Научная статья на тему 'От стратегии к тактике: рентабельность торговли'

От стратегии к тактике: рентабельность торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА / ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / КОНТРОЛЬНАЯ ТОЧКА / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ТОРГОВЛИ / ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ / ПРИБЫЛЬ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / STRATEGY AND TACTICS / OPERATIONAL PLANNING / CONTROL POINT / THE PROFITABILITY OF TRADE / REVENUE FROM THE SALE OF GOODS / THE PROFITS FROM THE SALE OF GOODS / PROFITABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владимирова Людмила Павловна

Рассматривается обоснование типовых формул расчета рентабельности торговли в тактических решениях, в т.ч. оперативном плане, торгового предприятия посредством использования контрольных точек стратегии предприятия. Использование экономико-математического подхода позволило обосновать параметры показателей оперативного плана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM SPRATEGY TO TACTICS: PROFITABILITY

The explanation of standard formulas for calculating return on trade in tactical decisions, including operationally, commercial enterprise through the use of control points of strategy. The use of economic-mathematical approach will inform the operational plan performance parameters through the control points in business strategy.

Текст научной работы на тему «От стратегии к тактике: рентабельность торговли»

вая служба Российской Федерации серьезно настроена на повышение качества налогового администрирования. Для налогоплательщиков, с одной стороны, это может означать снижение количества необоснованных претензий налоговых органов, а с другой — усиление контроля за попытками минимизировать налоговые платежи.

Список литературы

1. www.nalog.ru

2. www.r21.nalog.ru

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон Российской Федерации от 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 52, ч. 1. Ст. 6455.

4. Миронова O.A., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование: учебник. М.: Омега-Л, 2008. 178 с.

5. Миронова О.М. Налоговое администрирование: учебник. М.: Инфра, 2010. 428 с.

6. Мишустин М.В. Совершенствование налогового администрирования — фактор повышения эффективности работы налоговый органов // Финансы. 2011. № 6. С. 27-32.

7. Гончаренко Л.И. Налоговое администрирование: учеб. пособие для вузов / науч. ред. Л.И. Гончаренко. М.: КноРус, 2009. 446 с.

8. Поляков Н. Ф. Региональные аспекты налогового администрирования в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2009. № 6. С. 55-59.

9. Талаш А.А. Налоговая политика: ближайшие перспективы // Аудиторские ведомости. 2010. №2. С. 3-10.

10. Черник Л.П. Налоги и налогообложение: учебник. М.: МЦФЭР, 2009. 528 с.

11. Черноусова Д.И. Налоговая система России. М.: Инфра, 2009. 368 с.

12. Ханафеев Ф. Ф. Систематизация учетно-аналитической информации в системе налогового администрирования // Аудит и финансовый анализ. 2005. №1. С. 25-30.

БЕЛОГОРСКАЯ Алла Николаевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: ankhief@mail.ru

ЖЖИГУНОВА Екатерина Николаевна — магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: ankhief@mail.ru

BELOGORSKAYA, Alla Nikolaevna — Candidate of Economics, Associate Professor of Department of World Economy and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: ankhief@mail.ru

ZHIGUNOVA, Ekaterina Nikolaevna — Deputy Head of the Inspectorate of the Federal Tax Service of Cheboksary, Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: ankhief@mail.ru

УДК 336.225.6

ОТ СТРАТЕГИИ К ТАКТИКЕ: РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ТОРГОВЛИ

Л.П. Владимирова

Рассматривается обоснование типовых формул расчета рентабельности торговли в тактических решениях, в т.ч. оперативном плане, торгового предприятия посредством использования контрольный точек стратегии предприятия. Использование экономико-математического подхода позволило обосновать параметры показателей оперативного плана.

Ключевые слова: стратегия и тактика; оперативное планирование; контрольная точка; рентабельность торговли; выручка от реализации товаров; прибышь от реализации товаров; рентабельность.

L.P. Vladimirowa. FROM SPRATEGY TO TACTICS: PROFITABILITY

The explanation of standard formulas for calculating return on trade in tactical decisions, including operationally, commercial enterprise through the use of control points of strategy. The use of economic-mathematical approach will inform the operational plan performance parameters through the control points in business strategy.

Keywords: strategy and tactics; operational planning; control point; the profitability of trade; revenue from the sale of goods; the profits from the sale of goods; profitability.

Конкретизация целей предприятия в тактических (оперативных) решениях предполагает использование контрольный (опорный) точек, характеризующих утвержденные в плане промежуточные результаты достижения установленных целей стратегии и позволяющих оценить деятельность. Достижимость целей стратегии во многом определяется точностью выбранн^тх критериев тактических задач. Не углубляясь в область выбора их бизнес-действий, остановимся на возможностях экономико - мате матиче ского обоснования оперативного плана по показателю рентабельности торговли. Для этого укажем возможные, с нашей точки зрения, формулы применения, их доказательную базу и примеры использования.

1. Увеличение рентабельности торговли по контрольной точке (КТ) выручки от реализации товаров. Для этого может использоваться (1):

ЛЯ = 1С (— -—),

с 0 о„

(1)

где R — коэффициент рентабельности торговли;

О — выручка от реализации товаров; 1с — постоянные издержки обращения; Л — изменение параметра показателя, «1» — базовый параметр показателя; «2» — плановый параметр показателя. Доказательство. Известно, что:

ЛЯ = Я2 - Я1

или

ЛЯ = yD2 - (А- + у1у2) - (yDl - А - уу1), (2)

о,

01

ЛЯ = 150(

1

1

2500 2600

) = 0,0023 или 0,23 %

к выручке.

То есть при сложившихся условиях деятельности достижение контрольной точки стратегии предприятия по выручке от реализации товаров позволит увеличить рентабельность торговли на 0,23% к выручке.

2. Увеличение рентабельности торговли по КТ выручки от реализации товаров и ее приросту с учетом достигнутых качественных показателей деятельности:

ЛЯ = 0- (yD - у1у - Я1). 02

Доказательство. Известно, что:

Р Р

ЛЯ = Р - Р-, 02 01

(3)

(4)

где Р — прибышь от реализации товаров.

Запишем (4) посредством формулы маржинального дохода, т.е.

ЛР = ЛD-Му. После преобразования получим:

ЛЯ = Р_+ Л0( yD - угу) Р

о,

0>

Л0

или

ЛЯ = — ^ -у1у - Я), т.е. (3).

где В — доходы от реализации товаров;

и — переменные издержки обращения;

у — коэффициент уровня показателя к выручке.

(2) после преобразований будет выглядеть как:

ЛЯ = ^ 0" 07х т-е-

Пример 1. Определить увеличение рентабельности торговли по КТ выручки от реализации товаров 2600 д. ед. в условиях, когда достигнутая выручка от реализации товаров составила 2500 д. ед., а постоянные издержки обращения сложились в сумме 150 д. ед.

Используем (1). После расчета получим:

Пример 2. Определить увеличение рентабельности торговли на предприятии по КТ выручки от реализации 2600 д. ед., которая определяет прирост этого показателя к достигнутому объему деятельности 100 д. ед. Уровень доходности от реализации товаров составляет 23,08 % к выручке, а уровень переменный издержек — 10 %. Достигнутая рентабельность торговли — 7,08 % к выручке.

Используя (3), получим:

ЛЯ = -1°^(0,2308 - 0,1 - 0,0708) = 0,0023, 2600

или 0,23% к выручке.

3. Увеличение рентабельности торговли по КТ выручки от реализации товаров и ее приросту:

ЛЯ = Л0 х Ь.

0, 0,-

Доказательство. Известно, что:

Р = D - (1с + 1у) или после деления на О:

Я = уВ - у1у - 0.

Но также известно, что: I = В -1 - Р.

(6)

(7)

ЛЯ = 1с Л, zn

(8)

где t — товарооборачиваемость (в днях); Z — средние товарные запасы; п — число дней в периоде. Доказательство. Известно, что:

0 = ™,

Подставив (9) в (1), получим:

(9)

ЛЯ = 1с(1 + 1 --). (10)

и

Но = 2г. Тогда (10) после преобразова-

ний будет выглядеть как:

t - t ЛЯ = 1с () zn

(11)

Но t2 -11 = Лt. Тогда (11) будет выглядеть как:

ЛО т Лt

ЛЯ = 1С —, т.е. (8). zn

Пример 4. Определить увеличение рентабельности торговли при КТ ускорения товарооборачиваемости 0,77 дн. Товарные запасы составляют 140 д. ед., постоянные издержки — 150 д. ед. Количество дней в периоде 360 дн.

Используя (8), получим:

ЛЯ = 150-

0,77

= 0,0023 , или 0,23 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применим (6) к базовому периоду и подставим (7), получим:

ЛЯ = 0 Х 01 • т.е. (5).

Пример 3. Определить увеличение рентабельности торговли по КТ выручки 2600 д. ед. и, соответственно, ее приросту к достигнутому уровню объема деятельности (2500 д. ед.), равному 100 д. ед.. Постоянные издержки — 150 д. ед.

Тогда, используя (5), получим:

ЛЯ = ^Ю Х Ж =

2600 2500 или 0,23 % к выручке.

4. Увеличение рентабельности торговли по КТ ускорения товарооборачиваемости (в днях):

140 х 360 к выручке.

Учитывая взаимосвязи показателей торговли, (8) можно записать иначе, т.е. как:

ЛЯ = I

0А .

(12)

Пример 5. Определить увеличение рентабельности торговли по КТ ускорения то-варооборачиваемости 0,77 дн. Достигнутые оборачиваемость товаров — 20,16 дн., выручка от реализации товаров — 2500 д. ед.

Постоянные издержки — 150 д. ед.

Тогда, используя (12), получим:

Ля = 150 Х 0,77 = 0,0023, или 0,23% 2500 х 20,16

к выручке.

5. Увеличение рентабельности торговли по КТ товарооборачиваемости в разах оборота:

I хЛт

, (13)

ЛЯ =

01 х т2

где т — товарооборачиваемость (в разах). (13) получено из (12) с учетом того, что:

п

т = —. t

Соответственно, учитывая взаимосвязи показателей, (13) можно записать как:

ЛЯ =

1с Лт т102

(14)

Пример 6. Определить увеличение рентабельности торговли по КТ товарооборачи-ваемости 18,57 раз, что составляет ускорение к достигнутому уровню 0,72 раза. Достигнутая выручка — 2500 д. ед., постоянные издержки — 150 д. ед.

Используя (13), получим:

Ля = 150 Х 0,72 = 0,0023, или 0,23 % 2500 х18,57

к выручке.

Пример 7. Определить увеличение рентабельности торговли по КТ выручки от реализации товаров 2600 д. ед. и КТ ускорения товарооборачиваемости 0,72 раз. Постоянные издержки — 150 д. ед., а достигнутая товарооборачиваемость — 17,86 раз.

Используя (14), получим:

г

М = 150 Х 0,72 = 0,0023, или 0,23 % 17,86 х 2600

к выручке.

6. Увеличение рентабельности торговли по КТ выручки и КТ товарооборачиваемос-ти (в днях):

AR = Г

At

O2 x t2

(15)

Доказательство. Преобразуем (12), учитывая, что:

= 02/2 = т .

Получим (15).

Пример 8. Определить увеличение рентабельности торговли по КТ выручки 2600 д. ед. и КТ товарооборачиваемости 19,39 дн. Соответственно, ускорение товарооборачи-

ваемости к достигнутому уровню составит 0,77 дн. Постоянные издержки — 150 д. ед.

Используя (12), получим:

AR = 150 Х 0,77 = 0,0023, или 0,23% 2600 х 19,39

к выручке.

Таким образом, использование экономико-математического подхода, учитывающего взаимосвязи показателей деятельности торговли, позволяет обосновать параметры показателей оперативного плана через контрольные точки стратегии предприятия.

Список литературы

Владимирова Л.П. От стратегии к тактике: выручка от реализации товаров / / Вестник Российского университета кооперации. Чебоксары: ЧКИ РУК. № 2(8). 2012. С. 32-34.

ВЛАДИМИРОВА Людмила Павловна — ^ндидam экoнoмuчecкux шук, дoцeнm кaфeдpы экономики, ynpaвлeнuя и кoonepaцuu. Чeбoкcapcкuй кoonepamuвный rncmumym (филшл) Poccuü-^ого yнuвepcumema кoonepaцuu. Poccuя. Чeбoкcapы. E-mail: vladimirova2201@mail.ru

VLADIMIROVA, Lyudmila Pavlovna — Candidate of Economics, Associate Professor of Department of Economics, Management and Cooperation. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: vladimirova2201@mail.ru

УДК 330.341. 4(470.344)

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ*

А.М. Калинин

Рассмотрен стратегический подход к созданию и развитию информационных систем и технологий. Особое внимание уделено кластерному подходу, определению его основныгх идентификационных признаков.

Ключевые слова: информационные системы; технологии; экономика; стратегия; региональные программы; кластерный подход; технологическая платформа.

A.M. Kalinin. STRATEGIC APPROACH TO THE CREATION AND DEVELOPMENT OF REGIONAL INFORMATION SYSTEMS AND TECHNOLOGY

Considered a strategic approach to the creation and development of information systems and technology. Particular attention is given to the cluster approach, identifying its key identification features. Made proposals for the development of information systems in the region.

Keywords: information systems; technology; economics; strategy; regional programs; the cluster approach; the technological platform.

* Исследование выполнено при поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Модернизация и инновационное развитие региональных ресурсодефицитных социально-экономических систем (на примере Чувашской Республики»), проект № 110200015а.

Основным стратегическим направлением по созданию региональные информационные систем и технологий можно рассматривать их пространственное развитие в рамках федеральных округов, которые мультиплици-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.