Научная статья на тему 'От стратегии к тактике: выручка от реализации товаров'

От стратегии к тактике: выручка от реализации товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / КОНТРОЛЬНАЯ ТОЧКА / ОПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН / ТАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ / ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНЫ / УСКОРЕНИЕ ТОВАРООБОРАЧИВАЕМОСТИ / ПРИРОСТ ПРИБЫЛЬНОСТИ / STRATEGY / CONTROL POINT / THE OPERATIONAL PLAN / A TACTICAL DECISION / THE PROCEEDS FROM THE SALE OF GOODS / PRICE CHANGE / THE ACCELERATION OF TRADE / THE INCREASE IN PROFITABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владимирова Людмила Павловна

Рассматривается обоснование типовых формул расчетов выручки от реализации товаров в оперативном плане и тактических решениях торгового предприятия посредством контрольных точек стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM SPRATEGY TO TACTICS: PROCEEDS FROM THE SALE OF GOODS

The article considers the basis of standard formula calculation of proceeds from the sale of goods in terms of operational and tactical decisions of commercial enterprise by strategy control points.

Текст научной работы на тему «От стратегии к тактике: выручка от реализации товаров»

Об общемировом масштабе некоммерческого сектора свидетельствует и уровень занятых в неприбыльных организациях. Статистические данные по семи наиболее развитым странам показывают, что в 1997 г. в некоммерческом секторе было задействовано около 5% общего количества занятых. Например, исследование структуры занятости в США свидетельствует, что в 1997 г. удельный вес некоммерческого сектора в общей численности занятых в экономике достиг 13,4%, причем абсолютное число работающих в неприбыльных организациях соста-

вило 9,3 млн чел., без учета 6,4 млн волонтеров.

Об усиливающейся роли некоммерческого сектора в экономике дает представление и анализ его доли в национальном доходе стран. Так, в США в 1990 г. на долю неприбыльного сектора приходилось около 6,8% НД, что в 1,5 раза выше уровня 1985г.

Одним из субъектов социально-экономического партнерства, способная содействовать формированию гражданского общества и социальной ориентации экономики России, является потребительская кооперация.

Vasiliev G.G. METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF THE EFFICIENCY OF INTERACTION OF THE SUBJECTS OF SOCIO-ECONOMIC PARTNERSHIP

The author considers the present methodological approaches to the study of the efficiency of interaction of the subjects of socio-economic partnership.

Keywords: efficiency, subjects, methodological approaches, partnerships, social and economic partnership.

ВАСИЛЬЕВ Генрих Геннадьевич, родился в 1955 г., окончил Московский кооперативный институт (1980), Московский государственный социальный университет (1996), канд. экон. наук (2005). Автор 22работ. E-mail: [email protected]

УДК 658.5

ОТ СТРАТЕГИИ К ТАКТИКЕ:

ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ

Л.П. Владимирова

Рассматривается обоснование типовых формул расчетов выручки от реализации товаров в оперативном плане и тактических решениях торгового предприятия посредством контрольных точек стратегии.

Ключевые слова: стратегия, контрольная точка, оперативный план, тактическое решение, выручка от реализации товаров, изменение цены, ускорение товарооборачиваемости, прирост прибыльности.

Многообразие рыночных факторов среды хозяйствования требует от предприятия поиска рациональных решений достижения выбранных целей стратегии. При переводе этих целей, а также задач в оперативный план и конкретные тактические решения используются контрольные (опорные) точки — КТ. Они необходимы и при диагностике проблемы, которая ликвидирует отклонение между промежуточным результатом (КТ) и предварительными данными. Успешность такого перехода во многом определяется обоснованностью тактического решения, что, по нашему мнению, может быть выполнено математически. Это гарантирует точность результатов и их четкую взаимо-

связь с экономическими показателями деятельности. Такое обоснование, безусловно, после оценки решения предполагает поиск и выбор средств осуществления: коммерческих, организационных, технологических, кадровых и иных, способствующих реальному достижению плана.

Рассмотрим возможные, с нашей точки зрения, формулы обоснования плана выручки от реализации товаров в торговом предприятии, использующие предусмотренные в его стратегии КТ.

1. Расчет плана выручки от реализации товара и ее прироста по КТ количества товара к продаже:

02 = ° +^c(kelgx - g2>

(1)

где О — выручка от реализации товара, д.ед.; с — цена на товар, д.ед.; kel — коэффициент эластичности спроса на товар по цене;

g — количество продажи товара, ед.; д — изменение показателя;

«1» — индекс предварительные данныгх; «2» — индекс плана.

Доказательство. Известно, что:

_Ді ^Дс

Ке1 ~ ■ .

(2)

1с - в1 хДЯ

(4)

ДЯ _ Я2 - Я1

Я _ - Уг,

Уг _

I

в

I _ 1с + г,,

(5)

(6)

(7)

(8)

где ус1 — уровень доходности от продаж;

У1 — уровень издержек обращения;

I — издержки обращения, д.ед.;

1с — постоянные издержки обращения, д.ед.;

— переменные издержки обращения,

д.ед.

Подставив формулы (6), (7) и (8) в формулу (5), получим:

АК = ул2 - (О + У*у2)- (Уdl - - УК1) (9)

О

81 с1

Преобразуем формулу (2), учитывая, что O=gc. Получим формулу (1).

Зная, что АО = О2 - Ох, можно записать:

АО = Ас(ке81 - 8 2) (3)

Пример 1. Определить план выручки от реализации товара «А». КТ количества его продажи — 253 ед. Предварительные данные

о выручке — 2500 д.ед., в т.ч. количество продажи — 250 ед., цена — 10 д.ед. Коэффициент эластичности спроса на товар по цене

— 1,2. Возможное уменьшение цены — 0,1 д.ед. Тогда по формуле (1) получим:

О2 = 2500 + 0,1(1,2 х 250- 253) = 2504,7 (д.ед.) или по формуле (3):

АО = 0,1(1,2 х 250-253) = 4,7 (д.ед.)

2. Расчет плана выручки от реализации товаров по КТ прироста рентабельности продаж:

После ее преобразования получим:

АК(*» По нашему мнению, формула (10) может иметь самостоятельное значение в расчетах плана рентабельности по КТ выручки. Но в данном случае преобразуем ее далее относительно О2. Получим формулу (4).

Пример 2. Рассчитать план выручки от реализации товаров. КТ прироста рентабельности продаж — 0,23% к выручке. Предварительная выручка указана в примере 1. Переменные издержки сложились в сумме 150 д.ед. Тогда по формуле (4) получим:

02 _

150 х 2500

150 - 0,0023 х 2500

_ 2600 (д.ед.)

3. Расчет прироста выручки по КТ прироста прибыши от продаж:

до _-Др х 0

1с + Рі

(11)

где 1С — постоянные издержки обращения, д.ед.

R — рентабельность продаж. Для удобства вычислений относительные показатели здесь и далее будем указывать в коэффициентной форме.

Доказательство. Известно, что:

где Р — прибыль от продаж, д.ед.

Доказательство. Используем формулы

Р

(5) и (10). Зная, что К = ^> получим:

вв

вв

(12)

Преобразуем формулу (12), учшывая, что ДО _ 02 - Оі, а ДР _ Р2 - р. Получим формулу (11).

Пример 3. Определить план прироста выручки по КТ прироста прибыли от продаж в 13,08 д.ед. Предварительная прибыыль от продаж — 177 д.ед. Предварительные выручка и постоянные издержки указаны в примерах 1 и 2. Тогда по формуле (11) получим:

2500х13,08

ДО _---------- —_ 100 (д.ед.)

150 +177

4. Расчет плана выручки по КТ прироста рентабельности продаж и КТ ускорения товарооборачиваемости (в разах):

O2 = і х^

AR mj

(13)

где т — товарооборачиваемость (в разах).

Доказательство. Зная, что О = 2 х т, где 2 — средние товарные запасы, подставим их в формулу (10). Получим:

O,

z х т

(14)

После преобразования получим формулу (13).

5. Расчет плана выручки по КТ прироста рентабельности продаж и КТ ускорения товарооборачиваемости (в днях):

O2 = Л. xA,

2 AR t2

(15)

где t — товарооборачиваемость (в днях). Доказательство. Известно, что:

Am At

т t-,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(16)

AO =

Oj xAt

(17)

Доказательство. Известно, что AO=O2 -Ox,

O = z x n a O =------------, где n

число дней в периоде.

Тогда:

. „ z х n z х n _ (tj -t

AO =-----------------------------------= z x n-

2)

tjt2

(18)

После преобразования формулы (18) получим формулу (17).

7. Расчет прироста выручки по КТ прироста рентабельности продаж:

AO = AR х O - (Ic- -AR)

1 O,

(19)

Доказательство. После преобразования формулы (4) получим формулу (19).

8. Расчет прироста выручки по КТ прироста прибыли от продаж и КТ ускорения товарооборачиваемости (в разах):

Am

AO = (AP - Ic —) * Rj

т

(20)

*1 2

Подставив формулу (16) в формулу (13), получим формулу (15).

6. Расчет плана прироста выручки по КТ ускорения товарооборачиваемости (в днях):

Доказательство. Преобразовывая формулу (10) получим формулу (20).

Пример 4. Определить план прироста выручки по КТ прибыли от продаж в сумме 13,08 д.ед. и КТ ускорения товарооборачи-ваемости в 0,72 раза. Предварительные: товарооборачиваемость — 17,85 раза, рентабельность продаж — 7,08% к выручке. Тогда:

0 72

АО = (13,08 -150 х —?—) 0,0708 = 100 (д.ед.)

17,86

Таким образом, по нашему мнению, при переводе контрольных точек стратегии в оперативный план или тактическое решение, связанное с коммерцией, можно применять типовые формулы, способствующие точному обоснованию показателя, в данном случае — выручки от реализации товаров в торговом предприятии.

Vladimirova L.P. FROM SPRATEGY TO TACTICS: PROCEEDS FROM THE SALE OF GOODS

The article considers the basis of standard formula calculation of proceeds from the sale of goods in terms of operational and tactical decisions of commercial enterprise by strategy control points.

Keywords: strategy, control point, the operational plan, a tactical decision, the proceeds from the sale of goods, price change, the acceleration of trade, the increase in profitability.

ВЛАДИМИРОВА Людмила Павловна, родилась в 1951 г., окончила Ленинградский институт советской торговли им. Фр. Энгельса (1972), канд. экон. наук (1981), доцент кафедры экономики, управления и кооперации Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор 109работ. E-mail: [email protected]

t

t

2

t

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.