КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ / CULTURE & CIVILIZATION
УДК 331.5; 316.4; 001.8
DOI: 10.24411/2413-693X-2018-10215
От знаний к искусству
РАССАДИН Борис Ильич
ФГБОУ ВО Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ), Владимир, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент, e-mail: [email protected]
Аннотация. Грандиозные современные производственные и технологические преобразования стали предъявлять новые требования к исполнителям трудовых функций. Профессиональные стандарты как характеристики квалификации определенного вида деятельности в зависимости от уровня знаний, умений и навыков предусматривают девять уровней квалификации. Исследованию потенциальных возможностей и способностей человека посвящена настоящая статья. С помощью кривой стадий жизненного цикла автор рассматривает пять вариантов развития интеллектуального потенциала человека и приходит к выводу о том, что чем раньше и больше человек получает знаний в определенной сфере деятельности, производственных навыков и профессионального опыта, тем быстрее и шире раскрываются нравственные ориентиры и потенциальные возможности индивидуума. Кривая способностей человека на каждом из этапов интеллектуального потенциала сдвигается в сторону более молодого возраста и раскрывает ранние способности в самореализации.
Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, знания, навыки, опыт, ремесло, мастерство, искусство,
талант
Для цитирования: Рассадин Б.И. От знаний к искусству // Сервис plus. 2018. Т.12. №2. С. 138-145. DOI: 10.24411/2413-693X-2018-10215.
Статья поступила в редакцию: 04.04.2018.
Статья принята к публикации: 04.05.2018.
From knowledge to art
Boris I. RASSADIN
Vladimir state University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs (VISU), Vladimir, Russian Federation, Ph.D. Econ, Associate Professor, [email protected]
Abstract. Grandiose modern production and technological transformations began to make new demands, both to executors of labor functions, and to employers. In order to ensure state guarantees of labor rights and freedoms of citizens, to protect the rights and interests of employees and employers, the Labor Code of the Russian Federation introduced the concept of a professional standard at the end of 2012 as characteristics of the qualification of a certain type of activity. Order of the Ministry of Labor of Russia of 12/04/2013. No. 148n specifies that the development of professional standards should include such characteristics as: powers and responsibilities, the nature of skills, the nature of knowledge.
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
От знаний к искусству
Depending on the level of knowledge, skills and skills, 9 skill levels are provided. While professional standards are being developed, our schoolchildren and students should understand the need for highly qualified training, including for completely new professions - the result of the development of information technology, robotics, and artificial intelligence. The present article is devoted to the research of potential possibilities and abilities of a person. With the help of the curve of the life cycle stages, the author considers five options for the development of the person's intellectual potential and comes visually to the conclusion that the earlier and more a person gets knowledge in a certain field of activity, production skills and professional experience, the faster and broader the moral guidelines and potential the possibilities of the individual. In the current context, it is necessary not only to master the practical skills of a simple labor process, but also to master a certain craft. For its part, earlier métier of the craft reveals the possibilities of its erection to a higher level of skill. Early mastery opens up opportunities for bringing it to art and revealing talent. Thus, the curve of a person's abilities at each stage of the intellectual potential shifts towards a younger age and reveals the early abilities for self-realization.
Keywords: intellectual potential, knowledge, skills, experience, craft, skill, art, talent
For citation: Rassadin, B. I. (2018). From knowledge to art. Servis plus, 12(2), 138-145. doi: 10.24411/2413-693X-2018-10215. (In Russ.).
Submitted: 2018/04/04.
Accepted: 2018/05/04.
О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель А.С. Пушкин
Вводная часть
Когда-то эта цитата гения поэзии украшала вход в нашу школу, да и многие другие учебные заведения. Будучи талантливым человеком, Пушкин гениально предвидел значение всех слагаемых прогресса.
Грандиозные современные производственные и технологические преобразования стали предъявлять новые требования, как к исполнителям трудовых функций, так и к работодателям. В целях обеспечения государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, защиты прав и интересов работников и работодателей в конце 2012 г. в Трудовой кодекс Российской Федерации было внесено понятие профессионального стандарта как характеристики квалификации определенного вида деятельности. Приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н определено, что «разработка профессиональных стандартов должна включать такие характеристики, как полномочия и ответственность, характер умений, характер знаний». В зависимости от уровня знаний, умений и навыков предусмотрены девять уровней квалификации.
Пока профессиональные стандарты разрабатываются, нашу молодежь необходимо сориентировать на необходимость высококвалифицированной подготовки, в том числе и к совершенно новым профессиям
- результату развития информационных технологий, робототехники, систем искусственного интеллекта.
К вопросам профессиональной подготовки молодежи ученые обращаются давно с различных методических подходов и точек зрения, тем не менее отдельные факты и примеры не дают наглядной картины преимуществ более раннего освоения знаний, навыков и приобретения опыта практической деятельности. Они требуют обобщения, осмысления и доступного наглядного оформления.
Основная часть
Цель настоящего исследования заключается в наглядном представлении зависимости раннего приобретения знаний, практических навыков и опыта для профессионального освоения любых видов деятельности.
В современных условиях бурного развития информационных, космических, нано- и других коренных («прорывных») технологий, которые «создают новые рынки и отрасли, способствуют росту производительности труда, повышению конкурентоспособности отдельных секторов и национальных экономик в целом» [1] происходят существенные изменения к профессиональным навыкам и компетенциям трудовых ресурсов. Востребованность профессий бурно меняется. Конкурентоспособность трудовых ресурсов стремительно растет. Формирование конкурентных преимуществ трудовых ресурсов происходит в процессе взаимодействия потребностей человека и его собственных мотивов и побуждений к деятельности и саморазвитию. Это особенно актуально в условиях изменения роли и отношения государства к своим гражданам, нарушения социальных гарантий со стороны государства.
Трудно не согласиться с А.С. Пушкиным спустя столетия, что в основе гениальных открытий и изобретений лежат не просто знания, а огромное их количество в разных областях знаний, особенно в современных условиях, когда наиболее значимые открываются в смежных сферах знаний.
Знание является формой существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Как важнейшая и основная категория «знание» формируется под воздействием различных факторов.
С первых дней жизни каждый человек получает знания от родителей в виде простых фраз, колыбельных песен и сказок ко сну. Чуть повзрослев, малыш начнёт получать свои первые опытные знания: вкусно - невкусно, горячо и холодно, край и др.
Еще до школы современные дети набирают большой багаж опыта, навыков и знаний в рисовании, музыке и пении, спорте, изучении букв и чтении. Значительная роль в формировании опытных знаний и навыков отводится окружающему их миру: взрослым и детям, животным и растениям, мелодиям и звукам.
Разнообразие информации при доброжелательном отношении формирует широкий спектр интересов и наклонностей для получения новых знаний и навыков, собственного опыта. В каком-то смысле среда, при постоянном педагогическом влиянии окружения, в виде знаний и личный практический опыт позволяют закрепить целый комплекс различных навыков. Так, обыденная форма существования и систематизации (часто неосознанной) результатов познавательной деятельности человека на первом этапе формирует в основном обыденное знание.
Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия, которые очень часто оказывают в жизни негативное влияние на профессионализм и карьеру.
В школьные годы преобладающая часть научных знаний формируется под воздействием педагогических коллективов. В основу таких знаний закладывается научная база - логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов и проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий.
Для одной категории подростков умственная, физическая неспособность освоения необходимых школьных знаний или скептическое отношение и пренебрежение знаниями, а позднее предпочтение
естественных инстинктов, нередко вредные привычки и лень, приводит к тому, что накопленных знаний, навыков и опыта становится недостаточно для освоения сложных практических работ. Часто эта категория молодежи не стремится к самостоятельному труду, длительное время являются иждивенцами своих родителей и других родственников. Эта категория людей с достаточно низким интеллектуальным потенциалом может приобрести только навыки простого трудового процесса, превратив его в повседневную трудовую практику значительно позже, чем другие люди. На рисунке стадий жизненного цикла этой категории населения отведена кривая интеллектуального потенциала (ИПЧ 1).
Для другой категории подростков наступает период времени, когда чистые (абстрактные) знания, начинают преобладать над обыденным знанием, собственным опытом и навыками. Эта категория подростков активно использует знания для реализации принципов: «ученье — свет, а не ученье — тьма». Одна из еврейских поговорок гласит: «Знание не занимает много места», что совершенно справедливо, но не всегда востребовано в обществе.
В период завершения школьного обучения существенную роль начинают играть естественные инстинкты, стремление завести свою семью, начать трудовую жизнь, независимость от родителей, логически и социально эти принципы вполне оправданы, но они не позволяют продолжить обучение, повысить свой интеллектуальный потенциал, именно в период расцвета творческого потенциала.
Тем не менее накопленный комплекс знаний, умений и навыков позволяет приобрести не только навыки простого трудового процесса, превратить его в практику повседневной жизни, но на определенном этапе своего жизненного пути совершенствовать трудовые навыки, превратив их в определенное ремесло. При этом обычная практическая работа приобретает характер определенного вида ремесла, что, естественно, требует самостоятельного повышения уровня знаний, навыков и опыта работы. Такой категории населения отведена кривая ИПЧ 2 на рис. 1.
Ранее ремесло воспринималось как только ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, скучное занятие мастера-одиночки. Толковый словарь Ефремовой [2] и другие определяет ремесло, как:
1) требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-либо изделий, ручным, кустарным способом;
2) работа без творческой инициативы, по сложив-
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
От знаний к искусству
шемуся шаблону;
3) профессия.
4) какое-либо занятие, дело.
Современный экономический словарь [3] определяет ремесло, как 1) мелкое, преимущественно ручное производство товаров, требующее значительного мастерства; 2) владение искусством изготовления определенных видов вещей, наличие соответствующей
профессии, квалификации.
Сегодня ремесло воспринимается как дело, занятие, призвание, промысел, профессия, работа, специальность. Понятие ремесла многогранно. «Одни считают, что создание художественных произведений -это уже не ремесло. Другие считают профессию, скажем, художника или иконописца, поэта или актёра ремеслом» [4].
Интеллектуальный
потенциал
человека
Кривая способностей человека
талант
Кривая ИПЧ 5
Кривая ИПЧ 4
Кривая ИПЧ 1
обыденное знание, навыки, опыт_
практика Физические и умственные способности
Годы жизни
Рис. 1. Зависимость профессионального мастерства от уровня накопленных навыков, опыта и знаний
«Ремесло никуда не исчезло. Оно просто обрело новые формы. Сегодня, когда говорят: «Он освоил ремесло», имеют в виду, что человек мастерски владеет профессией. То, что он производит для общества, полезно, и не стыдно за это просить деньги. Причем зачастую речь идет не только о материальных вещах. Поэтому противопоставлять ремесло и искусство бессмысленно. Только познав азы своего дела, можно создать настоящий шедевр, который можно демонстрировать потомкам» [4].
Таким образом, только при полном познании азов своего дела, всех нюансов и тонкостей профессии, которые требуют полноценных и всесторонних знаний производственных процессов, огромного опыта работы с материалом, накопленных навыков, ремесло может перерасти в мастерство. Особенностью этой категории специалистов является более раннее накопление необходимых знаний, опыта и навыков работы в профессии, поскольку более позднее их накопление не позволит практическому производственному опыту перерасти в ремесло, а ремеслу в мастерство.
Такой категории населения посвящается кривая ИПЧ 3 на рис. 1.
Оксфордский толковый словарь по психологии определяет мастерство как «достижение некоторого предварительно установленного (и обычно высокого) уровня функционирования по выполнению некоторой задачи» [5]. Словарь по профориентации и психологической поддержке определяет мастерство как «желаемый уровень развития человека как субъекта деятельности; мастерство предполагает не только наличие умений, знаний, но и определенный склад личности» [6], а также «свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода» [7].
Мастерство можно определить и как «высший уровень профессионального развития личности, признанный обществом, имеющий ярко выраженные индивидуальные признаки, и определяемый по конечному продукту труда, по способам достижения целей профессиональной деятельности» [8].
Мастерство как категория, «принадлежащая психологии труда и акмеологии, характеризующей свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области.... Психологическая категория «мастерство» по своему содержанию близко к акмеологической категории «профессионализм деятельности» [9].
«Акме - (от греч. акме - вершина, цветущая пора) - высшая точка, период расцвета личности, наивысших её достижений, когда проявляется зрелость личности во всех сферах, максимальное развитие способностей и дарований; считается, что акме приходится на период взрослости или зрелости человека» [10].
«Сегодня термином «акмеология» называется наука о вершинных достижениях человека. Особое направление изучения акмеологии в том, что она исследует не просто достижения, коих добиваются люди в зрелом возрасте, но и факторы, способствующие этому. Большое практическое значение результатов акмеологических умозаключений в том, что они в прямом смысле слова представляют информацию о том, какие условия привели человека к вершинам интеллектуальной, физической и духовной деятельности. Во многом это приближает к пониманию смысла жизни» [11].
Именно высшему профессионализму деятельности человека на грани мастерства и искусства, как одной из высших точек расцвета личности, соответствует кривая 4 интеллектуального потенциала человека на рисунке. Мастерство перерастает в искусство в значительной мере во взрослом состоянии, но достигается знаниями, опытом и навыками при определенных особых обстоятельствах.
«Слово и понятие «искусство» и в русском и других языках употребляется в двух смыслах [12]:
• в узком смысле это специфическая форма практически духовного освоения мира;
• в широком смысле - высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.)».
«Искусство - это особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах. Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском, Позже понятие «искусство» стали всё чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразо-
вание мира в соответствии с этическими нормами, то есть по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство» [12].
Естественно, если мастерство достигнуто кем-то в более ранние сроки, чем ремесло, у такого мастера есть возможность довести свои навыки, опыт и умения до высшего уровня мастерства - до искусства.
«Понятие о видах искусства ребёнок получает ещё в школе. Обычно родители, преподаватели и воспитатели уделяют много внимания письму, чтению, счету и другим предметам, за которое отвечает левое полушарие мозга. Для развития правого понадобится заниматься музыкой, танцами и другими видами искусства. Важно развивать оба полушария мозга, для того чтобы в дальнейшем стать полностью сформировавшейся личностью.
«Благодаря осваиванию искусства у ребёнка: формируется личность; повышается уровень интеллектуального потенциала; формируются нравственные ориентиры; развивается способность творческого мышления; появляется уверенность в себе и повышается самооценка; развивается память и внимание; расширяется кругозор. Для того чтобы познакомить ребёнка с искусством, важно в первую очередь организовать зону в которой будут храниться все материалы, необходимые для творческой деятельности. Понадобится иметь дома несколько книг об искусстве. С раннего детства ребёнку необходимо читать их. Важно обсуждать все изученное. Для знакомства с искусством понадобится хотя бы раз в месяц посещать с ребёнком музеи, галереи, театры, и выставки» [13].
Грани мастерства и искусства, искусства и таланта трудно различимы, тем не менее автор приводит наивысшую пятую кривую интеллектуального потенциала человека на рисунке, которая отражает грань между искусством и талантом.
И здесь целесообразно вернуться к некоторым аспектам изучения науки акмеологии. «Акмеология -это изучение многопланового развития человека. Она старается максимально осветить все аспекты, касающиеся развития человека во взрослый период его жизни. Эта наука охватывает такие моменты, как: Закономерности, выявляемые в реализации творческого потенциала взрослого человека при созидательной деятельности. Особенности обучения взрослого человека и процесса становления его как профессионала. Самоорганизация, самообразование зрелой личности, а также самоконтроль при этих процессах. Факторы
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
От знаний к искусству
различного порядка (объективные, субъективные), сопровождающие достижение вершин деятельности, как сопутствующие, так и препятствующие успеху. Особенности совершенствования взрослого человека, реакции на появление новых обстоятельств (требования профессии, изменения в научном, техническом, культурном прогрессе), самореорганизации, самокоррекции. Здесь же рассматриваются изменения внутренних, личных интересов человека (пересмотр достоинств и недостатков своей деятельности, осознание своих возможностей и способностей). Таким образом, современная акмеология - это уникальная отрасль научного знания, призванная всесторонне исследовать успех человека и составляющие, приводящие к нему» [11].
Талант как следствие врожденных, генетически обусловленных особенностей человека, в сочетании с выдающимися способностями, которые открываются с приобретением опыта, формируя навык, и приводят к наивысшему успеху в той или иной области деятельности. Талант является важным, но далеко не единственным условием жизненного успеха. При условии одинакового уровня интеллекта решающую роль в достижении успеха имеют такие качества как выносливость, доверие к себе и сила воли.
Талант от рождения, возведенный в уровень профессионализма мастерства или искусства может быть достигнут только за счет еще более раннего приобретения знаний, навыка и опыта, при освоении базового ремесла, но и на ещё более высоком уровне.
Примером таланта высшего уровня может служить Мстислав Леопольдович Ростропович. Он имел уникальный исполнительский талант.
«Величайший академический музыкант прошлого века признавался: «Все, что я играю, я люблю до обморока». Мстислав Ростропович родился 27 марта 1927 г., его родители были музыкантами. С первых дней жизни Мстислав был приобщен к музыке. А с пяти лет он уже учился в Москве в музыкальном техникуме. В юном возрасте стал преподавателем музыкального училища, в этот период он начинает самостоятельно сочинять музыку.
Не только одаренный, но и уже опытный Мстислав в 16 лет стал студентом Московской консерватории, чтобы совершенствовать искусство игры на виолончели и приобрести навыки композитора.
Первую профессиональную награду Ростропо-вич заслужил в 1945 г. (в 18 лет) на всесоюзном конкурсе молодых исполнителей. Ему присудили первую премию. А еще через 5 лет он стал победителем международного конкурса в Праге. К тому времени у него за плечами уже были консерватория и аспирантура (уже в 23 года). Мстислав Ростропович очень быстро
стал одним из видных преподавателей. С одной стороны, он был великим виолончелистом с впечатляющим репертуаром произведений, а с другой - гениальным симфоническим и оперным дирижером» [14].
Занимаясь с детских лет виолончелью, Ростропович мог сменить профиль деятельности, но он этого не сделал. «В консерватории Ростропович познакомился с Шостаковичем и показал ему партитуру собственного фортепианного концерта, а также для наглядности исполнил его, который высоко оценил старания молодого ученика и предложил ему заниматься индивидуально для усовершенствования композиторских умений. Однако в дальнейшем Ростропович так и не стал сочинять собственную музыку. Причина была проста. Когда он впервые услышал восьмую симфонию Шостаковича, произведшую на него колоссальное впечатление, виолончелист решил махнуть рукой на свое композиторское будущее, поняв, что он все равно никогда не достигнет уровня мэтра. Возможно, это и было юношеским преувеличением, но свое решение Ростропович принял. Время показало, что он сделал правильный выбор» [15].
После возвращения в Москву из эмиграции в 1991 г. Мстислав Ростропович с женой Галиной Вишневской на собственные средства построили в Москве на ул. Остоженка детскую музыкальную школу.
Скромность талантливого мастера в 70-летнем возрасте раскрывается в признании «Я только сейчас понял, что такое сольфеджио».
Заключение
Вывод напрашивается однозначный: чем раньше человек накапливает навыки, практический опыт и глубокие профессиональные знания, тем больше у него возможностей для самореализации. Об этом свидетельствует кривая способностей человека, которая на приведенном ранее рисунке от каждого более низкого уровня интеллектуального потенциала человека к более высокому, сдвигается влево в сторону более молодого возраста. Когда человек «мечется» в поисках своего ремесла, возраст с годами навсегда уносит возможности занятия многими профессиями: балет, фигурное катание, гимнастика, наука и многие другие, а круг возможностей при этом сужается.
Достаточно значительная часть населения в силу различных обстоятельств не имеет возможности приобщить своего ребёнка к определенному виду деятельности (потомственные династии часто нарушаются), который станет для него «делом всей жизни». Отдельные категории молодежи не могут преодолеть юношеский барьер, ранние связи и увлечения. Третьи, наделав по жизни множество ошибок, рано или поздно приходят к выводу о том, что «учиться никогда не
поздно», но успевают только освоить ремесло, в лучшем случае мастерски. Любить свою профессию с детства и «до обморока» удается немногим, а поэтому и не так много талантливых людей, способных свое ремесло возвысить в ранг мастерства или искусства.
В тоже время современные технико-технологические тенденции практически во всех сферах хозяйствования настоятельно требуют специалистов не
только новых профилей, но и высококвалифицированных специалистов для их создания и обслуживания. Об этом же свидетельствуют изменения Трудового кодекса, большая подготовительная работа проводится по разработке новых современных требований к уровню квалификации практически всех специальностей в целях разработки профессиональных стандартов с учетом уровня знаний, умений и навыков.
Литература
1. Dezhina I., Ponomarev A. (2014) Advanced Manufacturing: New Emphasis in Industrial Development. Fore-sightRussia, vol. 8, no 2, pp. 16-29. р.17.
2. Толковый словарь Ефремовой / Online сборник словарей, 2013-2018. URL: http://moys-lovar.ru/slovari/efremova/bukva/P/p13/ (дата обращения: 06.01.2018).
3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М. 2011. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_67315/655f2b71ddfafbcbd5af517f02eb9386a2a7a2a1/ (дата обращения: 06.01.2018).
4. Путеводитель по русским ремёслам. Ремёсла. Что такое ремесло. URL: http://ru.russianarts.online/remyosla/ (дата обращения: 25.12.2017).
5. Национальная психологическая энциклопедия. Мастерство. Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера, 2002 г. https://vocabulary.ru/termin/masterstvo.html (дата обращения: 08.01.2018).
6. Национальная психологическая энциклопедия. Мастерство. Словарь по профориентации и психологической поддержке. URL: https://vocabulary.ru/termin/masterstvo.html (дата обращения: 08.01.2018).
7. Национальная психологическая энциклопедия. Мастерство. Словарь по книге "Психология человека от рождения до смерти"/ под общ. ред. А.А. Реана, 2002. URL: https://vocabulary.ru/termin/masterstvo.html (дата обращения: 08.01.2018).
8. Национальная психологическая энциклопедия. Мастерство. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы, 1992 г. URL: https://vocabulary.ru/termin/masterstvo.html (дата обращения: 08.01.2018).
9. Национальная психологическая энциклопедия. Мастерство. Зазыкин В.Г. Краткий акмеологический словарь. URL: https://vocabulary.ru/termin/masterstvo.html (дата обращения 08.01.2018).
10. http://gendocs.ru/v30286/зазыкин_в.г._краткий_акмеологический_словарь. (дата обращения: 06.01.2018).
11. Акмеология - это что за наука? Профессиональная акмеология. Образование. Наука. Ав. Юлiя Grimm Василенко 15 Мая, 2015. URL: http://fb.ru/article/184595/akmeologiya---eto-chto-za-nauka-professionalnaya-akmeologiya (дата обращения: 16.01.2018).
12. www.Grandars.ru «Философия» Современная философия» Искусство. URL: http://www.grandars.ru/ college/filosofiya/iskusstvo.html. (дата обращения: 16.01.2018).
13. Понятие «искусство». Виды и жанры искусства. Задачи искусства. Искусство и развлечения. Искусство. Ав. Татьяна Устинова 30 Октября, 2016. Влияние искусства на сознание и жизнь ребенка. Как объяснить ребенку современные произведения художественной деятельности? URL: http://fb.ru/article/273907/ponyatie-iskusstvo-vidyi-i-janryi-iskusstva-zadachi-iskusstva (дата обращения: 17.01.2018).
14. В мире музыки. О музыке, авторах и исполнителях. Мстислав Ростропович - гражданин мира. URL: http://vmiremusiki.ru/mstislav-rostropovich.html (дата обращения 08.01.2018).
15. Мстислав Леопольдович Ростропович: биография, семья, творчество. Искусство и развлечения. Музыка. Ав. Максим Новичков 16 Мая, 2016. URL: http://fb.ru/article/247289/mstislav-leopoldovich-rostropovich-biografiya-semya-tvorchestvo (дата обращения: 08.01.2018).
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
От знаний к искусству
References
1. Dezhina I., Ponomarev A. (2014) Advanced Manufacturing: New Emphasis in Industrial Development. Fore-sightRussia, vol. 8, no 2, pp. 16-29 p.17
2. Explanatory Dictionary of Ephraim. http://moyslovar.ru/slovari/efremova/bukva/P/p13/ © Online collection of dictionaries, 2013 -2018 [email protected] (Date of circulation 06.01.2018)
3. Raizberg BA, Lozovsky L.Sh., Starodubtseva E.B. Modern economic dictionary. - 6 th ed., Pererab. and additional. M.: INFRA-M. 2011. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_67315/655f2b71ddfaf-bcbd5af517f02eb9386a2a7a2a1/ (Date of circulation 06.01.2018)
4. Guide to Russian crafts. Handicrafts. What is the craft. http://en.russianarts.online/remyosla/ (Date of circulation 25.12.2017)
5. National psychological encyclopedia. Mastery. Oxford Dictionary of Psychology / Ed. A. Reber, 2002. https://vo-cabulary.ru/termin/masterstvo.html. (Date of circulation 08.01.2018)
6. National psychological encyclopedia. Mastery. Dictionary of career counseling and psychological support. https://vocabulary.ru/termin/masterstvo. html. (Date of circulation 08.01.2018)
7. National psychological encyclopedia. Mastery. Dictionary of the book "The psychology of man from birth to death" / Under the general editorship of AA. Reana, 2002. https://vocabulary.ru/termin/masterstvo. html. (Date of circulation 08.01.2018)
8. National psychological encyclopedia. Mastery. Konyukhov N.I. Applied aspects of modern psychology: terms, laws, concepts, methods, 1992 https://vocabulary.ru/termin/masterstvo. html. (Date of circulation 08.01.2018)
9. National psychological encyclopedia. Mastery. Zazykin V.G. Brief akmeologichesky dictionary. https://vocabu-lary.ru/termin/masterstvo. html. (Date of circulation 08.01.2018)
10. http://gendocs.ru/v30286/ zazykin_v.g._kratky_akmeologicheskom_lovar. (Date of circulation 01/06/2018)
11. What is acmeology? What is science? Professional acmeology. Education. The science. Av. Yulia Grimm Va-silenko May 15, 2015. http://fb.ru/article/184595/akmeologiya---eto-chto-za-nauka-professionalnaya-ak-meologiya (date of circulation January 16, 2013)
12. www.Grandars.ru "Philosophy" Modern Philosophy» Art. http://www.grandars.ru/college/filosofiya/is-kusstvo.html. (Date of circulation January 16, 2013)
13. The concept of "art". Types and genres of art. Tasks of art. Art and entertainment. Art. Av. Tatiana Ustinova October 30, 2016. The influence of art on the mind and life of the child. How to explain to the child contemporary works of art? http://fb.ru/article/273907/ponyatie-iskusstvo-vidyi-i-janryi-iskusstva-zadachi-iskusstva. (Date of circulation January 17, 2013)
14. In the world of music. About music, authors and performers. Mstislav Rostropovich is a citizen of the world. http://vmiremusiki.ru/mstislav-rostropovich.html. (Date of circulation 08.01.2018)
15. Mstislav Leopoldovich Rostropovich: biography, family, creativity. Art and entertainment. Music. Av. Maxim No-vichkov May 16, 2016. http://fb.ru/article/247289/mstislav-leopoldovich-rostropovich-biografiya-semya-tvor-chestvo (Date of circulation 08.01.2018)