Научная статья на тему 'Благотворительная деятельность А. А. Желобовского'

Благотворительная деятельность А. А. Желобовского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
624
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНОД / ПРОТОПРЕСВИТЕР / ВОЕННОЕ ДУХОВЕНСТВО / БРАТСКОЕ СОБРАНИЕ / ЦЕРКОВНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ПОЛКОВОЙ ХРАМ / БОГАДЕЛЬНЯ / ДЕТСКИЙ ПРИЮТ / СВЕЧНОЙ ЗАВОД / РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА / THE PRIESTS' MEETING / SYNOD / PROTOPRESBYTER / THE MILITARY CLERGY / CHURCH CHARITY / REGIMENTAL TEMPLE / AN ALMSHOUSE / AN ORPHANAGE / CANDLE FACTORY / THE RUSSO-JAPANESE WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жукова Лекха Вильевна

Статья посвящена благотворительной деятельности Александра Алексеевича Желобовского и его участию в различных благотворительных обществах. Желобовский был первым российским Протопресвитером военного духовенства и сделал многое, чтобы сформировать штат опытных и образованных священнослужителей, которые могли бы не только обеспечивать соблюдение религиозных традиций в армии, но и прилагать усилия к патриотическому воспитанию солдат. В этих целях и на основе личных убеждений А. А. Желобовский учредил несколько стипендий для талантливых студентов, обучающихся в духовных академиях. Кроме того, Желобовский внес большой вклад в обеспечение пенсионным содержанием малоимущих пожилых священников, а также вдов и сирот священнослужителей. Чтобы помочь бедным, Протопресвитером из собственных средств был построен свечной завод, прибыль от которого составила «сиротский капитал», расходуемый на нужды военного духовенства. Рассматривается также деятельность первого Протопресвитера военного духовенства по закладке и сооружению военных и полковых храмов в различных городах. До 1901 г. при сооружении военных храмов необходимо было искать благотворителей. Одной из тем данной статьи является организация благотворительной деятельности и собственная благотворительность А. А. Желобовского во время русско-японской войны. Отдельное внимание уделяется личному вкладу Желобовского в дело благотворительности на его «малой родине». Там Желобовский не только построил храм, но и богадельню, а также многое сделал для Белозерского духовного училища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to charitable works of Alexander Andreevich Zhelobovskiy, and his participation in various charitable General communities. He was the first Russian protopresbyter of the military clergy and did much to shape the staff of experienced and knowledgeable priests who actively worked not only to ensure religious worship in the army, but also for the Patriotic upbringing of soldiers. In these purposes and based on personal beliefs, Zhelobovskiy set up several scholarships for talented students studying in the Theological Academies. In addition, Zhelobovskiy made a great contribution to provision of pensions little-haves elderly priests, as well as to their widows and orphans. To help the poor, by Zhelobovskiy’s own money was built candle factory, profit from which amounted to “orphan’s capital”. The scope of the paper includes the activities of the first Russian protopresbyter of the military clergy on the planting and construction of military and regimental churches in various cities. Until 1901 military churches were required to actively participate in the search of philanthropists. One of the themes of this article is the charity organization and own philanthropy activities Zhelobovskiy during the Russo-Japanese war. Special attention is paid to the contribution of Zhelobovskiy in the case of charity on his «small Motherland». Where Zhelobovskiy not only built the temple, but also established the hospice and also did much to Belozersky spiritual school.

Текст научной работы на тему «Благотворительная деятельность А. А. Желобовского»

Жукова Лекха Вильевна, канд. ист. наук, доцент исторического факультета кафедры истории России Х1Х—ХХ вв.

МГУ имени М.В. Ломоносова lekha963@yandex.ru

Благотворительная деятельность А. А. Желобовского

Л. В. Жукова

Статья посвящена благотворительной деятельности Александра Алексеевича Желобовского и его участию в различных благотворительных обществах.

Желобовский был первым российским Протопресвитером военного духовенства и сделал многое, чтобы сформировать штат опытных и образованных священнослужителей, которые могли бы не только обеспечивать соблюдение религиозных традиций в армии, но и прилагать усилия к патриотическому воспитанию солдат. В этих целях и на основе личных убеждений А. А. Желобовский учредил несколько стипендий для талантливых студентов, обучающихся в духовных академиях.

Кроме того, Желобовский внес большой вклад в обеспечение пенсионным содержанием малоимущих пожилых священников, а также вдов и сирот священнослужителей. Чтобы помочь бедным, Протопресвитером из собственных средств был построен свечной завод, прибыль от которого составила «сиротский капитал», расходуемый на нужды военного духовенства.

Рассматривается также деятельность первого Протопресвитера военного духовенства по закладке и сооружению военных и полковых храмов в различных городах. До 1901 г. при сооружении военных храмов необходимо было искать благотворителей. Одной из тем данной статьи является организация благотворительной деятельности и собственная благотворительность А. А. Желобовского во время русско-японской войны. Отдельное внимание уделяется личному вкладу Желобовского в дело благотворительности на его «малой родине». Там Желобовский не только построил храм, но и богадельню, а также многое сделал для Белозерского духовного училища.

9 сентября 2014 г. исполняется 180 лет со дня рождения Александра Алексеевича Желобовского1. Имя его, как правило, упоминается в связи с тем, что с 1888 г. он был поставлен на должность Главного священника гвардии, гренадер, армии и флота, а 12 (24) июня 1890 г. стал первым Протопресвитером военного и морского духовенства русской армии. О деятельности его на этом посту уже написано довольно много, а вот личность самого Александра Алексеевича, его непростая судьба пока не часто привлекают внимание исследователей2.

1 Родился 28 августа (9 сентября) 1834 г. в селе Желобы Тихвинского уезда Новгородской

2 Мальцев М. Г. Протопресвитер военного и морского духовенства Александр Желобов-ский. СПб., 2011.

губернии.

Еще до поставления Протопресвитером военного духовенства Александр Алексеевич многое сделал на ниве благотворительности. Ежегодно он тратил свыше тысячи рублей из своего жалованья на различного рода пожертвования. С 1877 г. он состоял членом-учредителем общества вспомоществования недостаточным студентам Санкт-Петербургской Духовной академии и назначил несколько стипендий, которые выплачивал студентам из собственных средств.

Став протопресвитером, о. Александр в первую очередь обращает внимание на бедственное положение вдов и сирот армейского и флотского духовенства, особенно тех военных священников, которые по болезни либо несчастным случаям оставили службу до выслуги пенсии.

Тяжелое положение военных священников, живущих на небольшое жалованье, было предметом заботы Главных священников и прежде. В бытность Главным священником армии и флота Василия Ивановича Кутневича (1858—1866) было «положено начало образованию капиталов на дополнение окладов, ассигнуемых в ведение С.-Петербургской, Московской и Тифлисской духовных семинарий, на содержание армейских воспитанников из сирот, для сравнения их с окладами епархиальных воспитанников тех же Семинарий. Источник денежной суммы на этот предмет открыт был в продаже венчиков и листов разрешительной молитвы»3.

При Василии Борисовиче Бажанове из его собственных средств в 1850 г. была учреждена первая в духовном ведомстве богадельня для престарелых и уволенных от службы по болезни духовных лиц гвардейского и гренадерского корпусов, а также их вдов и сирот. Богадельня имела более 30 квартир. «Ко времени его же управления Гвардейским духовенством относится учреждение приходских благотворительных обществ и братств при соборах Преображенском и Сергиевском, при церквах Введенской, Троицкой и друг.»4. Кроме того, для пополнения сиротских сумм устанавливается ежегодный взнос от 50 до 100 руб.

Главный священник армии и флота протоиерей Петр Евдокимович Покровский учредил «Благотворительное общество попечения о бедных духовного звания» (2 мая 1879 г.). На средства общества содержались два приюта — Мариин-ский в Кронштадте и Покровский в Петербурге.

«Попечительства о бедных духовного звания в России» возникли значительно раньше — в 1823 г. Средства, которыми располагали попечительства, образовывались из кружечных сборов по церквам, добровольных пожертвований, части церковных доходов (со специальным назначением на лечение духовных лиц), процентов с капиталов и штрафов с духовных лиц епархий. К экстраординарным доходам относились доходы с лесных дач и домов, составлявших собственность попечительств. Однако большинство этих доходов военному духовенству были недоступны в силу особенностей его положения.

Значительная часть средств, собираемых на благотворительные цели, расходовалась на содержание детей — сирот и воспитанников духовных семинарий. Сиротский капитал при П. Е. Покровском составил уже 32 тыс. руб.

3 Управление церквами и православным духовенством военного ведомства: Исторический очерк. СПб., 1902. С. 28.

4 Там же. С. 30.

Одной из причин такой направленности благотворительности было неустойчивое материальное положение военных священников. Лишенные права брать деньги за требы и отправлять некоторые требы; имеющие дело с паствой, довольно редко нуждающейся в бракосочетаниях и крещениях детей, они жили на очень невысокое жалованье, не имея дополнительных источников дохода, а зачастую не имея и долговременного жилья, и подсобного хозяйства, поэтому обеспечить свои семьи могли очень скромно. С другой стороны, уже в бытность обер-священником Павла Яковлевича Озерцковского осознается необходимость в грамотных священнослужителях для военного ведомства, имеющих специфические навыки не только пастырского, но и военного служения. Поэтому попечение именно о детях — воспитанниках духовной семинарии — и становится с самого начала главным направлением благотворительности. Для обеспечения их в первую очередь приходилось думать о приискании постоянного источника средств.

На братском собрании военного духовенства 2 октября 1890 г. было решено «устроить свой свечной завод для военно-духовного ведомства с тем, чтобы прибыль от предприятия могла быть употреблена на удовлетворение нужд военного духовенства и его осиротелых семейств»5.

Разрешение от Синода на открытие завода в Старицком уезде Тверской губернии было получено в конце 1892 г. Из собственных средств Александр Алексеевич выделил капитал, необходимый для устройства завода (15 тыс. руб.), с условием возвращения авансированных средств в течение нескольких лет из доходов от операций завода. Еще 20 тыс. руб. были позаимствованы от военных церквей, имеющих свободные капиталы. Погашение займа постепенно произведено из прибылей завода, и через пять лет его прибыль составляла около 30 тыс. руб., включая капитал около 15 тыс., употребленный на здание завода с инвентарем и белильнею.

Протопресвитер относился к свечному заводу с чрезвычайной серьезностью. В каждом номере «Вестника военного духовенства» печатались подробные отчеты и о количестве произведенных свечей, и о прибыли, полученной от их реализации, и о расходовании денег. В августе 1900 г. свечной склад был открыт даже на Дальнем Востоке — для церквей Южно-Уссурийского края 6.

Статей расходов было довольно много. Завод еще не начал работать, а о. Же-лобовский уже занялся переустройством Николаевской богадельни гвардейского и гренадерского духовенства. Были приведены в порядок документы заведения, в 1893 г. утвержден новый устав.

Покровский приют, прежде помещавшийся на окраине города на Петербургской стороне, был перенесен на Таврическую улицу в новый дом, купленный за 15 тыс. при содействии Протопресвитера, передавшего для покупки 5 тыс. руб. Дом был перестроен и расширен при деятельном участии председателя специально созданной комиссии генерал-лейтенанта Георгия Ивановича Бобрикова. Приют был рассчитан на 15 семейств. В 1894 г. при Покровском приюте по ини-

5 Управление церквами и православным духовенством военного ведомства... С. 44.

6 РГИА. Ф. 806. Оп. 4. Д. 2981.

циативе А. А. Желобовского была создана швейная мастерская для шитья духовенству ряс и подрясников, а в храмы — риз, облачений и священных одежд.

В 1900 г. основное здание богадельни было расширено и надстроено7, в 1910 г. на личные пожертвования о. Желобовского при богадельне была открыта амбулатория, построены два новых приюта для вдов и сирот военного духовенства и расширен третий.

Благодаря содействию о. Протопресвитера, одолжившего из сиротского капитала 5 тыс. руб., и при деятельном участии генерал-лейтенанта Г. И. Бобрико-ва в 1896 г. за 18 тыс. руб. была приобретена обширная благоустроенная усадьба с большим фруктовым садом в гор. Кременец Волынской губернии. Здесь было устроено женское духовное училище для сирот военных священно-церковно-служителей.

Средств не хватало, и на братском собрании 17 февраля 1897 г. о. Протопресвитер предложил обложить сбором церкви, вновь поступившие в военное ведомство. Для изыскания способов к увеличению денежных поступлений на воспитание детей священно-церковно-служителей военного ведомства в духовных семинариях и училищах была составлена комиссия, которая должна была выяснить причины недостаточности денежных поступлений от военных церквей; определить размер сумм, необходимых на воспитание сыновей военного духовенства, и на основании документов о хранящихся при церквах капиталах сделать новую разверстку денежных поступлений по каждой церкви, соответственно ее доходности.

Кроме того, по предложению о. Протопресвитера на братском собрании 19 мая 1898 г. было принято решение из добавочного, за десять лет службы в военном ведомстве, жалованья отчислять 2 % на воспитание и образование сирот — дочерей священно-церковно-служителей.

В Духовных академиях сыновья военного духовенства получали образование при значительном пособии из сиротского капитала, назначаемого по усмотрению Духовного правления или же из средств Общества вспомоществования недостаточным студентам С.-Петербургской Духовной академии, председателем которого с 1897 г. был о. Желобовский.

Будучи с 1891 г. почетным членом училищного совета при Святейшем Синоде, А. А. Желобовский не только способствовал Обществу вспомоществования недостаточным студентам, но и лично назначал стипендии студентам. В память 25, 30, 35 и 40 лет его служения были учреждены стипендии в Белозерском духовном училище, в Новгородской Духовной семинарии, в С.-Петербургской Духовной академии и для воспитания сироты, дочери одного из священно-церковно-служителей военного и морского ведомства, в каком-нибудь из женских духовных училищ.

7 Рядом с этим зданием, на улице Фурштадтской 29/18, проживал сам Протопресвитер. Часть зданий была разобрана во время строительства станции метро «Чернышевская». В ноябре 2013 г. Советом по культуре Правительства Санкт-Петербурга принято решение установить на этом здании мемориальную доску в память Александра Алексеевича Желобовского. С инициативой открытия доски военному священнику выступила общественная организация «Ветераны внешней разведки».

Таким образом, став Протопресвитером военного и морского духовенства, Желобовский смог организовать ведомственные благотворительные учреждения таким образом, что они в значительной степени существовали как самостоятельные, финансируемые за счет собственных мелких производств и адресных взносов. Вслед за П. Я. Озерцковским он продолжал неустанно заботиться об укреплении кадров военного духовенства за счет высокообразованных молодых людей, в том числе и детей военных священников. В отличие от большинства своих предшественников, Желобовский уделял внимание и дочерям священников, стремясь обеспечить им образование.

Вообще, о. Желобовский уделял заботе о детях большое внимание.

Еще одно общество, членом которого был о. Протопресвитер, — Общество попечения о бедных и больных детях (общество «Синего креста», «Синий крест»)8. Оно было образовано в 1882 г. по инициативе А. С. Балицкой и Ф. И. Базилевского, пожертвовавших на открытие общества 1300 руб. Общество специализировалось на помощи детям с ортопедическими заболеваниями и слабыми умственными расстройствами, а также на защите детей «от злоупотреблений со стороны других лиц». В течение 1882 г. были организованы Васи-леостровские, Московско-Нарвские, Литейно-Рождественские и Коломенско-Адмиралтейские отделения Общества. Основу каждого отделения составляли участковые попечители, которые лично обследовали условия жизни семей, подавших прошение о помощи, и передавали сведения Комитету, который принимал решение о ее формах и размере.

6 февраля 1883 г., в связи с эпидемией дифтерии, Общество открыло в наемном доме на Песочной улице небольшую детскую больницу. В 1886 г. ее переместили в бесплатное помещение на Большой Монетной улице. Несмотря на довольно значительные пожертвования, средств на содержание детей было недостаточно, поскольку общество финансировалось за счет членских взносов, частных пожертвований и платы за некоторых воспитанников9.

В 1889 г. о. Протопресвитер дал разрешение проводить в подведомственных ему церквах кружечный сбор в пользу Общества, и такое же разрешение дал митрополит Исидор. Эти сборы проходили в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы под наблюдением специальной Кружечной комиссии и за первые 10 лет дали обществу 23 тыс. руб.

С 1893 г. Общество состояло под высочайшим покровительством великой княгини Елизаветы Маврикиевны, и дела пошли лучше. В 1894 г. председательница Комитета по заведованию больницей Е. Г. фон-Вааль добилась от Городской думы отвода участка земли площадью 750 кв. сажень для строительства здания лечебницы. Средства были собраны Е. Г. фон-Вааль при содействии Почетного попечителя кн. В. П. Мещерского и потомственных почетных граждан

8 См. о нем: Волькович А., Козырин И. «Синий Крест» в первое пятилетие своего существования: Эволюция концепции // Социальная политика. 2003. № 5—7; Микиртичан Г. Л. «Синий Крест» // Три века Санкт-Петербурга. Девятнадцатый век: Энциклопедия. СПб., 2008. Кн. 6. С. 318-323.

9 Например, в 1895 г. императрицы Мария Федоровна и Александра Федоровна пожертвовали в пользу «Синего креста» по 1 тыс. руб., великая княгиня Александра Иосифовна и ее сыновья — по 500 руб.

купцов Н. Н. и А. Н. Брусницыных. Строительство больницы-приюта велось по проекту гражданского инженера В. В. Корвин-Круковского.

Кроме того, о. Протопресвитер 12 мая 1891 г. был назначен почетным членом Санкт-Петербургского совета детских приютов10. Эта благотворительная организация, имевшая целью координацию деятельности детских приютов в Петербурге, входивших в систему Ведомства учреждений императрицы Марии, была учреждена еще в 1840 г. Совет первоначально находился в ведении Комитета Главного Попечительства о детских приютах, а с 1869 г. — в ведении Главноуправляющего Ведомства учреждений императрицы Марии, при котором состояла Канцелярия по управлению всеми детскими приютами. Первой председательницей Совета была Ю. П. Строганова, в 1865—1883 гг. этот пост занимала великая княгиня Александра Петровна; в 1883—1906 гг. — великая княгиня Александра Иосифовна. В обязанности Совета входило заведование всеми приютами Ведомства учреждений императрицы Марии в С.-Петербурге и губернии; распоряжение денежными суммами и имуществом приютов. Совет считался представителем всех подведомственных ему приютов как по судебной защите их интересов, так и по всем правовым актам, их касавшимся. При необходимости он мог создавать Комитеты для сбора средств и решения иных вопросов благотворительности. Он регулировал правила приема и содержания детей в приютах, составление учебных программ.

В 1890 г. при Совете был создан Комитет для сбора пожертвований в пользу заведений С.-Петербургского совета детских приютов, с 1899 г. в состав Совета вошла Бесплатная женская рукодельно-хозяйственная школа имени А. Г. Елисеева. Позже при Совете были созданы Хозяйственный комитет и Комитет для изыскания средств на устройство слабых здоровьем детей и служащих в приютах на дачи и летние санатории. В ведении Совета было пять церквей с собственным балансом (св. мученицы царицы Александры, священномученика еп. Мефодия, св. благ. кн. Александра Невского, св. препод. Сергия Радонежского, св. мученицы царицы Александры в Павловске).

В 1891 г. в Петербурге образовалось Общество попечения о воспитании обоего пола детей артиллерийских офицеров. Конечно, оно не было столь заметным, как «Совет». Тем не менее радением о. Протопресвитера были собраны деньги на открытие в июне 1894 г. Михайловского учебно-воспитательного заведения для детей артиллерийских офицеров, значительные средства для которого пожертвовал великий князь Сергей Михайлович. При учебно-воспитательном заведении построена церковь, освящал которую о. Желобовский.

В годы служения о. Желобовского России пришлось пережить русско-японскую войну. И в это время, несмотря на огромную занятость, связанную с отправкой церковно-священно-служителей на войну, о. Протопресвитер не оставлял дело благотворительности. 4 февраля 1904 г. Желобовский посетил братское собрание, которое началось с его собственного выступления, посвященного, конечно же, начавшейся войне. Выдержанное в духе патриотизма, слово о. Протопресвитера было «проникнуто глубокой любовью к воинам, проли-

10 Почетный член был обязан вносить ежегодный взнос в пользу Совета 300 руб.

63

вающим свою кровь в отдаленной окраине за Веру, Царя и Отечество, и теплым сочувствием к будущим жертвам войны из среды военных священников»11.

Желобовский призвал священников вносить «посильную лепту из жалованья» для организации помощи воинам на Дальнем Востоке. Было принято решение, что священники и штатные дьяконы будут ежемесячно перечислять свои взносы в размере 2% от жалованья через отцов благочинных. Перечислять взносы предполагалось через полковых казначеев12.

Также был установлен сбор пожертвований в церквах военного ведомства. Собранные пожертвования сдавались при свидетелях и под расписку в Духовное правление при Протопресвитере, первоначально под отчет «по третям года», а затем — ежемесячно. Ежемесячно в Духовное правление поступало пожертвований 1398 руб. 28 коп.13, а к началу октября 1904 г. было собрано даже 2140 руб. 46 коп.14 Отчет о собранных суммах регулярно печатался в «Вестнике Военного духовенства». Журнал рекомендовал при организации сбора пожертвований произносить «соответствующее слово», а сбор производить ранее всех других сборов пожертвований.

Помимо «кадровых» проблем перед о. Протопресвитером стояла задача организации работы с нижними чинами в условиях войны. Правда, пока еще не совсем понятно было, как ее организовать. Тем не менее одна инициатива начала реализовываться. Смысл ее состоял в устройстве библиотек с книгами соответствующего содержания в полках и при военно-санитарных поездах. Комплектацию первой библиотеки начал сам о. Желобовский. Он пожертвовал 113 книг лично от себя, еще 300 книг были присланы из Саровской пустыни. Все они предназначались для Семен-Александровского военного госпиталя (санитарный поезд № 15). 20 февраля еще 170 книг прислал протоиерей церкви Семен-Александровского военного госпиталя о. Иоанн Рождественский. Для библиотеки были собраны: Молитвослов с акафистами, Сборник молитв о скорбящих, унывающих и прочих, требующих Божией помощи, собрания молитв воинам во время похода и в больницах. Из собрания о. Протопресвитера были книги: «О святых таинствах», «О Символе веры», «О Божественной литургии», «О молитве Господней», «О заповедях Господних», «О почитании святых Икон», «О говении и исповеди», «Против лжеучений». Были и книги других авторов: Христолюбивому воину повсюду спутник, о воинском знамении, о вреде пьянства, о восьмой заповеди, о святом великомученике Пантелеимоне, о любви Святой церкви к умершим, о жизни Спасителя в ясном изложении. Кроме того, были книги о Суворове, Нахимове и др.

Часть книг предназначалась собственно для библиотеки, а часть — по 6-7 штук были вложены в конверты и розданы солдатам. Эти книги были подписаны: «В благословение от отца Протопресвитера военного и морского духовенства А. А. Желобовского рядовому команды Петербургского Семеновского

11 Вестник Военного Духовенства (далее — ВВД). 1904. № 7. С. 204.

12 Там же. С. 206.

13 Там же. № 8. С. 227.

14 Там же. № 9. С. 173.

Александровского госпиталя в военно-санитарном № 15 поезде. С.-П., 1904 г. февраля 16 дня»15.

Во время войны само военное духовенство порой нуждалось в денежных пожертвованиях. Среди убитых на войне был священник Любомудров, после смерти которого осталось пятеро детей. На братском собрании 16 ноября 1904 г. Желобовский просил собравшихся жертвовать в помощь семье погибшего и сообщил, что А. Н. Куропаткин прислал 600 руб.16, а затем хлопотал об устройстве девочек в Покровский приют и о дальнейшем их обучении. 4 июля 1907 г. опекуном и попечителем над малолетними детьми Александра Любомудрова и оставшимся после смерти его вдовы имуществом был назначен сын священника Александр Власов17. В 1906 г. также пришлось оказывать материальную поддержку до назначения пенсии дочери судового священника крейсера «Варяг» Михаила Руднева — Марии18.

После реформирования военное духовенство впервые столкнулось с войной. Некоторые из священников, особенно те, кто оказался в осажденном Порт-Артуре, после войны не могли сразу продолжить служение — они нуждались в лечении, отдыхе и реабилитации. 8 марта 1901 г. в Министерстве внутренних дел был утвержден Устав Общества вспомоществования калекам, обучающимся мастерству и ремеслам в Санкт-Петербурге. Инициатором создания Общества был профессор Н. А. Вельяминов, а среди почетных членов — Желобовский. Общество ставило своей задачей оказывать помощь калекам во время их обучения различным ремеслам и создавать специальные мастерские с интернатами при них.

На 1 января 1903 г. на попечении общества состояло 19 калек. Для них действовали учебные мастерские — ткацкая, портновская, сапожно-ортопедичес-кая, кузнечная и прачечная (с обучением гладильному мастерству). Опекаемые обучались грамоте и общеобразовательным предметам, желающие — игре на струнных инструментах; в интернате проводились религиозно-нравственные беседы, устраивались концерты самодеятельности и рождественские елки. В 1904—1905 гг. на попечение Общества поступили инвалиды Русско-японской войны, для которых было устроено специальное общежитие с мастерскими. В 1904 г. началось сооружение новой богадельни в Гатчине. Сбор средств на ее строительство был организован духовенством армии и флота к 45-летнему юбилею служения о. Желобовского. Было собрано около 20 тыс. руб.

На собранные средства за 8 тыс. руб. куплен земельный участок в Гатчине в Ингебругской части. В августе 1905 г. Желобовский обратился в Синод с просьбой о разрешении израсходовать на строительство богадельни 67 770 руб. из доходов свечного завода военно-морского духовного ведомства. Разрешение вскоре было получено. Для организации строительства был образован Комитет под председательством Протопресвитера, в который входили священники квартировавших в Гатчине Лейб-гвардии Кирасирского Ее Величества Государыни

15 ВВД. 1904. № 9. С. 187.

16 ВВД. 1905. № 1. С. 21.

17 РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 6259.

18 Там же. Оп. 4. Д. 5482.

Марии Федоровны полка и 23-й артиллерийской бригады протоиереи Н. Щеглов и И. Попов, а также диакон церкви Лейб-гвардии Саперного батальона Н. Крестовский, диакон Адмиралтейского собора А. Тихомиров и военный инженер В. П. Локтев.

15 августа 1905 г. состоялась торжественная закладка здания богадельни19. Здание вначале планировалось возводить двухэтажным, но впоследствии проект изменили. В результате дом построили трехэтажный на 26 квартир (4 — 3-комнатные и 22 — 2-комнатные). Со стороны улицы дом ограждала металлическая решетчатая изгородь, с тыльной его стороны были выстроены прачечная со станком для глажения белья, большая ванная комната, помещение для двух дворников, ледник с отдельным помещением для каждой квартиры, навес для хранения дров. Освящение богадельни состоялось 5 октября 1906 г. в день именин Его Императорского Высочества, Наследника, Цесаревича Великого Князя Алексея Николаевича. Основной контингент богадельни, по мысли Протопресвитера, должны были составлять военные священники, которые не могли продолжать служение после Русско-японской войны.

Еще одно направление благотворительной деятельности Александра Алексеевича связано было с его «малой родиной». Он родился в семье псаломщика в селе Желоби Белозерского уезда Новгородской губернии, окончил Белозерскую духовную школу и Новгородскую духовную семинарию, а уж потом переехал в Санкт-Петербург, где учился в духовной академии. Живя в столице, он не забывал о доме и о детстве, проведенном в учении. Одно из столичных благотворительных обществ, членом которого был Желобовский, — земляческого типа20.

30 октября 1896 г. в Петербурге было торжественно открыто Общество вспомоществования нуждающимся питомцам новгородской духовной семинарии. Из 300 новгородцев, проживавших в Петербурге и его окрестностях, поддержать общество пожелали около 120 человек. Председателем Совета общества стал прот. И. А. Философов, а Александр Алексеевич был одним из постоянных членов21.

Целью Общества провозглашалась помощь тем из выпускников Новгородской духовной семинарии, «кто проживал в Петербурге и его окрестностях "во время продолжения ими обучения или до определения их на службу". В примечании уточнялось, что в отдельных случаях (по ходатайству семинарского начальства и при наличии средств) пособия могут быть предоставлены и воспитанникам семинарии во время их обучения. Оказываемая помощь выражалась по-разному, в зависимости от благосостояния и насущных потребностей нуждающегося в ней. Это могло быть предоставление платы за учебу, бесплатная выдача книг и учебных пособий, обеспечение одеждой, пищей, квартирой, медицинской помощью, в исключительных случаях — назначение денежных по-

19 В настоящее время в этом здании размещены Администрация и Совет депутатов муниципального образования «Гатчинский район».

20 См.: Смирнова Т. М. Землячества Северо-Запада в Петербурге (конец — начало XX века) // История Петербурга. 2011. № 5(63). С. 51.

21 Лица, пожертвовавшие обществу не менее 100 руб. единовременно, становились постоянными членами, а те, кто ежегодно вносили взносы в сумме трех рублей, числились просто действительными членами.

собий. Также общество помогало в трудоустройстве — "приисках занятий или службы"»22.

Первоначальный капитал общества составил всего 644 руб., однако за десять лет своего существования Общество за счет пожертвований своих членов оказало материальную помощь 75 студентам на сумму более 6 тыс. руб.23

Предметом особенной заботы о. Желобовского было Белозерское училище24. В 1898 г. началась перестройка имеющихся помещений училища, и о. Александр был избран почетным блюстителем по хозяйственной части Белозерского духовного училища. Узнав об этом, он выслал в училище 100 руб. и взял на свой счет приобретение учебников для недостаточных учеников. В следующем году, когда состоялась собственно закладка нового здания, о. Желобовский прислал в училище подборку книг и 500 руб. на новостройку25. «Им же были пожертвованы в училище благолепные иконы, училищная библиотека пополнена многочисленными и весьма ценными изданиями. Благодаря усердию протопресвитера, училище приобрело прекрасный волшебный фонарь с картинками к нему, богатейшие атласы, приборы и коллекции в качестве пособий по природоведению и черчению. Ревнуя о благолепии совершаемого при участии учеников богослужения, Александр Алексеевич наделил училище весьма ценными церковными облачениями для священнослужителей и другими принадлежностями богослужения»26.

Активное участие принимал Александр Алексеевич и в Обществе вспомоществования недостаточным ученикам Белозерского духовного училища27, главным жертвователем которого он оставался до конца жизни. Еще до образования Общества, в 1874 г. в честь 25-летия священнического служения о. Александра, в Белозерском училище была учреждена специальная стипендия имени А. А. Же-лобовского. Деньги на стипендию были собраны военным духовенством и частными благотворителями. В 1909 г. училищный совет постановил открыть особую стипендию имени Желобовского через присоединение из запасных училищных сумм 1600 руб. к имевшемуся ранее капиталу.

Многое сделал о. Александр и для Желобовского прихода28. 16 августа 1897 г. он совершил освящение отремонтированного холодного Троицкого храма. На средства Александра Алексеевича было устроено новое здание церковноприходской школы, попечителем которой он являлся на протяжении 30 лет. В 1904 г. отец Александр приступил к устройству новой теплой половины хра-

22 Смирнова Т. Указ. соч. С. 51.

23 См.: Отчет С.-Петербургского общества вспомоществования нуждающимся питомцам Новгородской духовной семинарии за 1906 г. в связи с десятилетием. СПб., 1907.

24 См.: Бронзов А. А. Белозерское духовное училище за сто лет его существования (1809— 1909 гг.). Т. 1. Сергиев Посад, 1909.

25 См.: Вознесенский Е. Закладка нового здания для духовного училища в г. Белозерске // Новгородские епархиальные ведомости. 1899. № 17. С. 965—977.

26 Мальцев М. Г. Протопресвитер Александр Желобовский и Вологодский край: Доклад на научно-богословской конференции «История военного и морского духовенства в Российской империи в конце XIX — начале XX в.», прошедшей в СПбДА в сентябре 2013 г.

27 Отчет Общества вспомоществования недостаточным ученикам Белозерского духовного училища за 1899/1900 год // Новгородские епархиальные ведомости. 1900. № 20. С. 1271—1281.

28 См.: Мальцев М. Г. Указ. соч.

ма. 28 августа 1905 г. (в день рождения Протопресвитера) состоялось освящение нового храма, которое совершал сам А. А. Желобовский в сослужении восьми священников и трех диаконов.

«Вместимость теплой половины храма после перестройки составила 1000 человек, то есть Желобовская церковь стала одной из самых крупных на территории Белозерского уезда. От аналогичных сельских церквей она отличалась высокими потолками и прекрасной акустикой. Окна имели красивую полуциркульную форму. Внутри храма стояли четыре изящные четырехгранные колонны, как бы разделяющие его на две части, по числу приделов. При строительстве было применено множество технических новинок. В частности, под всем полом были проведены вытяжные трубы, что давало постоянный приток свежего воздуха, прекрасно вентилируя помещение. Обогрев совершался калориферными печами»29. Впоследствии при храме на средства о. Желобовского были возведены трехъярусная колокольня и ограда вокруг церковного погоста, а также выстроены дома для причта и сторожа, два каменных здания церковно-приходской школы и богадельни. «При церкви и школе образованы хорошие библиотеки. Кроме того, на его средства были проведены и хорошо обустроены через мхи и болота дороги»30.

15 августа 1900 г. о. Александр освятил богадельню в селе Желоби, выстроенную на собственные средства. Содержание бедняков было обеспечено вкладом в 3600 руб. из собственных же средств Александра Алексеевича.

Таким образом, благотворительная деятельность Желобовского носила разнообразный характер и была направлена не только на помощь нуждающимся лицам духовного звания, но и на лиц, не входящих в духовное сословие. Он выступал не только как частное лицо, жертвуя собственные средства, но и был организатором и вдохновителем многих благотворительных инициатив.

В частности, и об этом следует сказать особо, о. Протопресвитер многое сделал для строительства соборов и церквей, в первую очередь, конечно, военных. С 1887 по 1901 г. было сооружено более 70 полковых храмов. Одной из построек такого рода была церковь 86-го пехотного Вильманстрандского полка31. Церковь святых апостолов Петра и Павла в Старой Русе, которая принадлежала полку с 1864 г., была небольшая и могла вместить около 150 человек. Это создавало большие неудобства, особенно во время Великого поста, когда приходилось делить личный состав полка на две смены на каждую неделю поста. Для того чтобы исправить это положение, командир полка полковник Е. П. Вишняков обратился за помощью к о. Протопресвитеру, благодаря содействию которого финансовую поддержку строительству оказали действительный статский советник В. Я. Яковлев, имевший уже подобный опыт при строительстве Красносельской военной лагерной церкви, городской голова А. А. Невский выделил первоначально три тысячи рублей, а позднее — еще семь тысяч. Военное ведомство по ходатайству

29 Мальцев М. Г. Указ. соч.

30 Там же.

31 Желобовский А. И. Освящение церкви при 86-м пехотном Вильманстрандском полку // ВВД. 1896. № 4. С. 122; Цитович Г. А. Храмы армии и флота. Пятигорск, 1913. С. 109-110.

начальника штаба войск гвардии и Петербургского военного округа Н. И. Бо-брикова выделило медь для отливки колоколов.

Закладка пристройки к церкви была совершена 3 декабря 1895 г. в присутствии А. А. Желобовского, специально прибывшего для этого в Старую Руссу, и В. Я. Яковлева. Протопресвитер совершил божественную литургию и освятил основание пристройки. В украшении новой церкви принимал участие и сам командир полка, Е. П. Вишняков. Будучи художником-любителем, он написал иконы св. Апостолов, св. кн. Владимира, св. Николая Чудотворца и св. царицы Александры.

3 ноября 1896 г. состоялось освящение реконструированного храма. В память о расширении церкви была написана икона св. Алексия схимонаха (в мире св. Александра Невского), св. мученика Евгения и св. Василия Парийского. Икона схимонаха Алексия была написана в воспоминание полкового священника о. Алексея Ивановича Желобовского, икона мученика Евгения — в воспоминание командира полка полковника Евгения Петровича Вишнякова и икона св. Василия Парийского — в воспоминание строителя церкви действительного статского советника Василия Александровича Яковлева.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В апреле 1900 г. о. Протопресвитер оказал пособие в сумме 5 тыс. руб. для устройства церкви для чинов 7-го Восточно-Сибирского стрелкового полка32 в с. Новокиевском. Церковь оказалась едва ли не самым масштабным сооружением на многие версты Посьетского района, в нее ходили молиться даже корейцы из деревень Верхние, Средние и Нижние Фаташи. Служили в церкви священники Александр Венустов и Петр Антонов.

При деятельном участии о. Протопресвитера был построен также Свято-Николаевский кафедральный собор в Харбине. Постройка храма в честь Святителя Николая была начата обществом Китайской железной дороги в 1899 г. весной, сразу по получении заготовленных в Петербурге планов и чертежей.

Собор был построен в так называемом древне-вологодском стиле архитектором Алексеем Клементьевичем Левтьевым. Торжество освящения начала постройки собора состоялось в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы 1-го октября 1899 г. «Постройка храма окончилась в декабре 1900 года и 5 декабря церковь освящена с разрешения Протопресвитера военного и морского духовенства, по благословению Преосвященнейшего Евсевия епископа Владивостокского и Камчатского, в память Святителя Николая чудотворца Мирли-кийского старшим священником Александром Журавским, первым настоятелем этого православного храма в Маньчжурии»33.

Некоторые соборы Петербурга и его окрестностей также перестраивались и возводились благодаря стараниям и иждивению о. Желобовского. Так, например, в 1893 г. было решено пристроить часовню к Троицкому собору лейб-гвардии Измайловского полка34.

32 РГИА. Ф. 806. Оп. 4. Д. 2967. Л.1-2.

33 Православные храмы в Северной Маньчжурии. Харбин, 1931. С. 7-8.

34 См.: Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-гвардии Измайловского полка. СПб., 2009.

15 июня 1893 г. командир полка генерал-майор Александр Александрович Евреинов обратился от имени полка к о. Протопресвитеру с просьбой разрешить построить каменную часовню около полковой церкви, фасадом на Измайловский проспект «в память чудесного избавления Божественным промыслом их императорских величеств и августейшей семьи от грозившей опасности при крушении поезда 17 октября 1888 г. и наследника престола 29 апреля 1891 г.».

Проект часовни был безвозмездно исполнен гражданским инженером Сергеем Петровичем Кондратьевым. Подрядчиком строительных работ вызвался быть личный почетный гражданин Алексей Филиппович Горячев. Император 17 февраля 1894 г. одобрил проект часовни и после некоторых уточнений относительно ее местоположения 2 апреля дал разрешение на постройку.

Торжество закладки совершил 17 мая 1894 г. Протопресвитер военного и морского духовенства Александр Алексеевич Желобовский в сослужении с полковым духовенством. На закладке присутствовал великий князь Константин Константинович, служивший тогда в Измайловском полку, именитые прихожане и весь полк в полном составе35. В северо-западный угол фундамента была положена медная позолоченная закладная доска. Часовня была возведена в течение года и уже 19 мая 1895 г. была освящена.

В 1896 г. главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Н. И. Каз-наков предложил построить в Кронштадте Морской собор. Александру Алексеевичу мысль о строительстве храма, который «должен соответствовать и величию нашего флота и положению г. Кронштадта, как передового поста русской земли, на который прежде всего обращаются взоры иностранцев, прибывающих к нам со стороны моря»36 очень понравилась. Он вступает в переписку с начальником Главного управления кораблестроения и снабжений вице-адмиралом В. П. Вер-ховским, отправляет даже «Докладную записку о необходимости построения в Кронштадте морского военного Собора» Великой княжне Марии Павловне. Из писем следует, что о. Протопресвитер не только вникает в саму идею строительства, но уже предвосхитил все — от инженерных проблем до росписи будущего храма. Идея строительства храма была одобрена Государем.

В 1897 г. для сбора пожертвований на строительство собора и проведение конкурса проектов был образован Комитет под председательством Н. И. Казна-кова. По настоянию Желобовского в комитет был введен настоятель Богоявленской церкви, протоиерей Владимир Краснопольский. Моряки решили ежегодно отчислять четверть процента от жалованья, столовых денег и морского довольствия, начиная с 1898 г. В апреле 1901 г. комитет при участии офицеров флота одобрил один из двух представленных профессором В. А. Косяковым проектов собора. 18 марта 1902 г. проект был одобрен Николаем II. Был учрежден строительный комитет под председательством вице-адмирала С. О. Макарова, 8 мая 1903 г. в присутствии Николая II и членов царской фамилии состоялась торжественная закладка Морского собора37.

35 Невдачин И. И. Свято-Троицкий собор л.-гв. Измайловского полка. СПб., 1910.

36 РГАВМФ. Ф. 427. Оп. 3. Д. 177. Л. 35-37 об.

37 См.: Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Храмы Кронштадта. СПб., 2005.

Не обошел о. Протопресвитер своей заботой и Москву. 25 мая 1893 г. была освящена Сергиевская церковь, устроенная «тщанием бывшего командующего войсками Московского округа Генерал-адъютанта А. С. Костанда и коменданта Генерал-лейтенанта С. С. Уньковского на благотворительные средства граждан Москвы, в память чудесного избавления Государя Императора от руки злодея в г. Отсу, в Японии, 29-го апреля 1891 г. <...> Иконостас церкви пятиярусный, приобретен на средства московского купца Коверина, стоимостью около 4000 рублей»38.

В 1897 г. на Ходынском поле была построена небольшая деревянная церковь при летнем военном госпитале 1-й Гренадерской артиллерийской бригады по инициативе Великого Князя Сергея Александровича, командующего войсками Московского гарнизона. Храм, представляющий собой деревянный сруб с алтарем и одноярусным иконостасом, был построен всего за месяц и 27 июля освящен о. Протопресвитером. Автором проекта был архитектор Молчанов, а средства на строительство храма пожертвовал московский купец Тимофей Павлович Городничев.

31 января 1901 г. начальник штаба Московского военного округа генерал-лейтенант Л. Соболев обратился к Александру Алексеевичу с просьбой утвердить план каменного храма, и 8 июля 1901 г. благочинный церквей Первой гренадерской дивизии протоиерей Иоанн Орлов освятил закладку храма. Одним из главных благотворителей на этот раз был статский советник Иван Андреевич Колесников. Храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» был освящен 1 августа 1902 г. самим А. А. Желобовским соборно с многочисленным военным духовенством. Освящение храма ознаменовалось парадом войск в присутствии Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини Елизаветы Федоровны.

В дальнейшем строительство церквей в ведомстве военного духовенства начинает финансироваться централизованно. В 1901 г. по Высочайшему повелению на нужды церковного строительства по ведомству было выделено 200 тыс. руб., в 1902 и 1903 гг. — по 450 тыс. руб. В протопресвитерство о. Желобовского военным духовенством было построено около 100 войсковых церквей.

Надо отметить, что деятельность Александра Алексеевича не забыта и сегодня. В ноябре 2012 г. была установлена мемориальная доска на здании бывшего Белозерского духовного училища. 27 февраля 2013 г. принято решение о присвоении имени Желобовского одной из улиц Белозерска. 11 июля состоялась церемония торжественного открытия улицы. В ней приняли участие глава города А. Л. Шо-ленинов, представители администрации Белозерского муниципального района, духовенство, руководство Белозерского областного краеведческого музея и др.

30 октября 2013 г. в выставочном зале Белозерского индустриально-педагогического колледжа состоялся митинг, посвященный открытию бюста А. А. Желобовского работы Михаила Лушникова. На митинге присутствовали архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимиллиан, наместник Кирилло-Белозерского монастыря игумен Игнатий (Молчанов), благочинный Белозерского округа, иерей Александр Стулов, настоятель храма Успения Божьей Ма-

38 Цитович Г. А. Указ. соч. С. 266.

тери г. Белозерска, протоиерей Алексий Фомичёв (Кириллов) и иерей Кирилл Виноградов (Липин Бор). На открытие бюста приехал священник Леонид Марков, клирик храма Державной иконы Божьей Матери г. Санкт-Петербурга, представители администрации и краевед М. Г. Мальцев — автор книги о А. А. Жело-бовском. Директор колледжа Г. В. Денисова сообщила, что ходатайство о присвоении колледжу имени Желобовского передано в областной департамент образования.

Решается вопрос об установке мемориальных досок на зданиях бывшей Новгородской семинарии и Санкт-Петербургской Духовной академии, Гатчинской администрации и на доме на Фурштадтской улице в Петербурге, где находилось Управление протопресвитера.

Ключевые слова: Синод, Протопресвитер, военное духовенство, братское собрание, церковная благотворительность, полковой храм, богадельня, детский приют, свечной завод, русско-японская война.

Charitable works of Alexander Andreevich Zhelobovskiy

L. Zukova

The article is devoted to charitable works of Alexander Andreevich Zhelobovskiy, and his participation in various charitable General communities.

He was the first Russian protopresbyter of the military clergy and did much to shape the staff of experienced and knowledgeable priests who actively worked not only to ensure religious worship in the army, but also for the Patriotic upbringing of soldiers. In these purposes and based on personal beliefs, Zhelobovskiy set up several scholarships for talented students studying in the Theological Academies.

In addition, Zhelobovskiy made a great contribution to provision of pensions little-haves elderly priests, as well as to their widows and orphans. To help the poor, by Zhelobovskiy's own money was built candle factory, profit from which amounted to "orphan's capital".

The scope of the paper includes the activities of the first Russian protopresbyter of the military clergy on the planting and construction of military and regimental churches in various cities. Until 1901 military churches were required to actively participate in the search of philanthropists.

One of the themes of this article is the charity organization and own philanthropy activities Zhelobovskiy during the Russo-Japanese war.

Special attention is paid to the contribution of Zhelobovskiy in the case of charity on his «small Motherland». Where Zhelobovskiy not only built the temple, but also established the hospice and also did much to Belozersky spiritual school.

Keywords: Synod, protopresbyter, the military clergy, the priests' meeting, Church

charity, regimental temple, an almshouse, an orphanage, candle factory, the Russo-

Japanese war.

Список литературы

1. Бронзов А. А. Белозерское духовное училище за сто лет его существования (1809— 1909 гг.). Т. 1. Сергиев Посад, 1909.

2. Жукова Л. В. Меры по усовершенствованию деятельности военного духовенства в начале XX века, предложенные протопресвитером А. А. Желобовским // Клио. 2002. № 3 (18). С. 161-168.

3. Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-гвардии Измайловского полка. СПб., 2009.

4. Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Храмы Кронштадта. СПб., 2005.

5. Котков В. М., Каткова Ю. В. Военное духовенство России. СПб., 2005.

6. Ласкеев Ф. Историческая записка об управлении военным и морским духовенством за минувшее столетие (1800-1900). СПб., 1900.

7. Мальцев М. Г. Протопресвитер военного и морского духовенства Александр Желобов-ский. СПб., 2011.

8. Невдачин И. И. Свято-Троицкий собор л.-гв. Измайловского полка. СПб., 1910.

9. Невзоров Н. Исторический очерк управления духовенством военного ведомства в России. СПб., 1875.

10. Православные храмы в Северной Маньчжурии. Харбин, 1931.

11. Цитович Г. А. Храмы армии и флота. Пятигорск, 1913.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.