Научная статья на тему 'Совнархозы: история создания и результативность функционирования'

Совнархозы: история создания и результативность функционирования Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
7270
398
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВНАРХОЗЫ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ / COUNCILS OF NATIONAL ECONOMY / SECTOR OF INDUSTRY / EFFICIENCY / EFFECTIVENESS OF OPERATION / CENTRALIZED AND LOCAL FORMS OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Борисюк Н. К.

В статье рассматриваются вопросы создания и функционирования совнархозов в 1917-1932 и 1957-1965 гг., выделяются положительные и отрицательные факторы в их деятельности, даётся оценка эффективности экономики в условиях управления совнархозами промышленностью и строительством регионов и в целом страны. На основе выполненного анализа делаются выводы о возможности использования положительного опыта для развития экономики региона в условиях сочетания централизованной и территориальной форм управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNCILS OF NATIONAL ECONOMY: ORIGIN AND EFFECTIVENESS OF OPERATION

The article considers the problems of creation and functioning of national economic councils in 19171932 and 19571965, positive and negative factors in their activities are highlighted, the estimation of efficiency in the economy in terms of regional industry and construction management and management of the whole country by national economic councils is given. Conclusions about the feasibility of using the positive experience for the development of the regional economy in terms of a combination of centralized and local forms of management are drawn on the basis of the accomplished analysis.

Текст научной работы на тему «Совнархозы: история создания и результативность функционирования»

УдК 061.1:332.1:94(470.56) «19»

Борисюк Н.К.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

СОВНАРХОЗЫ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

В статье рассматриваются вопросы создания и функционирования совнар-хозов в 1917-1932 и 1957-1965 г.г., выделяются положительные и отрицательные факторы в их деятельности, даётся оценка эффективности экономики в условиях управления совнархозами промышленностью и строительством регионов и в целом страны. На основе выполненного анализа делаются выводы о возможности исполь-зования положительного опыта для развития экономики региона в условиях сочета-ния централизованной и территориальной форм управления.

Ключевые слова: совнархозы, промышленность, эффективность, результа-тивность функционирования, централизованная и территориальная формы управ-ления.

В истории развития народного хозяйства Российской Советской Рес-публики, затем с 1918 г. - Российской Федерации, а с 1924 г. -Советского Союза Советы народного хозяйства (совнархозы - СНХ) создавались в периоды 1917-1932 и 1957-1965 г.г.

Первым в Российской Советской Республике (после Октябрьской революции 1917 г.) был образован Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ) при Совете народных комиссаров, а с 1918 г. - ВСНХ РСФСР с двойным подчинением - ВЦИК и Совету народных комиссаров РСФСР. В соответствии с утверждённым ВСНХ положением от 23 декабря 1917 г. на территории страны - в губерниях, районах и уездах - стали создаваться Советы народно-го хозяйства, призванные проводить политику ВСНХ на местах [5].

Оренбургский губернский Совет народного хозяйства (ГСНК) был образован на основании постановления губисполкома от 13 апреля 1918 г. в соответствии с положением о ВСНХ и его местных органах для руководства всеми промышленными предприятиями и их объединениями в губернии, организации заготовок промышленного сырья и топлива [4].

Положением о совнархозах предусматривалось создание в каждом территориальном совнархозе 14 секций: государственного хозяйства и банка; топлива; по обработке металлов; по обработке волокнистых веществ; бумаж-ных изделий; дерева; минеральных веществ; химического производства; строительных работ; транспорта; сельского хозяйства; продовольствия и по-требления. При необходимости разрешалось образовывать и другие секции.

В структуре каждой секции создавались четыре главных отдела:

- организационный с функциями управления, финансирования и технической организации предприятий;

- снабжения и распределения;

- труда;

- статистики.

Для руководства совнархозом избирались исполнительный комитет и его президиум.

Необходимо отметить, что народное хозяйство как в целом страны, так и Оренбургской губернии в послереволюционный период характеризовалось не только его разрухой, но и слаборазвитой промышленностью, что усугублялось снижением численности населения, его неграмотностью, крайне низкой прослойкой рабочего класса.

Так, по отношению к довоенному периоду (1914 г.) население Оренбургской губернии составляло всего 24,9%. При этом городское население сократилось на 16,2%, а сельское - на 88,8%, т. е. в 5 раз больше [4].

Оренбургская губерния имела слаборазвитую промышленность. По состоянию на 1923 г. численность промышленных предприятий по Оренбургской губернии составляла 363 с числом рабочих 6010 чел. При этом количество предприятий, имеющих не менее 16 рабочих при механическом двигателе и не менее 39 рабочих без механического двигателя, насчитывало всего 39 с числом рабочих 3549 чел., служащих - 643 чел., всего 4192 чел.

В Оренбургской губернии имели место серьёзные проблемы с общей грамотностью населения. Если средняя грамотность по РСФСР состав-

ляла 44,1%, то грамотность по губернии - только 36,4% (1923 г.). При этом в отдельных районах она не превышала 27,3% (Бугурусланский округ). На тысячу населения в РСФСР приходилось 16,8 рабочих, в губернии - 4,8 [4].

Как видно из приведённых, далеко не полных данных, нужны были неординарные и эффективные решения по развитию промышленного потенциала Оренбургской губернии. И такие действия должен был принимать созданный в губернии совнархоз.

Как показала практика, только на местах с учётом всех факторов, как положительных, так и отрицательных, возможно было принимать действенные и результативные решения. В качестве примера можно привести ряд решений, принятых совнархозом по развитию промышленности губернии.

Так, ставились и решались задачи по форсированию разведочных работ на нефть в районах Бугурусланского округа. Запрашивались средства на завершение в 1929-1930 г.г. геологической разведки месторождения сланцев Общего Сырта.

По промышленности были приняты решения по строительству завода химической аппаратуры, фабрики штамповочных изделий, а также включены в пятилетний план строительства станкостроительный завод и завод тракторных деталей и другие.

Решалась задача ускорения строительства железнодорожной линии Оренбург - Уфа [4].

На основании вышеизложенного можно выделить следующие основные положительные результаты деятельности совнархозов периода 1917-1932 г.г.:

- создание системы управления промышленностью страны на принципах сочетания территориальной и отраслевой структур;

- разработка (1918 г.) ВСНХ планов развития ведущих отраслей промышленности;

- выяснение совнархозами в процессе национализации предприятий экономических связей между предприятиями с целью их сохранения и расширения;

- объединение в ряде случаев родственных предприятий;

- создание межотраслевых предприятий по ремонту оборудования, производству заготовок, инструментов и др.;

- внедрение в работу промышленности плановости;

- при непосредственном участии местных совнархозов разрабаты-вались планы электрификации территорий;

- начала проводиться широкая разведка полезных ископаемых;

- налажена статистическая отчётность;

- положительные результаты имело привлечение к работе в советах народного хозяйства специалистов старой интеллигенции;

- проведение работы по обеспечению промышленных предприятий топливом, сырьём, деньгами, по организации сбыта продукции.

На первом этапе своей деятельности (1917-1932 г.г.) совнархозы выполнили свою историческую задачу собирания и возрождения национализи-рованной промышленности России.

По мере индустриализации страны усложнялось руководство выросшими отраслями промышленности и строительства. Наряду с этим начали проявляться крупные недостатки в территориальной системе управления, что привело к ликвидации в 1932 г. совнархозов и организации наркоматов (с 1946 г. - министерств).

К началу 1957 г., т. е. ко времени создания второго этапа совнархозов, в бывшем Советском Союзе имелось 37 союзных и союзно-республиканских министерств по промышленности и строительству. Объём промышленной продукции вырос в сравнении с довоенным 1940 г. почти в 4 раза. Число промышленных предприятий превысило 200 тыс., строек - 100 тыс. В стране были созданы решающие отрасли тяжёлой индустрии, подготовлены высоко-квалифицированные инженерно-технические кадры, экономисты и организаторы производства [4].

Вместе с тем, руководство из центра таким числом предприятий усложнялось. Кроме того, в работе министерств имелись серьёзные недостатки: всё отчётливее стали проявляться ведомственные барьеры, обострилась конкурентная борьба за ресурсы, непродуманность в размещении новых пред-приятий, слабое использование местной инициативы и др.

Решением Пленума ЦК КПСС «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством» от

14 февраля 1957 г. были установлены основные принципы организации управления промышленностью по территориальному принципу на базе определённых экономических районов с образованием совнархозов.

Первоначально было создано 92 экономических района, в том числе 68 - в РСФСР, 11 - в УССР и по одному - в остальных республиках. Как правило, границы административных районов в РСФСР совпадали с границами административных областей. В последующем в связи с ликвидацией Бала-шовской и Каменской областей количество экономических административных районов было сокращено до 90 [4].

Созданные в экономических административных районах совнархозы были подчинены Советам министров союзных республик.

Как уже отмечалось выше, созданные на первом этапе в 1917-1932 г.г. совнархозы сыграли исключительную роль в создании социалистической экономики. Между совнархозами этих двух этапов развития экономики страны имеется много общего не только в названии, но и по самой природе и в методах работы. Территориальная форма управления промышленностью в сочетании с отраслевой способствовала развитию экономики как регионов, так и в целом страны.

Однако наряду с общими принципами имелось много коренных и существенных различий. Советы народного хозяйства 1957-1965 г.г. были созданы на совершенно другой базе, чем совнархозы, созданные на первом этапе. Если ранее СНХ приходилось заниматься национализацией промышленных предприятий и их восстановлением, то на втором этапе перед совнархозами стояли задачи по осуществлению руководства высокоразвитой промышленностью, развитию технического прогресса в промышленности.

Были определены отличные, чем на первом этапе, взаимоотношения совнархозов с Советами депутатов трудящихся и их исполкомами. Не являясь отделами исполкомов и не будучи подчинёнными им, СНХ были обязаны [6]:

- докладывать исполкому о хозяйственной деятельности подведомственных совнархозу предприятий;

- координировать с исполкомом работу по комплексному развитию хозяйства и использованию сырьевой базы региона.

Связи с госпланами союзных республик заключались в представлении совнархозами проектов годовых и перспективных планов развития экономических районов, расчётов и заявок на оборудование, сырьё и материалы.

Одной из главных задач совнархозов по дальнейшему развитию промышленности была задача организации рационального технического руководства, обеспечивающая оптимальное сочетание централизованного руководства с максимальным использованием инициативы и возможностей руководителей первичного звена (предприятий) по внедрению новой техники и освоению передовых технологий.

Совет народного хозяйства Оренбургского экономического административного района и его отраслевые управления были образованы на основании постановления Совета Министров РСФСР от 01 июня 1957 г. с функциями управления предприятиями, стройками и организациями союзно-республиканского значения. Структура совнархоза включала 11 функциональных подразделений и 12 отраслевых управлений [3].

К моменту образования совнархоза Оренбургского экономического административного района его промышленный потенциал характеризовался следующими показателями. Продукция промышленных предприятий области по сравнению с 1913 г. увеличилась более чем в 65 раз, а по сравнению с 1940 г. - почти в 7,5 раза [4].

Объём выпуска промышленной продукции в 1956 г. возрос на 6,5% по сравнению с 1955 г., а в 1957 г. - уже на 12% по сравнению с 1956 г. [4]

В соответствии с положением о совете народного хозяйства экономического административного района местным совнархозам вменялась в обязанность разработка перспективных и текущих планов развития и размещения производительных сил районов.

Так, в соответствии с разработанным совнархозом проектом плана развития народного хозяйства Оренбургской области на 1959-1965 г.г. предполагалось увеличение [3]:

- объёмов промышленной продукции -в 2,4 раза;

- добычи нефти - в 2,8 раза;

- выпуска валовой продукции в химической промышленности - в 3,5 раза, в метал-

лургии - в 3,7 раза, в машиностроении - в 2,2 раза;

- производства строительных материалов -в 2,8 раза.

Большое внимание было уделено освоению природных ресурсов. Так, в отраслях цветной металлургии планировалось [3]:

- реконструировать Южно-Уральский никелевый комбинат с уве-личением мощности в 1,5 раза;

- строительство горно-обогатительного предприятия на Буруктальском никеле-кобальтовом месторождении и железнодорожной линии Про-финтерн - Буруктал протяжённостью 100 км;

- освоение крупного Гайского месторождения медно-сульфидных руд и начало строительства крупного горно-обогатительного комбината;

- расширение Орского завода по обработке цветных металлов с увеличением мощности в 2 раза.

Намечались большие темпы развития нефтяной и газовой промышленности. Планировалось увеличение объёмов разведочного и эксплуатационного бурения, что должно было увеличить добычу нефти до 2,5 млн. т в год и газа - до 3,6 млрд. куб. м. [3]

Наряду с увеличением добычи нефти планировалось увеличение объёмов её переработки в 2,2 раза на базе реконструкции Орского нефтеперера-батывающего завода им. В.П.Чкалова с доведением его мощности по перера-ботке до 5,5 млн. т в год. [3]

В 1959-1965 г.г. планировалось сдать в эксплуатацию 77 школ, 103 детсада, 39 больниц, 109 детских яслей, 58 клубов, 14 поликлиник, 8 кинотеатров [4].

При этом рост реальной заработной платы на одного работающего предусматривался всего в размере 8,7%, на одного рабочего - 9,4% [4].

С созданием совнархозов повысилась ответственность местных органов власти за результаты работы предприятий и организаций промышленности и строительства. Совнархозы стремились более комплексно развивать экономику регионов и межотраслевые экономические связи, повышать специализацию и кооперирование производства, создавать межотраслевые предприятия и на их основе - отраслевые производственные объединения [1].

В период управления отраслями промышленности и строительства, созданными на втором этапе (1957-1965 г.г.) совнархозами на основе территориального принципа образования экономических административных районов были достигнуты следующие положительные результаты:

- расширены возможности специализации и кооперирования промышленного производства в пределах экономического района, и улучшена организация материально-технического снабжения;

- в конце 1950-х г.г. была проведена перепись возрастного состава оборудования, давшая ценную информацию о состоянии технического уровня производства;

- внедрены хозрасчетные отношения как для предприятий, так и для их структурных подразделений - производственных участков и цехов;

- обеспечена эффективная организация материально-технического снабжения и на этой основе - ритмичная работа промышленности;

- проведена значительная работа по обеспечению предприятий инженерно-техническими кадрами, в итоге за 1958-1961 г.г. удельный вес практиков специалистов уменьшился с 45% до 30% [4];

- повысилась ответственность местных органов власти за результаты работы предприятий и организаций промышленности и строительства.

Данные о выполнении намеченных на период 1959-1965 г.г. Оренбургским совнархозом показателей по отраслям промышленности приведены в таблице 1 [7].

Намеченных планами показателей достигли отрасли машиностроения, чёрной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, добычи и переработки нефти и некоторые другие.

Однако с течением времени в деятельности совнархозов стали проявляться недостатки: стал ощущаться дефицит в снабжении материально-техническими ресурсами, в обеспечении высококвалифицированными рабочими, в трудовой и технологической дисциплине, увеличилась доля брака, усилилось вмешательство в деятельность СНХ центральных органов власти и другие.

Таблица 1. Динамика развития отраслей промышленности Оренбургской области

за период 1959-1965 гг.

№ п/п Показатели/годы 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965

1 Объём валовой продукции промышленности (млн. руб.) 942,9 1027,3 1143,5 1251,7 1351,5 1367,3 1496,0

в т.ч.:

- машиностроение 184,6 210,2 254,8 314,4 329,8 337,0 335,5

- чёрная металлургия 60,7 64,5 73,0 86,4 107,1 138,6 150,8

- цветная металлургия 97,0 104,0 122,5 134,6 151,5 158,0 196,1

- химическая и нефтехимическая промышленность 22,4 27,2 29,4 32,3 44,4 51,4 57,1

2 Добыча нефти (млн. т) 1,1 1,3 1,6 1,9 2,0 2,3 2,6

3 Добыча газа (млрд. м3) 0,6 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,6

4 Переработка нефти (млн. т) - 3,3 - - - 4,0 3,9

5 Цемент (тыс. т) 625,7 730,1 782,4 838,1 858,6 886,5 954,3

В целях расширения экономических связей предприятий в 1962 г. было произведено укрупнение экономических районов. Их количество в РСФСР сократилось с 68 до 24. Оренбургский экономический административный район совместно с Челябинским и Курганским районами вошёл в Южно-Уральский экономический район [3].

Таким образом, началось движение в сторону централизации. Окончательное свёртывание деятельности совнархозов относится к 1965 г. Были воссозданы союзные и союзно-республиканские министерства, кото-

рым были подчинены предприятия промышленности и строительства.

Исходя из вышеизложенного, деятельность совнархозов по управлению региональными отраслями промышленности и строительства можно оценить как результативную. Несомненным положительным фактором является проявление ведущей роли совнархозов в развитии региональных производительных сил. Представляется, что опыт деятельности совнархозов именно в этом направлении может быть использован в управлении развитием экономики современной России.

8.11.2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. Борисюк Н.К. Особенности стабилизации экономического роста в России / Н.К.Борисюк. - Типография ОГУ, 2013, № 8. -С. 10-12.

2. Венедиктов А.В. Правовое положение совнархоза и подведомственных ему предприятий / А.В.Венедиктов. - Издательство Ленинградского университета, 1959. - 130 с.

3. Государственное бюджетное учреждение «Государственный архив Оренбургской области». - Ф. 2600, Оп. 1, Д. 12, 19.

4. Государственное бюджетное учреждение «Центр документации новейшей истории Оренбургской области». - Ф. 371, Оп. 19, Д. 13, 1183; Ф. 371, Оп. 33, Д. 190; Ф. 7518, Оп. 1, Д. 126.

5. Дробижев В.З., Медведев А.Б. Из истории совнархозов / В.З.Дробижев, А.Б.Медведев. - Издательство Московского университета, 1964. - 188 с.

6. Постановление Совмина СССР от 26.09.1957 № 1150 «Об утверждении положения о совете народного хозяйства экономического административного района». - «СП СССР», 1957, № 12.

7. Официальные данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области [электронный ресурс] - Режим доступа http://orenstatgks.ru/

Сведения об авторе: Борисюк Николай Константинович, профессор кафедры государственного, муниципального управления и менеджмента Оренбургского государственного университета,

доктор экономических наук, профессор 460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6103, тел. (3532) 372442, e mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.