Научная статья на тему 'Формирование исполнительского мастерства музыканта'

Формирование исполнительского мастерства музыканта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1720
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОНЕНТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА МУЗЫКАНТА / СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТА / ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ / СЛАГАЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА МУЗЫКАНТА / COMPONENTS OF EXECUTIVE AND PEDAGOGICAL MASTERY OF MUSICIAN / STRUCTURE OF MUSICIAN¢S ACTIVITY / FACTORS OF EFFECTIVENESS / COMPONENTS OF MUSICIAN¢S PROFESSIONAL MASTERY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серегин Николай Васильевич

Актуальность заключается в важности для музыкальной культуры профессионального отбора компонентов исполнительского и педагогического мастерства. Определяя в качестве цели конкретизацию профессиональной подготовленности музыканта, мы выявляем макроструктурные, мезоструктурные и микроструктурные показатели. Составляющие их элементы являются факторами эффективности деятельности и выражаются в профессиональном мастерстве исполнителя и педагога. В профессиографическом описании слагаемых профессионального мастерства музыканта-исполнителя и педагога выделим четыре основных блока: музыкально-исполнительскую направленность, знания, умения и профессионально важные качества музыканта. Диагностируемые качества отражают фенотипические возможности человека, сплав его врожденных и приобретенных особенностей и свойств. Способности в сочетании со знаниями и умениями в их реализации образуют горизонтальную структуру профессионально важного качества. Но способности имеют иерархическое строение, поэтому названные качества обладают и вертикальной структурой, в которой каждый компонент более высокого уровня базируется на компоненте более низкого. Такая совокупность горизонтальной последовательности и вертикальной иерархии реально отражает практику педагогической и исполнительской деятельности музыканта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE MUSICIAN PERFORMANCE SKILLS

Relevance of work consists in importance of professional selection of components of performing and pedagogical skill for musical culture. Continuous process of training and self-training, rehearsal and concert and performing activity demands systematization. Orderliness helps to solve the problems of a vocational education and the general psychology and pedagogical questions forming the base for training of the master the musician, the teacher, the performer. Defining a specification of professional readiness of the musician as the purpose of the work, we reveal macrostructural, mesostructural and microstructural indicators. The elements making them are factors of efficiency of activity and are expressed in professional skill of the performer and teacher. In the description of the composed professional skill of the performing musician and the teacher it is expedient to allocate four main units: musical and performing orientation, knowledge, abilities and professionally important qualities of the musician. The diagnosed qualities reflect fenotype opportunities of the person, an alloy of its congenital and acquired features and properties. Abilities in a combination to knowledge and abilities in their realization form horizontal structure of professionally important quality. But abilities have a hierarchical structure therefore professionally important qualities have also vertical structure in which each component of higher level is based on a component of lower level. Such set of horizontal sequence and vertical hierarchy really reflects practice of pedagogical and performing activity of the musician.

Текст научной работы на тему «Формирование исполнительского мастерства музыканта»

УДК 78

Н. В. Серегин

д-р пед. наук, профессор, Алтайский государственный институт культуры Е-mail: SereginNV@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА МУЗЫКАНТА

Актуальность заключается в важности для музыкальной культуры профессионального отбора компонентов исполнительского и педагогического мастерства.

Определяя в качестве цели конкретизацию профессиональной подготовленности музыканта, мы выявляем макроструктурные, мезоструктурные и микроструктурные показатели. Составляющие их элементы являются факторами эффективности деятельности и выражаются в профессиональном мастерстве исполнителя и педагога.

В профессиографическом описании слагаемых профессионального мастерства музыканта-исполнителя и педагога выделим четыре основных блока: музыкально-исполнительскую направленность, знания, умения и профессионально важные качества музыканта. Диагностируемые качества отражают фенотипические возможности человека, сплав его врожденных и приобретенных особенностей и свойств. Способности в сочетании со знаниями и умениями в их реализации образуют горизонтальную структуру профессионально важного качества. Но способности имеют иерархическое строение, поэтому названные качества обладают и вертикальной структурой, в которой каждый компонент более высокого уровня базируется на компоненте более низкого. Такая совокупность горизонтальной последовательности и вертикальной иерархии реально отражает практику педагогической и исполнительской деятельности музыканта.

Ключевые слова: компоненты исполнительского и педагогического мастерства музыканта, структура деятельности музыканта, факторы эффективности, слагаемые профессионального мастерства музыканта

Для цитирования: Серегин, Н. В. Формирование исполнительского мастерства музыканта / Н. В. Серегин //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2016. - № 1 (45). - С. 149-153.

Важность сложившегося в российской му- фессиональной деятельности, осуществляемой

зыкальной культуре профессионального отбора на протяжении многих лет или десятилетий.

компонентов исполнительского и педагогиче- В случае такого макроструктурного рассмотре-

ского мастерства следует из анализа содержа- ния «единицами» деятельности являются учеб-

ния деятельности музыканта. Она заключается ные занятия, репетиции, концертные выступ-

в непрерывном процессе: обучения и самообу- ления. Если говорить об отдельных учебных

чения, репетиционной и концертно-исполни- занятиях или концертных выступлениях, то мы

тельской деятельности. Особую важность при- перейдем к мезоструктурному рассмотрению

обретает содержание учебно-воспитательного деятельности. Структурными «единицами»

процесса, где решаются задачи профессио- здесь являются действия (сенсорные, умствен-

нального обучения и общие психолого- ные, двигательные). Конечно, в данном случае

педагогические вопросы, формирующие плац- деятельность нельзя рассматривать как про-

дарм для подготовки мастера - музыканта, пе- стую сумму совершаемых музыкантом дейст-

дагога, исполнителя. вий. Деятельность - это действия, объединен-

Определяя уровень профессиональной ные в целостную систему, взаимосвязанные

подготовленности музыканта, мы исходим из друг с другом и выполняемые по общему плану

того, что структуру его деятельности можно (программе) занятия или выступления. рассматривать в более широком и более узком Но и действия, связанные с организаци-

смыслах. В широком смысле речь идет о про- ей разделов урока, разучиванием, исполне-

149

нием какого-то музыкального произведения или его элемента, состоят из отдельных, еще более мелких фрагментов, из отдельных действий или движений, которые называются операциями (они составляют микроструктуру деятельности).

Возможности музыканта представляют собой сплав врожденных и приобретенных свойств, названный великим русским физиологом И. П. Павловым фенотипом [1]. Одним из проявлений фенотипичерких возможностей, как считает Е. П. Ильин, являются качества, уровень проявления которых зависит как от врожденных психологических, физиологических и морфологических особенностей человека, так и от его опыта - знаний, как лучше использовать особенности, и умения использовать знания [2]. Комплекс этих знаний закладывается содержанием музыкально-педагогического процесса.

Внутренние факторы эффективности деятельности выражаются в профессиональном мастерстве исполнителя и педагога. В профессиографическом описании слагаемых профессионального мастерства целесообразно выделить четыре основных блока: музыкально-исполнительскую направленность, знания, умения и профессионально важные качества музыканта.

Музыкально-исполнительская направленность включает в себя ряд компонентов. Прежде всего отметим такой общий для всех профессий момент, как престижность, значимость которой показана в ряде работ и не вызывает сомнения [3]. В большом количестве источников указывается на любовь к музыке как общую профессиональную направленность всех музыкальных специальностей [4-6]. Наконец, структура музыкально-испол-|нительской направленности была бы неполной без включения в нее потребности сценического самовыражения [6-7].

Данная направленность связана также с потребностью музыкально-эстетического воспитания людей и реализуется в процессе достижения трех иерархически восходящих целей: 1) эмоционального воздействия на

слушателей, связанного с регуляцией их эмоциональных состояний и формированием адекватных эмоциональных реакций; 2) формирования у слушателей умения воспринимать музыкальные образы; 3) формирования музыкальности слушателей.

Знания музыканта состоят из двух блоков: общие и специальные. Общие знания в свою очередь подразделяются на общеобразовательные, общие психолого-педагогические и общекультурные. Значение общеобразовательных знаний основывается на том, что любой деятель искусства должен быть прежде всего образованным человеком. Общие психолого-педагогические знания оснащают музыканта способностями сохранять уровень музыкально-исполнительских достижений, создавать возможности для их развития подрастающими поколениями. Они являются базовыми для передачи исполнительских, искусствоведческих, методических традиций и достижений в области музыкальной деятельности. Роль же общекультурных знаний становится ясной, если учесть, что все виды искусства - изобразительное, архитектура, театр, кинематография и художественная литература - так или иначе связаны с музыкой. Существенно, что они объединяются общим основополагающим признаком - наличием художественного образа.

Среди специальных знаний традиционно выделяют музыкально-исторические и музыкально-теоретические. В процессе обучения музыканта-исполнителя они приобретаются во время изучения таких дисциплин, как специальный инструмент, дирижирование, история музыки, гармония, сольфеджио, полифония, анализ и т. д.

Умения музыканта - это практическое владение способами выполнения отдельных действий и операций (операционные умения) или деятельностью в целом (деятельностное умение) в соответствии с правилами и целью деятельности. Для музыкантов-исполнителей можно выделить три группы умений: коммуникативные (включая артистические), гностические (включая перцептивные) и двигательные (включая прикладные).

150

Профессионально важные качества являются четвертым главнейшим слагаемым мастерства музыканта. Под качеством мы будем понимать вслед за Е. П. Ильиным фенотипи-ческую характеристику человека, отражающую наличный уровень проявления того или иного психического процесса (памяти, мышления и т. д.) и характеристик движений (силы, быстроты, точности и т. д.) [2]. Структура профессионально важных качеств разделяется на подструктуры: общемузыкальных, непосредственно исполнительских и психолого-педагогических качеств.

Подструктура общемузыкальных качеств соотносится с категорией «общее» и необходима для каждого человека, занимающегося музыкальной деятельностью. К ней, наряду с педагогической и музыкально-исполнительской относится также деятельность композитора и музыковеда (которые, по аналогии с профессией музыканта-исполнителя, разделяются на ряд специальностей). Функцией общемузыкальной подструктуры профессионально важных качеств является обеспечение успешности всех без исключения видов музыкальной деятельности. В подструктуру общемузыкальных входят качества, образующие структуру музыкальности, - сенсорно-перцептивные (связанные с ощущениями и восприятием), эмоциональные, мнемические (связанные с памятью), интеллектуальные и имажинитивные (связанные с мышлением и воображением). В профессиональном мастерстве существенную роль играют также нравственные качества, так как они во многом определяют направленность репертуарной политики, общий облик музыканта как представителя и пропагандиста музыкального искусства.

В подструктуру непосредственно исполнительских качеств входят психомоторные (связанные с исполнительской техникой), артистизм, надежность в концертном выступлении, аттенционные (связанные с проявлением различных свойств внимания), коммуникативные и волевые. Основой для этой подструктуры являются общемузыкальные качества, а для общемузыкальных - общие компоненты про-

фессионально важных качеств - восприятие, память, мышление, воображение, эмоции, мотивация, внимание, психомоторика и др.

В свою очередь общие компоненты профессионально важных качеств базируются на фундаменте психолого-педагогических качеств, нейродинамических и морфофункцио-нальных особенностей, призванных обеспечить сохранение, развитие и передачу музыкально-исполнительского искусства.

Как уже было сказано, то или иное качество отражает фенотипические возможности человека, т. е. сплав его врожденных и приобретенных особенностей и свойств. Врожденные особенности реализуются в способностях [2; 8]. Способности в сочетании со знаниями и умениями в их реализации образуют горизонтальную структуру профессионально важного качества. Но способности имеют иерархическое строение, поэтому профессионально важные качества обладают вертикальной структурой, в которой каждый компонент более высокого уровня базируется на компоненте более низкого. Такая совокупность горизонтальной последовательности и вертикальной иерархии реально отражает практику педагогической и исполнительской деятельности музыканта [9; 10].

К примеру, яркое проявление какой-либо психической функции Е. П. Ильин считает способностью только в том случае, если оно обусловлено исключительно врожденными (гено-типическими) особенностями человека. Если же оно детерминировано опытом, обучением, тренировкой, тогда уровень проявления данной функции рассматривается уже как фенотипиче-ская характеристика возможностей человека, т. е. как качество. Таким образом, способность характеризует потенции данной функции, а качество - наличный уровень ее проявлений.

Любая врожденная музыкальная способность (музыкальный слух, музыкально-ритмическая способность, музыкальная память и т. д.) в благоприятных условиях развивается. В учебном процессе музыкальные способности того или иного учащегося представляют собой сплав врожденного и приобретенного, что тем более характерно для спо-

151

собностей профессионального музыканта. Поэтому характеристика той или иной музыкальной способности сочетает в себе анализ как ее врожденной части, так и степени ее развития. Уровень же проявления музыкальной способности в профессиональной деятельности определяет его качество.

Вышеизложенное обуславливает необходимость более эффективного внедрения в учебный процесс психолого-педагогических знаний. Однако введением в новые образовательные стандарты курса музыкальной педагогики и психологии систематизировать ком-

поненты исполнительского и педагогического мастерства музыканта весьма непросто. Необходимо не только осознать всю глубину этого предмета, включить в него те необъятные требования, которые предъявлены стандартами, но и сформировать последовательную конкретизацию соответствующих знаний и умений посредством таких углубляющих предметов, как возрастная музыкальная педагогика, музыкальное исполнительство и педагогика, других дисциплин, выводящих выпускника на научную проблематику исследования и защиту дипломного проекта.

1. Павлов, И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных / И. П. Павлов. - Москва: Наука, 1973. - 661 с.

2. Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека: учеб. для вузов / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2003. - 384 с.

3. Климов, Е. А. О становлении профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворение их (психологический взгляд): учеб. пособие / Е. А. Климов. - Москва: МПСИ, 2006. - 176 с.

4. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога / Г. Г. Нейгауз. - 5-е изд. - Москва: Музыка, 1988. - 240 с.

5. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. - Москва: Наука, 2003. - 379 с.

6. Коган, Г. М. У врат мастерства / Г. М. Коган. - Москва: Классика-ХХ1, 2004. - 98 с.

7. Гольденвейзер, А. Б. О музыкальном искусстве / А. Б. Гольденвейзер. - Москва: Музыка, 1975. - 416 с.

8. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. - Репр. воспр. текста изд. 1982 г. - Москва: Логос, 2007. - 192 с.

9. Цагарелли, Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.03 / Ю. А. Цагарелли. - Ленинград, 1989. - 425 с.

10. Сулейманов, Р. Ф. Психология профессионального мастерства музыканта-инструменталиста: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.03 / Р. Ф. Сулейманов. - Санкт-Петербург, 2004. - 422 с.

Получено 21.01.2016

N. Seregin

Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Altai State Institute of Culture E-mail: SereginNV@yandex.ru

THE FORMATION OF THE MUSICIAN PERFORMANCE SKILLS

Abstract. Relevance of work consists in importance of professional selection of components of performing and pedagogical skill for musical culture. Continuous process of training and self-training, rehearsal and concert and performing activity demands systematization. Orderliness helps to solve the problems of a vocational education and the general psychology and pedagogical questions forming the base for training of the master -the musician, the teacher, the performer.

Defining a specification of professional readiness of the musician as the purpose of the work, we reveal macrostructural, mesostructural and microstructural indicators. The elements making them are factors of efficiency of activity and are expressed in professional skill of the performer and teacher.

152

In the description of the composed professional skill of the performing musician and the teacher it is expedient to allocate four main units: musical and performing orientation, knowledge, abilities and professionally important qualities of the musician. The diagnosed qualities reflect fenotype opportunities of the person, an alloy of its congenital and acquired features and properties. Abilities in a combination to knowledge and abilities in their realization form horizontal structure of professionally important quality. But abilities have a hierarchical structure therefore professionally important qualities have also vertical structure in which each component of higher level is based on a component of lower level. Such set of horizontal sequence and vertical hierarchy really reflects practice ofpedagogical and performing activity of the musician.

Keywords: components of executive and pedagogical mastery of musician, structure of musician's activity, factors of effectiveness, components of musician's professional mastery

For citing: Seregin N. 2016. The formation of the musician performance skills. Herald of Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. № 1 (45): 149-153.

References

1. Pavlov I. 1973. Dvadtsatiletniy opyt ob"ektivnogo izucheniya vysshey nervnoy deyatel'nosti (povedeniya) zhi-votnykh [Twenty years' experience of objective studying of higher nervous activity (behavior) of animals]. Moscow: Nauka. 661 p. (In Russ.).

2. Ilin E. 2003. Psikhomotornaya organizatsiya cheloveka [Psychomotor organization of the person]. Saint Petersburg: Piter. 384 p. (In Russ.).

3. Klimov E. 2006. O stanovlenii professionala: priblizhenie k idealam kul'tury i sotvorenie ikh (psikhologicheskiy vzglyad) [About formation of the professional: approach to ideals of culture and their creation (a psychological look)]. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute. 176 p. (In Russ.).

4. Neuhaus H. 1988. Ob iskusstve fortepiannoy igry: Zapiski pedagoga [About art of piano game: Teacher's notes]. Moscow: Muzyka. 240 p. (In Russ.).

5. Teplov B. 2003. Psikhologiya muzykal'nykh sposobnostey [Psychology of musical abilities]. Moscow: Nauka. 379 p. (In Russ.).

6. Kogan G. 2004. U vrat masterstva [At a skill gate]. Moscow: Klassika-XXI. 98 p. (In Russ.).

7. Goldenveizer A. 1975. O muzykal'nom iskusstve [About musical art]. Moscow: Muzyka. 416 p. (In Russ.).

8. Shadrikov V. 2007. Problemy sistemogeneza professional'noy deyatel'nosti [Problems of a sistemogenez of professional activity]. Reproduction of text edition 1982. Moscow: Logos. 192 p. (In Russ.).

9. Tsagarelli IU. 1989. Psikhologiya muzykal'no-ispolnitel'skoy deyatel'nosti [Psychology of musical and performing activity]. Leningrad. 425 p. (In Russ.).

10. Suleimanov R. 2004 Psikhologiya professional'nogo masterstva muzykanta-instrumentalista [Psychology of professional skill of the musician-instrumentalist]. Saint Petersburg. 422 p. (In Russ.).

Received 21.01.2016

153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.