoda (дата обращения: 08.08.2022).
доктора богословия, доктора церковной истории и кандидата богословия» (утвержден 9 октября 2020 г.)3.
Панихида по митрополиту Иннокентию (Фигуровскому)
Передача Академии бюста митрополита Иннокентия (Фигу-ровского) и круглый стол, посвященный Православию на Дальнем Востоке. 29 октября 2021 г. в Академии прошли торжественные мероприятия, посвященные памяти выпускника Санкт-Петербургской Духовной Академии и ректора Санкт-Петербургской Духовной Семинарии — митрополита Пекинского Иннокентия (Фигуровского) (1863-1931), начальника 18-й Русской духовной миссии в Пекине и выдающегося отечественного синолога.
Сначала в академическом храме состоялась панихида. Перед началом заупокойного богослужения ко всем присутствующим в храме обратился ректор академии епископ Петергофский Силуан: «90 лет назад в Пекине была пропета "Вечная память" митрополиту Иннокентию (Фигуров-скому). Сегодня в стенах Санкт-Петербургской Духовной Академии также будет возноситься молитва о приснопамятном архипастыре. Его личность является для нас примером великого иерарха и миссионера, просветителя и великого сына своего Отечества. Митрополита Иннокентия можно назвать одним из апостолов Китая. Такой высокий титул он заслужил благодаря своим проповедническим трудам. Он также известен своей переводческой деятельностью и составлением русско-китайского словаря. На его годы пришлось восстановление Православной миссии в Пекине, которая в те времена была практически уничтожена. Теперь мы являемся наследниками тех великих трудов митрополита Иннокентия. И наша задача — учащих и учащихся — помнить, что из этих стен выходили такие великие люди».
Затем в одной из аудиторий состоялась церемония открытия
3 Три научных журнала Академии получили государственную регистрацию // URL: https://spbda.ru/news/tri-nauchnyh-zhurnala-akademii-poluchili-gosudarstvennuyu-registratsiyu (дата обращения: 08.08.2022).
86
Участники мероприятия, посвященного открытию бюста митрополита Иннокентия (Фигуровского)
Круглый стол, посвященный наследию митрополита Иннокентия (Фигуровского)
и передачи Академии бюста митрополита Иннокентия. Участников мероприятия приветствовал кандидат богословия, заведующий аспирантурой Санкт-Петербургской Духовной Академии Д. А. Карпук, который отметил, что мероприятия, посвященные Православию на Дальнем Востоке, становятся новой традицией учебного заведения.
Далее ко всем присутствующим обратился епископ Силуан, который подчеркнул значимость личности митрополита Иннокентия для Санкт-Петербургской Духовной Академии: «Нельзя не отметить особую справедливость того, что мы вспоминаем архипастыря-миссионера именно в этих стенах. Иеромонах Иннокентий (Фигуровский) был выпускником нашей Академии. Однако ему, выходцу из Восточной Сибири, одно время даже служившему на границе с Китаем, пришлось задержаться в столице Российской империи. Один год он был ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии, располагавшейся в этих стенах. Так что размещение его бюста здесь более чем уместно.
Отрадно сознавать, что история православной миссии на Дальнем Востоке вновь оказалась в центре внимания научного и церковного сообщества. Наши мероприятия, уже не первые за эти годы, являются лучшим подтверждением этого интереса. Желаю участникам сегодняшних памятных мероприятий плодотворной беседы, творческого вдохновения, новых впечатлений от знакомства и общения, и Божией помощи в благих трудах».
Попечитель благотворительного фонда «Палладий» О. Н. Маркин отметил, что подобные исторические мероприятия являются назиданием для молодого поколения. Затем о вкладе митрополита Иннокентия (Фигуровского) в российскую синологию рассказал доктор исторических наук, профессор Сибирского федерального университета Владимир Григорьевич Дацышен.
После обеденного перерыва в профессорской Академии прошло заключительное мероприятие программы — круглый стол «Православие на Дальнем Востоке», ведущими которого выступили доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой теории общественного развития стран Азии и Африки Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета Н. А. Самойлов и кандидат богословия, заведующий аспирантурой Санкт-Петербургской Духовной Академии Д. А. Карпук.
Участники мероприятия в своих докладах обсудили личность и миссионерские труды митрополита Иннокентия, выделив наиболее проблемные периоды его жизни и служения. Кроме того, исследователи сравнили деятельность владыки Иннокентия с миссионерскими программами иных христианских конфессий, которые также стремились принести веру во Христа в Китай. Одним из важных факторов, по которому проходило сравнение, стала переводческая деятельность почившего миссионера: владыка Иннокентий приложил к этому много трудов, одним из которых стало составление словаря. Как продолжение некогда начатого дела, ученые обсудили и современную ситуацию с переводом церковных документов на китайский язык на примере «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Блок сообщений докладчики посвятили архитектурным особенностям храмов и районов Пекинской духовной миссии. Доклады сопровождались обсуждением и тематическими вопросами.
Панихида на Никольском кладбище. 7 октября 2021 г.
Участники круглого стола получили памятные подарки4.
7 октября 2021 г., накануне престольного праздника Академии, члены Исторического общества организовали и провели на Никольском кладбище Александро-Невской лавры литию по всем почившим наставникам и выпускникам наших духовных школ.
В ноябре на Никольском кладбище была совершенна лития по профессору Санкт-Петербургской Духовной Академии, протопресвитеру военного и морского духовенства Евгению Ак-вилонову, которому в 2021 г. исполнилось 160 лет со дня рождения и 110 лет со дня смерти. Заупокойное богослужение совершил аспирант Академии, священник Константин Суржиков.
24 декабря 2021 г. в дистанционном формате прошла VIII студенческая научно-богословская конференция. Ведущими мероприятия выступили Д. А. Карпук и студент II курса магистратуры Станислав Самохлиб.
Первым с докладом «Смешанные браки в свете конфессиональной проблематики в западнорусских епархиях Российской империи (1905-1909гг.)» выступил аспирант II курса Московской Духовной Академии К. С. Бабак. В своем сообщении Константин Сергеевич рассмотрел обострение межконфессиональных отношений в западнорусских регионах после принятия свободы вероисповедания в Российской империи. Особое внимание было уделено особенностям заключения браков между людьми, принадлежащим к разным христианским деноминациям.
Аспирант II курса Санкт-Петербургской Духовной Академии А. П. Сологуб представила доклад «Формирование и развитие церковной музыкальной деятельности в регионах Российской империи в конце XIX — начале XX вв. по материалам "Русской музыкальной газеты"». Анна Петровна поделилась результатами исследования авторских статей, новостных хроник и библиографических материалов одного из самых авторитетных музыкальных периодических изданий указанного периода.
4 В Академии прошли памятные мероприятия, посвященные митрополиту Пекинскому Иннокентию (Фигуровскому) // Ц^: https://spbda.ru/news/v-akademii-proshli-pamyatnye-meropriyatiya-posvyashchyonnye-mitropoШ:ш-pekmskomш-mnokentiyш-figшrovskomш (дата обращения: 08.08.2022).
Лития по протопресвитеру Евгению Аквилонову
Следующий доклад «Архиепископ Вениамин (Благонравов) (1825-1892) и Российская духовная миссия в Японии» прочитал студент II курса магистратуры Станислав Самохлиб, который осветил на основании архивных документов и опубликованных материалов историю взаимоотношений Иркутского архиепископа Вениамина (Благо-нравова) с представителями Российской духовной миссии в Японии.
С сообщением «Первые славянские редакции Иерусалимского устава» выступил студент II курса магистратуры Иоанн Невзоров. На основании анализа существующих исследований Иерусалимского устава была приведена и продемонстрирована схема происхождения и взаимовлияния первых славянских редакций (болгарских, сербских и русских) данного устава.
Студент 4 курса бакалавриата Павел Лихолай поделился наработками по теме «Архитектурная составляющая в деятельности патриарха Никона. К 340-летию его кончины». Участники были ознакомлены с историей и архитектурными особенностями трех основанных патриархом монастырей: Иверского Валдайского, Онежского Крестного и Воскресенского Новоиерусалимского.
Завершило конференцию выступление студента 4 курса бакалавриата Ильи Бру-силовского, который сделал сообщение на тему «Католицизм в Японии. К 480-летию начала миссионерских путешествий Франциска Ксавьера». В докладе Илья провел обзор миссионерской деятельности Римско-Католической Церкви в Японии в периоды Сэнгоку Дзидай (1467-1603 гг.) и Эдо (1603-1868 гг.). Первый временной интервал характеризовался интересом к христианству и относительно свободной проповедью, тогда как второй — охлаждением и усиливающейся враждебностью.
Все сообщения сопровождались дискуссией, во время которой участники конференции смогли получить ответы на интересующие их вопросы5.
27 февраля 2022 г., в день кончины профессора и преподавателя Санкт-Петербургской Духовной Академии Александра Львовича Катанского, члены Исторического общества помолились о его упокоении. Заупокойную литию совершил иеромонах Владимир (Савин). В завершение богослужения студент 4 курса бакалавриата Максим Архипов рассказал о жизни и трудах Александра Львовича, отметив его вклад в церковную науку, а также трагические обстоятельства кончины.
Александр Львович Катанский (1836-1919) — заслуженный профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии, богослов, историк, публицист. В 1863 г., по окончании обучения в столичной Академии, был направлен преподавателем церковного красноречия и археологии в Московскую Духовную Академию. В 1867-1896 гг. преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии догматическое богословие. В 1877 г. защитил докторскую диссертацию на тему: «Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцов и писателей церкви до Оригена включительно», в которой в хронологическом порядке изложил, сгруппировал и проанализировал свидетельства мужей апостольских, мч. Иустина Философа, сщмч. Иринея Лионского, Климента Александрийского, Оригена и сщмч. Киприана Карфагенского относительно таинств
5 Состоялась студенческая научно-богословская конференция Исторического общества Академии // URL: https://spbda.ru/news/sostoyalas-studencheskaya-nauchno-bogoslovskaya-konferentsiya-istoricheskogo-obshchestva-akademii (дата обращения: 08.08.2022).
по разработанной им схеме. В 1896 г. ушел в отставку и поселился недалеко от Гатчины, где скончался от голода и истощения в 1919 г.
Лития по архиепископу Михаилу (Чубу). 2 марта 2022 г.
Лития на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры по графу М. М. Сперанскому
Круглый стол, посвященный графу М. М. Сперанскому
2 марта 2022 г. в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова иеромонах Владимир (Савин) вместе с членами Исторического общества совершил заупокойную литию по выпускнику и преподавателю Академии архиепископу Михаилу (Чубу), в этот день отмечалась 110-я годовщина со дня его рождения.
Будущий архиепископ Михаил родился в 1912 г. в семье священнослужителя в Царском Селе. В 1947 г. поступил в Ленинградскую Духовную Академию, где на него огромное влияние оказал профессор и известный патролог А. И. Сагарда. После окончания академии в 1950 г. почивший остался преподавать в ней общую церковную историю. Впоследствии он преподавал различные предметы, но особым признанием коллег и студентов пользовались его академические лекции по истории Древней Церкви, которые он вел с 1953 г. С назначением на Вяземскую кафедру в 1955 г. он был освобожден от преподавания в Академии. За свою жизнь он был правящим архиереем нескольких кафедр и занимал различные церковные должности, скончался в 1985 г. в сане архиепископа Тамбовского и Мичуринского6.
25 марта 2022 г. в Книжной гостиной Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялся круглый стол, посвященный 250-летию со дня рождения М. М. Сперанского. Мероприятие было организовано Историческим обществом и Обществом изучения церковного права им. Т. В. Барсова («Барсовское общество»). Модератором выступил директор Издательства Санкт-Петербургской Духовной Академии, секретарь Барсовского общества Д. В. Волужков.
Перед началом заседания участники круглого стола совершили заупокойную литию на могиле
6 Студенты Духовной школы почтили память архиепископа Михаила (Чуба) // URL: https://spbda.ru/news/studenty-duhovnoj-shkoly-pochtili-pamyat-arhiepiskopa-mihaila-chuba (дата обращения: 08.08.2022).
М. М. Сперанского на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, которую возглавил епископ Петергофский Силуан (Никитин). После богослужения владыка ректор обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Благодарю вас за те молитвы, которые мы вознесли сейчас на месте упокоения великого реформатора и законотворца — графа Михаила Михайловича Сперанского. Он близок сотрудникам, преподавателям и воспитанникам Академии на Неве, так как сам вышел из ее стен. За время своего обучения Михаил Михайлович приобрел все необходимые для государственной службы знания и затем приумножил их своими трудами. Мы с вами можем взирать на плоды этих трудов, ведь памятником его реформы духовного образования сегодня служит историческое здание духовной школы».
За заупокойным богослужением пел малый состав мужского хора под управлением чтеца Петра Белокрылова.
Перед началом научной дискуссии с приветственным словом к собравшимся обратился директор Издательства Санкт-Петербургской Духовной Академии, секретарь Барсовского общества Д. В. Волужков.
После этого вступительное слово произнес кандидат богословия, доцент кафедры церковной истории, руководитель Исторического общества Д. А. Карпук: «Отрадно, что сегодня у нас есть возможность вспомнить выдающегося выпускника Санкт-Петербургской Духовной Академии, государственного деятеля — Михаила Михайловича Сперанского. Его личность является ключевой для понимания эпохи Александра I. Изучая его деятельность, мы погружаемся в одну из самых сложных и противоречивых, а, значит, и самых интересных эпох Российской империи. В это время Церковь столкнулась с множеством проблем и вызовов, некоторые из которых актуальны и для сегодняшних реалий. Поэтому мы должны обращаться к личности Михаила Михайловича как можно чаще, не только для того, чтобы почтить память нашего выпускника, но и чтобы найти ответы на те вопросы, которые могут беспокоить нас сейчас».
С первым сообщением «М. М. Сперанский: жизнь и деятельность. К 250-летию со дня рождения» выступил студент 4 курса бакалавриата Санкт-Петербургской Духовной Академии Павел Лихолай, кратко осветивший основные жизненные вехи выдающегося выпускника наших духовных школ и реформатора государства Российского.
Следующий доклад на тему «М. М. Сперанский: от богословия к юриспруденции» представил доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, главный научный сотрудник управления научных исследований Уральского государственного юридического университета С. В. Кодан. Сергей Владимирович подчеркнул, что историки права уделяют большое внимание личности Михаила Сперанского. Об этом свидетельствует множество научных работ и исследований. После этого автор доклада рассказал собравшимся о трудах государственного деятеля в области систематизации права. Сергей Владимирович отметил, что великий реформатор в своей работе обращался к нормами церковного и европейского законодательства, перерабатывая и приспосабливая их для введения в Российской империи.
С последним докладом на тему «М. М. Сперанский как церковный реформатор (к вопросу об его участии в подготовке уставов духовных школ)» выступил доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии С. Л. Фирсов. В своем сообщении Сергей Львович остановился на документе «Начертание правил об образовании духовных училищ и о содержании духовенства при церквах», основными пунктами которого являлись: создание единой многоступенчатой системы духовных учебных заведений и выделение общего перечня преподаваемых предметов, отвечающих задачам богословского обучения. Сергей Львович подчеркнул, что реформы, в разработке которых участвовал М. М. Сперанский, не были полностью реализованы при его жизни из-за недостаточного финансирования7.
7 В Книжной гостиной состоялся круглый стол, посвященный 250-летию со дня рождения М.М. Сперанского // URL: https://spbda.ru/news/v-knizhnoj-gostinoj-sostoyalsya-kruglyj-stol-posvyashchyonnyj-250-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-m-m-speranskogo (дата обращения: 08.08.2022).
Вечера памяти, посвященные истории Санкт-Петербургской Духовной Академии. Весной 2022 г. Историческое общество возродило проведение литературно-музыкальных вечеров, которые уже проходили в 2017 г.8, 2018 г.9 и 2019 г.10
Первый Вечер памяти состоялся 20 марта 2022 г. К слушателям обратился руководитель Исторического общества Д. А. Карпук, который отметил, что цикл мероприятий, которые пройдут в 4 воскресенья Великого поста, будет посвящен истории Санкт-Петербургских духовных школ. Их проведение связано с тем, что в текущем учебном году академия отмечает 300 лет со дня основания и 75 лет со дня возрождения.
Далее всем присутствующим был продемонстрирован тематический видеоролик, посвященный Петру I: в 2022 г. исполняется 350 лет со дня рождения первого российского императора, при котором и была основана при Александро-Невском монастыре Славянская школа, впоследствии ставшая Санкт-Петербургской Духовной Академией.
Первый доклад «Санкт-Петербургская Академия в XVIII — начале XX в. Общая характеристика» подготовил студент 3 курса бакалавриата Юрий Дубовский. Он рассказал об основных этапах в жизни духовных школ: от основания Славянской школы при архиепископе Феодосии (Яновском) до достижения наибольшего интеллектуального расцвета в начале XX столетия. Отдельное внимание было уделено деятельности графа М. М. Сперанского, свт. Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского).
Далее студент 3 курса бакалавриата Андрей Елизаров представил доклад на тему «Научно-исследовательское наследие профессоров Санкт-Петербургской Духовной Академии XIX — начала XX веков». Сначала были представлены статистические данные, касающиеся количества преподавателей Академии и их жалованья. Дальнейший рассказ был посвящен краткому освещению научной деятельности и трудам десяти наиболее известных преподавателей духовной школы: А. П. Лопухину, В. В. Болотову, Н. Н. Глубоковскому, И. Е. Евсееву, М. О. Кояловичу, Н. П. Рождественскому, Н. И. Сагарде, А. И. Сагарде, И. А. Чистовичу и А. Л. Катанскому.
8 Отчет о деятельности Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии в 2016-2017 учебном году // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. № 1. С. 191-195.
9 Отчет о деятельности Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии в 2017-2018 учебном году // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. № 2. С. 254-261.
10 Отчет о деятельности Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии в 2018-2019 учебном году // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1 (4). С. 369-374.
Выступление Юрия Дубовского на первом Вечере памяти
Выступление Андрея Елеазарова на первом Вечере памяти
Выступление Александра Дьяченко на первом Вечере памяти
Третий доклад «Повседневная жизнь студентов столичной Академии на рубеже XIX-XX вв.» подготовил студент I курса магистратуры Александр Дьяченко. Присутствующим было рассказано о распорядке дня и бытовых условиях проживания воспитанников духовных школ, находившихся в более комфортном и выгодном положении, чем студенты светских учебных заведений той эпохи. Докладчик на основании воспоминаний современников составил социально-психологический портрет студентов, эмоциональное состояние которых, как правило, проходило за время обучения следующие стадии: «На первом курсе — любопытствовать обо всем, ходить с увлечением в театр, испивать иногда, как бы священнодействуя над званием студента, на втором курсе — немного либеральничать и критиковать лекции профессоров, на третьем — негодовать на плохие щи и дисциплинарные требования, на четвертом — увлекаться кандидатской темой, а к концу года — впадать в сентиментальное обожание академии — вот та в сущности несложная череда настроений, которая с небольшими изменениями или отступлениями переживается всяким».
С заключительным докладом «Выпускники Санкт-Петербургских духовных школ. М. М. Сперанский и реформа духовного образования (к 250-летию со дня рождения)» выступил студент 4 курса бакалавриата Павел Лихолай. Автор познакомил аудиторию с именами наиболее выдающихся выпускников Духовной Академии, среди которых были упомянуты свт. Тихон (Беллавин), патриарх Сергий (Страгородский), свт. Николай (Касаткин), прп. Мака-рий (Глухарев) и др. Отдельное внимание в связи с юбилеем было уделено М. М. Сперанскому. Павел Лихолай рассказал о жизни и основных вехах его государственной и церковной деятельности.
Выступление докладчиков чередовалось музыкальными номерами. Студенческий гимн «Gaudeamus» и самоподобен «О, преславно-го чудесе» исполнил мужской хор Санкт-Петербургской Духовной Академии под руководством чтеца Петра
Белокрылова. Также во время видео- Выступление мужского хора
ряда с кадрами из жизни Академии на первом Вечере памяти
Выступление Павла Лихолая на первом Вечере памяти
и дореволюционного Санкт-Петербурга произведения Ференца Листа исполнила студентка Факультета церковных искусств Елизавета Казакова11.
27 марта 2022 г. состоялся второй Вечер памяти, который был посвящен жизни преподавателей и выпускников духовных школ в богоборческий период. Перед началом мероприятия к слушателям обратился руководитель Исторического общества Д. А. Карпук, который подчеркнул, что данный Вечер памяти посвящен выпускникам духовных школ, пострадавшим в годы, последовавшие за Октябрьской революцией, и 100-летней годовщине Петроградского процесса — суда над православным духовенством, которое якобы было причастно к народным волнениям из-за изъятия церковных ценностей.
Открыл мероприятие тематический видеоролик, посвященный тому, как события Октябрьской революции отразились на положении Русской Православной Церкви.
Первый доклад «Закрытие Санкт-Петербургских духовных школ. Обстоятельства открытия и деятельности богословских учебных заведений Петрограда в 1917-1921 годах» подготовил студент 4 курса бакалавриата Максим Архипов. Он осветил обстоятельства закрытия Санкт-Петербургской Духовной Академии в 1918 г. и открытия Петроградского богословского института и Высших богословских курсов благодаря активной деятельности преподавателя Санкт-Петербургской духовной семинарии Ивана Павловича Щербова. В институте некоторое время преподавали Николай Никанорович Глубоковский, Александр Иванович Бриллиантов, Порфирий Петрович Мироносицкий и др. Докладчик отметил, что в условиях гонений институт просуществовал недолго: в 1922 г. многие преподаватели были арестованы или высланы за границу, а в 1923 г., под нажимом властей, учебное заведение прекратило свою деятельность.
Далее студент 4 курса бакалавриата Павел Лихолай сделал сообщение на тему «Выпускники Петербургских духовных школ в период потрясений 1922 г.». В докладе было рассказано о кампании органов государственной власти по изъятию церковных ценностей под предлогом борьбы с массовым голодом в Поволжье и других регионах. Присутствующим были представлены сведения о деятельности и судьбе выпускников Санкт-Петербургских духовных школ — невольных участников тех событий — архимандрита Неофита (Осипова), митрополита Казанского Кирилла (Смирнова), протоиерея Александра Хотовицкого и др.
11 В Академии прошел первый «Вечер памяти», посвященный истории нашей alma mater // URL: https://spbda.m/news/v-akademn-proshyol-pervyj-vecher-pamyati-posvyashchyonnyj-istorii-alma-mater (дата обращения: 08.08.2022).
Доклад на втором Вечере памяти Максима Архипова
Доклад Павла Лихолая на втором Вечере памяти
Третий доклад «"Народный" митрополит Вениамин (Казанский) и судебный процесс 1922 г.» подготовил студент 4 курса бакалавриата, иеромонах Владимир (Савин). Автор рассказал о ходе Петроградского процесса 1922 г. и митрополите Вениамине (Казанском), который был обвинен в воспрепятствовании изъятию церковных ценностей. Трибунал приговорил к смертной казни десять человек, однако, для шестерых подсудимых приговор был смягчен, а митрополита Вениамина через непродолжительное время расстреляли. Вместе с митрополитом мученическую кончину приняли трое деятелей Русской Православной Церкви, проходившие по делу о препятствова-нии изъятию ценностей — архимандрит Сергий (Шеин), адвокат Иван Михайлович Ковшаров и профессор Санкт-Петербургского университета Юрий Петрович Новицкий. Также несколько слов было уделено другим участникам Петроградского процесса: сщмч. Григорию Сербаринову и архиепископу Николаю (Клементьеву).
С заключительным докладом «Духовное образование в Ленинграде в 1924-1928 годах. Выпускники Санкт-Петербургской Духовной Академии, пострадавшие в 1930-х годах» выступил студент 4 курса бакалавриата Илья Брусиловский. Докладчик познакомил аудиторию с деятельностью протоиерея Николая Чукова, который был ректором Петроградского богословского института, открытого в 1920 г., а после его закрытия возглавлял с 1925 по 1928 гг. Ленинградские Высшие богословские курсы. Были оглашены имена выпускников-мучеников нашей Академии, пострадавших во времена политических репрессий. Среди них пресвитер Борисовский сщмч. Василий Измайлов, пресвитеры сщмчч. Николай Прозоров и Сергий Тихомиров, пресвитер Петроградский сщмч. Михаил Чельцов, пресвитер Кронштадтский сщмч. Николай Симо. Особо отмечалось, что в течение 1937 г., который обернулся для Церкви временем больших испытаний и потрясений, мученическую кончину за Христа претерпели около 20 выпускников Санкт-Петербургской Духовной Академии, в числе которых сщмчч. Александр Сахаров, пресвитер Петроградский, Алексий (Орлов), архиепископ Омский, Викторин Добронравов, пресвитер Петроградский, Владимир Лозина-Лозинский, пресвитер Новгородский, Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский и многие другие.
Выступление докладчиков чередовалось музыкальными номерами и поэтическими чтениями. Ирмос «Волною морскою», причастный стих «Блажени, яже избрал» и кондак Собору Новомучеников и Исповедников Российских исполнил смешанный хор Санкт-Петербургской Духовной Академии под руководством Р. Г. Гундяевой. Песнопение на стихи из Св. Писания «Кто ны разлучит от любве Божия?» исполнил женский хор под руководством Елены Малых. Во время видеоряда с кадрами
Докладчик на втором Вечере памяти иеромонах Владимир (Савин)
Выступление на втором Вечере памяти Ильи Брусиловского
революционного Санкт-Петербурга произведения Рейнгольда Глиэра исполнила студентка Факультета церковных искусств Юлия Подоскина. Также студент 4 курса бакалавриата Иван Иванов прочитал стихотворение выпускника Академии, епископа Каскеленского Геннадия (Гоголева) ко дню Новомучеников и Исповедников Российских. Стихи Л. Кудря-шова на ту же тему «Яко звезды пресветлыя...» прочитали студентки Факультета церковных искусств Юлия Сафронова, Маргарита Степанова, Екатерина Нечаева и Виталина (Иули-ания) Череватова12.
Третий Вечер памяти, который состоялся 3 апреля 2022 г., был посвящен периоду восстановления Ленинградской Духовной Академии, начавшемуся в 1945 г.
В начале мероприятия к слушателям обратился руководитель Исторического общества Д. А. Карпук. Он отметил, что на данной встрече будет освещена тема развития духовных школ в период с 1945 г. по начало XXI в. Отдельно было обращено внимание на те колоссальные трудности и сложности, с которыми пришлось столкнуться митрополиту Ленинградскому Григорию (Чукову), на плечи которого и легло дело возрождения духовных школ. Одна из главных проблем сводилась к тому, чтобы собрать корпорацию из числа тех профессоров и выпускников дореволюционных академий, которые выжили и прошли через периоды гонений и войн. Это сделать удалось, но какими разными были эти люди. Кто-то из них прошел сталинские лагеря, кто-то длительное время находился в обновленческом расколе, а потом, раскаявшись, вернулся в лоно Православной Церкви, кто-то был «непоминающим», кто-то в годы Великой Отечественной войны служил или трудился на оккупированных территориях и в той или иной степени сотрудничал с оккупационными войсками, кто-то вынес все тяготы Ленинградской блокады. И вот теперь все эти люди с совершенно различными судьбами собрались под сводами одного здания, чтобы служить делу возрождения отечественной богословской науки и духовного образования.
Открыл мероприятие тематический видеоролик, посвященный стойкости и мужеству жителей Ленинграда во время блокады в 1941-1943 гг.
Первый доклад «Митрополит Григорий (Чуков) и возрождение Ленинградских Духовных Академии и семинарии», подготовленный аспирантом I года обучения
12 «История — это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого». В Академии прошла вторая встреча, посвященная истории Санкт-Петербургских Духовных школ // URL: https://spbda.ru/news/istoriya-eto-fonar-v-budushchee-kotoryj-svetit-nam-iz-proshlogo-v-akademii-proshla-vtoraya-vstrecha-posvyashchyonnaya-istorii-sankt-peterburgskih-duhovnyh-shkol (дата обращения: 08.08.2022).
Выступление на втором Вечере памяти смешанного хора под управлением Р. Г. Гундяевой
священником Константином Суржиковым, прочитал студент 3 курса бакалавриата Николай Остроумов. Слушатели ознакомились с биографией митрополита Григория. В докладе было особо подчеркнуто, что владыка с большим усердием занимался восстановлением Ленинградских духовных школ, уделяя особое внимание развитию богословской науки, так как сам был прекрасно образован и являлся носителем традиций академического преподавания. Митрополиту Григорию удалось привлечь в возрождавшиеся духовные школы лучших из оставшихся в живых после репрессий церковных кадров. Вместе с ним у истоков Ленинградской Духовной Академии стояли профессора протоиерей Василий Верюжский и А. И. Сагарда, выпускники старой Академии протоиерей Иоанн Богоявленский, В. В. Четыркин, С. А. Купрессов, а также выпускник Петроградского богословского института Н. Д. Успенский.
Далее студент I курса магистратуры Владимир Игнатьев сделал сообщение на тему «Митрополит Никодим (Ротов) и Ленинградские духовные школы в 19601970-х гг.». Он рассказал о значительном увеличении числа учащихся во время ректорства приснопамятного иерарха. Были отмечены высокий уровень самоотдачи и ответственности, которые владыка Никодим проявлял в своей деятельности. И это при том, что начинать приходилось в довольно сложных условиях, когда «под давлением государства жизнь Академии приходила в упадок: наряду с сокращением числа учащихся наметился застой и даже смятение среди некоторых из членов преподавательского состава. Новым преподавателям властями ставились всяческие препятствия. Запрещалось издавать пособия, преподавать общеобразовательные дисциплины, такие как психология, логика, история философии, история литературы, которые были необходимы для усвоения богословия. Советские власти опасались всесторонне подготовленных священнослужителей».
Третий доклад «Ленинградские Духовные Академия и семинария в годы ректорства архиепископа Кирилла (Гундяева), ныне Патриарха Московского и всея Руси» подготовил аспирант Николай Тарнакин. Автор рассказал об иерархическом пути Патриарха и о том, как он стал ректором Ленинградских духовных школ. Новый ректор непосредственно руководил заседаниями Совета Академии, регулярно встречался с профессорами и студентами, занимался самыми разными вопросами академической жизни. Владыка Кирилл стал активно вовлекать преподавателей и студентов в международную и миротворческую деятельность. В Академии создавались новые кафедры, пересматривался учебный план для преодоления разности научного потенциала между русской богословской наукой, находившейся в изоляции, и западной богословской мыслью. Также докладчик в своем сообщении упомянул о протоиерее
Выступление Владимира Игнатьева на третьем Вечере памяти
Доклад Николая Тарнакина на третьем Вечере памяти
Доклад Михаила Завенян на третьем Вечере памяти
Исполнение музыкального произведения на третьем Вечере памяти преподавателем Т. П. Мазур
Василии Стойкове, профессоре, преподавателе Ленинградской Духовной Академии и о том, что в годы его жизни в духовных школах обучалось большое количество студентов с высшим светским образованием.
С заключительным докладом «Ленинградские / Санкт-Петербургские духовные школы в последние годы XX в.» выступил студент 3 курса бакалавриата Михаил Завенян. Он продолжил повествование о протоиерее Василии Стойкове, сделав акцент на его усилиях по возвращению Академии ее исторического здания. Отдельно говорилось о серьезных экономических проблемах, с которыми столкнулась страна в целом и Академия в частности. Несколько слов было сказано о деятельности на посту ректора протоиерея Владимира Сорокина.
Выступления докладчиков чередовались музыкальными номерами. Зарисовки для фортепиано в 4 руки В. Гаврилина «Сон снится», элегия С. Рахманинова и вальсы И. Брамса ор. 39 (№ 3, № 9, № 11, № 15, № 16) исполнили Анастасия Бахвало-ва и Герман Воробьев. Произведение П. Чайковского «Горними тихо летела душа небесами» (слова А. Толстого) исполнила преподаватель Факультета церковных искусств Т. П. Мазур, аккомпанировал ей Герман Воробьев13.
ТОТ
. 1ПГ
Четвертый, заключительный, Вечер памяти, посвященный истории развития Факультета церковных искусств при Санкт-Петербургской Духовной Академии, прошел 10 апреля 2022 г.
В начале мероприятия к слушателям обратился Д. А. Карпук. Он отметил, что на данной встрече будет освещена тема появления Регентского и Иконописного отделений, а также история тех людей, которые внесли неоценимый вклад в духовное развитие семинарии и ее воспитанников. Несмотря на то, что данные отделения Четвертый Вечер памяти еще достаточно молоды в сравнении
13 В Академии прошел третий исторический Вечер памяти // URL: https://spbda.ru/news/v-akademii-proshyol-tretij-istoricheskij-vecher-pamyati (дата обращения: 08.08.2022).
Участники четвертого Вечера памяти
с самой Академией, их история уже является достаточно яркой, насыщенной и самобытной. И кто знает, может быть, через 50 или 100 лет, при Духовной Академии будет уже отдельно действовать духовно-музыкальная академия, а также академия иконо-писания.
Программу Вечера открыла преподаватель Факультета церковных искусств Ирина Андрякова. Под аккомпанемент Германа Воробьева она исполнила произведение С. Рахманинова «Молитва».
После музыкального вступления все присутствующие преподаватели, студенты и гости Вечера просмотрели тематический видеоролик о зарождении Регентского отделения Санкт-Петербургской Духовной Академии — предшественника Факультета церковных искусств.
Первый доклад «Важно выпускать людей духовных, верующих и широко образованных» прочитал студент 4 курса Факультета церковных искусств Георгий Трухачев. Он рассказал об обстоятельствах учреждения и основных этапах деятельности Регентского отделения и подчеркнул, что образование данного подразделения полностью изменило уклад жизни духовной школы и всей Русской Православной Церкви. Особое внимание было уделено деятельности профессора Николая Дмитриевича Успенского и регента Константина Михайловича Федорова.
Далее студентка 3 курса Факультета церковных искусств Анастасия Куликова сделала сообщение на тему «Типикон, церковнославянский язык и пение сделали из него великого человека», где рассказала о наставниках Регентского отделения. Особое внимание автор доклада уделила Михаилу Ивановичу Ващенко, который долгое время был руководителем данного подразделения и заложил основу и традиции для дальнейшего развития учеников. Также было рассказано о служении на благо духовных школ И. В. Кубовской, И. Ц. Мироновича, Н. И. Петуховой, Л. А. Григорьева, Г. А. Архангельской, Н. В. Соколовой, Н. Г. Бобковской и др.
Третий доклад «Я помню глаза тех людей, которые были на наших концертах» прочитала воспитанница 3 курса Факультета церковных искусств Елизавета Божкова. Она рассказала о сотрудниках Регентского отделения, которые в процессе
Выступление на четвертом Вечере памяти Георгия Трухачёва
Доклад на четвертом Вечере памяти Анастасии Куликовой
Доклад на четвертом Вечере памяти Елизаветы Божковой
обучения оказали колоссальное влияние на тех, кто сегодня трудится на клиросах храмов Русской Православной Церкви. Особое внимание было уделено Н. Ф. Павлючук, А. Г. Тельпис, В. В. Чепкасову, игуме-нии Рафаиле (Хильчук) и др.
С заключительным докладом «Ведите каждую линию в иконе так, как будто она последняя в жизни» выступила студентка 3 курса Иконописного отделения Анастасия Якубовская. Она рассказала о создании Иконописного отделения при Санкт-Петербургской Духовной Академии, основных этапах его развития и людях, которые приложили к этому колоссальные усилия. Много добрых слов было сказано об архимандрите Феодосий (Короткове) и особенно С. И. Голубеве. О последнем в докладе говорилось следующее: «Вся жизнь Сергея Ивановича была посвящена иконе: ее изучению, реставрации, сохранению и возрождению древних традиций в современной иконописи. Он тщательно исследовал древнейшие памятники везде, где только предоставлялась возможность побывать: в московских музеях, Эрмитаже, Киеве, Минске и Кирилло-Белозерском монастыре-заповеднике. Сергей Иванович часто повторял, что каждая икона в процессе ее создания, реставрации или молитвенного созерцания по сути своей есть исследование. В личности Голубева были органично сплавлены все стороны творческого отношения к иконе. Реставрируемые им памятники, особенно древние, постоянно занимали его мысли».
Выступления докладчиков чередовались музыкальными номерами. Студентки 3 курса Факультета церковных искусств Анастасия Куликова и Елизавета Божкова
Доклад на четвертом Вечере памяти Анастасии Якубовской
Участники четвертого Вечера памяти
Исполнение музыкального произведения на четвертом Вечере памяти
исполнили в четыре руки «Жалобу Ингрид» — отрывок из произведения Эдварда Грига «Пер Гюнт». Вокальные номера С. Рахманинова «Сон» и Г. Свиридова «Вербочки» исполнила преподаватель Факультета церковных искусств Ирина Ан-дрякова под аккомпанемент Германа Воробьева. Также квартет, состоящий из Ирины Андряковой, Аллы Шубиной, Марии Рыжковой и Кирилла Кишкина исполнил духовный стих «Дева младенца умывала». Завершая программу, вокальный ансамбль 3 курса факультета церковных искусств исполнил произведение А. Тегнера «Ave Maria».
В заключение Д. А. Карпук поблагодарил всех участников за труды и выразил надежду, что прозвучавшие доклады помогли слушателям поближе познакомиться с историей Духовной Академии.
После мероприятия ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии епископ Петергофский Силуан в благодарность за понесенные труды вручил студентам, принимавшим участие в подготовке цикла вечеров, памятные подарки14.
Вручение памятных подарков участникам Вечеров памяти
15 апреля 2022 г. состоялась уже традиционная V научно-богословская монашеская конференция. Модератором научного мероприятия выступил студент 4 курса бакалавриата иеромонах Владимир (Савин). С докладами выступили и. о. проректора по учебной работе Сретенской Духовной Академии иеромонах Ириней (Пиковский) («Владение личным имуществом и обет нестяжательства братии общежительного монастыря в XXI в.»); кандидат теологии, наместник Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Прянишников) («Монахи как хранители древности (на примере деятельности Староладожского Никольского мужского монастыря)»); соискатель Санкт-Петербургской Духовной Академии иеродиакон Иоанн (Га-лумов) («Иноческий и монашеский постриг: история и противоречия»); студент 4 курса бакалавриата Санкт-Петербургской Духовной Академии иеромонах Владимир (Савин) («Лаврские архиереи (1713-1933)»); иеромонах Феофан (Друганов) («Проблема критериев научности при выборе и утверждении письменных работ»).
12 апреля 2022 г. по ежегодной традиции учащиеся Санкт-Петербургской Духовной Академии приняли участие в уборке надгробий почивших профессоров, наставников и выдающихся выпускников в преддверии праздника Светлого Христова Воскресения. В этот день студенты
14 В Академии на Неве прошел заключительный Вечер памяти, посвященный истории нашей alma mater // URL: https://spbda.ru/news/v-akademii-na-neve-proshyol-zaklyuchitelnyj-vecher-pamyati-posvyashchyonnyj-istorü-alma-mater (дата обращения: 08.08.2022).
Уборка надгробий преподавателей академии на Никольском кладбище
Пленарное заседание конференции «Империя и Церковь». 14 апреля 2022 г.
бакалавриата убрали листву у могил, а также очистили надгробные памятники и стелы Никольского кладбища от пыли и мха15.
14-15 апреля 2022 г. на базе Санкт-Петербургской Духовной Академии в очно-дистанционном формате прошла двухдневная III Всероссийская научно-практическая конференция «Империя и Церковь». В текущем году она была приурочена к 350-летию со дня рождения императора Петра I и носила подзаголовок «Церковь, государство и общество в контексте реформ и контрреформ, проводимых в Российской империи в XVIII — начале XX вв.». Организатором мероприятия выступило Историческое общество Санкт-Петербургской Духовной Академии, возглавляемое доцентом кафедры церковной истории и заведующим аспирантурой Академии Дмитрием Андреевичем Карпуком.
В работе конференции приняли участие 46 докладчиков, представлявших Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Институт Российской истории РАН, Институт востоковедения РАН, Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина, Российский технологический университет МИРЭА, Санкт-Петербургский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I, Российскую национальную библиотеку, Российский этнографический музей, Центральный государственный музей Санкт-Петербурга, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Вологодский государственный университет, Пензенский государственный университет, Брестский государственный технический университет, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет,
Открытие конфренции «Империя и Церковь» руководителем Исторического общества Д. А. Карпуком
Выступление С. Л. Фирсова на конференции «Империя и Церковь»
15 Студенты провели уборку могил наставников Академии, похороненных на Никольском кладбище Александро-Невской лавры // URL: https://spbda.ru/news/studenty-proveli-uborku-mogil-nastavnikov-akademii-pohoronennyh-na-nikolskom-kladbishche-aleksandro-nevskoj-lavry (дата обращения: 08.08.2022).
Общецерковную аспирантуру и докторантуру им. свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия, Московскую и Санкт-Петербургскую Духовные Академии, Вологодскую, Воронежскую и Таврическую духовные семинарии и другие научные и учебные заведения.
В рамках конференции помимо пленарного заседания была организована и проведена работа нескольких секций: «Особенности церковно-государственных отношений в синодальный период», «Конфессиональная политика Российской империи. Миссионерско-просветительская и социальная деятельность Русской Православной Церкви», «Русская Православная Церковь в начале XX вв. Особенности епархиального и приходского устройства», «Духовно-образовательная деятельность Русской Православной Церкви. Церковная периодическая печать». Одной из главных и центральных секций данной конференции стала секция, посвященная истории Санкт-Петербургской епархии, которой в этом году исполняется 280 лет со дня основания. Данная секция, в рамках которой выступило 12 докладчиков, осуществляла свою работу в течение двух дней.
К участникам конференции с приветствием обратился митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, который в своем слове отметил:
«Сердечно приветствую вас, собравшихся в Санкт-Петербургской Духовной Академии для изучения и осмысления бытия нашей Церкви в Синодальный период отечественной истории.
Изучение традиций, славных страниц прошлого, деяний замечательных людей имеет глубокое значение. "Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр 13:7) — наставляет нас апостол Павел. Нашими наставниками являются архипастыри града на Неве, выдающиеся пастыри, известные профессора и исследователи, замечательные деятели прошлого.
Вспоминать их жизнь и труды особенно важно в дни юбилейных торжеств — в этом году мы отмечаем 280-летие учреждения Санкт-Петербургской епархии. В программе конференции этому памятному событию отведена целая секция. В докладах будет говориться о периоде так называемой "Петербургской империи", в истории которой Российская Церковь играла важнейшую роль.
Желаю участникам форума Божией помощи в трудах, здоровья и интересных дискуссий»16.
Первым докладчиком в рамках пленарного заседания выступил доктор исторических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Сергей Львович Фирсов, который рассказал о своем написанном, но пока еще не изданном учебнике по истории Русской Православной Церкви в синодальный период. Данный учебник бакалавра теологии должен будет выйти в конце этого года или уже в начале следующего в издательстве «Познание».
Далее доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений факультета
16 Участникам конференции «Империя и Церковь» // URL: http://mitropolia.spb.ru/docs/ uchastnikam-konferentsii-imperiya-i-tserk (дата обращения: 08.08.2022).
государственного управления Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Александр Юрьевич Полунов в дистанционном формате выступил с докладом на тему «Образовательные проекты русских консерваторов и просветительская деятельность Императорского Православного Палестинского общества (вторая половина XIX — начало XX вв.)». Докладчик рассмотрел взаимосвязь между образовательными проектами русских консерваторов — С. А. Рачин-ского и Н. И. Ильминского — и деятельностью Императорского Православного Палестинского общества (ИППО) в сфере школьного обучения православных арабов Палестины и Сирии. В основе данных начинаний лежала общая тенденция — стремление рассматривать «простой народ» (русских простолюдинов, малые этнические группы Российской империи, паству восточных патриархатов) в качестве носителей высоких нравственных качеств — таких, как простота, патриархальность, религиозность, непричастность к деструктивным тенденциям современной секулярной культуры. Необходимо было сохранить в среде простолюдинов эти качества, позаботившись в то же время о повышении их образовательного уровня. По мнению Александра Юрьевича, близкие к распространенным во второй половине XIX в. настроениям народничества (в его консервативном варианте), школьные проекты Рачинского, Ильминского и активистов ИППО несли в себе черты утопизма. Вместе с тем они оказали заметное влияние на общественную и идейно-духовную жизнь своего времени.
Следующий доклад «"Цезарепапизм" церковной реформы Петра I в русской историографии конца XIX — первой половине XX вв.» был представлен кандидатом богословия, доцентом кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Георгием Вениаминовичем Бежанидзе и кандидатом исторических наук, доцентом кафедры «История, философия, политология и социология» Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I Андреем Германовичем Фирсовым. Докладчики отметили, что понятие «цезарепапизм» используется для характеристики средневековых церковно-государственных отношений в православных странах как минимум с середины XIX в. Обвинениям в цезарепапиз-ме подвергалась и Русская Церковь, особенно в связи с синодальной реформой императора Петра I. Вместе с тем, в современной науке существует мнение, что этот термин не вполне подходит для характеристики положения византийского императора в Церкви. Тем с большей осторожностью следует использовать его для петровской эпохи. В конце XIX — первой половине XX вв. исследователи оценивали петровскую реформу с точки зрения современных им представлений о Церкви, как общественной институции, независимой от государства. Но для церковно-государственных Выступление Г. В. Бежанидзе и А. Г. Фирсова отношений в Российской империи
Выступление И. В. Петрова
начала XVIII в. более подходит средневековое понимание православного государства как христианского общества, в котором Церковь и государство связаны неразрывно.
Тема четвертого доклада несколько выходила за пределы синодального периода, но была осознанно включена в программу научного форума организаторами конференции. Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского «Музейно-выставочного центра» Иван Васильевич Петров представил доклад «Петроградский процесс и изъятие церковных ценностей
как часть заключительного этапа Гражданской войны». В своем сообщении докладчик подчеркнул ту мысль, что 1922 год в истории России знаменателен образованием СССР и окончанием Гражданской войны на Дальнем Востоке. Между тем, для Церкви этот год стал временем жесточайшего наступления государства под предлогом изъятия церковных ценностей в связи с разразившимся в Поволжье голодом. Безусловно, атака новой власти на Православную Церковь являлась частью Гражданской войны и попыткой уничтожения последнего очага сопротивления большевизации в стране. Квинтэссенцией этого стал кровавый Петроградский процесс, закончившийся для четырех обвиняемых высшей мерой наказания. Для раскрытия заявленной темы автор привлек как неопубликованные архивные источники, так и выдержки из советских газет той эпохи, продемонстрировав уровень тогдашней журналистики.
Повышенный интерес у слушателей вызвал последний доклад, посвященный рассказу об одном из самых сложных и востребованных проектов современности. Клирик Санкт-Петербургской митрополии священник Павел Овчинников в своем сообщении «Опыт создания базы данных духовного сословия синодального периода Российской импе- Выступление священника Павла Овчинникова рии» сделал обзор и провел сравнительную характеристику баз данных, посвященных духовенству Российской империи и доступных на данный момент на русском языке. Докладчиком были описаны принципы построения информационных систем в разных православных институтах и на этой основе — охарактеризован собственный опыт и новаторские решения в сборе данных, подготовке, построении и совершенствовании развернутой автором базы данных, с которой можно ознакомиться по следующей ссылке: rudatabase.com.
После пленарного заседания конференция продолжила свою работу в формате следующих секций: «Особенности церковно-государственных отношений в синодальный период», «Конфессиональная политика Российской империи. Миссионерско-просветительская и социальная деятельность Русской Православной Церкви» и «История Санкт-Петербургской епархии (к 280-летию со дня основания)».
Ведущим первой секции «Особенности церковно-государственных отношений в синодальный период» выступил доктор филологических наук, профессор
Санкт-Петербургского университета технологий управления К. Е. Нетужи-лов. Во время работы данного подразделения ученые обсудили изменения в церковно-государственных взаимоотношениях, произошедшие в начале XVIII в.: в связи с изменением ценностных ориентиров в государстве, последнее начало требовать от Церкви большей информационно-пропагандистской поддержки, которая проявлялась в панегирических проповедях и комментировании императорских указов с церковного амвона. Также исследователи рассмотрели формирование и развитие механизмов, которые были призваны обеспечить устойчивое взаимодействие церковных и государственных структур: проект создания министерства всех вер и религий и эволюцию института обер-прокурора Св. Синода.
Работа секции «Конфессиональная политика Российской империи. Миссионерско-просветительская и социальная деятельность Русской Православной Церкви» была посвящена обсуждению взаимоотношений Русской Православной Церкви с англикана-ми и католиками после издания манифеста «Об укреплении начал веротерпимости». Помимо этого блок докладов всесторонне раскрыл тему миссионерского служения Русской Церкви: от просветительской деятельности среди старообрядцев в Поволжье и Вологодской земле, основания православных братств в западных регионах империи до активной внешней миссии в Китае в начале ХХ в., видным деятелем которой был архимандрит Гурий (Карпов). Ведущим секции выступил кандидат богословия, заведующий аспирантурой Санкт-Петербургской Духовной Академии Д. А. Карпук.
Третья секция «История Санкт-Петербургской епархии (к 280-летию со дня основания)» стала площадкой, на которой ученые рассмотрели историю и судьбы особо
почитаемых икон сельских и городских храмов Санкт-Петербургской губернии, проанализировали
доходы и расходы храмов Санкт-Петербургской епархии на примере Георгиевской церкви Гдовского уезда, а также познакомились с особенностями деятельности Православного Прибалтийского братства. Ведущими данного подразделения выступили кандидат исторических наук, кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе, доцент кафедры церковной истории
Участники секционного заседания Санкт-Петербургской Дух°вн°й Ака-
демии протоиерей Константин Ко-
стромин и научный сотрудник ГМП «Исаакиевский собор», аспирант Санкт-Петербургского Института истории РАН, соискатель Санкт-Петербургской Духовной Академии, чтец В. О. Яковлев17.
Во второй день научного мероприятия, организованного Историческим обществом Санкт-Петербургской Духовной Академии, исследователи приняли участие
17 В Духовных школах открылась III Всероссийская конференция «Империя и Церковь» // URL: https://spbda.ru/news/v-duhovnyh-shkolah-otkrylas-iii-vserossijskaya-konferentsiya-imperiya-i-tserkov (дата обращения: 08.08.2022).
Участники секционных заседаний
в работе трех секций: «История Санкт-Петербургской епархии (к 280-летию со дня основания)»; «Русская Православная Церковь в начале XX века. Особенности епархиального и приходского устройства» и «Духовно-образовательная деятельность Русской Православной Церкви. Церковная периодическая печать».
Модераторами первой секции выступили кандидат богословия, священник Димитрий Пономарев и магистр богословия, магистр педагогики, священник Павел Кадосов. Исследователи обсудили духовное значение Смоленского кладбища и храма св. прав. Иова Многострадального в годы антирелигиозной кампании советского государства и Великой Отечественной войны. Также была проанализирована деятельность Петра I и члена духовной консистории, благочинного Литейной части, протоиерея Игнатия Васильева в области Выступление священника Павла Кадосова юридических отношений между го- на секции сударством и Церковью. Один из докладов был посвящен сохранившимся барельефам и портретам известного Санкт-Петербургского митрополита XVIII в. Гавриила (Петрова).
Ведущим второй секции «Русская Православная Церковь в начале XX века. Особенности епархиального и приходского устройства» стал магистрант Санкт-Петербургской Духовной Академии Н. Ю. Борисов. Первая часть сообщений была посвящена описанию вклада русских священнослужителей, религиозных деятелей, ученых и мыслителей в развитие богословской науки и укрепление связей между Церковью, обществом и государством. Во второй части исследователи отметили важность работы с архивными документами, которые способны восполнить недостающие исторические сведения. Для примера докладчики использовали в качестве источников приходское летописание, воспоминания контр-адмирала Д. В. Никитина (Фокагитова), а также документы о материальном положении священнослужителей.
В рамках секции «Духовно-образовательная деятельность Русской Православной Церкви. Церковная периодическая печать» исследователи обратили внимание на положение духовных школ Русской Православной Церкви в синодальный период. В своих сообщениях докладчики отметили несовершенство административной системы, недостаток материального обеспечения, а также проблемы в систематизации преподаваемых предметов. Кроме этого участники познакомились с деятельностью религиозных и общественных издательств с конца XVIII по XX вв.: обозначили основные
периодические издания, а также проанализировали их содержание и направленность. Ведущим секции выступил кандидат богословия, заведующий аспирантурой, доцент кафедры церковной истории Санкт-Петербургской Духовной Академии Д. А. Карпук18.
Доклады будут опубликованы в очередном номере журнала «Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии», в 2022 г. С материалами двух предыдущих конференций можно ознакомиться по следующему адресу: https:// history.spbda.ru/vestnik-istoricheskogo-obshchestva.
18 мая 2022 г. в дистанционном формате состоялся совместный круглый стол Московской и Санкт-Петербургской Духовных школ на тему «Московская и Санкт-Петербургская Духовные Академии в революционную эпоху (19051922)». Его организаторами выступили Историческое общество Санкт-Петербургской Духовной Академии и кафедра Церковной истории Московской Духовной Академии.
Перед началом работы научного мероприятия его участников приветствовали кандидат богословия, заведующий кафедрой церковной истории Московской Духовной Академии, профессор А. К. Светозарский и кандидат богословия, заведующий аспирантурой, доцент кафедры церковной истории Санкт-Петербургской Духовной Академии Д. А. Карпук.
В представленных докладах исследователи рассмотрели различные детали жизни двух высших духовных учебных заведений в революционные годы XX в. Докладчики привели данные о материальном состоянии академий, профессорско-преподавательском составе и его отношении к происходившим историческим событиям. Отдельно участники обсудили процесс сбора информации о пострадавших за веру в годы антирелигиозных гонений XX в., который осуществляется Санкт-Петербургской Духовной Академией, а также затронули вопросы канонизации и составления богослужений новомученикам и исповедникам Церкви Русской, связанным с духовными школами северной столицы.
В рамках круглого стола с докладами выступили: аспирант I курса Санкт-Петербургской Духовной Академии священник Константин Суржиков («Петроградская духовная академия в 1918 году»); магистрант профиля «История христианства в новейший период» Московской Духовной Академии священник Дмитрий Федоров («Протоиерей Анатолий Орлов и годы его управления Московской Духовной Академией (1917-1922)»); кандидат богословия, доцент кафедры церковной истории
Круглый стол «Московская и Санкт-Петербургская Духовные Академии в революционную эпоху (1905-1922)»
18 В Академии на Неве завершилась III Всероссийская научно-практическая конференция «Империя и Церковь» // URL: https://spbda.m/news/v-akademii-na-neve-zavershiks-iii-vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-imperiya-i-tserkov (дата обращения: 08.08.2022).
Круглый стол «Мскгковски и Санхт-Петер^ргемя Духовные Академии v революционную элдиу (1905-1972)».
Санкт-Петербургская Духовная Академия в 1918 г.
Выполнил студент 1 курса аспирантуры священник Константин Суржиков
Кирилл Черепенников
( 11 * -"^.иШк.
Круглый стол «Московская и Санкт-Петербургская Духовные Академии в революционную эпоху (1905-1922)»
Московской Духовной Академии Г. Е. Колыванов («Профессорско-преподавательская корпорация Московской Духовной Академии после Февральской революции»); кандидат богословия, заведующий аспирантурой, доцент кафедры церковной истории Санкт-Петербургской Духовной Академии Д. А. Карпук («Санкт-Петербургская Духовная Академия и Императорский Санкт-Петербургский университет в XIX — начале XX века: к истории взаимоотношений»); кандидат богословия, старший преподаватель церковной истории Московской Духовной Академии К. А. Черепенников («К вопросу о разделении на партии в профессорско-преподавательской корпорации в МДА в 1905-1909 годах»); преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Академии священник Иоанн Никитин («Почитание новомучеников и исповедников Церкви Русской XX века, начальствовавших, учивших и учившихся в Санкт-Петербургских духовных школах»).
Все доклады сопровождались дискуссией. Участники приняли решение продолжить подобного рода совместные мероприятия в будущем19.
В день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 21 мая 2022 г., после Божественной литургии, в актовом зале Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялся торжественный акт, посвященный 300-летию основания и 75-летию возрождения Санкт-Петербургских духовных школ. Возглавил торжества Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который в своем слове отметил следующее: «Взирая на славную историю Санкт-Петербургских духовных школ и с благодарностью вспоминая наставников наших, которые проповедовали нам слово Божие (Евр 13:7),
F
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в Санкт-Петербургской духовной академии. 21 мая 2022 г.
19 Московская и Санкт-Петербургская Духовные Академии провели совместный круглый стол, посвященный вопросам истории // URL: https://spbda.ru/news/moskovskaya-i-sankt-peterburgskaya-duhovnye-akademii-proveli-sovmestnyj-kruglyj-stol-posvyashchennyj-voprosam-istorii (дата обращения: 08.08.2022).
полагаю важным проводить исследования по составлению списков выпускников Академии с их жизнеописаниями. Насколько мне известно, в некоторых духовных школах такая работа в настоящее время успешно ведется. Убежден, что деятельность по сохранению памяти будет зримым выражением преемственности поколений и нашей благодарности тем, кто стоял у истоков богословского образования в Санкт-Петербурге и кто на протяжении всей истории Санкт-Петербургских духовных школ служил великому делу подготовки достойных пастырей и просвещенных богословов нашей Церкви»20.
Эти слова должны стать руководством к действию всех членов Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии.
27 мая 2022 г. в Санкт-Петербургской духовной академии прошла IX студенческая научно-богословская конференция, организатором которой выступило Историческое общество. Перед началом мероприятия иеромонах Владимир (Савин) в академическом храме совершил молебен, которым завершился очередной насыщенный год деятельности членов Исторического общества Академии. После богослужения к присутствующим обратился руководитель Исторического общества Д. А. Карпук, подведший основные итоги деятельности Общества за истекший учебный год.
Первый доклад «Распространение христианства на территории Британии в ^ГУ вв.» представил студент 4 курса бакалавриата Санкт-Петербургской Духовной Академии Илья Брусиловский. В своем выступлении он рассказал о первых проповедниках христианского вероучения на Британской земле, отметив, что изучение этого исторического процесса помогает понять последующие тенденции развития христианства в этом регионе. Особое внимание докладчик уделил рассказу о первых проповедниках: прп. Иосифе Аримафейском, апостоле от 70-ти Аристовуле Вританийском и мч. Албане Веруламском, оказавших большое влияние на обращение Британии в истинную веру.
Далее с докладом на тему «Свято-Успенская Почаевская лавра в период межконфессионального противостояния в западнорусских епархиях Российской империи (1905-1909 гг.)» выступил аспирант II курса Московской Духовной Академии Константин Бабак. Свой рассказ он посвятил теме защиты Православия на Волынской земле, где Свято-Успенская Почаевская лавра являлась и является сердцем Православия. Докладчик напомнил слушателям, что Почаевская обитель была одним из форпостов по противодействию прозелитизму Католической Церкви и насильственному насаждению Брестской унии в западнорусском регионе на рубеже XVI-XVII вв. Проследив историю вопроса, докладчик обратил внимание на деятельность таких знаковых личностей как прп. Иов Почаевский (Железо) и архиепископ Антоний (Храповицкий), которые трудились в разное время, но при этом вели полемику с католическим вероучением, противодействуя агрессивным шагам латинских ксендзов в отношении православного вероисповедания в Волынской земле.
20 Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном акте, посвященном 75-летию возрождения Санкт-Петербургской Духовной Академии // Ц^: http://www.patriarchia. ги/аЬДех1:/5927716.Ы:т1 (дата обращения: 08.08.2022).
Третий доклад «Почитание прп. Сергия Радонежского в русской иконографии XV в.» прочитал студент 4 курса бакалавриата Санкт-Петербургской Духовной Академии Павел Лихолай. В своем сообщении он познакомил присутствующих с десятью иконами Сергия Радонежского, которые были написаны в лучших традициях трех исторических иконописных школ Руси XV в.: московской, новгородской и ростовской, и сохранились до наших дней.
Далее с докладом на тему «Энрико Дандоло: слепой, взявший Константинополь» выступил студент 2 курса бакалавриата Псково-Печерской духовной семинарии Владимир Лепехов, который рассказал историю жизни 41-го дожа Венеции, сыгравшего главную роль в организации и проведении IV крестового похода, закончившегося захватом Константинополя в 1204 г.
Затем с докладом «Пастырская литература и ее роль в английской Реформации» выступил магистрант Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Владислав Капитонов. Докладчиком было рассказано о предпосылках распространения протестантизма в Британии, а также о методах проповедования этого направления христианства на территории туманного Альбиона. Особую роль в данном процессе сыграло издание настольной книги пастыря, следовать которой должны были все без исключения клирики протестантской церкви королевства.
Шестой доклад «Православное духовное образование в эпоху Covid-19: опыт социологического исследования» прочитал магистр государственного управления, студент 3 курса бакалавриата Санкт-Петербургской Духовной Академии Андрей Елизаров. В сообщении были описаны результаты социологического опроса студентов и преподавателей по итогам 15 месяцев работы Академии в дистанционном формате из-за ограничений, вызванных эпидемией Covid-19 в 2020-2021 гг.
Далее Радомир Булдаков, методист кафедры Церковной истории, аспирант II курса Московской Духовной Академии сделал сообщение на тему «Проекты реформы Высшего церковного управления в наказах Всероссийскому съезду духовенства и мирян 1917 г.» В своем докладе он рассказал о видах и направлениях реформ, которые предполагалось вынести на рассмотрение Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917 г. после Всероссийского съезда духовенства и мирян.
С заключительным докладом «Церковно-певческие вопросы на страницах "Журнала Московской Патриархии" послевоенного времени (1946-1956 гг.)» выступила аспирант II курса Санкт-Петербургской Духовной Академии А. П. Сологуб. В своем выступлении Анна Петровна рассказала об истории создания академического мужского хора Санкт-Петербургской Духовной Академии и о таких выдающихся личностях как Дмитрий Степанович Бортнянский, Степан Васильевич Смоленский и Григорий Федорович Львовский, оказавших большое влияние на развитие церковной музыки и составление основных правил ее написания и исполнения, которые действуют по сей день.
По окончании конференции Д. А. Карпук поблагодарил всех присутствующих за их труды в текущем году и выразил надежду, что подобные мероприятия будут проводиться и впредь21.
21 В Академии прошла IX студенческая научно-богословская конференция Исторического общества // Ц^: https://spbda.ru/news/v-akademii-proshla-ix-studencheskaya-nauchno-bogoslovskaya-konferentsiya-istoricheskogo-oЬshchestva (дата обращения: 08.08.2022).
Участники IX научно-богословской конференции
Таким образом, в течение 2021-2022 учебного года Историческое общество подготовило и провело одну всероссийскую с международным участием научно-практическую конференцию, три академических конференции, подготовило или участвовало в подготовке и проведении шести круглых столов. Отдельного внимания заслуживает подготовка и проведение Великим постом четырех Вечеров памяти, посвященных истории Санкт-Петербургской Духовной Академии. Регулярно в течение всего учебного года совершались молебны и литии в академическом храме и на Никольском кладбище.
К. Д.