Научная статья на тему 'Научная жизнь академии'

Научная жизнь академии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
58
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научная жизнь академии»

Научная жизнь академии

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ АКАДЕМИИ

В конце ноября 2018 года вышел в свет первый номер (девятый выпуск по сквозной нумерации) нового научного журнала Санкт-Петербургской духовной академии «Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях».

Новый журнал посвящён проблемам изучения древнерусского прошлого: истории государственных и общественных институтов, богословско-философской проблематики древнерусской книжности, различных аспектов устройства и деятельности Русской Церкви, жизни и творчества выдающихся деятелей отечественного Средневековья, истории идей и повседневности.

Ранее (с 1 по 8 выпуски) журнал издавался как альманах, основанный независимыми исследователями.

Первый номер журнала «Палеоросия» содержит три раздела. В первом собраны статьи, посвященные 90-летию со дня рождения замечательного русского историка, специалиста по истории летописания, Аполлона Григорьевича Кузьмина (1928-2004). Второй раздел содержит часть материалов Третьей международной научной церковной конференции, посвященной 1000-летию Крещения Руси «Литургическая жизнь и церковное искусство Русской Православной Церкви», прошедшей в Ленинградской духовной академии 31 января — 5 февраля 1988 года. В третьем разделе представлены статьи исследователей по различным проблемам истории, культуры и мысли Древней Руси.

Журнал «Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях» рассчитан на специалистов в области истории, права, богословия, филологии, студентов, а также всех интересующихся историей Отечества.

Журнал рекомендован к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви. ISSN 2618-9674. Приобрести журнал и подписаться на него можно в Издательстве СПбДА.

•к -к -к

«Византийский кабинет» — к 200-летию со дня рождения М. Н. Каткова (1818-1887)

9 ноября 2018 года в Книжной гостиной Санкт-Петербургской духовной академии состоялся круглый стол, организованный научно-просветительским проектом «Византийский кабинет», и посвященный одному из наиболее ярких православных мыслителей XIX века Михаилу Никифоровичу Каткову (1818-1887).

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

ÜAAAIOPÜSIA ^ ■fy, ДРЕВНЯЯ РУСЬ <*>

Журнал В личной 1 (9), 2018

К 90-летию Аполлона Григорьевича Кузьмина

Материалы третьей международной научной церковной конференции, посвященной 1000-легию Крещения Руси Ленишрад, 31 января - 5 февраля 1988 г. "Литургическая жизнь и церковное искусство Русской Православной Церкви"

В круглом столе приняли участие доктор филологических наук Ольга Леонидовна Фетисенко, ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) и кандидат филологических наук Ольга Сергеевна Кругликова, доцент кафедры истории журналистики СПбГУ.

Ведущими мероприятия традиционно выступили руководитель проекта «Византийский кабинет», заведующий кафедрой иностранных языков, доцент, иерей Игорь Иванов и доцент кафедры богословия Игорь Борисович Гаврилов.

Открывая встречу, о. Игорь рассказал о деятельности «Византийского кабинета» и ее отражении на страницах научного журнала «Русско-Византийский вестник», а затем отметил, что текущее заседание приурочено к 200-летию со дня рождения М. Н. Каткова, которое отмечалось 1 ноября 2018 г. Кроме того, о. Игорь сказал несколько слов о роли и значении катковского журнала «Русский вестник» в публицистике второй половины XIX века.

Далее И. Б. Гаврилов в своем выступлении отметил, что тема Православия занимает значительное место в авторской публицистике и в изданиях М. Н. Каткова в целом. На их страницах Михаил Никифорович всесторонне отражал жизнь Церкви. Он сам неоднократно писал статьи на церковные темы и привлекал к сотрудничеству известных церковных авторов, прежде всего — профессоров МДА. Причем Катков неизменно выступал с позиции недопустимости подчинения Церкви государству. В заключение своего сообщения И. Б. Гаврилов подчеркнул, что научное исследование литературно-критического и религиозно-философского наследия и издательской деятельности М. Н. Каткова призвано очистить это имя от ложных стереотипов и вернуть из забвения. Необходимо отдать должное выдающемуся мыслителю и по достоинству оценить его вклад в защиту и укрепление Православной Церкви, русской государственности и культуры.

После небольшого обсуждения затронутых вопросов слово взяла О. С. Кругликова, рассказавшая о нескольких периодах формирования мировоззрения Каткова, отметив, что в историю он вошел как «политический прагматик и государственник, веривший

в величие русского государства». Особо была затронута тема веротерпимости в публицистике Каткова. Прежде всего, он отстаивал идею абсолютной свободы совести частного лица («между душой и Богом государство не имеет права полагать свой меч»), кроме того, он настаивал на отмене черты оседлости и на признании полноценности всех гражданских прав для представителей всех религий на территории России. Но при этом М. Н. Катков подчеркивал, что государство не имеет права поощрять иноверческие учреждения, распространяющие и пропагандирующие свою веру. То есть Катков акцентировал свою мысль на том, что «не преследовать не означает поддерживать» и «предоставлять свободу не означает давать власть». Предоставление иным верам религиозной свободы не означает водворения у себя чужой нетерпимости. Говорил Катков и о том, что Церковь нужно избавить от чрезмерной государственной опеки, предоставив ее чадам полную свободу быть сознательным православным христианином. Также он считал, что единство государства требовало внутреннего единства и общества — на основе формирования «государственной нации», когда в равной мере общему Отечеству служили бы и русский немец, и русский татарин, и русский поляк.

Последним годам жизни и деятельности М. Н. Каткова, а также реакции общественной мысли на плоды его трудов был посвящен доклад О. Л. Фетисенко на тему «Последний год жизни Каткова и его отражение в надгробных словах "первому государственному публицисту"». В нем было рассмотрено несколько примеров, отражающих жанрово-стилистическую панораму некрологов и надгробных слов Каткову, созданных авторами консервативного лагеря: от панегирика до диатрибы. Соратники при жизни Каткова порой удивляли современников резкостью оценок, нарушающей правило de mortibus aut bene, aut nihil, а былые противники, например, как С. Ф. Шарапов (1855-1911), произносили речи в духе торжественного реквиема. В частности, Шарапов сказал, что «Катков стоил десяти департаментов» и что ему «мы обязаны существующей свободы слова в России». Также в докладе говорилось и о других мнениях о деятельности М. Н. Каткова в последние годы его жизни в отношении внешней политики России.

Кроме того, в ходе встречи были освещены отношения М. Н. Каткова с К. П. Победоносцевым, И. С. Аксаковым, Н. П. Гиляровым-Платоновым, князем В. П. Мещерским, Ф. М. Достоевским и др.

В круглом столе также активно принимали участие студенты Духовной академии. Они активно задавали вопросы и высказывали свое мнение по поводу сообщений.

Круглый стол прошел в традиционной для Книжной гостиной обстановки «ученого чаепития».

* * *

Круглый стол Исторического общества, посвященный жизни и деятельности митрополита Никодима (Ротова)

23 ноября 2018 года в Книжной гостиной Санкт-Петербургской духовной академии Историческим обществом был проведен круглый стол, посвященный жизни и научно-исследовательской деятельности митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова).

Открыл заседание круглого стола куратор Общества, доцент кафедры церковной истории, заведующий аспирантурой Д. А. Карпук, который подчеркнул значение фигуры митрополита Никодима в контексте изучения истории Церкви XX столетия: «В этом году о митрополите Никодиме говорили очень много и это правильно. С одной стороны публикаций о нем — достаточно. Но суть многих исследований в большинстве сводится к тому, что митрополит Никодим настолько яркая личность, что говорить о нем очень сложно. И человек заинтересованный может сказать, что раз говорить сложно, то, наверное, и не о чем. Но сегодняшняя тема нашего Круглого стола показывает, что есть, о чем говорить. Говорить серьезно, вдумчиво, обстоятельно и в течении ни одного юбилейного года».

Затем выступил студент 3 курса бакалавриата чтец Илья Андрианов, который в своем докладе рассказал о служении митрополита Никодима на Ленинградской кафедре, его деятельности и борьбе за жизнь Церкви в «городе трех революций».

Студент II курса магистратуры чтец Иван Колонтаев рассказал о кандидатской диссертации владыки Никодима, которая посвящена историческому разбору духовной миссии в Иерусалиме. Выпускник бакалавриата чтец Николай Кадура представил магистерскую диссертацию митрополита Никодима «Иоанн XXIII Папа Римский». Студент 4 курса бакалавриата чтец Глеб Тихашин провел разбор печатного пятитомного сборника трудов владыки Никодима, где он в своих работах, публикациях и речах касается множества вопросов богословского содержания.

Итоги круглого стола подвел студент выпускного курса магистратуры иеродиакон Иоанн (Галумов), который в своем докладе рассмотрел деятельность митрополита Ни-кодима в Ленинградской Духовной Академии. Докладчик подчеркнул, что главным достижением владыки стало возрождение высокого научно-богословского уровня преподавателей и студентов Духовной школы.

Круглый стол проходил в традиционной для Книжной гостиной обстановки «ученого чаепития». Все доклады сопровождались вопросами и обсуждением. В конце круглого стола все участники пришли к выводу, что пока еще не изданные научные труды митрополита Никодима должны быть опубликованы, чтобы потомки видели в нем не только человека, который всю свою жизнь боролся за существование Церкви, но еще и высокообразованного, эрудированного иерарха, для которого богословское образование было важным фактором в жизни и деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.