Научная статья на тему 'От стратегии к тактике: прибыль от продажи'

От стратегии к тактике: прибыль от продажи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ТАКТИКА / TACTICS / ОПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН / OPERATIONAL PLAN / КОНТРОЛЬНАЯ ТОЧКА / ПРИБЫЛЬ ОТ ПРОДАЖИ / ВЫРУЧКА ОТ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ / ТОВАР / GOODS / CHECK POINT PROFIT FROM THE SALE / PROCEEDS FROM THE SALE OF GOODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владимирова Людмила Павловна

Рассматривается математическое обоснование и возможное применение контрольных точек стратегии в оперативном планировании прибыли от продажи торгового предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM STRATEGY TO TACTICS: PROFIT ON SALES

The article reviews the mathematical basis and the possible use of control points of the strategy in the operational planning of profits from the sale of trading enterprise.

Текст научной работы на тему «От стратегии к тактике: прибыль от продажи»

12

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. № 2(12)

БОРИСОВА Елена Рафаиловна - доктор философских наук, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

BORISOVA, Elena Rafailovna - Doctor of Philosophy, Candidate of Economics, Associate Professor, Professor of Department of Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

УДК 336.225.6

от стратегии к тактике: прибыль от продажи

Л.п. Владимирова

Рассматривается математическое обоснование и возможное применение контрольных точек стратегии в оперативном планировании прибыли от продажи торгового предприятия.

Ключевые слова: стратегия; тактика; оперативный план; контрольная точка; прибыль от продажи; выручка от продажи товаров; товар.

L.P. Vladimirova. FROM STRATEGY TO TACTICS: PROFIT ON SALES

The article reviews the mathematical basis and the possible use of control points of the strategy in the operational planning of profits from the sale of trading enterprise.

Keywords: strategy; tactics; operational plan; check point profit from the sale; proceeds from the sale of goods; the goods.

Успешность деятельности предприятия на рынке во многом определяется умением менеджеров выбрать и обосновать критерии перехода целей стратегии в тактические, в том числе оперативные, решения. Методологически этому способствует применение контрольных точек (КТ) при обосновании параметров показателей тактического и оперативного плана. По мнению автора, это может происходить на математической основе с использованием экономической зависимости показателей деятельности конкретной отрасли. Подобное обоснование применительно к выручке от продажи товаров и рентабельности торговли было изложено нами ранее [1]. В данной статье укажем математическое обоснование и примеры возможного применения такого подхода при определении параметров прибыли от продажи в оперативном планировании торгового предприятия.

Контрольная (иначе опорная) точка стратегии (КТ) характеризует собой параметр, который должен быть достигнут экономическим лицом в определенный период времени. Чаще всего КТ служит утвержденный стратегическим планом параметр одного из основных показателей деятельности. Предприятием в ходе оперативного планирования может учитываться как КТ, так и разность между ней и достигнутым значением соответствующего показателя в текущем году, т.е. необходимое изменение

параметра, которое следует нивелировать в конкретном периоде для приближения к цели стратегии. Учитывая, что оперативное планирование на предприятии происходит обычно не позднее осени текущего года, когда еще нет фактических (отчетных) данных, то оно, как правило, использует предварительные данные (ожидаемое выполнение). Укажем возможные, по нашему мнению, формулы применения КТ при определении параметра прибыли от продажи в оперативном планировании торгового предприятия, их доказательную базу и примеры использования.

1. Определение прироста прибыли от продажи по КТ прироста доходности от продажи:

AP = AD - Aiv, (1)

где P - прибыль от продажи;

D - доходы от продажи (валовая прибыль);

iv - переменные издержки обращения;

A - изменение планового параметра по сравнению с предварительными данными показателя текущего года.

Доказательство. Известно, что

AP = P2 -P, или AP = (D2 -12)-(Dj -I1), (2) где I - издержки обращения.

Также известно, что I= I+L, ,

' c V '

где Ic - постоянные издержки обращения.

Тогда формулу (2) можно записать как

AP = D - ( Ic 2 + iv 2 )] [Dj - ( Ici + ivj)].

Но 1с1 = 1с2 .

Тогда АР = Б2 - 1с - К2 - Д + 1с + ¡п . (3)

После преобразования формулы (3), учитывая, что 2 - ¡^ = А/;, а гч 2 - = АК, получим АР = АО - А/;, т.е. получена формула (1). В экономике эта формула известна как торговая маржа.

Пример 1. Определить прирост прибыли по КТ, предполагающей увеличение доходов от продажи на сумму 23,08 ден.ед. На предприятии достигнутый уровень переменных издержек к выручке составляет 10%, т.е. 10 ден. ед. на 100 единиц увеличения продажи.

Тогда, применяя формулу (1), получим: 23,08-10 = 13,08 (ден. ед.).

Получается, что для достижения КТ по доходам от продажи в оперативном плане торгового предприятия на будущий год необходимо предусмотреть увеличение прибыли от продажи на сумму 13,08 ден. ед.

2. Определение прироста прибыли по КТ прироста выручки от продажи товаров:

АР = АО (1с + Р), (4)

где «1» - предварительные данные показателя.

Доказательство. Ранее нами было доказано [1], что:

Р Р АЯ = Р - Р

O,

О,'

где Я - рентабельность торговли.

РР Но АЯ = Р - Р О2 О '

где «2» - плановое значение показателя. Тогда можно записать:

ц±-±) = Р - Р

с О о' О О .

(5)

(6)

После преобразования формулы (6) относительно Р2 получим:

P =

AO(Ic + Pi) О,

+ P

(7)

Но известно, что Р2 = Р\ + АР . Тогда формула (7) будет выглядеть как:

АР = О(1с + Р1), т.е. получена формула (4).

Пример 2. Определить необходимый прирост прибыли по КТ выручки на сумму 2600 ден. ед. Предварительные данные текущего года составляют: по выручке -2500 ден. ед. (соответственно, прирост выручки должен быть 100 ден. ед.), постоянным издержкам об-

ращения - 150 ден. ед., прибыли от продажи - 177 ден. ед.

Используя формулу (4), получим:

AP = -^(150 +177) = 13,08 (ден. ед.).

2600

То есть предприятию, исходя из КТ стратегии, необходимо предусмотреть увеличение прибыли от продажи на будущий год на сумму 13,08 ден. ед.

3. Определение прироста прибыли по КТ прироста выручки:

AP = AO(yD - yiv), (8)

где у - коэффициент уровня показателя к выручке.

Доказательство. Известно, что P = D -1, или P = yDx О - yiv х О -Ic Соответственно: P1 = yD1 х О1 - yiv1 х О1 -Ic1 а

P2 = yD2 Х О2 - УК Х2 О2 - Ic2.

Тогда

AP = yD2 хО2 -yiv2 хО2 -Ic2 -(уЦ хО1 -yiV1 хО, -Id). (9)

Но Ic1 = Ic 2, а yDx = yD2, и yiv1 = yiv2.

Тогда формулу (9) можно записать: AP = О2(yD - yiv) - ОДyD - yiv).

Но О2 - О1 = АО. Тогда AP = АО(yD - yiv), т.е. получена формула (8).

Пример 3. Определить прирост прибыли от продажи по КТ, предполагающей прирост выручки на 100 ден. ед. Известно, что на предприятии уровень доходов от продажи сложился в размере 23,08% к выручке, а уровень переменных издержек - 10% к выручке.

Используя формулу (8), получим: AP = 100(0,2308 - 0,10) = 13,08 (ден. ед.).

То есть предприятию, исходя из КТ стратегии, необходимо увеличение прибыли от продажи на сумму 13,08 ден. ед.

4. Определение прироста прибыли по контрольным точкам, предполагающим прирост рентабельности торговли и выручки:

AP = AR х О2 -AO х R1. (10)

Доказательство. Известно, что AR = R2 - R1

P + AP P

или AR = P1 - PL, (11)

O1 + AO O1 '

или

AR =

O1(P1 + AP) - P1(O1 +AO)

O1 х O2

После преобразования формулы (11) относительно АР получим: АР = АЯ х О2 + АО х Я1 т.е. получена формула (10).

Пример 4. Определить прирост прибыли по КТ выручки 2600 ден. ед., предполагающей прирост выручки 100 ден.ед. Предварительные

14

вестник Российского университета кооперации. 2013. № 2(12)

данные по рентабельности торговли составляют 7,08% к выручке. Соответственно, необходимый прирост для достижения КТ рентабельности торговли составляет 0,23% к выручке.

Используя формулу (10), получим: АР = 0,0023 х 2600 +100 х 0,0708 = 13,08 (ден. ед.)

То есть для достижения КТ выручки от продажи товаров предприятию необходимо предусмотреть прирост прибыли на сумму 13,08 ден. ед.

5. Определение прироста прибыли по контрольным точкам выручки и рентабельности торговли:

АР = 02 х АЯ(1 + Р-) . (12)

Доказательство. Ранее нами доказано,

что АЯ = I (—---—) [2]. Указанную формулу

О О

2

можно записать как: АЯ х 01 х 02 = 1с х АО (13)

л^ АРО,

Но АО =- [1]. Тогда формулу 13

1с + р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с 1 АР х О запишем как: АЯ х О1 х О2 = I (-1), или

С 1с + Р1

после преобразований (относительно АР): р

АР = О2 х АЯ(1 + —), т.е. получена формула (12). Р2

Пример 5. Определить прирост прибыли по КТ рентабельности торговли, предполагающей ее увеличение на 0,23% к выручке, и КТ выручки 2600 ден. ед. Предварительные данные текущего года составляют: по прибыли -177 ден. ед., постоянным издержкам обращения - 150 ден. ед.

Пользуясь формулой (12), получим:

АР = 2600 х 0,0023(1 +177) = 13,08 (ден. ед.).

Ранее нами было доказано, что АР + 01

АО = —-— [1]. Следствием указанной форму-

1с + Р АО лы является: АР = (1с + Р1) . (14)

Формулу (14) также можно использовать при обосновании тактических решений.

Пример 6. Определить прирост прибыли по КТ выручки, предполагающей ее увеличение на 100 ден. ед. по сравнению с предварительными данными текущего года. Предварительные данные составляют: по выручке -2500 ден. ед, постоянным издержкам - 150 ден. ед., прибыли - 177 ден. ед.

Используя формулу (14), получим:

АР = -1°^(150 +177) = 13,08 (ден. ед.). 2500

6. Определение прироста прибыли по КТ товарооборачиваемости (в разах оборота), предполагающей ее ускорение:

А£ =Аш(1с±р1). (15)

т1 О

Доказательство. Известно, что т = —,

г

где т - товарооборачиваемость (в разах оборота),

г -

средние товарные запасы.

Тогда АО = т2г2 - т1 г1.

(16) Но г = г2.

Тогда АО = т2г2 - т1 . (17)

Ранее нами было доказано, что АО( 1С + Р) = АР х О1 [1]. Подставив указанную формулу в формулу (17), получим:

гАт

гАт( 1С + Р) = АРхО1 или АР = —— (1С + Р).

О

гАт

Но О1 = гт1. Тогда АР = —— (1с + Р1), или

Ат

гт

АР =

АР = (1с + Р1), т.е. получена формула (15).

Пример 7. Определить прирост прибыли по КТ, предполагающей ускорение товароо-борачиваемости на 0,717 оборота. Предварительные данные текущего года составляют: по товарооборачиваемости - 17,85 оборотов, постоянным издержкам - 150 ден. ед., прибыли - 177 ден. ед.

Тогда по формуле (15) получим:

0 714

АР = 1785 (150 +177) = 13,08 (ден. ед.).

Известно, что т1 = т2 - Ат, поэтому формулу (15) также можно записать как:

Ат( I + Р)

с А 1 . (18)

т2 - Ат

7. Определение прироста прибыли по КТ товарооборачиваемости (в днях) и приросту выручки:

АР = А (1с + Р) . (19)

2 Ат А/

Доказательство. Известно, — = —, (20)

т1 /2

где т - товарооборачиваемость (в днях).

Подставив формулу (20) в формулу (15), получим:

АР = А (1с + Р1) . (21)

2

Пример 8. Определить прирост прибыли по КТ товарооборачиваемости - 19,385 дня. Предварительные данные текущего года составляют: по товарооборачиваемости - 20,16

дня (необходимое ускорение - 0,775 дня), постоянным издержкам - 150 ден. ед., прибыли - 177 ден. ед.

Используя формулу (21), получим:

0 775

AP = Т9 385 а5° +177) =13,08 (ден. ед).

9. Определение прироста доходов по продаже по приросту выручки:

AD = AO ( Ic + Pi) + Aiv.

(22)

Доказательство. Используя формулы (14) и (1), получим:

АО = О (1с + Р ) + А/;

О1 '

или АО = (1с + Р1) + А/;, т.е. получена фор-О1

мула (22).

Пример 9. Определить прирост доходов от продажи по КТ, предусматривающей прирост выручки на сумму 100 ден. ед., а также прирост переменных издержек на сумму 10

ден. ед. Предварительная прибыль текущего года - 177 ден. ед.

Используя формулу (22), получим:

AD = ^^(150 +177) +10 = 23,08 (ден. ед.).

2500

Таким образом, используя указанные формулы экономической взаимосвязи показателей деятельности торгового предприятия, можно при оперативном планировании быстро определить необходимые параметры увеличения прибыли от продажи, учитывающие контрольные точки, которые предполагают достижение установленных целей стратегии.

Список литературы

1. Владимирова Л.П. От стратегии к тактике: выручка от реализации товаров // Вестник Российского университета кооперации. № 2(8). Чебоксары: ЧКИ РУК, 2012. С. 32-34.

2. Владимирова Л.П. От стратегии к тактике: рентабельность торговли. Вестник Российского университета кооперации. № 3(9). Чебоксары: ЧКИ РУК, 2012. С. 29-32.

ВЛАДИМИРОВА Людмила Павловна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и кооперации. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

VLADIMIROVA, Lyudmila Pavlovna - Candidate of Economics, Associate Professor of Department of Economics, Management and Cooperation. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

УДК 336.22

УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГОВЫМИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ

В ОРГАНИЗАЦИИ

С.Ю. Гурова, Т.Е. Шипеева

Рассмотрены понятия государственного и корпоративного налогового менеджмента. Определена сущность корпоративного налогового менеджмента, выявлены причины минимизации налоговых платежей за счет уменьшения налоговой базы по отдельным налогам.

Ключевые слова: налог; менеджмент; потоки; налоговая база; корпоративный налоговый менеджмент; минимизация налоговой базы, оптимизация налоговых потоков.

T.Y. Gurova, T.E. Shipeeva. TAX MANAGEMENT RELATIONS IN THE ORGANIZATION

The concepts of state and corporate tax management. Defines the essence of corporate tax management, the causes of minimizing tax payments by reducing the tax base for certain taxes.

Keywords: tax; management; streams; tax base; corporate tax management; minimization of the tax base; tax optimization flows.

На современном этапе вопросы регулиро- и налогоплательщиками, призван решать на-вания отношений, возникающих на всех этапах логовый менеджмент.

развития бизнеса между налоговыми органами Налоговый менеджмент, с одной стороны,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.