От редакции
что ЕСТЬ КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО? Или несколько слов в качестве предисловия
«Нет сейчас никакого канонического права!», «Церковное право сейчас не действует!», — эти и подобные им высказывания часто можно услышать не из уст скучающих околоцерковных блог(г)еров, а в семинарских аудиториях — от сегодняшних семинаристов, завтрашних церковных пастырей. «Почему на основании одних постановлений из "Книги Правил", решений какого-нибудь Карфагенского или того же Трулльского Собора священника можно лишить сана и отправить под запрет, а Апостольское правило, предписывающее рукополагать в сан диакона не ранее 25 лет, а в сан священника — не ранее 30 лет, никогда и никем, за редким исключением, не соблюдалось?! Понятно, что в вопросах канонической сферы при решении тех или иных вопросов можно подходить с позиций акривии или икономии. Но далеко не всегда просматриваются критерии подхода... Кто и на каком основании может и должен применять то или иное правило тем или иным образом?!» Безусловно, для профессионалов все эти несколько наивные рассуждения и высказывания зачастую воспринимаются как недалекие мысли далеких от повседневной церков-но-административной работы дилетантов. Вместе с тем утверждать, что в области канонического права все хорошо и нет никаких проблем, также не приходиться. Проблем и вопросов предостаточно, как, впрочем, и в других областях церковной науки. И эти вопросы надо поднимать, их надо обсуждать и по ним надо предлагать варианты решений.
В Санкт-Петербургской духовной академии по инициативе и при активном участии проректора по научно-богословской работе протоиерея Константина Костромина и директора Издательства СПбДА Дмитрия Владимировича Волужкова в этой области в последнее время произошли довольно серьезные изменения. Во-первых, в академии создано «Барсовское общество», главными задачами которого является содействие развитию изучения теории и истории церковного права, а также содействие повышению уровня церковного правосознания1. Правда, нельзя не упомянуть, что чуть ранее в академии было образовано Общество Бенешевича («Общество изучения церковного права имени Владимира Николаевича Бенешевича»)2, деятельность которого, судя по всему, ограничилась одним-единственным заседанием. Барсовское же общество провело уже несколько встреч, что является свидетельством того, что его учредители и участники делают все возможное, чтобы Общество активно развивалось, ставя перед собой самые амбициозные задачи. Во-вторых, в течение последних двух лет в академии прошли две довольно масштабные по количеству участников и спектру рассматриваемых вопросов конференции3. В-третьих, в журналах Издательства
1 «Барсовское общество» // Сайт «Издательство Санкт-Петербургской Духовной Академии». URL: https://izdat-spbda.ru/o-proyekte-barsovskoye-obshchestvo (дата обращения: 17.10.2019).
2 Прошло первое заседание научно-просветительского проекта «Общество изучения церковного права» // Официальный сайт Санкт-Петербургской Духовной Академии. URL: https:// spbda.ru/news/proshlo-pervoe-zasedanie-nauchno-prosvetitelskogo-proekta-obschestvo-izucheniya-cerkovnogo-prava/ (дата обращения: 17.10.2019).
3 7 декабря 2017 г. в Книжной гостиной Санкт-Петербургской духовной академии прошла научно-богословская конференция «Каноническое право и церковный суд в истории Русской Церкви: традиция, новация или фикция?» См.: В Санкт-Петербургской духовной академии впервые прошла научная конференция по церковному праву // URL: (дата обращения: 17.10.2019). 17 декабря 2018 г. в Книжной гостиной Санкт-Петербургской Духовной Академии прошла II научно-богословская конференция по церковному праву «Каноническое правило
(«Христианское чтение», «Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях» и др.) статьи по каноническому праву не просто печатаются, но печатаются в специализированных рубриках, что, безусловно, заставляет даже мало- или вовсе незаинтересованного читателя невольно обратить внимание на эту «досадную» рубрику. Вся эта масштабная деятельность по популяризации интереса к содержанию и проблемам канонического права, наконец, затронула и стоявший до этого в стороне «Вестник Исторического общества».
Нельзя сказать, что Историческое общество игнорировало данную проблематику. Так, в мае 2019 г. Обществом был подготовлен и проведен круглый стол «Наследие епископа Иоанна (Соколова) и актуальные проблемы церковного права»4. Некоторые материалы именно этой конференции, а также других мероприятий и вошли в состав данного номера «Вестника», и помещены в специальном разделе с «нетривиальным» названием: «Каноническое право». Первой идет статья преподавателя канонического права Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Алексия Балакая, с которым редактор этого журнала довольно часто полемизирует, затрагивая те или иные вопросы из области церковного права. Иногда удается находить общие точки соприкосновения, иногда (чаще) — нет. Но, в любом случае, эти дискуссионные столкновения позволяют время от времени если не изменять свою точку зрения, то смотреть на ту или иную проблему с несколько иного, порой довольно неожиданного ракурса. Также в номере опубликованы перекликающиеся и в определенном смысле дополняющие друг друга статьи иеромонаха Марка (Свя-тогорова) и Н. А. Тарнакина. Особого внимания заслуживает статья-комментарий к этим трем публикациям «движущей силы» канонического права в нашей академии — Д. В. Волужкова. Кому-то может показаться, что это просто-напросто панегирическое преувеличение редактора «Вестника», но это точно не так. Канонического права в академическом пространстве точно было бы меньше, если бы не кипучая деятельность Дмитрия Владимировича. Его перу принадлежит также информационная заметка в рубрике «Научная деятельность». Здесь представлен краткий отчет обо всех конференциях и других мероприятиях, посвященных каноническому праву за последнее время. Вся эта активная деятельность и неутомимая настойчивость Д. В. Волужкова своеобразно подействовали и на редактора «Вестника», который решил обобщить имеющуюся информацию и в общих чертах представить историю кафедры канонического права в нашей академии в XIX — начале XX вв. К сожалению, по целому ряду причин подготовить материал именно для данного номера не удалось. Имеются лишь заготовки для одного из следующих номеров. Когда заходит речь о преподавателях канонического права в Санкт-Петербургской духовной академии синодального периода, чаще всего — и это вполне справедливо — упоминают имена епископа Иоанна (Соколова) (именем которого почему-то никто не захотел назвать общество в академии!), Т. В. Барсова и В. Н. Бенешевича. Однако многострадальную (как выясняется) кафедру канонического права занимали и скандально известный архимандрит, впоследствии старообрядческий епископ Михаил (Семенов), и малоизвестный, а точнее — никому не известный В. Г. Соломин. Причем последний, как кажется, был настолько перспективным ученым, что впоследствии мог бы вполне затмить собой авторитет Барсова и, как минимум, стать на один уровень с Бенешевичем. Но этого, к сожалению, не произошло. Были в истории кафедры и другие эпизоды — драматические и противоречивые, а значит — чрезвычайно интересные.
(канон) Православной Церкви: правовой обычай, прецедент или правовой акт?». См.: В СПбДА прошла II научно-богословская конференция по церковному праву // URL: https://izdat-spbda. ru/news/artide_post/v-spbda-proshla-n-nauchno-bogoslovskaya-konferentsiya-po-tserkovnomu-pravu (дата обращения: 17.10.2019).
4 Круглый стол по церковному праву прошел в Духовной Академии // URL: https://spbda. ru/news/kruglyy-stol-po-cerkovnomu-pravu-proshel-v-duhovnoy-akademii/ (дата обращения: 17.10.2019).
В рубрике «Интервью» опубликована пространная и чрезвычайно интересная беседа с духовником академии, настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице протоиереем Вячеславом Хариновым. Отец Вячеслав в свойственной ему манере весьма живо и откровенно рассказывает о своем непростом пути в Церковь, о своем тернистом пути в академию, о своем многогранном сегодняшнем служении на приходе и в академии.
Отдельного внимания заслуживает статья В. В. Капралова, опубликованная в разделе «Новомученики и исповедники Церкви Русской» и посвященная жизни и мученической кончине выпускника Санкт-Петербургской духовной академии 1910 г. протоиерея Стефана Черняева. Статья является свидетельством той масштабной и довольно кропотливой работы, которую провел автор, работая в фондах РГИА, ЦГИА СПб, ЦГА СПб, Псковского архива и даже архива ФСБ. Как результат, нам представлена подробная реконструкция жизни и мученической кончины еще одного новомуче-ника и исповедника Церкви Русской. Отец Стефан еще не причислен к лику святых, однако, благодаря проделанной В. В. Капраловым работе, выявленные материалы прошли все необходимые в таких случаях экспертизы и уже направлены на рассмотрение в Синодальную комиссию по канонизации святых. Следующее слово — за священноначалием Русской Православной Церкви.
В раздел, посвященный истории Санкт-Петербургской духовной академии, вошли три статьи. Священник Павел Кадосов — который, будем надеяться, станет постоянным автором нашего журнала — представил, как кажется, исчерпывающее исследование, посвященное родным и близким выдающегося профессора, историка Санкт-Петербургской духовной академии Илариона Алексеевича Чистовича. Свои весьма тщательные генеалогические изыскания отец Павел проводил, используя материалы нескольких архивов. Благодаря последнему обстоятельству история семьи Чистови-чей если и будет уточняться в последующее время, то лишь в самых незначительных деталях и, скорее всего, самим отцом Павлом, которого совершенно точно можно назвать самым крупным в настоящее время специалистом по этой теме. Остается только пожелать, чтобы генеалогические изыскания отца Павла со временем сменились таким же въедливым и вдумчивым изучением и анализом довольно обширного научно-литературного творчества, а также насыщенной церковно-административной работы И. А. Чистовича.
Материал А. И. Черновой (Мартыновой) представляет особую ценность для изучения истории Санкт-Петербургских (Петроградских) духовных школ в годы Первой Мировой войны. Анна Игоревна, будучи студенткой Иконописного отделения нашей академии, проявила глубокий интерес к данной теме и в течение нескольких месяцев провела потрясающую исследовательскую работу, направленную на выявление информации обо всех наставниках, студентах и выпускниках Петроградских духовных школ (как академии, так и семинарии), участвовавших в той или иной форме на полях сражений полузабытой Первой Мировой войны. Более того, именно благодаря этой своеобразной поисковой работе удалось подготовить и провести в академии в марте 2019 г. Вечер памяти, посвященный выпускникам Санкт-Петербургских духовных школ, участникам Первой Мировой войны5. А. И. Черновой удалось выявить 127 имен. В основном, были использованы опубликованные на страницах периодический печати материалы. Конечно же, в разработанный и представленный на суд внимательного читателя список вошли не все имена. Уже после того как материал был отправлен на корректуру и редактуру в издательство, редактору попалось, в частности, имя еще одного академиста, который точно ушел на фронт, но имя которого не попало в указанный перечень. Правда, имя это упоминалось на страницах одного архивного дела. Именно разработка архивных фондов (РГИА, ЦГИА СПб и др.) должна
5 В Академии прошёл исторический вечер, посвящённый выпускникам Духовной школы, участникам Первой мировой войны // URL: https://spbda.ru/news/v-akademii-proshel-istoricheskiy-vecher-posvyaschennyy-vypusknikam-duhovnoy-shkoly-uchastnikam-pervoy-mirovoy-voyny/ (дата обращения: 17.10.2019).
стать следующим этапом на пути выявления всех имен и, по возможности, обстоятельств гибели наставников и студентов духовных школ на полях сражений Первой Мировой войны. Вне всякого сомнения, впереди еще очень много работы, но, благодаря трудам А. И. Черновой, уже сделан серьезный задел. Остается только надеяться, что, во-первых, Анна Игоревна, несмотря на изменения в личной жизни, по мере сил и возможностей продолжит начатую ею работу, и, во-вторых, найдется еще не один и даже не два студента, которые заинтересуются данной проблематикой и потратят год-два своей учебно-исследовательской деятельности на разработку этого важного вопроса. И хочется верить, что когда-нибудь — в ближайшие годы — мы сможем исполнить обещание, данное иеромонахом, впоследствии митрополитом Николаем (Ярушевичем) в 1916 г. при погребении одного из погибших семинаристов: «Прими наш последний привет любви, последнее прости... Наша молитва, наша память о тебе, славный сын своей alma matris, не умрут в стенах Семинарии никогда!»6. Видимым же проявлением этой памяти должна стать если не мраморная доска (на установку которой администрация Петроградской духовной семинарии получила разрешение от Св. Синода в марте 1916 г.7), то хотя бы простой стенд с именами всех тех наставников и студентов, которые принимали участие в Первой Мировой войне.
Третья статья является дополненным и переработанным вариантом Актовой речи Д.А. Карпука, представленной вниманию слушателей 9 октября 2018 г. и посвященной деятельности Петроградской духовной академии в 1918 г., ставшим для нее последним, если говорить о синодальном периоде в истории нашей духовной школы.
Статья И. В. Петрова посвящена чрезвычайно важной и, в каком-то смысле, непростой историографической проблематике («К вопросу о формировании историографической традиции изучения "православного инакомыслия"»). Вне всякого сомнения, все заинтересованные лица найдут здесь много важного и интересного для себя. В данном случае, хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что изначально эта статья была в виде доклада представлена на Мавродиевских чтениях, ежегодно проходящих в Санкт-Петербургском государственном университете. По просьбе профессора университета А. В. Петрова было принято решение опубликовать доклад на страницах «Вестника» вместе со статьей Н. К. Гуркиной «Преподаватели духовных учебных заведений: роль и место в культурно-образовательном пространстве российской провинции на рубеже XIX-XX веков». Однако, по неизвестным причинам эта статья была опубликована чуть ранее на страницах другого академического издания «Христианское чтение» (2019. № 3. С. 240-248), о чем редактор «Вестника» узнал совершенно случайно. Безусловно, все это «нюансы», касающиеся исключительно взаимодействия редакций академических журналов. Главное же заключается в том, что обе статьи в настоящее время опубликованы и доступны всем заинтересованным читателям.
Довольно объемным в этом номере оказался раздел, посвященный миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Иерей Вячеслав Савинцев на основании широкого комплекса источников попытался реконструировать жизнь и деятельность одного из выдающихся миссионеров Рязанской епархии конца XIX в. священника Александра Америкова, являвшегося членом широко известного в дореволюционный период Братства св. Василия, епископа Рязанского. Из частной беседы с отцом Вячеславом стало известно, что в настоящее время в местном архиве удалось выявить огромное (именно огромное, а не большое) количество дел, посвященных деятельности этой, одной из крупнейших в синодальный период, православной миссионерской организации. Поэтому остается надеяться, что отец Вячеслав по мере наличия сил и свободного времени будет заниматься разработкой данной темы и, хотя бы время от времени, представлять результаты своих исследовательских штудий в том числе и нам, для публикации на страницах «Вестника».
6 Памяти героя // Известия по Петроградской епархии. 1916. № 13. С. 6.
7 Увековечение памяти питомцев Петроградской духовной семинарии // Колокол. 1916. № 2927. 14 февраля. С. 3.
Продолжает тему Братств и следующий автор — иерей Мераб Саралидзе. Автор на основании опубликованных и архивных источников рассматривает деятельность Православного Братства Пресвятой Богородицы, созданного на Дальнем Востоке по инициативе епископа Гурия (Буртасовского). В центре повествования — трагические судьбы конкретных людей, на фоне широкого исторического контекста всегда непростых, а порой и неоднозначных церковно-государственных отношений.
М. А. Тарасов в своей обстоятельной статье рассматривает запутанные, в определенном смысле, и ранее не становившиеся предметом отдельного исследования обстоятельства открытия Миссионерского общества в Петербурге. Благодаря привлечению широкого комплекса источников, значительная часть которых до сих пор не была введена в научный оборот, автор едва ли не по дням описывает ход событий, приводя в большом количестве суждения и ключевые высказывания всех заинтересованных и вовлеченных в этот процесс лиц. Вне всякого сомнения, эта статья является важной зарисовкой для понимания церковной жизни в эпоху «Великих реформ».
И. Г. Горбунов представил обобщающий очерк, посвященный конкретно миссионерской деятельности епископа Андроника (Никольского), несостоявшегося преемника святителя Николая Японского, и одного из первых священномучеников. А. М. Азова проработала существующие исследования, посвященные истории распространения православной веры на Аляске, и представила вниманию читателей обстоятельный анализ причин восприимчивости коренных народов Аляски к Православию. Приведенные наблюдения и выводы, как представляется, заслуживают особого внимания всех тех, кто интересуется миссионерскими успехами Русской Православной Церкви в XIX — начале XX вв.
В рубрике под названием — которое не очень понравилось директору издательства Д. В. Волужкову — «Региональная церковная история» (в ходе дискуссии рассматривался компромиссный вариант — «Церковное краеведение») опубликована еще одна статья иеромонаха Антония (Малинского), посвященная антиминсу как историческому источнику. В предыдущем номере уже была опубликована статья, посвященная антиминсу Воскресенского Войскового собора станицы Старочеркасской (Вестник Исторического общества. 2018. № 2 (2). С. 144-151). На этот раз речь идет об антиминсе Николаевской церкви села Армавир Кубанской области. Автор в очередной раз демонстрирует возможность расшифровать и реконструировать, используя хорошее знание контекста церковной истории региона и опираясь всего лишь на несколько слов и какие-то пометки на антиминсе, обстоятельства локальной церковной истории.
Специально для рубрики «Факультет иностранных студентов» мы попросили двух студентов бакалавриата академии из Сирии поделиться своими мыслями о современном состоянии Антиохийской Православной Церкви. Понятно, что объять необъятное в небольшой журнальной статье они не могли — да этого и не нужно было делать, — но самыми главными своими мыслями о происходящих в настоящее время в Сирии событиях они с удовольствием поделились. Возможно, некоторые их суждения русскоязычному читателю покажутся несколько резкими и даже вызывающими. Однако в данном случае необходимо, очевидно, учитывать всю сложность ситуации и все особенности той среды, в которой в последние десятилетия — а в каком-то смысле даже столетия — существует Антиохийская Православная Церковь.
В разделе «Библиография» помещена небольшая заметка, посвященная величайшему православному меценату русской богословской науки — митрополиту Мака-рию (Булгакову). Поводом для разговора стал изданный в 2018 г. сборник документов о премии владыки Макария, выдававшейся Академией Наук, подготовленный Н. Ю. Басаргиной и И. В. Черказьяновой.
В разделе «Научная деятельность», помимо упоминавшейся выше статьи Д. В. Во-лужкова, опубликована заметка о защите кандидатской диссертации священника Максима Никулина. Кроме того, вниманию читателей представлен отчет о научно-богословской работе за 2017-й календарный год и второй семестр 2017/2018 учебного года. О последней статье следует сказать чуть подробнее. Дело в том, что проректор
по научно-богословской работе протоиерей Константин Костромин регулярно, к итоговым Ученым советам академии, составляет отчеты со всевозможными графиками, таблицами и диаграммами. Иногда все это демонстрируется членам Совета, иногда, чтобы сэкономить время, нет. Вместе с тем, как кажется, все эти выкладки представляют определенный интерес и особую ценность для понимания научно-исследовательской деятельности членов профессорско-преподавательской корпорации академии. Именно поэтому, с ведома и разрешения отца Константина, редакцией «Вестника» было принято решение регулярно публиковать эти отчеты на страницах данного периодического издания.
В разделе «Из жизни академии» опубликованы два довольно любопытных материала. Первый посвящен обзору социальной деятельности студентов академии за последние десять лет. По понятным причинам отчет носит обзорный характер. Впоследствии предполагается публиковать ежегодные более подробные отчеты, касающиеся этой весьма многогранной и насыщенной деятельности, которая, чаще всего, остается незамеченной даже постоянными читателями и завсегдатаями академического сайта (https://spbda.ru/). Особый интерес представляет отчет о деятельности еще одного студенческого общества академии, возникшего в январе-феврале 2019 г. — Литургического. Регулярные встречи, острые темы для дискуссий, ознакомительные поездки по храмам города — вот лишь то немногое, чем занимаются члены этой студенческой организации.
В разделе «Деятельность Исторического общества» опубликован список юбилейных и памятных дат на 2019 г. Отчет о деятельности Исторического общества за 2018/2019 учебный год планируется представить в следующем номере журнала.
В рубрике «Юбилеи» публикуются три заметки, две из которых посвящены выдающимся заслуженным профессорам Санкт-Петербургской духовной академии. В августе прошлого 2018 г. настоятель Никольского Морского собора протоиерей Богдан Сойко отпраздновал свое 80-летие. К этой круглой дате редактором «Вестника» была подготовлена и издана монография, посвященная Никольскому собору (Карпук Д.А. Николо-Богоявленский морской собор. История и люди. СПб., 2018). Примечательно, что книгу пришлось писать в довольно сжатые сроки — буквально в течение трех весенне-летних месяцев. Другими словами, в период выпускных, а потом вступительных экзаменов приходилось ездить по архивам Санкт-Петербурга, выискивать, прорабатывать и перепроверять всю необходимую информацию. Работа велась в авральном режиме, но, главное, книга вышла в свет, и вышла в срок. О том, насколько все получилось, судить не автору (который прекрасно видит, что еще можно было сделать, какие разделы усилить и т. п.). В настоящем же номере «Вестника» в статье, посвященной юбилею отца Богдана, с разрешения и благословения настоятеля Никольского собора опубликован один из разделов указанной монографии.
Весной текущего 2019 г. свое 90-летие встретил первый проректор Санкт-Петербургской духовной академии, заслуженный профессор протоиерей Василий Стойков. По словам предыдущего ректора академии епископа Петергофского Серафима, отец Василий для всех нас является «академическим патриархом». И это действительно так. В какую епархию не приезжаешь на какую-нибудь конференцию, всегда найдется один-два выпускника академии, которые подойдут и спросят: «Как там поживает отец Василий Стойков? Да, помним, вспоминаем. Замечательное и интересное было время!» Многая и благая лета отцу Богдану и отцу Василию!
Также в этом номере опубликована статья, посвященная юбилею заведующего кафедрой источниковедения истории России Санкт-Петербургского государственного университета Сергея Григорьевича Кащенко. У кого-то может возникнуть вопрос, каким же образом этот видный современный ученый и крупнейший специалист в своей области связан с духовной академией. Связь, возможно, и не столь очевидная, но все же есть. После поступления редактора этого журнала в 2009 г. на исторической факультет (ныне Институт истории) Санкт-Петербургского университета, необходимо было пройти собеседование с заведующим и некоторыми членами той кафедры,
на которой и предстояло обучаться последующие шесть лет. Отвечая на традиционный вопрос заведующего кафедрой С. Г. Кащенко, почему я выбрал кафедру источниковедения, мне пришлось мимоходом упомянуть в том числе и тот факт, что до этого я окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Услышав это, Сергей Григорьевич воскликнул: «Да, знаем это учебное заведение! Там учились отец Илья Макаров и Дима Бохонский! (выпускники академии, обучавшиеся в том числе и на кафедре источниковедения. — Д. К.)». Вопрос о зачислении именно на кафедру источниковедения был решен без каких бы то ни было дальнейших серьезных расспросов. Последующая учеба показала, что выбор оказался правильным. Благодаря Сергею Григорьевичу и многим другим высокопрофессиональным наставникам кафедры удалось получить не только определенные знания, но и весьма ценный жизненный опыт.
2018 и 2019 годы для Петербургской академии значимы по многим причинам. И одна из них — это памятные даты, связанные с жизнью и деятельностью митрополита Никодима (Ротова): в 2018 г. исполнилось 40 лет со дня его кончины, в 2019 г. — исполняется 90 лет со дня рождения. 4 сентября 2018 г., накануне 40-летия, в академии состоялся Вечер памяти этого выдающегося иерарха Русской Православной Церкви XX столетия8. Кроме того, осенью того же года прошло еще несколько памятных мероприятий. В статье, публикуемой на страницах «Вестника», помещена не только официальная информация с различных церковных Интернет-ресурсов, но и расшифровки интервью, которые были даны специально для Вечера памяти. Своими воспоминаниями поделились заслуженный профессор протоиерей Василий Стойков, протоиерей Павел Красноцветов, заслуженный профессор протоиерей Богдан Сойко, протоиерей Николай Тетерятников, протоиерей Александр Ранне.
К сожалению, рубрика «Некрологи» стала не только постоянной, но и набрала материалов уже на несколько номеров вперед. В этом номере журнала статьи посвящены памяти митрополита Таллинского и Эстонского Корнилия, архимандрита Тихона (Секретарева), протоиереев Сергия Мухина и Сергия Овсянникова, а также еще совсем молодого чтеца Даниила Николаевича Чукарина, моего очень близкого друга. Вечная память почившим!
С этого номера в журнале дебютирует рубрика «Отклики и отзывы». Доцент академии Игорь Борисович Гаврилов на сайте издательства академии (https://izdat-spbda.ru/) регулярно публикует отзывы на академические журналы и монографии. Чаще всего они носят довольно комплементарный характер, хотя встречаются и критические реплики. Но особую ценность этим отзывам придают меткие замечания Игоря Борисовича, который очень тонко и, порой, даже изящно подмечает отличительные особенности каждого издания. «Досталось» от Игоря Борисовича и второму номеру нашего «Вестника», с чем можно ознакомиться на страницах номера текущего.
Совершенно неожиданное продолжение получила статья В. С. Грачева «Церковноприходская деятельность священника Воскресенского храма в деревне Журавлево Суглицкого погоста Николая Ивонинского» (2018. №2 (2). С.77-83). На автора, благодаря тому, что в журнале в обязательном порядке публикуется адрес электронной почты, вышла родственница священника Николая Ивонинского. И теперь она совместно с автором публикации занимается работой по реабилитации отца Николая. Верим, что этот процесс будет успешно завершен.
В завершение этого затянувшегося предисловия, по обычаю приглашаем всех заинтересованных лиц принять участие в жизни «Вестника Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии» посредством публикации статей, посвященных прошлому и настоящему Русской Православной Церкви.
Д.А. Карпук
8 Человек Церкви. В Академии прошел вечер памяти митрополита Никодима (Ротова) // URL: https://spbda.ru/news/chelovek-cerkvi-v-akademii-proshel-vecher-pamyati-mitropolita-nikodima-rotova/ (дата обращения: 17.10.2019).