Научная статья на тему '«ВСЕ В РУКАХ БЛАГОГО ПРОМЫСЛА БОЖЬЕГО И СОВЕТА АКАДЕМИИ». Заслуженному профессору Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерею Иоанну Белёвцеву 90 лет!'

«ВСЕ В РУКАХ БЛАГОГО ПРОМЫСЛА БОЖЬЕГО И СОВЕТА АКАДЕМИИ». Заслуженному профессору Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерею Иоанну Белёвцеву 90 лет! Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
151
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««ВСЕ В РУКАХ БЛАГОГО ПРОМЫСЛА БОЖЬЕГО И СОВЕТА АКАДЕМИИ». Заслуженному профессору Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерею Иоанну Белёвцеву 90 лет!»

Юбилеи

«ВСЕ В РУКАХ БЛАГОГО ПРОМЫСЛА БОЖЬЕГО И СОВЕТА АКАДЕМИИ».

Заслуженному профессору Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерею Иоанну Белёвцеву 90 лет!

25 февраля 2018 г. своё 90-летие отметил один из старейших и уважаемых преподавателей Санкт-Петербургской Духовной Академии, заслуженный профессор протоиерей Иоанн Белёвцев. Преподаватели и сотрудники академии, в том числе и те, кто в свое время лично учился у отца Иоанна, посетили юбиляра и поздравили любимого и дорогого наставника с Днём рождения. Среди членов делегации и учеников были доцент кафедры церковной истории архимандрит Августин (Никитин) и заведующая канцелярией Ольга Ивановна Пономарева.

Один из воспитанников отца Иоанна, заведующий аспирантурой, доцент кафедры церковной истории Дмитрий Андреевич Карпук преподнёс юбиляру приветственный адрес ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии архиепископа Петергофского Амвросия:

«Сегодня Вы встречаете свой 90-ый День рождения. Год за годом в Духовной Академии сменяются лица студентов, под ее своды приходят все новые и новые молодые люди. Уже давно среди учащихся нет тех, кто бы у Вас учился, для кого бы Вы были одним из начальствующих. Но это не значит, что Академия забывает. Она помнит лично Вас, дорогой отец Иоанн и благодарит Вас за тот огромный вклад, который Вы внесли в развитие цер-ковно-исторической науки.

Ваш главный труд — это множество возделанных сердец студентов, которым повезло встретить Вас на своем жизненном пути. Сейчас они служат Богу по лицу всей земли, но, очевидно, хранят теплую память о Вас в своих молитвах.

Надеюсь, что те, кто идут после Вас по стезе преподавания в нашей Академии, будут ориентироваться не только на Ваши академические успехи, но и на этот грандиозный подвиг всей жизни, который Вы принесли сияющим сокровищем к Божие-му престолу.

Пусть же Отец светов достойно вознаградит Вас, внимая Вашим горячим молитвам. Желаю Вам крепости душевных и телесных сил, милости и благословения Божия.

Шлю добрый привет от всех начальствующих, учащих и учащихся Духовной Академии».

Также Д. А. Карпук от лица владыки ректора вручил протоиерею Иоанну Белёвцеву «во внимание к многолетней преподавательской деятельности в Санкт-Петербургской

Протоиерей Иоанн Белёвцев. 25 февраля 2018 г.

Академическая делегация в день празднования 90-летия протоиерея Иоанна Белёвцева

Духовной Академии и в связи с 90-летием со Дня рождения» академическую медаль святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова I степени.

В поздравлении также приняли участие иеромонах Лука (Пронских), помощник проректора по культуре А. П. Сологуб и регент женского хора Л. А. Маслова. Вечером того же дня отца Иоанна посетил и поздравил первый проректор Санкт-Петербургской Духовной Академии заслуженный профессор протоиерей Василий Стойков.

Протоиерей Иоанн Иоаннович Белёвцев родился 25 февраля 1928 г. в крестьянской семье, в с. Труновское Труновского района Ставропольского края. Он оказался единственным ребенком в семье. Все остальные рождавшиеся братья и сестры умирали в младенческом возрасте. Вот как об этом вспоминает сам отец Иоанн: «Я вырос единственным ребенком в семье — рождались и еще, но все они умирали, не прожив и двух лет. Время было тяжелое. Мне было очень жалко своих братьев и сестер. Христианское воспитание мне прививала мама, Прасковья Ивановна. Она была очень верующая, богомольная. Она же учила меня читать, хотя сама была неграмотная. Но память у мамы была хорошая: она много молитв знала наизусть»1.

Именно благодаря матери и тетке, двоюродной сестре отца, Иоанн Белёвцев рано научился читать по-церковнославянски. В семье была традиция — читать всю Псалтирь по усопшим родственникам. Вот и приходилось Иоанну вычитывать Псалтирь несмотря на то, что сверстники звали его погулять на улице. Впоследствии этот навык очень помог отцу Иоанну в семинарии: «Многие сокурсники тыкались и мыкались, а я свободно и легко читал и получал удовольствие».

1 Земное странствие пресвитера Иоанна // Живая вода. 2017. № 7-8. С. 36. 134 Вестник Исторического общества № 1, 2018

В 1944 г. Иоанн Белёвцев окончил 9 классов средней школы. В послевоенное время поступил в только что возрожденную Ставропольскую духовную семинарию, где и обучался с 1946 по 1950 гг. Отец Иоанн вспоминает, что годы были голодными, и воспитанники семинарии делили, бывало, одну картофелину на двоих. В том числе и по этой причине на каникулы никого из учащихся не оставляли. Отцу Иоанну приходилось добираться на попутках, расплачиваясь зачастую хлебом, который приходилось специально откладывать и собирать из скудного и без того семинарского пайка. Но однажды случилось так, что машин не оказалось, и отцу Иоанну пришлось добираться домой пешком: «Иду степью. На спине перинка, на которой я спал, — ведь всё должны были забирать с собой, сторожей не было, если оставишь, вернувшись, не найдешь ничего. Навстречу мне волк. Сил не было не то что бежать, а даже и идти. Сколько верст прошагал, и еще больше — впереди. Сначала испугался, а потом Священник Иоанн Белёвцев

думаю: "Будь что будет, как Бог даст". Еще мысль:

"Волк в загривок не вцепится, у меня там перинка". Я стою, и волк стоит. Он худой, ветром колеблемый, я такой же. Он пошел, и я пошел. И даже не обернулся».

После успешного окончания духовной семинарии отец Иоанн по совету одного из преподавателей поступил в Ленинградскую духовную академию. Примечательно, что из Ставрополя в Ленинград на отца Иоанна пришла весьма положительная характеристика: «Воспитанник 1-го выпуска Ставропольской Духовной Семинарии БЕЛЕВЦОВ (так в оригинале — Д. К.) Иван Иванович на протяжении четырех лет обучения при отличном поведении оказал прекрасные успехи по всем предметам семинарского курса. При неподдельной христианской настроенности неопусти-тельно посещал храм Божий, принимая участие как в чтении и пении на клиросе, так и в прислуживании в алтаре. Отмечая незаурядные умственные способности (выделено авт. — Д. К.) и доброе христианское настроение Белевцова, Правление Семинарии считает его вполне правомочным кандидатом для поступления в Духовную Академию». Документ был составлен в июле 1950 г. То, что это не были традиционные слова или какие-нибудь штампы, свидетельствует тот факт, что уже 20 декабря того же 1950 г. помощник инспектора Ленинградской духовной академии доцент протоиерей Иоанн Козлов характеризует выпускника Ставропольской семинарии практически так же: «Христиански настроенный, незаурядных умственных способностей (выделено авт. — Д. К.) БЕЛЕВЦЕВ И. оказывает прекрасные успехи по всем предметам. Пользуется авторитетом среди товарищей, ни в чем предосудительном не замечен».

Учеба в академии давалась отцу Иоанну довольно легко. Подтверждением этого является диплом, в котором значится только одна четверка по церковной археологии. Все остальные предметы сданы на «отлично». Сам отец Иоанн вспоминает, что сложнее всего было привыкнуть к климату: «В Ленинграде я помучался от холода. Вещей теплых, кроме плащика, не было никаких. Когда все расходились гулять в город, я оставался на месте сидеть. Пойду в библиотеку, найду столик ближе к печке, и сижу, завернувшись в плащ, читаю. Это сейчас батареи, а раньше отопление печное было, помещения плохо прогревались».

В академии отец Иоанн обучался с 1950 по 1954 гг. По окончании был удостоен ученой степени кандидата богословия за представленное курсовое сочинение на тему: «Общественное служение Господа Иисуса Христа в Галилее». Научным

Академический диплом протоиерея Иоанна Белёвцева

руководителем являлся доцент И. И. Зеленецкий2. Рецензентом выступил ректор академии протоиерей Михаил Сперанский3, выпускник дореволюционной академии 1913 года.

Как лучшего студента отца Иоанна на 1954-1955 учебный год оставляют при академии в качестве профессорского стипендиата. Под руководством теперь уже протоиерея Михаила Сперанского отец Иоанн продолжает заниматься Священным Писанием Нового Завета. Молодому специалисту руководителем было дано задание основательно изучить ряд учебных руководств и пособий по Четвероевангелию и книге Деяний апостольских. Необходимо было дать о них свое заключение касательно полноты содержания, метода построения и изложения, а также их пригодности для использования в современных лекционных курсах.

Кроме того, также предполагалось, что отец Иоанн продолжит разработку темы своей кандидатской диссертации. Дело в том, что в своей курсовой работе отец Иоанн рассмотрел только небольшой период общественного служения Спасителя в Галилее. Это он объяснял следующим образом: «Поскольку галилейский период общественной деятельности Господа нашего Иисуса Христа является самым большим как по времени, так и по объему того материала, который дают нам евангелисты об этом периоде <...>, то, естественно, что описать всю галилейскую деятельность Господа нашего Иисуса Христа в курсовой работе с разбором евангельского текста не представляется никакой возможности. Сделать общий обзор этого периода, не включая работу над текстом Евангелия, автор не мог, потому что это упростило бы его работу и не соответствовало его цели заниматься экзегетическим анализом евангельского текста. Поэтому в виду обилия материала автор ограничивается только отдельной частью указанного периода: с самого начала служения Иисуса Христа в Галилее, кончая Его первым путешествием с проповедью Евангелия по ней»4.

Таким образом, во время своего стипендиатства отец Иоанн должен был реализовать, по сути, не один, а два довольно объемных проекта. В одном из своих отчетов он скромно об этом пишет следующее: «Мною были проштудированы учебные руководства и пособия Боголепова, Иванова, Залуцкого, Горского, Матвеевского, Барсова (т. т. 1 и 2), еп. Михаила (ч. 1, 2, 3), Гладкова, «Толковая Библия», т. т. 8 и 9, изд. преемн. А. П. Лопухина и представлен об этом отчет (42 стр. машинописи), а также было написано за этот период небольшое историко-экзегетическое исследование, являющееся продолжением темы моей кандидатской диссертации и охватывающее второе пребывание Господа нашего Иисуса Христа в Капернауме и второе путешествие Его с проповедью Евангелия по Галилее (219 стр. машинописи)». На самом же деле получается, что за один год отец Иоанн написал — по крайней мере, если судить по внешним признакам — еще одну кандидатскую диссертацию. Дело в том, что объем диссертации составил 180 машинописных страниц, а объем работы по итогам стипендиатского года — 2185. Кроме того, к этому надо добавить еще 42 страницы аналитического текста6, небезынтересного, как представляется, для истории отечественной библейской науки.

2 Зеленецкий Иван Иванович (1893-1972) — выпускник Петроградской духовной академии 1917 г., с 1949 г. преподавал в Ленинградских духовных школах Священное Писание Нового Завета. Прибыл из Ставропольской духовной семинарии, где до этого в течение года преподавал историю русского раскола и сектантства.

3 Протоиерей Михаил Кронидович Сперанский (1888-1984) — выпускник Санкт-Петербургской духовной академии 1913 г., ректор Ленинградской духовной академии и семинарии с 1952 по 1966 гг. В академии и семинарии преподавал Священное Писание Нового Завета.

4 Белевцев И. Общественное служение Господа нашего Иисуса Христа в Галилее. Л.: ЛДА, 1954. С. 1.

5 Белевцев И. Общественное служение Господа нашего Иисуса Христа в Галилее (по Четвероевангелию). Л.: ЛДА, 1955. — 218 с.

6 Белевцев И. Отчет о проделанной работе по изучению некоторых учебных руководств и пособий по предмету Священного Писания Нового Завета (Четвероевангелия и книги Деяний) согласно утвержденного Советом Академии плана работы на 1954-1955 уч. год. Л., 1956. — 42 с.

Другими словами, Ленинградская духовная академия в лице отца Иоанна воспитала еще одного потенциального специалиста и исследователя Священного Писания Нового Завета. И действительно, в течение следующих нескольких лет отец Иоанн продолжает работать над темой: «Историко-экзегетический анализ повествований евангелистов о галилейском периоде общественного служения Господа нашего Иисуса Христа». Это было углублением и дальнейшим развитием его историко-экзегетиче-ских работ. Однако, к сожалению, многого сделать не получилось. А через какое-то время отец Иоанн и вовсе прекращает работать не только над этой темой, но и вообще в данной области богословских дисциплин. И на то были свои причины.

28 августа 1955 г. отец Иоанн был назначен на должность помощника инспектора Ленинградской духовной академии. Также, ввиду серьезной болезни профессора А. И. Макаровского7, постановлением Совета Ленинградской духовной академии и семинарии от 5 сентября 1955 г. отцу Иоанну поручается преподавание русской церковной истории во 2-м, 3-м и 4-м классах семинарии (всего 8 часов в неделю). Таким образом, молодому наставнику было поручено преподавать весь курс русской церковной истории, начиная с древнейших времен и завершая советским периодом. И это при том, что ранее отец Иоанн занимался изучением исключительно Священного Писания Нового Завета!

Отцу Иоанну пришлось срочно прорабатывать довольно большой массив новых материалов. По его собственному свидетельству, к занятиям по Истории Русской Церкви учащиеся семинарии готовились по «Учебному руководству» проф. П. В. Знаменского, приспособленному (касательно расположения материала) отцом Иоанном, под руководством профессора А. И. Макаровского, в соответствии с требованиями программы Учебного Комитета. Изучая историю, учащиеся непосредственно знакомились на уроках с изданными письменными церковными памятниками (уставы русских князей, правила и определения Соборов, грамоты и послания русских иерархов и т. п.), а также с выдающимися сочинениями русских церковных писателей (например, митр. Илариона, св. Кирилла Туровского, преп. Максима Грека, преп. Нила Сорского, свт. Тихона Задонского и др.). В качестве наглядных пособий на занятиях использовались фотоснимки, миниатюры, географические карты.

Особый интерес сегодня, конечно же, вызывает преподавание в Духовной школе новейшего периода. Ведь очевидно, что говорить о гонениях, преследованиях, новому-чениках и исповедниках было абсолютно невозможно. Ответ на это вопрошание отец Иоанн дает в одной из своих записок: «Новый период — Русская Патриаршая Церковь в Советском Государстве — изучался в сокращении по книге "Патриарх Сергий и его духовное наследство" и отдельным статьям, помещенным в "Журнале Московской Патриархии"». По-другому, наверное, и быть не могло. Публично говорить о реальном положении дел было совершенно невозможно. Отец Иоанн вспоминает: «Всегда надо было следить за собой и своими словами, ни в коем случае не болтать лишнего, блюсти мир и никого не провоцировать: в Академии и семинарии среди студентов и священников были осведомители, которые и тайну Исповеди раскрывали. Меня тоже вызывали в органы и предлагали стать осведомителем, я отказался. Потом были большие проблемы».

Решением Совета Ленинградской духовной академии от 19 сентября 1957 г. отец Иоанн начинает вести занятия по гомилетике в академии и семинарии. Насколько нелегким было новое послушание, можно судить по следующим цифрам. В течение 1957-1958 учебного года отец Иоанн на очном отделении проверил около 500 проповедей и еще 150 — на заочном секторе. И ведь в данном случае речь идет только о проповедях! А еще были лекции по истории святоотеческой проповеди, подготовка к которым также требовала времени и сил.

7 Макаровский Александр Иванович (1888-1958) — выпускник Санкт-Петербургской духовной академии 1913 г., с 1949 г. преподаватель кафедры русской и славянских Церквей в Ленинградской духовной академии.

С сентября 1959 г. отцу Иоанну было поручено чтение лекций по еще одному предмету — истории и разбору русского раскола и сектантства. В это же время он преподаёт на заочном секторе. Кроме того, в 19641967 гг. отец Иоанн ведет занятия на факультете африканской христианской молодежи при Ленинградской духовной академии. Наконец, с сентября 1961г. отец Иоанн становится заведующий кафедрой истории Русской Православной Церкви.

О своем преподавании отец Иоанн в настоящее время вспоминает: «Я говорил студентам: главное, что они должны знать в истории, — это даты и события, можете слушать меня, можете спать, но главное не храпеть и не болтать, не мешать. Можете и не ходить ко мне на лекции, но спрашивать я буду по тому, о чем рассказывал. Но двойки я ставил редко, обычно "нули" — потому что с двойкой, даже если пересдашь на пятерку, выше тройки не поставят».

Преподавал отец Иоанн впоследствии и на Регентском отделении. Выпускница 1983 г., ныне заведующая канцелярией О. И. Пономарева вспоминает: «Регентское отделение тогда не имело своего учебного корпуса и занятия проходили в различных аудиториях. Так, лекции по Истории Русской Церкви проходили у нас в читальном зале. В настоящее время это одно из помещений академической библиотеки. Тогда там были два больших стола, вокруг которых сидели студентки. Отец Иоанн читал нам период истории о Крещении Руси с особым чувством, нам даже казалось, что это его излюбленная тема. Ему было радостно преподавать у нас, он видел наше отношение к нему и к предмету».

28 марта 1958 г. отец Иоанн выступает перед членами Совета академии с пробной лекцией на тему: «Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) как проповедник». Лекция была признана вполне удовлетворительной, и потому отец Иоанн был освобожден от подготовки и прочтения второй положенной в таких случаях лекции. На основании ходатайства Совета перед Учебным Комитетом отец Иоанн с 29 апреля того же 1958 г. был утвержден в звании доцента. Что же касается самой лекции, то в действительности она представляла собой, по свидетельству отца Иоанна, целый труд — 84 машинописных страницы и 30 страниц от руки. Все это свидетельствует о серьезности и обстоятельности, с которыми отец Иоанн всегда подходил ко всем возлагаемым на него послушаниям.

9 июня 1957 г. отец Иоанн был рукоположен епископом Лужским Алексием (Коноплёвым) в Троицкой церкви «Кулич и Пасха» во диакона, 16 июня — во священника в Иоанно-Богословском академическом храме. С этого времени он регулярно служил в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а в летние месяцы — в разных храмах города, заменяя по благословению правящего архиерея городских священников, которые уходили в отпуска. За этими скупыми строчками о рукоположении и пастырском служении скрывается, на самом деле, драматичная история, о которой отец Иоанн, на раскрывая, разумеется, всего, довольно откровенно говорит следующее: «Академический

Лекция протоиерея Иоанна Белёвцева в Регентском отделении

Протоиерей Иоанн Белёвцев вместе с учащимися Регентского отделения

храм Иоанна Богослова в те годы был приходским. Здесь я познакомился со своей будущей супругой Анной Сергеевной Горбуновой, дочерью блокадницы, да и сама она всю блокаду прожила в Ленинграде. Поженились, теща, Анна Адамовна, прописала нас в свою комнату в коммунальной квартире, мы там прожили все вместе почти 15 лет, у нас родились двое детей, дочь Наталья и сын Сергей. У тещи возникли проблемы из-за того, что она выдала дочь за священника. Ей как ветерану и блокаднице была положена квартира для улучшения жилищных условий. Но вместо этого вызвали в Большой дом и сказали: "Хорошего же ты себе зятька нашла". Но теща моя старый ветеран, она сразу нашлась, что ответить: "А свою бы дочь, выйди она за священника, вы бы выставили на улицу?" И её оставили в очереди, но отодвинули в самый конец. Она квартиры так и не дождалась. Лишь моя супруга смогла получить новое жилье — она ведь тоже блокадница, плела маскировочные сетки во время войны.

Летом 1957-го меня рукоположили в диаконы, а уже через две недели — в священники. Священникам жилось тогда тяжело, 80 процентов от зарплаты забирало государство. И на оставшиеся 20 процентов нам предлагалось кормить семью. Жену-то мою сразу лишили диплома — за то, что вышла за священника. Всю жизнь она отработала уборщицей. И детям чинили препятствия в школе, говорили, что священники обманывают людей, позорили перед классом. Могли поставить перед всем классом и стыдить».

И именно в это время, когда отец Иоанн преподавал многочисленные предметы, никак не связанные с его основной специализацией, когда служил в академическом храме и городских церквах, когда выполнял многочисленные послушания и распоряжения академического руководства, правящий архиерей митрополит Ленинградский Никодим (Ротов) в сентябре 1964 г. поставил перед — в первую очередь — молодыми преподавателями академии задачу «остепениться», т. е. написать и защитить магистерские диссертации.

Именно поэтому отец Иоанн тогда пишет довольно подробный, но не исчерпывающий — насколько можно судить по документам из академического архива — отчет о своей многогранной преподавательской и научно-исследовательской деятельности, в котором рассказал не только о том, что уже сделано, но и о своих планах на будущее. Вот некоторые выдержки из этого любопытного как по содержанию,

так и по стилю документа: «С сентября 1959 г. мне была поручена кафедра Истории и разбора раскола и сектантства. Новый предмет — новые труды и заботы. Чтобы овладеть предметом, давать уроки, читать лекции, проверять семестровые и курсовые сочинения, очевидно, надо немало поработать над изучением литературы преподаваемого предмета, а ее по истории только одного раскола, по выражению известного расколоведа проф. Смирнова8, "безбрежное море". На «плавание» в этом "безбрежном море" и были в основном потрачены два года, в течение которых и преподавал этот предмет... В 1961 г. в сентябре Советом Академии мне поручена новая кафедра Истории Русской Церкви, которую милостью Божией я занимаю и до сего дне. Надолго ли? Все в руках благого Промысла Божьего и Совета Академии. Если литература по Истории раскола "безбрежное море", то после слияния кафедры Истории раскола с кафедрой Истории Русской Церкви в том же 1961г. — это уже "безбрежный океан" (если не два, включая ЦГИАЛ9), по которому вот уже три года и два месяца плыву я в своей стареющей ладье. И когда я доплыву в ней до золотого знака магистра, сие токмо Господу Богу моему, а не мне, известно. Только за два года занятий по Истории Русской Церкви мною было подготовлено и дано 17 тем курсовых сочинений, из которых 7 уже украшают полки нашей академической библиотеки как кандидатские диссертации.

Начиная с 1958 года, я рецензировал курсовые сочинения как по своей кафедре, так и по другим. Мною за это время проверены и написаны рецензии на 26 диссертаций, в том числе одну магистерскую.

В данный момент по Истории Русской Церкви пишут диссертации 14 человек. Лично я в настоящее время, кроме преподавательской работы, занят разработкой тем, возложенных на меня свыше.

В связи с дуновением свежего ветерка, который я рассматриваю для себя как благоприятный, Богу содействующу, я надеюсь благополучно переплыть свой безбрежный литературный и архивный океан, а при снисходительном отношении оппонентов к моим научным немощам не разбиться вдребезги на рифах магистерского коллоквиума и получить золотой знак за диссертацию, рабочее название которой "Высокопреосвященный Митрополит С.-Петербургский и Ладожский Антоний Вад-ковский и его связи как Представителя Русской Православной Церкви с зарубежным христианским миром".

Сие буди, буди!»

Что касается темы магистерской диссертации, то она впоследствии была уточнена и звучала следующим образом: «Сношения Русской Православной Церкви с зарубежными церквами (Синодальный период)». Однако отец Иоанн не оставлял планов написать работу непосредственно и о владыке Антонии. В личном деле сохранилось несколько копий отношений на имя заведующего рукописным отделом Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина разрешить отцу

8 Смирнов Петр Семенович (1861-1933) — профессор Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре истории и обличения русского раскола.

9 В настоящее время — РГИА (Российский государственный исторический архив).

Иоанну заниматься по теме: «Жизнь и деятельность Митрополита Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского)».

Если же говорить о кандидатских диссертациях, написанных под руководством отца Иоанна, то счет идет даже не на десятки. В поздравительном адресе (трехстра-ничном!) в связи с 75-летием заслуженного профессора протоиерея Иоанна Белевцева, в частности, отмечается: «Сочетая высокое призвание духовного наставника и ученого историка, Вы взращивали не только ум, но и души Ваших подопечных, являя яркий пример непоколебимой верности Православию, пример любви и послушания Русской Православной Церкви. Великое множество студентов писало под Вашим научным руководством курсовые и дипломные работы по русской церковной истории. В картотеку академической библиотеки занесено более ста таких сочинений, — значительно больше, нежели по иным дисциплинам. Такой интерес студентов к церковной истории, несомненно, связан с Вашим ревностным отношением к чтению лекций, к ведению семинаров, — отношением, вызывающим невольное уважение и прививающим глубокий интерес и подлинный вкус к историческим исследованиям». И это действительно так! Кроме того, каждая работа требовала соответствующего отзыва со стороны научного руководителя. И отец Иоанн умел зачастую кратко, но очень точно, афористично выделить и подчеркнуть основные как достижения, так и промахи молодого специалиста.

Архивные изыскания отца Иоанна также были довольно активными. Автору этих строк в настоящее время приходится довольно часто встречать в Российском государственном историческом архиве дела, на листе использования которых аккуратным, каллиграфическим почерком выведено: «Белевцев И.» Учитывая особые трудности, которые существовали в советский период при публикации богословских и церковно-исторических статей, несложно догадаться, что только часть — и причём незначительная — многочисленных наработок была напечатана. Отец Иоанн периодически публиковался на страницах «Журнала Московской Патриархии» и «Богословских трудов»10. На страницах «Журнала Московской Патриархии» были опубликованы следующие статьи: «Остромирово Евангелие 1056-57 гг.» (1956. № 7. С. 64-68), «Проф. А. И. Макаровский (некролог)» (1958. № 7. С. 28-30), «Идея мира в литургии Православной Церкви» (1961. № 4. С. 36-40), «Слово на праздник св. ап. и ев. Иоанна Богослова, сказанное в храме Ленинградской духовной академии» (1966. № 6. С. 42-44)11. На страницах «Богословских трудов» также было напечатано несколько статей: «Крещенные и нехристиане в их совместном служении на благо человечества» (1973. № 10. С. 160-163), «Образование Русской Православной Церкви» (1987. №28. С. 73-90). Кроме того, в 1986-1988гг. отец Иоанн являлся членом Юбилейной комиссии по подготовке к проведению празднования 1000-летия Крещения Руси. Он принимал активное участие в международных церковно-научных конференциях, посвященных 1000-летию Крещения Руси, проходивших в Киеве (1986), Ленинграде (1987), Москве (1988). Как результат — еще она публикация (Русский церковный раскол в XVII ст. // Тысячелетие Крещения Руси: Конф. «Богословие и духовность» (М., 1987). М., 1989. С. 191-194). Безусловно, это далеко не все опубликованные научные статьи отца Иоанна. Например, в академической библиотеке имеются следующие работы: «Материалы по истории русской православной миссии» (Л., 1967. 93 с.) и «Преп. Максим Грек и вопрос о его канонизации (Историческая справка)» (Л., 1967. 51, XII с.). В том же поздравительном адресе за 2003 г. в связи с 75-летием отца Иоанна вполне справедливо говорится: «Пробуждая у учащихся интерес к самостоятельным изысканиям, Вы и сами неустанно работаете и в библиотеках и архивах. Результатом Вашей научной деятельности стало множество научных статей,

10 Примечательно, что в 1967 г. отец Иоанн стал членом редколлегии «Богословских трудов».

11 В отчете за 1965-1966 учебный год отец Иоанн пишет, что для «Журнала Московской Патриархии» он подготовил две проповеди: «Слово на день апостола и евангелиста Иоанна Богослова» и «Поучение на праздник в честь иконы Божией "Знамение"». Как видим, из двух материалов опубликован был только один. Надо полагать, это далеко не единственный случай.

Протоиерей Иоанн Белёвцев и Д. А. Карпук. 2008 г.

опубликованных в церковной печати... Мы знаем, что в Ваших архивах есть еще множество трудов, которые, надеемся, также увидят свет»12.

Помимо преподавательской и научно-исследовательской нагрузки, пастырского служения отец Иоанн, по благословению священноначалия, периодически должен был заниматься административной работой. И трудился он на этом поприще вполне успешно. Так, протоиерей Иоанн несколько раз исполнял обязанности ректора. Например, в декабре 1966 — феврале 1967 гг. отец Иоанн замещал ректора епископа Михаила (Мудьюгина), который после возвращения объявил ему через Совет Академии любопытную благодарность: «В связи с успешным и творческим исполнением (выделено авт. — К. Д.) возложенных на него временных обязанностей объявляю о. Иоанну БЕЛЕВЦЕВУ благодарность с оповещением об этом на заседании Совета и с занесением в личное дело».

С 7 октября 1970 г. отец Иоанн был утверждён в звании профессора кафедры истории Русской Православной Церкви. В 1987-1993 гг. являлся членом Синодальной комиссии по канонизации святых. В 1996 г., ко дню празднования 275-летия основания и 50-летия возрождения Санкт-Петербургских духовных школ, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II удостоен звания «Заслуженный профессор». Награжден высшими священническими наградами и орденами Русской Православной Церкви: орденом прп. Сергия Радонежского 2 степени (1986), орденом свт. Макария 2 степени (2003), орденом прп. Серафима 3 степени (2007), Патриаршей грамотой (2009).

12 Например, в отчете за 1996-1997 учебный годы отец Иоанн сообщает, что на юбилейной научной конференции выступил с докладом на тему «Святейший Патриарх Сергий и его участие в исправлении церковно-богослужебных книг», составленным на основании обнаруженных им и впервые использованных архивных материалов.

В 1957-1990 гг. пастырское служение отец Иоанн совершал в академической церкви во имя ап. Иоанна Богослова. С июня 1990 г. стал служить в Крестовоздви-женском храме с. Ополье Ленинградской области, где в 1996 г. стал настоятелем, а в 2015 г. — почетным настоятелем. О. И. Пономарева свидетельствует, что отец Иоанн был скромным человеком и никогда не говорил о том, с какими трудностями ему пришлось столкнуться. Дело в том, что приход в Ополье находится более чем в 100 км от Петербурга. И отец Иоанн безропотно добирался к месту служения на общественном транспорте в любую погоду. Из города можно было уехать по приобретенным билетам на рейсовом автобусе, а обратно — как придется. Автобусы часто возвращались в город полными, и приходилось пропускать несколько рейсов, поскольку свободных мест не было. Но отец Иоанн никогда не жаловался, лишь просил его лекции не ставить в расписании на понедельник, так как не всегда была возможность вернуться. О священническом служении, на основании богатого личного опыта13, отец Иоанн говорит так: «Главное достоинство священника — это его доброта. Пастырь должен быть добрым: не умным, не красивым, не статным, не голосистым — а добрым. Иначе овцы разбегутся».

Доброго здравия Вам, дорогой отец Иоанн, и низкий Вам поклон от Ваших многочисленных учеников!

Д.А. Карпук

13 Так, в отзыве на курсовое сочинение священника Николая Балашова «История предсобор-ного движения и вопросы развития литургической жизни по материалам церковно-обществен-ной дискуссии 1905-1917 гг.» отец Иоанн, немного отвлекаясь, пишет: «Литургическая сторона церковной жизни слишком нежна. Поэтому практическое разрешение литургических вопросов требует большой продуманности, обоснованности и осторожности. Поспешность в решении этих вопросов, предпринятая сверху или снизу, слишком опасна для мира церковного».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.