Научная статья на тему 'Конференция «История военного и морского духовенства в Российской империи в конце XIX - начале XX вв. » в Санкт-Петербургской православной духовной академии'

Конференция «История военного и морского духовенства в Российской империи в конце XIX - начале XX вв. » в Санкт-Петербургской православной духовной академии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
115
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конференция «История военного и морского духовенства в Российской империи в конце XIX - начале XX вв. » в Санкт-Петербургской православной духовной академии»

Хроника

Д.А. Карпук

КОНФЕРЕНЦИЯ «ИСТОРИЯ ВОЕННОГО И МОРСКОГО ДУХОВЕНСТВА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.» В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

9 сентября 2013 г. в Санкт-Петербургской православной духовной академии (СПбПДА) состоялась научно-историческая конференция: «История военного и морского духовенства в Российской империи в конце XIX - начале XX вв.». Организатором выступила кафедра церковно-исторических дисциплин СПбПДА.

В работе конференции приняли участие ученые, преподаватели, научные сотрудники и учащиеся духовной академии, Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, Гуманитарного института Череповецкого государственного университета, Государственного архива Санкт-Петербурга, Государственного музея истории религии, Белозерского областного краеведческого музея и Санкт-Петербургской православной духовной академии. Всего было представлено 12 докладов.

Открыл работу конференции проректор по научно-богословской работе СПбПДА протоиерей Димитрий Юревич. В своем приветственном слове он отметил, что пастырское служение духовенства в армии является насущной необходимостью для современной действительности. Вполне естественно, что для более действенного и успешного служения священников среди военнослужащих в настоящее время необходимо всестороннее изучение и осмысление колоссального опыта служения военного духовенства Русской Православной Церкви в Российской империи в XIX - начале XX вв.

Доцент кафедры истории и философии Гуманитарного института Череповецкого государственного университета Алексей Евгеньевич Новиков провел презентацию научно-краеведческого сборника «Памяти протопресвитера Александра Желобовского». Данное издание включает в себя материалы докладов, представленных на региональных научно-краеведческих чтениях «За Ве-

Дмитрий Андреевич Карпук — кандидат богословия, преподаватель и секретарь кафедры церковной истории, заведующий архивом Санкт-Петербургской православной духовной академии ([email protected]).

ру и Отечество!», организованных и проведенных факультетом общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Череповецкого государственного университета совместно с Архиерейским подворьем Воскресенского собора г. Череповца 6 апреля 2013 г.

Большая часть докладов, представленных на конференции, была посвящена жизни и деятельности первого протопресвитера военного и морского духовенства Александра Желобовского. Историк-краевед Михаил Геннадьевич Мальцев в своем сообщении «Протопресвитер Александр Желобовский и Вологодский край» рассказал об обстоятельствах рождения и воспитания будущего протопресвитера в семье дьячка Желобовской церкви Белозерского уезда Новгородской губернии (ныне это — деревня Петропочинок Череповецкого района Вологодской области). Докладчик особо отметил насущную необходимость, в связи с возросшим интересом к личности протопресвитера Александра Жело-бовского и вообще к истории военного и морского духовенства Российской империи, написания полноценной научной биографии одного из выдающихся церковных деятелей конца XIX - начала XX вв., каковым и являлся незаслуженно забытый отец Александр.

Иерей Леонид Марков, отчасти продолжая сообщение своего предшественника, в докладе «Деятельность протопресвитера Александра Желобовско-го по реформированию военного и морского духовенства и применимость его опыта в современных условиях» рассказал о тех кардинальных преобразованиях, которые провел отец Александр в ведомстве военного и морского духовенства в конце XIX в. Благодаря его реформам служение духовенства в армии и на флоте в начале XX столетия стало престижным и почетным. Доказательством этого служит тот факт, что в число военных священнослужителей стали брать только тех, кто имел как минимум среднее богословское образование. Не случайно преемником отца Александра на посту протопресвитера стал доктор богословия, профессор Санкт-Петербургской духовной академии (с 1890 по 1910 гг.) Евгений Аквилонов. Следующий протопресвитер военного и морского духовенства, Георгий Шавельский, являясь выпускником Санкт-Петербургской духовной академии, также имел учёную степень магистра богословия.

Священник Леонид отметил, что протопресвитер Александр Желобов-ский занимался разработкой новых методов руководства военным духовенством, а также внимательно проанализировал и обобщил опыт своих предшественников. По его инициативе были написаны фундаментальные сочинения по истории военного духовенства, с 1890 г. стал выходить журнал «Вестник воен-

ного духовенства», многие материалы которого не утратили своего значения до сих пор.

Настоятель прихода святых царственных страстотерпцев г. Бремена иерей Александр Берташ и студентка исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета А. Н. Ивицкая в своих докладах рассказали о храмостроительной деятельности, которую вел отец Александр Желобовский. Насколько обширным было его служение в прошлом, настолько малоизученной остается эта тема в настоящее время. В этом нет ничего удивительного: по словам выступающих, за двадцатилетний период служения первого протопресвитера военного и морского духовенства количество храмов увеличилось практически вдвое — примерно с 400 до 800 (впрочем, данная статистика, по словам докладчиков, ещё нуждается в дальнейшем уточнении). Священник Леонид Марков в своем сообщении также подчеркивал, что известный Морской собор в Кронштадте был построен во многом благодаря активной и кипучей деятельности отца Александра Желобовского.

Иерей Александр Берташ раскрыл многогранную храмостроительную деятельность отца Александра в своем обстоятельном сообщении «Строительство военных храмов при протопресвитере Александре Желобовском и их стилистика». Автор доклада подробно рассмотрел статические данные о новых храмах в военном духовном ведомстве. Больше всего военных церквей появилось при Желобовском на территории Польши и Украины, в полтора-два раза меньше — в Сибири и на Дальнем Востоке, в Средней Азии и Казахстане, Санкт-Петербурге, на Кавказе, еще меньше — в Белоруссии и Центральной России, в Прибалтийских губерниях и в Финляндии.

А.Н. Ивицкая в своем докладе «Воинские храмы Санкт-Петербурга в период протопресвитерства Александра Алексеевича Желобовского» отметила, что в Санкт-Петербурге в конце XIX века насчитывалось 247 православных церквей, 30 из которых являлись полковыми. Наиболее существенный рост количества воинских храмов, как уже отмечалось, приходится именно на период протопресвитерства отца Александра— с 1890 по 1910 гг.

Доцент кафедры истории и философии Гуманитарного института Череповецкого государственного университета Алексей Евгеньевич Новиков представил доклад на тему «Святой праведный Иоанн Кронштадтский и протопресвитер Александр Желобовский: служение Богу и Отечеству». Выступающий не только рассказал о тех случаях, когда «всероссийский батюшка» и «всероссийский протопресвитер» вместе встречались и молились, но и весьма успешно

провел параллели, свидетельствующие о потрясающе схожей храмостроитель-ной и благотворительной деятельности этих двух выдающихся современников-священнослужителей на рубеже столетий.

О том, как сейчас чтут память отца Александра Желобовского на его родине в Вологодской области, где он и был похоронен, подробно рассказала заведующая просветительским отделом Белозерского областного краеведческого музея Татьяна Александровна Гаврилова. Так, 2 ноября 2012 г. на бывшем здании Белозерского духовного училища (в настоящее время — индустриально-педагогический колледж) была установлена мемориальная доска. 6 апреля 2013 г. в Череповце состоялись первые региональные научно-краеведческие чтения памяти протопресвитера Александра Желобовского. 11 июля 2013 г. в Бе-лозерске состоялось открытие улицы, названной в честь отца Александра. Деятельность по увековечиванию его памяти дошла, по словам докладчика, и до северной столицы. В 2013 г. было получено благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира на установку в Санкт-Петербурге, у храма Державной иконы Божией Матери, памятника этому выдающемуся человеку.

Доцент кафедры истории и теории искусств Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна Алексей Владимирович Ара-нович провел презентацию проектов памятников заслуженного скульптора России Владимира Эмильевича Горевого «Протопресвитеру Желобовскому и главным военным священникам Российской империи» и «Рядовому военному священнику Первой Мировой войны». Выступающий рассказал об обстоятельствах возникновения идеи создания данных памятников, продемонстрировал фотографии макетов, а также пригласил всех желающих посетить мастерскую заслуженного скульптора В.Э. Горевого.

Несмотря на то, что значительная часть докладов была посвящена жизни и деятельности первого протопресвитера военного и морского духовенства, на конференции были представлены сообщения и на другие темы, связанные с военным и морским духовенством в целом. Так, преподаватель СПбПДА Дмитрий Андреевич Карпук рассказал о кратком по времени периоде служения на посту протопресвитера военного и морского духовенства доктора богословия, профессора СПбДА Евгения Аквилонова. Особое внимание в выступлении было уделено той дискуссии, которая развернулась вокруг ведомства военного и морского духовенствав 1910-1911 гг. Главный вопрос, который волновал тогдашние церковные и отчасти военные круги сводился к следующему: «Кто же должен

стоять во главе этой "всероссийской военной епархии": епископ или белый священник?» Как известно, в Российской империи этот вопрос трижды решался в пользу последних. Правда, все протопресвитеры к моменту своего назначения были уже вдовцами. Некоторыми современниками предполагалось, что со временем они примут монашество и будут возведены в епископский сан.

Студент бакалавриата СПбПДА Николай Скоморох рассказал в своем докладе о служении духовенства Русской Православной Церкви в годы Первой мировой войны. Главным источником для сообщения послужили «Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота» Георгия Шавельско-го.

Особый интерес у слушателей вызвали доклады доцента А.В. Арановича («К вопросу об облачении военного духовенства в начале XX века») и научного сотрудника Государственного музея истории религии В.А. Безродина («Походная церковь в Русской императорской армии»). Некоторые положения данных сообщений (в первую очередь о походных военных храмах и богослужебной утвари), в свете постепенного возрождения военного и морского духовенства в Российской Федерации, стали особо актуальными и востребованными в настоящее время.

Иерей Игорь Илюшин в своем докладе затронул важную и актуальную для России тему «Значение духовенства Российской Империи в утверждении трезвости военнослужащих». Данное сообщение, с оглядкой на прошлое, было посвящено в том числе и современному положению дел в данной области. Современности был посвящен и доклад подполковника запаса, руководителя военной дружины им. св. Димитрия Донского Александра Фёдоровича Клецкова, который рассказал в своем выступлении об обстоятельствах недавнего открытия домового храма в честь св. блгв. князя Димитрия Донского в Череповецком высшем военном инженерном училище радиоэлектроники.

После экскурсии участники конференции помолились на Никольском кладбище, где иерей Леонид Марков отслужил литию по усопшим протопресвитерам Александру Желобовскому, Евгению Аквилонову, Георгию Шавельско-му и их усопшим родственникам, а также по всем почившим военным и морским священникам. Именно на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры трудами отца Леонида в июле 2013 г. была восстановлена могила супруги протопресвитера Александра Желобовского Наталии Ивановны и их старшего сына Владимира.

Материалы конференции планируется издать в специальном сборнике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.