Научная статья на тему 'ОТБЫВАНИЕ НАКАЗАНИЯ ЖЕНЩИНАМИ В КОНТЕКСТЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ РОССИИ'

ОТБЫВАНИЕ НАКАЗАНИЯ ЖЕНЩИНАМИ В КОНТЕКСТЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
84
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАКАЗАНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ТЮРЬМА / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ЖЕНЩИНЫ-ПРЕСТУПНИЦЫ / ОСУЖДЕННЫЕ / ДИСКРИМИНАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карабашева Фатима Шамилиевна

В статье рассмотрены основные вопросы отбывания наказания женщин в пенитенциарном учреждении в контексте юридической историографии России. Исследованы вопросы исторического обзора наказания применяемых женщинам в дореволюционную эпоху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SERVING PUNISHMENT BY WOMEN IN THE CONTEXT OF THE LEGAL HISTORIOGRAPHY OF RUSSIA

The article deals with the main issues of serving women's sentences in a penitentiary institution in the context of legal historiography of Russia since the Council decree of 1649. The questions of historical review of punishments applied to women in the prerevolutionary era are investigated.

Текст научной работы на тему «ОТБЫВАНИЕ НАКАЗАНИЯ ЖЕНЩИНАМИ В КОНТЕКСТЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ РОССИИ»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

DOI 10.47643/1815-1337_2020_10_61

ОТБЫВАНИЕ НАКАЗАНИЯ ЖЕНЩИНАМИ В КОНТЕКСТЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ РОССИИ

КАРАБАШЕВА Фатима Шамилиевна,

преподаватель кафедры гражданского процессуального права

Российского государственного университета правосудия (РГУП) (Ростовский филиал). E-mail: fatishkara@gmail.com

Краткая аннотация: В статье рассмотрены основные вопросы отбывания наказания женщин в пенитенциарном учреждении в контексте юридической историографии России. Исследованы вопросы исторического обзора наказания применяемых женщинам в дореволюционную эпоху.

Abstract: The article deals with the main issues of serving women's sentences in a penitentiary institution in the context of legal historiography of Russia since the Council decree of 1649. The questions of historical review of punishments applied to women in the pre-revolutionary era are investigated.

Ключевые слова: Наказание, преступление, тюрьма, лишение свободы, женщины-преступницы, осужденные, дискриминация.

Keywords: Punishment, crime, prison, incarceration, female criminals, convicts, discrimination.

На протяжении многих столетий ученые-правоведы исследуют женскую преступность. Наиболее актуальным является развитие тюремной политики в отношении отбывания наказания женщинами с точки зрения юридической историографии. Так, истоки ответственности определялись в источниках Русской правды и Псковской Судной грамоте. Предусматривалось четыре меры ответственности, такие как: «о потоке и разграблении», денежная, продажа и денежное наказание предписывающая общине выдавать преступника, совершившего убийство в разбое, «с женой и детьми на поток и на разграбление».

Далее в XVII в. в 1649 г. появляются статьи в Соборном уложении за преступления, совершенные женщинами, которые устанавливали уголовную ответственность и наказания. Мужеубийцу, закопав по плечи в землю, держали без еды и питья до наступления смерти: «живу окопати в землю, и казни-ти ея такою казне безо всякия пощады, хотя будет убитого дети, или иныя кто ближния роду его, того не похотят, что ея каз-нити, и ей отнюд не дати милости, и держати ея в земле до тех мест, покамест она умрет». Соборное Уложение «смертную казнь» толкует так и определяет цель данного наказания за блудные деяния: «чтобы на то смотря, иные такова беззаконного и скверного дела не делали, и от блуда унялися».

В главе XV Соборного Уложения впервые упоминается о том, что: «А которая жонка приговорена будет к смертной казни, а в те поры она будет беременна, и тоя жонки, пока-места она родит, смертию не казнити, а казнити ея в те поры, как она родит, а до тех мест держати ея в тюрме, или за крепкие приставы, чтобы она не ушла» [3, С. 256]. Беременные женщины не подвергались смертной казни, им давалась отсрочка на время рождения ребенка в связи с заботой о ребенке как о невинном. В 1689 году в землю женщин уже не закапывали и законодательство шло в сторону либерализации. Необходимо отметить, что пенитенциарная (уголовно-исполнительная) система в Российской империи регулировалась в зависимости от уголовно-исполнительного законодательства. Для женщин

предусматривались привилегии в отношении исполнения наказания по законодательству уголовно-исполнительной системы, содержались статьи с определенным снисхождение, чем для мужчин. Данные привилегии осужденных женщин основывались на деторождение и воспитании. Это считалось это главной функцией в обществе . И.Я. Фойницкий справедливо отмечает, что: «тюрьма древнейшая была лишь мерою физического захвата личности, применявшейся обыкновенно не для наказания, а до наказания. Ученый-правовед также утверждает, о том, что: «применяясь как наказание, тюрьма означала мучительное телесное страдание, сопровождалась наложением оков, кандалов, приковыванием к стене и отбывалась в помещениях, наименее удобных для жизни, в сырых подвалах, погребах и т. п. Тюремные сидельцы бросались в лучшем случае на солому, которая оставлялась до полного гниения... изредка государство давало тюремным сидельцам продовольствие, весьма скудное, которое приходилось пополнять собственными средствами и подаяниями частной благотворительности» [6, С. 286].

Были отмечены исторические данные с конца XVII -начала XVIII вв., которые свидетельствуют о распространение ссылки для всей семьи не только осужденного мужчины. Практика на вечное жите была положена Петром I в 1699г., после Стрелецкого бунта. Указом Петра I в 1720 году отменялась полная ссылка на каторгу «семьи», и дано право выбора женщине ехать за мужем с детьми или нет. В Указе говорится, что: «к каторжным невольникам, которые посланы на урочные лета, женам и детям ходить невозбранно, а которые сосланы на вечную каторжную работу, тех женам, которые похотят идти замуж, или постричься, и в своих приданных деревнях жить, и в том дать им свободу, понеже мужья отлучены вечно, подобно якобы умре» [5]. Но в 1687г. был издан Указ, который регулировал, что: «за женино воровство мужей в ссылку не ссылают», то есть мужчину не ссылали на каторгу вслед за супругой [2, С. 114-123].

Позднее Устав 1822 г. XIX в уравнивал положение мужа и жены. В уставе содержание статьи трактовалась так:

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 10(190)

«ст. 191 Устава, говоря об изъявлении готовности (либо отказе) следовать за осуждёнными, оперирует общим понятием «супруги» [3, С. 114-123]. В 1831 году нормативно в правовой историографии было закреплено в Общей тюремной инструкции о содержании мужчин и женщин в разных горницах губерний.

В истории уголовного права различия между мужчиной и женщиной не существовало и при назначении наказания не учитывались снисхождения за совершенные преступления. В 1822 году отменили заковывание и кандалы женщин за совершение преступления. На рубеже XV-XVШ столетий применялись наказания в виде заточения в монастырь (государственные тюрьмы).Государственные тюрьмы были расположены во всех регионах страны таких как: Москва, Владирская губерния, Пермская губерния - Далматовская и Введенская, Тверская губерния - Кашинская, а также Енисейская, Рождественская, Иркутская, Знаменская и др. Женщинам было не легко отбывать наказания в монастырях поскольку, их ждала скудная еда, тяжелая работа, за не послушание х били железом и батогами. История не описывает особенности содержания в монастырях женщин с детьми.

Не избегали и наказания женщины дворянского происхождения, например такие как Дарья Николаевна Салтыкова по прозвищу Салтычиха. Ее содержали в монастыре Ивановском, где она провела пожизненное заключение с 1730 по 1801 г. в подземной тюрьме без света и человеческого общения Дворянка или русская помещица вошла в историю своими жестокими избиениями и убийствами своих крепостных кресть-ян[10. С. 241-242]. Были также единичные случаи, когда государь мог смилостивиться и освободить из заточения. Например, при Павле I была освобождена заключенная из Московского монастыря Анна Лопухина. Хотя и приговор был пожизненного заключения. За время заключения Анна вела себя тихо, и никак не проявляла себя и не нарушала тюремный режим. Им-

Библиография:

ператор посчитал незначительным поступком совершенное преступление и дворянское происхождение Анны. Однако по материалам ученого М.Н. Гернета, утверждалось, что «было и противоположное отношение к женщинам - заключенным, например к княжне Таракановой самозванки, где условия пребывания были крайне тяжелыми. XIX -е столетие ознаменовалось активным политическим движением революционеров таких как: С. Л. Перовская, Г.М. Гельфман, В. Н. Фигнер, Л.А. Волкен-штейн, С. М. Гинсбург и др., где женщины и мужчины были в одинаковом положении. Женщины-заключенные проявили выдержки, что на судебных процесса, что при содержании в тюрьме. Сломить тюремным режимом не удалось, но тем не менее как показала практика женщины переносили тяжелее тюремное заключение.

Таким образом, положение женщин-заключенных оставалось тяжелым, а законодательство дискриминационным до XIX столетия. Поскольку женщина переносила тюремное заключение сложнее как на физическом плане, так и на психологическом уровне. Итак, современная историография в России о женской преступности и ответственности за нее во второй половине XIX - начала XX вв. рассматривается через характеристику социальной, гендерной и локальной истории. В XIX веке криминологи выделяли целый ряд преступлений, которые можно назвать в основном «женскими». В их число входили детоубийство, мужеубийство, поджоги - все они в первую очередь отражали зависимое и неравноправное положение женщины в обществе. Отечественный юрист М.Н. Гернет еще в начале XX в своей многотомной работе «История царской тюрьмы» отметил, что «несмотря на то что десятки тысяч женщин поступали ежегодно в царские тюрьмы, законодательство совсем не знало «женского вопроса» в местах лишения свободы; уравнение в тюрьме мужчин и женщин создавало в действительности для женщин новые, добавочные тяготы» [1, С. 258].

1. Гернет М.Н. История царской тюрьмы. Т. 1. М.: Государственное издательство юридической литературы, - 1951. - С. 258.

2. Веселова А. П. Уголовные наказания и особенности их применения в отношении женщин в дореволюционной России: историко-правовой аспект. Вестник Кузбасского института, (1 (22)). - С. 114-123.

3. Петренко Н. И., Сизая Е. А. Каторга как один из основных видов уголовной и политической репрессии // История уголовно-исполнительной системы России (к 130-летию образования УИС): сб. научных статей. М., 2009. С. 138.

4. Тихомиров М. Н., Епифанов П. П. Соборное уложение 1649: ученое пособие для высшей школы. М.: Изд. Московского университета, -1961. -С. 256.

5. Филиппов А. О наказании по законодательству Петра Великого в связи с реформой. М., 1891. С. 369.

6. Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М., 2000. С. 286.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.