Научная статья на тему 'Отчет о деятельности Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии в 2017-2018 учебном году'

Отчет о деятельности Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии в 2017-2018 учебном году Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
263
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отчет о деятельности Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии в 2017-2018 учебном году»

Деятельность исторического общества

отчет о деятельности исторического общества санкт-петербургской духовной академии в 2017-2018 учебном гОДу

В 2017-2018 учебном году члены Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии продолжали активно заниматься своей деятельностью: проводили богослужения, организовывали различные круглые столы и конференции. Было организовано и проведено четыре вечера, а также Олимпиада по истории Санкт-Петербургской духовной академии. На момент окончания 2017-2018 учебного года в состав Общества входило более 50 человек.

Руководителем Исторического общества в течение отчетного года являлся доцент кафедры церковной истории, заведующий аспирантурой Санкт-Петербургской духовной академии Д.А. Карпук. Административный отдел Общества в течение всего отчетного года возглавлял студент II курса магистратуры чтец Алексей Еврокатов, заместителем являлся студент 4 курса бакалавриата чтец Константин Бабак. Руководителем Информационного отдела в отчетный период являлся студент II курса магистратуры чтец Максим Тарасов, заместителем — студент I курса магистратуры чтец Иван Колонтаев. Богослужебным отделом руководил аспирант чтец Виктор Константинович Вытнов, заместителем являлся студент I курса магистратуры иеродиакон Иоанн (Галумов). Мемориальным отделом руководил студент 4 курса бакалавриата чтец Антоний Сапрыкин, его заместителем являлся студент 4 курса бакалавриата чтец Дионисий Спижавка. Во главе Художественного отдела стоял студент 3 курса бакалавриата Давид Варламов, заместителем являлась студентка 3 курса Иконописного отделения Анна Мартынова.

В течение года регулярно осуществлялось молитвенное поминовение наставников и выпускников академии. Так, 24 сентября 2017 г., в день пятой годовщины преставления протоиерея Георгия Тельписа, близкие родственники, духовенство и студенты

Панихида по протоиерею Георгию Тельпису в пятую годовщину со дня кончины

(24 сентября 2017 г.)

Проповедь иеромонаха Геннадия (Полякова) в день памяти священномученика Иоанна Кочурова (13 ноября 2017)

академии помолились об упокоении его души. Литию совершил иеромонах Афанасий (Букин).

13 октября 2017 г., в день кончины возродителя жизни духовной академии Северной столицы митрополита Григория (Чукова), в крипте Троицкого собора Александро-Невской лавры насельники обители, духовенство и члены Исторического общества совершили заупокойную литию у места захоронения митрополита Григория. Литию совершил священник Иоанн Никитин.

13 ноября, когда исполнилось 100 лет со дня кончины

первого мученика XX века, выпускника Санкт-Петербургской духовной академии Иоанна Кочурова, в домовом храме святого апостола Иоанна Богослова прошёл молебен, на котором преподаватели и студенты помолились тем святым, которые преподавали и учились здесь до своего мученического подвига. Молебен совершил иеромонах Геннадий (Поляков) в сослужении духовенства академии. В своем слове отец Геннадий отметил: «Не успели отгреметь первые революционные выстрелы, как наша Церковь начала восходить на свою Голгофу. И первым новомучеником был наш выпускник — протоиерей Иоанн Кочуров. Большевики стремились полностью уничтожить всю Церковь, и поэтому уже перед каждым христианином, независимо от того, на каком месте он находился: был ли он епископом, приходским священником или мирянином, перед каждым встал принципиальный вопрос — или сохранить верность Христу даже ценой каких-то земных благ или самой своей жизни, или отступиться и отречься от веры. С одной стороны, это была страшная ситуация радикального выбора, который был очень труден для многих людей, но, с другой стороны, именно благодаря такому положению Церковь смогла явить всю полноту своей святости, и теперь уже целый сонм епископов, священников, монахов, мирян до конца засвидетельствовали верность Христу своими страданиями и пролитой кровью».

1 февраля 2018 г. исполнилось 100 лет со дня мученической кончины выпускника Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Петра Скипетрова. Накануне дня памяти священномученика в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова прошло праздничное бдение. Богослужение возглавил иеромонах Геннадий (Поляков) в сослу-жении академического духовенства. 1 февраля духовенство академии, преподаватели

и студенты во главе с проректором по воспитательной работе иеромонахом Марком

Молебен на могиле священномученика Петра Скипетрова (1 февраля 2018 г.)

(Святогоровым) совершили молебен на месте погребения отца Петра на Тихвинском кладбище близ Александро-Невской лавры.

8 февраля 2018 г. в духовной академии были освящены бюсты протопресвитеров военно-морского духовенства Евгения Аквилонова и Георгия Шавельского. Перед этим в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова была совершена лития. Затем, под пение тропаря покровителю академического храма, молящиеся прошли в учебные аудитории (I и II курсов магистратуры), где и были, по благословению ректора академии, установлены бюсты. Чин литии и освящения совершил священник Леонид Марков, клирик храма иконы Божией Матери «Милующая» («Достойно есть»). После чина освящения отец Леонид рассказал собравшимся о своей деятельности по увековечиванию памяти протопресвитеров военно-морского духовенства, и поделился историей идеи создания бюстов в их честь. Преподаватель академии Д.А. Карпук поблагодарил отца Леонида за активную деятельность по увековечиванию памяти протопресвитеров Евгения Аквилонова, Георгия Шавельского и Александра Желобовского, бюст которого был освящён два года назад и находится в историческом здании академии. Автором и архитектором бюстов является заслуженный художник России, скульптор Михаил Орестович Лушников (Москва).

Осенью 2017 г. и весной 2018 г. на Никольском кладбище Свято-Троицкой Алек-сандро-Невской лавры проводилась уборка надгробий наставников академии. Студенты академии трудились под руководством членов Исторического общества Антония

Освящение бюстов протопресвитерам военно-морского духовенства (8 февраля 2018 г.)

Перед уборкой на Никольском кладбище 31 мая 2018 г.

Сапрыкина и Дионисия Спижавки, которые вместе с ребятами убирали листву, чистили памятники от грязи, а кое-где подкрашивали и выравнивали поврежденные временем монументы.

9 ноября в Книжной гостиной духовной академии состоялся круглый стол на тему «Церковная архитектура Санкт-Петербурга». Мероприятие Исторического общества открыл проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Константин Костромин, который в своем слове подчеркнул

Круглый стол «Церковная архитектура Санкт-Петербурга». 9 ноября 2017 г. Деятельность Исторического общества 247

Круглый стол «Церковная архитектура Санкт-Петербурга». 9 ноября 2017 г.

важность изучения исторического прошлого Церкви и государства: «Нужно знать свое прошлое и любить его. Без этого невозможно быть не только хорошим христианином, но и просто состоявшимся человеком. И то, что мы здесь делаем, по определению имеет Божие благословение».

Далее студентка 1 курса Иконописного отделения Анна Жевликова в своем докладе «Знакомство с русским архитектором Василием Антоновичем Косяковым» рассказала об архитекторе, чьи творения стали неотъемлемой частью архитектурного облика Петербурга: «Моё знакомство с Василием Антоновичем Косяковым произошло ввиду близости его архитектурного произведения — Путиловской церкви, к моему дому. Сейчас трудно угадать в дважды перестраивавшемся здании величие и нарядность трехнефной базилики с тремя апсидами, пятиглавием со стороны восточного фасада и колокольней — с западного. Путиловский храм святителя Николая Чудотворца и мц. царицы Александры, построенный в 1901-1906 гг. по инициативе и на средства рабочих Путиловского завода, стал свидетелем быстрого разложения общества и непосредственным участником трагических событий революционной России. Послужив на благо Церкви меньше четверти века, с приходом советской власти храм был обезображен и превращён в заводской клуб. С 2006 г. в здании, возвращенном Православной Церкви, вновь проходят богослужения».

Рассказ Анны Мартыновой — студентки 3 курса Иконописного отделения — был посвящен следующей теме: «Спас на Крови: из истории жизни памятника». По своему виду это самый непетербургский из храмов города, но, в то же время, без него немыслимо представить Петербург. Именно этот храм воплотил в своём облике яркие художественные искания и осмысление опыта прошлого. С одной стороны, это воплощение трагедии, и вместе с тем, в своем облике он словно излучает радость; он объединил труды множества лучших людей своего времени и разделил печальную судьбу многих храмов в годы гонений на Церковь. Сооруженный на месте смертельного ранения императора Александра II, Спас на крови был создан по желанию Александра III в русском стиле архитектором А. А. Парландом совместно с архимандритом

Игнатием (Малышевым). Храм строился четверть века, его уникальное декоративное убранство и мозаики не имеют аналогов в русском искусстве. Интересна связь истории создания храма с Санкт-Петербургской духовной академией: в комиссию по строительству входил профессор академии Н. В. Покровский, а первым настоятелем был назначен протоиерей Петр Лепорский, также профессор столичной дореволюционной академии.

Студентка 1 курса Иконописного отделения Дина Пикулина рассказала о Екатерининской церкви («Архитектура церкви святой Екатерины (Кадетская линия ВО, 27а) в контексте эпохи»), восстановление которой идет уже практически 20 лет после ее возвращения верующим. До закрытия это был прекрасный храм, купол которого венчал ангел с крестом в руках. Церковь была построена в начале XIX века архитектором А. А. Михайловым-вторым. Согласно первоначальному замыслу это был одноку-польный храм, греческим крестом в плане. Трапезная и колокольня были построены в 60-х годах XIX века. Силуэт церкви играет большую роль не только для острова, но и для всего Петербурга: архитектурные формы куполов Екатерининской церкви, Исаакиевского собора, Троицкого и других перекликаются между собой, придавая северной столице неповторимую красоту.

23 ноября 2017 г. в аудитории II курса магистратуры академии прошла II научно-богословская конференция Исторического общества. Выступая со вступительным словом, руководитель общества Д.А. Карпук подчеркнул необходимость естественной любознательности студентов для того, чтобы стать профессиональными историками. В этой связи он призвал всех слушателей участвовать в мероприятии своими вопросами, которые не только способствуют развитию интеллектуальных способностей, умению мыслить нестандартно, но и помогают докладчику по-новому взглянуть на тему своего исследования.

В рамках конференции было представлено и озвучено 4 доклада. Первым стало сообщение студента II курса магистратуры библейско-богословского отделения чтеца Святослава Шевченко, который выступил с докладом «Вклад Санкт-Петербургской

II научно-богословская конференция Исторического общества. 23 ноября 2017 г. Деятельность Исторического общества 249

Открытие фотовыставки «Петроградская Духовная Академия в 1917 году. Накануне закрытия».

1 декабря 1917 г.

духовной академии в развитие русской библеистики». В своем выступлении докладчик рассмотрел исторические периоды развития духовной школы и то, как это влияло на состоянии библейской науки в нашей стране. Также были обозначены основные персоналии и их главные труды по библеистике в XIX — XX вв.

Со вторым докладом на тему «Вклад Г. Я. Киприановича в дело изучения деятельности митрополита Иосифа (Семашко)» выступил студент 4 курса бакалавриата чтец Константин Бабак. Обозначив основные вехи жизни митрополита Иосифа и историю борьбы российского правительства с унией, докладчик кратко охарактеризовал работу профессора Г. Я. Киприановича («Жизнь Иосифа Семашки, митрополита литовского и виленского, и воссоединение западно-русских униатов с православной церковью в 1839 г.») как наиболее серьезное исследование по данной теме.

Студент 4 курса бакалавриата чтец Петр Чорнобай выступил с докладом «Наследие преп. Паисия Величковского и его влияние на возрождение православного старчества». Большая часть сообщения была посвящена описанию жизни подвижника, который сыграл исключительно важную роль в деле возрождения монашества в Российской империи на рубеже XVШ-XIX вв. Студент 4 курса бакалавриата Дионисий Спижавка представил вниманию слушателей сообщение на тему «Архипастырская деятельность архиепископа Леонтия (Лебединского) на Херсонской и Одесской кафедре».

1 декабря 2017 года в Книжной гостиной состоялся круглый стол Исторического общества на тему «Святитель Филарет (Дроздов) в истории русской Православной Церкви. К 150-летию со дня блаженной кончины». Перед началом мероприятия участники Круглого стола ознакомились с фотовыставкой «Петроградская духовная академия в 1917 году. Накануне закрытия», открывшейся в Книжной гостиной 30 ноября. Далее с приветственным словом к собравшимся обратился руководитель Общества Д. А. Карпук.

В рамках Круглого стола прозвучало три доклада. Студент 4 курса бакалавриата чтец Константин Бабак рассказал о деятельности святителя Филарета

Круглый стол «Святитель Филарет (Дроздов) в истории Русской Православной Церкви. К 150-летие со дня блаженной кончины». 1 декабря 2017 г.

в Санкт-Петербурге, обратив особое внимание собравшихся на основные труды святителя в годы его ректорства в духовной академии. Студент I курса магистратуры чтец Иван Колонтаев зачитал доклад «Святитель Филарет Московский и Православный Восток в XIX в.». Докладчик особо подчеркнул важность взаимоотношений между Русской Церковью и Поместными Православными Церквами на Востоке в тот период времени. Студент I курса магистратуры монах Иоанн (Галумов) осветил особенности взаимоотношений митрополита Филарета и приходского православного духовенства на примере его писем и обращений. В ходе эмоционального обсуждения доклада была особо отмечена многогранность и неоднозначность личности святителя Филарета.

6 декабря 2017 г. в Книжной гостиной прошел круглый стол «Первый переводчик Платона. К 150-летию со дня кончины профессора В.Н. Карпова». Василий Николаевич Карпов (1798-1867) — русский философ, переводчик и духовный деятель, профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Он перевел на русский язык все сочинения Платона, за исключением писем и «Законов».

Перед началом круглого стола на Никольском кладбище Свято-Троицкой Алек-сандро-Невской лавры была совершена лития по почившему ученому и его родным. В течение вечера были представлены три доклада, раскрывающие личность ученого с разных сторон: как философа, как психолога и как филолога.

Первым выступил преподаватель духовной академии протоиерей Сергий Золотарев с докладом «Paideia Karpoviana: становление В. Н. Карпова как ученого». Он рассказал об обучении Карпова в Воронежской духовной семинарии и о его первом знакомстве с творчеством Платона, которое определило будущую судьбу ученого. В своем выступлении отец Сергей отметил: «Изучение философии Платона дает выход в богословие и, самое главное, понимание того, что обращение к прошлому, к философии, к истокам европейского мышления нужно не просто из-за археологического или исторического интереса, а как некая стратегия и план действия в будущем».

Круглый стол «Первый переводчик Платона. К 150-летию со дня кончины профессора В. Н. Карпова». 6 декабря 2017 г.

Доклад «Профессор В. Н. Карпов как психолог» представил клирик храма преподобного воина Феодора Ушакова города Санкт-Петербурга диакон Александр Стебенев. Докладчик отметил, что, по мнению В. Н. Карпова, психология давала возможность будущим пастырям увидеть строение души, ее механизмы и цели развития душевных способностей, что возможно только в свете Откровения.

Завершил выступления студент 2 курса бакалавриата Назарий Луцюк своим сообщением «В. Н. Карпов как переводчик Платона». Докладчик рассказал о процессе перевода сочинений Платона, которому ученый посвятил значительную часть своей жизни, и сделал это настолько профессионально, что литературный критик XIX века В. Г. Белинский назвал перевод Карпова лучшим на тот момент в Европе.

22 декабря 2017 г. в профессорской Санкт-Петербургской духовной академии состоялась Межвузовская конференция, посвященная 100-летию восстановления патриаршества в Русской Церкви. Конференция проводилась в режиме онлайн с Казанской духовной семинарией.

От лица администрации Казанской семинарии с приветственным словом выступил секретарь Учёного совета, доктор богословия протоиерей Алексий Колчерин. В своём слове отец Алексий выразил соболезнование от лица профессорско-преподавательской корпорации Казанской семинарии в связи с кончиной выдающегося преподавателя Санкт-Петербургской духовной академии архимандрита Ианнуария (Ивлиева), скончавшегося накануне, 21 декабря. Перед началом выступлений собравшиеся пропели новопреставленному «Вечную память».

От Санкт-Петербургской духовной академии с приветственным словом выступил руководитель Исторического общества Д. А. Карпук. Он выразил надежду, что сотрудничество между духовными школами и подобного рода конференции продолжатся и в будущем.

В ходе конференции прозвучали доклады студентов, касающиеся различных аспектов истории Петроградской и Казанской академий. Студент 2 курса магистратуры

Межвузовская конференция, посвящённая 100-летию восстановления патриаршества в Русской Церкви. 22 декабря 2017 г.

Межвузовская конференция, посвящённая 100-летию восстановления патриаршества в Русской Церкви. 22 декабря 2017 г.

Казанской семинарии Сергей Павлов озвучил доклад «Новомученический подвиг выпускников Казанской духовной академии и их связь с Санкт-Петербургской епархией», в котором рассказал о выпускниках, чей подвиг отразился и в истории Санкт-Петербурга. Выпускник магистратуры Казанской семинарии Иоанн Козиков представил доклад «Исключительные условия жизни и деятельности Казанской духовной академии в 1917 году».

От Санкт-Петербургской духовной академии с докладом о святителе Тихоне, Патриархе Московском и всея Руси, выступили студент 3 курса бакалавриата Давид Варламов и студентка 3 курса Факультета церковных искусств Надежда Кузьменко. Завершил выступления студент I курса магистратуры академии монах Иоанн (Галумов), который рассказал собравшимся о подготовке к возможной эвакуации Петроградской духовной академии в 1917 г. Докладчик отметил, что местом возможной эвакуации Совет столичной академии рассматривал именно Казань.

В течение четырех воскресений Великого поста в актовом зале проходили вечера, посвященные истории Санкт-Петербургской духовной академии, начиная с момента открытия Славянской школы в 1721г. и вплоть до начала XXI столетия.

Первый вечер, посвященный истории Санкт-Петербургских духовных школ в XVIII в., состоялся 4 марта. Перед началом вечера всех собравшихся приветствовал руководитель Исторического общества Д.А. Карпук, который в своем слове отметил: «Хотелось бы пожелать, чтобы после этих вечеров история академии стала для нас несколько ближе, и чтобы мы почувствовали ту огромную ответственность, которая лежит на каждом из нас. Дело в том, что мы уже являемся частью истории одного из крупнейших учебных заведений и научно-богословских исследовательских центров, не только в Русской Церкви, но и во всем православном мире. И это факт».

Далее с докладами выступили студенты бакалавриата и Факультета церковных искусств. Студентка 3 курса (ФЦИ) Надежда Кузьменко представила доклад о состоянии и развитии образования в Московском царстве в XVI-XVII вв. Студент 3 курса

Первый вечер, посвященный истории Санкт-Петербургской духовной академии.

4 марта 2018 г.

бакалавриата чтец Давид Варламов обратил внимание слушателей на содержание «Духовного регламента» (1721 г.), а также на обстоятельства открытия духовных школ в эпоху правления императора Петра I. Студентка 3 курса (ФЦИ) Елена Шульженко свой доклад посвятила состоянию духовных школ в период правления императрицы Екатерины II. Студент 2 курса бакалавриата Назарий Луцюк подвел итоги и рассказал о состоянии духовных школ на рубеже XVIII-XIX вв. В сообщениях были освещены вопросы, начиная от становления духовного образования в России в XVI-XVII веках до истории академии на рубеже XVIII-XIX веков. Между докладами было исполнено несколько музыкальных номеров: студентка 3 курса Факультета церковных искусств Алла Унгурян исполнила произведение Ю. Чугунова «Памяти Билла Эванса», студентка того же курса Христина Саблина — «Прелюдию ми минор» Ф. Шопена.

Второй вечер «История духовной академии в XIX веке» прошел 11 марта. В начале мероприятия организатор исторических вечеров Д.А. Карпук обратился ко всем присутствующим со словом, в котором высказал мысль о том, что невозможно изучать историю Церкви в целом, или историю Санкт-Петербургской духовной академии в частности, в отрыве от истории России. Такой комплексный подход к изложению исторического материала сформировал определённый жанр проводимых вечеров, когда доклады перемежаются с видеороликами, погружающими зрителей в атмосферу изучаемой эпохи.

Открыл серию докладов студент II курса магистратуры чтец Алексей Еврокатов с выступлением на тему «Общий экскурс по истории Санкт-Петербургской духовной академии в первой половине XIX века». Вниманию слушателей был представлен исторический контекст эпохи, кратко рассказано о проблемах и состоянии духовных школ того периода. Студентка 1 курса Факультета церковных искусств Мария Решетникова рассказала об общем состоянии Санкт-Петербургской духовной академии во второй половине XIX столетия. Следующие доклады были посвящены конкретным персоналиям: «Петербургский период в жизни и деятельности святителя Филарета

Второй вечер, посвященный истории Санкт-Петербургской духовной академии.

11 марта 2018 г.

Второй вечер, посвященный истории Санкт-Петербургской духовной академии.

11 марта 2018 г.

(Дроздова)» (чтец Серафим Кадура, 4 курс бакалавриата), «Петербургский период в жизни и деятельности митрополита Московского Макария (Булгакова)» (чтец Антоний Сапрыкин, 4 курс бакалавриата), «Протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев на посту ректора Санкт-Петербургской духовной академии» (чтец Серафим Кадура, 4 курс бакалавриата), «Столичная духовная академия в период ректорства митрополита Антония (Вадковского)» (Николай Кадура, 3 курс бакалавриата).

По завершении вечера ректор академии архиепископ Петергофский Амвросий поблагодарил всех организаторов и участников исторического вечера, а также поделился своими воспоминаниями: «Человек не может существовать без своих корней. И так случается, что в течении жизни мы всё более и более обретаем эти новые корни. И обретая их, мы становимся более сильными, более опытными, может быть, отчасти, и более мудрыми... Мне бы хотелось, чтобы имена, которые сегодня прозвучали в этом зале, стали для вас родными. Чтобы они впоследствии постоянно возникали на вашем жизненном пути и всегда оставляли в сердце большое тепло, радость и добрые воспоминания о вашей юности. Юности, которая проходит в этих замечательных стенах духовной академии. Пройдёт много-много лет, но то, что было посеяно здесь, никогда не забудется. И хорошо, если этими семенами станут те люди, те достойные деятели Церкви, которые действительно являются для нас основаниями и корнями».

третий вечер на тему «История духовной академии в начале XX века» прошел 18 марта. По сложившейся традиции, со вступительным словом к собравшимся обратился организатор исторических вечеров Д. А. Карпук, который высказал убеждённость в том, что история Российской империи начала XX века всегда привлекала и будет привлекать внимание историков. Ведь именно в начале XX столетия кроются причины и истоки всех тех событий, которые сотрясли устои нашего общества: «Вообще всех тех историков, которые занимаются данной проблематикой, можно условно разделить на две группы, два течения, два лагеря: это пессимисты

и оптимисты. Оптимисты говорят о том, что в истории России в начале XX века все было здорово и замечательно: и нефти у нас было много, и чугуна еще больше и пшеница у нас росла лучше, чем у всех остальных — и себе хватало и на продажу получалось еще что-то отправлять. Таким образом, внутренних причин для каких-то потрясений не было. А то, что произошло — это «заслуга» внешних сил: масонов, большевиков, представителей каких-то мировых элит. Пессимисты на это отвечают совершенно другое и говорят — ничего подобного. В Российской империи в начале XX века было много внутренних проблем — чего только заслуживает крестьянский вопрос. Один из самых, если не самый сложный — это рабочий вопрос. К этому можно добавить проблемы высших эшелонов власти — аристократии, бюрократии. И потому пессимисты делают следующий вывод: главная причина разрухи, главная причина погружения России в хаос в 1917 г. — это внутренняя проблема. Я абсолютно убежден, что среди присутствующих есть сторонники как одной, так и другой точки зрения. Конечно, мы не планируем дать исчерпывающий ответ на вопрос о том, как же было на самом деле. Задача, которая стояла перед докладчиками, была более скромной — рассказать об истории Санкт-Петербургской духовной академии в очень сложный, противоречивый и неоднозначный период в истории нашего государства».

Первым о жизни Санкт-Петербургской духовной академии в непростые годы рассказал студент 3 курса бакалавриата Константин Суржиков. В своем докладе «История Санкт-Петербургской духовной академии с 1901 по 1914 гг.» он сообщил о том, что жизнь духовной академии, как и жизнь Русской Православной Церкви, неотделима от судьбы России, от ее успехов и достижений, от ее проблем и пороков. Отдельное внимание было уделено состоянию столичной духовной академии в годы Первой русской революции, в 1905-1907 гг., а также празднованию 100-летнего юбилея академии в 1909 г. После этого студентка 1 курса Факультета церковных искусств Александра Титусова исполнила Прелюдию № 20 ор. 11 Ф. Шопена.

Третий вечер, посвященный истории Санкт-Петербургской духовной академии.

18 марта 2018 г.

Третий вечер, посвященный истории Санкт-Петербургской духовной академии.

18 марта 2018 г.

Второй доклад был посвящен ректорам духовной академии с 1905 по 1918 гг. Диакон Антоний Копаев детально рассказал о жизни и деятельности епископов Сергия (Тихомирова), Феофана (Быстрова), Георгия (Ярошевского) и Анастасия (Александрова).

Студентка 3 курса Иконописного отделения Анна Мартынова выступила с докладом «Петроградская духовная академия в 1914-1918гг.», в котором рассказала о том, как студенты духовных школ несли социальное служение в непростые годы Первой мировой войны: собирали денежные средства для помощи фронту, пополняли ряды братьев милосердия, воевали с оружием в руках на передовой и т. п. Особую атмосферу вечеру создавал показ фрагментов исторических хроник с выступлением мужского хора, который исполнил песнопение священноисповедника Афанасия (Сахарова) «Мужайся, Церковь Христова».

Последним стал доклад студента II курса магистратуры чтеца Максима Тарасова «Духовная академия после 1917 года: закрытие и ее наследие». В нём он рассказал о том, как события Октябрьской революции трагически отразились на состоянии Петроградской духовной академии, которая в конце 1918 г. была закрыта. Отдельное внимание докладчик уделил богословскому образованию в Петрограде (Ленинграде) в 1920-х гг. Завершился вечер произведением «Плачут Свечи» Мераба Парцхаладзе, которое исполнил женский хор Академии.

Четвертый вечер, состоявшийся 25 марта, был посвящен истории академии во второй половине XX — начале XXI вв.: «От гонений к признанию. 1946 год — наше время».

С докладами на последнем вечере выступали: студент I курса магистратуры иеродиакон Иоанн (Галумов), студент 4 курса бакалавриата чтец Константин Бабак, студент 4 курса бакалавриата чтец Николай Тарнакин, студентка 3 курса Иконописного отделения Анна Каменецкая и студентка 1 курса Факультета церковных искусств Мария Шелудько. Всего вниманию слушателей было представлено четыре доклада,

Четвертый вечер, посвященный истории Санкт-Петербургской духовной академии.

25 марта 2018 г.

Четвертый вечер, посвященный истории Санкт-Петербургской духовной академии.

25 марта 2018 г.

Четвертый вечер, посвященный истории Санкт-Петербургской духовной академии.

25 марта 2018 г.

каждый из которых представлял не один из участников вечера, а все одновременно. Каждое выступление сопровождалось показом фотографий и видеохроники. Также во время вечера смешанный хор духовной академии под руководством монахини Ксении (Каньшиной) и женский под управлением Лидии Масловой исполнили несколько песнопений.

Архиепископ Амвросий по окончании вечера поблагодарил всех организаторов и участников вечеров по истории академии: «Вечера истории Санкт-Петербургской духовной академии подошли к концу. В эти дни здесь прозвучало много интересных фактов. Но история — это тема, исчерпать которую практически невозможно. Каждый преподаватель, каждый студент — часть истории нашей академии. И те люди, которые придут сюда на смену нам и вам, будут писать свои курсовые, бакалаврские и кандидатские работы уже по страницам прошлого, которые для нас еще являются настоящим».

После своего обращения к присутствующим владыка ректор наградил студентов, которые принимали активное участие в организации и проведении цикла исторических вечеров. Двухтомное издание по истории академии получили студенты II курса церковно-исторического отделения магистратуры Алексей Еврокатов и Максим Тарасов; студенты I курса церковно-практического отделения магистратуры иеродиакон Иоанн (Галумов) и диакон Антоний Копаев; студенты бакалавриата чтецы Константин Бабак, Серафим Кадура, Антоний Сапрыкин, Николай Тарнакин, Давид Варламов, Николай Кадура, Константин Суржиков и Назарий Луцюк; студентки Факультета церковных искусств Анна Каменецкая и Анна Мартынова; Надежда Кузьменко, Елена Шульженко, Мария Решетникова и Мария Шелудько. За помощь в организации памятные подарки получили студенты бакалавриата Петр Копач, Иван Слизников, Елисей Шагин, монах Павел (Полевой), Эммануил Кричфалуший, Максим Галумов и Андрей Лаза; студентки Факультета церковных искусств Христина Саблина, Алла Унгурян, Дарья Мажан, Анна Пономаренко и Александра Титусова.

29 марта 2018 г. в Книжной гостиной прошла II научно-богословская монашеская конференция, работу которой возглавил ректор академии архиепископ Петергофский Амвросий.

Владыка начал работу конференции с презентации первого выпуска журнала Исторического общества академии. Далее архиерей обратился к собравшимся с приветственным словом, в котором, в частности, отметил: «Примером монашеских конференций стали для нас те, что проходят в Греции, на которых выступающие и слушающие монашествующие являются носителями традиции, чаще всего воспринятой вживую, от её носителей, а не теоретически. Многие из нас были лишены возможности живого преемства из-за советской эпохи и гонений на Церковь, которые нанесли колоссальный урон монашескому преемству. Подобные конференции отчасти призваны помочь нам соткать нити, которыми предстоит соединить духовный опыт поколений, чтобы стать самим носителями Предания Церкви, всегда наиболее убедительно запечатлённого именно в монашестве».

Далее презентацию книги архимандрита Феодосия (Короткова) «Первоначальный общежительный устав в русских монастырях» провела настоятельница Константи-но-Еленинского монастыря игумения Илариона (Феоктистова).

Игумения София (Силина) в своём докладе рассказала об актуальных вопросах духовного окормления в современных монастырях. Игумения Илариона (Феоктистова) посвятила свой доклад теме общежительного устава и Иисусовой молитвы. Иеромонах Феофан (Друганов) выступил с сообщением о почитании в православном мире знаменитого афонского старца Иосифа Исихаста. Иеромонах Даниил (Пронин) подготовил выступление о духовнике академии и наместнике Александро-Невской лавры архимандрите Кирилле (Начисе), 10 лет с момента кончины которого исполнилось в этом году. Иеромонах Онуфрий (Сонькин) в своём докладе затронул тему старообрядческого монашества. Преподаватель академии иеромонах Варфоломей (Магницкий) рассказал собравшимся о слове «лень» в Новом Завете. Завершил выступления иеродиакон

II научно-богословская монашеская конференция. Презентация книги архимандрита Феодосия (Короткова) «Первоначальный общежительный устав в русских монастырях». 29 марта 2018 г.

II научно-богословская монашеская конференция. 29 марта 2018 г.

Иоанн (Галумов), который рассказал всем присутствующим о забытом в наше время особом чинопоследовании женского монашеского пострига.

10 мая 2018 г. в читальном зале академии прошла I Студенческая олимпиада по истории Санкт-Петербургской духовной академии. Перед началом Д. А. Карпук обратился к участникам со словом, в котором отметил: «Сегодня не экзамен и даже не контрольная работа, поэтому я всех призываю отнестись спокойно к данному мероприятию. История духовной академии — это довольно специфическая тема. Несколько раз у нас проходили олимпиады по литургике. Но литургика — это то, с чем вы сталкиваетесь на занятиях, на богослужениях, поэтому, вне всякого сомнения, вам это ближе. История академии, в свою очередь, это то, с чем студенты практически не сталкиваются, не считая краткого курса, входящего в программу обучения, и различных торжественных мероприятий, посвященных очередному «летию». Возможно, это первая и последняя олимпиада по истории академии, но, в любом случае, даже если это так, вы вошли в историю хотя бы фактом своего участия. Всем участникам желаю успехов!»

Всего на написание работы отводился час. За это время участникам предстояло выполнить тестовые задания, написать ответы на открытые вопросы, вспомнить многие имена и даты, связанные с историей учебного заведения.

По окончании Олимпиады студент 4 курса бакалавриата Константин Бабак поделился своими впечатлениями: «Проведение олимпиады в рамках Исторических вечеров, посвященных Санкт-Петербургской Духовной Академии — это, прежде всего, воспоминание истории учебного заведения в котором мы обучаемся. И я считаю, что каждый студент обязан знать историю родной alma mater. Поэтому хотел бы призвать всех студентов принимать участие в подобных мероприятиях для развития своего интеллектуального уровня, для того, чтобы познавать что-то новое».

Студент 3 курса бакалавриата Давид Варламов отметил: «Мероприятия данного формата не просто полезно, а необходимо проводить для учащихся нашей духовной академии. Подобные олимпиады являются неким стимулом, раскачкой нашего «сонного» научного развития. Было много новых вопросов, на которые, к моему великому

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Олимпиада по истории Санкт-Петербургской духовной академии. 10 мая 2018 г.

сожалению, я не смог ответить, но теперь мне хочется изучать историю жизни моей родной академии более углубленно. Я очень доволен сегодняшней олимпиадой и призываю всех студентов участвовать в мероприятиях подобного рода. Огромную благодарность хочется выразить организатору сегодняшнего состязания — Дмитрию Андреевичу Карпуку. Благодаря высокому уровню и профессиональному подходу нашего преподавателя эта олимпиада оказалась не только сложной, но также очень интересной и оригинальной».

Своими впечатлениями поделился также студент 4 курса бакалавриата чтец Серафим Кадура: «Всякое интеллектуальное мероприятие способствует развитию человека. Вообще студенты должны этим заниматься, должны проявлять какую-то инициативу. Участвуя в олимпиаде, учащиеся сталкиваются с вопросами, ответ на которые они не знают, и это способствует проявлению интереса к каким-то предметам, личностям и повышает уровень развития. В олимпиаде важно не победить, а просто поучаствовать, почувствовать дух соревнования, в хорошем смысле этого слова. Некоторые вопросы действительно были интересными и неожиданными для участников».

15 мая 2018 г. в Книжной гостиной прошел круглый стол «наследие епископа иоанна (Соколова) и актуальные проблемы церковного права». Данное мероприятие было приурочено к 200-летию со дня рождения выдающегося русского канониста и ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Иоанна (Соколова). В работе круглого стола приняли участие преподаватель канонического права протоиерей Алексий Балакай, ответственный редактор журнала «Христианское чтение» священник Игорь Иванов, члены Исторического общества, студенты академии.

Круглый стол открыл Д.А. Карпук, отметив, что наследие владыки Иоанна (Соколова) важно и интересно нам. Будучи выдающимся ученым и ректором академии, он был убежден, что студенты должны быть специалистами во всех богословских областях. Исходя из этой установки, владыка Иоанн лично давал темы для научных исследований учащимся академии, вне зависимости от сферы их научных интересов и приоритетов. В настоящее время очень важно начать обсуждение проблем

церковного права, поскольку в научном сообществе существуют разные точки зрения на церковно-правовые вопросы.

Студент I курса церковно-практического отделения чтец Павел Ткаченко зачитал доклад на тему «Основные этапы жизни епископа Иоанна (Соколова)», сделав особый акцент на деятельности владыки Иоанна в области развития церковного народного образования и просвещения для преодоления раскола.

Студент 4 курса бакалавриата чтец Константин Бабак зачитал сообщение проректора по воспитательной работе иеромонаха Марка (Святогорова) на тему «Роль и значение презумпции невиновности в светском и церковном суде». В обстоятельном докладе были сделаны следующие выводы: светский суд, рассматривая дело, не устанавливает истину, а формально устанавливает виновность или невиновность подсудимого. Церковный же суд прежде всего нацелен на поиск истины и справедливости, что никогда не может казаться анахронизмом. Иными словами, на первом месте в церковном суде стоит суд совести.

Студент 4 курса бакалавриата чтец Николай Тарнакин в докладе «Церковный суд и суд светский: общее и различное в принципах» продолжил раскрывать тему предыдущего сообщения, на конкретных примерах сопоставляя принципы двух судов. Докладчик пришел к выводу, что церковный суд ищет истину и стремится к справедливости, в отличии от светского суда, стремящегося к реализации формальных принципов.

Переходя к теме следующего доклада, протоиерей Алексий Балакай отметил, что вопрос правоприменения в Православной Церкви нужно рассматривать с учетом того, как он решался в других конфессиях. Так, что касается канонов, то в ХХ веке в Римско-Католической Церкви прошли две канонические реформы, опирающиеся сугубо на авторитет Папы Римского (каноническая «мутация»), протестанты же изначально отвергли каноническое право, наравне с Преданием (каноническая «ампутация»).

1

Круглый стол «Наследие епископа Иоанна (Соколова) и актуальные проблемы церковного права». 15 мая 2018 г.

Круглый стол «Наследие епископа Иоанна (Соколова) и актуальные проблемы церковного права». 15 мая 2018 г.

Студент 4 курса бакалавриата чтец Федор Иванов вниманию слушателей представил доклад «Проблематика современного правоприменения канонов Русской Православной Церкви по материалам книги иеродиакона Григория (Матрусова) «Каноны: правила Церкви и правила жизни» (2017)». Докладчик осветил основные вопросы, касающиеся применения канонов: принцип неизменности канонов, проблему их адаптации к жизни, ситуативного объяснения канонов и т. д. Было отмечено, что на данный момент нет однозначного алгоритма применения церковного права, как нет и однозначного и общепризнанного в Церкви принципа кодификации канонов. В этом плане книга, представленная на круглом столе, должна послужить хорошим подспорьем всем, изучающим проблемы церковного права.

В завершении круглого стола прозвучал доклад студента I курса церковно-прак-тического отделения чтеца Андрея Швайбовича на тему «Участие верных в Евхаристии в период древней Церкви». В сообщении были раскрыты как канонические, так и духовные основания практики регулярного причащения клириков и мирян.

24 мая 2018 г. в Книжной гостиной исторического здания Санкт-Петербургской духовной академии состоялся круглый стол «воспитательный процесс в Духовных семинариях в начале XX века». В помещении собрались студенты бакалавриата, магистратуры и Факультета церковных искусств, а также профессор протоиерей Георгий Митрофанов и профессор Сергей Львович Фирсов.

Перед началом заседания директор издательства академии Д.В. Волужков представил только что вышедшую в свет монографию профессора Санкт-Петербургской духовной академии А.Ю. Митрофанова «Очерки из истории канонического права Х1-Х11 вв.: Ансельм Луккский, Феодор Вальсамон, Нерсес Лампронский».

Ведущим круглого стола был заведующий кафедрой церковной истории, профессор протоиерей Георгий Митрофанов, который в своем вступительном слове отметил: «До XVIII века духовенство нигде не воспитывалось, кроме как в семье. Появившаяся, по сути дела, в ХУШ веке духовная семинария оказалась перед очень сложной

задачей: нужно было доказать духовенству, что их дети, чтобы стать священнослужителями, должны получать образование. Но для того, чтобы получить образование, этих детей нужно было отторгнуть от их родителей в довольно раннем возрасте — 8-10 лет. Для нормальной семьи отторгать в таком возрасте ребёнка являлось катастрофой. Но одна из главных проблем заключалось в другом: дети священников становились

священниками. Отец вёл своего ,, _ „

^ Круглый стол «Воспитательный процесс

сына по пути будущего при- в Духовных семинариях в начале XX века».

ходского священника. На про- 24 мая 2018 г

тяжении всего XVIII века дети

силой направлялись на этот путь. А результат оказался поразительным. Если в начале XVIII века было много безграмотных священников, то к концу столетия неграмотные священники исчезли. К концу XIX века мы, наконец, получили образованное духовенство. И вот эта скорость развития образования была чревата определенными издержками. Главная издержка заключалась в том, что наша система духовного образования постоянно сталкивалась с неразрешенными вопросами».

После вступительного слова отца Георгия с докладами, посвящёнными заявленной теме, выступили студенты магистратуры. Студент II курса библейского профиля чтец Илья Бурдуков выступил с докладом «Бунташный век семинаристов в контексте революционного движения Российской империи начала XX века». В своем сообщении докладчик, проанализировав недостатки постановки учебно-воспитательного процесса в духовных школах, пришел к выводу, что главной причиной протестной деятельности семинаристов являлась борьба за секуляризацию духовной школы. По окончании доклада состоялся обмен мнениями среди участников круглого стола по вопросу эффективности уставов духовных школ, опубликованных во второй половине XIX столетия.

Студент II курса исторического отделения чтец Владислав Пашков рассказал собравшимся о педагогическом опыте митрополита Евлогия (Георгиевского) как средстве нейтрализации протестных настроений учащихся. Уникальность данного опыта заключается в том, что будущему иерарху удалось благодаря своей педагогической модели преобразовать духовно-нравственный облик студентов Владимирской семинарии, а также снизить количество протестных акций в несколько раз.

Заключительным выступлением стал доклад на тему «Постановка воспитательного процесса в Тульской духовной семинарии в начале XX века», который озвучил студент I курса отделения церковной истории чтец Иоанн Колонтаев. На основании воспоминаний митрополита Евлогия (Георгиевского) о студенческих годах в Тульской духовной семинарии, докладчику в своем сообщении удалось обратить внимание участников круглого стола на многие из имевшихся в то время проблем в области постановки учебно-воспитательного процесса, которые, в свою очередь, повлекли за собой участие семинаристов в протестном движении.

31 мая в академии прошло заключительное в текущем учебном году общее собрание Исторического общества и III студенческая научно-богословская конференция. Перед началом мероприятий в академическом храме св. Иоанна Богослова было совершено молебное пение преподобному Макарию (Глухареву) Алтайскому, выпускнику Санкт-Петербургской духовной академии 1817 г.

В рамках общего собрания руководитель Исторического общества Д.А. Карпук обозначил основные сферы деятельности на следующий год. Также, в общих чертах,

были подведены итоги проделанной работы за ушедший учебный год, в ходе которого было проведено полтора десятка различных мероприятий и был выпущен первый номер «Вестника Исторического общества». Дмитрий Андреевич Карпук пожелал студентам проявлять инициативу, чтобы Историческое общество могло реализовывать новые интересные проекты и задумки. Затем всем участникам конференций и круглых столов, организованных Историческим обществом за прошедшие два года, были вручены сертификаты. Официальное мероприятие завершилось общей фотографией.

Далее состоялась конференция, в рамках которой первый озвученный доклад был посвящен теме «Уфимская духовная семинария на рубеже XIX — XX вв.». Его представил студент II курса магистратуры чтец Алексей Еврокатов. Докладчик на основании опубликованных источников и имеющихся исследований описал основные вехи из истории данной семинарии. Отдельно были затронуты вопросы о миссионерской деятельности студентов и национальном составе учащихся.

Вторым докладчиком стал аспирант академии чтец Виктор Константинович Вытнов, предоставивший доклад на тему «Деятельность архиереев Донской епархии в сфере духовного образования в XIX — начале XX вв.». Автор обратил внимание всех присутствующих на особую значимость для развития духовного образования в данном регионе епископа, впоследствии митрополита Киевского Платона (Городецкого), выпускника Санкт-Петербургской духовной академии 1823 г.

Доклад «Церковно-общественные взгляды профессора М. О. Кояловича (18281891)» представил студент 4 курса бакалавриата чтец Серафим Кадура. Были рассмотрены взгляды известного профессора Санкт-Петербургской академии по целому ряду проблем, в том числе и по вопросу об унии в Западной Руси. Близкий по проблематике доклад «Разработка истории Брестской унии и униатства в трудах И. А. Чисто-вича (1828-1893)» представил студент 4 курса Константин Бабак.

Студент 3 курса Глеб Тихашин представил доклад на тему «Периодика на оккупированной территории Белоруссии на примере газеты «Новый путь» (1942-1944)».

Молебен перед началом общего заседания Исторического общества.

31 мая 2018 г.

Члены Исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии.

31 мая 2018 г.

Автор обратил внимание на националистический и прогерманский характер издания, при этом указав на некоторое позитивное отношение редакции к Православной Церкви. После небольшой дискуссии стало ясно, что данная газета в целом вряд ли имела широкое распространение и влияние на формирование взглядов местного населения.

Тему периодических изданий продолжил студент II курса магистратуры чтец Максим Тарасов. Он представил доклад «Церковно-общественная проблематика на страницах газеты «Деятельность» (1868-1872)». Докладчик рассказал о том, как церковным исследователям необходимо работать с публикациями в газетах, какие сведения в них можно обнаружить, и какую собственно позицию в религиозных вопросах занимал редактор данной либеральной газеты. Д. А. Карпук, комментируя данное выступление, отметил, что на страницах светской периодической печати религиозные вопросы раскрываются совсем иначе, чем в печати духовной, и в определенном

смысле это представляет большую ценность для изучения того или иного явления.

* * *

Некоторые доклады, прозвучавшие на мероприятиях, организованных Историческим обществом, опубликованы на страницах данного — второго — номера «Вестника Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.