Научная статья на тему 'От совнархозов до кластеров. Часть 2. Совнархозы в 1957-1965 гг'

От совнархозов до кластеров. Часть 2. Совнархозы в 1957-1965 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
985
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВНАРХОЗЫ / ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисюк Н.К., Ермакова Ж.А.

В данной статье (второй по предлагаемой тематике) рассматриваются вопросы создания и функционирования совнархозов в 1957-1965 гг. в бывшем Советском Союзе. Как было показано в первой статье, в 1917-1932 гг. совнархозы сыграли исключительную роль в создании социалистической экономики. В то же время возрождение совнархозов в 1957 г. было продиктовано аналогичностью ситуации, а именно: послевоенным восстановлением народного хозяйства, развитием индустриально отсталых регионов, освоением природно-сырьевых ресурсов страны. Исходя из этого, территориальная форма управления промышленностью и строительством в сочетании с отраслевой была призвана способствовать развитию экономики как регионов, так и в целом страны. В статье выделяются положительные и отрицательные факторы развития экономики в условиях управления совнархозов, делаются выводы об использовании положительного опыта для развития экономики регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the Economic Councils to clusters. Part 2. Economic councils in 1957-1965 years

In this article (second on the proposed topic) problems of creation and functioning of the Economic Councils in 1957-1965 in the former Soviet Union are viewed. As it was shown in the first article, in 1917-1932 economic councils have played a crucial role in the creation of the socialist economy. At the same time, the revival of Economic Councils in 1957 was motivated by a similar situation, namely postwar recovery of the national economy, development of industrially backward regions, development of natural resources of the country. Accordingly, the territorial form of industrial management in conjunction with the industry was designed to promote economic development of regions as well as country in the whole. The article highlighted positive and negative factors of economic development under the control of Economic Councils, the conclusions on the use of good practices for the development of regional economies are made.

Текст научной работы на тему «От совнархозов до кластеров. Часть 2. Совнархозы в 1957-1965 гг»

Борисюк Н.К., Ермакова Ж.А.

Юр От совнархозов до кластеров. Часть 2. Совнархозы в 1957—1965 гг. //

Вестник Самарского государственного университета. к°15. № 2(124). С. 100—107

УДК 334.76

Н.К. Борисюк, Ж.А. Ермакова*

ОТ СОВНАРХОЗОВ ДО КЛАСТЕРОВ ЧАСТЬ 2. СОВНАРХОЗЫ В 1957-1965 ГГ.

В данной статье (второй по предлагаемой тематике) рассматриваются вопросы создания и функционирования совнархозов в 1957—1965 гг. в бывшем Советском Союзе. Как было показано в первой статье, в 1917—1932 гг. совнархозы сыграли исключительную роль в создании социалистической экономики. В то же время возрождение совнархозов в 1957 г. было продиктовано аналогичностью ситуации, а именно: послевоенным восстановлением народного хозяйства, развитием индустриально отсталых регионов, освоением природно-сырьевых ресурсов страны. Исходя из этого, территориальная форма управления промышленностью и строительством в сочетании с отраслевой была призвана способствовать развитию экономики как регионов, так и в целом страны. В статье выделяются положительные и отрицательные факторы развития экономики в условиях управления совнархозов, делаются выводы об использовании положительного опыта для развития экономики регионов.

Ключевые слова: совнархозы, формы управления экономикой, индустриализация, промышленность.

На первом этапе своей деятельности (1917—1932 гг.) совнархозы (СНХ) выполнили свою историческую задачу собирания и возрождения национализированной промышленности России.

С дальнейшим развитием промышленности и созданием новых отраслей производства происходило разукрупнение промышленных наркоматов (с марта 1946 г. — министерств). К началу 1957 г. имелось 37 союзных и союзно-республиканских министерств по промышленности и строительству. К 1957 г. объем промышленной продукции в СССР вырос в сравнении с довоенным 1940 г. почти в 4 раза. Число промышленных предприятий превысило 200 тыс., строек — 100 тыс. В стране были созданы решающие отрасли тяжелой индустрии, подготовлены высококвалифицированные инженерно-технические кадры, экономисты и организаторы производства [3].

Вместе с тем руководство из центра таким числом предприятий усложнялось. В работе министерств имелись серьезные недостатки:

— ведомственные барьеры мешали взаимодействию предприятий различных отраслей на региональном уровне;

— между ведомствами развернулась конкурентная борьба за ресурсы;

— размещение новых предприятий часто было непродуманным, предприятия-смежники располагались за тысячи километров друг от друга;

— не в должной мере использовалась местная инициатива, что сказывалось на региональном развитии производительных сил.

* © Борисюк Н.К., Ермакова Ж. А., 2015

Борисюк Николай Константинович (56ermakova@mail.ru), кафедра государственного и муниципального управления и менеджмента, Ермакова Жанна Анатольевна (56ermakova@mail.ru), кафедра управления персоналом, сервиса и туризма, Оренбургский государственный университет, 460018, Российская Федерация, г. Оренбург, пр. Победы, 13.

Решением Пленума ЦК КПСС «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством» от 14 февраля 1957 г. были установлены основные принципы организации управления промышленностью по территориальному принципу на базе определенных экономических районов с образованием совнархозов.

Основные цели реорганизации:

— приближение руководства к промышленным предприятиям и стройкам;

— расширение прав союзных и автономных республик;

— повышение роли местных органов управления в деле хозяйственного строительства;

— коренная перестройка технического руководства промышленностью, перенос основной нагрузки создания и внедрения новой техники непосредственно на предприятия;

— передача совнархозу снабжения промышленных предприятий подведомственного экономического района, а также права самостоятельно распоряжаться выделенными ему материальными ресурсами.

Первоначально было создано 92 экономических района, в том числе 68 — в РСФСР, 11 — в УССР и по одному — в остальных республиках. Как правило, границы административных районов в РСФСР совпадали с границами административных областей. В последующем в связи с ликвидацией Балашовской и Каменской областей количество экономических административных районов было сокращено до 90 [3].

Созданные в экономических административных районах совнархозы были подчинены Советам министров союзных республик.

Отметим, что между совнархозами двух этапов развития экономики страны имеется много общего не только в названии, но и по самой природе и в методах работы. Территориальная форма управления промышленностью в сочетании с отраслевой способствовала развитию экономики как регионов, так и в целом страны.

Однако наряду с общими принципами имелось много коренных и существенных различий. Советы народного хозяйства 1957—1965 гг. были созданы на совершенно другой базе. Если ранее СНХ приходилось заниматься национализацией промышленных предприятий и их восстановлением, то на втором этапе перед совнархозами стояли задачи по осуществлению руководства высокоразвитой промышленностью, развитию технического прогресса в промышленности.

Были определены иные, чем на первом этапе, взаимоотношения совнархозов с Советами депутатов трудящихся и их исполкомами. Не являясь отделами исполкомов и не будучи подчиненными им, СНХ были обязаны:

— докладывать исполкому о хозяйственной деятельности подведомственных совнархозу предприятий;

— координировать с исполкомом работу по комплексному развитию хозяйства и использованию сырьевой базы региона [5].

Связи с госпланами союзных республик заключались в представлении совнархозами проектов годовых и перспективных планов развития экономических районов, расчетов и заявок на оборудование, сырье и материалы. Широкий круг функций совнархозов и их отраслевых управлений по отношению к подведомственным предприятиям может быть сгруппирован по следующим основным направлениям [1]:

1. Техническое руководство, включая руководство созданием и внедрением новой техники и передового опыта на предприятиях экономического района, совершенствование связей по кооперированию производства как внутри района, так и с другими административными районами.

2. Планирование и организация всех сторон деятельности промышленных предприятий: производства, труда, капитального строительства, материально-технического снабжения, сбыта промышленной продукции, финансирования.

3. Утверждение организационной структуры отраслевых и функциональных управлений совнархозов, а также производственных предприятий, назначение руководящего персонала.

4. Контроль за деятельностью управлений, а также производственных предприятий.

Одной из главных задач совнархозов по дальнейшему развитию промышленности была задача организации рационального технического руководства, обеспечивающая оптимальное сочетание централизованного руководства с максимальным использованием инициативы и возможностей руководителей первичного звена (предприятий) по внедрению новой техники и освоению передовых технологий.

Совет народного хозяйства Оренбургского экономического административного района и его отраслевые управления были образованы на основании постановления Совета Министров РСФСР от 1 июня 1957 г. с функциями управления предприятиями, стройками и организациями союзно-республиканского значения. Структура совнархоза включала функциональные подразделения, а также отраслевые управления [2].

Функциональные подразделения Оренбургского совнархоза: 1) технико-экономический совет; 2) канцелярия; 3) технический отдел; 4) планово-экономический отдел; 5) отдел труда и заработной платы; 6) группа себестоимости; 7) отдел капитального строительства; 8) отдел главного механика и главного энергетика; 9) финансовый отдел; 10) центральная бухгалтерия; 11) отдел кадров и учебных заведений; 12) бухгалтерия адмхозотдела.

Отраслевые управления ОСНХ в разные годы определялись спецификой экономики региона:

1. Управление металлургической и горнодобывающей промышленности; Управление машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности; Управление строительства и строительных материалов; Управление материально-технического снабжения и сбыта (1957—1963 гг.).

2. Управление легкой промышленности; Управление пищевой промышленности (1957-1959 гг.).

3. Управление легкой и пищевой промышленности (1959-1963 гг.).

4. Управление нефтяной, газовой и химической промышленности; Управление мясо-молочной промышленности; Управление рабочего снабжения (1957-1962 гг.).

Всего по состоянию на 01.06.1958 г. численность аппарата совнархоза составляла 458 чел. [1].

К моменту образования совнархоза Оренбургского экономического района его промышленный потенциал характеризовался следующими показателями. Продукция промышленных предприятий области по сравнению с 1913 г. увеличилась более чем в 65 раз, а по сравнению с 1940 г. — почти в 7,5 раза [3]. Объем выпуска промышленной продукции в 1956 г. возрос на 6,5 % по сравнению с 1955 г., а в 1957 г. — уже на 12 % по сравнению с 1956 г. [3].

В соответствии с положением о совете народного хозяйства экономического административного района местным совнархозам вменялась в обязанность разработка перспективных и текущих планов развития и размещения производительных сил районов.

Так, в соответствии с разработанным совнархозом проектом плана развития народного хозяйства Оренбургской области на 1959—1965 гг. предполагалось увеличение [2]: объемов промышленной продукции в 2,4 раза; добычи нефти — в 2,8 раза; выпуска валовой продукции в химической промышленности — в 3,5 раза,

в металлургии — в 3,7 раза, в машиностроении — в 2,2 раза; производства строительных материалов — в 2,8 раза.

Большое внимание было уделено освоению природных ресурсов. Так, в отраслях цветной металлургии планировались [2]:

— реконструкция Южно-Уральского никелевого комбината с увеличением мощности в 1,5 раза;

— строительство горно-обогатительного предприятия на Буруктальском нике-ле-кобальтовом месторождении и железнодорожной линии Профинтерн — Бурук-тал протяженностью 100 км;

— освоение крупного Гайского месторождения медно-сульфидных руд и начало строительства крупного горно-обогатительного комбината;

— расширение Орского завода обработки цветных металлов с увеличением мощности в 2 раза.

Намечались большие темпы развития нефтяной и газовой промышленности. Планировалось увеличение объемов разведочного и эксплуатационного бурения, что должно было увеличить добычу нефти до 2,5 млн т в год и газа — до 3,6 млрд куб. м [2].

Наряду с увеличением добычи нефти планировалось увеличение объемов ее переработки в 2,2 раза на базе реконструкции Орского нефтеперерабатывающего завода им. В.П. Чкалова с доведением его мощности по переработке до 5,5 млн т в год [2].

Машиностроение Оренбургского экономического района должно было получить в перспективе ярко выраженную специализацию по производству: металлургического, в т. ч. и прокатного оборудования; электротехнических изделий; дорожных и строительных машин; металлорежущих станков; гидравлических прессов.

Выпуск валовой продукции машиностроения в 1965 г. должен был составить 19,3 % от общего объема промышленной продукции совнархоза.

Потребность электрической энергии в 1965 г. была определена в 7,9 млрд кВт.ч вместо 1,6 млрд кВт.ч в 1956 г. Увеличение выработки электроэнергии планировалось за счет наращивания мощности существующих станций [2].

На 1959—1965 гг. предусматривалось освоить значительные капиталовложения (19,6 млрд руб.), в том числе [2]: 42 % от общего их объема — в металлургическую промышленность; в нефтяную и химическую промышленность — 23 %; в машиностроение — 14 %.

В 1959—1965 гг. планировалось сдать в эксплуатацию 77 школ, 103 детсада, 39 больниц, 109 детских яслей, 58 клубов, 14 поликлиник, 8 кинотеатров [3].

При этом рост реальной заработной платы на одного работающего предусматривался всего в размере 8,7 %, на одного рабочего — 9,4 % [3].

С созданием совнархозов повысилась ответственность местных органов власти за результаты работы предприятий и организаций промышленности и строительства. Совнархозы стремились комплексно развивать экономику регионов и межотраслевые экономические связи, повышать специализацию и кооперирование производства, создавать межотраслевые предприятия и на их основе — отраслевые производственные объединения.

В период управления отраслями промышленности и строительства, созданными во втором этапе (1957—1965 гг.) совнархозами на основе территориального принципа образования экономических административных районов были достигнуты следующие положительные моменты:

— расширены возможности специализации и кооперирования промышленного производства в пределах экономического района, и улучшена организация материально-технического снабжения;

— в конце 1950-х гг. проведена перепись возрастного состава оборудования, давшая ценную информацию о состоянии технического уровня производства;

— внедрены хозрасчетные отношения как для предприятий, так и для их структурных подразделений — производственных участков и цехов;

— обеспечена эффективная организация материально-технического снабжения и на этой основе — ритмичная работа промышленности;

— проведена значительная работа по обеспечению предприятий инженерно-техническими кадрами, в итоге за 1958—1961 гг. удельный вес практиков специалистов уменьшился с 45 до 30 % [3];

— повысилась ответственность местных органов власти за результаты работы предприятий и организаций промышленности и строительства.

Данные о развитии в Оренбургской области отраслей промышленности и строительства за период 1959—1965 гг. приведены в таблице [6].

Как видно из приведенной таблицы, по отдельным показателям не был достигнут рост объемов промышленной продукции, которые намечались разработанным совнархозом планом развития народного хозяйства Оренбургской области на 1959—1965 гг.

Таблица

Динамика развития отраслей промышленности Оренбургской области за 1959—1965 гг.

№ п/п Показатели/ годы 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965

1. Объём валовой продукции промышленности (млн руб.) 942,9 1027,3 1143,5 1251,7 1351,5 1367,3 1496,0

в т. ч.:

- машиностроение 84,6 210,2 254,8 314,4 329,8 337,0 335,5

- чёрная металлургия 60,7 64,5 73,0 86,4 107,1 138,6 150,8

- цветная металлургия 97,0 104,0 122,5 134,6 151,5 158,0 196,1

- химическая и нефтехимическая промышленность 22,4 27,2 29,4 32,3 44,4 51,4 57,1

2. Добыча нефти (млн т) 1,1 1,3 1,6 1,9 2,0 2,3 2,6

3. Добыча газа (млрд м3) 0,6 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,6

4. Переработка нефти (млн т) 3,3 4,0 3,9

5. Цемент (тыс. т) 625,7 730,1 782,4 838,1 858,6 886,5 954,3

6. Кирпич строительный (млн шт.) 98,4 214,8 231,2 265,0 282,7 270,1 281,2

В частности, не достигнут рост объемов промышленной продукции в 2,4 раза, не выполнены показатели выпуска валовой продукции машиностроения, по переработке нефти, добыче газа, производству строительных материалов и другие.

Невыполнение в полном объеме намеченных перспективным планом показателей было вызвано целым рядом недостатков в деятельности совнархозов, которые с течением времени начали проявляться в управлении промышленностью и строительством экономического административного района. В частности:

— отсутствие отраслевых органов управления явилось тормозило развитие прогресса, так как общегосударственные интересы стали нередко вступать в противоречие с региональными;

— отдельные предприятия стали испытывать дефицит труб, проката, лесопро-дукции вследствие отсутствия их производства на территории местного совнархоза;

— усиление мощности промышленности, особенно ее оборонного комплекса, вызывало дефицит рабочих специальностей;

— стали существенно отставать от потребностей темпы жилищного строительства. За период 1957—1962 гг. значительно увеличилось число проживающих в общежитиях;

— недостатки в трудовой и технологической дисциплине вели к увеличению брака, росту числа рекламаций на качество продукции;

— значительным недостатком в работе аппаратов СНХ была бумажная волокита. Так, за 5,5 месяцев 1957 г. Оренбургский совнархоз разослал 14 665 писем, 300 постановлений и распоряжений, 6 507 телеграмм. За этот же период совнархозом получено 416 постановлений и распоряжений Совета Министров, 887 писем из Госплана и комитетов при Совете Министров СССР, 3 200 писем с предприятий, 4 026 телеграмм и 145 жалоб [3];

— хозяйственная деятельность СНХ перемежалась с политическими акциями, усиливалось вмешательство Правительства в дела совнархозов, значительно возрастал поток правительственных телеграмм со всевозможными указаниями.

Наряду с отмеченными негативными факторами в деятельности совнархозов, которые более отчетливо стали проявляться к началу 1960 г., остро встала проблема внедрения новой техники. Попыткой решить данную проблему, а также укрепить отрасли всесоюзной специализации стало создание государственных комитетов по отраслям, в ведении которых находились НИИ, конструкторские бюро и проектные организации (авиационная, оборонная, электронная, радиотехническая промышленность, судостроение и др.). Для руководства государственными отраслевыми комитетами был создан СНХ СССР.

В целях расширения экономических связей предприятий в 1962 г. было произведено укрупнение экономических районов. Их количество в РСФСР сократилось с 67 до 24. Оренбургский экономический административный район совместно с Челябинским и Курганским районами вошел в Южно-Уральский экономический район [2].

Таким образом, началось движение в сторону централизации. Следующим шагом на этом пути стало создание в мае 1963 г. плановых комиссий во вновь образованных укрупненных совнархозах. Одновременно председатели этих комиссий вместе с руководством исполкомов, совнархозов, крупнейших предприятий, строительных, исследовательских и проектных организаций объединялись в организуемых советах по координации развития народного хозяйства. Окончательное свертывание деятельности совнархозов относится к 1965 г. Были воссозданы союзные, союзно-республиканские и республиканские министерства, которым были подчинены предприятия промышленности и строительства.

Как показывает выполненный анализ, деятельность совнархозов имела как положительные, так и отрицательные аспекты в управлении народным хозяйством. Одна-

ко, на взгляд авторов, несомненным положительным фактором является проявление ведущей роли совнархозов в развитии региональных производительных сил, что может быть использовано в развитии управления экономикой в современной России.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Венедиктов А.В. Правовое положение совнархоза и подведомственных ему предприятий. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1959. 130 с.

2. Государственное бюджетное учреждение «Государственный архив Оренбургской области». Ф. 2600, Оп. 1, Д. 12, 19.

3. Государственное бюджетное учреждение «Центр документации новейшей истории Оренбургской области». Ф. 371, Оп. 19, Д. 13, 1183; Ф. 371, Оп. 33, Д. 190; Ф. 7518, Оп. 1, Д. 126.

4. Дробижев В.З., Медведев А.Б. Из истории совнархозов. М.: Издательство Московского университета, 1964. 188 с.

5. Постановление Совмина СССР от 26.09.1957 № 1150 «Об утверждении положения о совете народного хозяйства экономического административного района». М.: СП СССР, 1957. № 12.

6. Официальные данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. URL: http://orenstatgks.ru.

References

1. Venediktov A.V. Legal status of Council of National Economy and subordinate enterprises. Izdatel'stvo Leningradskogo universiteta, 1959, 130 p. [in Russian].

2. State Budgetary Institution "State archive of the Orenburg region". F. 2600, Op. 1, D. 12, 19 [in Russian].

3. State—financed institution «Center of Documentation of Contemporary history of the Orenburg Region». F. 371, Op. 19, D. 13, 1183; F. 371, Op. 33, D. 190; F. 7518, Op. 1, D. 126 [in Russian].

4. Drobizhev V.Z., Medvedev A.B. From the history of Economic Councils. Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1964, 188 p. [in Russian].

5. Resolution of the Council of Ministers of the USSR dated 26.09.1957 № 1150 "On Approval of the Economic Council of Economic Administrative Region". SP SSSR, 1957, no. 12 [in Russian]

6. Official data of the territorial body of the Federal State Statistics Service of the Orenburg region. Retrieved from: http://orenstatgks.ru/ [in Russian]

N.K. Borisyuk, Zh.A. Ermakova*

FROM THE ECONOMIC COUNCILS TO CLUSTERS. PART 2. ECONOMIC COUNCILS IN 1957-1965 YEARS

In this article (second on the proposed topic) problems of creation and functioning of the Economic Councils in 1957-1965 in the former Soviet Union are viewed. As it was shown in the first article, in 19171932 economic councils have played a crucial role in the creation of the socialist economy. At the same time, the revival of Economic Councils in 1957 was motivated by a similar situation, namely postwar recovery of the national economy, development of industrially backward regions, development of natural resources of the country. Accordingly, the territorial form of industrial management in conjunction with the industry was designed to promote economic development of regions as well as country in the whole. The article highlighted positive and negative factors of economic development under the control of Economic Councils, the conclusions on the use of good practices for the development of regional economies are made.

Key words: economic councils, forms of economic management, industrialization, industry.

Статья поступила в редакцию 1/XI/2014 The article received 1/XI/2014.

* Borisyuk Nikolay Konstantinovich (56ermakova@mail.ru), Department of State and Municipal Management and Management, Ermakova Zhanna Anatolievna (56ermakova@mail.ru), Department of Human Resources Management, Service and Tourism, Orenburg State University, Orenburg, 460018, Russian Federation.

Вяткин П.М.

Юс Анализ эффективности трансакционных издержек поиска информации //

Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 2 (124). С. 108—115

УДК 330.133.1

П.М. Вяткин *

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК ПОИСКА

ИНФОРМАЦИИ

Проблема информационного обмена отдельных экономических агентов, действующих на микроэкономическом уровне, до настоящего момента рассматривалась без учета влияния временных факторов на эффективность этого взаимодействия. В данной статье исследуется механизм влияния временного фактора на эффективность поиска информации и описывается алгоритм расчета оптимизации трансакционных издержек поиска с учетом изменения эффективности поиска во времени.

Ключевьк слова: трансакционные издержки поиска информации, оптимизация издержек, эффективность поиска информации.

Задача оптимизации трансакционных издержек поиска информации на сегодняшний день интересует не только экономистов-теоретиков, она также актуальна она для компаний, которым по роду деятельности приходится сталкиваться с поиском информации, что для современного информационного общества совсем не редкость. Важность задачи оптимизации трансакционных издержек поиска информации отмечал еще Оливер Уильямсон [1].

Эффективность такого поиска напрямую влияет на прибыль компании — трансакционные издержки могут составлять существенный процент от выручки, в то же время результаты поиска часто являются необходимым условием для осуществления коммерческой деятельности.

По определению Кристофера Маннинга, профессора информатики и лингвистики Станфордского университета «Информационный поиск — это процесс поиска в большой коллекции некого неструктурированного материала, удовлетворяющего информационные потребности» [2].

Как правило, постановка задачи оптимизации имеет следующий вид — необходимо получить определенное количество информации за срок, который чаще всего определяется наличием в компании ресурсов для осуществления поиска. Критерием оптимальности в данном случае выступает минимум времени (и соответственно ресурсов — трансакционных издержек поиска информации) потраченных на поиск как можно большего количества информации.

В качестве примера, мы будем использовать тестовую фирму, которая желает нанять в штат сотрудника с определенной квалификацией и опытом. Она пытается обратиться на рынок труда, используя несколько возможностей для поиска — объявления на порталах поиска работы, поиск в тематических колонках местных СМИ или привлечение сотрудников из других компаний, работающих в этой же области. В случае если требуемые квалификация и опыт не являются редким благом на рынке, поиск увенчается успехом в первые несколько дней. В случае если требования являются слишком экзотическими для местного рынка труда, очевидно, что

* © Вяткин П.М., 2015

Вяткин Павел Михайлович (ecafed@mail.ru), кафедра экономики, Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 443001, Российская Федерация, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 194.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.