Научная статья на тему 'Методические подходы к исследованию эффективности взаимодействия субъектов социальноэкономического партнерства'

Методические подходы к исследованию эффективности взаимодействия субъектов социальноэкономического партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / EFFICIENCY / SUBJECTS / METHODOLOGICAL APPROACHES / PARTNERSHIPS / SOCIAL AND ECONOMIC PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев Генрих Геннадьевич

Рассмотрены современные методические подходы к исследованию эффективности взаимодействия субъектов социально-экономического партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Васильев Генрих Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF THE EFFICIENCY OF INTERACTION OF THE SUBJECTS OF SOCIO-ECONOMIC PARTNERSHIP

The author considers the present methodological approaches to the study of the efficiency of interaction of the subjects of socio-economic partnership.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к исследованию эффективности взаимодействия субъектов социальноэкономического партнерства»

УДК 334.7

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА

Г.Г. Васильев

Рассмотрены современные методические подходы к исследованию эффективности взаимодействия субъектов социально-экономического партнерства.

Ключевые слова: эффективность, субъекты, методические подходы, партнерство, социально-экономическое партнерство.

С экономической точки зрения, эффективность — это отношение результатов к затратам. Одним из источников роста эффективности является возможность получения синергетического эффекта от взаимодействия субъектов. В литературе синергизм называют эффектом «2+2=5», подчеркивая тем самым, что субъекты объединяются друг с другом для того, чтобы результаты их совместной деятельности значительно превосходили их достижения по отдельности.

Отдельные авторы считают синергизм мерой совместных эффектов. И. Ансофф предлагает выделять следующие виды синергетического эффекта для бизнеса по критерию составляющих прибыли:

1) торговый синергизм. Имеет место в случае, если товары поставляются по одним и тем же каналам распределения, их разработкой руководит одна и та же администрация или если они хранятся на одном складе. Возможности «связанных» продаж, общие реклама, стимулирование сбыта, репутация — все это позволяет добиться увеличения размеров дохода при фиксированных инвестициях;

2) операционный синергизм является результатом более высокой степени использования производственных мощностей и персонала, распределения накладных расходов, преимуществ общих направлений обучения и закупок крупных партий товаров;

3) инвестиционный синергизм может быть следствием совместного использования заводского оборудования, общих запасов сырья, перемещения данных ИИР с одного товара на другой, эксплуатации общего станочного оборудования;

4) управленческий синергизм. Хотя фактор менеджмента представлен в ряду компонентов прибыли в неявной форме, данный тип синергизма во многом определяет об-

щий положительный эффект. Менеджмент компании различных отраслей сталкивается с разнообразными стратегическими, организационными и операционными проблемами. Если при входе в новую отрасль менеджмент компании имеет дело со знакомыми проблемами, судьба нового предприятия, скорее всего, окажется благополучной. Так как квалифицированные менеджеры — большая редкость, то объединение предприятий может положительно повлиять на конкурентоспособность компании, а синергетический эффект будет весьма высоким.

Синергизм может быть как положительным, так и отрицательным.

Синергетический эффект может быть измерен одним из двух способов: посредством оценки экономии издержек, возникающей при осуществлении совместных операций при постоянном уровне выручки, или посредством оценки увеличения чистой выручки при постоянном уровне инвестиции. На стадии создания нового предприятия синергизм может существовать в двух формах: в форме денежной экономии, обусловленной наличием полезных в новой отрасли компетенции, или в форме экономии времени. Источником синергизма в этом случае выступают: эффект масштаба, распределение бремени накладных расходов на большие объемы произведенной продукции.

Синергетические эффекты, как отмечает И. Ансофф, имеют свойство симметрии, т.е. наличие выгод каждой из сторон-участ-ниц какого-либо действия, влекущего за собой синергетический эффект, поэтому по каждой составляющей синергетический эффект оценивается с позиции вклада «родительской» компании, нового предприятия, совместных возможностей.

Для оценки синергизма им предлагается следующая схема (табл. 1).

Таблица 1

Показатели оценки синергетического эффекта в сфере бизнеса (И. Ансофф)

Эффекты объединения компетенций Экономия на стадии образования предприятия Операционная экономия Увеличение текущих продаж Новые товарные и рыночные области Общий синергизм

функциональная область симметричные эффекты инвес- тиции опе- рации время инвес- тиции опера- ции

Общий менеджмент и финансы

Исследования и разработки

Маркетинг

Операции

По мнению X. Итами, цель синергизма

— использование эффекта «безбилетника», когда ресурсы, аккумулируемые в одной части компании, используются одновременно и без каких-либо дополнительных расходов другими ее частями. В отличие от материальных активов и финансовых ресурсов невидимый актив, такой как технология, может быть использован в более чем одной области деятельности одновременно без ущерба для своей полезности. Это и есть классический эффект безбилетника. Сутью невидимых активов является обеспечивающая эффект безбилетника информация. Лишь основанные на последней активы могут быть использованы многократно и одновременно. Именно информация обладает тремя определяющими возникновение синергизма свойствами: она может использоваться одновременно, не изнашивается со временем, а комбинирование ее частей позволяет получить принципиально новый «продукт».

В своих работах Р. Баззел, Б. Гейл определяют синергетический эффект как результаты деятельности кластера относительно суммы результатов его составляющих. Существующие синергетические преимущества являются источниками стоимости, позволяя составляющим портфель бизнес-единицам достигать более высоких уровней прибыли, чем если бы они были независимыми компаниями. Они выделяют четыре основных механизма создания синергетической стоимости:

1) обобществление ресурсов/деятельности. Совместная деятельность (ИИР/инжи-ниринг, закупки, производство/операции, объединенный торговый персонал, марке-

тинговые программы, каналы распределения) для достижения эффекта масштаба;

2) эффекты «разлива» (аналогичные экстерналиям, внешним эффектам) маркетинга и ИИР. Даже если маркетинговая деятельность и ИИР не имеют раздельного характера, бизнесы кластера обычно пользуются определенными косвенными преимуществами маркетинга и ИИР сестринских предприятий;

3) «схожие» отрасли. Знания и навыки (как технические, так и управленческие) могут быть обобществлены бизнесами родственных отраслей знаний (высокотехнологичные отрасли или ситуации, когда на первый план выходят маркетинговые навыки);

4) общий имидж. Ценность отдельных бизнес-единиц прирастает имиджем участников корпоративной структуры.

Как отмечает М. Портер, нематериальные взаимосвязи формируют конкурентное преимущество посредством трансфертов навыков между отдельными цепочками создания ценностей. Нематериальные взаимозависимости могут возникнуть при наличии родственных черт:

- одна и та же генерическая стратегия;

- одна и та же категория покупателей;

- схожая конфигурация цепочки ценностей;

- схожие основные виды ценностной деятельности.

По мнению Р.М. Кантер для достижения синергизма недостаточно теоретически «верной» структуры, «правильной» комбинации организационных частей. Бизнес-микс, эффективный с точки зрения стратегического анализа, приносит практические выгоды только в том случае, когда все взаимосвязи

и процессы направлены на упрочение кооперации и коммуникаций, а менеджеры всех областей готовы внести свои вклады в создаваемые коллегами ценности.

Коммуникации, как считает Р.М. Кан-тер, — ключ к достижению синергизма. Многие синергетические возможности возникают в форме обобществления информации. Компьютерные сети и другие информационные системы способствуют упрочению коммуникаций, направленных на объединение частей организаций в поисках синергизма. Но наличие систем вне зависимости от простоты их применения отнюдь не гарантирует коммуникации относительно кооперации. Только межличностные связи делают возможными собственно кооперацию. Условие расцвета кооперации — общий положительный опыт участвующих в ней сторон. Например, в соответствии с моделью «дилеммы узника» эффективность стратегии во многом определяется возможностью «заключенных» пообщаться друг с другом до начала игры. Очевидно, синергизм вряд ли может быть достигнут в ситуации, когда между областями имеют место четкие, непреодолимые структурные различия (их деятельность никак не пересекается, им ничего не нужно друг от друга, а независимость подкрепляется различными карьерными путями, коммуникативными паттернами и отношениями подотчетности). Кооперация, напротив, порождается структурными связями, обусловливающими взаимозависимость частей. Осведомленность о взаимных потребностях редуцирует соперничество до уровня дружественности. Аналогично функционируют и механизмы интеграции совместных интересов.

Вторым важным фактором синергизма являются ожидания. Даже в условиях конкуренции между соперниками могут поддерживаться своего рода кооперативные взаимоотношения (когда соперничество рассматривается как временное, когда составы соперничающих команд регулярно обновляются, когда проигравшие сегодня в стремлении к новым целям объединяются с победителями). Проведенный под руководством Р. Аксельрода компьютерный анализ решения «дилеммы узника», позволил сделать вывод о том, что наиболее успешной стратегией является простое повторение действий конкурента, а его исходным пунктом — кооперация. Ученый утверждает, что с наибольшей готовностью на кооперацию идут те люди или группы, которым известно, что

в будущем им вновь предстоит иметь дело друг с другом. Иначе говоря, кооперация наиболее вероятна в тех случаях, когда люди воспринимают свои судьбы как одну общую. Они понимают, что и они, и их соперники должны сделать общую ставку на совместный результат — продвижение вперед совместного предприятия в целом. Таким образом, использование мультипликаторов ценности требует перекрытия «дыр» через которые она убывает, достижения положительного сальдо баланса использования предлагаемых кооперацией новых деловых возможностей и элиминирования издержек внутрифирменной конкуренции. Кооперация даже между номинальными соперниками помогает организациям воспользоваться выгодами синергизма, возникающего из обмена интересными идеями между бизнес-единицами. Упрощается наведение фокуса на стандарты качества результатов и концентрация организационной энергии на том, на чем она должна быть сосредоточена, — на достижении целей, а не на устранении соперников. Кроме того, компания приобретает должную гибкость; ведь сегодняшним друзьям проще перейти к коллаборации в будущем.

Синергетический эффект как результат совместной деятельности имеет место не только в сфере бизнеса. Примером синергизма в социальной сфере можно считать возросшую в 1970- 1980-е гг. прошлого столетия активность и результативность общественных движений: экологистов, групп борьбы против расовой дискриминации, в защиту интересов потребителей и т.д. Особенностью данных движений, групп, партий является в отличие от профсоюзного движения не защита интересов своих членов и той или иной социальной группы как таковой, а борьба за конкретную цель, имеющую широкое общественное значение.

Новые социальные движения и группы стали практиковать альтернативные принципы отношений с партиями и формируемыми ими учреждениями представительной и исполнительной власти. Основной формой их взаимодействия с партиями стало оказание электоральной поддержки в обмен на принятие в том или ином объеме прокламируемых ими целей. Это уже не отношения противоборствующих сторон, в которых главенствуют партии, а отношения партнеров, каждый из которых сохраняет полную самостоятельность.

Будучи свободными от партийных и

иных политических привязанностей, новые группы интересов вначале действовали преимущественно как протестные организации и движения, и именно в этом качестве им удавалось достигать порой весьма ощутимых уступок как от властей, так и от бизнеса. В основном это были уступки в экологии, соблюдении потребительских стандартов, устранении наиболее одиозных форм расового неравенства, правозащитном законодательстве, урегулировании военных конфликтов.

Возросшее политическое значение групп интересов, или движений одной цели, неизбежно дало о себе знать и на макроуровне, то есть на уровне центральной государственной власти и ее отраслевых и региональных органов. На месте прежних трипартистских структур начала строиться система органов нового социального партнерства. Главное отличие этой системы от традиционного трипартизма состоит в том, что ее участниками, представляющими интересы третьей стороны (первая и вторая — государство и бизнес), наряду с профсоюзами, нередко оттесняя их на второй план, стали некоммерческие организации.

В современных условиях потребительская кооперация страны, объединяющая в своем составе в основном лиц с низкими и средними доходами, используя опыт некоммерческих организаций зарубежных стран, становится активным участником общественной жизни страны, региона, города, выстраивая свои отношения с органами власти, политическими партиями на основе соглашений о сотрудничестве по различным социально-экономическим направлениям.

Основой любого сотрудничества является доверие, которое оказывают друг другу взаимодействующие стороны. Доверие — это возникающее в рамках определенного сообщества ожидание того, что члены последнего будут вести себя нормально и честно, проявляя готовность к взаимопомощи в соответствии с общепризнанными нормами; доверяющий полагается на то, что из его уязвимости партнер не будет извлекать собственные выгоды. Иными словами, доверие определяется как своего рода презумпция добросовестности, искренности в отношении определенного круга партнеров, оно заключается в «ожидании определенных действий окружающих, которые влияют на выбор индивида, когда индивид должен начать действовать до того, как станут известными действия окружающих».

Роль доверия в общественной жизни многогранна, но здесь важно подчеркнуть, что оно способствует экономическому росту и эффективному функционированию рыночной экономики, ибо содействует, прежде всего, социальному партнерству и демократической стабильности, удовлетворенности индивидов жизнью и оптимистичному восприятию будущего, здоровью и долголетию членов общества. Исследователи выделяют и другие аспекты позитивного влияния высокого уровня доверия на экономическое развитие, включая:

1) облегчение согласования интересов участников экономических взаимодействий, активизацию информационных обменов и кооперации в инновационной сфере;

2) снижение инвестиционных рисков крупных программ и проектов на основе уменьшения неопределенности будущего в связи с ослаблением угрозы нежелательных действий;

3) сокращение трансакционных издержек осуществления мониторинга и контроля, минимизацию расходов на защиту прав собственности, ослабление нагрузки на юридическую систему и повышение ее дееспособности.

Что касается отечественной экономики, то обнаружившийся в стране еще в 1980-х годах кризис доверия проявился в резком росте трансакционных издержек. С другой стороны, значительные формационные сдвиги достигались главным образом тогда, когда тем или иным образом регрессировали моменты доверительности в экономических отношениях.

Вместе с тем для успеха экономических реформ абсолютно необходимо, чтобы доверие к тем, кто их проводит, в ходе реформационного процесса не ослабевало, а укреплялось. Источником такого доверия могут быть разделяемые партнерами поведение, нормы и ценности, проявляющиеся в соответствующей репутации, заинтересованность всех участников в благополучии своих партнеров.

Высокий уровень доверия помогает фирмам и индивидам уменьшить угрозу оппортунизма, решить проблему неопределенности и сократить издержки осуществления мониторинга и контроля, неизбежные в случае неполных контрактов. Считается, что доверие стимулирует частые и насыщенные информационные обмены, предотвращает ненужные расходы на защиту прав собственности и способствует согласованию различ-

ных интересов участников экономических взаимодействий.

Исследования экономических игр показали, что, когда многие индивиды используют нормы взаимности в ситуации социальной дилеммы, репутация игроков становится ценным активом, поддерживающим и оправдывающим отношения доверия. Надежные индивиды, которые доверяют другим игрокам и сами приобретают репутацию агентов, заслуживающих доверия, могут участвовать во взаимно продуктивных социальных обменах до тех пор, пока они ограничивают круг участников взаимодействий теми, кто выполняет принятые на себя обязательства. Без поддерживающего института репутации агенты, доверяющие друг другу, были бы не способны отличить возможных нарушителей доверия среди общей массы партнеров и несли бы бремя трансакционных издержек, возникающих вследствие обмана доверия.

Таким образом, степень доверия партнеров друг к другу, выраженная величиной трансакционных издержек, является показателем эффективности партнерства.

Особенность социально-экономического партнерства потребительской кооперации и государства состоит в том, что:

1) потребительская кооперация, выражающая интересы своих членов и большей части сельского населения, является сама по себе партнером, обладающим саморегулированием;

2) взаимоотношения потребительской кооперации и государства можно рассматривать как однонаправленные, т.е. имеющие достаточно близкие цели для потребительской кооперации — борьба с бедностью, для государства — формирование социального государства, защита социально уязвимых слоев населения, преодоление социального неравенства и т.п.

Суть особенностей состоит в следующем: потребительская кооперация как саморегулирующая система обладает свойствами: самостоятельно устанавливать для себя правила хозяйственной деятельности в конкретной области деятельности; легально управлять поведением контролера, который следит за соблюдением установленных правил, одновременно являясь объектами контроля со стороны пайщиков, т.е. она выступает как двусторонний контракт.

Под контрактом следует понимать набор правил, определяющих взаимные ожидания контрагентов на основе обещаний,

выполнение которых обеспечивается соответствующим механизмом принуждения. В связи с тем, что применение правового механизма для управления трансакцией сопряжено со значительными издержками, вместо «угрозы судом» следует использовать «угрозу расторжения контракта». Для этого необходимо создание самовыполняющегося контракта. По Л. Телсеру, соглашение является самовыполняющимся, если при нарушении одной из сторон его условий единственным выходом для другой стороны является его расторжение. Поэтому для того чтобы контракт саморегулирования был самовыполняющимся, членство в организации саморегулирования должно быть добровольным.

Основная предпосылка самовыполняющегося контракта — экономический агент ведет себя честно только тогда, когда для него это выгоднее, чем вести себя нечестно. Саморегулирование как институциональное соглашение будет самовыполняющимся, если выгоды членов организации от участия в нем не будут меньше их издержек.

Таким образом, невыполнение условий контракта со стороны потребительского общества приведет к росту трансакционных издержек, оттоку ее членов, а следовательно, к потере части имущественных, финансовых средств.

В 1951 г. К. Эрроу провел анализ возможных правил принятия решений в группах и пришел к выводу, что при принятии решений групповая система предпочтений должна удовлетворять требованиям:

1) транзитивности (последовательности предпочтений);

2) полноте (или совершенности, т.е. для любых двух альтернатив группа должна указать лучшую);

3) единогласия (если все члены группы считают, что «х» менее предпочтительно, чем «у», то и группа должна так считать);

4) независимости (например, при сравнении двух альтернатив группа забывает о других альтернативах и выбирает более предпочтительное из двух, в этом случае достаточно знать кто с этим согласен, а кто нет).

На основании своего исследования Эрроу установил, что если групповое правило принятия решений удовлетворяет всем четырем требованиям, то это — диктатура. А диктатура является неприемлемой, следовательно, не существует никакого автоматического группового правила принятия решений. Групповое решение является результатом обсуждения и согласования мне-

ний членов группы, а для этого необходимо, чтобы они между собой взаимодействовали или сотрудничали.

Если для примера рассмотреть группу из т членов, то множество возможных альтернатив, на котором у каждого Ьго члена группы есть своя система предпочтений должна удовлетворять условиям: а, принадлежащее множеству А, называется оптимальным по Парето, если не существует Ь, принадлежащее этому же множеству, такого, что а менее предпочтительно, чем Ь для всякого i = 1,2...т и хотя бы для какого-то I = 1,...т. Все элементы, оптимальные по Парето, образуют множество оптимальности по Парето.

Множество оптимальности по Парето совпадает с множеством максимумов функций и = а1и1+...атит при всевозможных весах а, где и — полезность, заменяющая систему предпочтений членов группы.

Математической основой моделирования процессов взаимодействия между взаимосвязанными сторонами могут быть модели кооперативных и некооперативных игр. Основные положения данных моделей могут быть применимы как в отношении разрешения вопросов в органах законодательной власти, так и на уровне партнерства.

Рассмотрим одну из таких моделей. В основе моделей лежит конфликт сторон — ситуация, когда имеется более одного участника, цели которых не совпадают и действия которых не являются совершенно независимыми. Конфликт называется разрешенным, если существует его решение, и наоборот. Каждый участник имеет свою цель в конфликте и перечень возможных действий, т.е. стремится максимизировать полезность для себя.

Абстрактной моделью конфликта является так называемая биматричная игра, основу которой составляет таблица-матрица. При наличии двух игроков она будет иметь вид: (а^, Ъа).

Ход первого игрока состоит в выборе им какой-либо строки, ход второго — в выборе им какого-либо столбца. В этом состоит партия игры. Каждый из игроков хочет выиграть как можно больше, что означает как можно больше в среднем за партию игры. Для этого игроки должны найти некоторую разумную манеру игры — стратегию. Простейшими стратегиями являются вероятностные стратегии или смешанные, и их частный случай — чистые стратегии.

Стратегия первого называется смешан-

ной, если выбор i-й строки производится им с некоторой вероятностью p., такую стратегию можно отождествлять с распределением вероятностей P = (p1, ....pm) на множество строк. Аналогично определяется смешанная стратегия второго игрока. В этом случае выигрыш игроков является случайной величиной. Математическое ожидание

которой равно M1(P,Q) = II a. p; q., где Q, q — стратегия второго игрока.

Особенностью кооперативных игр является ввод начальных правил:

- все сообщения до игры, сформулированные одним участником, передаются другому без всяких искажений и понимаются ими;

- все соглашения, достигнутые игроками, затем ими соблюдаются;

- переговоры, проводимые до игры, не нарушают полезности матрицы игры;

- уклониться от переговоров до игры нельзя;

- игра происходит с достаточно большим числом партий.

В кооперативных играх игроки обычно действуют по согласованной совместной стратегии. Чистая совместная стратегия есть указание совместного выбора игроками какого-нибудь элемента биматрицы. Совместная смешанная стратегия — распределение вероятностей на множестве элементов биматрицы. При равноправии участников решением является некоторая точка пространства со средним выигрышем каждого участника равным 3/2.

Существует еще меньшее множество, чем множество Парето, которое называется переговорным множеством. Например, выигрыш vk к-го игрока, который он может обеспечить себе независимо от действий другого игрока. Пусть Р = (р1, ..., рт) — произвольная смешанная стратегия 1-го игрока, тогда в игре против j-й чистой стратегии 2-го игрока средний выигрыш 1-го равен Ia..p., поэтому для нахождения v надо решить следующую задачу на максимизацию: v max,

Za..p.>v для всякого j=1,...,n, Zp;=1, все p>0.

Найденная из этой задачи стратегия игрока называется его максиминной стратегией, а соответствующие выигрыши — макси-минными выигрышами. При любом исходе переговоров игроков друг с другом ни один из них не согласится получить меньше своего максиминного выигрыша. В результате множество Парето сужается до множества, которое называется переговорным. Точка (a,

Ъ) из множества Парето принадлежит переговорному множеству если а^, Ъ>^.

При выборе точки — оптимальной стратегии — в переговорном множестве сотрудничество игроков заканчивается и их интересы становятся противоположными. Для решения спорных конфликтов используются арбитражные схемы.

В играх со множеством участников последние имеют возможность формировать коалиции. Обозначим множество игроков в кооперативной игре через S. Пусть их всего т. Сами по себе множество и каждый отдельный участник может быть рассмотрен как отдельная коалиция, так как всех различных подмножеств множества из т участников 2т, то и различных коалиций не может быть больше. В этом случае каждой коалиции А ^ S сопоставляется свое множество выигрышей V(A). Предполагается, что никаких тайн нет, задача игрока состоит в том, чтобы решить в какие союзы ему войти.

Каждая коалиция А может гарантировать своим членам любой платеж из множества V(A). Иными словами, если коалиция А образуется и если члены согласились на платеж из V(A), то этот платеж они могут обеспечить себе независимо от действий других участников. При этом члены коалиции могут заранее договориться о перераспределении своей части выигрыша.

В такой игре арбитр собирает всех игроков т и предлагает им платеж w.: .=1,...т^. Для того, чтобы это предложение было принято, прежде всего необходимо, чтобы w.>v. для всякого .=1,...т, где V. — максимальная полезность, которую .-й игрок может гарантировать себе сам, независимо от действий остальных — это его максимальный выигрыш. Однако так же должно быть для любой коалиции, т.е. если несколько членов группы замечают, что, действуя сообща, они могут получить больше, чем им предложено, то они образуют коалицию и откажутся от предложенного платежа. В этом случае говорят, что коалиция А блокирует платеж W, если существует такой платеж <{и.: . э А^ э МА), что w. < и. для всякого . э А и w.<u. хотя бы . . . . для одного . э А.

Таким образом, ядром игры называется множество платежей, которые не блокируются никакой коалицией.

Как свидетельствуют исследования, в современных условиях роль некоммерческого сектора экономики значительно возросла. Некоммерческие организации, призванные

реализовывать социальные, культурные, благотворительные цели, начинают играть важную роль в экономике и политике государства. В западной экономической науке для оценки эффективности деятельности некоммерческого сектора используются показатели: социальный индекс Вайсброда и коэффициент социальной рентабельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальный индекс (дословно индекс общественности) Р1 был введен американским ученым Вайсбродом для определения уровня производства социальных эффектов в некоммерческих организациях. Согласно Вайсброду, индекс отражает «взаимосвязь между видами финансовых поступлений предприятия и характером предоставляемых им услуг или производимой продукции» и определяется:

Р1=доходы от выпуска общественных благ/доходы от выпуска частных благ.

Иными словами, социальный индекс рассчитывается, как отношение финансовых поступлений от создания общественных благ к доходам от выпуска частных благ. Доходы от создания общественных благ в некоммерческие организации выступают в форме благотворительных вкладов, грантов, государственных дотаций и т. п. К выпуску частных благ относится реализация товаров, услуг и работ а также членские и спонсорские взносы, которые являются своеобразной формой реализации товаров, услуг, работ в некоммерческих организациях. В ответ на спонсорский вклад организация культуры предлагает рекламу, РR-мероприятия и др., тогда как в обмен на членские взносы — набор своих товаров и услуг.

В качестве единиц измерения индекса выступают его абсолютные значения. Социальный индекс принимает значения от нуля до бесконечности.

Социальный индекс можно использовать для оценки уровня самофинансирования организаций. Если индекс равен нулю, то организация находится на полном самофинансировании. Чем больше значение социального индекса, тем ниже уровень самофинансирования некоммерческих организаций.

Другим показателем социальной эффективности является коэффициент социальной рентабельности. Он рассчитывается по аналогии с показателем экономической рентабельности как отношение денежной оценки социального эффекта к затратам на производство данного социального эффекта.

Однако, в отличие от показателя экономической рентабельности, коэффициент

Институты

государственной

власти

эффективность

справедливость

Степень организованности государственных органов, экономично сти

Степень объективности, бес при страстнос ти, независимости

Соотношение результатов к затратам

Степень отражения интересов определенных социальных групп

эффективность

социальная

ориентация

Рис. 1. Взаимосвязь между эффективностью партнерства и доверием партнеров друг к другу

социальной рентабельности не всегда поддается исчислению. Измерение денежной оценки социального эффекта и затрат, связанных с его производством, в большинстве случаев является крайне сложной задачей. Проявление социального эффекта от потребления культурных, образовательных и других некоммерческих услуг растянуто во времени и находит свое отражение в различных отраслях экономики, в том числе в сфере материального производства и т. д. Данный показатель наиболее применим для программ социально-экономического развития региона страны и при оценке проектов, имеющих социальную значимость.

Ряд ученых (Дж. Дис, Ф. Глэдстоун и др.) указывают на своеобразное «огосударствление» некоммерческой сферы в развитых странах. В последние годы четко прослеживается тенденция роста влияния государства на деятельность неприбыльных организаций. Правительство активно привлекает некоммерческие структуры к реализации федеральных и муниципальных программ, предоставляя ответные формы государственной поддержки, а также использует методы государственного регулирования и контроля работы неприбыльного сектора. Рост организаций, сотрудничающих с правительством, обостряет в экономике процессы дифференциации между неприбыльными структурами, ориентированными на реализацию государственной политики, и чисто государственными организациями.

Вместе с тем в отдельных случаях социальное доверие к некоммерческим организациям снижается по причинам: «использования статуса некоммерческой организации в корыстных целях», «сильной бюрократизации некоммерческой сферы», «снижению качества оказываемых услуг» и т. п.

Проведенный анализ методических подходов к исследованию вопросов эффективности взаимодействия субъектов в рамках социально-экономического партнерства позволяет сделать следующие выводы:

1) эффективность взаимодействия субъектов в рамках социально-экономического партнерства во многом зависит от степени доверия партнерствующих сторон (рис. 1), т.е. чем выше доверие партнеров друг к другу, тем эффективнее партнерство с точки зрения достижения общих целей;

2) показателем доверия партнеров является величина транзакционных издержек

— затрат взаимодействия и понимания партнеров;

3) при высокой степени доверия партнеров друг к другу повышается не только эффективность партнерства в целом, но и имеют место синергетические эффекты, прежде всего, организационного и информационного характера, что способствует повышению взаимозависимости партнеров, снижает риск взаимодействия и усиливает эффективность за счет снижения определенных видов затрат;

При этом в зависимости от целей оценки возможны три подхода:

- целевой, т.е. определение эффективности партнерства в зависимости от степени достижения цели партнерства;

- системный — роль партнерства в решении государственных, региональных и муниципальных задач;

- многопараметрический, т.е. оценка степени удовлетворенности каждой из сторон партнерства от совместного взаимодействия;

4) мировая практика свидетельствует, что в последние десятилетия значительно повысилась роль некоммерческого сектора экономики в решении отдельных государственных задач. С 70 гг. XX в. в большинстве развитых стран прослеживается тенденция быстрого расширения некоммерческого сектора. Так, количество неприбыльных структур в США в 1997 г. включало около 2,1 млн организаций против 309 тыс. в 1967 г. Во Франции количество неприбыльных структур к началу 90-х гг. достигло 600 тыс., Великобритании — более 250 тыс. организаций.

Об общемировом масштабе некоммерческого сектора свидетельствует и уровень занятых в неприбыльных организациях. Статистические данные по семи наиболее развитым странам показывают, что в 1997 г. в некоммерческом секторе было задействовано около 5% общего количества занятых. Например, исследование структуры занятости в США свидетельствует, что в 1997 г. удельный вес некоммерческого сектора в общей численности занятых в экономике достиг 13,4%, причем абсолютное число работающих в неприбыльных организациях соста-

вило 9,3 млн чел., без учета 6,4 млн волонтеров.

Об усиливающейся роли некоммерческого сектора в экономике дает представление и анализ его доли в национальном доходе стран. Так, в США в 1990 г. на долю неприбыльного сектора приходилось около 6,8% НД, что в 1,5 раза выше уровня 1985г.

Одним из субъектов социально-экономического партнерства, способная содействовать формированию гражданского общества и социальной ориентации экономики России, является потребительская кооперация.

Vasiliev G.G. METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF THE EFFICIENCY OF INTERACTION OF THE SUBJECTS OF SOCIO-ECONOMIC PARTNERSHIP

The author considers the present methodological approaches to the study of the efficiency of interaction of the subjects of socio-economic partnership.

Keywords: efficiency, subjects, methodological approaches, partnerships, social and economic partnership.

ВАСИЛЬЕВ Генрих Геннадьевич, родился в 1955 г., окончил Московский кооперативный институт (1980), Московский государственный социальный университет (1996), канд. экон. наук (2005). Автор 22работ. E-mail: genruxgennadievich@mail.ru

УДК 658.5

ОТ СТРАТЕГИИ К ТАКТИКЕ:

ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ

Л.П. Владимирова

Рассматривается обоснование типовых формул расчетов выручки от реализации товаров в оперативном плане и тактических решениях торгового предприятия посредством контрольных точек стратегии.

Ключевые слова: стратегия, контрольная точка, оперативный план, тактическое решение, выручка от реализации товаров, изменение цены, ускорение товарооборачиваемости, прирост прибыльности.

Многообразие рыночных факторов среды хозяйствования требует от предприятия поиска рациональных решений достижения выбранных целей стратегии. При переводе этих целей, а также задач в оперативный план и конкретные тактические решения используются контрольные (опорные) точки — КТ. Они необходимы и при диагностике проблемы, которая ликвидирует отклонение между промежуточным результатом (КТ) и предварительными данными. Успешность такого перехода во многом определяется обоснованностью тактического решения, что, по нашему мнению, может быть выполнено математически. Это гарантирует точность результатов и их четкую взаимо-

связь с экономическими показателями деятельности. Такое обоснование, безусловно, после оценки решения предполагает поиск и выбор средств осуществления: коммерческих, организационных, технологических, кадровыгх и иных, способствующих реальному достижению плана.

Рассмотрим возможные, с нашей точки зрения, формулы обоснования плана выручки от реализации товаров в торговом предприятии, использующие предусмотренные в его стратегии КТ.

1. Расчет плана выручки от реализации товара и ее прироста по КТ количества товара к продаже:

O2 = °1 +Ac(krfgl - g2 )

(1)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.