УдК 061.1:332.1:94(470.56) «19»
Борисюк Н.К.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
СОВНАРХОЗЫ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
В статье рассматриваются вопросы создания и функционирования совнар-хозов в 1917-1932 и 1957-1965 г.г., выделяются положительные и отрицательные факторы в их деятельности, даётся оценка эффективности экономики в условиях управления совнархозами промышленностью и строительством регионов и в целом страны. На основе выполненного анализа делаются выводы о возможности исполь-зования положительного опыта для развития экономики региона в условиях сочета-ния централизованной и территориальной форм управления.
Ключевые слова: совнархозы, промышленность, эффективность, результа-тивность функционирования, централизованная и территориальная формы управ-ления.
В истории развития народного хозяйства Российской Советской Рес-публики, затем с 1918 г. - Российской Федерации, а с 1924 г. -Советского Союза Советы народного хозяйства (совнархозы - СНХ) создавались в периоды 1917-1932 и 1957-1965 г.г.
Первым в Российской Советской Республике (после Октябрьской революции 1917 г.) был образован Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ) при Совете народных комиссаров, а с 1918 г. - ВСНХ РСФСР с двойным подчинением - ВЦИК и Совету народных комиссаров РСФСР. В соответствии с утверждённым ВСНХ положением от 23 декабря 1917 г. на территории страны - в губерниях, районах и уездах - стали создаваться Советы народно-го хозяйства, призванные проводить политику ВСНХ на местах [5].
Оренбургский губернский Совет народного хозяйства (ГСНК) был образован на основании постановления губисполкома от 13 апреля 1918 г. в соответствии с положением о ВСНХ и его местных органах для руководства всеми промышленными предприятиями и их объединениями в губернии, организации заготовок промышленного сырья и топлива [4].
Положением о совнархозах предусматривалось создание в каждом территориальном совнархозе 14 секций: государственного хозяйства и банка; топлива; по обработке металлов; по обработке волокнистых веществ; бумаж-ных изделий; дерева; минеральных веществ; химического производства; строительных работ; транспорта; сельского хозяйства; продовольствия и по-требления. При необходимости разрешалось образовывать и другие секции.
В структуре каждой секции создавались четыре главных отдела:
- организационный с функциями управления, финансирования и технической организации предприятий;
- снабжения и распределения;
- труда;
- статистики.
Для руководства совнархозом избирались исполнительный комитет и его президиум.
Необходимо отметить, что народное хозяйство как в целом страны, так и Оренбургской губернии в послереволюционный период характеризовалось не только его разрухой, но и слаборазвитой промышленностью, что усугублялось снижением численности населения, его неграмотностью, крайне низкой прослойкой рабочего класса.
Так, по отношению к довоенному периоду (1914 г.) население Оренбургской губернии составляло всего 24,9%. При этом городское население сократилось на 16,2%, а сельское - на 88,8%, т. е. в 5 раз больше [4].
Оренбургская губерния имела слаборазвитую промышленность. По состоянию на 1923 г. численность промышленных предприятий по Оренбургской губернии составляла 363 с числом рабочих 6010 чел. При этом количество предприятий, имеющих не менее 16 рабочих при механическом двигателе и не менее 39 рабочих без механического двигателя, насчитывало всего 39 с числом рабочих 3549 чел., служащих - 643 чел., всего 4192 чел.
В Оренбургской губернии имели место серьёзные проблемы с общей грамотностью населения. Если средняя грамотность по РСФСР состав-
ляла 44,1%, то грамотность по губернии - только 36,4% (1923 г.). При этом в отдельных районах она не превышала 27,3% (Бугурусланский округ). На тысячу населения в РСФСР приходилось 16,8 рабочих, в губернии - 4,8 [4].
Как видно из приведённых, далеко не полных данных, нужны были неординарные и эффективные решения по развитию промышленного потенциала Оренбургской губернии. И такие действия должен был принимать созданный в губернии совнархоз.
Как показала практика, только на местах с учётом всех факторов, как положительных, так и отрицательных, возможно было принимать действенные и результативные решения. В качестве примера можно привести ряд решений, принятых совнархозом по развитию промышленности губернии.
Так, ставились и решались задачи по форсированию разведочных работ на нефть в районах Бугурусланского округа. Запрашивались средства на завершение в 1929-1930 г.г. геологической разведки месторождения сланцев Общего Сырта.
По промышленности были приняты решения по строительству завода химической аппаратуры, фабрики штамповочных изделий, а также включены в пятилетний план строительства станкостроительный завод и завод тракторных деталей и другие.
Решалась задача ускорения строительства железнодорожной линии Оренбург - Уфа [4].
На основании вышеизложенного можно выделить следующие основные положительные результаты деятельности совнархозов периода 1917-1932 г.г.:
- создание системы управления промышленностью страны на принципах сочетания территориальной и отраслевой структур;
- разработка (1918 г.) ВСНХ планов развития ведущих отраслей промышленности;
- выяснение совнархозами в процессе национализации предприятий экономических связей между предприятиями с целью их сохранения и расширения;
- объединение в ряде случаев родственных предприятий;
- создание межотраслевых предприятий по ремонту оборудования, производству заготовок, инструментов и др.;
- внедрение в работу промышленности плановости;
- при непосредственном участии местных совнархозов разрабаты-вались планы электрификации территорий;
- начала проводиться широкая разведка полезных ископаемых;
- налажена статистическая отчётность;
- положительные результаты имело привлечение к работе в советах народного хозяйства специалистов старой интеллигенции;
- проведение работы по обеспечению промышленных предприятий топливом, сырьём, деньгами, по организации сбыта продукции.
На первом этапе своей деятельности (1917-1932 г.г.) совнархозы выполнили свою историческую задачу собирания и возрождения национализи-рованной промышленности России.
По мере индустриализации страны усложнялось руководство выросшими отраслями промышленности и строительства. Наряду с этим начали проявляться крупные недостатки в территориальной системе управления, что привело к ликвидации в 1932 г. совнархозов и организации наркоматов (с 1946 г. - министерств).
К началу 1957 г., т. е. ко времени создания второго этапа совнархозов, в бывшем Советском Союзе имелось 37 союзных и союзно-республиканских министерств по промышленности и строительству. Объём промышленной продукции вырос в сравнении с довоенным 1940 г. почти в 4 раза. Число промышленных предприятий превысило 200 тыс., строек - 100 тыс. В стране были созданы решающие отрасли тяжёлой индустрии, подготовлены высоко-квалифицированные инженерно-технические кадры, экономисты и организаторы производства [4].
Вместе с тем, руководство из центра таким числом предприятий усложнялось. Кроме того, в работе министерств имелись серьёзные недостатки: всё отчётливее стали проявляться ведомственные барьеры, обострилась конкурентная борьба за ресурсы, непродуманность в размещении новых пред-приятий, слабое использование местной инициативы и др.
Решением Пленума ЦК КПСС «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством» от
14 февраля 1957 г. были установлены основные принципы организации управления промышленностью по территориальному принципу на базе определённых экономических районов с образованием совнархозов.
Первоначально было создано 92 экономических района, в том числе 68 - в РСФСР, 11 - в УССР и по одному - в остальных республиках. Как правило, границы административных районов в РСФСР совпадали с границами административных областей. В последующем в связи с ликвидацией Бала-шовской и Каменской областей количество экономических административных районов было сокращено до 90 [4].
Созданные в экономических административных районах совнархозы были подчинены Советам министров союзных республик.
Как уже отмечалось выше, созданные на первом этапе в 1917-1932 г.г. совнархозы сыграли исключительную роль в создании социалистической экономики. Между совнархозами этих двух этапов развития экономики страны имеется много общего не только в названии, но и по самой природе и в методах работы. Территориальная форма управления промышленностью в сочетании с отраслевой способствовала развитию экономики как регионов, так и в целом страны.
Однако наряду с общими принципами имелось много коренных и существенных различий. Советы народного хозяйства 1957-1965 г.г. были созданы на совершенно другой базе, чем совнархозы, созданные на первом этапе. Если ранее СНХ приходилось заниматься национализацией промышленных предприятий и их восстановлением, то на втором этапе перед совнархозами стояли задачи по осуществлению руководства высокоразвитой промышленностью, развитию технического прогресса в промышленности.
Были определены отличные, чем на первом этапе, взаимоотношения совнархозов с Советами депутатов трудящихся и их исполкомами. Не являясь отделами исполкомов и не будучи подчинёнными им, СНХ были обязаны [6]:
- докладывать исполкому о хозяйственной деятельности подведомственных совнархозу предприятий;
- координировать с исполкомом работу по комплексному развитию хозяйства и использованию сырьевой базы региона.
Связи с госпланами союзных республик заключались в представлении совнархозами проектов годовых и перспективных планов развития экономических районов, расчётов и заявок на оборудование, сырьё и материалы.
Одной из главных задач совнархозов по дальнейшему развитию промышленности была задача организации рационального технического руководства, обеспечивающая оптимальное сочетание централизованного руководства с максимальным использованием инициативы и возможностей руководителей первичного звена (предприятий) по внедрению новой техники и освоению передовых технологий.
Совет народного хозяйства Оренбургского экономического административного района и его отраслевые управления были образованы на основании постановления Совета Министров РСФСР от 01 июня 1957 г. с функциями управления предприятиями, стройками и организациями союзно-республиканского значения. Структура совнархоза включала 11 функциональных подразделений и 12 отраслевых управлений [3].
К моменту образования совнархоза Оренбургского экономического административного района его промышленный потенциал характеризовался следующими показателями. Продукция промышленных предприятий области по сравнению с 1913 г. увеличилась более чем в 65 раз, а по сравнению с 1940 г. - почти в 7,5 раза [4].
Объём выпуска промышленной продукции в 1956 г. возрос на 6,5% по сравнению с 1955 г., а в 1957 г. - уже на 12% по сравнению с 1956 г. [4]
В соответствии с положением о совете народного хозяйства экономического административного района местным совнархозам вменялась в обязанность разработка перспективных и текущих планов развития и размещения производительных сил районов.
Так, в соответствии с разработанным совнархозом проектом плана развития народного хозяйства Оренбургской области на 1959-1965 г.г. предполагалось увеличение [3]:
- объёмов промышленной продукции -в 2,4 раза;
- добычи нефти - в 2,8 раза;
- выпуска валовой продукции в химической промышленности - в 3,5 раза, в метал-
лургии - в 3,7 раза, в машиностроении - в 2,2 раза;
- производства строительных материалов -в 2,8 раза.
Большое внимание было уделено освоению природных ресурсов. Так, в отраслях цветной металлургии планировалось [3]:
- реконструировать Южно-Уральский никелевый комбинат с уве-личением мощности в 1,5 раза;
- строительство горно-обогатительного предприятия на Буруктальском никеле-кобальтовом месторождении и железнодорожной линии Про-финтерн - Буруктал протяжённостью 100 км;
- освоение крупного Гайского месторождения медно-сульфидных руд и начало строительства крупного горно-обогатительного комбината;
- расширение Орского завода по обработке цветных металлов с увеличением мощности в 2 раза.
Намечались большие темпы развития нефтяной и газовой промышленности. Планировалось увеличение объёмов разведочного и эксплуатационного бурения, что должно было увеличить добычу нефти до 2,5 млн. т в год и газа - до 3,6 млрд. куб. м. [3]
Наряду с увеличением добычи нефти планировалось увеличение объёмов её переработки в 2,2 раза на базе реконструкции Орского нефтеперера-батывающего завода им. В.П.Чкалова с доведением его мощности по перера-ботке до 5,5 млн. т в год. [3]
В 1959-1965 г.г. планировалось сдать в эксплуатацию 77 школ, 103 детсада, 39 больниц, 109 детских яслей, 58 клубов, 14 поликлиник, 8 кинотеатров [4].
При этом рост реальной заработной платы на одного работающего предусматривался всего в размере 8,7%, на одного рабочего - 9,4% [4].
С созданием совнархозов повысилась ответственность местных органов власти за результаты работы предприятий и организаций промышленности и строительства. Совнархозы стремились более комплексно развивать экономику регионов и межотраслевые экономические связи, повышать специализацию и кооперирование производства, создавать межотраслевые предприятия и на их основе - отраслевые производственные объединения [1].
В период управления отраслями промышленности и строительства, созданными на втором этапе (1957-1965 г.г.) совнархозами на основе территориального принципа образования экономических административных районов были достигнуты следующие положительные результаты:
- расширены возможности специализации и кооперирования промышленного производства в пределах экономического района, и улучшена организация материально-технического снабжения;
- в конце 1950-х г.г. была проведена перепись возрастного состава оборудования, давшая ценную информацию о состоянии технического уровня производства;
- внедрены хозрасчетные отношения как для предприятий, так и для их структурных подразделений - производственных участков и цехов;
- обеспечена эффективная организация материально-технического снабжения и на этой основе - ритмичная работа промышленности;
- проведена значительная работа по обеспечению предприятий инженерно-техническими кадрами, в итоге за 1958-1961 г.г. удельный вес практиков специалистов уменьшился с 45% до 30% [4];
- повысилась ответственность местных органов власти за результаты работы предприятий и организаций промышленности и строительства.
Данные о выполнении намеченных на период 1959-1965 г.г. Оренбургским совнархозом показателей по отраслям промышленности приведены в таблице 1 [7].
Намеченных планами показателей достигли отрасли машиностроения, чёрной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, добычи и переработки нефти и некоторые другие.
Однако с течением времени в деятельности совнархозов стали проявляться недостатки: стал ощущаться дефицит в снабжении материально-техническими ресурсами, в обеспечении высококвалифицированными рабочими, в трудовой и технологической дисциплине, увеличилась доля брака, усилилось вмешательство в деятельность СНХ центральных органов власти и другие.
Таблица 1. Динамика развития отраслей промышленности Оренбургской области
за период 1959-1965 гг.
№ п/п Показатели/годы 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965
1 Объём валовой продукции промышленности (млн. руб.) 942,9 1027,3 1143,5 1251,7 1351,5 1367,3 1496,0
в т.ч.:
- машиностроение 184,6 210,2 254,8 314,4 329,8 337,0 335,5
- чёрная металлургия 60,7 64,5 73,0 86,4 107,1 138,6 150,8
- цветная металлургия 97,0 104,0 122,5 134,6 151,5 158,0 196,1
- химическая и нефтехимическая промышленность 22,4 27,2 29,4 32,3 44,4 51,4 57,1
2 Добыча нефти (млн. т) 1,1 1,3 1,6 1,9 2,0 2,3 2,6
3 Добыча газа (млрд. м3) 0,6 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,6
4 Переработка нефти (млн. т) - 3,3 - - - 4,0 3,9
5 Цемент (тыс. т) 625,7 730,1 782,4 838,1 858,6 886,5 954,3
В целях расширения экономических связей предприятий в 1962 г. было произведено укрупнение экономических районов. Их количество в РСФСР сократилось с 68 до 24. Оренбургский экономический административный район совместно с Челябинским и Курганским районами вошёл в Южно-Уральский экономический район [3].
Таким образом, началось движение в сторону централизации. Окончательное свёртывание деятельности совнархозов относится к 1965 г. Были воссозданы союзные и союзно-республиканские министерства, кото-
рым были подчинены предприятия промышленности и строительства.
Исходя из вышеизложенного, деятельность совнархозов по управлению региональными отраслями промышленности и строительства можно оценить как результативную. Несомненным положительным фактором является проявление ведущей роли совнархозов в развитии региональных производительных сил. Представляется, что опыт деятельности совнархозов именно в этом направлении может быть использован в управлении развитием экономики современной России.
8.11.2014
Список литературы:
1. Борисюк Н.К. Особенности стабилизации экономического роста в России / Н.К.Борисюк. - Типография ОГУ, 2013, № 8. -С. 10-12.
2. Венедиктов А.В. Правовое положение совнархоза и подведомственных ему предприятий / А.В.Венедиктов. - Издательство Ленинградского университета, 1959. - 130 с.
3. Государственное бюджетное учреждение «Государственный архив Оренбургской области». - Ф. 2600, Оп. 1, Д. 12, 19.
4. Государственное бюджетное учреждение «Центр документации новейшей истории Оренбургской области». - Ф. 371, Оп. 19, Д. 13, 1183; Ф. 371, Оп. 33, Д. 190; Ф. 7518, Оп. 1, Д. 126.
5. Дробижев В.З., Медведев А.Б. Из истории совнархозов / В.З.Дробижев, А.Б.Медведев. - Издательство Московского университета, 1964. - 188 с.
6. Постановление Совмина СССР от 26.09.1957 № 1150 «Об утверждении положения о совете народного хозяйства экономического административного района». - «СП СССР», 1957, № 12.
7. Официальные данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области [электронный ресурс] - Режим доступа http://orenstatgks.ru/
Сведения об авторе: Борисюк Николай Константинович, профессор кафедры государственного, муниципального управления и менеджмента Оренбургского государственного университета,
доктор экономических наук, профессор 460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6103, тел. (3532) 372442, e mail: [email protected]